Научная статья на тему 'Роль лекций в условиях компетентностно-ориентированного обучения и его внедрения в профессиональное медицинское образование'

Роль лекций в условиях компетентностно-ориентированного обучения и его внедрения в профессиональное медицинское образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дәріс / компетенция / студент / білім / инновация / lecture / the competence / the student / formation / innovations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хабижанов Б. Х., Курманбекова С. К., Нургалиева Ж. Ж, Омирзакова К. К., Лобанова Р. П.

Жоғарғы оқу орындарындағы медициналық және фармацевтикалық білім берудің реформалануы студенттердің кӛбінесе практикалық компетенцияларды меңгеруіне бағытталған. Бұл жағдайда дәріс оқуда бұрында қалыптасқан дәстүрден ӛзгешеленуі тиіс, бірақта онда теориялық білім беруде ӛзіндік ерекшелігін дәріскердің ӛзі қамтамасыз етуі қажет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хабижанов Б. Х., Курманбекова С. К., Нургалиева Ж. Ж, Омирзакова К. К., Лобанова Р. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Дәрістің компетенттік бағытында оқытудағы рӛлі және оны мамандандырылған медицина білімінде енгізу

Reforming of medical and pharmaceutical formation is directed on the approach competence -focused in training of students of medical high schools. Lecture process of modern formation should be based on innovative methodology, culture.

Текст научной работы на тему «Роль лекций в условиях компетентностно-ориентированного обучения и его внедрения в профессиональное медицинское образование»

• диагностическую - позволяет увидеть уровень готовности к самостоятельной деятельности (является посредством оценивания);

• рефлексивную - предоставляет студентам возможность приобрести опыт по организации рефлексии;

• мотивационно - презентативную - позволяет студенту предоставить результаты собственного осмысления проблемы, повышает мотивацию к её изучению.

В заключении необходимо отметить в качестве важнейшей рекомендации к процессу создания и оформления портфолио должен использоваться только принцип «добровольности» (прежде всего, с точки зрения студента). Студент, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих личных достижений. Ещё раз подчеркнём, что это должно стать ведущим принципом работы с портфолио. Ни в коем случае нельзя принудительно (без согласия самого студента) включать материалы в его портфолио, особенно на финальной стадии, когда студент предъявляет свой портфолио.

Литература:

1.Чернявская А. П. Педагогическая техника. - Москва, 2001

2.Гуляева, С.П. Портфолио: рекомендации по созданию и использованию в предпрофильной подготовке / C.n. Гуляева.- Новокузнецк:изд-во МОУ ДПО ИПК, 2005.-73с.

3.Новые подходы к оцениванию достижений учащихся: сборник методических материалов/ под ред. Н.В. Муха - Томск:ОГУ РЦР0,2005

4.Постановление Министерства образования РФ «О различных вариантах моделей «портфеля образовательных достижений» («портфолио») выпускников основной школы» от 25.08.2003

Портфолио - бШм беру ЖYЙесiндегi жаца модел.

У.А. Хасанова, Д.Ж. Саржанова Б^л мацалада бшм берудщ жаца моделшщ бiр тYрi - портфолио, оныц цолданылуы жэне тшмдшп жешнде баяндалган.

Portfolio is the new educational model

U.A. Hasanova, D.Zh. Sarzhanova The new educational model - рortfolio, its expedient use and its necessity in teaching foreign languages is described in this article.

РОЛЬ ЛЕКЦИЙ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ЕГО ВНЕДРЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Хабижанов Б.Х., Курманбекова С.К., Нургалиева Ж.Ж., Омирзакова К.К., Лобанова Р.П.

Казахский национальный медицинский университет им.С.Д.Асфендиярова

В Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования, разработанной в рамках Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 г.г., одной из важных составляющих являются новые стандарты подготовки медицинских кадров, ориентированные на международные стандарты Всемирной Федерации Медицинского Образования и направленные на поднятие на качественно-новый уровень образования в медицинских вузах страны (1,2).

В условиях перехода к новой системе обучения незаметно приоритетными становится освоение практических навыков, умений и прикладных знаний, т.е. ориентированность к овладению манипуляциями. При уходе от традиционных структур образования и вместе с ними изменения нравственного кредо личности, медицинское образование на этапе бакалавриата в особенности может ограничивать студента знанием и выполнением обычных и необходимых профессиональных навыков, тогда как, обучение умению клинически мыслить является основой данной специальности и определяет качество врача. В этом аспекте нельзя упускать воспитание у обучающихся умения к большей амплитуде мышления, познавание связи нозологии с основными категориями и закономерностями медицины, биологии и философии.

Как было и прежде, в системе компетентностного обучения и освоения элементов квалификации педиатрами, терапевтами, хирургами также достойное место будут занимать лекции (2,3). Но они также должны меняться в структуре, изложении и в целом подвергаться инновационным преобразованиям.

