Н.В. Путилина
Модернизация высшей школы в стратегическом единстве ее профессиональной и культуровоспроизводящей функций
Материал статьи посвящен проблемам реформирования высшего профессионального образования и раскрытию необходимости обеспечения двух его ведущих функций, таких как профессионально-кадровая, обеспечивающая подготовку специалистов для развивающегося общественного производства, и культуровоспроизводящей, обеспечивающей подготовку интеллектуальной и духовной элиты общества.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, реформирование профессионального образования, социокультурные функции высшей школы.
Модернизация системы профессионального образования в странах мирового сообщества, в России в том числе, процесс с далеко не полно предсказуемыми результатами. Число документов, определяющих практику реформаций весьма внушительно, однако происходящие в реальности процессы далеко не удовлетворяют ни ученых, ни практиков образования, ни главного заказчика и «жертву» нововведений - общественность. Причин, несомненно, много, но одна из них имеет стратегическую выраженность. Ее суть в том, что из концептуальных оснований реформаций высшей школы вымываются представления о ее культурово-споизводящей функции, реализуемой через гуманитарную и социальную составляющую профессиональной подготовки специалистов. Формально
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
эта функция декларируется, но принижается по существу доминантой профессионализма, задаваемой развивающимся и модернизирующимся общественным производством.
Ускорение социальных и научно-технических преобразований в жизни общества не отменяет, а усложняет для высшей школы проблемы профессиональной адекватности подготавливаемых специалистов развивающемуся производству. И наиболее заметными из них становятся нау-коемкость и технологическая гибкость профессионального образования. Обновление научных знаний, изменение требований к числу подвергающихся инновационному обновлению и модернизации технологий сопровождаются неотвратимым пересмотром перечня и квалификационных показателей специалистов, ростом объема знаний, подлежащих освоению в рамках прежних, а то и сокращающихся, временных возможностей отводимых на их подготовку. И эти постоянно действующие причины как бы подталкивают высшую школу к ориентации на доминантное и первоочередное обеспечение ею профессионально-образовательной функции, т.е. на подготовку высококвалифицированных специалистов.
Государство всегда осуществляло и будет осуществлять госзаказ на подготовку профессиональных кадров, финансируя и стимулируя соответствующую образовательную деятельность высших учебных заведений, создавая тем самым условия государственных гарантий кадрового обеспечения развивающегося производства, его полноценного функционирования и, что особенно важно, развития.
Однако, характеризуя обозначенные особенности развития и функционирования высшей школы, необходимо также иметь в виду, что объективно преобразования современной вузовской системы в России детерминируются не только конъюнктурой изменений научно-производственной и социально-экономической действительности, но в том числе и долгосрочными стратегическими интересами общества в целом и, что не менее важно, каждого отдельного человека в частности.
В реальной жизни неотвратим не только научно-технический, но и социальный прогресс, который порождает разнообразные духовные потребности и создает временные, социально-средовые и культуродоступные условия их удовлетворения. При этом главным источником и условием полноты возможностей духовной жизни людей во все времена была и остается культура, а также ее разносторонняя доступность, открывающаяся через образование.
Однако в контексте проблем развития высшей школы, важно учитывать такое объективное явление, как уровень культуры, служащий одним из важнейших показателей цивилизационного развития любой страны. И
этот уровень определяется, во-первых, наличием среды, для которой он является необходимым и, во-вторых, целенаправленными образовательными усилиями социума, способными противопоставить случайностям и стихиям гарантированное достижение членами общества заданного уровня культуры. И здесь следует отметить, что постановка вопроса о вкладе системы высшего образования в культуру своей страны, в том числе в ее воспроизводство и развитие, представляется вполне правомерной, а сам вклад - достаточно очевидным. Однако это предполагает, что миссия интеллектуальной и культурной доминанты устойчивого цивилизационного развития адресуется обществом всему корпусу специалистов, выпускаемых высшей школой.
Сложившаяся в нашей стране к началу перестройки высшая школа исторически подтвердила свою состоятельность в обеспечении культуровоспроизводящей функции общества. Однако новые условия ее развития не обеспечивают реализацию этой функции автоматически.
