УДК 378:004
АКАДЕМИК Н.И. ИЗИМБЕРГЕНОВ
РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕК ИННОВАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе
Последние 10-15 лет развития высшего образования в стране характеризуются активным внедрением в практику современных достижений точных наук - инновационной информационно-обучающей технологии.
Надо отдать должное, отечественные педагоги высоко оценили возможности новых технологий, широко применяют в учебном процессе, регулярно обсуждают вопросы их рационального использования на своих форумах.
Наши поиски в этом направлении начаты несколько раньше, еще в 80-годы XX столетия, когда о такой технологии даже не думали. Поэтому, естественно, мы занимались не только вопросами рационального использования технических средств в педагогическом процессе, но и поисками этих самых средств.
Например, еще в 1980 году впервые в республике с целью облегчения обучения студентов мы использовали железнодорожные справочные установки, которые впервые появились на станции Актюбинск. Разумеется, все блоки информации о движении поездов заменили на учебные. Установка была проста в эксплуатации, студенты получали все необходимые им сведения путем простого нажатия соответствующей кнопки. Она обучала, консультировала студентов перед экзаменами, бесперебойно консультировала всех, в том числе и врачей, по самым трудным вопросам хирургии. Она от живого преподавателя отличалась тем, что была глухонемой, зато с совершенным знанием, безошибочной памятью и без скверной привычки человека искать причину, чтобы отказаться.
В 1987 году так же впервые в республике внедрили в учебный процесс электронные экзаменационные установки, которые появились в практике ГАИ. Это дало нам возможность существенно облегчить труд педагога, экономить учебное время: проводить ежедневный контроль знаний всех присутствующих на занятиях, этапные тестовые контроли, отбор допуска студентов к экзаменам, проверка умения студентов решать ситуационные задачи и т.д. По этим результатам на кафедре практиковалось освобождение студентов от сдачи обязательных переходных экзаменов. Студенты в свою очередь получили возможность проверить свои знания перед экзаменами, результаты самоподготовки.
Еще в 1990-е годы мы в учебный процесс внедряли видеокамеры, киноустановки, цветные видеомагнитофоны, даже два компьютера, которые в то время в Актюбинске только-только появились. Конечно, все это доставалось благодаря безвозмездной спонсорской помощи различных организаций и частных лиц.
В 1992 году наша клиника, опять же благодаря помощи нефтяников, приобрела эндовидеохирургическую установку, которая так же была внедрена в программу подготовки субординаторов и интернов-хирургов.
А начиная с 2000 годов наши проблемы, также как и всех других кафедр, решались уже администрацией института.
Как видите, мы не только мечтали и ждали централизованного оснащения учебного процесса современной информационно-обучающей технологией, а как поется в известной песне «...как могли приближали этот день».
Таким образом, наш опыт использования в учебном процессе технических средств обучения составляет более 30 лет. Нами давно пройдены этапы увлечения, накопления опыта и сегодня сложилось определенное мнение о роли инновационной информационно-обучающей технологии в вузовской практике.
Прежде всего, следует отметить, что использование инновационной технологии в учебном процессе расширяет возможности педагога, облегчает его труд, является:
-новым прогрессивным этапом в развитии образовательного процесса в стране;
- облегчает передачу информации слушателям с помощью наглядных иллюстраций основных моментов;
- улучшает восприятие и запоминание материала студентами вследствие параллельного воздействия на слуховой и зрительный центры;
- с помощью видеозаписей создается эффект присутствия слушателей при диагностических и лечебных (операции и др.) процедурах;
- существенно облегчает и повышает эффективность самостоятельной работы студентов на электронных носителях;
- современные имитационные, тренажерные комплексы позволяют студентам совершенствовать практические навыки;
- позволяет сэкономить время для контроля знаний, обеспечивает объективность оценки.
Как видите, при умелом рациональном использовании современная инновационная технология открывает широкие перспективы для совершенствования учебного процесса. Все зависит от того, в чьих руках находится эта технология, кто и как использует её возможности. Можно смело утверждать, что степень полезности и разрешающая способность любого технического средства определяются параметрами интеллекта преподавателя, который им пользуется. Здесь как нельзя лучше подходят слова американского кардиолога П.Д.Уайта, высказанного им в связи с увлечением в клинической медицине технизацией во вред врачебному мышлению: «Для успешной работы даже самой совершенной технологии обязательна небольшая деталь - умный и знающий врач», разумеется, заменив слово «врач» на «педагог».
