Научная статья на тему 'Портфолио - новая модель в образовательной системе'

Портфолио - новая модель в образовательной системе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — У. А. Хасанова, Д. Ж. Саржанова

В этой статье описывается новая образовательная модель портфолио, его целесообразное использо-вание и необходимость при обучении иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Портфолио - білім беру жҥйесіндегі жаңа модел

Бұл мақалада білім берудің жаңа моделінің бір түрі – портфолио, оның қолданылуы және тиімділігі жӛнінде баяндалған.

Текст научной работы на тему «Портфолио - новая модель в образовательной системе»

дующие: большая ответственность за жизнь и здоровье больного, напряженные условия профессиональной деятельности, завышенные требование к личности врача, как профессионала, эмоциональная устойчивость к смерти больных, операциям, кровотечениям, напряженный график работы, ночные дежурства. Так же к профессиональным умениям и личностным качествам данной группы профессионалов предъявляются обществом завышенные требования. Именно такие условия работы могут привести к профессиональной деформации: у врача меняться отношения к больному, отношение к своему делу, профессии в целом. Таким образом по результатам полученных данных можно сделать выводы, о том что не все студенты имеют представление о приобретаемой профессии, имеются признаки профессиональной неопределенности, многие предпочитали бы учиться на других факультетах или в других вузах.

В результате полученных показателей возникает необходимость психологического сопровождения профессионального становления врачей. Что позволит снизить количество студентов не мотивированных к получению медицинской специальности и позволит подготовить компетентных, конкурентоспособных специалистов.

Асфендияров аттындаFы Каз¥МУ-ньщ жалпы медицина факультетшыц 6i|)iiiiiii курс студенттерше

калыптастыру мамаидьи мимц беттеуы

М.А. Асимов, С.Х. Мадалиева Б^л ма^алада бiрiншi курс студенттер арасын кэсштш бешмделу ж^мысын жургезудщ ен жадсы нэтежелерi берiлген.

Formation of professional orientation at first-year students of general medicine faculty at KazNMU of

S.D.Asfendijarova

M.A. Asimov, S.Kh.Madaliyeva In article published carrying out results of vocational guidance among first-year students of KazNMU.

УДК. 378

ПОРТФОЛИО - НОВАЯ МОДЕЛЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ У.А. Хасанова, Д.Ж. Саржанова

Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, г. Шымкент

В этой статье описывается новая образовательная модель - портфолио, его целесообразное использование и необходимость при обучении иностранному языку.

В настоящее время новая образовательная модель должна содержать мотивированный подход к изучению английского языка, как основного средства международной коммуникации, что даст студентам возможность подключиться к Европейской информационно-образовательной среде уже на начальном этапе. Смена подхода требует смены технологий обучения и, следовательно, технологий контроля результатов обучения. В отечественной и в зарубежной системе образовании намечается усилие значимости самооценки и самоконтроля. В связи с этим ощущается потребность в учебных технологиях, которые сочетали бы в себе элементы контроля и самоконтроля. Одной из таких технологий является «Портфолио». Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет формировать те когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда, как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни общества.

Технология портфолио используется на всех уровнях образовательной системы все чаще. В системе образования это понятие обычно рассматривают как коллекция работ студента, которое наглядно демонстрирует не только его достижения по тому или иному предмету, но и динамику развития творческих способностей за определенный отрезок времени. Работа по заполнению и ведению портфолио предоставляет студентам возможности и рефлексии, создает условия для развития творческих способностей.

Портфолио - это отчет по процессу обучения о том, что узнал студент, как проходил процесс обучения, как он думает, анализирует, синтезирует, производит, создает ту или иную работу. Также уделяется внимание тому, как студент взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях. А также это уникальный и эффективный способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его образовательной деятельности.

Можно различить несколько вариантов портфолио и их использование.

Например, если взять работу по СРС, то студентам можно дать следующие варианты работ над портфолио, в зависимости от выбранной темы.

