КОНЦЕПТ
Жажева С. А., Жажева Д. Д. Требования к профессиональной подготовке лингвиста-преподавателя в контексте профилизации обучения // Концепт. - 2015. -№ 02 (февраль). - ART 15036. - 0,4 п. л. - URL:
Ntotp:C/77k49965t.rU|/l015/15O:f2OXtm. ~ ^ ^ ^ ART 15036 УДК 378.147 - . - .
Жажева Саида Аслановна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп [email protected]
Жажева Дариет Долетчериевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп [email protected]
Требования к профессиональной подготовке лингвиста-преподавателя в контексте профилизации обучения
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о некоторых требованиях к профессиональной подготовке лингвиста-преподавателя в контексте профилизации обучения. Даются формы организации работы, говорится о методических и дидактических принципах обучения русскому языку.
Ключевые слова: информационные технологии, процесс обучения русскому языку, образовательные программы, интерактивные методы модернизации российского образования.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современный мир, обозначенный как глобальное сообщество, переходящий к постцивилизации, требует актуализации профессионализма во всех сферах человеческой деятельности. В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль учреждений всех типов профессионального образования как одного из основных каналов подготовки молодого поколения квалифицированной рабочей силы, воспроизводства дипломированных работников, как составной части общей системы образования и как звена народно-хозяйственного комплекса страны.
Главная задача учреждений ВПО заключается в создании необходимых условий для удовлетворения потребностей личности в получении профессии, закладывании фундамента для дальнейшего профессионального становления и обеспечивании качественной подготовки конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.
Переход к инновационной экономике требует модернизации системы образования, которая предполагает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования, пересмотр принципов функционирования системы профессионального образования. В рамках данного направления возникает необходимость подготовки педагогических кадров нового типа, качественно отличающегося в образовательном процессе способностью реализовать современные требования обучения и развития личности обучаемого.
Конец XX в. характеризуется переходом от индустриального общества к постиндустриальному, информационному. Это, в свою очередь, способствует расширению связей, усилению процессов глобализации, интеграции, информатизации.
В связи с этим появляются новые требования к системе и качеству образования. Роль образования на современном этапе развития страны определяется,
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Жажева С. А., Жажева Д. Д. Требования к профессиональной подготовке лингвиста-преподавателя в контексте профилизации обучения // Концепт. - 2015. -№ 02 (февраль). - ART 15036. - 0,4 п. л. - URL:
Ntopic/77k49965t.rU|SSN1530501260Xtm. ~ ^ ^ ^
ART 15036 УДК 378.147 - . - .
как отмечается в Концепции модернизации российского образования, одобренной Правительством Российской Федерации, задачами перехода России к демократическому государству, рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности ее отставания от мировых тенденций экономического и социального развития.
Одним из важнейших направлений модернизации отечественного школьного образования является введение профильного обучения в старших классах средней школы, что требует качественных изменений в профессиональной подготовке современного учителя, готового к работе в профильных классах, профильных школах.
Согласно Концепции российского образования, учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но должен обеспечивать:
- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
- практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);
- завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.
Таким образом, новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования, подразумевают существенную модификацию содержания профессиональной подготовки преподавателя в современных условиях.
Общеизвестно: эффективность педагогического учебного процесса в значительной степени определяется деятельностью профессионально реализующегося учителя, осознающего себя полноправным субъектом профессиональной деятельности.
Современный образовательный процесс отличается многогранностью. Высшее образование формирует высококвалифицированного специалиста, профессионально ориентированного на решение актуальных задач жизни общества. В личностном же отношении высшее учебное заведение предоставляет широкий спектр возможностей для развития не только интеллектуального, но и эстетического, нравственного потенциала индивидуума. Это проявляется в приобретении коммуникативных навыков и развитии таких черт характера, как память, интуиция, абстрактное и логическое мышление.
Благодаря образованию происходит всестороннее развитие личности, закладываются основы для развития коммуникабельности, творческих и адаптационных навыков. Формируется платформа для работы в коллективе, которая дает основы для ведения управленческой и организаторской деятельности.
