Научная статья на тему 'РОЛЬ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА МВД РОССИИ В КОММУНИКАТИВНО-ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА МВД РОССИИ В КОММУНИКАТИВНО-ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК МВД РОССИИ / КОММУНИКАТИВНО-ПЕРЕГОВОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕГОВОРОВ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карданов Алим Русланович, Абидов Руслан Ризуанович

В статье охарактеризована личность сотрудника МВД России, который в соответствии со своими служебными обязанностями ведет переговоры. В процессе выполнения сотрудниками своей профессиональной деятельности важное место занимают коммуникативно-переговорные навыки. Развитые их коммуникативно-переговорных навыков является важной частью учебного процесса курсов повышения квалификации. Автор статьи рассматривает опыт процесса организации коммуникативно-переговорной деятельности в условиях повышения квалификации. Отмечается важность учета способности моделировать развитие переговорного процесса, предвидеть возможность возникновения конфликта, поведения и межличностное взаимодействие участников переговорной деятельности. В коммуникативно-переговорной деятельности роль личности сотрудника становится решающей. Ключом к этой деятельности является специально подготовленный сотрудник. Переговорщиком выбирается доброволец, опытный сотрудник правоохранительных органов с отличным психическим и физическим здоровьем, который умел ясно мыслить в условиях стресса. В осуществлении коммуникативно-переговорной деятельности значительную роль играют навыки ее ведения. В статье дается характеристика модели поведения сотрудника, которая реализуется поэтапно (активное слушание, эмпатия, взаимопонимание, влияние, поведенческие изменения). Для этого вырабатываются правила, которые подлежат исполнению (учить сотрудников на ошибках в прошлых переговорах, учить навыкам «жестких» переговоров, учить учету конфликтов интересов, учить как использовать и контролировать свои эмоции, учить как строить отношения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карданов Алим Русланович, Абидов Руслан Ризуанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PERSONALITY OF THE EMPLOYEE OF THE MIA OF RUSSIA IN COMMUNICATION AND NEGOTIATION ACTIVITIES

The article describes the personality of an employee of the Ministry of Internal Affairs of Russia, who, in accordance with his official duties, conducts negotiations. In the process of carrying out their professional activities by employees, communication and negotiation skills occupy an important place. Developed their communication and negotiation skills is an important part of the educational process of continuing education courses. The author of the article considers the experience of the process of organizing communication and negotiation activities in terms of advanced training. The importance of taking into account the ability to model the development of the negotiation process, to anticipate the possibility of a conflict, behavior and interpersonal interaction of participants in the negotiation activity is noted. In communicative and negotiation activities, the role of the employee's personality becomes decisive. The key to this activity is a specially trained employee. The negotiator is a volunteer, an experienced law enforcement officer with excellent mental and physical health, who can think clearly under stress. In the implementation of communicative and negotiation activities, the skills of its conduct play a significant role. The article gives a description of the employee's behavior model, which is implemented in stages (active listening, empathy, mutual understanding, influence, behavioral changes). To do this, rules are developed that are subject to execution (to teach employees on mistakes in past negotiations, to teach the skills of "hard" negotiations, to teach how to take into account conflicts of interest, to teach how to use and control their emotions, to teach how to build relationships).

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА МВД РОССИИ В КОММУНИКАТИВНО-ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

деятельности. Её степень проявляется в разных возрастных группах в зависимости от характера учебных заданий и контроля педагога.

Исследования Е.И. Савонько, И.П. Именитовой, З.М. Хизроевой показали, что связь устойчивости мотивационной структуры (ориентации на процесс - результат - вознаграждение - давление) с ее динамичностью состоит в дифференциации компонентов в структуре, их упорядочении с тенденцией к устойчивости структуры. [2, С. 230] Предоставление возможности физического эксперимента как части исследовательской деятельности, учащимися воспринимается сильнее, глубже, чем заучивание определенных знаний. Для совершенствования практик, закрепления теоретических знаний педагогу - художнику необходимо акцентировать внимание на обратную связь с воспитанниками путем непрерывного опроса, ведения диалога.