• портфолио документации

Этот портфолио показывает развитие и рост студента в обучении. В нем представлены работы и результаты, собранные в период обучения.

• портфолио процесса

Этот портфолио включает все документы. Показывает объединение имеющихся у студентов знаний и навыков для выполнения различных видов работ. Отражает рефлексию студента на процесс обучения с помощью журналов, записей и т.п.

• портфолио показательный

• Этот вид портфолио включает лучшие работы студента, выбранные как студентом, так и преподавателем. Включает только законченные работы.

• портфолио оценочный

Оценочный портфолио - это процесс сбора работ, выполненных в процессе обучения, является целеустремлённым, совместным, саморефлексивным. Преподаватель оценивает работу и знание студента. Также можно различать типы портфолио по времени создания: •недельные •семестровые •курсовые

Рассмотрим наиболее важные аспекты применения портфолио и работы над ним. 1.Организационный аспект.

Это организация работы над портфолио начинается в начале изучения курса. После первых занятий преподаватель знакомит студентов с обоснованием и методикой работы над портфолио, предоставляет практические рекомендации по его составлению. Студенты определяют цели собственного осмысления темы и оформления портфолио, планируют свою деятельность по исследованию проблемы, затем в течение семестра работают над портфолио в соответствии с личным планом. В конце семестра организуется презентация портфолио, которая проводится в присутствии студентов данной учебной группы, преподавателей предметно-цикловой комиссии.

2. Содержательный аспект.

Система предлагаемых заданий имеет ряд отличительных черт: •задания отражают содержание основных тем курса.

•система вариативна: преподавателем предлагается несколько (не более 10) обязательных заданий, остальные задания выбираются студентом самостоятельно.

•система заданий предполагает организацию различных видов деятельности студентов (творческой, аналитической, рефлексивной), способствующих как формированию компетентности специалиста в области воспитания толерантности, так и развитию его исследовательских умений.

Можно выделить общие и специфические составляющие использования портфолио в вузе. Общие:

Портфолио предназначено для того, чтобы подключить внутренние ресурсы субъекта, мотивировать на их создание, культивирование и использование в целях развития своей профессиональной уникальности и конкурентоспособности. Использование портфолио имеет двухсторонний характер. С одной стороны в его использовании заинтересованы преподаватели вуза, с другой стороны студенты. Специфические:

Специфика использования портфолио появляется в связи со спецификой его типа. Например, портфолио студентов дополнительной специализации предназначен для презентации индивидуального образовательного движения студентов специализации лицам, заинтересованным в успешных выпускниках программы. Среди них могут быть разработчики и преподаватели программы специализации, потенциальные работодатели, представители партнёрских образовательных организаций, предлагающие аналогичные программы для параллельного или последующего обучения. Образовательной технологии «портфолио» предполагает организацию поэтапной деятельности:

Этап 1. Мотивация и целеполагание по созданию портфолио студента. На этом этапе ставится цель, чем конкретнее поставлены цели его использования, тем более вероятно достижение успешных результатов на всех последующих этапах.

Этап 2. Разработка структуры материалов портфолио по теме. На этом этапе обсуждают и разрабатывают проект структуры портфолио.

Этап 3. Планирование деятельности по сбору, оформлению и подготовке материалов к презентации. На этом этапе необходимо наметить организационный план работы. План должен содержать сроки, мероприятия и ответственных за их выполнение. Это может быть индивидуальный или групповой план.

Этап 4. Сбор и оформление материалов. Сбор и оформление материалов осуществляются в соответствии с составленным на предыдущем этапе планом.

Этап 5. Презентация в рамках цели создания и использования. - это представление материалов портфолио. Презентация является итоговым, но не финальным действием студента.

Этап 6. Оценка результатов деятельности по оформлению и использованию материалов портфолио. Также стоит обратить внимание на то, что портфолио как одна из технологий обучения выполняет ряд важнейших функций:

• образовательно-формирующую - способствует приобретению новых знаний, умений (прежде всего исследовательских и умений по творческой переработке материала);

• диагностическую - позволяет увидеть уровень готовности к самостоятельной деятельности (является посредством оценивания);

• рефлексивную - предоставляет студентам возможность приобрести опыт по организации рефлексии;

• мотивационно - презентативную - позволяет студенту предоставить результаты собственного осмысления проблемы, повышает мотивацию к её изучению.