Преподавание таких дисциплин, как педагогика, психология, социология, и стремление личности к саморазвитию способствуют формированию личностных особенностей специалиста, имеющего набор нравственно-моральных и духовных ценностей, которые могут быть направлены на развитие как окружающего социума, так и своих профессиональных качеств. Подобная специфика отношений выпускника педагогического вуза с обществом формируется также под влиянием выработанных навыков психологического самоанализа и оценки внутреннего состояния, коммуникативной валентности окружающих. Таким образом, высшее образование позволяет развить колоссальный потенциал, имеющийся в каждом человеке.
КОНЦЕПТ
Жажева С. А., Жажева Д. Д. Требования к профессиональной подготовке лингвиста-преподавателя в контексте профилизации обучения // Концепт. - 2015. -№ 02 (февраль). - ART 15036. - 0,4 п. л. - URL:
Ntot5:C/6-k49965t-U|/l0JL|/1)503S.)Ntm. - ГоС. реГ. Эл ART 15036 УДК 378.147 - . - .
Новая образовательная парадигма, призванная обеспечить образовательные потребности XXI столетия, парадигма продуктивного развивающегося образования, помимо учета общемировых тенденций в обучении языкам, определяет существенные изменения роли и характера деятельности преподавателя.
Ряд исследователей справедливо отмечают, что преподаватель, реализующий инновационный подход в обучении, становится старшим опытным товарищем, сотрудничающим с учащимися в процессе овладения знаниями и умениями при решении учебных и образовательных задач [1].
В настоящее время в процесс подготовки будущих учителей введены элементы научно-исследовательской работы, выпускники вузов пишут и защищают выпускные квалификационные работы. Высшее образование в большей степени ориентировано на школу. Будущие учителя изучают значительно больше дисциплин психолого-педагогического цикла, проходят непрерывную педагогическую практику, в ходе которой набираются опыта и приобретают навыки будущей профессии.
Таким образом, вузы ориентированы на подготовку не только специалистов-профессионалов, но и творческих работников, способных обучать и обучаться самим.
В нашей стране для тех изменений, которые мы наметили в образовании, нужно обязательно сохранить традицию подготовки учителей в вузах.
Во-первых, модернизация связана с изменением форм и методов работы учителя: в практику внедряются технологии развивающего обучения, индивидуальных образовательных траекторий, осуществляется переход от знаниевой парадигмы к компетентностной. Это требует изменения всей системы подготовки будущих специалистов.
Приход в школу учителей с классическим университетским образованием, без новой идеологии и технологии, ориентированных только на хорошее знание учебного материала, сможет свести все реформирование к нулю. Университет способен подготовить хорошего предметника для старшей школы, но для начальной школы, работы с дошкольниками, подростками, ведения воспитательной работы необходимо специальное педагогическое образование.
Во-вторых, если из педагогических вузов в сферу образования приходит не более 50% выпускников, то из классических университетов - не более 1%. И такая ситуация вряд ли изменится в ближайшее время: в университеты и в педагогические вузы поступают молодые люди с разным отношением к образованию.
Для того чтобы поднять статус педагога, нужно, во-первых, увеличить зарплату. Возможно, как раз здесь могут пригодиться различные фонды (поддержки молодого учителя, учителей со стажем и т. д.). Было бы полезно осуществлять финансирование учителя не только из государственного бюджета, но и общественностью. Но одного этого недостаточно. Необходимо вводить новые формы оплаты труда и подушевого финансирования. Это даст возможность поддерживать педагогов, которые работают с детьми по-новому и дают особый образовательный результат, не ограничивающийся знаниями и умениями, а связанный с развитием и воспитанием ребенка.
Конечно, необходимо повышать процент выпускников, идущих в школу, однако важно помнить, что высшее образование ведет к общему повышению культурного уровня населения. Где бы выпускник вуза ни работал, его отношение к людям, работе, даже своим детям будет другим. Можно будет усилить психологическую составляющую в подготовке студентов, переработать формы и сроки проведения педагогической практики, ввести новые спецкурсы. Конечно, необходимо формировать положительное общественное мнение о педагогической профессии.
