Теория и методология: УДК 378 14
проблемы, тенденции
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДГОТОВКИ ИНФОРМАТИКОВ В ВУЗЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
А. А. Скворцов
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов. e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются предпосылки подготовки информатиков в вузе с использованием технологий дистанционного обучения. Обсуждаются внешние и внутренние предпосылки, анализируются достоинства и недостатки использования системы дистанционного обучения, обсуждаются особенности ее использования при подготовке специалистов информатиков. Выявлены и обоснованы условия необходимости использования системы дистанционного обучения при подготовке специалистов информатиков.
Ключевые слова: дистанционное обучение, информатизация, интенсификация, педагогические предпосылки.
Потребность современного общества в специалистах информатиках
Увеличение объема рынка труда в России имеет определенное направление, связанное с необходимостью подготовки специалистов в области информатики и информационных технологий. Актуальными и востребованными становятся направления подготовки специалистов в области информационных технологий и обслуживания различных технологических процессов и сервисов. Проблема подготовки современного специалиста информатика состоит в том, что он должен обладать умениями и профессиональной мобильностью. Информатизация общества порождает структурные изменения профессий в сфере обслуживания. Владение современными информационно-коммуникационными технологиями становится главным атрибутом специалиста информационной сферы, который обеспечивает информационно-коммуникационную и функциональную работоспособность среды.
Высокие темпы развития информационно-коммуникационных технологий в России и за рубежом привели к высокому спросу на специалистов в области информатики и информационных технологий, поэтому одно из главных требований системы высшего профессионального образования сегодня - это подготовка выпускников, способных ориентироваться в огромном потоке информации,
эффективно применять новые информационно-коммуникационные технологии мирового уровня в предстоящей профессиональной деятельности.
Глобальная информатизация как внешняя предпосылка
Информатизация в широком смысле включает в себя модификацию орудийной основы человеческой деятельности, увеличение роли индивидуального человеческого труда, создание условий обеспечения свободного доступа человека к информации различного рода, адаптацию к жизни в условиях постоянно изменяющегося мира и информационно-коммуникационных технологий. Этот процесс порождает необходимость изменения структуры общественного производства: быстро изменяется характер информационных и технологических процессов, что требует постоянного обновления знаний и умений для освоения новых технологий, повышения требований к уровню общекультурной и общенаучной подготовки всех участников общественного производства [1].
Глубинная сущность информатизации общества не ограничивается только ее влиянием на жизнедеятельность человека. С помощью информационных процессов может измениться фундаментальное соотношение общественного сознания и бытия. Проблемы общества связаны с плоским подходом к при-
роде и технике, который был перенаправлен на общество и способствовал развитию потребительских взглядов.
Общественное сознание и в настоящее время большей частью только отражает собственное существование, не видя возможности возникновения глобальных кризисов и катастроф в жизни общества. Чтобы человечество существовало и продолжало жить, необходимо чтобы единое сознание опережало человеческую жизнь, предвидя последствия изменения деятельности людей [2].
Несмотря на различные подходы к определению сущности информационного общества, современные исследователи сходятся во мнении, что информация играет особую роль в современном мире, а информационные технологии влияют на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и на систему подготовки специалистов в различных областях [3].
Учитывая высокий уровень информатизации современного мира, следуют предпосылки использования технологий дистанционного обучения в системе подготовки специалистов в области информатики и информационных технологий. Предпосылки появления интереса к системе дистанционного обучения подготовки специалистов в области информатики и информационных технологий условно можно разделить на социальные и педагогические, а социальные - на внешние и внутренние предпосылки.
Внешние предпосылки выражаются в развитии общества и педагогической науки, а именно:
- информатизацией общества и необходимостью формирования информационной культуры современного специалиста информатика;
- компьютеризацией промышленных предприятий, образовательных заведений, научных учреждений и т.п.;
- расширением профиля профессиональной деятельности специалиста информатика в современных условиях, современной информационной среды;
- кризисными явлениями в педагогике, связанными с отставанием от динамики развития науки, производства и общества;
- потребностью в создании и использовании единого информационного пространства профессиональной информации [4].
