УДК 378
ПРЕДПОСЫЛКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАУКОЕМКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
© Александр Александрович СКВОРЦОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра информатики и информационных технологий, e-mail: [email protected]
Рассматриваются предпосылки подготовки студентов в вузе с использованием технологий дистанционного обучения. Обсуждаются внешние и внутренние предпосылки, анализируются достоинства и недостатки использования системы дистанционного обучения, обсуждаются особенности ее использования при подготовке студентов. Педагогические предпосылки определяют причины перехода от классической системы образования к дистанционной. Социальные разделены на внешние и внутренние. Внешние предпосылки выражаются в развитии общества и педагогической науки. К ним относятся: информатизация общества, компьютеризация промышленных предприятий, образовательных заведений, научных учреждений и др. Рассматривается процесс информатизации общества в качестве одной из главных предпосылок, происходит внедрение новых научных разработок и технологий. Студент в наукоемкой образовательной среде развивается параллельно с процессом информатизации, что в свою очередь требует использования динамической системы обучения, современных средств и методов информационных технологий. Внутренние предпосылки связаны с необходимостью разрешения проблем самой системы образования в наукоемкой образовательной среде. Рассматривается переход к личностно-ориентированному обучению. Внешние предпосылки - это потребность общества в системе подготовки студента в наукоемкой образовательной среде вуза, а внутренние предпосылки -это требования к самой системе подготовки студентов с использование современных информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: дистанционное обучение; информатизация; интенсификация; педагогические предпосылки.
В настоящее время применению дистанционных образовательных технологий в наукоемкой образовательной среде способствуют социальные и педагогические предпосылки. Актуальными и востребованными становятся направления подготовки специалистов в области информационных технологий и обслуживания различных технологических процессов и сервисов. Информатизация общества порождает структурные изменения профессий в сфере обслуживания.
Информатизация, в широком смысле, включает в себя модификацию орудийной основы человеческой деятельности, увеличение роли индивидуального человеческого труда, создание условий обеспечения свободного доступа человека к информации различного рода, адаптацию к жизни в условиях постоянно изменяющегося мира и информационно-коммуникационных технологий. Этот процесс порождает необходимость изменения структуры общественного производства: быстро изменяется характер информационных и технологических процессов, что требует постоянного обновления знаний и умений для освоения новых технологий, повышения требований к уровню общекуль-
турной и общенаучной подготовки всех участников общественного производства [1].
Предпосылки появления интереса к технологиям дистанционного обучения (ДО) в наукоемкой образовательной среде разделены на внешние и внутренние. Внешние предпосылки выражаются в развитии общества и педагогической науки, а именно:
- информатизацией общества и необходимостью формирования информационной культуры современного студента-информатика;
- компьютеризацией промышленных предприятий, образовательных заведений, научных учреждений и т. п.;
- расширением профиля будущей деятельности студента в современных условиях современной информационной среды;
- кризисными явлениями в педагогике, связанными с отставанием от динамики развития науки, производства и общества;
- потребностью в создании и использовании единого информационного пространства профессиональной информации [2].
Внутренние предпосылки связаны с необходимостью разрешения проблем самой системы образования в наукоемкой образо-
вательной среде в области информатики и информационных технологий, а именно с:
- возрастанием объема учебной, научной и профессиональной информации;
- проблемами структурирования учебного материала внутри подразделения или всего образовательного учреждения;
- поиском новых эффективных методов и средств процесса обучения;
- переходом к личностно-ориентиро-ванному обучению;
- подготовкой специалистов в условиях быстро развивающихся информационно -коммуникационных технологий [3].
Итак, внешние предпосылки - это потребность общества в системе подготовки студента, а внутренние предпосылки - это требования к самой системе подготовки студентов с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ВНЕШНИХ ПРЕДПОСЫЛОК
В современном обществе процесс информатизации проходит довольно быстро, это происходит из-за выгодного внедрения новых научных разработок и технологий. Учитывая данный фактор необходимо отметить, что современный студент должен развиваться параллельно с процессом информатизации, что, в свою очередь, требует использования динамической системы обучения, современных средств и методов информационных технологий.