Поэтому интересы эффективного использования этой прогрессивной технологии в практике высшего медицинского образования требуют четкого определения роли и места личности, профессионального мастерства педагога в учебном процессе. Без такой дифференцированной оценки может произойти фетишизация средств выполнения (технических средств) во вред главной цели работы - подготовки специалистов.
73
В этой дифференциации главного от второстепенного, цели от средств ее достижения мы должны исходить из следующих основополагающих принципов образования:
1. «Обучающийся не сосуд, который надо наполнить, а факел - который надо зажечь» (принцип античных педагогов).
2. Самое совершенное образование - это то образование, которое добывается путем самообразования. Все остальное временно - от экзаменов до экзаменов.
Кто может зажечь этот факел, создать мотивацию к непрерывному самообразованию, превратить необходимость самообразования в непреодолимую душевную потребность? Разумеется, только Педагог.
Думаю, что с этим положением никто спорить не станет. Мало того, вполне вероятно многим нашим коллегам покажется, что никакой проблемы здесь не существует, роль педагога всем известна и, когда речь идет о подготовке кадров в высших учебных заведениях, всегда подразумевается педагог. Так-то оно так. Всё знаем, всё подразумеваем. Однако понимание и разумение еще не значит реализованное конкретное дело. Нам ведь нужно дело, результаты, в конечном итоге - знающие, конкурентоспособные, отвечающие запросам сегодняшнего дня врачи. Все ли наши выпускники отвечают этим требованиям. Нет, далеко не все, о чем свидетельствуют уровень здравоохранения в стране, чередующиеся одна за другой реформы в системе и, наконец, многочисленные жалобы и недовольства населения страны на качество оказываемых им медицинских услуг. Казалось бы, по логике вещей, широкое внедрение в практику подготовки студентов новых инновационных технологий должно было дать положительные результаты, привести к улучшению качества подготовки специалистов. Но, как видите, пока существенных результатов нет, наоборот, растет число жалоб и претензий со стороны населения на качество оказываемой медицинской помощи. Значит проблема в другом - в качестве профессорско - преподавательского состава вузов. В этом плане в народе ходит поучительный для нас педагогов анекдот о неосторожном учителе и остроумном ученике. Недовольный успехами своего ученика учитель его упрекает: - В твоем возрасте Александр Македонский правил страной и завоевал половину мира!
- У него же учителем был Аристотель!
Действительно, кто мы, сегодняшние учителя?
А почему бы нам самим себе не задать этот вопрос и честно оценить себя как учителя с позиции студента. Студенты умный народ, хотят видеть в каждом из нас если не Аристотеля, то учителя, у которого есть чему можно учиться. Задать себе этот вопрос и дать ему честный ответ обязательно нужно.
Во-первых, если не мы сами, то этот вопрос обязательно зададут студенты.
Во-вторых, ответ перед самим собой, перед совестью всегда объективен, еще никому не удавалось обмануть свою совесть. Самое главное, честный ответ на этот вопрос заставит нас работать над собой, искать пути к совершенствованию и самообразованию, т.е. учиться так, чтобы можно было учить студентов.
Каково сегодня материальное благополучие, морально-душевное самочувствие педагогического кор-
пуса - решающего звена системы образования? Соответствует ли их профессиональный и интеллектуальный уровень требованиям высшего образования XXI века. К сожалению,все это оставляет желать лучшего. В стране сменилась идеология, в обществе произошла переоценка ценностей не в пользу морально-нравственных устоев, появилось новое поколение людей с приоритетом ценностей рыночной экономики. Естественно, эти негативные явления не обошли и людей сферы образования. В обществе снизился престиж образования и педагогической специальности.
Низкая оплата труда в системе образования, падение престижа специальности привели к оттоку высококвалифицированных специалистов и замене их в плане педагогической деятельности недостаточно подготовленными людьми.
Возможно, многие из сегодняшнего преподавательского корпуса вполне справились бы со своими профессиональными обязанностями в обычных лечебно-профилактических учреждениях, где работа не связана с обучением и подготовкой будущих специалистов. Учить других намного труднее, чем знать самому. В педагогической работе одними лишь профессиональными знаниями не обходятся. При всей важности они действующую энергию приобретают из лучей высокой нравственности и человеческих качеств педагога.