На занятиях по декоративной лепке на этапе подготовки «дикой» глины к работе соблюдается сложный технологический цикл, включающий использование технологического оборудования, применение технических приемов, вспомогательных средств и приспособлений. Учащиеся оказываются не просто на занятиях, а в творческой лаборатории по изучению свойств и видов керамических масс, подходящих к определенным видам изделий, их утилитарных функций. Ребенок становится исследователем и ученым в этом контексте учебного процесса, что является стимулятором и раздражителем для дальнейшей мотивации, интеллектуального развития, целеполагания. Это заставляет школьника перейти на более высокий психологический уровень, включающий в себя разнообразные по содержанию и виду умственные и физические действия. Ручной труд в тесной взаимосвязи с работой на простейших приспособлениях и станках (гончарный круг) стимулирует личную заинтересованность, ответственность и др.

Сфера материальных установок может рассматриваться как значимый мотив к дальнейшему предпрофессиональному становлению личности школьника в теоретическом и практическом направлении. Хорошим стимулом здесь является проведение тематических конкурсов, выставок разного уровня, благотворительных акций, конкуров, ярмарок.

Во время практических занятий декоративной лепкой воспитанник разрабатывает творческий проект художественного произведения самостоятельно либо в группе сверстников, под контролем педагога - художника. В этом контексте выполнение задания может быть рассмотрено как проект художественного произведения, либо метода тиражирования, которое предполагает утилитарную функцию изготавливаемого предмета как приспособления для эффективного технологического процесса, как продукцию, применимую в быту, сувенирную продукцию. Реализация сувенирной продукции на сопутствующих мероприятиях предоставляет переход идеального к мотивации монетизировать свой полученный результат, что является одной из компонентов современной социализации, придает динамику следующей ступени творческого мастерства, изучению основ финансовой грамотности и маркетинга.

Выводы. Таким образом, мотивация младших школьников к выполнению творческих, практических занятий малой пластикой, декоративной лепкой заключается в интеграции многих факторов: личный профессионализм и мастерство педагога - художника; возрастные личностные особенности воспитанников; личная заинтересованность в успешной подготовке проекта и его реализации; успешное освоение необходимых технологических процессов, техник, инструментов и приспособлений. Значительным стимулом в создании мотивации к данному виду деятельности у учащихся автор полагает предоставление художественных керамических изделий и проектов, презентацию готового продукта на определенных выставочных и торговых площадках.

Литература:

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: 1968. - 278 с.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.

3. Карачевский, Е.Г. Активизация познавательно-творческой деятельности учащихся на занятиях лепкой (на примере керамической мастерской): Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов / Е.Г. Карачевский. Ялта.: РИО ГПА, 2020. - Вып. 69. - Ч. 4. - 342 с.

4. Клюева, Н.В. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений / Н.В. Клюева. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400 с.

5. Маркова, А.К. Формирование интереса к учению у школьников / А.К. Маркова. - М.: 1986. - 96 с.

Педагогика

УДК 378.046.4

преподаватель Карданов Алим Русланович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик); старший преподаватель Абидов Руслан Ризуанович Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА МВД РОССИИ В КОММУНИКАТИВНО-ПЕРЕГОВОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье охарактеризована личность сотрудника МВД России, который в соответствии со своими служебными обязанностями ведет переговоры. В процессе выполнения сотрудниками своей профессиональной деятельности важное место занимают коммуникативно-переговорные навыки. Развитые их коммуникативно-переговорных навыков является важной частью учебного процесса курсов повышения квалификации. Автор статьи рассматривает опыт процесса организации коммуникативно-переговорной деятельности в условиях повышения квалификации. Отмечается важность учета способности моделировать развитие переговорного процесса, предвидеть возможность возникновения конфликта, поведения и межличностное взаимодействие участников переговорной деятельности. В коммуникативно-переговорной деятельности роль личности сотрудника становится решающей. Ключом к этой деятельности является специально подготовленный сотрудник. Переговорщиком выбирается доброволец, опытный сотрудник правоохранительных органов с отличным психическим и физическим здоровьем, который умел ясно мыслить в условиях стресса. В осуществлении коммуникативно-переговорной деятельности значительную роль играют навыки ее ведения. В статье дается характеристика модели поведения сотрудника, которая реализуется поэтапно (активное слушание, эмпатия, взаимопонимание, влияние, поведенческие изменения). Для этого вырабатываются правила, которые подлежат исполнению

(учить сотрудников на ошибках в прошлых переговорах, учить навыкам «жестких» переговоров, учить учету конфликтов интересов, учить как использовать и контролировать свои эмоции, учить как строить отношения).

Ключевые слова: сотрудник МВД России, коммуникативно-переговорная деятельность, технология переговоров, профессионализм, повышение квалификации.