С началом реформации образовательной системы связана одна из очень важных особенностей развития высшей школы современной России - рост числа высших учебных заведений, включившихся в подготовку специалистов с высшим образованием. Казалось бы, с появлением «внебюджетной высшей школы» база формирования специалистов с высшим образованием значительно расширилась. Более того, выбор направлений удовлетворения образовательных запросов стал более адекватным интересам членов общества, а не только узким рамкам госзаказа на специалистов. Но все не так просто.
Становление вузов внебюджетного финансирования свидетельствует о несомненной эффективности ряда из них в решении возникающих проблем, и не только по качеству подготовки специалистов, но и по способности решать стратегические задачи служения обществу, по вкладу в систему подготовки профессиональных кадров, по возможностям удовлетворения интересов личности и общества; по результатам реализации профессиональной и общекультурной функции высшей школы и др. Наряду с этим выявился ряд серьезных недочетов и перекосов, вызвавших негативную реакцию на деятельность внебюджетных образовательных организаций.
В этой связи нельзя не учитывать, что, в отличие от государственнотрадиционных, вузы внебюджетного финансирования лишь приобретают исторически и социально адекватный опыт функционирования в обществе. Идет процесс их утверждения в составе участников профессиональнообразовательного сообщества, обретение собственных и усвоение устоявшихся традиций, а также осознание «собственного лица», осуществляется
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
выработка общей и профессиональной стратегии и тактик поведения на рынке образовательных услуг и взаимодействия с государственной системой учреждений профессионального образования.
Все это позволяет считать, что государственная система высшего профессионального образования обогатилась встающей на ноги внебюджетной сферой его осуществления, в перспективе способной более полно и ответственно осуществлять свой вклад в реализацию общекультурной функции высшей школой на целостном для общества рынке образовательных услуг. При этом возникает соблазн переложить реализацию общекультурной функции на внебюджетное образование, тем более, что именно оно наиболее чутко и гибко реагирует на внепроизводственные интересы членов общества.
В связи с этим нельзя не учитывать, что трудности как государственных, так и вузов внебюджетного финансирования не исчерпываются особенностями процессов их собственного становления. Они многократно усугубляются процессами дестабилизации и непрерывных преобразований, претерпеваемых обществом и каждым человеком, живущим в этом меняющемся социуме, а также системой образования, опосредующей отношения личности с обществом и миром профессионального труда. Это заметно осложняет процессы формирования и модернизации всех структур высшей школы.
Тем не менее, имеющую место ситуацию следует расценивать не только как недостаток, но и рассматривать как позитивный фактор становления сообщества полноправных участников созидания новой высшей профессиональной школы, обогащения состава высших профессиональных учебных заведений, плодотворно служащих интересам России.
В соответствии с действующим законодательством и объективными процессами выживания, в которые поставлены все вузы страны, у каждого из них есть определенный выбор стратегии дальнейшего развития. Однако этот выбор накладывается на реальные процессы в профессиональном образовании в целом.
Напряженная социальная ситуация от начала перестроечных процессов весьма затянулась, однако общество по праву связывает свои ожидания не с самопроизвольными изменениями, а с целенаправленно осуществляемой модернизацией системы высшего образования, ориентированной на глубокую увязку не только со всей социокультурной реформацией происходящей в нашей стране, но и с перспективами углубляющейся интеграции в образовательное пространство мирового сообщества. Это обусловлено тем, что кризис в образовании - явление затрагивающее не только нашу страну. Его преодоление выступает необходимой предпо-
сылкой дальнейшего продвижения по пути социального и научно-технического прогресса всех стран мирового сообщества. Предпринимаемые в этой связи усилия по преодолению нарастающего кризиса в образовании нашли отражение уже в Болонской декларации 1999 г., подписанной значительным числом европейских стран, обусловливающей крупномасштабные реформы так же и российской системы образования.
Концепция модернизации российского образования, действовавшая на период до 2010 г., а также и Национальная доктрина образования Российской Федерации, ориентированная на период до 2025 г., определяют образование в качестве генерального направления экономического и социокультурного развития страны путем существенных изменений всей системы образования на основе его опережающего развития и инновационных технологий.