Внутренние предпосылки связаны с необходимостью разрешения проблем самой системы подготовки специалистов в области информатики и информационных технологий, а именно:
- возрастанием объема учебной, научной и профессиональной информации;
- проблемы структурирования учебного материала внутри подразделения или всего образовательного учреждения;
- поиск новых эффективных методов и средств процесса обучения;
- переход к личностно-ориентированному обучению;
- подготовки специалистов в условиях быстро развивающихся информационнокоммуникационных технологий [5].
Итак, внешние предпосылки - это потребность общества в системе подготовки специалистов информатиков, а внутренние предпосылки - это требования к самой системе подготовки специалистов с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Внешние предпосылки появления интереса к системе дистанционного обучения подготовки специалистов информатиков
В современном обществе процесс информатизации проходит довольно быстро, это происходит из-за выгодного внедрения новых научных разработок и технологий. Учитывая данный фактор, необходимо отметить, что современный специалист информа-тик должен развиваться параллельно с процессом информатизации, что в свою очередь требует использования динамической системы обучения, современных средств и методов информационных технологий.
Главные задачи информатизации:
- создание коммуникативных основ для человечества (обмен информацией);
- разрушение границ между странами и нациями, воспитание толерантности;
- повышение уровня образованности и культуры человека.
Последняя информационная революция выдвинула на первый план новую отрасль -информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний.
Информатизация общества является одной из составляющих социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация общества». Компьютеризация - процесс развития индустрии компьютерных продуктов и услуг и их широкого использования в обществе; оснащение предприятий, учреждений и учебных заведений страны вычислительной техникой и повышение образовательного уровня населения в области ее применения. При этом при внешней похожести понятий «компьютеризация общества» и «информатизация общества» имеют существенное различие.
Компьютеризация - внедрение технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.
Информатизация общества - организованный социально-экономический и научнотехнический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [6].
Говоря иначе, информатизация - это комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.
Таким образом, «информатизация общества» является более широким понятием, чем «компьютеризация общества», и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей [7]. В понятии «информатизация общества» акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.
Главной проблемой информатизационно-го общества является недостоверность некоторых источников, которых с течением времени становится все больше и больше. И простому человеку (пользователю) бывает трудно выбрать нужную информацию из всего потока источников. Также к проблемам можно отнести слабый уровень адаптации людей к новым
научным разработкам в области информации. Поскольку научная информация в области информационных технологий теряет свою актуальность в очень короткий период времени, то проблема недостоверности источников у специалистов информатиков более глубока.
Исследователи (В.Г. Кинелев [8], К.К. Колин [9], А.А. Кузнецов [10] и др.) вполне обоснованно полагают, что цели, содержание и технологии в существующей образовательной практике не соответствуют современным требованиям и не могут обеспечить своевременную и адекватную подготовку человека к стремительно приближающейся информационной будущности. Современное образование специалиста информатика должно быть направлено не просто на повышение уровня образованности человека, а на формирование нового типа интеллекта, иного образа и способа мышления, приспособленных к весьма быстро меняющимся экономическим, технологическим, социальным и информационным реалиям окружающего мира; нового информационного мировоззрения, основанного на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, жизни человеческого сообщества, наконец, деятельности самого человека; информационной культуры будущего гражданина информационного общества. Однако, несмотря на всю ценность исследований по проблеме формирования информационной культуры специалистов информатиков как в ее общекультурном, так и профессиональном аспектах, необходимо отметить, что многие важные вопросы остаются мало разработанными, так в стадии становления находится целостный подход к пониманию информационной культуры. Но важным аспектом является потребность специалиста информатика в саморазвитии, что в свою очередь способствует новому осмыслению самого понятия информатики и информационной культуры.
Внутренние предпосылки использования технологий дистанционного обучения в системе подготовки специалистов информатиков
Учитывая высокие темпы информатизации общества, можно отметить глобальный рост научной и учебной информации по раз-
личным направлениям специалистов инфор-матиков. Возникает сложность сбора, хранения и обработки больших объемов информации. Усложняется поиск интересующей литературы. Возникает проблема упорядочивания учебной информации и формирования структурно-модульных курсов. На сегодняшний день информационные технологии и глобальные телекоммуникационные сети начали изменять возможности формального обучения в аудиториях. Точно также они оказывают влияние и на процесс индивидуального самостоятельного обучения и саморазвития.