PU о 'V
КОНЦЕПТ
Жажева С. А., Жажева Д. Д. Требования к профессиональной подготовке лингвиста-преподавателя в контексте профилизации обучения // Концепт. - 2015. -№ 02 (февраль). - ART 15036. - 0,4 п. л. - URL:
No5:C/67k49965t.rU|SSN12/0401260Xtm. ~ ^ ^ ^
ART 15036 УДК 378.147 - . - .
Им енно педагогическая направленность (направленность на ребёнка, принятие его личности) является центральным базовым образованием структуры личности учителя. Отсутствие этого профессионально значимого качества личности у учителя приводит к тому, что индивидуально-психологическое содержание ребёнка обезличивается, а его творческий саморазвивающийся потенциал редуцируется. Учитель, направленный на ребёнка, всегда ориентирован на уникальную неповторимость каждого человека, на развитие индивидуальных способностей, как ученика, так и своих собственных в интересах ребёнка.
Вскрывать недостатки в отдельной школе и в системе образования в целом необходимо, но нельзя разовые, единичные случаи выдавать за норму жизни образовательного учреждения.
В стратегии модернизации российского образования заявлено о необходимости введения компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход в подготовке специалистов предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, а формирование у будущих педагогов профессиональной компетентности.
Иными словами, основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной профессиональной мобильности.
Важными категориями новой лингвистической парадигмы и, соответственно, непрерывной системы обучения являются коммуникативная и профессиональная компетенции. Связанные воедино, данные компетенции являются частью модели подготовки преподавателя русского языка.
Профессиональная компетенция - это система лингвистических, социолингвистических, культурных, стратегических и дискурсивных знаний, умений и навыков, позволяющих коммуникантам эффективно взаимодействовать в конкретных социально детерминированных коммуникативных ситуациях, а также владение навыками и способность применять имеющиеся знания в области педагогики, психологии и методики преподавания русского языка [2].
Одним из важнейших направлений модернизации отечественного школьного образования является введение профильного обучения в старших классах средней школы, что требует качественных изменений в профессиональной подготовке современного учителя, готового к работе в профильных классах, профильных школах. Таким образом, новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования, требуют существенной модификации содержания профессиональной подготовки преподавателя в современных условиях.
Общеизвестно, что эффективность педагогического учебного процесса в значительной степени определяется деятельностью профессионально реализующегося учителя, осознающего себя полноправным субъектом профессиональной деятельности.
Введение профильного обучения в старших классах средней школы как одного из важнейших направлений модернизации отечественного школьного образования вызвало к жизни необходимость проведения качественных изменений в профессиональной подготовке педагогических кадров, готовых к работе в профильных классах, школах.
Подготовка учителя к работе в профильной школе предполагает изменения целевой направленности, структуры, содержания, организации обучения в педагогическом вузе.
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
Жажева С. А., Жажева Д. Д. Требования к профессиональной подготовке лингвиста-преподавателя в контексте профилизации обучения // Концепт. - 2015. -№ 02 (февраль). - ART 15036. - 0,4 п. л. - URL:
Ntot5:c/6-k49965t-U|CI0j1|/1)|03S.)Ntm.- Гос.рег.Эл ART 15036 УДК 378.147 - . - .
УДК 0В0 1 настоящее время проблема содержания профессиональной подготовки лингвиста-преподавателя к будущей педагогической деятельности является актуальной и требующей особого внимания.
По мнению ученых, прогнозируемая модель преподавателя XXI в. предполагает прежде всего профессиональную, компетентную, творчески развитую личность, в которой доминируют духовно-нравственные и деловые качества. Она включает личностную ориентацию педагогической деятельности, умение ставить и решать задачи гуманистического образования, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения, уважительное отношение к культурной самоиндентификации учащегося [3].
Итак, современное образовательное пространство нуждается в инициативных, творческих педагогах, способных к постоянному самообразованию, саморазвитию, поиску новых эффективных способов преподавания.
Однако происходящие на протяжении веков общественно-политические, экономические и социокультурные преобразования, прогресс науки, образования и техники генерируют исторически обусловленную изменчивость функций и задач, поставленных перед образованием и учителями в частности.
