Научная статья на тему 'Управление инновационной профессиональной подготовкой в системе психолого-педагогического образования'

Управление инновационной профессиональной подготовкой в системе психолого-педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОНСТРУКТИВНОЕ И ДЕСТРУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / СИТУАЦИИ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПРИТЯЖЕНИЯ И ПРИНУЖДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ / PSYCHOLOGY OF EDUCATION / EDUCATION MANAGEMENT / INNOVATIONAL EDUCATION / PSYCHOLOGIST AND TEACHER TRAINING / SOCIALLY ORIENTED THINKING / CONSTRUCTIVE AND DESTRUCTIVE THINKING / SITUATIONS OF PURPOSEFUL ATTRACTION AND COMPULSION IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеев О. П.

В статье рассматриваются проблемы разработки и внедрения новых программ профессиональной подготовки высококвалифицированных выпускников, способных участвовать как в решении проблем отечественной социокультурной политики, так и в определении глобальных, геосоциальных перспектив развития человечества. Обсуждаются принципы управления инновационной профессиональной подготовкой специалиста на основе принципа целенаправленного притяжения в процессе личностно-профессионального самообразования человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article looks at different issues of developing and implementing new highquality professional training programmes to train graduates able to participate in managing social and cultural policies, as well as determine global, geo-social perspectives of mankind development. The author touches upon principles of managing innovational professional training on the basis of principle of purposeful attraction in professional self-education.

Текст научной работы на тему «Управление инновационной профессиональной подготовкой в системе психолого-педагогического образования»

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О. П. Елисеев

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы разработки и внедрения новых программ профессиональной подготовки высококвалифицированных выпускников, способных участвовать как в решении проблем отечественной социокультурной политики, так и в определении глобальных, геосоциальных перспектив развития человечества. Обсуждаются принципы управления инновационной профессиональной подготовкой специалиста на основе принципа целенаправленного притяжения в процессе личностно-профессионального самообразования человека

Ключевые слова: психология образования человека, управление образованием, инновационное образование, психолого-педагогическое образование, социально ориентированное мышление, конструктивное и деструктивное мышление, ситуации целенаправленного притяжения и принуждения в обучении.

Summary. The article looks at different issues of developing and implementing new high-quality professional training programmes to train graduates able to participate in managing social and cultural policies, as well as determine global, geo-social perspectives of mankind development. The author touches upon principles of managing innovational professional training on the basis of principle of purposeful attraction in professional self-education.

Keywords: psychology of education, education management, innovational education, psychologist and teacher training, socially oriented thinking, constructive and destructive thinking, situations of purposeful attraction and compulsion in education.

41

Обобщение социально-исторического опыта многих поколений отечественных специалистов-практиков в деле обустройства России и мира является в настоящее время главной темой вузовских научных конференций. Обогащение опытом и новыми знаниями теории и практики управления социальной миссией каждого вуза и общества в целом становится в центр тематики научно-практических рекомендаций.

Приоритетность идеалов эффективного управления социальной миссией государства предполагает, что в подготовке выпускников высшей школы существенны не только академические ценности общекультурного плана, но и цивилизационные факторы психолого-педагогического образования, ориентированного на достижение реальных и общественно значимых результатов профессиональной

42

деятельности. Социально-ориентированное образование, нуждаясь в современном информационно-аналитическом обеспечении, увязанном с экономическими, психологическими и многими другими прикладными аспектами профессиональной деятельности, неосуществимо вне развития философии и методологии социокультурной активности специалиста, направленной на созидательное единение всех и каждого гражданина страны. Конструктивная сила общенациональной сплоченности, устремленная в будущее народа, возрастает и достигается благодаря осознанному, целенаправленному управлению духовно-нравственными активами общества и государства.

Инновационное участие психологов и педагогов в деле управления социальной миссией в масштабах страны означает не столько непосредственное включение в одно только развитие ее экономики, но и осуществление каждодневного труда по укреплению духовного единства народов России, ибо страна только ими и созидается и ради удовлетворения их жизненных интересов продолжает развиваться. Продолжая аргументацию в плане возвышения идеи нравственности в инновационном управлении социальной активностью со стороны университетской психолого-педаго ги че ской науки, обеспечивающей профессиональную подготовку специалистов, следует подчеркнуть, что социальный и личностный смысл приобретения высшего образования действительно становится все более мощным фактором национального будущего.

