Научная статья на тему 'Роль курсовой подготовки в трансляции инновационного педагогического опыта и совершенствовании образовательных систем'

Роль курсовой подготовки в трансляции инновационного педагогического опыта и совершенствовании образовательных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ / КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / INNOVATIVE PROCESSES / TEACHER TRAINING / PEDAGOGICAL STAFF TRAINING / EDUCATIONAL SYSTEM IMPROVEMENT / COURSE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березина Ольга Леонидовна

В статье рассмотрен комплекс вопросов, связанных с проблематикой профессионально-образовательной подготовки педагогических кадров в области инновационного совершенствования образовательных систем. Анализируются методы и технологии научно-методического сопровождения инновационных процессов в региональной образовательной системе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the course training in the transfer of innovative pedagogic experience and perfection of educational systems

The article considers the spectrum of problems connected to pedagogical staff training in the field of innovative improvement of educational systems. Methods and technologies of methodological support to innovative processes in the regional education are analyzed

Текст научной работы на тему «Роль курсовой подготовки в трансляции инновационного педагогического опыта и совершенствовании образовательных систем»

О. Л. Березина

(Салехард)

РОЛЬ курсовой подготовки в трансляции инновационного

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

В статье рассмотрен комплекс вопросов, связанных с проблематикой профессионально-образовательной подготовки педагогических кадров в области инновационного совершенствования образовательных систем. Анализируются методы и технологии научно-методического сопровождения инновационных процессов в региональной образовательной системе

Динамичные изменения в социально-экономической и социально-культурной сферах, задачи развития конкурентных преимуществ России в современной мировой экономике обусловливают необходимость модернизации образования, превращения его в гибкую саморазвивающуюся систему, способную соответствовать вызовам времени и изменяющимся запросам граждан, рынка, производства.

В логике инновационной переориентации экономики логична постановка вопроса об активизации инновационных процессов в образовании, инновационном совершенствовании образовательных систем на основе принципиально новых идей и подходов, соответствующей профессионально-образовательной подготовке педагогических кадров.

В последние десятилетия усилился интерес к исследованию различных аспектов проблемы повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений, их профессионально-образовательной подготовки в области инновационного совершенствования образовательных систем, места и роли курсовой подготовки в формировании готовности педагогических кадров к инновационной деятельности (В. Н. Аверкин, С. Г. Вершловский, А. Е. Марон, Э. М. Никитин, М. М. Поташник, В. П. Симонов, Н. С. Сунцов, Г. С. Сухобская, А. П. Ситник, Е. П. Тонконогая, К. М. Ушаков, Т. И. Шамова, Р. Х. Шакуров и другие исследователи].

Предметом исследования этих авторов являлся отбор содержания повышения квалификации руководителей образовательных учреждений применительно к различным инновационным направлениям, организация по-

вышения их квалификации в процессе курсовой подготовки и самообразовательной работы, а также в ходе инновационной деятельности.

Повышение квалификации представляет собой учебную деятельность, направленную на достижение более высокой ступени профессиональной квалификации; предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Курсовую подготовку в системе дополнительного педагогического образования можно рассматривать как одну из форм освоения прогрессивного опыта. Ее целью является повышение эффективности труда, подготовка к участию в деятельности по инновационному совершенствованию образовательных систем.

Дополнительное профессиональное образование выступает сферой образования, где социальные новации реализуются в повышении качества человеческого потенциала в соответствии с провозглашенными обществом социальными и культурными приоритетами [3, с. 125-129].

Анализ работ в области инновационного менеджмента, педагогической инноватики (О. С. Газман, В. И. Загвязинский, С. В. Лазарев,

A. М. Моисеев, О. М. Моисеева, А. Я. Найн,

B. П. Панасюк, М. М. Поташник, П. И. Третьяков, О. Г. Хомерики, Т. И. Шамова, Н. Р. Юсуф-бекова и др.] показывает, что развивающаяся образовательная система характеризуется следующими признаками и особенностями, учет которых необходим в ходе организации процесса повышения квалификации педаго-

гических кадров: квазистабильность существования; частичная неопределенность траекторий развития; дуальность организации и управления; направленность на отдаленный результат, отставленный эффект; сложность и противоречивость основных процессов; высокие темпы обновления всех элементов и связей между ними; интенсивные обменные процессы с внешней средой; повышенная эн-тропийность; сложность управления образовательной системой со стороны субъектов управления; повышение роли рефлексивных начал в управлении и процессов самоорганизации.

