интенсивность инновационных процессов, на социальную и педагогическую эффективность отдельных инновационных направлений системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности.
Вместе с тем не подлежит сомнению, что в настоящее время должна формироваться система непрерывной подготовки кадров высшей квалификации в области инновационной проблематики, способных реализовывать свои знания в интересах развития инновационной образовательной среды. Без осознания необходимости ведения комплексной работы по подготовке и научно-методическому сопровождению таких кадров будет нереализуем тот ресурс, который мы хотим получить, формулируя региональную инновационную стратегию, создавая региональную инновационную образовательную систему.
1. Белоусова Н. В. Проектная технология как средство реализации новшеств в процессе инновационного развития образовательного учреждения: дисс. ... канд. пед. наук. - Москва: Институт управления образованием РАН, 2009. - 235 с.
2. Воротилов В. И., Исаев В. А., Шапоренкова Г. А. Обеспечение качества образовательной деятельности в системе повышения квалификации работни-
ков образования. - СПб.: ЛОИРО, 2006. - 104 с.
3. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О развитии инновационной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе» №34-ЗАО от 27.04.2011.
4. Иванова С. В., Кожевникова О. Н. Модели сопровождения инновационных процессов в неформальном педагогическом образовании. // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании: материалы Четвертого международного методологического семинара (СПб, 1-24 февраля 2011 г.). - СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2011. - 216 с. - С. 107-118.
5. Иванова Э. В. Особенности овладения технологией инноваций в образовательном учреждении // Научно-методическое обеспечение управления качеством образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Тверь, 2002). - Тверь, 2002.- 116 с. - С. 43-51.
6. Калачикова О. Н. Управленческая поддержка образовательных инноваций в деятельности педагогов общеобразовательной школы: дис... канд. пед. наук. - Томск: Том. гос. ун-т, 2009. - 190 с.
7. Клюшкин В. И. Постдипломное образование как фактор современного развития педагогической деятельности // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании: материалы Четвертого международного методологического семинара (СПб, 1-24 февраля 2011 г.). - СПб.: Учреждение РАО ИПО, 2011. - 216 с. - С. 164-172.
8. Колесникова И. А. О развитии профессионально-педагогического качества в системе непрерывного образования // Качество непрерывного образования как проблема развития образовательной системы: межвузовский сборник научных статей. - СПб.: ЛОИРО, 2002. - 276 с. (С. 12-23).
9. Котельникова Л. А. Формирование готовности руководителей школ к инновационной деятельности: дис... канд. пед. наук. - Бирск, 2010.- 191 с.
10. Ларина В. П. Проектирование системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности школ // Проблемы качества повышения квалификации работников образования: материалы Второй заочной межрегиональной научно-практической конференции. - М.- Воронеж: ИЦПКПС, МГИСС, ВОИПКРО, 2005. - С. 298-302.
11. Панасюк В. П. Управление качеством повышения квалификации педагогических работников как актуальная проблема развития системы дополнительного педагогического образования // Проблемы качества повышения квалификации работников образования: материалы Межрегиональной научно-практической конференции (16-17 ноября 2004 года, Воронеж). - Воронеж: ВОИПКРО, 2004. - С. 19-41.
12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования» № 218 от 23.06.2009.
УДК / UDC Е. М. Станкевич, методист Регионального института развития
378.046.4 образования, г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, Россия,
E.M. Stankevich, teaching methods specialist at the Regional Institute of Education Development, Salekhard, Yamalo-Nenetskiy autonomous region, Russia, [email protected]
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
skills improvement for academic principals: distant learning
В статье представлены материалы исследования по проблеме повышения квалификации руководителей образовательных учреждений в форме дистанционного обучения; кратко изложены полученные результаты, в виде содержания организационно-педагогических условий эффективности обучения руководителей образовательных учреждений с учетом региональных особенностей.
The paper provides materials of research on skills improvement work for academic principals in the form of distant learning, the results as the content of organizational and pedagogical
conditions of efficient learning of the principals with regard to regional specifics.
Ключевые слова: дистанционное обучение (ДО], принципы дистанционного обучения, система повышения квалификации руководителей образовательных учреждений (ОУ], информационно-коммуникационные технологии.
Keywords: distant learning, distant
learning principles, skills improvement system for academic principals, informational and communicational technologies.