Исследования, относящиеся к профессии учителя, имеют свои многолетние традиции. На разных этапах развития педагогического знания ученые размышляли о самой личности учителя, его профессиональных значимых качествах, различных способностях, мастерстве.
Характерными особенностями современного образования являются его диффе-ренцированность, вариативность и интегративность. Это привносит в образовательный процесс определенные нюансы, о которых необходимо знать специалистам. Встает вопрос о внесении определенных корректив в подготовку специалиста, о дополнительных требованиях к качеству образования, о новых принципах и методах.
Нового преподавателя характеризует высокая степень автономии и креативности, что проявляется, наряду с высоким уровнем профессиональной компетенции, в таких деловых качествах, как гибкость профессионального мышления, мобильность и адаптивность к инновационным ситуациям профессиональной деятельности, постоянное профессиональное самосовершенствование, способность работать в команде, сотрудничать с другими, брать на себя инициативу и ответственность. Естественно предположить, что данные характеристики и качества являются предметом профессиональной подготовки в условиях формального обучения в вузе.
Однако в современной социокультурной ситуации в российском высшем образовании в лучшем случае сосуществуют две парадигмы: традиционная и инновационная, что недостаточно эффективно при выполнении социального заказа образованию. На современном этапе несомненным препятствием на пути поступательного движения системы образования является существование огромной армии профессиональных преподавателей, которые абсолютно не владеют компетенциями в рамках общеевропейских требований.
Актуальность проблемы сравнения профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей профессиональной школы обусловлена тем, что сфера образования ставит в центр системы непрерывного образования приоритеты гуманистической личности. В условиях локально-глобального характера развития универсума разрабатываются принципиально новые, неразрывно связанные с интег-ративными процессами концептуальные модели образования, основанные на новом представлении об информации, деятельности, личности, новых нормах поведения.
(V Г (V
КОНЦЕПТ
Жажева С. А., Жажева Д. Д. Требования к профессиональной подготовке лингвиста-преподавателя в контексте профилизации обучения // Концепт. - 2015. -№ 02 (февраль). - ART 15036. - 0,4 п. л. - URL:
No5:C/67k49965t.rU|SSN12/0401260Xtm. ~ ^ ^ ^
ART 15036 УДК 378.147 - . - .
Необходимость дальнейшего углубления вопроса о развитии системы профессиональных компетенций у учителей, и особенно у учителей русского языка, потребность в педагогическом обосновании новых подходов и направлений профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях профилизации старшей ступени средней школы требуют дополнительных исследований.
Таким образом, основой для формирования педагога нового поколения стало изменение содержания высшего педагогического образования, предусматривающее его фундаментализацию, гуманитаризацию, гуманизацию и дифференциацию, а также разработку и реализацию инновационных педагогических технологий.
Стала очевидной необходимость коренного изменения в характере подготовки учителя, его общепедагогической и предметной подготовки, которая призвана развить у студента профессиональное мышление, сформировать профессиональные умения и навыки, обеспечивающие его готовность к работе в профильных школах, классах.
Ссылки на источники
1. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д., 2012. - 351 с.
2. Гершунский Б. С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? // Педагогика. - 2011. - № 10. - С. 3-12.
3. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М., 2006. - 308 с.
Saida Zhazheva, issn 2304-120х
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of the Russian Language and ist methodology, Adygea State University, Maykop [email protected] Dariet Zhazheva,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of the Russian Language and ist methodology, Adygea State University, Maykop [email protected]
Some training requirements to a linguist-teacher in context of specialization of education Abstract. The paper discusses some requirements for professional training of linguist-teacher in context of specialization of education. The authors give the forms of work, methodological and didactic principles of teaching the Russian language.
Key words: information technologies, the Russian language, educational programs, interactive methods of
modernization of Russian education.
References
1. Bondarevskaja, E. V. (2012) Teorija i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovanija, Rostov n/D., 351 p. (in Russian).
2. Gershunskij, B. S. (2011) "Gotovo li sovremennoe obrazovanie otvetit' na vyzovy HHI veka?", Pedagog-ika, № 10, pp. 3-12 (in Russian).
3. Markova, A. K. (2006) Psihologija professionalizma, Moscow, 308 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
772304
120159
977230412015902