Указанные признаки и особенности развивающейся образовательной системы предъявляют более высокие требования к процессу повышения квалификации педагогических кадров. Наличие большого числа разнообразных, одновременно развертывающихся инновационных процессов делает невозможной ситуацию обеспечения качества образования с опорой на эпизодически проводимые мероприятия локального характера. Требуется системное применение различных средств, методов, технологий. При этом меняется сам характер управления качеством:

- реализуются различные его виды;

- используются методы статистического контроля качества, мониторинговые технологии;

- разрабатывается система оценочных стандартов, критериев и измерителей качества образования;

- алгоритмизируется процесс управления, который включает элементы формализации процедур принятия управленческих решений;

- трансформируются организационные структуры управления, приобретая все больше матричный характер;

- реализуются различные варианты программно - целевого управления;

- преобладающая роль отводится процессному подходу в управлении качеством [11, с. 19-41].

Постдипломное педагогическое образование постоянно сталкивается с проблемой взаимосвязи инновационного и традиционного в обучении педагогических кадров при организации курсовой подготовки. Проблема состоит и в том, чтобы, не разрушая фундаментальное ядро дополнительного педагогического образования, обеспечить его практическую направленность путем оказания ме-

тодической помощи педагогам, удовлетворения их познавательно-практических интересов.

В силу этого анализ учебных программ курсов повышения квалификации, а также современных педагогических концепций и технологий, составляющих основное содержание постдипломного педагогического образования, позволяет сформулировать в качестве наиболее существенных следующие его тенденции:

- утверждение плюрализма и полипара-дигмальности как методологических принципов отбора содержания курсов повышения квалификации педагогов;

- отказ от «знаниевой» парадигмы образования в пользу практико-ориентирован-ной, вернее, узко прагматичной «компетент-ностной» парадигмы образования [7].

В теории и методике дополнительного профессионального образования выделяется ряд наиболее распространенных на практике вариантов формирования содержания повышения квалификации работников образования. Первый вариант связан с формированием практико-ориентированного содержания повышения квалификации на основе информационных запросов педагогов к системе повышения квалификации. Содержание «заказывают» обучающиеся. При использовании второго варианта формирование содержания повышения квалификации осуществляется на основе выявленных организаторами повышения квалификации профессиональных затруднений педагогов. Содержание определяется организаторами на основе изучения и анализа профессиональных затруднений педагогов. Третий вариант предполагает отбор содержания, осуществляемый организаторами повышения квалификации, по признакам его новизны и актуальности. Содержание диктуют организаторы [13].

Современная эталонная модель профессиональной компетентности педагогических работников представляет собой интегральную профессионально-личностную характеристику, определяющую готовность и способность выполнять педагогические и управленческие функции в новых условиях в соответствии со своим функционалом.

С учетом современных потребностей инновационного образования предложена эталонная модель профессиональной компетентности руководителя как система, содер-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (29] 2011

101

жащая тщательно разработанный образец требований к характеристикам управленческой деятельности и качеств личности, обеспечивающих общую управленческую способность и деятельность, содержащая описание стандартов уровней профессионального управленческого образования руководителя, способностей к управленческой деятельности, личностных качеств руководителя, необходимых для реализации управленческой деятельности [14].

Такая эталонная модель профессиональной компетентности руководителя имеет системный, динамичный, целенаправленный характер, может обеспечить в качестве целевой установки (цели - эталона] эффективность профессионального отбора, профессионального управленческого образования и управленческой деятельности.

Профессионально-образовательная подготовка педагогических кадров в области инновационного совершенствования образовательных систем во многом должна характеризоваться признаками опережающего образования. Если рассматривать образование в более широком плане, то социальное опережение заключается в необходимости накопления так называемого профессионального и «человеческого капитала» прежде, чем будет необходимо его непосредственное практическое применение - востребованность в нем.

Дополнительное педагогическое образование в целом, курсовая подготовка педагогических кадров для того, чтобы они в максимальной степени отвечали требованиям опережения, инновационного совершенствования образовательных систем, нуждаются в поиске эффективных методов, технологий и форм обеспечения их качества. В этом плане акцент может быть сделан на идеологии менеджмента качества, зафиксированной в международных стандартах качества ИСО серии 9000. Эти стандарты, адаптированные к системе образования, используются во многих странах мира, однако в России процесс создания, внедрения и сертификации систем менеджмента качества затронул главным образом высшие учебные заведения.

Между тем внедрение в практику учреждений дополнительного педагогического образования системно-комплексных методов управления качеством, создание систем менеджмента качества, отвечающих требованиям стандартов ИСО, могло бы способствовать

уточнению задач в области качества, обеспечению ориентации на интересы потребителей в лице слушателей и образовательных учреждений, органов управления образованием, достижению и поддержанию требуемого качества образовательных услуг.

Основополагающее значение для слушателей курсов повышения квалификации может иметь детальное знакомство с методологией и технологией применения одного из важнейших принципов, положенных в основу разработки международных стандартов качества, - принципа постоянного улучшения. Данный принцип в полной мере может быть применим к проблематике инновационного совершенствования образовательных систем, поскольку любые изменения, продиктованные потребителями образовательных услуг, определяют изменение свойств данных образовательных систем, их большее соответствие реалиям, вызовам, запросам.