Главная задача состоит в создании качественно новой, активно развивающейся системы непрерывного формирования специалиста на протяже-

нии всей его трудовой деятельности -от довузовской подготовки до повышения квалификации и переподготовки. Назрела необходимость и в переподготовке из числа лучших преподавателей тех, кто должен возглавить университетское движение или ассоциацию пропагандистов идей и технологий научно обоснованного управления социальной миссией на основе формирования нового качества социальности, отличающего профессиональное сознание национальной интеллигенции. Таким образом, в управлении социальной миссией учебные заведения страны должны принять на себя всю полноту ответственности за формирование нравственной личности специалиста XXI в., просвещенного чиновника и активного гражданина демократического государства.

Важно сформировать умение выпускников вузов мыслить за рамками чисто специальной или хозяйственной деятельности, умение находить и принимать социально значимые, оптимальные управленческие решения. Управление социальной миссией, преломляемое через призму профессиональной деятельности, требует ясных представлений о том, что и как надо сделать во имя достижения позитивного и конструктивного социально-нравственного решения. Вот почему возрастает общественная нагрузка на психологов и педагогов, способных формировать и развивать у всех граждан страны такие нравственно высокие, социально и профессионально важные качества как принципиальность, патриотизм, ответственность, справедливость, честность и верность, социальный оптимизм и действенный альтруизм.

Именно в социально ориентированной инновационной практике

психолого-педагогического познания человека как общественного индивида и общественного деятеля яснее всего обнаруживается истинная ценность не устаревающей, развивающейся научной теории. Но следует иметь в виду, что неадекватное отношение к общественному потенциалу науки резко снижает ее созидательное значение. Вне научного, компетентного управления социальной миссией психологов и педагогов трудно надеяться на достаточное качество непрерывного процесса преломления абстрактных образов специалиста или магистра вообще - в образы конкретных управляющих делами государства и общества людей, включая образ активного «рядового» профессионала.

Так же как грамотное владение устной или письменной речью профессионально грамотная управленческая деятельность психолога и педагога формируется опытным путем. Но скорее и эффективнее всего профессионализм приобретается в системе высшего, психолого-педагогического, причем социально центрированного образования. С помощью практикумов различного рода «ставится» рука или голос исполнителя и творческого деятеля искусства, формируется профессионализм врача и профессиональное зрение рабочего. Точно так же может быть поставлено субъектное, личностное восприятие человека человеком, сформирован социально центрированный, культурно-цивили-зационный образ мышления каждого выпускника психолого-педагоги че ско-го факультета, внутренне нуждающегося в действенном научно-практическом разрешении основных вопросов активного управления социальной миссией государства.

Только при конструктивном научном познании личностной и общественной активности специалиста в деле управления социальной миссией оказывается справедливым известное положение о том, что нет ничего более практичного, чем хорошее знание психолого-педагогической теории, так же как и о том, что практика есть теория в действии, а теория есть практика мысли. Собирательный практический, философский и психологический портрет выпускника педагогического вуза как универсального, духовного человека, не только владеющего обществоз-нанием, но и ставшего общественным Деятелем, строится как системный и соразмерный конкретным формам социальной миссии, им осуществляемым. Эффективность управления социальной миссией в качестве обратного эффекта обеспечивает продолжение современной социокультурной эволюции каждого человека, находящегося в сфере ответственности любого учреждения, общества и государства.

Управление социальной миссией на индивидуальном уровне характеризуется установлением тесной взаимосвязи количественных и качественных изменений социальной и личностной активности самого специалиста, так что может быть определена некоторая узловая линия меры оригинального и преемственного, потенциального и актуального в процессе духовно-нравственного возвышения человека - гражданина своего Отечества.

Управление социальной миссией есть инновационная деятельность не только общенационального, но и космического, общечеловеческого масштаба. Так же как эволюция современного человека приобретает активно им самим управляемый характер,

43

44

управление социальной миссией есть деятельность чрезвычайная и выдающаяся, активная и творческая; это общественно необходимая деятельность, представляющая профессиональную и гражданскую самореализацию интеллигенции в качестве мощной движущей силы общественного прогресса. Коренные перемены в жизни всего человечества и внутренние противоречия развития каждой страны взаимно усиливают друг друга и ставят перед обществом проблемы, не терпящие отлагательства в их решении. Помимо их понимания, настоятельно необходим контроль за решением этих острых проблем, и это уже становится обязанностью не только отдельных избранных лиц, государственных деятелей и ученых, но и каждого гражданина. По отношению к сегодняшним и завтрашним переменам каждый человек все в большей степени становится и зрителем и непосредственным участником происходящих в обществе событий.