Annоtation. The article describes the personality of an employee of the Ministry of Internal Affairs of Russia, who, in accordance with his official duties, conducts negotiations. In the process of carrying out their professional activities by employees, communication and negotiation skills occupy an important place. Developed their communication and negotiation skills is an important part of the educational process of continuing education courses. The author of the article considers the experience of the process of organizing communication and negotiation activities in terms of advanced training. The importance of taking into account the ability to model the development of the negotiation process, to anticipate the possibility of a conflict, behavior and interpersonal interaction of participants in the negotiation activity is noted. In communicative and negotiation activities, the role of the employee's personality becomes decisive. The key to this activity is a specially trained employee. The negotiator is a volunteer, an experienced law enforcement officer with excellent mental and physical health, who can think clearly under stress. In the implementation of communicative and negotiation activities, the skills of its conduct play a significant role. The article gives a description of the employee's behavior model, which is implemented in stages (active listening, empathy, mutual understanding, influence, behavioral changes). To do this, rules are developed that are subject to execution (to teach employees on mistakes in past negotiations, to teach the skills of "hard" negotiations, to teach how to take into account conflicts of interest, to teach how to use and control their emotions, to teach how to build relationships).

Key words: employee of the Ministry of Internal Affairs of Russia, communication and negotiation activity, negotiation technology, professionalism, advanced training.

Введение. Способность осуществлять коммуникативно-переговорную деятельность является важной для многих профессий. При выполнении сотрудниками МВД России своей профессиональной деятельности важное место занимают коммуникативно-переговорные навыки. В научной литературе крайне недостаточно исследуется этот вопрос.

Немногие переговорщики могут разрешить напряженные сценарии переговоров, чем те кризисные переговоры, которые проводит группа по переговорам о заложниках. Методы ведения переговоров сотрудниками МВД имеют немаловажное значение для любого переговорщика, столкнувшегося с напряженными конфликтами в переговорах. В этой ситуации роль конкретной личности сотрудника, будет решающей в достижении положительного результата.

Изложение основного материала статьи. В процессе повышения квалификации сотрудников МВД по осуществлению коммуникативно-переговорной деятельности, прежде всего, мы обучали координированному реагированию участников кризисных переговоров. Это необходимо для того, чтобы урегулирование кризисного инцидента не задерживалось из-за того, что участникам переговоров не приходилось объяснять или оправдывать свои предполагаемые действия или стратегию. Для укрепления такого сотрудничества с сотрудниками МВД проводили совместные тренировки в моделируемых ситуациях (захват заложников, баррикадные ситуации, попытки самоубийства и др.). Кроме того, осуществлялась специальная психологическая подготовка с возможными переговорщиками.

Итак, в коммуникативно-переговорной деятельности роль личности сотрудника становится решающей. Ключом к эффективной коммуникативно-переговорной деятельности является специально подготовленный сотрудник. Поэтому особое внимание обращалось на курсах повышения квалификации подготовке сотрудника, который потенциально мог стать переговорщиком.

Переговорщиком выбирался доброволец, опытный сотрудник правоохранительных органов с отличным психическим и физическим здоровьем, который умел ясно мыслить в условиях стресса. Желательные черты для переговорщика включали эмоциональную зрелость, хорошие навыки слушания, а также хорошие способности к общению с людьми от самого низкого до самого высокого социального класса.

Цель технологии ведения переговоров - работать с человеком в кризисной ситуации для достижения мирного решения, которое ранее казалось невозможным, или, другими словами, примирить проблемы правонарушителя с необходимостью поддержания мира для общества в целом.

Основными навыками ведения осуществления коммуникативно-переговорной деятельности, которыми обладает конкретный сотрудник-переговорщик, по нашим многолетним эмпирическим исследованиям, являются следующие.

Навык ведения кризисных переговоров: поговори со мной. Навык предполагает, что надо сделать акцент на общении как на важном методе переговоров, и выяснении веских причин создавшейся ситуации. Открытие возможностей для общения сигнализирует о том, что сотрудник-переговорщик готов слушать, что является неотъемлемым первым шагом к установлению взаимопонимания между участниками коммуникативно-переговорной деятельности путем выстраивания доверия, а также проявления сочувствия, что может привести к дальнейшей взаимной выгоде «за столом переговоров» по мере того, как переговоры выходят за рамки начальных стадий.