Главные задачи информатизации:
- создание коммуникативных основ для человечества (обмен информацией);
- разрушение границ между странами и нациями, воспитание толерантности;
- повышение уровня образованности и культуры человека.
Информатизация общества - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Говоря иначе, информатизация - это комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. В понятии «информатизация общества» акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса [4].
Исследователи (В.Г. Кинелев, К.К. Ко-лин, А.А. Кузнецов и др.) вполне обоснованно полагают, что цели, содержание и технологии в существующей образовательной практике не соответствуют современным требованиям и не могут обеспечить своевременную и адекватную подготовку человека к стремительно приближающейся информационной будущности [5-7]. Современное образование студента-информатика должно быть направлено не просто на повышение уровня образованности человека, а на формирование нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленных к весьма быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира; нового информационного мировоззрения, основанного на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, жизни человеческого сообщества, наконец, деятельности самого человека; информационной культуры будущего гражданина информационного общества. Однако, несмотря на всю ценность исследований по проблеме формирования информационной культуры студента-информатика как в ее общекультурном, так и в профессиональном аспектах, важным аспектом является потребность студента-информатика в саморазвитии.
РОСТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ПРЕДПОСЫЛОК
Учитывая высокие темпы «информатизации общества», можно отметить глобальный рост научной и учебной информации по различным направлениям студента-информа-тика. Возникает сложность сбора, хранения и обработки больших объемов информации. Усложняется поиск интересующей литературы. Возникает проблема упорядочивания учебной информации и формирования структурно-модульных курсов.
В данный момент при разработке обучающих систем студента-информатика в основу закладываются динамические модели системы ДО, т. к. данная система может постоянно изменяться структурно и содержательно, что делает их эффективными при решении коллективных проектов и задач, а также коллективного создания учебных курсов и материалов. Дистанционные технологии выступают естественным, адекватным и эффективным средством реорганизации и модернизации научно-исследовательской и практической деятельности в области информационных технологий. Дистанционные технологии - наиболее подходящая система для широкого практического применения и в научных исследованиях, и, в частности, в образовательном процессе студента-инфор-матика по следующим причинам:
- эффективность развертываемой в вузах и средних специальных учебных заведениях масштабной работы по созданию учебно-методических комплексов, основанных на информационных технологиях, связана с проблемой создания соответствующих баз данных;
- пользователю необязательно иметь навыки в программировании для формирования собственной сети и решения задач, это значительно расширяет круг пользователей;
- при использовании дистанционных технологий между объектом и субъектом нет промежуточных звеньев, что исключает ряд негативных психологических моментов, мешающих более широкому внедрению компьютерных информационных технологий;
- дистанционные технологии отличаются универсальностью, одна и та же система обеспечивает возможность работы в разных направлениях студента-информатика [8].
ДО позволяет в максимальной степени учитывать интересы и потребности обучаемых, позволяет широко использовать наилучшие образовательные ресурсы, порталы и средства, обеспечивая неограниченное образовательное пространство для различных категорий студентов. На сегодняшний момент современные системы дистанционного обучения обеспечивают:
- централизованное автоматизированное управление обучением;
- быстрое и эффективное размещение и предоставление учебного контента обучаемым;
- единую платформу для решения основных задач в рамках планирования, прове-
дения и управления всеми учебными мероприятиями в организации;
- поддержку современных стандартов в сфере технологий дистанционного обучения;
- персонализацию учебного контента и возможность его многократного использования;
- широкий диапазон средств организации взаимодействия между всеми участниками учебного процесса.
Анализ показывает, что необходимость создания системы дистанционного обучения в наукоемкой образовательной среде определяется следующими факторами:
- усилением тенденций к созданию интернациональных образовательных структур не только по содержанию, но и по методам обучения;
- потребностью сближения в уровнях подготовки специалистов в России и зарубежных странах посредством обмена образовательными ресурсами, а также использования накопленного опыта в применении систем дистанционного обучения [9; 10].