В заключении необходимо отметить в качестве важнейшей рекомендации к процессу создания и оформления портфолио должен использоваться только принцип «добровольности» (прежде всего, с точки зрения студента). Студент, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих личных достижений. Ещё раз подчеркнём, что это должно стать ведущим принципом работы с портфолио. Ни в коем случае нельзя принудительно (без согласия самого студента) включать материалы в его портфолио, особенно на финальной стадии, когда студент предъявляет свой портфолио.

Литература:

1.Чернявская А. П. Педагогическая техника. - Москва, 2001

2.Гуляева, С.П. Портфолио: рекомендации по созданию и использованию в предпрофильной подготовке / C.n. Гуляева.- Новокузнецк:изд-во МОУ ДПО ИПК, 2005.-73с.

3.Новые подходы к оцениванию достижений учащихся: сборник методических материалов/ под ред. Н.В. Муха - Томск:ОГУ РЦР0,2005

4.Постановление Министерства образования РФ «О различных вариантах моделей «портфеля образовательных достижений» («портфолио») выпускников основной школы» от 25.08.2003

Портфолио - бШм беру ЖYЙесiндегi жаца модел.

У.А. Хасанова, Д.Ж. Саржанова Б^л мацалада бшм берудщ жаца моделшщ бiр тYрi - портфолио, оныц цолданылуы жэне тшмдшп жешнде баяндалган.

Portfolio is the new educational model

U.A. Hasanova, D.Zh. Sarzhanova The new educational model - рortfolio, its expedient use and its necessity in teaching foreign languages is described in this article.

РОЛЬ ЛЕКЦИЙ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ЕГО ВНЕДРЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Хабижанов Б.Х., Курманбекова С.К., Нургалиева Ж.Ж., Омирзакова К.К., Лобанова Р.П.

Казахский национальный медицинский университет им.С.Д.Асфендиярова

В Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования, разработанной в рамках Государственной программы реформирования и развития здравоохранения Республики Казахстан на 2005-2010 г.г., одной из важных составляющих являются новые стандарты подготовки медицинских кадров, ориентированные на международные стандарты Всемирной Федерации Медицинского Образования и направленные на поднятие на качественно-новый уровень образования в медицинских вузах страны (1,2).

В условиях перехода к новой системе обучения незаметно приоритетными становится освоение практических навыков, умений и прикладных знаний, т.е. ориентированность к овладению манипуляциями. При уходе от традиционных структур образования и вместе с ними изменения нравственного кредо личности, медицинское образование на этапе бакалавриата в особенности может ограничивать студента знанием и выполнением обычных и необходимых профессиональных навыков, тогда как, обучение умению клинически мыслить является основой данной специальности и определяет качество врача. В этом аспекте нельзя упускать воспитание у обучающихся умения к большей амплитуде мышления, познавание связи нозологии с основными категориями и закономерностями медицины, биологии и философии.

Как было и прежде, в системе компетентностного обучения и освоения элементов квалификации педиатрами, терапевтами, хирургами также достойное место будут занимать лекции (2,3). Но они также должны меняться в структуре, изложении и в целом подвергаться инновационным преобразованиям.

В реалиях сегодняшнего дня в вузах многое изменилось, в том числе и в лекционный процесс. Они теперь не двухчасовые, как было раньше, теперь на нее отводится одни академический час. Все доступнее для студентов становится Всемирная Сеть Интернет и на всем этом фоне отмечается некоторое снижение интересов к лекциям со стороны обучающихся (4). Но это не значит, что лекции, как форма обучения уйдут в прошлое. Наоборот, в условиях информационной насыщенности и доступности к лекциям будет предъявляться все больше требований, особенно в аспекте лаконичности и информативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.