Научная статья на тему 'Внедрение новой модели медицинского образования в преподавании дисциплин кафедры общей гигиены и экологии'

Внедрение новой модели медицинского образования в преподавании дисциплин кафедры общей гигиены и экологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Болонский процесс / компетентность / модель медицинского образования / Болондық үдеріс / құзіреттілік / медициналық білім беру моделі

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — У И. Кенесариев, А Е. Ержанова

Реформирование высшего образования в соответствии с требованиями Болонского процесса требует методологической ориентации учебного процесса с внедрением ключевых компетенций, которые необходимы для его личностной и профессиональной реализации. На нашей кафедре широко внедряются следующие методы обучения: кейс-стади, мультимедийные презентации, деловые игры, учебные дискуссии, «мозговые штурмы» и др. Т.е занятия представляют собой симбиоз теоретических знаний и практических навыков, который позволяет глубже изучить дисциплину применительно к медицинской практике, формировать гигиеническое мышление, вызывать интерес к дисциплине и к обучению в целом, что способствует подготовке высококвалифицированного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — У И. Кенесариев, А Е. Ержанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Кафедрада пәндерді оқыту боыйнша медициналық білім берудің жаңа моделін еңгізу

Негізгі құзіреттілікті еңгізумен бірге оқу үдерісіне методологиялық амалдарды қажет ететін Болондық үдерістің талаптарына сәйкес келетін, жоғары білім берудің реформдалуы, оның жеке тұлға және маман ретінде жүзеге асыруына қажет етеді. Біздің кафедрамызда келесі оқыту әдістері: кейс-стади, мультимедиялық презентациялар, іскерлік ойындар, оқулық пікір-таластар, және т.б. кеңінен еңгізілуде. Яғни, бұл сабақтар теориялық білім мен машықтық дағдылар симбиозы ретінде ұсынылуы, пәнді тереңдетілген түрде, медициналық тәжирібеге сай және де гигиеналық дүние тануын қалыптастыруын талқылауға, соның ішінде біртұтас оқуына назар аудару, негізінен жоғары білікті маман дайындауға мүмкіндік тұғызады.

Текст научной работы на тему «Внедрение новой модели медицинского образования в преподавании дисциплин кафедры общей гигиены и экологии»

нальной межвузовской научно-практической конференции 1 февраля 2007 г. /Под ред. И.В. Шешунова, А.Л. Бондаренко. - Киров: Кировская гос. мед. Академия, 2007. - С. 17-18.

2. Бяков И.С., Кушкова Н.Е. Значение патофизиологии в активизации познавательной деятельности студентов и формировании врачебного мышления. Современные проблемы качественного образования в высшей школе: материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции 1 февраля 2007 г. /Под ред. И.В. Шешунова, А.Л. Бондаренко. - Киров: Кировская гос. мед. Академия, 2007. - С. 53-54.

3. Горяев Ю.А., Калягин А.Н., Казанцева Н.Ю. Ситуационное и игровое обучение по пропедевтике внутренних болезней. Инновационные технологии в образовательной, научной и клинической работе Иркутского государственного медицинского университета (информационный бюллетень). - Иркутск. - 2007. - С.20.

4. Савченко Н.А. Деловая игра и ее возможности. http://www.ychitel.com

5. Исказиева У.И., Омарова К.П. Методика преподавания клинической патофизиологии. Актуальные вопросы патофизиологии и медицины (Материалы Международной научно-практической конференции). Алма-ты: «Эверо», 2008. - С.226-230.

Патофизиология кафедрасындагы компетенттЬ багдарлык окыту Э.Н. Н^рм^хамбетов, М.К. Балабекова, Н.В. Жуйко, Н.Н. Рыспекова, Ш.С. Карынбаев, Д.М.