Анализируя развитие ДО за рубежом, можно заметить, что интерес к нему проявляется в странах, имеющих большие территории и диспропорции в распределении учреждений системы образования: США, Канаде, Бразилии, странах бывшей Британской империи. Нужно отметить, что за рубежом в связи с развитием Болонской системы обучения внедрение ДО проходит значительно легче. Россия также имеет большую площадь, научные и образовательные учреждения и организации, сконцентрированные в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Территориальная изоляция отдельных регионов и недоступность многих образовательных ресурсов для жителей этих регионов делают невозможным получение качественного (какого бы то ни было) профессионального образования, но это далеко не вся проблема использования системы ДО [11].
При обучении студента в системе ДО в наукоемкой образовательной среде проблемы, связанные с созданием системы и ее администрированием, становятся не актуальными и не требуют рассмотрения как весомой проблемы использования системы ДО, поскольку сама система будет выступать и средой и средством обучения студента [12].
УСЛОВИЯ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
Одной из предпосылок является необходимость исследования условий интенсификации обучения. Многие аспекты этой проблемы еще недостаточно разработаны не только в педагогической, но и в психологической литературе [13]. Задача интенсификации вытекает из необходимости повышения эффективности процесса обучения в связи с возрастающим объемом информации и расширением областей знаний, необходимых в профессиональной деятельности, а также особенностями обучения на каждом этапе в системе непрерывного образования [14]. Интенсификация обучения направлена на разрешение противоречия между ростом значимой информации и сжатыми сроками обучения.
Интенсификация означает максимальное использование внутренних резервов процесса обучения путем уплотнения учебной информации, рационального распределения учебного времени, активизации познавательной деятельности обучающихся, стимулирования их мотивации, использования компьютерной техники, применения комплексных форм и дидактических средств на основе психолого-педагогических закономерностей формирования профессиональных знаний, умений, мотивов деятельности и качеств личности [15].
Использование технологий дистанционного обучения для решения этой проблемы должно оказать существенное влияние, хотя их применение оправдано только в том случае, когда оно приводит к повышению эффективности хотя бы по одному из таких критериев, как качество обучения, затраты времени и сил преподавателями и учащимися, финансовые затраты [16].
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ПРЕДПОСЫЛОК
Следующей предпосылкой использования информационно-коммуникационных технологий является необходимость перехода к личностно-ориентированному обучению [17; 18]. Основные положения личностно-ориен-тированного подхода - ориентация на личность как цель, субъект и главный критерий эффективности процесса ДО в наукоемкой образовательной среде.
Главными компонентами этого подхода является признание уникальности каждого студента и его индивидуальной учебной деятельности. Здесь роль преподавателя состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации такой образовательной среды, которая позволяет обучаемому опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Студент и преподаватель создают совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств.
Суть личностно-ориентированной педагогики, по И.С. Якиманской, составляет «признание обучаемого главной действующей фигурой всего образовательного процесса» [19]. Затем весь учебный процесс строится на основе этого главного положения.
Переход к личностно-ориентированному обучению представляет собой не просто актуальную и новую задачу, но и требует разработки ряда теоретических и методических вопросов. Так, необходимы специальные исследования типологии структур индивидуальных систем профессиональных моделей, поиск методов их выявления, разработка критериев и методик диагностики, поиск новых подходов к отбору и формированию содержания обучения, разработка эффективных методов обучения с использованием информационных технологий и тому подобное.
Для решения этих проблем необходима обработка большого объема исходной информации, что практически невозможно осуществить с помощью стандартных средств, поскольку уходит много времени на обработку результатов.
Рассмотренные социальные предпосылки использования технологий ДО в наукоемкой образовательной среде свидетельствуют о необходимости рассмотрения данного вопроса и с педагогической точки зрения. Переходя от социальных предпосылок к педагогическим, хотелось бы отметить, что главной причиной перехода от классической системы образования к дистанционной в нашем примере являются быстрые темпы развития отрасли, в которой они работают. Данная область требует динамического изменения содержания, поскольку современные информационно-коммуникационные средства обучения повышают интерес к изучению дисцип-
лины. Новая методология в организации учебного процесса с применением технических средств обучения, изменение характера работы студента способствуют повышению интереса к образовательному процессу [20].