Особенностями развития российского образования в высшей школе в настоящее время является зависимость проводимых реформаций от международных обязательств нашей страны. Интеграция российской высшей школы в общеевропейское пространство высшего образования рассматривается сторонниками Болонского процесса в контексте национальных интересов России, развития внешнеполитического курса страны, направленного на сотрудничество и интеграцию с Европой. Как предполагается, участие России в этом процессе будет способствовать повышению конкурентноспособности российских образовательных услуг, кадров преподавателей и исследователей, академической мобильности специалистов.
Российские вузы уже сейчас переходят на многоступенчатую систему высшего профессионального образования, предусмотренную Болонской декларацией 1999 г. Очевидная неотвратимость потерь, обусловленных надвигающимся переходом, связана с неизбежной утратой достоинств, выделяющих высшую школу России из высших школ США и Европы. В числе признанных достижений советского периода развития образования в России для высшей школы можно отметить то, что она была способна осуществлять подготовку кадров практически по всем направлениям науки, техники и производства; по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами занимала одно из ведущих мест в мире; отличалась высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности, по естественнонаучным дисциплинам; традиционно была ориентирована на профессиональную деятельность и имела тесную связь с практикой, обеспечивала безусловную обязательность общекультурной подготовки специалистов любого профиля.
Приоткрывшаяся через внебюджетное образование возможность преодоления тоталитарного управления госзаказом на специалистов
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
] .
значительно расширила соответствие высшей школы возможностям служения не только интересам личности в труде, но и интересам, реализуемым личностью в реальной жизни общества.
В этих условиях каждый вуз не только испытывает на себе все превратности судьбы, переживаемые высшей школой, но и становится участником проводимых преобразований. И далеко не все вузы, как субъекты образовательного процесса, выступают в роли пассивных исполнителей воли функционеров от образования. Ведутся активные поиски и предпринимаются усилия, нацеливающие на максимальную реализацию полномочий, делегированных вузам законодательством и нормативными документами об образовании, направленные на обретение собственного лица на рынке образовательных услуг; отвечающие перспективным требованиям к высшему образованию; осуществляющие поиск путей вывода образовательной и воспитательной деятельности не только на подготовку специалистов, но и на служение обществу, личности и поддержание лучших традиций университетского образования России. В этой связи следует отметить, что к утверждению в таком качестве направлена деятельность большинства вузов, о чем свидетельствует, в частности, реализуемая в данной статье возможность обсуждения рассматриваемых концептуальных позиций как важной составляющей идеологической стратегии развития высшего профессионального образования.
В этом контексте особое звучание приобретает учет интересов личности, для которой само собой разумеющимся представляется стремление обрести в вузе не только профессию как реальный производственный статус, но и обеспечить хороший уровень последующей подготовки к осуществлению трудовой деятельности на ее основе. Однако современные вузы осуществляют свою деятельность почти на внеконкурсном наборе контингента, что значительно усложняет постановку образовательного процесса и увеличивает воспитательную ответственность вузов. Как следствие, воспитательная деятельность становится одним из главных факторов связи профессиональной культуры с ценностями и идеалами общества.
Таким образом, пусть даже в силу необходимости, создаются условия осуществления расширенного воспитательного вмешательства общества в становление специалистов в высшей школе.
Конечно, решение воспитательных и профессионально-образовательных задач обусловливается не только внеконкурсным набором, но и общей социальной и образовательной ситуацией становления современного молодого человека. Динамизм социально-экономических, политиче-
ских и культурных преобразований в России обостряет разнообразные и весьма высокие требования ко всем гражданам нашей страны, каждый из которых вносит свой вклад и каждый несет ответственность за происходящие изменения в культурной, производственной, общественной и всех других сферах жизни общества.
Вместе с тем имеющая место политическая дезориентация, социальная деформация и материальная дифференциация общества в целом, девальвация его духовно-нравственных ценностей оказывают негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп и, в первую очередь, это относится к молодому поколению россиян. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей общественной системы, появляется новый социальный тип личности. В России все ощутимей снижение воспитательного воздействия российской культуры, искусства, образования на становление подрастающих поколений и формирование устойчивых просоциально ориентированных групп.