Современный этап социально-экономического развития России характеризуется интенсивным переходом к постиндустриальному обществу, глобальными преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности: экономике, политике, социальной жизни.
Человечество из индустриальной эпохи перешло в информационную эпоху, что привело к существенным изменениям во многих сферах человеческой деятельности, к формированию единого мирового информационного пространства. Ситуация «информационного взрыва» требует от каждого члена общества постоянного обновления своих знаний. Человеку недостаточно «образования на всю жизнь», ему необходимо «образование в течение всей жизни».
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает использование информационных технологий в системе непрерывного педагогического образования. Развитие информационного общества требует обеспечения свободного доступа каждого человека к информационным ресурсам, подготовки его к использованию современных информационных коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности. Решение данной задачи возможно при широком использовании информационных технологий в различных типах образовательных учреждений, в том числе в учреждениях дополнительного педагогического образования. В Концепции информатизации образования отмечается необходимость внедрения новых информационных технологий, прежде всего в систему подготовки и переподготовки педагогических кадров [7].
Изменения в социальной жизни породили преобразования во всех образовательных системах, в том числе и в системе повышения квалификации руководителей образовательных учреждений. Модернизация образования актуализировала проблемы профессиональной компетентности руководителей, повышения уровня их квалификации, так как научно-технический прогресс предъявляет очень жесткие требования к уровню подготовки выпускников общеобразовательных школ, а следовательно, и требования к профессионально-педагогической компетентности педагогов и руководителей. Обучение объективно становится непрерывным; существенно меняется и характер
самого процесса обучения, происходит развитие системы дистанционного образования.
Создание и развитие системы дистанционного образования в России определено одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. Данный факт обусловлен рядом преимуществ и возможностей дистанционного образования: оно обладает адаптивными свойствами, благодаря которым предоставляет гибкие условия образования для людей, которые не смогли или не могут осуществить его традиционным путем (удаленность от квалифицированных учебных заведений, физические недостатки, индивидуальные особенности, неординарные способности и разные потребности обучающихся и др.].
Для России система дистанционного обучения имеет особое значение. Это обусловлено большой территорией, относительно невысокой плотностью населения, концентрацией ведущих учебных центров в крупных городах, традициями заочного образования. Аналогично и для Ямало-Ненецкого автономного округа с его огромной территорией, неравномерностью развития инфраструктуры и рассредоточением населения. Развитие системы открытого образования и системы дистанционного обучения позволит преодолеть разрыв в обеспечении доступа населения к образовательным услугам, в том числе работникам системы образования удаленных от центра и труднодоступных регионов.
Реформирование российского образования вызвало необходимость обновления знаний и умений специалистов системы образования и прежде всего ее руководителей, в том числе образовательных учреждений.
Однако темпы реформирования и его задачи требуют осуществления процесса повышения квалификации руководителей ОУ оперативно, массово и результативно.
Традиционные подходы к повышению квалификации, в том числе на основе подготовки и использования большого количества тьюторов демонстрируют невозможность охвата большого количества руководителей ОУ системой очных курсов и учета разнообразия их потребностей и интересов к содержанию повышения квалификации, а также сроков прохождения курсов без отрыва от работы.
Возникает необходимость дистанционной формы повышения квалификации руководи-
телей ОУ, отвечающей современным требованиям к системе дополнительного профессионального образования, обусловленным его модернизацией.
В условиях развития процессов информатизации и модернизации регионального образования включение в образовательную практику института повышения квалификации (института развития образования) дистанционных технологий позволяет сделать учебный процесс более гибким, адаптивным, личностно и практико-ориентированным, удобным, а также снизить финансовые затраты на обучение.
Как показали результаты исследований ученых и опыт работы учреждений дополнительного педагогического образования, в частности институтов повышения квалификации работников образования, система повышения квалификации должна соответствовать следующим требованиям:
- предоставлять возможность получения дополнительных образовательных услуг одновременно большому количеству специалистов системы образования;
- обеспечивать реализацию принципа непрерывности педагогического образования;
- обеспечивать вариативность и гибкость программ повышения квалификации;
- обеспечивать опору на личный опыт специалистов;
- осуществлять формирование и развитие способности педагога, руководителя ОУ к инновационной деятельности;
- способствовать приближению образовательных услуг к месту жительства обучаемых и сопровождению непосредственного внедрения полученных знаний, умений и навыков, компетенций в практическую деятельность педагогов и др. [1, 2, 3, 5 и др.].