Вместе с тем становление информационного сообщества ведет к росту культурного единообразия в различных странах мира. Под влияние западной и особенно американской экономической и культурной экспансии находится и Россия. Вестернизация культурных интересов стала проявляться в таких чертах поведения как прагматизм, эгоизм, равнодушие к проблемам других людей и собственной страны, жестокость, неумеренное стремление к материальным благам. Эти тенденции особенно заметны в культурно-цивилизационном плане процесса самореализации молодежи, когда наблюдается безрассудное презрение к таким «устаревшим» ценностям, как долг, честь и уважение к окружающим. Происходит коммерциализация куль-

туры в целом и психолого-педагогического образования в частности, что, как показывает опыт многих стран мира, значительно снижает культурный уровень населения.

Налицо тенденции дегуманизации и деморализации профессиональной деятельности, зачастую неоправданно усиливаемые в произведениях культуры и искусства, что проявляется, прежде всего, в принижении, деформации духовно-нравственного образа человека. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Существенным недостатком проходящих в стране реформ является чрезмерное внимание к развитию государственных, политических институтов в ущерб формированию духовно-нравственной сферы. Традиционно в нашей стране человек стремился к социальной правде, справедливости, главными для него были духовные ценности. Нравственное самоочищение и духовное обновление -основа оздоровления и развития российского общества.

Опыт народа, его общественная практика убеждает, что активная духовная деятельность специалистов, в особенности психологов и педагогов, в социально-нравственной сфере - это единственный путь к успешному выполнению любых экономических задач общества. Поэтому наиболее актуальной задачей в процессе формирования у выпускников педагогического вуза способности к осуществлению социальной миссии является становление их духовности. Метафорически определяя духовность, Л. Леонов утверждал, что духовность есть «озонный слой» общественной атмос-

феры, тонкий, ранимый и трудново-сполнимый. Этот слой защищает человека и человечество от жестокости, равнодушия, пошлости, нравственного вырождения, грозящего гибелью цивилизации. Духовность будущего выпускника предполагает патриотизм, любовь к своей Родине, а также развитую альтруистическую способность сострадания бедам общества и отдельной личности.

Вместе с тем борьбе с духовным обнищанием и труду по возрождению духовных ценностей российского общества в наше время противостоит ряд объективных условий и субъективных факторов. К первым прежде всего следует отнести условия социально-экономического кризиса страны. К субъективным факторам относится непропорционально представленное в медиа-пространстве сообщество «образованцев», этих полу-интеллигентов, мнимых величин, способных существовать лишь в негативно-антропологическом виртуальном мире, где царствует ложь, пошлость и насилие, тиражируемые в художественных передачах, рекламе, кинофильмах и публицистике. Этот нескончаемый информационный поток размывает духовную сплоченность общества, будучи направлен против принципов справедливости, гуманизма и взаимопомощи, по праву принадлежащих нашей истории, великой и трагической биографии российского народа.

Вследствие засилия полуобразованности ставятся под сомнение вечные, общечеловеческие ценности, разрушаются важнейшие социально-нравственные основы профессиональной деятельности отечественной интеллигенции: ответственность, честь и верность долгу, гуманизм, справедливость и взаимопомощь. Наша духовная культура, ду-

ховность, которой всегда была сильна Россия, в опасности. Резкое снижение качества общественных отношений настоятельно требует актуализации социально-нравственного потенциала в профессиональном мышлении всего кадрового состава страны, управляющего социальной ее миссией. Однако формирование и развитие социально активного мышления, особенно в условиях еще продолжающегося экономического и политического кризиса нашего государства - грандиозная и многоаспектная проблема. Возродить и перестроить экономику, сформировать новые политические институты, создать новую социальную реальность значительно проще, если удастся преодолеть нравственную угнетенность и ограниченность мышления миллионов людей. Косности сумеречного сознания массового человека может противостоять только творческое, социально центрированное мышление психологов и педагогов, открывающих истоки и движущие силы становления каждого человека в дошкольном и школьном образовании. Педагоги и психологи, конечно, составляют меньшинство населения, но меньшинство лидирующее благодаря развитой способности проблемного социального зрения, а также благодаря умениям воспринимать содержание профессиональной деятельности в контексте общественного ее значения, в развитии, анализируя то, как возникает личность гражданина, какие этапы или стадии сосуществуют в ее движении, чем в социальном смысле становится эта личность в настоящее время.