В данный момент при разработке обучающих систем специалистов информатиков, в основу закладываются динамические модели системы дистанционного обучения, так как данная система постоянно изменяется структурно и содержательно, что делает их эффективными при решении коллективных проектов и задач, а также коллективного создания учебных курсов и материалов. Система имеет гибкую индивидуальную настройку под конкретного пользователя. Дистанционные технологии выступают естественным, адекватным и эффективным средством реорганизации и модернизации научно-исследовательской и практической деятельности в области информационных технологий. Дистанционные технологии наиболее подходящая система для широкого практического применения и в научных исследованиях, и в образовательном процессе специалистов информатиков по следующим причинам:
1) эффективность развертываемой в вузах и средних специальных учебных заведениях масштабной работы по созданию учебно-методических комплексов, основанных на информационных технологиях, связана с проблемой создания соответствующих баз данных;
2) пользователю необязательно иметь навыки в программировании для формирования собственной сети и решения задач, это значительно расширяет круг пользователей;
3) при использовании дистанционных технологий между объектом и субъектом нет промежуточных звеньев, что исключает ряд негативных психологических моментов, мешающих более широкому внедрению компьютерных информационных технологий;
4) дистанционные технологии отличаются универсальностью, одна и та же система обеспечивает возможность работы в разных направлениях специалистов информати-ков [11].
Достоинства и недостатки использования систем дистанционного обучения при подготовке специалистов информатиков
Дистанционное обучение позволяет в максимальной степени учитывать интересы и потребности обучаемых, позволяет широко использовать наилучшие образовательные ресурсы, порталы и средства, обеспечивая неограниченное образовательное пространство для различных категорий специалистов информатиков. На сегодняшний момент современные системы дистанционного обучения обеспечивают:
- централизованное автоматизированное управление обучением;
- быстрое и эффективное размещение и предоставление учебного контента обучаемым;
- единую платформу для решения основных задач в рамках планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организации;
- поддержку современных стандартов в сфере технологий дистанционного обучения;
- персонализацию учебного контента и возможность его многократного использования;
- широкий диапазон средств организации взаимодействия между всеми участниками учебного процесса.
Анализ показывает, что необходимость создания системы дистанционного обучения при подготовке специалистов в области информатики и информационных технологий определяется и следующими факторами:
- усилением тенденций к созданию интернациональных образовательных структур не только по содержанию, но и по методам обучения;
- потребностью сближения в уровнях подготовки специалистов в России и зарубежных странах посредством обмена образовательными ресурсами, а также использования накопленного опыта в применении систем дистанционного обучения [12, 13].
Анализируя развитие дистанционного обучения за рубежом, можно заметить, что интерес к нему проявляется в странах, имеющих большие территории и диспропорции в распределении учреждений системы образования: США, Канаде, Бразилии, странах бывшей Британской империи. Нужно отметить, что за рубежом, в связи с развитием Болонской системы обучения, внедрение дистанционного образования проходит значительно легче. Россия также имеет большую площадь, научные и образовательные учреждения и организации сконцентрированы в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Территориальная изоляция отдельных регионов и недоступность многих образовательных ресурсов для жителей этих регионов делают невозможным получение качественного (какого бы то ни было) профессионального образования, но это далеко не вся проблема использования системы дистанционного обучения[14].
Можно выделить следующие основные проблемы в сфере технологий дистанционного обучения:
- проблема определения эквивалентности дистанционных курсов и признания дистанционного образования наряду с традиционным очным образованием;
- языковая проблема при импорте (экспорте) образования. Дистанционные курсы, разработанные на одном языке, потребуют финансовых затрат для их перевода на другой язык, включая необходимость учета социальных, культурологических и других особенностей региона, где будет проводиться дистанционное обучение;
- неравномерное развитие информационных технологий, особенно в части каналов передачи данных. Недостаточная пропускная способность каналов передачи данных серьезно ограничивает возможность применения средств дистанционного обучения;
- отсутствие достаточного количества специалистов в сфере технологий дистанционного обучения, обладающих необходимым уровнем компетенции;
- высокая стоимость разработки и поддержания в актуальном состоянии дистанционных курсов;
- разница во времени в случае проведения дистанционного обучения на больших
территориях. Особенно актуальным это становится при использовании средств дистанционного обучения, функционирующих в режиме реального времени;
- большое количество заблуждений, сопровождающих дистанционное обучение, сформировавшихся, в том числе, из-за большого количества организаций, использующих технологии дистанционного обучения, но не обладающие надлежащей компетенцией в данной сфере.