Не зря говорят: «учитель не тот, кто учит, а тот, у кого есть то, чему можно учиться». Многие из нас искренне возмущаются тем, что студентам всё показываем, всё говорим, а результатов нет. И ищем себе оправдание в слабой школьной подготовке, в отсутствии у студентов интереса к знаниям («из кого готовим врачей»). Возможно, в этом какая-то доля правды есть. Но не вся. А правда заключается в том, кто показал, кто сказал, увидел ли студент при этом убеждающую силу личности говорящего, показывающего. Мы часто забываем один из главных постулатов педагогики - информация доходит до слушателей через личность педагога, отношения к нему аудитории, т.е. через оценку источника информации. Без этих атрибутов вам не удастся «зажечь факел» в душе своих студентов, в лучшем случае будете напрасно стараться «наполнить сосуд».
Не надо тешить себя несбыточной надеждой, что студенты не знают педагогов. Знают, причем лучше нас самых и более объективно, чем мы о себе думаем. Изучение предмета они начинают с изучения преподавателя. Чтобы не усомниться в этом, давайте, вспомним свои студенческие годы. Мы же шли на каждую кафедру, прекрасно зная ее педагогический состав. Мечтали попасть конкретно к тому или иному преподавателю. Вообще, чтобы успешно работать со студентами, надо хорошо помнить свои студенческие годы. Тогда для вас не станет вопросом, каким должен быть педагог высшей школы, как в профессиональном, так и личностном плане. Надо быть таким, каких преподавателей вы уважали и любили в студенческие годы и за что. Кроме того, эта память определяет ваше отношение к своим сегодняшним студентам. Во многих «нарушителях» вы увидите себя - студента, лучше поймете их поступки и выходки, которые вас как педагога сегодня раздражают. Вместо того, чтобы сердиться на них
74
/ЧБатые Цазацстан медицина журналы №4 (36) 2012 ж.
или думать, не дай бог, об их наказании, у вас появится приятная ностальгия о лучших годах своей жизни. Кстати, об этом своем чувстве можно и говорить студентам
- «нарушителям». Поверьте, от этого ваш авторитет не убавится, наоборот, он больше не повторит свои фокусы перед экс-мастером этого жанра, в вас увидят не только преподавателя, но и человека. Кстати, надо беспокоиться не о тех студентах, которые периодически что-то нарушают, выкидывают неожиданные фокусы, а о тех студентах, которые постоянно ведут себя правильно, неадекватно своему возрасту и своей среде. Это скорее признаки ограниченности их интеллекта, будущих бездарей и буквоедов.
Разве можно наказывать студентов за то, что иногда они на 3-5 минут опаздывают на начало лекции (вспомните работу городского транспорта, расстояния учебных баз и т.д.) и, наконец, возможность просто проспать после важной студенческой вечеринки. У них все вечеринки важны. Или студент не подготовил задание накануне футбольного матча между Бразилией и Испанией и спит на вашем уроке. Он футбол смотрел. Аппендицит или холецистит он всегда выучит, а такой матч бывает не каждый день. Успокойтесь, у вас замечательные студенты. Вместо напрасного раздражения перестройте занятие - комментируйте ход встречи 3-5 минут и увидите
- все проснутся и ваше занятие пройдет так, как положено.
Подчеркивая важность понимания педагогом особенностей психологии студентов, хочу привести слова выдающегося ученого-хирурга и не менее талантливого педагога Н.И.Пирогова «В молодых людях я любил и уважал молодость, потому, что хорошо помнил свою».
Говоря о роли личности педагога в век инновационной технологии, мы не собирались давать какие-либо конкретные рекомендации, они здесь были бы излишне. Однако напомнить и еще раз подчеркнуть роль морально-нравственных и человеческих факторов в деятельности педагога обязательно нужно. Ибо одни только профессиональные знания при всей важности без высоких личностных качеств педагога, без того чему можно учиться, не дадут должного результата.
Педагога без достаточных профессиональных знаний студенты жалеют, а без человеческих качеств -презирают. Как известно, и жалость, и презрение не самые оптимальные условия для качественного образования. И вряд ли сознание этих чувств в свой адрес доставит удовольствие и педагогу. Как показывает наш опыт, в последние годы в связи с трудностями пополнения кафедральных коллективов подготовленными педагогами, с приходом людей нового поколения эти негативные явления становятся актуальными в сфере образования. Мы надеемся, что эти, кажущиеся на первый взгляд общеизвестными, напоминания об особенностях педагогической деятельности, о высоких требованиях к морально-нравственным и личностным качествам педагогов будут полезными.