Баймуханова, С.Е. Мырзаг^лова, Р.А. Табанова Макалада Каз^МУ патофизиология кафедрасында студенттердi окытудыц инновацияльщ технология карастырылган. Компетенттi-баFдарльщ окытудыц барлык факультет студенттерше дэрю-кецес, ю-ойын, мыйга соккы тYрiнде жузеге асыру жолдары сипатталган. Кэсiби -компетенттi, бэсекелестiкке кабшетп Каз¥МУ маман-бiтiрушiлерiн калыптастыруга жол ашатын окытудыц жаца Yлгiсiнiц артыкшылыгы керсетшген.

ТYЙiдi сездер: компетентп-багдарлык окыту, оку YPДiсi, iс-ойын, кэсiби компетенттi.

Competence - based learning at pathophysiology department

A.N. Nurmukhambetov, M.K .Balabekova, N.V. Zhuiko, N.N. Ryspekova, S.S .Karynbaev, D.M. Baymuha-

nova, S.E. Myrzagulova R.A. Tabanova The article deals with the innovative technology of students' training at the Pathophysiology Department of KazNMU. Realization methods of the competence - based learning in the form of lectures-consultations, business games, brainstorming sessions for students of various faculties are characterized. The advantages of the new model of education, contributing to the formation of a competent professional, competitive specialist graduate KazNMU are described.

Keywords: competence-based learning, learning process, business game, professional competence. УДК 61:378.147-057.875

ВНЕДРЕНИЕ НОВОЙ МОДЕЛИ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН КАФЕДРЫ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ

У.И. Кенесариев, А.Е. Ержанова

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Алматы

Реформирование высшего образования в соответствии с требованиями Болонского процесса требует методологической ориентации учебного процесса с внедрением ключевых компетенций, которые необходимы для его личностной и профессиональной реализации. На нашей кафедре широко внедряются следующие методы обучения: кейс-стади, мультимедийные презентации, деловые игры, учебные дискуссии, «мозговые штурмы» и др. Т.е занятия представляют собой симбиоз теоретических знаний и практических навыков, который позволяет глубже изучить дисциплину применительно к медицинской практике, формировать гигиеническое мышление, вызывать интерес к дисциплине и к обучению в целом, что способствует подготовке высококвалифицированного специалиста.

Ключевые слова: Болонский процесс, компетентность, модель медицинского образования.

Реформирование высшего образования в соответствии с требованиями Болонского процесса требует методологической ориентации учебного процесса на развитие личности студента и формирование основных, ключевых компетенций, которые необходимы для его личностной и профессиональной реализации. Т.е. готовности студентов использовать усвоенные фундаментальные знания, умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических проблем, возникающих в результате их профессиональной деятельности.

Повышение качества подготовки специалистов предполагает постоянное совершенствование учебного процесса. Обеспечение и постоянное улучшение качества образовательного процесса является важнейшей задачей нашей кафедры.

Дисциплина «Общая гигиена» вооружает студентов фундаментальными знаниями, необходимыми для успешного овладения профилирующими дисциплинами гигиенического профиля: гигиены питания, коммунальной гигиены, гигиены детей и подростков, гигиены труда, радиационной гигиены.

На нашей кафедре изучают предмет все специальности бакалавриата: общая медицина, общественное здравоохранение, стоматология, фармация, сестринское дело. Студенты всех специальностей получают на лекциях и практических занятиях фундаментальные основы гигиены, нормирования факторов окружающей среды, разработки профилактических мероприятий. При этом, занятия и лекционный курс специальности «Общая медицина» проводятся с акцентом на формирование у студентов заинтересованности предметом, работой санитарно-эпидемиологической службы, выполняется своего рода эдвайзерская работа для привлечения студентов дальнейшего выбора направления «гигиена и эпидемиология».

Главной целью изучения гигиены студентов специальности «Общественное здравоохранение» является формирование у студентов профилактического мышления, направленного на доказательное установление связей обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания, разработку и проведение санитарно-гигиенических мероприятий.

Студенты стоматологической специальности получают достаточный запас теоретических знаний, более широко изучается профилактика заболеваний полости рта.