Профессорско-преподавательский состав педагогического вуза безусловно принимает добровольное участие в продолжающейся борьбе за духовность, социальную и культурную

45

46

центрированность образа жизни и мышления выпускников, фактически на всех уровнях управляющих страной. Зачастую полями битвы за качество подготовки отечественного, духовно развитого специалиста становятся учебные планы, в содержании которых должны находить адекватное место гуманитарные дисциплины, в особенности - философия, социология, политология, социальная педагогика, педагогическая антропология и психология управления образованием человека. Современное нравственное, социально центрированное образование психологов и педагогов, так же как и всех выпускников педагогического вуза - это не только инновационное, но и адекватное продолжение идеи гуманистического, в частности гуманитарного, образования человека, по определению имеющее своей целью формирование homo sapiens -человека мыслящего, что реально означает мыслящего нравственно.

К чести отечественного университетского образования в его традиции всегда присутствовало повышенное внимание к духовно-нравственному развитию молодого поколения. В этом выражается историческая менталь-ность российского общества, его особая приверженность духовным, нравственным, религиозным ценностям, а также частично утраченное в последнее время представление об интеллигенции как авангардной части общества, концентрирующей в себе высокие гражданские чувства, моральные идеалы и ценности своего народа. По справедливому замечанию К. Ясперса, воспитание определяет будущее человеческое бытие, поскольку тот, кто ведет за собой молодежь, обладает будущим.

В современной России поиски решения проблем духовного становления молодых специалистов осуществляются в трех аспектах: общечеловеческом или глобальном, национальном и профессиональном. Действительно, в начале нового тысячелетия во всех сферах человеческого бытия возникли проблемы, от решения которых зависит само будущее, то есть биологическое и социальное выживание человека. Решение этой общечеловеческой проблемы во многом связано с новым подходом к обучению и воспитанию молодого поколения. Сегодня, по существу, стоит вопрос о формировании профессионала нового типа, обладающего и мировоззрением, и специальными знаниями, позволяющими осмысливать кризисные ситуации общественного развития и преодолевать их на основе гуманистических принципов. Технократическое мышление, научно-технический утопизм и романтизм, абсолютизация роли науки и техники, так же как чисто прагматическая, существующая вне мировоззренческих гуманистических ориентиров парадигма образования отчетливо продемонстрировали свою историческую ограниченность. Это, пожалуй, один из важнейших уроков ушедшего двадцатого столетия.

Гуманитарное, духовно-нравственное воспитание вступающего в самостоятельную жизнь поколения людей является императивом XXI века. Исторические вызовы современному человечеству, затрагивающие основы его бытия, требуют от высшей школы формирования новой социально-профессиональной модели выпускника новейшей, посттехнократической цивилизации. Лица, управляющие социальной миссией государства, независимо от

профессии должны быть психологически и педагогически подготовленными специалистами, обладающими ясным пониманием того, что сами по себе, вне их духовно-нравственной центрированности, наука, техника, политика и бизнес не могут привести ни к общественному благу, ни к адекватной самореализации каждого отдельного человека. Чисто профессиональная деятельность, оторванная от ее социальной миссии, обладает не только огромной созидательной, но и разрушительной силой. Каким образом эта сила будет применена, во многом зависит от фактора духовности, то есть от нравственной культуры и психолого-педагогической компетентности политической и деловой элиты.

Тревогу должна вызывать не столько интеграция России в европейскую систему образования, сколько угроза традиционной европейской модели универсального образования со стороны сугубо прагматичного обучения, центрированного на подготовке одномерного, «узкого» профессионала. В США, где распространена такая прагматичная подготовка, вместе с тем обнаруживается, что роскошь приобретения гуманитарного типа образования доступна лишь будущей административной и политической элите и, соответственно, становится все более недостижимой для широких слоев общества.

В российской системе образования при всей ее восприимчивости к западноевропейскому опыту всегда присутствовали такие черты, как государственность, всесословностъ, духовность и фундаментальность. В условиях глобализации образования значение национального опыта в подготовке специалистов не должно быть преуменьшено. Социальная, духовно-нравственная на-

правленность учебного процесса предполагает открытие возможностей для подготовки выпускников с патриотическим, национальным и личностным самосознанием, что в условиях острой мировой конкуренции специалистов позволяет им лидировать благодаря выигрышным профессионально важным духовно-нравственным качествам, весьма актуальным в управлении обществом, бизнесом и наукой.

