Научная статья на тему 'Повышение квалификации педагогов в области теории и методики воспитания'

Повышение квалификации педагогов в области теории и методики воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
69
Поделиться
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ / КАФЕДРА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / THEORY AND METHODS OF UPBRINGING / TEACHER PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL PROGRAM / TECHNOLOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF TEACHER PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Ирина Николаевна

В настоящей статье рассматриваются актуальные проблемы организации повышения квалификации педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере воспитания, и пути их решения. Подготовка специалистов в системе повышения квалификации рассматривается как целенаправленная деятельность по формированию готовности и способности специалистов решать актуальные проблемы в сфере воспитания и социализации несовершеннолетних. Автором статьи предлагается анализ образовательной программы по курсу теории и методики воспитания в постдипломном образовании педагогов, а также технологические аспекты ее реализации, ориентированные на создание условий формирования и развития потенциала воспитательной системы образовательного учреждения посредством развития инновационного потенциала образовательного учреждения в области воспитания и моделирования локальных систем воспитания, основанных на программно-методическом и технологическом обеспечении воспитательного процесса.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Teachers’ professional development in the field of theory and methods of upbringing

The present article considers actual problems of the teacher professional development organization and ways to solve them. Training of specialists in professional development system is considered as purposeful activities for forming experts readiness and ability to solve actual problems in the field of minors upbringing and socialization. In the article author provides the analysis of educational program of the training course “theory and methods of upbringing in teachers’ postgraduate education”. Author also describes technological aspects of realization of this educational program which are aimed at creating conditions for the formation and development of upbringing system potential of educational institution by means of development of educational institution innovative potential in the field of upbringing and modeling of local upbringing systems, based on methodological and technological support of upbringing process.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации педагогов в области теории и методики воспитания»

УДК 378.091.398+37.018

Повышение квалификации педагогов в области теории и методики воспитания

И. Н. Попова

Teachers’ professional development in the field of theory and methods of upbringing

I. N. Popova

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются актуальные проблемы организации повышения квалификации педагогов, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере воспитания, и пути их решения. Подготовка специалистов в системе повышения квалификации рассматривается как целенаправленная деятельность по формированию готовности и способности специалистов решать актуальные проблемы в сфере воспитания и социализации несовершеннолетних. Автором статьи предлагается анализ образовательного программы по курсу теории и методики воспитания в постдипломном образовании педагогов, а также технологические аспекты ее реализации, ориентированные на создание условий формирования и развития потенциала воспитательного системы образовательного учреждения посредством развития инновагщонного потенгщала образовательного учреждения в области воспитания и моделирования локальных систем воспитания, основанных на программно-методи-ческом и технологическом обеспечении воспитательного процесса.

Abstract. The present article considers actual problems of the teacher professional development organization and ways to solve them. Training of specialists in professional development system is considered as purposeful activities for forming experts readiness and ability to solve actual problems in the field of minors upbringing and socialization. In the article author provides the analysis of educational program of the training course “theon> and methods of upbringing in teachers 'postgraduate education ”. Author also describes technological aspects of realization of this educational program which are aimed at creating conditions for the formation and

development of upbringing system potential of educational institution by means of development of educational institution innovative potential in the field of upbringing and modeling of local upbringing systems. based on methodological and technological support of upbringing process.

Ключевые слова: теория и методика воспитания., кафедра, повышение квалификагщи педагога, образовательная программа, технологическое обеспечение процесса повышения квалификагщи педагога в области теории и методики воспитания.

Key words: theon> and methods of iipbringing, teacher professional development, educational program, technological support of the process of teacher professional development in the field of theon> and methods of upbringing.

Процессы глубоких перемен, происходящих в России последние десятилетия и повлекшие за собой широкомасштабные изменения в важнейшей сфере человеческой жизнедеятельности -воспитании детей, показывают, что профессиональные знания и опыт педагогов в области воспитания требуют постоянного обновления в части нормативно-правовой грамотности, содержания приоритетных направлений, технологического обеспечения, направленных на разрешение многочисленных проблем воспитания и социализации несовершеннолетних. Стало очевидным, что осуществление воспитания в образовательных учреждениях - это не просто вид деятельности, в основе которого лежит некий практический опыт, но, прежде всего, - это особая область профессиональных научных знаний, которыми следует целенаправленно овладевать в определенных организационно-педагогических условиях.

