Научная статья на тему 'Модернизация высшей школы в стратегическом единстве ее профессиональной и культуровоспроизводящей функций'

Модернизация высшей школы в стратегическом единстве ее профессиональной и культуровоспроизводящей функций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / REFORMATION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING IN HIGHER SCHOOL / SOCIOCULTURAL FUNCTIONS OF HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Путилина Н. В.

Материал статьи посвящен проблемам реформирования высшего профессионального образования и раскрытию необходимости обеспечения двух его ведущих функций, таких как профессионально-кадровая, обеспечивающая подготовку специалистов для развивающегося общественного производства, и культуровоспроизводящей, обеспечивающей подготовку интеллектуальной и духовной элиты общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issues of higher professional education reform and the need for provision of its main functions such as professionalpersonnel function that provides training of specialists for the developing social production, and culture-reproducing function that provides training of the intellectual and spiritual elite of the society.

Текст научной работы на тему «Модернизация высшей школы в стратегическом единстве ее профессиональной и культуровоспроизводящей функций»

Н.В. Путилина

Модернизация высшей школы в стратегическом единстве ее профессиональной и культуровоспроизводящей функций

Материал статьи посвящен проблемам реформирования высшего профессионального образования и раскрытию необходимости обеспечения двух его ведущих функций, таких как профессионально-кадровая, обеспечивающая подготовку специалистов для развивающегося общественного производства, и культуровоспроизводящей, обеспечивающей подготовку интеллектуальной и духовной элиты общества.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, реформирование профессионального образования, социокультурные функции высшей школы.

Модернизация системы профессионального образования в странах мирового сообщества, в России в том числе, процесс с далеко не полно предсказуемыми результатами. Число документов, определяющих практику реформаций весьма внушительно, однако происходящие в реальности процессы далеко не удовлетворяют ни ученых, ни практиков образования, ни главного заказчика и «жертву» нововведений - общественность. Причин, несомненно, много, но одна из них имеет стратегическую выраженность. Ее суть в том, что из концептуальных оснований реформаций высшей школы вымываются представления о ее культурово-споизводящей функции, реализуемой через гуманитарную и социальную составляющую профессиональной подготовки специалистов. Формально

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

эта функция декларируется, но принижается по существу доминантой профессионализма, задаваемой развивающимся и модернизирующимся общественным производством.

Ускорение социальных и научно-технических преобразований в жизни общества не отменяет, а усложняет для высшей школы проблемы профессиональной адекватности подготавливаемых специалистов развивающемуся производству. И наиболее заметными из них становятся нау-коемкость и технологическая гибкость профессионального образования. Обновление научных знаний, изменение требований к числу подвергающихся инновационному обновлению и модернизации технологий сопровождаются неотвратимым пересмотром перечня и квалификационных показателей специалистов, ростом объема знаний, подлежащих освоению в рамках прежних, а то и сокращающихся, временных возможностей отводимых на их подготовку. И эти постоянно действующие причины как бы подталкивают высшую школу к ориентации на доминантное и первоочередное обеспечение ею профессионально-образовательной функции, т.е. на подготовку высококвалифицированных специалистов.

Государство всегда осуществляло и будет осуществлять госзаказ на подготовку профессиональных кадров, финансируя и стимулируя соответствующую образовательную деятельность высших учебных заведений, создавая тем самым условия государственных гарантий кадрового обеспечения развивающегося производства, его полноценного функционирования и, что особенно важно, развития.

Однако, характеризуя обозначенные особенности развития и функционирования высшей школы, необходимо также иметь в виду, что объективно преобразования современной вузовской системы в России детерминируются не только конъюнктурой изменений научно-производственной и социально-экономической действительности, но в том числе и долгосрочными стратегическими интересами общества в целом и, что не менее важно, каждого отдельного человека в частности.

В реальной жизни неотвратим не только научно-технический, но и социальный прогресс, который порождает разнообразные духовные потребности и создает временные, социально-средовые и культуродоступные условия их удовлетворения. При этом главным источником и условием полноты возможностей духовной жизни людей во все времена была и остается культура, а также ее разносторонняя доступность, открывающаяся через образование.