ДО в значительной мере отвечает этим требованиям и позволяет улучшить качество обучения в системе повышения квалификации за счет эффективного сочетания новых информационных, коммуникационных и педагогических технологий и оперативного обновления научно-методического обеспечения учебного процесса, создания условий для непрерывного педагогического образования.
В ходе модернизации образования в системе работы руководителей ОУ произошли значительные изменения как в организационных, так и содержательных аспектах: введение по-
душевого финансирования и отраслевой оплаты труда, экономическая самостоятельность ОУ, государственно-общественный характер управления, мониторинг образования, компе-тентностный подход, профильное обучение, введение ЕГЭ, ГИА и др.
Изучению возможностей использования ДО в системе дополнительного педагогического образования посвящены работы М. Ю. Бухар-киной, Т. Ф. Горбуньковой, Н. А Гаврилова, С. А. Дочкина, Н. В. Кузьминой, М. В. Моисеевой, Э. М. Никитина, Е. С. Полат, А. Е. Петрова, В. П. Тихомирова, Е. А. Федоровой и др. Существует также ряд исследований (Л. П. Владимирова, Е. С. Полат и др.), посвященных проблемам использования ДО в системе повышения квалификации руководителей ОУ.
Осуществленный анализ выявленных исследований в области дистанционного обучения показал, что большинство из них были посвящены рассмотрению его концептуальных основ (А. А. Андреев, А. А. Ахаян, М. И. Нежури-на, В. П. Тихомиров, А. В. Хуторской и др.), нормативно-правовой базы функционирования ДО (Н. А. Гаврилов, А. В. Густырь, В. И. Солдат-кин и др.), в том числе и в условиях учреждений дополнительного педагогического образования.
Вместе с тем почти нет исследований, посвященных изучению особенностей системы дистанционного повышения квалификации руководителей ОУ, не выявлены и не обоснованы педагогические условия, способствующие эффективному функционированию ДО в системе непрерывного повышения квалификации руководителей образовательных учреждений с учетом региональных особенностей.
Анализ существующих дистанционных курсов для руководителей позволяет установить, что, во-первых, их количество ограничено для руководителей ОУ; во-вторых, содержанием подавляющего большинства курсов является изучение возможностей использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе образовательного учреждения, а также технологии их применения при организации ДО в образовательном учреждении.
Можно говорить о недостаточном уровне подготовленности профессорско-преподавательских кадров учреждений дополнительного педагогического образования к использованию ДО и необходимости разработки его науч-
ного и методического обеспечения.
Результаты анкетирования руководителей ОУ Ямало-Ненецкого автономного округа показывают, что 82 % из числа опрошенных проявляют большой интерес к ДО и считают данную форму обучения эффективной и необходимой. Кроме того, 72 % руководителей считают ее предпочтительной в сравнении с традиционными формами: очной, заочной, очно-заочной и др. К числу причин, по которым они считают их предпочтительными, на первое место ставят специфику работы руководителей, связанную со сложностью выделения времени на курсовое обучение в традиционных формах. Однако 43 % руководителей не готовы к повышению профессиональной квалификации в дистанционной форме, так как не владеют навыками работы с информационными и коммуникационными технологиями и не знакомы с возможностями ДО. Анализ проведенного анкетирования показал, что 78% руководителей ОУ (директоров, заместителей директоров) готовы пройти соответствующую подготовку для дальнейшего прохождения курсов повышения квалификации в дистанционной форме, что свидетельствует о необходимости внедрения ДО в систему повышения квалификации руководителей ОУ.
Таким образом, установлено противоречие между необходимостью внедрения ДО в систему повышения квалификации руководителей ОУ и отсутствием специальных исследований по выявлению и обоснованию педагогических условий функционирования ДО в системе повышения квалификации руководителей ОУ.
Установлено, что в науке имеется большое количество определений понятия «дистанционное обучение» [4,6 и др.]. В силу научных собственных предпочтений мы остановились на следующем: дистанционное обучение - это организация образовательного процесса, в основе которого интерактивное, асинхронное взаимодействие субъектов и объектов взаимодействия с помощью средств телекоммуникации, а дистанционное образование - это результат дистанционного обучения.