I Исследования молодъц_ученъц_

ЧИППКРО

Реализация идеи подготовки специалистов в области теории и методики воспитания осуществляется самостоятельными научными подразделениями в структуре учреждений послевузовского дополнительного образования педагогов. К таковым относятся центры и кафедры воспитания, социализации, дополнительного образования. Однако публикаций, отражающих особенности организации, содержания и технологического обеспечения деятельности таких научных подразделений, крайне недостаточно.

В настоящей статье мы представляем обобщенный опыт десятилетней практики организации деятельности кафедры теории и методики воспитания Владимирского областного института повышения квалификации работников образования им. Л. И. Новиковой по подготовке педа-гогов-воспитателей различных категорий (заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, педагогов-организаторов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей ГПД, интернатных учреждений, специалистов методических служб) к реализации деятельности в области воспитания.

Цель работы кафедры заключается в обеспечении роста профессиональной компетентности педагогов в области воспитания и социализации личности.

Организационную основу деятельности кафедры составляет образовательная программа повышения квалификации работников образования «Теория и методика организации воспитательного процесса в условиях современного образовательного учреждения» - документ, основанный на концептуальной идее целостности и гуманизации педагогического процесса, направленного на личностное развитие ребенка.

Образовательная программа разработана в русле реализации ключевых идей стратегии развития российского образования до 2020 года [1], Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [2]:

- воспитание как социально-педагогическая технология решения проблем современного общества и государства;

- национальный идеал воспитания как идеологическая установка на культурный образец, востребованный современным российским государством и обществом;

- личность в центре государственной образовательной политики, обеспечение равных образовательных прав и возможностей;

- новая культура образования (деятельностный подход, компетентностный подход, проектные технологии, развитие исследовательской культуры и самостоятельности, самосовершенствование и саморазвитие личности и т. д.) как условие развитие человеческого потенциала современной России;

- общественно-государственное взаимодействие, социальное партнерство как факторы развития воспитания в гражданском обществе;

- воспитывающая среда образовательного учреждения как совокупность условий воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.

В качестве основных содержательных линий программы определяются:

- ориентация педагогов на ценностно-смыс-ловые основания своей профессиональной деятельности;

- способность к системному видению педагогической реальности и системному действию в условиях профессионально-педагогических ситуаций;

- овладение современными педагогическими воспитательными технологиями;

- способность к осмыслению и анализу профессионального опыта;

- развитие инновационности в профессиональной сфере;

- моделирование оптимального индивидуального стиля профессиональной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С целью реализации преемственности содержания данная программа была разработана с учетом государственного образовательного стандарта для вузов [3] в рамках осуществления подготовки специалистов системы образования по курсу теории и методики воспитания.

Основной целью реализации программы является подготовка специалистов системы образования к осмыслению и решению актуальных проблем воспитания как неотъемлемого условия повышения качества современного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, интересам общества и государства, потребностям каждого гражданина.

Ж. Ж. Жопова

Жовышение квалификации педагогов в области теории и методики воспитания

Ценность Программы состоит в том, что содержащиеся в ней материалы разрабатывались как инструмент освоения не только системы знаний в области теории и методики воспитания, но и овладения современными воспитательными технологиями [4].

Программа построена по блочно-модульному принципу.

Блок 1. Образование и общество

Модуль 1. Философия образования XXI века.

Модуль 2. Государственная политика в системе образования РФ.

Модуль 3. Безопасная школа.

Модуль 4. Информатизация образования.

Модуль 5. Современные тенденции воспитания.

Блок 2. Основы профессиональной культуры педагога

Модуль 1. Методологическая культура педагога.

Модуль 2.Психофизиологическая культура педагога

Модуль 3. Коммуникативная культура педагога.

Блок 3. Инновационные процессы в содержании образования

Модуль 1. Компетентносгный подход в образовании.

Модуль 2. Современные образовательные технологии.

Модуль 3. Организация обучения и воспитания учащихся с особенностями развития.

Модуль 4. Инновационные процессы в методике организации воспитательного процесса.

Блок 4. Контроль качества курсовой подготовки

Каждый блок, модуль реализуется за счет определенных для конкретной группы часов трудозатрат со стороны участников (лекционная, групповая и индивидуальная работа под руководством преподавателя). Время освоения модуля может быть расширено за счет индивидуальных консультаций и возможностей самостоятельной работы участника образовательной программы.

Все модули содержательно и технологически взаимосвязаны, однако могут рассматриваться и как самостоятельность ценность.