Однако в контексте проблем развития высшей школы, важно учитывать такое объективное явление, как уровень культуры, служащий одним из важнейших показателей цивилизационного развития любой страны. И

этот уровень определяется, во-первых, наличием среды, для которой он является необходимым и, во-вторых, целенаправленными образовательными усилиями социума, способными противопоставить случайностям и стихиям гарантированное достижение членами общества заданного уровня культуры. И здесь следует отметить, что постановка вопроса о вкладе системы высшего образования в культуру своей страны, в том числе в ее воспроизводство и развитие, представляется вполне правомерной, а сам вклад - достаточно очевидным. Однако это предполагает, что миссия интеллектуальной и культурной доминанты устойчивого цивилизационного развития адресуется обществом всему корпусу специалистов, выпускаемых высшей школой.

Сложившаяся в нашей стране к началу перестройки высшая школа исторически подтвердила свою состоятельность в обеспечении культуровоспроизводящей функции общества. Однако новые условия ее развития не обеспечивают реализацию этой функции автоматически.

С началом реформации образовательной системы связана одна из очень важных особенностей развития высшей школы современной России - рост числа высших учебных заведений, включившихся в подготовку специалистов с высшим образованием. Казалось бы, с появлением «внебюджетной высшей школы» база формирования специалистов с высшим образованием значительно расширилась. Более того, выбор направлений удовлетворения образовательных запросов стал более адекватным интересам членов общества, а не только узким рамкам госзаказа на специалистов. Но все не так просто.

Становление вузов внебюджетного финансирования свидетельствует о несомненной эффективности ряда из них в решении возникающих проблем, и не только по качеству подготовки специалистов, но и по способности решать стратегические задачи служения обществу, по вкладу в систему подготовки профессиональных кадров, по возможностям удовлетворения интересов личности и общества; по результатам реализации профессиональной и общекультурной функции высшей школы и др. Наряду с этим выявился ряд серьезных недочетов и перекосов, вызвавших негативную реакцию на деятельность внебюджетных образовательных организаций.

В этой связи нельзя не учитывать, что, в отличие от государственнотрадиционных, вузы внебюджетного финансирования лишь приобретают исторически и социально адекватный опыт функционирования в обществе. Идет процесс их утверждения в составе участников профессиональнообразовательного сообщества, обретение собственных и усвоение устоявшихся традиций, а также осознание «собственного лица», осуществляется

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

выработка общей и профессиональной стратегии и тактик поведения на рынке образовательных услуг и взаимодействия с государственной системой учреждений профессионального образования.

Все это позволяет считать, что государственная система высшего профессионального образования обогатилась встающей на ноги внебюджетной сферой его осуществления, в перспективе способной более полно и ответственно осуществлять свой вклад в реализацию общекультурной функции высшей школой на целостном для общества рынке образовательных услуг. При этом возникает соблазн переложить реализацию общекультурной функции на внебюджетное образование, тем более, что именно оно наиболее чутко и гибко реагирует на внепроизводственные интересы членов общества.

В связи с этим нельзя не учитывать, что трудности как государственных, так и вузов внебюджетного финансирования не исчерпываются особенностями процессов их собственного становления. Они многократно усугубляются процессами дестабилизации и непрерывных преобразований, претерпеваемых обществом и каждым человеком, живущим в этом меняющемся социуме, а также системой образования, опосредующей отношения личности с обществом и миром профессионального труда. Это заметно осложняет процессы формирования и модернизации всех структур высшей школы.

Тем не менее, имеющую место ситуацию следует расценивать не только как недостаток, но и рассматривать как позитивный фактор становления сообщества полноправных участников созидания новой высшей профессиональной школы, обогащения состава высших профессиональных учебных заведений, плодотворно служащих интересам России.

В соответствии с действующим законодательством и объективными процессами выживания, в которые поставлены все вузы страны, у каждого из них есть определенный выбор стратегии дальнейшего развития. Однако этот выбор накладывается на реальные процессы в профессиональном образовании в целом.

Напряженная социальная ситуация от начала перестроечных процессов весьма затянулась, однако общество по праву связывает свои ожидания не с самопроизвольными изменениями, а с целенаправленно осуществляемой модернизацией системы высшего образования, ориентированной на глубокую увязку не только со всей социокультурной реформацией происходящей в нашей стране, но и с перспективами углубляющейся интеграции в образовательное пространство мирового сообщества. Это обусловлено тем, что кризис в образовании - явление затрагивающее не только нашу страну. Его преодоление выступает необходимой предпо-

сылкой дальнейшего продвижения по пути социального и научно-технического прогресса всех стран мирового сообщества. Предпринимаемые в этой связи усилия по преодолению нарастающего кризиса в образовании нашли отражение уже в Болонской декларации 1999 г., подписанной значительным числом европейских стран, обусловливающей крупномасштабные реформы так же и российской системы образования.