Особо важное значение имеет наличие учебно-методического комплекса дисциплины по данным специальностям. В этом направлении на кафедре проведена большая работа. Основной задачей явилось соблюдение принципа вертикальной этапности изучения дисциплин с 1 по 5 курс, избегая дублирования в преподавании материала на кафедрах, относящихся к пререквизитам и постреквизитам. Т.е мы собрали все рабочие программы данных кафедр, просмотрели объем преподаваемого материала и в результате составили Рабочую программу своей дисциплины, которая не дублирует, а является промежуточным, связывающим звеном между общеобразовательными дисциплинами и выпускающими гигиеническими кафедрами. Это позволяет изложить важные вопросы дисциплины последовательно, в связи с чем у студентов создается более целостное представление об изучаемой дисциплине, что, несомненно, способствует формированию более глубоких знаний.

На нашей кафедре постоянно проводится поиск новых методов преподавания, изыскиваются возможности внедрения наиболее оптимальных из них в учебный процесс.

В свете новых требований, предъявляемых высшей медицинской школе, приоритетным в процессе обучения на кафедре является выработка у студентов навыков заниматься самостоятельно. При работе с информационным материалом от студентов требуется обобщенное изложения в виде авторского мнения с целью развития критического осмысления информации и дальнейшего практического применения.

Реализация такой модели в учебном процессе на кафедре осуществляется путем использования технологий активного обучения: решения ситуационных задач с самостоятельным поиском данных в нормативных, учебно-методических материалах, профессионально ориентированной литературе и других источниках информации; научно-исследовательских работ студентов; выполнения курсовых работ, составление эссе и рефератов.

Система подготовки на кафедре основана на традиционных принципах. К ним относятся посещение лекций, семинаров, лабораторных и практических занятий, работа с профессионально-ориентированной литературой, реферативная работа, самостоятельная работа.

Сегодня, наряду со сложившимися требованиями к лекции и лектору, а именно подготовка лектора, свободное владение материалом, яркость, убежденность, доходчивость изложения, контакт с аудиторией, точность расчета времени, особую актуальность приобретает свежесть и точность материала, применение новых информационных технологий, создание проблемных ситуаций, моделирование элементов подаваемого материала, мобилизация обратной связи.

В этом аспекте на кафедре лекционный материал постоянно обновляется, излагаются современные аспекты в соответствии с последними инструкциями и приказами МЗ РК. Наряду с теоретическими положениями, предоставляется большой наглядный материал. Особое внимание уделяется контакту с аудиторией, а также расширению и совершенствованию обратной связи.

На кафедре широко используются различные формы СРС. Проблемное обучение реализуется главным образом с помощью ситуационных задач, деловых игр, алгоритма практической деятельности специалиста по гигиене и эпидемиологии.

Но подбор метода должен зависеть от темы практического занятия. Такие методы, как «круглый стол» больше приемлемы для разбора теоретического материала. Данные методики хорошо обобщают знания, развивают речь студента и помогают отстаивать свое мнение. А при работе с приборами, проведении замеров, применении оценочных решений оптимальным будет использование работы в малых группах.

На сегодняшний день ведется подготовка видеоматериалов по отбору проб воздуха, воды, почвы, продуктов питания, что будет способствовать наглядному усвоению теоретического материала.

Особенно хочется отметить метод «деловая игра». При данной методике любая ситуация разыгрывается в группе по ролям. Студенту дается возможность проанализировать конкретный случай уже не с позиции «студента», а с позиции врача-гигиениста. При данной постановке вопроса у студента появляется ответственность и мотивация при подготовке к практическим занятиям, что является немаловажным в освоении предмета.

Обучение, построенное на общении и диалоге, осуществляется в учебном процессе посредством применения активных форм, к ним относятся: групповая, парная, коллективная работа. Есть еще и конкретные, или специальные формы: семинар, диспут, групповая дискуссия.

Эти формы активно используется при проведении самостоятельной работы студента под руководством преподавателя в виде приготовления индивидуальных презентаций или презентаций в малых группах. Альтернативой служат формы исполнения в виде составления кроссворда, приготовления ситуационных задач по конкретной тематике и т.д.