При обучении специалистов информати-ков в системе дистанционного обучения, проблемы, связанные с созданием системы и ее администрированием, становятся не актуальными и не требуют рассмотрения как весомой проблемы использования системы дистанционного обучения, поскольку сама система будет выступать и средой и средством обучения специалистов информатиков [15].
Интенсификация и личностноориентированное обучение как предпосылки подготовки информатиков в вузе с использованием технологий дистанционного обучения
Одной из предпосылок является необходимость исследования условий интенсификации обучения. Многие аспекты этой проблемы еще не разработаны не только в педагогической, но и в психологической литературе [16]. Задача интенсификации вытекает из необходимости повышения эффективности процесса обучения в связи с возрастающим объемом информации и расширением областей знаний, необходимых в профессиональной деятельности, а также особенностями обучения на каждом этапе в системе непрерывной подготовки специалистов инфор-матиков. Интенсификация обучения направлена на разрешение противоречия между ростом профессионально значимой информации и сжатыми сроками подготовки специалиста информатика.
Интенсификация означает максимальное использование внутренних резервов процесса обучения путем уплотнения учебной информации, рационального распределения учебного времени, активизации познавательной деятельности обучающихся, стимулирования их мотивации, использования компьютерной
техники, применения комплексных форм и дидактических средств на основе психологопедагогических закономерностей формирования профессиональных знаний, умений, мотивов деятельности и качеств личности.
Использование технологий дистанционного обучения для решения этой проблемы должно оказать существенное влияние, хотя их применение оправдано только в том случае, когда оно приводит к повышению эффективности хотя бы по одному из таких критериев, как качество обучения, затраты времени и сил преподавателями и учащимися, финансовые затраты [17].
Следующей предпосылкой использования информационно-коммуникационных технологий в системе подготовки информатика является необходимость перехода к личностноориентированному обучению [18]. Главными компонентами этого подхода являются признание уникальности каждого студента и его индивидуальной учебной деятельности. Здесь роль преподавателя состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации такой образовательной среды, которая позволяет обучаемому опираться на свой потенциал и соответствующую технологию обучения. Студент и преподаватель создают совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств.
Суть личностно-ориентированной педагогики, по И.С. Якиманской [19], составляет «признание обучаемого главной действующей фигурой всего образовательного процесса». Затем весь учебный процесс строится на основе этого главного положения. Личностно-ориентированное обучение строится на принципе субъектности. Из него вытекает целый ряд положений:
- учебный материал не может быть одинаковым для всех;
- обучающемуся надо дать возможность выбрать то, что соответствует его субъектности при изучении материала, выполнении заданий, решении задач;
- в содержании учебных текстов возможны и допустимы противоречивые суждения, вариативность изложения, проявление разного эмоционального отношения, авторские позиции;
- обучаемый не заучивает обязательный материал с заранее заданными выводами, а сам его отбирает, изучает, анализирует и делает собственные выводы;
- важно, что упор делается не на развитие только памяти студента, а на самостоятельность его мышления и самобытность выводов, проблемность заданий, неоднозначность учебного материала подталкивают обучаемого к этому. Обучение специалиста информатика в системе дистанционного обучения наиболее точно описывает модель личностно-ориентированного обучения, поскольку обучаемый является «главной действующей фигурой», вокруг которой образуется оболочка в виде учебного, научного материала и средств коммуникаций.
Переход к личностно-ориентированному обучению представляет собой не просто актуальную и новую задачу, но и требует разработки ряда теоретических и методических вопросов. Так, необходимы специальные исследования типологии структур индивидуальных систем профессиональных моделей, поиск методов их выявления, разработка критериев и методик диагностики, поиск новых подходов к отбору и формированию содержания обучения, разработка эффективных методов обучения с использованием информационных технологий и т.п.
Для решения этих проблем необходима обработка большого объема исходной информации, что практически невозможно осуществить с помощью стандартных средств, поскольку уходит много времени на обработку результатов.
Кроме того, в самой системе подготовки специалистов информатиков, как мы полагаем, можно отметить следующие противоречия:
- между потребностью общества в объеме и разнообразии спектра образовательных услуг, с одной стороны, и невозможностью удовлетворения этих потребностей за счет традиционного обучения - с другой;
- между развивающимся потенциалом компьютерных коммуникаций, с одной стороны, и отсутствием детально разработанной и апробированной на практике концепции дистанционного образования - с другой.