Концепция модернизации российского образования, действовавшая на период до 2010 г., а также и Национальная доктрина образования Российской Федерации, ориентированная на период до 2025 г., определяют образование в качестве генерального направления экономического и социокультурного развития страны путем существенных изменений всей системы образования на основе его опережающего развития и инновационных технологий.

Особенностями развития российского образования в высшей школе в настоящее время является зависимость проводимых реформаций от международных обязательств нашей страны. Интеграция российской высшей школы в общеевропейское пространство высшего образования рассматривается сторонниками Болонского процесса в контексте национальных интересов России, развития внешнеполитического курса страны, направленного на сотрудничество и интеграцию с Европой. Как предполагается, участие России в этом процессе будет способствовать повышению конкурентноспособности российских образовательных услуг, кадров преподавателей и исследователей, академической мобильности специалистов.

Российские вузы уже сейчас переходят на многоступенчатую систему высшего профессионального образования, предусмотренную Болонской декларацией 1999 г. Очевидная неотвратимость потерь, обусловленных надвигающимся переходом, связана с неизбежной утратой достоинств, выделяющих высшую школу России из высших школ США и Европы. В числе признанных достижений советского периода развития образования в России для высшей школы можно отметить то, что она была способна осуществлять подготовку кадров практически по всем направлениям науки, техники и производства; по масштабам подготовки специалистов и обеспеченности кадрами занимала одно из ведущих мест в мире; отличалась высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности, по естественнонаучным дисциплинам; традиционно была ориентирована на профессиональную деятельность и имела тесную связь с практикой, обеспечивала безусловную обязательность общекультурной подготовки специалистов любого профиля.

Приоткрывшаяся через внебюджетное образование возможность преодоления тоталитарного управления госзаказом на специалистов

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

] .

значительно расширила соответствие высшей школы возможностям служения не только интересам личности в труде, но и интересам, реализуемым личностью в реальной жизни общества.

В этих условиях каждый вуз не только испытывает на себе все превратности судьбы, переживаемые высшей школой, но и становится участником проводимых преобразований. И далеко не все вузы, как субъекты образовательного процесса, выступают в роли пассивных исполнителей воли функционеров от образования. Ведутся активные поиски и предпринимаются усилия, нацеливающие на максимальную реализацию полномочий, делегированных вузам законодательством и нормативными документами об образовании, направленные на обретение собственного лица на рынке образовательных услуг; отвечающие перспективным требованиям к высшему образованию; осуществляющие поиск путей вывода образовательной и воспитательной деятельности не только на подготовку специалистов, но и на служение обществу, личности и поддержание лучших традиций университетского образования России. В этой связи следует отметить, что к утверждению в таком качестве направлена деятельность большинства вузов, о чем свидетельствует, в частности, реализуемая в данной статье возможность обсуждения рассматриваемых концептуальных позиций как важной составляющей идеологической стратегии развития высшего профессионального образования.

В этом контексте особое звучание приобретает учет интересов личности, для которой само собой разумеющимся представляется стремление обрести в вузе не только профессию как реальный производственный статус, но и обеспечить хороший уровень последующей подготовки к осуществлению трудовой деятельности на ее основе. Однако современные вузы осуществляют свою деятельность почти на внеконкурсном наборе контингента, что значительно усложняет постановку образовательного процесса и увеличивает воспитательную ответственность вузов. Как следствие, воспитательная деятельность становится одним из главных факторов связи профессиональной культуры с ценностями и идеалами общества.

Таким образом, пусть даже в силу необходимости, создаются условия осуществления расширенного воспитательного вмешательства общества в становление специалистов в высшей школе.

Конечно, решение воспитательных и профессионально-образовательных задач обусловливается не только внеконкурсным набором, но и общей социальной и образовательной ситуацией становления современного молодого человека. Динамизм социально-экономических, политиче-

ских и культурных преобразований в России обостряет разнообразные и весьма высокие требования ко всем гражданам нашей страны, каждый из которых вносит свой вклад и каждый несет ответственность за происходящие изменения в культурной, производственной, общественной и всех других сферах жизни общества.