Однако, было бы совершенно несправедливым связывать все беды сегодняшнего высшего образования в стране только лишь с педагогическим корпусом. Многое от них не зависит. Они определяются отношением общества к этой деятельности, престижем специальности в стране, условиями организации труда
педагогов для их максимального самовыражения, обеспечением материального и морально-душевного самочувствия педагогов. Без решения этих вопросов предъявлять высокие требования к качеству подготовки специалистов становится все сложнее, самое главное, без резул ьтати вным.
Прежде всего, возьмем оплату труда педагогов. Она настолько мала, что не обеспечивает даже минимальные жизненные потребности. У Карла Маркса есть определение роли материальной стороны труда в его качестве «Бытие определяет сознание». Если исходить из этого положения, то сегодня оплата труда педагога высшей школы исключает возможность говорить о качестве его работы. Они работают так, как платят. Такая необдуманная политика оплаты труда разрушает основы кадрового обеспечения вузов.
Многие опытные высококвалифицированные специалисты уходят на другие хорошо оплачиваемые работы. Только за последние 10 лет 5 моих учеников -кандидаты наук, специалисты-профессионалы ушли с педагогической на практическую работу. Как известно, чтобы подготовить хороших врачей в медицинских вузах должности ассистентов клинических кафедр должны укомплектовываться знающими, опытными специалистами своего дела. Такие специалисты не идут на вузовские кафедры, а трудоустраиваются в различных фирмах, лечебных учреждениях, где заработная плата в разы больше, чем у ассистента или доцента клинических кафедр. Поэтому кафедры вынужденно комплектуются исходя из реальных возможностей. Если такое положение дальше будет продолжаться, то в скором времени учиться будет не у кого и злая шутка Бернарда Шоу «кто умеет -делает, кто не умеет - учит» превратится в реальность. Поэтому любая реформа в сфере образования должна заключаться, прежде всего, в пересмотре оплаты труда педагогов.
Надеемся, что эта проблема будет решена, без которой говорить о повышении качества подготовки специалистов иллюзорно. Следует отметить, что первые шаги, хотя и запоздалые, в этом плане государством уже предпринимаются.
Как известно, проблема высшего образования и подготовкавысококвалифицированныхконкурентоспособ-ных кадров в стране одними финансовыми вопросами не решается. Не хлебом единым жив человек. Многие вопросы подготовки специалистов зависят от организации работы высших учебных заведений, кафедральных коллективов. Возникает необходимость в принципиальном пересмотре роли педагогического состава в системе вуза, вернуть утраченный престиж специальности, в создании необходимого морально-нравственного климата в вузовскихколлективах дляэффективной работы педагогов. Если можно так выразиться, создать культ педагога. Не надо бояться этого термина, который составляет корень слова «культура». Культ педагога означает возвышение роли труда, опыта и знания в обучении и подготовке будущих специалистов, господство в деятельности вуза морали и нравственности, обеспечение справедливости оценки их труда. Потому что основу вуза, его имя и славу составляет профессорско-преподавательский состав. Все ли и во всех ли вузах страны понимают эту истину.
75
Боюсь, что нет. Во многих вузах взаимоотношения между представителями административных подразделений и рядового педагогического состава далеки от идеала, основаны больше на принципе подчиненности, чем в справедливой оценке роли их труда в подготовке будущих специалистов.
Как известно, высшее учебное заведение наряду с подготовкой специалистов конкретной отрасли служит очагом культуры, передовых общественных идей, центром морально-этических, нравственных ценностей. Вуз должно подготовить не просто узкого специалиста какой-то отрасли, а специалиста - гражданина страны с активной жизненной позицией и передовой идеей. Поэтому работа вуза направляется и осуществляется не только на основе юридических, нормативных актов, но и на основе общественной идеологии, морали и нравственности (положения, уставы высшей школы). О чрезвычайной важности этих актов свидетельствуют исторические факты становления образования в России (считайте и у нас в Казахстане, который в течение более двух столетий находился в её составе). Первым автором регламента учебных заведений России в XVIII веке был царь Петр Первый («Духовный регламент»*). Первое Положение о гимназии при академии Наук было составлено М.В.Ломоносовым («Регламент академической гимназии» 1758 год*). Не кто-то из канцелярии стольных чиновников (им не доверяли), а сам Царь и М.В.Ломоносов, которого А.С.Пушкин назвал «первым университетом России».