Проведение занятий осуществляется так же с элементами проблемно-ориентированного обучения путем обсуждения конкретных случаев в малых группах. С нашей точки зрения, такой подход к изучению материала позволяет возбудить исследовательский интерес у студентов, организовать процесс общения с ними так, чтобы студенты стремились сами познать истину.

Наиболее востребованные и апробированные из них: мультимедийные презентации, деловые игры, учебные дискуссии, «мозговые штурмы» и др.

Все вышеуказанные методы обучения позволяют поэтапно, по шагам закрепить преподаваемый материал, научить будущих врачей общей практики работать самостоятельно. Таким образом, проведенная работа представляет собой симбиоз теоретических знаний и практических навыков, который позволяет глубже изучить дисциплину применительно к медицинской практике, формировать гигиеническое мышление, вызывать интерес к дисциплине и к обучению в целом, что способствует подготовке высококвалифицированного специалиста.

Кафедрада пэвдердi окыту боыйнша медициналык бЫм берудщ жана моделш ецгау

Кенесариев Y.H., Ержанова А.Е.

Непзп к^реттшкп ецпзумен бiрге оку Yдерiсiне методологияльщ амалдарды кажет ететш Болондьщ Yдерiстщ талаптарына сэйкес келетщ жогары бшм берудщ реформдалуы, оныц жеке т^лга жэне маман ретiнде жузеге асыруына кажет етедi. Бiздiн кафедрамызда келесi окыту эдастерг кейс-стади, мультимедиялык презен-тациялар, iскерлiк ойындар, окулык пiкiр-таластар, жэне т.б. кещнен енгiзiлуде. Ягни, б^л сабактар теориялык бiлiм мен машыктык дагдылар симбиозы ретiнде ^сынылуы, пэндi терендетiлген тYPде, медициналык тэжирiбеге сай жэне де гигиеналык дуние тануын калыптастыруын талкылауга, сонын iшiнде бiрт¥гас окуына назар аудару, негiзiнен жогары бшкл маман дайындауга мYмкiндiк трызады.

ТYЙiндi сездер: Болондык Yдерiс, к¥зiреттшк, медициналык бiлiм беру моделi

Introduction of new model of medical education in teaching of disciplines of chair

Kenesariev U.I., Erzhanova A.E.

Higher education reforming according to demands of Bologna process demands methodological orientation of educational process with introduction key competence which are necessary for its personal and professional realization. On our chair following methods of training widely take root: the case-stady, multimedia presentations, business games, educational discussions, «cerebral storms», etc. That is employment represent symbiosis of theoretical knowledge and practical skills which allows to study more deeply discipline with reference to medical practice, to form hygienic thinking, to cause interest to discipline and to training as a whole that promotes preparation of the highly skilled expert.

Keywords: Bologna process, competence, model of medical education.

УДК 613:577.4:378.147-057.875

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ

ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ

Н.Е. Алимова, А.Е. Ержанова

Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Алматы

Современные мировые тенденции в образовании в целом и в высшем медицинском образовании в частности ориентированы на освоение компетентностного подхода. Главной чертой оптимизации учебного процесса на кафедре является совершенствование УМКД, т.к. смена образовательной парадигмы, переход к компе-тентностному образованию требуют переосмысления и разработки новых целей, форм, методов, средств и содержания обучения. На кафедре широко внедряются интерактивные методы, что способствует развитию интереса, чувства удовлетворения от учебы, создает условия для развития хороших коммуникаций между студентами и преподавателем.

Ключевые слова: компетентность, интерактивные методы, инновационные технологии, учебный процесс.

Современные мировые тенденции в образовании в целом и в высшем медицинском образовании в частности ориентированы на освоение компетентностного подхода. В Казахстане в высших медицинских заведениях также активно осваивается это направление.

Понятие «компетенция» создает возможность для отражения единства теоретической и практической готовности выпускника к осуществлению профессиональной деятельности. Т.е. готовности студентов использо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.