Как показало исследование, проведенное нами в рамках поиска подходов к совершенствованию содержания и форм курсовой подготовки педагогических кадров, наиболее востребованными направлениями инновационного совершенствования образовательных систем являются следующие:

- внедрение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, разработка основных образовательных программ на основе компетентностного подхода;

- освоение новых технологий оценки и мониторинга качества образования, совершенствование региональной и муниципальных систем оценки качества образования;

- внедрение в образовательный процесс новых инфокоммуникационных технологий;

- развитие потенциала педагогических кадров путем подготовки и научно-методического сопровождения деятельности учите-лей-предметников в рамках государственной итоговой аттестации и ЕГЭ;

- повышение компетентности педагогических кадров в вопросах содержания и современных форм воспитательной работы в образовательных учреждениях;

- развитие системы работы с одаренными учащимися, с детьми с ограниченными возможностями здоровья; выявление и поддержка одаренных детей;

- внедрение современных моделей национально-этнического образования;

- модернизация региональной системы профессионального образования.

С учетом выделенных приоритетов инновационной деятельности, курсовая подготовка педагогических кадров должна существенно трансформироваться не только по содержанию, но и по методам ее планирования и организации. Должны быть найдены новые, более эффективные технологии передачи и обмена инновационным педагогическим

опытом, научно-методической поддержки педагогических работников в послекурсовой период.

Основой изменений в этой системе должны стать проектирование и реализация эффективной организационной структуры и организационного механизма научно-методического сопровождения инновационной деятельности; каналов и технологий трансляции инновационного педагогического опыта.

Литература

1. Белоусова Н. В. Проектная технология как средство реализации новшеств в процессе инновационного развития образовательного учреждения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 2009. - 235 с.

2. Воротилов В. И., Исаев В. А., Шапоренкова Г. А. Обеспечение качества образовательной деятельности в системе повышения квалификации работников образования. - СПб.: ЛОИРО, 2006. - 104 с.

3. Ермакова Л. И. Формирование региональных моделей системы непрерывного образования как приоритетное направление образовательной политики // Образование через всю жизнь: непрерывное образование для устойчивого развития : тр. международ. сотрудничества в области непрерывного образования для устойчивого развития / под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова. -СПб.: AlterЕgo (Новая Альтернативная полиграфия), 2007. - Т. 5. -444 с.

4. Иванова С. В., Кожевникова О. Н. Модели сопровождения инновационных процессов в неформальном педагогическом образовании // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании : сб. материалов 4-го международ. методоло-гич. семинара / под общ. ред. И. И. Соколовой. - СПб.: УРАО ИПО, 2011. - 216 с. - С. 107-118.

5. Иванова Э. В. Особенности овладения технологией инноваций в образовательном учреждении // Научно-методическое обеспечение управления качеством образования : сб. материалов Всерос. на-уч.-практич. конф. - Тверь, 2002. - 116 с. - С.43-51.

6. Калачикова О. Н. Управленческая поддержка образовательных инноваций в деятельности педагогов общеобразовательной школы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Томск, 2009. - 190 с.

7. Клюшкин В. И. Постдипломное образование как фактор современного развития педагогической деятельности : сб. материалов 4-го международ. методологич. семинара / под общ. ред. И. И. Соколовой. - СПб.: УРАО ИПО, 2011. - С. 164-172.

8. Колесникова И. А. О развитии профессионально-педагогического качества в системе непрерывного образования // Качество непрерывного образования как проблема развития образовательной системы : межвуз. сб. науч. ст. - СПб.: ЛОИРО, 2002. - 276 с. -

С. 12-23.

9. Котельникова Л. А. Формирование готовности руководителей школ к инновационной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Бирск, 2010. - 191 с.

10. Ларина В. П. Проектирование системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ // Проблемы качества повышения квалификации работников образования : сб. материалов Второй заоч. межрегион. науч.-практич. конф. - М. ; Воронеж : ИЦПКПС ; МГИСС ; ВОИПКРО, 2005. - 312 с. - С. 298-302.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (29) 2011

103

11. Панасюк В. П. Управление качеством повышения квалификации педагогических работников как актуальная проблема развития системы дополнительного педагогического образования // Проблемы качества повышения квалификации работников образования : сб. материалов Межрегион. науч.-практич. конф. 16-17 ноября 2004 года, г. Воронеж. - Воронеж : ВОИПКРО, 2004. - 267 с.

12. Редько Л. Л. Управление качеством непрерывного уровневого педагогического образования в условиях формирования региональных образовательных систем : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - М., 2001.

13. Савинков Ю. А., Мозгарев Л. В. От профессиональных затруднений к профессиональной компетентности педагогов : Практическое руководство для организаторов повышения квалификации работников образования. - СПб.: Астерион, 2010. - 84 с.

14. Жилина А. И. Эталонная модель профессиональной компетентности менеджера (руководителя). - СПб.: ИОВ РАО, 2002. - 278 с.

--------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.