Педагогические предпосылки определяют причины перехода от классической системы образования к дистанционной. Социальные разделены на внешние и внутренние. Внешние предпосылки выражаются в развитии общества и педагогической науки. К внешним можно отнести информатизацию общества, компьютеризацию промышленных предприятий, образовательных заведений, научных учреждений; расширение профиля деятельности студента в современных условиях, современной информационной среды; потребность в создании и использовании единого информационного пространства профессиональной информации. Внутренние предпосылки связаны с необходимостью разрешения проблем самой системы образования в наукоемкой образовательной среде в области информатики и информационных технологий, а именно: возрастание объема учебной, научной и профессиональной информации; проблемы структурирования учебного материала внутри подразделения или всего образовательного учреждения; поиск новых эффективных методов и средств процесса обучения; переход к личностно-ориентированному обучению; подготовки студентов в условиях быстро развивающихся информационно-коммуникационных технологий. Внешние предпосылки - это потребность общества в системе подготовки сту-дента-информатика, а внутренние предпосылки - это требования к самой системе подготовки специалистов с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
1. Храмова М.В. Основные этапы и тенденции формирования системы открытого образования подготовки специалистов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 4 (108). С. 118-130.
2. Чванова М.С. Методология информатизации системы непрерывной подготовки специалистов. М., 1999.
3. Тихомиров В.П., Максюков Н.И. Глобализация и экспорт образовательных услуг // Открытое образование. 2001. № 4. С. 7-13.
4. Теоретические разделы курса «Информатика» / под ред. И.А. Кодоловой. Казань, 2010.
5. Кинелев В.Г. Образование и XXI в. // Информационные и коммуникационные технологии / отв. ред. В.Г. Кинелев. М., 1999.
6. Колин К.К. Информационный подход как фундаментальный метод научного познания. М., 1998.
7. Кузнецов А.А. Разработка Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. 2009. № 4. С. 3-10.
8. Чванова М.С., Храмова М.В. Факторы перехода дистанционных технологий подготовки специалистов на новый уровень развития // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 5 (85). С. 222-235.
9. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационный и педагогический аспект // Информатика и образование. 1996. № 3. С. 87.
10. Храмова М.В. Формирование готовности специалистов к профессиональной деятельности на основе использования технологий дистанционного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000.
11. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / под ред. А.Н. Тихонова. М., 1998.
12. Чванова М.С., Храмова М.В. Проблемы организации коммуникаций студентов наукоемких специальностей в системе открытого образования // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2011. Т. 14. № 2. С. 482-501.
13. Шутов И.Н. Дидактические условия интенсификации обучения руководителей профтехучилищ при повышении квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1991.
14. Чванова М.С. Методологические и теоретические основы информатизации системы непрерывной подготовки специалистов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999.
15. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987.
16. Талызина Н.Ф., Габай Т.В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М., 1977.
17. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориенти-рованном обучении. М., 1998.
18. Самохвалова В.В. Формирование информационной культуры социального работника и социального педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000.
19. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.
20. Вергун Т.В. Инновационные средства обучения в системе высшего образования // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 8. С. 99-100.
1. Khramova M.V. Osnovnye etapy i tendentsii formirovaniya sistemy otkrytogo obrazovaniya podgotovki spetsialistov // Vestnik Tambovsko-go universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 4 (108). S. 118-130.
2. Chvanova M.S. Metodologiya informatizatsii sistemy nepreryvnoy podgotovki spetsialistov. M., 1999.
3. Tikhomirov V.P., Maksyukov N.I. Globalizatsiya i eksport obrazovatel'nykh uslug // Otkrytoe obrazovanie. 2001. № 4. S. 7-13.
4. Teoreticheskie razdely kursa «Informatika» / pod red. I.A. Kodolovoy. Kazan', 2010.
5. Kinelev V.G. Obrazovanie i XXI v. // Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii / otv. red. V.G. Kinelev. M., 1999.