Рассмотренные социальные предпосылки использования технологий дистанционного обучения в системе подготовки специали-
стов информатиков свидетельствуют о необходимости рассмотрения данного вопроса и с педагогической точки зрения.
Особенности использования системы дистанционного обучения при подготовке специалистов информатиков
Переходя от социальных предпосылок к педагогическим, хотелось бы отметить, что главной причиной перехода от классической системы образования к дистанционной при подготовке специалистов информатиков, являются быстрые темпы развития отрасли, в которой они работают. Данная область требует динамического изменения содержания, поскольку современные информационно-коммуникационные средства обучения повышают интерес к изучению дисциплины. Новая методология в организации учебного процесса с применением технических средств обучения, изменение характера работы студента способствуют повышению интереса к образовательному процессу [20].
Переходя от классической системы образования к дистанционной, необходимо учитывать следующие аспекты системы дистанционного обучения специалистов инфор-матиков [21]:
- социальный аспект развития дистанционного образования отражает потребности современной цивилизации в массовой форме обучения. Возникает потребность в специалистах информатиков, владеющих навыками работы с системой дистанционного обучения. Во всем мире дистанционное обучение заняло свою нишу в образовательной сфере, вовлекло в свою систему широкие слои населения. Современное общество требует дальнейшего возрастания массовости образования и повышения его качественного уровня ввиду значительного увеличения доли интеллектуального труда и возросших требований к потребителю и производителю материальных и духовных благ;
- мировоззренческий аспект развития дистанционной формы обучения связан с необходимостью смены взглядов на образование как на устоявшуюся и вечно неизменную систему. В современном мире подготовить специалиста информатика возможно лишь при интеграции обучаемого в среду, которая
в свою очередь и выступает инструментом обучения. Сейчас в современной школе развиваются идеи «демократизма, плюрализма, автономности и академической свободы», которые закреплены в Законе об образовании. Эти мировоззренческие идеи четко и однозначно отражают объективные потребности в применении разнообразных форм обучения;
- теоретико-методологический аспект внедрения и утверждения дистанционного образования обусловлен необходимостью концептуального обоснования этой формы обучения. Здесь особенно важна научная, теоретико-методологическая обоснованность применяемых методов и средств. Речь идет не столько о технологической стороне вопроса, сколько о системном обосновании психологических, педагогических и социологических основ реализации различных методик и программ дистанционного обучения;
- нормативно-правовой аспект дистанционного обучения отражает необходимость адекватного правового сопровождения данной формы образования;
- финансово-экономический аспект развития дистанционного образования является одним из наиболее актуальных в современной социально-экономической ситуации. Особенно важным представляется вопрос финансирования инновационных технологий. Новые информационные технологии дистанционного обучения способны к самофинансированию за счет оплаты образовательных услуг, в поддержке нуждаются лишь эксперименты и первоначальные капитальные вложения. В данной ситуации государство обязано оказывать реальную поддержку в форме льготного налогообложения и грантов тем образовательным учреждениям, которые вкладывают финансовые средства в развитие передовых дистанционных технологий. Информатики ведут проектногрупповую деятельность, что позволяет реализовать более эффективный поиск партнеров и инвесторов разрабатываемого инновационного проекта;
- дидактический аспект развития дистанционного образования отражает педагогические основы этой формы обучения. Особенно важными здесь представляются вопросы подготовки специалистов информати-
ков, которые способны плодотворно и с высоким качеством реализовать концепцию дистанционного обучения;
- технологический аспект развития дистанционного образования обусловлен развитием коммуникационных средств, позволяющих реализовать передовые методы обучения специалистов в области информатики и информационных технологий на личностно-ориентированной основе.
По своей сути работа преподавателей, занятых в подготовке специалистов инфор-матиков, является образцом интеграции их труда в ответ на быстрые темпы развития знаний в области информационных технологий. Деятельность информатиков, как научная, так и учебная, является проектной, но эти проекты не локального направления (внутри вуза или города), а общепроблемной направленности (проблема в мире), только тогда сможем подготовить компетентного специалиста информатика в мировом сообществе при использовании сетевых технологий.