Описание каждого модуля включает в себя цели и структуру его изучения, аннотацию содержания, перечень знаний и умений, формируемых в ходе обучения, форму контроля, если она предусмотрена.

Программа содержит варианты учебно-те-матических планов для разных категорий слушателей.

В связи с этим успешное освоение слушателями данной программы направлено на формирование готовности и способности эффективно решать практические задачи воспитания на современном этапе развития системы образования:

- создание условий для обеспечения прав личности на основе развития демократической правовой культуры образовательного учреждения;

- формирование и развитие потенциала воспитательной системы образовательного учреждения для становления гражданского сообщества посредством развития механизмов общественно-государственного управления и взаимодействия в системе социального партнерства с субъектами воспитания;

- развитие инновационного потенциала образовательного учреждения в области воспитания посредством освоения и внедрения современных технологий воспитания в сферах профилактики и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, формирования навыков позитивного взаимодействия с миром, социумом, самим собой;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- освоение эффективных моделей организации воспитательного процесса на основе овладения современными концепциями воспитания;

- моделирование собственных систем воспитания по созданию условий для личностного развития всех участников образовательного процесса и индивидуального программнометодического обеспечения воспитательного процесса;

- совершенствование профессиональной культуры педагога-воспитателя посредством постоянного непрерывного повышения квалификации, участия в сетевых сообществах как инновационной формы развития методического потенциала специалистов в области воспитания.

Решение поставленных задач было бы невозможно в условиях исключительно лекционно-практических форм организации образовательного процесса в ходе курсовой подготовки. Отсюда, технологически реализация данной программы обеспечивается посредством использования как традиционных, так и совре-

I Исследования молодъи^ученъи^ ЧИППКРО

менных инновационных форм и технологий послевузовской подготовки специалистов системы образования.

Так, основные подходы в организации деятельности кафедры теории и методики воспитания по подготовке руководителей и педагогов образовательных учреждений можно представить следующим образом:

Профессиональная компетентность специалистов системы образования в области воспитания как показатель результативности деятельности кафедры теории и методики воспитания выражается в сформированности логически обоснованной и внутренне непротиворечивой системы конкретных представлений, знаний и умений в соответствии с современными требованиями

к осмыслению и организации воспитательного процесса в образовательных учреждениях. К таковым относятся:

- представления о сущности воспитания и его роли в целостной структуре образовательного процесса,

- представления о новых направлениях развития теории воспитания в нашей стране и за рубежом,

- знание базовых теорий воспитания и развития личности, закономерностей и принципов воспитания, особенностей взаимодействия в воспитательном коллективе, специфики формирования и развития воспитательных систем,

- знание методики классного руководства и управления детским коллективом,

Таблица 1

Циклограмма деятельности кафедры теории и методики воспитания по организации подготовки специалистов системы образования

Организационные формы повышения квалификации работников образования Сроки реализации Технологии повышения квалификации Предполагаемые результаты

1. Курсы повышения квалификации (72 ч, 108 ч) 1 раз в 5 лет Лекционнопрактические занятия Круглые столы Деловые игры Кейс-технология Формирование системных знаний в области теории и методики воспитания Формирование и обновление индивидуальной «библиотеки» педагога-воспи-тателя Портфолио достижений педагога-вос-питателя

2. Тематические курсы (36 ч, 72 ч - форма организации очная, дистанционная, очнозаочная) Ежегодно Лекционные занятия Тренинги Круглые столы Кейс-технология Вебинары Тематический портфолио

3. Проблемные курсы (36 ч, 72 ч) 1 раз в 2-3 года Лекционные занятия Тренинги Групповая проблемная работа Дискуссионные клубы Проектная деятельность Портфолио достижений педагога-вос-питателя Разработка и защита педагогических проектов

4. Семинары (6-18 ч) Ежегодно Практикумы Творческие мастерские Презентация педагогического опыта

5. Педагогический десант (1-3 дня) По требованию конкретного образовательного учреждения Погружение в проблему ОУ Тренинги Г рупповая проблемная работа Творческие мастерские Проектная деятельность Разработка локальных проектов

- умения применять на практике основные методы и технологии воспитания,

- умения изучать и анализировать разнообразные воспитательные ситуации и принимать педагогически обоснованные решения;

- умения организовывать диагностику и анализ эффективности воспитательного процесса.