Принципиальность, ответственность, честность и преданность нравственным идеалам всегда находятся вне конкуренции, хотя высокий общечеловеческий статус этих качеств обеспечивается национальным их происхождением. Экономические, политические и социальные проблемы России, возникшие в ходе системного общественного кризиса, могут быть разрешены только по мере духовного возрождения страны. Предназначение и историческая миссия инновационного, то есть социально центрированного образования в России состоит в подготовке национальной элиты профессионалов, способной соизмерить общественные и общечеловеческие интересы и создать 47 внутренние и внешние условия формирования в стране духовно-нравственной атмосферы социального творчества. Элиту первого десятилетия коренных перемен в России, в значительной мере формировавшуюся из прежней номенклатуры, следует рассматривать как структуру переходного периода, уже уходящую с исторической сцены. Настоящее время должно стать началом эпохи созидания и расцвета России, но при условии успешной подготовки нового поколения отечественной интеллигенция, отличающейся национальным самосознанием и патриотическим мировоззрением.

Основополагающая идея Конституции Российской Федерации о социальном государстве предполагает, что культура и цивилизация, политика и экономика - и прежде всего образование -должны иметь социальное измерение, представляя всестороннюю реализацию социальной миссии управления этим государством. Будущая культурная и деловая элита общества находится сегодня в школьных классах и в университетских аудиториях, и если в системе высшего образования, особенно педагогического, не будут своевременно восприняты высокие нравственные идеалы, что, кстати, не требует финансирования в особо крупных размерах, то эти нереализованные абстрактные идеалы, так же как критикуемая в свое время Гегелем абстрактная свобода, могут стать политическими средствами стимулирования дальнейшего распада национальных ценностей на фоне общественного безразличия и лицемерия. Прочно укорененная в национальном самосознании гуманитарная парадигма социально направленного высшего образования создает мировоззренческую 48 и методологическую основы для формирования у выпускников способности мыслить масштабно, то есть мыслить нравственными категориями и, следовательно, эффективно действовать в интересах общества и государства.

В духовно-нравственной профессиональной подготовке выпускников высшей школы, а не в механическом воспроизводстве различных форм или ступеней образования состоит безальтернативное требование его гуманитаризации, что специально акцентировано в Законе РФ «Об образовании» и, соответственно, является наисущественнейшим критерием качества инновационного управления

образованием, в особенности - психолого-педагогическим образованием.

Вместе с тем, реализуя психологически сложные, личностно-центриро-ванные идеи развития системы психолого-педагогического образования по «горизонтали», «вертикали» и «вглубь», вплоть до технологий построения индивидуальных образовательных маршрутов, недостаточно иметь в виду одну только социогуманитарную опосредо-ванность этих маршрутов.

При несомненной объективности процесса социокультурного образования психологов и педагогов, невозможно отрицать существенное значение реальных, психологических по определению, источников его «самодвижения». Профессионализация и социализация предполагают наличие активных процессов индивидуализации и субъективации. В то же время, как в теории, так и в практике профессионального психолого-педагогического образования зачастую присутствует стремление дистанцироваться от решения собственно психологических проблем, связанных с определением меры и качества включенности будущих выпускников в процессы всестороннего образования человека, включая и собственное личностно-профес-сиональное становление.

Объективная логика этих социально-исторических процессов, более или менее адекватно преломляемая социально-психологическими свойствами субъектов психолого-педагогического самоообразования, в конце концов, благодаря требованиям практики проявляется в оптимизации профессионального и социального взаимодействия. Таким образом, именно практика удовлетворения общественных потребностей и познавательных

интересов субъектов, действительно становится критерием истинности и эффективности процессов личностного (само)образования. К сожалению, этот хорошо известный критерий чаще всего применяется лишь в отношении уже известных результатов указанных процессов, действуя «задним числом», да и то скорее в отношении качества деятельности, а не личности профессионала.

Существующая система обучения и воспитания современного специалиста по-прежнему индифферентна к решению проблем личностно-професси-онального становления человека и эволюции его душевно-духовных способностей. В системе среднего образования мышление выпускников школы, а значит и первокурсников, до сих пор настолько дисциплинировано правилами, что буквально может быть названо именно «правильным», то есть по существу догматическим мышлением.