Вместе с тем имеющая место политическая дезориентация, социальная деформация и материальная дифференциация общества в целом, девальвация его духовно-нравственных ценностей оказывают негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп и, в первую очередь, это относится к молодому поколению россиян. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей общественной системы, появляется новый социальный тип личности. В России все ощутимей снижение воспитательного воздействия российской культуры, искусства, образования на становление подрастающих поколений и формирование устойчивых просоциально ориентированных групп.

Обществом все более ощущаются сопутствующие переменам утраты и обостряющаяся необходимость в профессионалах, способных к самореализации и функционированию в условиях изменяющихся экономических, социально-культурных, идеологических и политических реалий.

Происходит осознание особой роли высшей профессиональной школы в судьбе всей страны, в сохранении и развитии не только ее профессиональной сферы, детерминирующей качественный и количественный спрос на разнопрофильных специалистов. В общественном сознании актуализируются ожидания возрождения и развития в жизни народа духовной и культурной составляющей, которая не возникает сама по себе, а созидается членами общества, подготовленными к этому его системой образования. И естественно, что высших достижений в этом случае общество вправе ожидать от выпускников высшей школы. Соответственно традиционная и обостряющаяся в новых условиях проблема повышения качества выпускаемых специалистов обретает новое социально и личностно ориентированное звучание.

Становится очевидным, что современный запрос вузам формируется не только производством, но и обществом, а качество деятельности высшей школы определяется не только уровнем профессионализма и компетентности ее выпускников, но и уровнем их культуры и интеллигентности.

Вместе с тем реализация такого запроса, не будучи возведенной в ранг целеобусловливающего принципа деятельности конкретного вуза, легко превращается в фикцию, т.к. контрольными показателями качества специалистов ни интеллигентность, ни культура не являются.

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

Ситуация не новая и, в общем-то, сообразующаяся с проблемами и исторической практикой деятельности российских вузов. Вместе с тем, обострение требований к качеству подготовки специалистов при сокращении ее ресурсной базы и наблюдающаяся тенденция сложения государством своей ответственности за репродукцию культуры профессиональной школой приводит к росту числа сторонников отказа от образовательных социально-культурных функций и обязательств высшей школы, к перераспределению времени на профессиональную подготовку за счет дисциплин гуманитарной ориентации или вывода из учебных планов дисциплин, не являющихся опорой дисциплин профессиональных.

В этом отношении весьма показательно решение проблемы (судьба) таких общекультурных направлений в подготовке специалистов в высшей школе, как «Педагогика» и «Психология», подготовка профессионалов для которых формально растет, но не дает ожидаемой отдачи. Звучащие в этой связи претензии к сфере образования, к перепроизводству ненужных специалистов педагогов и психологов кажутся убедительными, однако нельзя к сложившейся ситуации подходить с мерками исполнения высшей школой лишь профессионально-кадровой функции. Она, хотя и является ведущей для профессионального образования, но, как мы показали, не является единственно ведущей. Учет этого положения предполагает необходимость более внимательного осмысления концептуальных оснований деятельности высшей школы в осуществлении психолого-педагогической подготовки специалистов. Остановимся на этом несколько подробнее.

Первое. Необходимо учитывать, что вуз - педагогическое учреждение, технология функционирования которого основана на профессиональнопедагогической деятельности, различающейся содержательно и методически, главным образом для деятельности студентов, имеющей заметные различия. В основе функционирования любого вуза усилия педагогов высшей школы - преподавателей, доцентов, профессоров, педагогов-организаторов профессионального образования. Педагогика - основа успешности деятельности вуза. Напоминание о педагогической специфике (вос)производства специалистов в высшей школе лишь одна грань обращения к педагогике.

Вторая грань связана с профессиональными функциями действующих и подготавливаемых специалистов-гуманитариев, работающих с «человеком». Не вызывает сомнений, что высшее образование, особенно университетское, предполагает осуществление руководства не только отдельными людьми, но и группами и коллективами. Это неотвратимость для каждого высокообразованного специалиста и, если не сразу по окончании вуза, то по мере изменения профессионального статуса, или как следствия расширения профессиональных функций, или как результат профес-

сионального роста и т.д. - в любом случае это неизбежность в профессиональной карьере человека с высшим образованием. А это значит, что важнейшей функцией руководителя, способного повышать, добиваться эффективности собственной работы и подчиненного ему коллектива, является воспитательная функция. Для ее реализации необходима не только лояльность в отношении педагогики, но и наличие вполне опре-делнных знаний и умений ее использования.