Навык ведения кризисных переговоров: терпение. Навык предполагает, что важно предоставить возможность для выражения опасений во время переговоров о заложниках, но важнее, чтобы сотрудник-переговорщик был терпелив и избегал поспешных выводов и поспешного решения. Терпеливый переговорщик стремится установить взаимопонимание, чтобы повлиять на действия своего оппонента. В противном случае, если он игнорирует этот процесс, то есть опасение, что разрешить ситуацию мирным путем не удастся.

Навык ведения кризисных переговоров: активное слушание. Этот аффективный навык используется для установления доверия и взаимопонимания между сторонами переговоров, а эффективным побочным продуктом этого процесса является сбор информации, который может помочь поддерживать открытый диалог в процессе коммуникативно-переговорной деятельности.

Навык ведения кризисных переговоров: уважать. Активное слушание и терпение занимают первые места в списке тактик разрешения конфликтов. И то, и другое приводит к тому, что оппонент чувствует, что его уважают и что его опасения выслушивают и решают.

Навык ведения кризисных переговоров: спокойствие. Демонстрация спокойствия в коммуникативно-переговорной деятельности, возможно, является одним из наиболее важных приемов ведения коммуникативно-переговорной деятельности, которым может овладеть переговорщик по захвату заложников, потому что действия сотрудника-переговорщика заразительны и использование спокойного, понимающего и уважительного тона помогает правонарушителю понять, что есть альтернативный выход.

Навык ведения кризисных переговоров: самосознание. Самосознание включает двойное осознание того, что сотрудник-переговорщик должен установить отношения с совершенно незнакомым человеком, сохраняя при этом стратегический и целенаправленный характер своего общения.

Навык ведения кризисных переговоров: адаптивность. Техника ведения коммуникативно-переговорной деятельности, которой все опытные переговорщики обладают, - это способность адаптироваться к меняющимся обстоятельствам и реагировать на эти обстоятельства таким образом, чтобы сохранить отношения, которые они построили со своим оппонентом, а также приблизить их к цели переговоров. Переговоры по захвату заложников - это не шаблонный план, в котором один и тот же подход и действия используются каждый раз одинаковым образом. Практика показывает, что ни один опытный переговорщик никогда не подойдет к «столу переговоров» с этим мнением.

Вышеперечисленные и охарактеризованные навыки явились предметом обсуждения и дискуссий на курсах повышения квалификации сотрудников МВД.

Хотя коммуникативно-переговорная деятельность не бывает однообразной или универсальной, навыки построения отношений и общения применимы почти в каждом сценарии коммуникативно-переговорной деятельности, который можно себе представить. Одной из конкретных моделей, является «модель лестницы изменения поведения» (М. Спэнг, М. Айзенхарт и др.). Сотрудники следуют этой модели, осваивая следующие этапы.

1. Активное слушание: понять психологию правонарушителя и дать ему понять, что его слушают.

2. Эмпатия: понять проблемы правонарушителя и то, что он чувствует.

3. Взаимопонимание: когда правонарушитель начинает видеть, что чувствует переговорщик, он начинает доверять сотруднику-переговорщику.

4. Влияние: только после завоевания доверия можно рекомендовать решение проблем правонарушителя.

5. Поведенческие изменения: они действуют и, возможно, сдаются.

Многолетний эмпирический опыт подготовки сотрудников к коммуникативно-переговорной деятельности на курсах повышения квалификации позволил нам разработать некоторые правила, которые помогают достигать эффект в коммуникативно-переговорной деятельности.

Во время ведения коммуникативно-переговорной деятельности сотруднику важно быть самим собой, не следует притворяться или притворяться хорошим.

Сотруднику важно быть искренним, а не только серьезным. Искренность - одно из важнейших качеств сотрудника, необходимых в коммуникативно-переговорной деятельности.

Во время переговоров честность играет важную роль. Нельзя манипулировать своим служебным положением, зарплатой и т.д.

Замечено, что нетерпеливые сотрудники - плохие переговорщики: нужно убедить правонарушителя, а это требует терпения. Поэтому важно научиться «не выходить из себя» и не кричать на него.

Научиться идти на компромисс. Это нормально отдавать приоритет своим личным интересам, но не всегда следует быть принципиальным. Если вы первым что-то предпринять, вы ничего не потеряете.

Быть тактичным и дипломатичным. Быть дипломатичным не значит быть умным. Нужно быть умным и знать, что говорить, а что не говорить. Анализировать ситуацию и реагировать соответствующим образом.