Высшим органом вуза является Ученый Совет. Само название предусматривает решение важных проблем деятельности вуза совещательным путем (Совет) с участием наиболее компетентных сотрудников (Ученый) учебного заведения. Если разумно подобрать членов и правильно организовать работу Ученого Совета, в принципах его работы заложены и меры предупреждения возможных нарушений и отклонений в деятельности вуза. Демократическое обсуждение, высказывание разнообразных, в том числе и противоречивых мнений, вынесение решений совещательным путем на основе тщательного анализа и оценки всех рекомендаций служат надежной гарантией от заблуждений и нарушений.
** приведены по «Хрестоматия по истории педагогики» под редакцией С.А.Каменева. М. 1936г.
Соответствуют ли наши Ученые Советы той цели, для которой они созданы. Не секрет, что в последние годы заседания советов приобретают стандартный характер, без дискуссии и высказываний разнообразных мнений, при полном единстве мнений и взглядов. Создается впечатление, что члены совета собрались не для обсуждения и поиска наиболее оптимальных путей решения важных проблем деятельности вуза, а для ознакомления и утверждения мнений администрации. Пожалуй, над этим вопросом надо думать всем, особенно членам совета.
И еще об одном важнейшем звене вуза, где непосредственно осуществляется подготовка специалистов, определяется их качество - о кафедральных коллективах. Ни министерство, ни администрация вуза не готовят специалистов, их готовят кафедры. Если мы до этого говорили об этих вышестоящих структурах, то лишь потому, что они создают условия для нормальной деятельности кафедр, без которых говорить о качестве выпускаемых специалистов просто было бы неуместным.
76
Итак, о кафедральных коллективах, где происходят все события, связанные с работой педагогов, с обучением студентов, обеспечением необходимых качеств. Здесь каждый сотрудник на виду. Руководитель кафедры имеет возможность объективно и дифференцированно оценить его интеллектуальный, профессиональный уровень, отношение к делу. Микроклимат, условия работы педагогов на кафедре целиком и полностью зависят от человеческих качеств, компетентности и организаторских способностей руководителя.
Здесь для плодотворной работы педагогов, прежде всего, требуется морально-нравственный климат в коллективе. Он нуждается в справедливой оценке его труда, уважительном отношении к себе, взаимопонимании и поддержке со стороны коллектива во всех его удачах и неудачах. Как известно, даже в небольшом коллективе люди разные. Одни работе отдают всего себя, активно участвуют во всех делах кафедры: составление методических разработок, тестовых, ситуационных задач, работа СНО, составление различных отчетов и справок для вышестоящих инстанций и др. Другие ведут по расписанию учебные группы, отсиживают на кафедре положенное время и все. Возможно, и они бы не отказались от составления учебно-методических документаций, но не умеют. Приходится потом все переделывать. Заведующему кафедрой ничего не остается, кроме как опять переложить их работу на плечи других. Поэтому на кафедральном уровне приобретает особое значение равномерность распределения нагрузок между, сотрудниками и одинаковое требование ко всем без исключения.
Одинаковая оценка их труда, естественно, будет несправедлива. Мало того, это будет наказанием за труд, поощрением безделья, показывает бездушие и несостоятельность руководителя. Свидетельствует о том, что этот руководитель никогда лично сам не составлял эти учебно-методические разработки, тестовые вопросы и задачи. Иначе бы он знал, сколько времени и сил требует составление этих документов и никогда бы не допускал этой несправедливости.
Как показывает наш опыт, эту несправедливость можно не допускать - требовать одинаково со всех сотрудников, а если уж случилось, то компенсировать труд трудяг:
1. Ходатайство перед администрацией вуза о материальных и моральных поощрениях таких сотрудников.
2. Представление преимущественных возможностей для участия в различных научных форумах, в заграничных курсах, симпозиумах за счет учебного заведения.
3. Предоставление свободных дней в течение рабочей недели (работа в библиотеке, составление тех же документов, отдых), если позволяет учебное расписание.
4. Не забывать часто и публично подчеркивать роль этих сотрудников в успехах коллектива и поблагодарить. Это для руководителя ничего не стоит, а для сотрудника -самая высокая оплата его труда.