Третья грань обнаруживается при анализе различия функций разных типов учебных заведений высшей школы, в частности, исторической традиции, реализуемой университетами. Речь идет о функции подготовки помощников преподавателей (назывались бакалаврами) и преподавателей (называвшихся магистрами).

Ведущие отечественные университеты всегда использовали свое традиционное право присвоения выпускникам квалификации «преподаватель», во-первых, как характеристики специфической грани профессионализма; во-вторых, как особой миссии университетского выпускника - быть учителем других людей.

От зарождения этой традиции до наших дней не утихают споры, нужна ли студентам университета специальная педагогическая и методическая подготовка. Но если учесть, что сама педагогика как наука по срокам возникновения и жизни моложе университетского образования, то было бы опрометчиво полагать, что развитие современного высоконаучного университетского образования будет избегать подготовки преподавателей на научной основе. Хотя споры и стремление облегчить обучение в университете за счет исключения педагогики, при сохранении права на присвоение квалификации «преподаватель», не ушли полностью в ретроградное прошлое.

Таким образом, характер учебной деятельности как педагогически детерминируемой, приобретение каждым выпускником потенциальных функций руководителя, статус любой структуры высшей школы как учебного заведения с университетским качеством образования и возможность приобретения квалификации «преподаватель» требуют концептуально обусловленного признания необходимости и обеспечения разносторонней и разноуровневой педагогической подготовки как обязательной составной части профессиональной подготовки всех гуманитарных факультетов и вузов, в том числе через систему повышения квалификации.

Необходимость изучения психологии личности как главного участника отношений в гуманитарной профессиональной сфере не нуждается в специальных доказательствах, признается всеми организаторами подготовки для нее тех или иных специалистов.

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

Тем не менее, не регламентированное нормативно-правовой позицией такое понимание не всегда ведет за собой обеспечение будущих специалистов необходимой системой психологического знания, выделением на это соответствующих дисциплин и часов. Это осознавалось создателями предшествовавших образовательных стандартов, действовавших в высшей школе, и обеспечивалось выделением в них дисциплин психолого-педагоги-ческой направленности. Однако сохранению этих позиций препятствовала непоследовательность идеологов и организаторов разработки последующих стандартов по многим направлениям подготовки специалистов, даже гуманитарного профиля. В качестве «общеобразовательных» знания педагогики и психологии к настоящему времени все более сокращаются. Вместе с тем колебания воззрений и торопливость в устранении «благоволения» чиновников от образования к фундаментальному для всех специалистов и, в первую очередь гуманитариев, курса «Психология и педагогика» не может отменить самих отношений «человек-человек», «человек-человек-произ-водстенный процесс», что особенно заметно в гуманитарной сфере деятельности, где знание психологии и педагогики остаются смыслообразующими.

Но не только профессиональная деятельность обусловливает необходимость таких знаний, т.к. она не исчерпывает всех отношений между людьми, попадающими в сферу самореализации выпускаемых специалистов вуза. Подготовка выпускников как профессионалов охватывает лишь часть предстоящих отношений. Выпускник-специалист как носитель социокультурной функции, обладатель общей культуры, предполагает самореализацию в более широкой сфере перспективно состоятельных гуманитарных отношений в обществе, нежели в условиях предоставляемых производством. И эта функция культуровоспроизводства, осуществляемая высшей школой, несомненно, должна учитываться в числе обязательных факторов системного изучения основ «Психологии и педагогики» и разработки ее содержания с учетом обозначенной социокультурной ориентации учебной подготовки.

Завершая, хотелось бы отметить, что успешность реформирования образовательной системы в целом и ее отдельных звеньев не может быть обеспечена вне четкой позиции по культуровоспроизводящей функции высшего профессионального образования, выступающей стратегическим ориентиром его модернизации. В числе учреждений, выживших в условиях конкурентной борьбы за право предоставлять обществу, ее конкретным гражданам образовательные услуги, останутся только те образовательные структуры, что наиболее точно сообразовали свои действия с долговременными перспективами становления не только профессионального образования и его процессуального обеспечения, но и выполнения всех социокультурных функций высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.