Научная статья на тему 'Инновационные технологии в образовательном процессе модуля ортопедической стоматологии'

Инновационные технологии в образовательном процессе модуля ортопедической стоматологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные методы обучения / компетенции. / innovative method of teaching / competence / prosthetic dentistry

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Активизация студента позволяет формировать собственную активную позицию, в т.ч. по отношению к знанию и процессу познания. А педагог становится управленцем взаимодействия со студентами, выполняет функции планирования и организации, мотивации и контроля обучения. Использование инновационных технологии в процессе обучения способствует повышению качества образования и подготовке конкурентоспособного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PROSTHETIC DENTISTRY MODULE

Student activization allows to form his own active role, including in relation to knowledge and learning process. A teacher becomes a manager of the interaction with the student, performing the functions of planning, organizing, motivating and monitoring training. Use of innovative technologies in the learning process improves the quality of education and training of competitive specialist.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в образовательном процессе модуля ортопедической стоматологии»

ceremony of "The University Days-2011" by Professor Aykan Akanov, the KazNMU Rector. He underscored that long-term treaties were signed on further cooperation with the American, British, Russian, Belorussian and Ukrainian universities directed at starting exchange programs for students and faculty. After implementation of this program, KazNMU was ready to share this experience with other Kazakhstan universities.

As it was mentioned earlier, academic mobility involves not only academic exchanges of students from partner universities, or invitation of foreign professors for our students, but also participation of KazNMU professors in international exchange programs. Currently, the university has two professors - Professor of Pathology Aigul Sapargalieva, and Professor of Traumatology Evgeniya Brusinskaya, who participated in one of the most prestigious programs of academic mobility, Fulbright Visiting Scholar Program, the program that was established under the legislation introduced by the US Senator J. William Fulbright in 1946. This program that annually awards 900 grants to the foreign visiting scholars chosen for their academic merit and leadership potential is sponsored by the US Government. In Kazakhstan, Fulbright program is administered by the U.S. Embassy and coordinated by a wonderful person and a great professional Asiyat Suleimenova.

During Professor Aigul Sapargalieva stay in the US she had chance to focus her work in three major areas:

• Scientific work on the project "Morphological aspects of heart remodeling during the sudden cardiac death of young adults," research in the library and writing articles;

• Participation in the teaching process, including learning about the system of medical education at the Department of Pathology;

• Participation in scientific conferences in New York, Washington DC, and San Juan, Puerto Rico. Participation in the Fulbright Program allowed Professor Aigul Sapargalieva to change her attitude to the educational process and motivated her after returning from the U.S. to write a project "Modernization of the Department of Pathological Anatomy" (2008). In addition, Professor Aigul Sapargalieva proposed introduction of the new course on

"Clinical morphology" for 6 year students in the new format that included clinical and anatomical conferences. Professor Aigul Sapargalieva also developed and implemented her own course for medical interns "Expert evaluation of medical documents," which allows to realize the principles of a competent approach to medical education, namely, medical knowledge, practical skills, interpersonal and communication skills, professionalism, basic knowledge of organization of the health system. Communication with American counterparts allowed to re-evaluate the role of the professor in the learning process, when he or she becomes a mentor, or a senior fellow, but always a colleague and professional.

Thus, academic mobility, as a way of modernization of higher education has become an integral part in the life of the Kazakh National Medical University. Today the administration of KazNMU laid a solid foundation for the successful implementation of the Bologna process:

1. Several subjects at the Faculty of General Medicine are taught in three languages (Kazakh, Russian and English).

2. Faculty of General Medicine started implementation of the program of student exchange with Semipalatinsk State Medical University.

3. University professors were invited to different regions of Kazakhstan to conduct master classes on socially significant medical issues, including "Treatment of patients in post-transplant period" (Shymkent,Taraz), "Clinical and morphological aspects of cerebrovascular diseases" (Karaganda, Astana).

2. For the past four years 6 students and 14 teachers of the Faculty of General Medicine took part in international conferences, seminars, trainings, and summer schools.

3. Faculty representatives of the department of General Medicine participated in the most prestigious international exchange programs, including Fulbright program and moreover, six representatives of the faculty applied for this program in 2012.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МОДУЛЯ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Алтынбеков К.Д., Рузуддинов С.Р., Шаяхметова М.К., Шаймарданов С.М., Кульманбетов И.А., Лобанов Ю.С., Каркабаева К.О.,

Нысанова Б.Ж., Баянбаев М.А. Модуль ортопедической стоматологии Казазского Национального медицинского университета им С.Д.Асфендиярова

Резюме Активизация студента позволяет формировать собственную активную позицию, в т.ч. по отношению к знанию и процессу познания. А педагог становится управленцем взаимодействия со студентами, выполняет функции планирования и организации, мотивации и контроля обучения. Использование инновационных технологии в процессе обучения способствует повышению качества образования и подготовке конкурентоспособного специалиста. Ключевые слова инновационные методы обучения, компетенции.

INNOVATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PROSTHETIC DENTISTRY MODULE

Abstract Student activization allows to form his own active role, including in relation to knowledge and learning process. A teacher becomes a manager of the interaction with the student, performing the functions of planning, organizing, motivating and monitoring training. Use of innovative technologies in the learning process improves the quality of education and training of competitive specialist. Keywords innovative method of teaching, competence, prosthetic dentistry

ИННОВАЦИЯЛЫК ОКЫТУ ЭД1СТЕР1

ТYйiн Студенттщ белсендiлiгiн арттыру оньщ бiлiмге жэне тану процесше деген езшдт белсендi позициясын ^алыптастырады. Ал педагог студенттермен ара ^атынастагы бас^арушы, жоспарлау жэне уйымдастыру, о^уга мотивациялау жэне ба^ылау ^ызметш ат^арады.О^у процессiнде инновацияльщ

технологияларды ^олдану бЫм сапасын арттыруга жэне бэсекелестiк ^абшет бар маман дайындауга ьщпал етед.

ТYйiндi сездер инновацияльщ о^ыту эдстерЬ 1^реттер

Неотъемлемой частью процесса оптимизации преподавания является внедрение новых более совершенных методов контроля знаний и умений обучающихся.

Инновационные методы обучения - это методы обучения, которые несут в себе новые способы взаимодействия «преподаватель - студент», определенное новшество в практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Постоянное использование инновационных методов обучения позволяет сделать открытым к новшествам мышление самих студентов, формирует опыт творческой и инновационной деятельности и влияет на

компетентность специалиста. Активизация студента позволяет формировать собственную активную позицию, в т.ч. по отношению к знанию и процессу познания. А педагог становится управленцем взаимодействия со студентами, выполняет функции планирования и организации, мотивации и контроля обучения.

Современные требования, предъявляемые к программам подготовки врачей предусматривают их построение по модульному принципу на основе интегрального, пациент- и проблемно-ориентированного подхода. Это отражено в образовательной программе подготовки врача-стоматолога общей практики , способствующей формированию профессиональной компетентности, критического мышления.

Инновационный принцип его построения отражен в целях обучения предусматривающих овладение пятью компетенциями, базирующимися на основных когнитивных навыках (знания), операциональных навыках (умения), правовой, коммуникативный навыки и самообразование, приобретаемых в процессе подготовки. Компетентность проявляется в ходе выполнения деятельности и характеризует способность специалиста решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях.

Мотивация студентов к овладению новым знанием повышается при понимании ими ценности, необходимости, практической значимости изучения проблемы, поэтому на модуле во время практических занятий применяются эффективные педагогические технологии, как ролевые и деловые игры, анализ клинических ситуации, решение ситуационных задач по диагностике, планированию лечения, выявлению ошибок, осложнений и т.д.

Формирование компетентности проходит последовательно 4 уровня (Miller G.E., 1990): от уровня «знать» к уровню «сделать». Компетентность считается сформированной, начиная с третьего уровня - «показать как». В современной международной практике принято переводить стандарты компетенции в учебные планы и в оценки качества подготовки специалиста. Основная

компетенция специалиста - это управление процессом оказания медицинской помощи. Оно включает умения управлять процессом установления первого контакта с пациентом, разделять и классифицировать его проблемы, оказывать первичную медицинскую помощь по всем заболеваниям независимо от тяжести состояния, пола, возраста и другим особенностям пациента, уметь управлять эффективностью и адекватностью медицинской помощи с рациональным использованием имеющихся ресурсов здравоохранения, координировать медицинскую помощь с другими специалистами, обеспечить защиту интересов пациента и доступность необходимой медицинской помощи.

Для формирования указанных

профессиональных навыков и умений преподавателями модуля используются мультимедийные интерактивные лекции с обратной связью между субъектами преподавания,лекции -дискуссии, семинары в малых группах, самоподготовка с изучением литературы, созданием тематических презентаций, сообщений, проведение мини-конференций, ролевых игр с моделированием работы врача-стоматолога ортопеда.

Очень важно научить будущих специалистов личностно-ориентированному подходу с

формированием умения определять предпочтения пациента, консультировать его без ущемления права на независимость и самостоятельность, обеспечить длительное и непрерывное наблюдение.

Способность решать определенные проблемы пациента через отбор и оценку информации при сборе анамнеза, обследовании, умение принимать решения в неотложных ситуациях, проводить раннюю диагностику на начальных, недифференцированных стадиях заболевания, рационально назначать диагностические и лечебные вмешательства составляют одно из главных компетентностных требований, предъявляемых к врачу -стоматологу общей практики.