Освоение образовательной программы завершается итоговой аттестацией слушателей, которая проводится в соответствии с типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 610 [5], с учетом внесенных в него изменений и дополнений (Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2000 №213), рекомендаций по итоговой аттестации слушателей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования.

Итоговая аттестация слушателей является обязательной и проводится в следующих видах:

1) для социальных педагогов:

- экзаменационные испытания по отдельным модулям в форме тестов, которые определяют уровень освоения слушателями учебного и практического материала;

- разработка и защита практико-ориенти-рованного проекта, позволяющего определить уровень оптимального решения проблем через социальное проектирование. Проект выполняется индивидуально или микрогруппой при научной поддержке преподавателей кафедры;

2) для классных руководителей, педагогов дополнительного образования, педагогов-орга-низаторов, старших вожатых, воспитателей (ГИД интернатных учреждений, детских домов):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- тестирование на основе диагностики профессиональных знаний, умений и затруднений, направленное на фиксацию представлений слушателей об усвоении содержания учебного материала программы;

- аттестационная выпускная работа, призванная способствовать систематизации и закреплению знаний, полученных практических умений и навыков, формировать у слушателей творческий подход при решении поставленных задач профессионального характера.

В качестве выпускной работы рекомендуются следующие формы (по выбору слушателей):

проект, реферат, модульное представление опыта, портфолио, статья, методическая (научно-методическая) разработка, где выпускная работа направлена на анализ и оценку уровня профессиональной компетентности педагога-воспитателя, представленной в готовности и способности специалиста мобилизовать внутренние и внешние ресурсы, необходимые для решения на практике актуальных проблем воспитания и социализации личности.

Библиографический список:

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - URL: http:// minsvyaz. ru/ru/doc/?id_4=685 (дата обращения:

15.11.2013).

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Титтт-ков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. - URL: http://portal21.ru/ news/we_recommend. php? ELEMENT_ID=1890 (дата обращения:

10.11.2013).

3. Коджаспиров Г. М. Педагогика: программы, методические материалы и рекомендации / Г. М. Коджаспирова. - М. : ТЦ Сфера, 2002. - 192 с.

4. Попова И. И. Технологическое обеспечение повышения квалификации педагогов в области теории и методики воспитания / И. И. Попова // Проблемы качества повышения квалификации работников образования : материалы второй заочной межрегиональной научно-практической конференции. - М. ; Воронеж : ИЦПКПС МГИСС, ВОИПКРО. - 2005. -С.263-267.

5. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/10136741/ (дата обращения:

15.06.2013).

References:

1. Strategiya innovatsionnogo razvitiya Ros-siyskoy Federatsii na period do 2020 goda [Strategy of Innovative Development of Russian Federation for the Period until 2020]. [Electronic re-

сОДЕИСгв

<• . 'с,

\

I Исследования молодъи^ученыо^ ЧИППКРО

source]. URL: http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=685 (accessed: 15.11.2013).

2. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tish-

kov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The Conception of Spiritual and Moral Development and Education of Russian Citizen], [Electronic resource]. URL: http://portal21.ru/news/-

we_recommend.php?ELEMENT_ID= 1890 (accessed: 10.11.2013).

3. Kodzhaspirova G. M. Pedagogika: pro-grammy, metodicheskie matericdy i rekomendatsii [Pedagogy: Programs, Teaching Materials and Recommendations]. - Moscow : Sfera, 2002. -192 p.

4. Popova I. N. Technological Support of Teachers Professional Development in the Field of Theory and Methods of Upbringing [Tekhnologi-cheskoe obespechenie povysheniya kvalifikatsii

pedagogov v oblasti teorii i metodiki vospitaniya]. Problemv kctchestva povysheniya kvalifikatsii ra-botnikov obrazovaniya : materialy vtorov zaoch-nov mezhregional'nov nauchno-prakticheskov kon-ferentsii [Quality Problems of Teachers Professional Development: Proceedings of the Second Interregional Scientific and Practical Conference]. - Moscow ; Voronezh, 2005. - P. 263-267.

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 iyunya 1995 g. № 610 “Ob utverzhdenii Tipovogo poloz-heniva ob obrazovatel'nom uchrezhdenii dopolni-tel'nogo professional"nogo obrazovaniya (povysheniya kvalifikatsii) spetsialistov” [RF Government decree of 26 June 1995 № 610 "On Approving the Standard Regulation about educational institution of additional professional education (Professional Development) of specialists'’]. [Electronic resource]. URL: http://base.garant.ru/10136741/ (accessed: 15.06.2013).