Успешное выполнение программ, фиксируемое системой ЕГЭ, еще не гарантирует, что человек по окончании школы становится вполне социализированным и способным творчески спроектировать собственное жизненное и профессиональное становление. Хотя, по В. В. Давыдову, уже в начальной школе помимо формирования у учащихся умений читать, писать или считать, нужно прежде всего научить детей самоконтролю, самооценке и самоотчету, то есть вообще сформировать у них способность к самостоятельному, свободному и ответственному поведению прежде всего «в уме», а не только в непосредственно воспринимаемых жизненных ситуациях, как в дошкольном возрасте. При успешном решении этой главной задачи начальной школы можно надеять-

ся, что и в отрочестве, и в юности, благодаря умственному опыту самовоспитания, ее выпускники смогут быть вполне независимыми в своем нравственном поведении, когда живое общение сверстников станет для них наивысшей ценностью.

В противном случае, и выпускники средней школы, и первокурсники зачастую обнаруживают типичное стремление действовать внемораль-но, то есть «по ситуации», на основе одного только наглядного опыта и сплошного механического усвоения информации. Такое аморфное состояние юного ума позволяет в лучшем случае лишь внешним образом «как бы овладеть» основами профессии, но при этом умудриться не стать ни профессионалом, ни интеллигентом.

Вместе с тем при достаточном общем культурном развитии, осуществлявшимся скорее вне школы, чем в школе, и при условии искреннего стремления овладеть бесконечно возрастающими объемами профессиональной информации у вчерашних первокурсников стихийно, то есть относительно независимо от их сознательной воли, происходит резкое изменение способа их мышления - от инструктивного и догматического к деструктивному и спекулятивному мышлению. Этот вынужденный, ситуационно определенный, социально рискованный, но по существу уже индивидуально-инновационный способ мышления, конечно, не всегда проистекает из одной только бескорыстной жажды познания, - все определяется, в конечном счете, атмосферой факультета, которая может восприниматься студентом как сплоченный грозовой фронт преподавателей против студентов, борющихся за выживание в стенах вуза.

49

субтьвистг

~ л

Самоотчумодени® человека в обучении

Рис. 1. Ситуация целенаправленного принуждения в процессе личностно-профессионального

самообразования человека

50

Согласно высказанному в 70-х гг. ХХ в. мнению профессора Л. Б. Итель-сона, такого рода образовательные отношения определяются как ситуация «целенаправленного принуждения». Развивая эту идею Л. Б. Ительсона, можно представить далее, что «герой-студент», образно говоря, «плавает», то есть пытается «всплыть» над лавиной информации, не в силах справиться с ее потоками, «мешающими» ему продвинуться к цели обучения, как он ее понимает, то есть к заветному диплому. Поневоле возникающее самоотчуждение студентов выражается в попытках любыми средствами избежать погружения в информацию, чтобы оказаться вне и над ситуацией процесса обучения, что и показано на соответствующей схеме (см. рис. 1).

Но, не единожды пережив подобную проблемную ситуацию профессионального самообразования, студент, если он искренне стремится не только получить диплом, но и приобрести некоторые знания, вначале предполагает, что преподаватели, якобы, вообще не желают или не могут сообщить эти знания в доступной для понима-

ния форме. Возникает представление, что редко кто из преподавателей в принципе, или, по крайней мере, в данном вузе, достаточно компетентен. Не осознавая еще того, что учение, в отличие от обучения, требует самостоятельной выработки индивидуального образовательного маршрута в социальном и профессиональном предметном поле, студент все-таки впервые для себя приходит к выводу, что учиться следует прежде всего самостоятель но. В итоге, этот самодостаточный студент уходит в творческую самоизоляцию, отличаясь при этом явно или неявно выраженным, но уже не деструктивным, а реконструктивным, то есть автономным и скептическим складом ума. Это еще один, по сути уже вполне инновационный, способ мышления, который постепенно и мучительно, но изменяется к лучшему при установлении лежащей на поверхности истины, что и преподаватели, и студенты могут иметь совпадающие профессиональные интересы, особенно в связи с той или иной конкретной специализацией общего психолого-педагогического образования.