В процессе обучения сотрудников коммуникативно-переговорной деятельности на курсах повышения квалификации мы придерживались следующих позиций:

• учили на ошибках сотрудников в прошлых переговорах. Профессионалы, стремящиеся улучшить свои навыки ведения переговоров, могут многому научиться на ошибках, опубликованных в рапортах и в печати;

• учили навыкам «жестких» переговоров. Навыки ведения переговоров для решения ситуаций, возникающих за столом переговоров, всегда пользуются большим спросом. Стратегии, подготовленные до того, как сесть за стол переговоров, являются одним из способов предвидеть события во время переговоров, но опытные переговорщики знают, что стиль ведения переговоров их оппонента повлияет, положительно или отрицательно, даже на самые продуманные планы;

• учили, как конфликты интересов могут повлиять на переговоры. Перед переговорщиками и другими лицами, принимающими решения, иногда стоит трудная задача сохранять беспристрастность при возникновении конфликта интересов. Действия сотрудника должны предполагать меры предосторожности, которые можно предпринять в таких деликатных ситуациях;

• учили, как использовать свои эмоции.

На тренингах по ведению переговоров учили сотрудников выходить за пределы своих эмоций и смотреть на ситуацию рационально. Очень хорошие переговорщики — это те, у кого есть истории из жизни. Также учили, как контролировать свои эмоции. Чтобы избежать иррациональных действий или действий, которые могут навредить ситуации, учили сотрудников оценивать и измерять свою «эмоциональную температуру» во время коммуникативно-переговорной деятельности. В частности, учили сотрудников оценивать, поддаются ли ваши эмоции контролю, начинают ли они накаляться или грозят выплеснуться; учили, как строить отношения в этих ситуациях.

На курсах повышения квалификации проигрывали ролевую игру как часть тренинга по коммуникативно-переговорной деятельности.

Ролевая игра ставит участников в гипотетические ситуации и заставляет их обдумывать и принимать решения новыми и разными способами. Моделирование ролевых игр способствует как индивидуальному, так и коллективному обучению, которое можно перенести в ситуации «реального мира».

Симуляции позволяют сотрудникам осваивать незнакомые ситуации и, таким образом, развивать свои импровизационные способности. Текущие исследования показывают, что сотрудники лучше усваивают и запоминают концепции в экспериментальной среде обучения, такой как моделирование, в отличие от теоретических методов обучения, таких как лекции. И хотя симуляции с оценкой имеют ряд сильных и слабых сторон, симуляции - независимо от того, могут ли они быть оценены или нет - могут способствовать обучению коммуникативно-переговорной деятельности.

Выводы. Итак, единственный способ, при котором можно обучить сотрудников организации коммуникативно-переговорной деятельности, как вести переговоры, - это их обучение на курсах повышения квалификации. Это обучение может проводиться под руководством консультантов и других экспертов, или же сотрудники могут выезжать на учебные программы в университеты.

Литература:

1. Дубинин, Ю.В. Мастерство переговоров / Ю.В. Дубинин. - М.: ЗАО «Издательский дом «АквиаРус-ХХ1», 2007. - 287 с.

2. Лебедев, И.Б., Родин, В.Ф., Цветков, В.Л., Кикоть, В.Я., Эриашвили, Н.Д. Юридическая психология / И.Б. Лебедев, В.Ф. Родин, В.Л. Цветков, В.Я. Кикоть, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 479 с.

3. Полищук, Д.А. Психологические особенности общения при допросе / Д.А. Полищук // Прокурорская и следовательская практика. - 2012. - №5.

4. Родомская, И.П. Особенности коммуникативной подготовки в подразделениях МВД / И.П. Родомская // Честь и закон. - 2005. - №4.

5. Соколова, М.Г. Формирование у старшеклассников профессионально ориентированных классов коммуникативных умений ведения деловых переговоров: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / М.Г. Соколова. - М .: РГБ, 2002. - 23 с.

6. Спинова, Е.А. Формирование умений ведения переговоров при языковой подготовке специалистов внешней торговли: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Е.А. Спинова. - М.: РГБ, 2007. - 21 с.

7. Спэнг, М., Айзенхарт, М. Переговоры. Решение проблем в разном контексте / Пер. с англ. / М. Спэнг, М. Айзенхарт. - Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2009. - 592 с.