Для развития компетентности в области личностно-ориентированного взаимодействия

используются подходы, позволяющие обучающему освоить определенный стиль общения при назначении обследования, методов лечения пациента, направленный на достижение партнерства. Этой цели служат занятия проводимые в виде самостоятельного приема больного,волонтера студентом, интерном под наблюдением преподавателя и выполнение клинических этапов ортопедического лечения, коммуникативные тренинги, у интернов - врачебные конференции по актуальным проблемам стоматологии, лечению и проведению комплексного лечения, межврачебного взаимодействия, работа в команде, в том числе и междисциплинарной. В результате освоения данного раздела обучающийся должен продемонстрировать способность решать проблему пациента в соответствии с личностно-ориентированным подходом, устанавливать партнерские отношения с пациентом, умение оказывать медицинскую помощь с анализом личности пациента и его семьи.

Одним из инновационных подходов, направленных на повышение качества обучения является создание ими портфолио - блока документов, отражающих основные результаты обучения и заверенное преподавателем. Оно включает заполнение дневников студентами, интернами по проведенному этапу лечения первичных и повторных больных, отчет об

освоенных клинических и других навыках, количестве их , о посещении дополнительных образовательных мероприятий различного уровня (семинаров, конференций и др.), отзыв преподавателя.

Переход к кредитной системе оценок компетенции предъявляет требования к

индивидуальной мотивации совершенствования ,т.е. выполнение не только самостоятельной работы (внеаудиторной) , но и стремление к расширению индивидуального кругозора, развитие

профессиональной речи, способности самооценки, самоанализа, самосознания.

Консультации преподавателей по неясным вопросам являются неотъемлемой частью системы самообразования. При самообучении главное значение имеют такие методы, как чтение, разбор случаев из практики и другие.

В ходе занятий активно обсуждаются особенности профессионального и пациент-

ориентированного общения и взаимодействия, этико-деонтологические проблемы, преимущества работы в команде, в том числе и междисциплинарной, существующие способы принятия решений на основе разработанных алгоритмов, протоколов, руководств, доказательных отчетов, установления партнерских отношений с пациентом.

Также формируется правовой компонент, т.е. знания по нормативно-правовой базе организации и врачебной деятельности, защите прав пациентов, разрешение конфликтных ситуаций.

Таким образом, реализация образовательной программы должно широко опираться на использование инновационных технологий обучения, способствующих подготовке специалиста соответствующих реалиям времени.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

И.В.Баскакова

Комитет по образовательным программам учебно-клинического департамента стоматологии

КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова

Резюме Процесс модернизации системы подготовки стоматологических кадров в РК должен осуществлялся на основе научных подходов и с учетом международной практики. Концептуальное ядро образовательной программы, как и стандарта нового поколения, составляет компетентностно-ориентированный подход к ожидаемым результатам высшего стоматологического образования. Коррекция учебного процесса и методического обеспечения, сопряженная с гармонизацией образовательных программ, должна происходить с учетом особенностей развития стоматологии РК и состояния мировой практической стоматологии.

Ключевые слова высшее стоматологическое образование, компетентностно-ориентированный

подход, образовательная программа.

CURRENT STATE, PROBLEMS AND PROSPECTS OF STOMATOLOGIC FORMATION IN REPUBLIC KAZAKHSTAN I.V.Baskakova

Abstract Process of modernization of system of preparation of stomatologic shots in RK should was carried out on the basis of scientific approaches and taking into account the international practice. The conceptual kernel of an educational program, as well as the standard of new generation, makes competence the focused approach to expected results of the higher stomatologic formation. Correction of educational process and the methodical maintenance, interfaced to harmonization of educational programs, should occur to the account of features of

development of stomatology RK and conditions of world practical stomatology.

Key words the higher stomatologic formation, competence the focused approach, an educational program

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ СТОМАТОЛОГИЯЛЫК Б1Л1М БЕРУДЕГ1 ЗАМАНАУИ ЖАГДАЙЫНДАГЫ

0ЗЕКТ1 МЭСЕЛЕЛЕР1 ЖЭНЕ ОНЫН ДАМУ ЖОЛДАРЫ.

И.В.Баскакова

Ty^h Казахстан Республикасы модернизация жYйесi Yрдiстерiн стоматологияльщ кадрлер дайындауда непзп гылыми кез^арас жэне халыщаралыщ практикага сYйене отырып кке асырады. Концептуальд ядро о^у бЫм беру багдарламасыныц жаца буынды бшпрлш-багыттагы стандарттыц непзш ^ураумен ^атар, жогары стоматологиялыщ бЫм берудщ жоспарлы нэтижесiн ^урайды. БЫм беру багдарламасымен Yйлестiрiлген о^у YPДiсiн сэйкестендiру жэне оны эдiстемелермен ^амтамасыз ету Казахстан Республикасында

стоматологияныц даму ерекшелтмен жэне элемдiк денгейдегi стоматология практикасымен байланысты болуы керек.

ТYйiндi сездер Жогары стоматологиялыщ бiлiм беру, бiлгiрлiк- багыттагы сэйкестендiру, бiлiм беру багдарламасы

Современная стоматология представляет собой наиболее динамично развивающуюся отрасль медицины, успешная работа в которой требует как владения современными технологиями, знакомства с современными материалами и знаний последних

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.