5. На кафедрах хирургического профиля чаще привлекать к операциям, создать преимущественные условия для их профессионального роста. Это, с одной стороны, служит мерой поощрения активных сотрудников, с другой - наиболее эффективным способом стимуляции пассивных членов коллектива.
-.------Батые Цазацетан медицина журналы №4 (36) 2012 ж.
Как видите, для создания максимальных условий для качественной работы педагогического состава на уровне кафедры многого не требуется: чтобы руководитель был справедливым, заботился не о себе, а о своих сотрудниках, знал и постоянно помнил, что лицо кафедры определяет не он (она), а педагогический коллектив. Одним словом, чтобы руководитель был человеком и им оставался даже будучи начальником.
Таким образом, следует подчеркнуть, что будущее образования в стране и успехи подготовки специалистов в стенах высших учебных заведений всецело определя-
ются качественным составом педагогических кадров. Современный научно-технический прогресс и потребность их рационального использования в образовательной сфере ни в коем случае не снижают роль педагогов, наоборот, предъявляют повышенные профессиональные и морально-нравственные требования к ним. Поэтому деятельность вуза должна быть направлена на тщательный отбор, на создание максимальных материальных и морально-нравственных условий для результативной работы педагогического состава.
ТYЙIН
АКАДЕМИК Н.И. ИЗИМБЕРГЕНОВ
ИННОВАЦИЯЛЬЩ АКПАРАТТЬЩ-ОКЫТУ ТЕХНОЛОГИЯСЫ ГАСЫРЫНДАГЫ ЖОГАРЫ Б1Л1М БЕРУ ЖУЙЕС1НДЕ ПЕДАГОГ Т¥ЛГАСЫНЫН Р0Л1
Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекегпк медицина университету Актебе
Еч алдымен окыту процесшде инновациялык тех-нологияны колдану педагогтыч мумшд^терш кечейтеду оныч жумысын жечшдетедк Электронды курылгылар, видеожазбалар студенттерге сабакты накты угынуына септiгiн типзедк Автор осыган байланысты инновациялык технологияныч мYмкiндiктерiн, колданыс барысындагы кемегiн толык ашып бередi. Оны жYзеге асыру жолындагы педагог ечбегiне, педагог тулгасыныч релiне баса назар аударады.
Нег'зг'! свздер: инновациялык технология, ак;параттык;-ок;ыту технологиясы.
SUMMARY
ACADEMICIAN N.I. IZIMBERGENOV
THE TEACHER'S ROLE IN INNOVATIONAL INFORMATIONAL-EDUCATION TECHNOLOGY OF THE CENTURY OF THE HIGH EDUCATIONAL SYSTEM
West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University, Aktobe
Firstly, use of innovational technology in the education process increases teacher's possibilities, and his/her work get easy, electronic apparatuses, videotape recording make the subject more understandable for students. According to this, possibility of innovational technology, help in the using time is fully opened by the author. He pays much attention to achieving the way of labour of teacher and role of teacher.
Key words: innovational technology, informational-education technology.
А.Ж. САРСЕНОВА, А.А. БИДАНОВА
ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе
В соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования Республики Казахстан для всех специальностей введен курс «Русский язык». Мотив очевиден: коммуникативная компетенция многих выпускников нефилологических вузов, где не предусматривалось изучение лингвистических дисциплин (кроме иностранного языка), далеко не всегда достаточна для продуктивного общения в профессиональной сфере.
Обучение русскому языку в школе предполагает, прежде всего, эмоционально-образный подход, цель которого - продемонстрировать его красоту и глубину, помочь школьникам осознать роль и значение языка в постижении культуры, истории, в воспитании гражданственности. В вузе же задача иная - на основе
полученных в школе знаний, умений и навыков развить коммуникативную компетенцию специалиста, понимание языка как носителя информации, средства достижения цели в общении, прежде всего профессиональном [4].
В современной методике преподавания русского языка в вузах с казахским языком обучения большое внимание уделяется работе по развитию речи. В нее включены разнообразные упражнения для развития разных видов речевой деятельности - чтения, письма, говорения [1].
Сегодня очевидна необходимость перехода от системы передачи готовых знаний к системе формирования у студентов умения учиться, развития навыков самостоятельной познавательной деятельности. Поэтому особое место отводится упражнениям типа: «Проверь себя»,
77