Обществом все более ощущаются сопутствующие переменам утраты и обостряющаяся необходимость в профессионалах, способных к самореализации и функционированию в условиях изменяющихся экономических, социально-культурных, идеологических и политических реалий.
Происходит осознание особой роли высшей профессиональной школы в судьбе всей страны, в сохранении и развитии не только ее профессиональной сферы, детерминирующей качественный и количественный спрос на разнопрофильных специалистов. В общественном сознании актуализируются ожидания возрождения и развития в жизни народа духовной и культурной составляющей, которая не возникает сама по себе, а созидается членами общества, подготовленными к этому его системой образования. И естественно, что высших достижений в этом случае общество вправе ожидать от выпускников высшей школы. Соответственно традиционная и обостряющаяся в новых условиях проблема повышения качества выпускаемых специалистов обретает новое социально и личностно ориентированное звучание.
Становится очевидным, что современный запрос вузам формируется не только производством, но и обществом, а качество деятельности высшей школы определяется не только уровнем профессионализма и компетентности ее выпускников, но и уровнем их культуры и интеллигентности.
Вместе с тем реализация такого запроса, не будучи возведенной в ранг целеобусловливающего принципа деятельности конкретного вуза, легко превращается в фикцию, т.к. контрольными показателями качества специалистов ни интеллигентность, ни культура не являются.
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
Ситуация не новая и, в общем-то, сообразующаяся с проблемами и исторической практикой деятельности российских вузов. Вместе с тем, обострение требований к качеству подготовки специалистов при сокращении ее ресурсной базы и наблюдающаяся тенденция сложения государством своей ответственности за репродукцию культуры профессиональной школой приводит к росту числа сторонников отказа от образовательных социально-культурных функций и обязательств высшей школы, к перераспределению времени на профессиональную подготовку за счет дисциплин гуманитарной ориентации или вывода из учебных планов дисциплин, не являющихся опорой дисциплин профессиональных.
В этом отношении весьма показательно решение проблемы (судьба) таких общекультурных направлений в подготовке специалистов в высшей школе, как «Педагогика» и «Психология», подготовка профессионалов для которых формально растет, но не дает ожидаемой отдачи. Звучащие в этой связи претензии к сфере образования, к перепроизводству ненужных специалистов педагогов и психологов кажутся убедительными, однако нельзя к сложившейся ситуации подходить с мерками исполнения высшей школой лишь профессионально-кадровой функции. Она, хотя и является ведущей для профессионального образования, но, как мы показали, не является единственно ведущей. Учет этого положения предполагает необходимость более внимательного осмысления концептуальных оснований деятельности высшей школы в осуществлении психолого-педагогической подготовки специалистов. Остановимся на этом несколько подробнее.
Первое. Необходимо учитывать, что вуз - педагогическое учреждение, технология функционирования которого основана на профессиональнопедагогической деятельности, различающейся содержательно и методически, главным образом для деятельности студентов, имеющей заметные различия. В основе функционирования любого вуза усилия педагогов высшей школы - преподавателей, доцентов, профессоров, педагогов-организаторов профессионального образования. Педагогика - основа успешности деятельности вуза. Напоминание о педагогической специфике (вос)производства специалистов в высшей школе лишь одна грань обращения к педагогике.
Вторая грань связана с профессиональными функциями действующих и подготавливаемых специалистов-гуманитариев, работающих с «человеком». Не вызывает сомнений, что высшее образование, особенно университетское, предполагает осуществление руководства не только отдельными людьми, но и группами и коллективами. Это неотвратимость для каждого высокообразованного специалиста и, если не сразу по окончании вуза, то по мере изменения профессионального статуса, или как следствия расширения профессиональных функций, или как результат профес-
сионального роста и т.д. - в любом случае это неизбежность в профессиональной карьере человека с высшим образованием. А это значит, что важнейшей функцией руководителя, способного повышать, добиваться эффективности собственной работы и подчиненного ему коллектива, является воспитательная функция. Для ее реализации необходима не только лояльность в отношении педагогики, но и наличие вполне опре-делнных знаний и умений ее использования.