8. Шатило, Ю.П. Коммуникативные навыки ведения переговоров как важный аспект профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере международного бизнеса / Ю.П. Шатило // Молодой ученый. - 2014. - № 15 (74). -С. 244-247. - URL: https://moluch.ru/archive/74/12638/ (дата обращения: 16.09.2021).

8. Jonsson, Ch. Communication in International Bargaining / Ch. Jonsson. - L.: Pinter Publishers, 1990.

10. Stein, J.G. International Negatiation: A Multidisciplinary Perspective / J.G. Stein // Negotiation Journal. - 1998. - № 4. -P. 221-231.

Педагогика

УДК 371.14(470-13)

кандидат педагогических наук, доцент Картавая Юлия Константиновна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) федерального государственного

автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория);

старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Кравченко Олег Георгиевич

Крымский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего

образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Симферополь)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Аннотация. В данной статье определены и проанализированы этапы становления и развития системы последипломного педагогического образования в Крыму с конца девятнадцатого века и до наших дней. Раскрывается основное содержание выделенных этапов на основе анализа архивных документов и фундаментальных трудов по педагогике и истории Крыма. В результате проведенного анализа отмечены такие основные формы повышения квалификации педагогов как: семинары, съезды, курсы различного уровня, экскурсии, конференции, совещания, коллективная методическая работа в школах, самостоятельная работа учителей. Были выяснены главные проблемы, характеризующие организацию образовательного процесса в каждый исследуемый хронологический период последипломного педагогического образования. Обоснованы приоритетные направления дальнейшего развития и совершенствования системы последипломного образования учителей в Крымском регионе.

Ключевые слова: последипломное образование, повышение квалификации, система образования, учитель, методическая работа, образовательный процесс, хронологический период.

Anmtation. The paper has identified and analyzed the stages of formation and development of postgraduate pedagogical education in the Crimea at the end of the nineteenth century to the present day. There has been disclosed the main content of the selected stages based on the analysis of the archival documents and fundamental works on the pedagogy and history of the Crimea. The analysis has resulted in singling out the following basic forms of raising teachers' qualification level: seminars, conventions, courses of various levels, guided tours, conferences, meetings, collective methodical work in schools, teachers' independent work. There have been elucidated the main problems characterizing the organization of educational process in every chronological period of postgraduate education under study. There have been grounded the priority areas for further development and improvement of the system of postgraduate education of teachers in the Crimean region

Key words: postgraduate education, raising qualification level, the education system, teacher, methodical work, educational process, chronological period.

Введение. Последипломное образование является основной составляющей структуры непрерывного обучения и развития специалистов, которое направлено на рост профессионального уровня в государственных или частных учреждениях и руководствуется государственными стандартами. Именно последипломное образование учителей состоит из таких явлений, как совершенствование профессиональных знаний и умений, повышения квалификации, переподготовки педагогических кадров.

Особенностью развития системы последипломного образования учителей в Крыму является ее зависимость от совокупности объективных и субъективных причин внешней среды. Решение определенной проблемы как формы знания в историко-педагогическом исследовании имеет свою специфику - эти знания реконструируются, а не создаются, имеют характер историко-научной рефлексии [9].

Система последипломного образования определяет цели и задачи профессионального роста учителя, совершенствует профессиональную компетентность в условиях обеспечения мобильности, креативности, интеграции и культуры личности педагога.

Отечественные и зарубежные ученые обращались к вопросам последипломного образования учителей в контексте изучения тех или иных проблем: развитие профессиональной компетентности учителя в системе последипломного образования (В.В. Витюк, Р.Х. Гильмеева, Н.И. Лесовая, В.Ю. Стрельников); образование взрослых (С.В. Крысюк, Ю.Н. Кулюткин, В.Г. Онушкин, Н.Г. Протасова); совершенствование системы повышения квалификации педагогов (П.И. Дробязко, В.И. Маслов, В.И. Пуцов, П.В. Худоминский).

В историографии системы национального образования в поликультурной среде Крыма проводились исследования по теоретическим и практическим вопросам этнической педагогики, подготовки педагогических кадров для национальных школ и по истории школ Крыма (Е.Б. Алтабаева, В.Ю. Ганкевич, В.В. Коваленко, М.А. Хайруддинов). По мнению Ю. К. Картавой, «система постдипломного образования обеспечивает возможность личностного и профессионального роста учителей-филологов, самореализацию педагогов через взаимодействие с представителями различных этносов и конфессий» [6, С. 140].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.