Проходит еще некоторое время, и будущие выпускники все чаще обнаруживают крепнущую способность мыслить диалектическим, конструктивным, и, наконец, системным образом. Это и есть, по Л. Б. Ительсону, та наилучшая образовательная ситуация, в которой вполне обнаруживается мотивацион-ная стратегия «целенаправленного притяжения». Развивая эту идею взаимного со-притяжения студентов и преподавателей, можно представить, что студенты с мотивацией сотрудников, в силу изначально развивающихся профессиональных интересов, значительно раньше определяются с темами выпускных квалификационных работ и направлениями специализации. Такие студенты, благодаря сотрудничеству друг с другом и с преподавателями, хорошо вооружены «мечами» системного подхода и надежно защищены от информационного спа-ма полупрозрачными «щитами» индивидуально-своеобразных познавательных интересов. Развитие собственной тематики исследований и, соответ-

ственно, развитие все более определенных интересов, позволяет легко противостоять так называемому «избытку» информации посредством избирательного сканирования лавинообразного ее потока. В результате, информации становится не то что слишком много, но наоборот, всегда недостаточно. Поэтому прежняя безвыходная ситуация целенаправленного принуждения, воспринимаемая как «беспросветная труба» или «тоннель», преобразуется в ситуацию «расширяющейся Вселенной», все более открытой навстречу информации, мгновенно сканируемой, особенно если студент хорошо владеет электронными средствами ее переработки (см. рис. 2).

Прежняя «заветная цель» - диплом - в данной ситуации становится куда менее значимой, потускневшей на фоне интеллектуального богатства научно-производственной (учебной) практики студентов. Получив дипломы и став профессионалами, такие выпускники никогда не утратят жажды знаний. Другое дело, что вновь и

рпш

51

Рис 2. Ситуация целенаправленного притяжения в процессе личностно-профессионального

самообразования человека

вновь воспроизводимая лучшими студентами и преподавателями инновационная мотивация целенаправленного и взаимного со-притяжения не всегда востребована и в профессиональном сообществе, и в обществе в целом, где острые, родовые потребности отдельного человека в бесконечном творческом самообразовании далеко еще не совпадают с критериями и реалиями существующих социальных практик. Тем не менее компетентные специалисты, будучи востребованными и заинтересованными в общественном благе субъектами жизненного и профессионального пути, всегда действовали и продолжают действовать в интересах каждого гражданина своей страны, в прямом согласии с объективными закономерностями его образования как микрокосма инновационной (по глубинному ее смыслу) общечеловеческой культуры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.

32 2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968.

3. Асмолов А. Г. Психология личности. -Москва; Воронеж: Изд-во ИПП, 2006.

4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / Общая ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1987.

5. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1.

6. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. - М.: МГУ, 1980.

7. Ительсон Л. Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. - Владимир: ВГПИ, 1972.

8. Кропоткин П. А. Этика. Избранные труды / Сост. Ю. В. Гридчин. - М.: Политиздат, 1991.

9. Кун Т. Структура научных революций. - М.: Мысль, 1997.

10. Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. - СПб.: «Речь», 2000.

11. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1999.

12. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / Науч. ред. Н. Н. Аку-линой. Пер. с англ. - СПб.: «Евразия», 1999.

13. Менделеев Д. И. Познание России. - М.: АСТ, 2008.

14. Ортега-и-Гассет Х Камень и небо / Сост. Н. Р. Малиновская. Пер. с исп. -М.: Грант, 2000.

15. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. - М.: Наука, 1974.

16. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. - 1986. - № 4.

17. Сафронов И. А. Человек. Вселенная. Время. Учебное пособие. - СПб.: СПбГУЭиФ, 1997.

18. Сахаров А. Д. Тревога и надежда. - М.: «Интер-Версо», 1990.

19. Соловьев В. С. Философское начало цельного знания. - Минск: «Харвест», 1999.

20. Спиноза Б. Об усовершенствовании разума / Сост. А. М. Кривули. Пер. с лат. и голл. - М.: ЭКСМО-пресс, 1998.

21. Тоффлер Э, Тоффлер Х. Революционное богатство. - М.: «АСТ», 2008.

22. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1996.

23. Шадриков В. Д. Происхождение человечности. Учебное пособие. Издание второе. - М.: Логос, 2001.

24. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. - СПб.: «Питер», 2000.

25. Якунин В. А. Обучение как процесс управления. - М.; ЛГУ, 1988.

26. Ясперс К. Смысл и назначение истории / Сост. М. И. Левиной и П. П. Гайден-ко. Пер. с нем. Изд. второе. - М.: Республика, 1994. ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.