Третья грань обнаруживается при анализе различия функций разных типов учебных заведений высшей школы, в частности, исторической традиции, реализуемой университетами. Речь идет о функции подготовки помощников преподавателей (назывались бакалаврами) и преподавателей (называвшихся магистрами).
Ведущие отечественные университеты всегда использовали свое традиционное право присвоения выпускникам квалификации «преподаватель», во-первых, как характеристики специфической грани профессионализма; во-вторых, как особой миссии университетского выпускника - быть учителем других людей.
От зарождения этой традиции до наших дней не утихают споры, нужна ли студентам университета специальная педагогическая и методическая подготовка. Но если учесть, что сама педагогика как наука по срокам возникновения и жизни моложе университетского образования, то было бы опрометчиво полагать, что развитие современного высоконаучного университетского образования будет избегать подготовки преподавателей на научной основе. Хотя споры и стремление облегчить обучение в университете за счет исключения педагогики, при сохранении права на присвоение квалификации «преподаватель», не ушли полностью в ретроградное прошлое.
Таким образом, характер учебной деятельности как педагогически детерминируемой, приобретение каждым выпускником потенциальных функций руководителя, статус любой структуры высшей школы как учебного заведения с университетским качеством образования и возможность приобретения квалификации «преподаватель» требуют концептуально обусловленного признания необходимости и обеспечения разносторонней и разноуровневой педагогической подготовки как обязательной составной части профессиональной подготовки всех гуманитарных факультетов и вузов, в том числе через систему повышения квалификации.
Необходимость изучения психологии личности как главного участника отношений в гуманитарной профессиональной сфере не нуждается в специальных доказательствах, признается всеми организаторами подготовки для нее тех или иных специалистов.
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
Тем не менее, не регламентированное нормативно-правовой позицией такое понимание не всегда ведет за собой обеспечение будущих специалистов необходимой системой психологического знания, выделением на это соответствующих дисциплин и часов. Это осознавалось создателями предшествовавших образовательных стандартов, действовавших в высшей школе, и обеспечивалось выделением в них дисциплин психолого-педагоги-ческой направленности. Однако сохранению этих позиций препятствовала непоследовательность идеологов и организаторов разработки последующих стандартов по многим направлениям подготовки специалистов, даже гуманитарного профиля. В качестве «общеобразовательных» знания педагогики и психологии к настоящему времени все более сокращаются. Вместе с тем колебания воззрений и торопливость в устранении «благоволения» чиновников от образования к фундаментальному для всех специалистов и, в первую очередь гуманитариев, курса «Психология и педагогика» не может отменить самих отношений «человек-человек», «человек-человек-произ-водстенный процесс», что особенно заметно в гуманитарной сфере деятельности, где знание психологии и педагогики остаются смыслообразующими.
Но не только профессиональная деятельность обусловливает необходимость таких знаний, т.к. она не исчерпывает всех отношений между людьми, попадающими в сферу самореализации выпускаемых специалистов вуза. Подготовка выпускников как профессионалов охватывает лишь часть предстоящих отношений. Выпускник-специалист как носитель социокультурной функции, обладатель общей культуры, предполагает самореализацию в более широкой сфере перспективно состоятельных гуманитарных отношений в обществе, нежели в условиях предоставляемых производством. И эта функция культуровоспроизводства, осуществляемая высшей школой, несомненно, должна учитываться в числе обязательных факторов системного изучения основ «Психологии и педагогики» и разработки ее содержания с учетом обозначенной социокультурной ориентации учебной подготовки.
Завершая, хотелось бы отметить, что успешность реформирования образовательной системы в целом и ее отдельных звеньев не может быть обеспечена вне четкой позиции по культуровоспроизводящей функции высшего профессионального образования, выступающей стратегическим ориентиром его модернизации. В числе учреждений, выживших в условиях конкурентной борьбы за право предоставлять обществу, ее конкретным гражданам образовательные услуги, останутся только те образовательные структуры, что наиболее точно сообразовали свои действия с долговременными перспективами становления не только профессионального образования и его процессуального обеспечения, но и выполнения всех социокультурных функций высшей школы.