В реалиях сегодняшнего дня в вузах многое изменилось, в том числе и в лекционный процесс. Они теперь не двухчасовые, как было раньше, теперь на нее отводится одни академический час. Все доступнее для студентов становится Всемирная Сеть Интернет и на всем этом фоне отмечается некоторое снижение интересов к лекциям со стороны обучающихся (4). Но это не значит, что лекции, как форма обучения уйдут в прошлое. Наоборот, в условиях информационной насыщенности и доступности к лекциям будет предъявляться все больше требований, особенно в аспекте лаконичности и информативности.

Снижение контроля посещаемости лекций, качество слушателей, не совпадающее по присутствию с практическими занятиями, и, как показывает опыт лекторов, предполагает как бы пассивное отношение студента, к тому же считается, что лишь 10% лекционной информации откладывается в долговременную память. Здесь можно процент полезности лекций увеличить вопросами обратной связи, контролем на практических занятиях и т.д. Свободное посещение лекции, на наш взгляд, допустимо для активных, преуспевающих самостоятельно работающих с дополнительной литературой студентов, т.е. занимающихся самообразованием качественно.

Чтения лекций во время прохождения цикла для одной или нескольких групп для лектора определяет новые возможности в смысле внесения инновационных элементов в лекционный процесс.

С учетом современного компетентностного подхода в медицинском образовании необходимо поднять планку требования к лекциям, работать над формой подачи и содержанием лекционного материала; овладеть приемами лекторского мастерства и обеспечения привлекательности, которые должны нести не только факты и информации, но и определять мотивацию у студентов в постижении основ и возможностей изучаемой дисциплины, раскрыть профессиональные секреты, формирующие врача, что в конечном итоге отразится на результатах процесса обучения (5).

Несомненна и воспитательная роль лекций в формировании интеллектуальной личности врачей. Преемственность - совершенствование традиций, внедрение новых приемов, знаний, правовых вопросов, умело вставленные в контексте, в том числе интонации голоса, культура литературного и профессионального языка лектора-врача обеспечивают одновременно и пример коммуникативности.

Литература:

1.Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан на 2006-2010 г.г. Астана, 2006

2.Аканов А., Мирзабеков О., Ахметов В., Кызаев А., Турдалиев Б., Аскарова А., Определеннов В., Ко-жамкулов Р. Болонский процесс - путь КазНМУ в общеевропейское образовательное пространство. Алматы, 2010, 112 с.

3.Аканов А.А., Хамзина Н.К., Ахметов В.И. с соавт. Медицинское образование, основанное на концепциях: проблемы и перспективы. Алматы, 2010

4.Карасаева В.Е., Тезикова И.В. Об организации лекционного процесса на кафедре детских инфекций. // Педиатрия им. Сперанского, №2, 2005, с.80-82

5.Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода. Лекция в слайдах. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 41 с.

Дэргстщ компетенттш баFытында OKbn^aFbi рeлi жэне оны мамавдавдырылFан медицина

бШмшде енпзу

Хабижанов Б.Х., Курманбекова С.К., Нургалиева Ж.Ж., Омирзакова К.К., Лобанова Р.П.

Жогаргы оку орындарындагы медицинальщ жэне фармацевтикальщ бшм берудщ реформалануы студенттердщ кебшесе практикалык компетенцияларды мецгеруше багытталган. Б^л жагдайда дэрю окуда б^рында калыптаскан дэстYрден езгешеленуi тшс, бiракта онда теориялык бшм беруде езшдак ерекшелшн дэрюкердщ езi камтамасыз етуi кажет.

ТYшвдi сездер: дэрю, компетенция, студент, бшм, инновация.

Role of lectures in the conditions of competence -focused training and its introduction in the professional

medical education

Habizhanov B.H., Kurmanbekova S.K., Nurgalieva Z.Z., Omirzakova K.K., Lobanova R.P.

Reforming of medical and pharmaceutical formation is directed on the approach competence -focused in training of students of medical high schools. Lecture process of modern formation should be based on innovative methodology, culture.

Keywords: lecture, the competence, the student, formation, innovations.

ЖОГАРЫ Б1ШМ БАСЫМДЫЛЬЩТАРЫ Т1Л, ОЙЛАУ, ЦУНДЫЛЬЩ БАГЫТТАР С.Т.Ерназарова, Г.П.Абсаттарова, К.ТДашаFанова

С.Д.Асфендияров атындагы Каз¥МУ

Жаца гылымныц дамытуы, техниканыц айтарлыктай дэреженiц ендiрiсiнiц казiргiсi тенденциялары сол (мазм^н, эдiстер жэне оку формасы ) квалификациялы кадрлардыц эзiрлеуiн казiргi жYЙенiц аралыгында пайда болатын кайшылыктар аныктар еда, жэне сол нарыктык катынастардыц шарттарындагы казiргi когамныц дамытуын жYрiстермен ^сынылатын есептермен. Сонымен бiрге адамына, оныц кабшеттшпне к¥растыруын процессте бiлiмнiц мацызды релi туралы басты постулат баска халыктарга мэдениеттiц ез халыктыгына, оныц ^штылыгына, менталитеттiц дэстYрлерi жэне салттар, сезiммен элеуметтiк

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.