6. Kolin K.K. Informatsionnyy podkhod kak fundamental'nyy metod nauchnogo poznaniya. M., 1998.
7. Kuznetsov A.A. Razrabotka Federal'nykh gosudarstvennykh standartov obshchego obrazovaniya // Pedagogika. 2009. № 4. S. 3-10.
8. Chvanova M.S., Khramova M.V. Faktory pere-khoda distantsionnykh tekhnologiy podgotovki spetsialistov na novyy uroven' razvitiya // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2010. Vyp. 5 (85). S. 222-235.
9. Polat E.S. Distantsionnoe obuchenie: organizat-sionnyy i pedagogicheskiy aspekt // Informatika i obrazovanie. 1996. № 3. S. 87.
10. Khramova M.V. Formirovanie gotovnosti spet-sialistov k professional'noy deyatel'nosti na os-nove ispol'zovaniya tekhnologiy distantsionnogo obucheniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2000.
11. Upravlenie sovremennym obrazovaniem: sotsial'nye i ekonomicheskie aspekty / pod red. A.N. Tikhonova. M., 1998.
12. Chvanova M.S., Khramova M.V. Problemy organizatsii kommunikatsiy studentov naukoemkikh spetsial'nostey v sisteme otkrytogo obrazovaniya // Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo (Educational Technology & Society). 2011. T. 14. № 2. S. 482-501.
13. Shutov I.N. Didakticheskie usloviya intensifikatsii obucheniya rukovoditeley proftekhuchilishch pri povyshenii kvalifikatsii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 1991.
14. Chvanova M.S. Metodologicheskie i teoreticheskie osnovy informatizatsii sistemy ne-preryvnoy podgotovki spetsialistov: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. M., 1999.
15. Babanskiy Yu.K. Intensifikatsiya protsessa obucheniya. M., 1987.
16. Talyzina N.F., Gabay T.V. Puti i vozmozhnosti avtomatizatsii uchebnogo protsessa. M., 1977.
17. Panyukova S.V. Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v lichnostno-orientirovannom obuchenii. M., 1998.
18. Samokhvalova V.V. Formirovanie informatsionnoy kul'tury sotsial'nogo rabotnika i sotsial'nogo pedagoga: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2000.
19. Yakimanskaya I.S. Tekhnologiya lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. M., 2000.
20. Vergun T.V. Innovatsionnye sredstva obucheniya v sisteme vysshego obrazovaniya // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2008. № 8. S. 99-100.
Поступила в редакцию 22.12.2014 г.
UDC 378
BACKGROUNDS OF USE OF DISTANT TECHNOLOGIES IN HIGH-TECHNOLOGY EDUCATIONAL SPHERE OF HIGH SCHOOL
Aleksander Aleksandrovich SKVORTSOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Informatics and Information Technologies Department, e-mail: [email protected]
The backgrounds of preparing of students at high school with the use of distant educational technologies are reviewed. External and internal backgrounds are discussed, analyzed the advantages and disadvantages of use of systems of distant education, were discussed the peculiarities of its usage during the preparing of students. Pedagogical backgrounds define the reasons of transition from classical system of education to distant. Social are divided into external and internal. External backgrounds are expressed in the development of society and Pedagogy to which refer: informatization of the society, computerization of industrial factories, educational institutions, scientific institutions and etc. The process of informatization of the society is reviewed as one of the main background, occurs the implementation of new scientific developments and technologies. Student in high-technology educational sphere develops at the same time with the process of informatization which requires the usage of dynamic system of education, modern tools and methods of informational technologies. Internal backgrounds are connected with the need of deciding problems or system of education in high technology educational sphere. The transition to personality oriented education is reviewed. External backgrounds - are the need of society in system of preparing students in high-technology education sphere f high school and internal backgrounds - these are requirements to the system of preparing of students themselves with the usage of modern informational-communicational technologies.
Key words: distant education; informatization; intensification; pedagogic backgrounds.