Мы пришли к выводу, что эффективному функционированию ДО в системе повышения
квалификации руководителей ОУ способствуют следующие организационно-педагогические условия:
• учет информационных потребностей и возможностей руководителей ОУ в организации учебного процесса в дистанционной форме;
• наличие и учет соответствующей учебноматериальной базы, региональных возможностей развития сети Интернет;
• подготовка к осуществлению ДО преподавателей системы повышения квалификации и руководителей ОУ;
• разработка и реализация модели системы ДО педагогов с учетом региональных особенностей и специфики профессиональной деятельности руководителей ОУ и др.
В качестве особенностей повышения квалификации руководителей ОУ в условиях дистанционного обучения следует также рассматривать принципы обучения. Ведущие принципы:
- принцип самостоятельности обучения на продуктивном уровне деятельности с применением приобретенных знаний для самостоятельного решения задач практической управленческой деятельности;
- гибкости обучения - это возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе; это нерегламентированный отрезок времени для освоения содержания образовательной программы; это возможность корректировать содержание, формы, методы и средства обучения;
- модульности обучения - это возможность из набора независимых, целостных учебных курсов (модулей) формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям руководителей ОУ;
- одновременности - это одновременное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства;
- перманентности - постоянно осуществляемый процесс обучения, который не прекращается и не разделяется на обучение и на практику;
- интегративности - это интеграция информации по различным источникам (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т. д.);
- экономичности - эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов;
- технологичности - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению руководителя ОУ в научную мировую теорию управления и практику;
- доступности - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, опыта и стажа работы, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого и др.
В качестве условия повышения квалификации руководителей ОУ в режиме ДО может рассматриваться структурно-функциональная модель, разработанная и апробированная нами в ходе исследования, включающая взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, принципы, этапы, содержание, организационные формы, методы и средства обучения и результат.
Реализация модели выявила необходимость более тщательного и детального планирования учебного процесса, его содержания, а также применения соответствующей технологии. Технология реализации модели системы ДО руководителей ОУ в нашем понимании должна представлять совокупность последовательных этапов:
1. Определение информационных потребностей руководителей ОУ и уровня развития сети Интернет в регионе.
2. Разработка программы и учебно-методического обеспечения дистанционного курса.
3. Формирование групп и подготовка руководителей ОУ к ДО. 4.Организация учебного
1. Анохин С. Интернет в методической деятельности //Народное образование. - 2006 .- №2 - С. 165-170.
2. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика, 2008. - № 10.
3. Волков В. Т. Инновационные принципы системы образования // Педагогика. - 2007. -№ 7. - С 108-114.
4. Комарова И. Дистанционное обучение. Мировой опыт // Народное образование.- 2009.- № 5. - С. 131-136.
5. Лазарев В. С. О национальной инновационной системе образовании и
процесса в дистанционной форме.
5. Обобщение итогов ДО и его коррекция по мере необходимости в части разделов программы и содержания дистанционного курса.
Таким образом, установлено, что
- в условиях модернизации отечественной системы образования особенно актуальным является осуществление деятельности, направленной на постоянное, непрерывное повышение квалификации кадров системы образования. Одним из эффективных путей повышения квалификации руководителей ОУ является применение технологий ДО, что создает благоприятные условия для оказания им своевременной помощи в решении проблем, связанных с улучшением качества обучения и воспитания учащихся;
- ДО становится востребованной формой организации обучения в системе дополнительного профессионального образования специалистов; оно основано на личностно и практико-ориентированном, интерактивном, синхронном или асинхронном взаимодействии преподавателя и обучающихся посредством педагогических, информационных и коммуникационных технологий для достижения определенных образовательных целей;
- важным средством эффективного функционирования ДО руководителей ОУ является модель его системы, учитывающая специфику их деятельности и включающая в себя следующие взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, принципы, содержание, организационные формы, методы и средства обучения и результат;
- реализация модели системы ДО руководителей ОУ, включает необходимость разработки технологии, состоящей из ряда последовательных этапов.
задачах научного обеспечения ее развития. // Педагогика. -№ 7. - 2010. - С. 12-27.
6. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А. Е. Петров и др .- М.: Академия, 2006.- 400 с.
7. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65) (с изменениями от 15 августа 2006 г.).