Казалось бы, информатик имеет инструменты и технологии, зачем же огораживать технологии дистанционного обучения, они и так находятся в сети, дело в том, что образование технологий дистанционного обучения создает среду окружения, которая позволяет быстро адаптироваться и понимать суть происходящих явлений. Дистанционное обучение выступает в роли катализатора обучения. Последние научные исследования показали, что дистанционное обучение может быть не только аналогичным по эффективности, но и более эффективным по сравнению с традиционным очным обучением. В недавнем докладе, посвященном дистанционному обучению, сделанным SPI International for the Department of Education, заключено: «в среднем, уровень студентов, проходящих обучение с использованием технологий дистанционного обучения, несколько выше по сравнению со студентами, проходящими обучение в традиционной очной форме». Система дистанционного обучения использует методику Web 2.0, в своем базовом варианте Web 2.0 означает, что каждый может очень просто создавать и распространять контент в Интернете. Социальные сервисы Web 2.0 ставят в центр учебного процесса взаимодействие студентов между собой и преподавателями
на основе инструментов социального программного обеспечения: блогов, вики, общих закладок, подкастов, социальных сетей и виртуальных миров. Поскольку у специалистов информатиков наиболее остро стоит вопрос высокой степени и потребности в саморазвитии, возникает необходимость, при обучении в системе дистанционного обучения, использования социальных сервисов Web 2.0 в учебном процессе вместе с основной системой [22]. Саморазвитие - это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает все новые и новые знания для их достижения. Информатик должен динамически развиваться вместе с современными сетевыми и интерактивными технологиями. Возникает потребность в быстром обновлении контента знаний и навыков, поэтому основным инструментом обучения информати-ков является система дистанционного обучения, которая соответствует требованиям и современным технологиям. Развитие информационных технологий требует изменений как содержания, так и технологий образования специалистов информатиков в одинаковой мере. Возникает зависимость образования от развития технологий. Если образование отстанет от технологий современного мира, то такое образование информатиков станет не эффективным, поэтому необходимо следить, чтобы процесс образования ин-форматиков шел параллельно развитию информационных технологий.
Рассмотрев социальные и педагогические предпосылки обучения информатиков с использованием дистанционных технологий, можно отметить важность рассмотрения данного вопроса, поскольку данные предпосылки актуальны на данный период развития как информационных и дистанционных технологий, так и современного образования.
Список литературы
1. Храмова М.В. Основные этапы и тенденции формирования системы открытого образования подготовки специалистов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 108. С. 118-130.
2. Готт В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Социальная роль информатики. М.: Знание, 1987.
3. Джакер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на западе: антология / под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
4. Чванова М.С. Методология информатизации системы непрерывной подготовки специалистов. М., 1999.
5. Тихомиров В.П., Максюков Н.И. Глобализация и экспорт образовательных услуг // Открытое образование. 2001. № 4. С. 7-13.
6. Об информации, информатизации и защите информации: федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // Рос. газета. 2006. № 165.
7. Теоретические разделы курса «Информатика» / Батаршина Р.Р. [и др.]; под ред. И.А. Ко-доловой. Казань, 2010.
8. Кинелев В.Г. Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии. М.: Наука, 1999.
9. Колин К.К. Информационный подход как фундаментальный метод научного познания. М., 1998.
10. Кузнецов А.А. Разработка Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. 2009. № 4. С. 3-10.
11. Чванова М. С., Храмова М.В. Факторы перехода дистанционных технологий подготовки специалистов на новый уровень развития // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 85. № 5. С. 222-235.
12. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационный и педагогический аспект // Информатика и образование. 1996. № 3. С. 87.
13. Храмова М.В. Формирование готовности специалистов к профессиональной деятельности на основе использования технологий дистанционного обучения: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000.
14. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Тихонов А.Н. [и др.]; под ред. А.Н. Тихонова. М., 1998.
15. Чванова М.С., Храмова М.В. Проблемы организации коммуникаций студентов наукоемких специальностей в системе открытого образования // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2011. № 2. Т. 14.
16. Шутов И.Н. Дидактические условия интенсификации обучения руководителей профтехучилищ при повышении квалификации: дис. . канд. пед. наук. СПб., 1991.
17. Талызина Н.Ф., Габай Т.В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. М., 1977.
18. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно-ориентированном обучении. М., 1998.
19. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.
20. Вергун Т.В. Инновационные средства обучения в системе высшего образования // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 8. С. 99-100.
21. Карпенко М.П. Развитие всеобщего и непрерывного образования на основе информационно-коммуникационных технологий // Вестник национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России». 2004. № 1.
22. Комелина Е.В., Гусакова Т.М. Использование технологий Web 2.0 в учебном процессе вуза // Преподавание информационных технологий в России: открытая Всерос. конф. [Электронный ресурс]. URL: http://www.it-education.ru/ 2009/reports/Komelina_Gusakova.htm
References
1. Hramova M.V. Osnovnye etapy i tendencii for-mirovanija sistemy otkrytogo obrazovanija pod-gotovki specialistov // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. 2012. T. 108. S. 118-130.
2. Gott V.S., Semenjuk Je.P., Ursul A.D. Social'na-ja rol' informatiki. M.: Znanie, 1987.
3. Dzhaker P. Postkapitalisticheskoe obshhestvo // Novaja postindustrial'naja volna na zapade: an-tologija / pod red. V.L. Inozemceva. M.: Academia, 1999.
4. Chvanova M.S. Metodologija informatizacii sistemy nepreryvnoj podgotovki specialistov. M., 1999.
5. Tihomirov V.P., Maksjukov N.I. Globalizacija i jeksport obrazovatel'nyh uslug // Otkrytoe obra-zovanie. 2001. № 4. S.7-13.
6. Ob informacii, informatizacii i zashhite informa-cii: federal'nyj zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ // Ros. gazeta. 2006. № 165.
7. Teoreticheskie razdely kursa “Informatika” / Batarshina R.R. [i dr.]; pod red. I.A. Kodolovoj. Kazan', 2010.
8. Kinelev V.G. Obrazovanie i 21 vek. Informa-cionnye i kommunikacionnye tehnologii. M.: Nauka, 1999.
9. Kolin K.K. Informacionnyj podhod kak funda-mental'nyj metod nauchnogo poznanija. M., 1998.
10. Kuznecov A.A. Razrabotka Federal'nyh gosu-darstvennyh standartov obshhego obrazovanija // Pedagogika. 2009. № 4. S. 3-10.
11. Chvanova M.S., Hramova M.V. Faktory pere-hoda distancionnyh tehnologij podgotovki spe-cialistov na novyj uroven' razvitija // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. 2010. T. 85. № 5. S. 222-235.
12. Polat E.S. Distancionnoe obuchenie: organiza-cionnyj i pedagogicheskij aspekt // Informatika i obrazovanie. 1996. № 3. S. 87.
13. Hramova M.V. Formirovanie gotovnosti specialistov k professional'noj dejatel'nosti na osnove
ispol'zovanija tehnologij distancionnogo obu-chenija: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2000.
14. Upravlenie sovremennym obrazovaniem: so-cial'nye i ekonomicheskie aspekty / Tihonov A.N. [i dr.]; pod red. A.N. Tihonova. M., 199S.
15. Chvanova M.S., Hramova M.V. Problemy orga-nizacii kommunikacij studentov naukojomkih special'nostej v sisteme otkrytogo obrazovanija // Obrazovatel'nye tehnologii i obshhestvo (Educational Technology & Society). 2011. № 2. T. 14.
16. Shutov I.N. Didakticheskie uslovija intensifika-cii obuchenija rukovoditelej proftehuchilishh pri povyshenii kvalifikacii: dis. . kand. ped. nauk. SPb., 1991.
17. Talyzina N.F., Gabaj T.V. Puti i vozmozhnosti avtomatizacii uchebnogo processa. M., 1977.
1S. Panjukova S.V. Informacionnye i kommunika-cionnye tehnologii v lichnostno-orientirovannom obuchenii. M., 199S.
19. Jakimanskaja I.S. Tehnologija lichnostno-orien-tirovannogo obrazovanija. M., 2000.
20. Vergun T.V. Innovacionnye sredstva obuchenija v sisteme vysshego obrazovanija // Sovremennye naukoemkie tehnologii. 200S. № 8. S. 99-100.
21. Karpenko M.P. Razvitie vseobshhego i nepre-ryvnogo obrazovanija na osnove informacionno-
kommunikacionnyh tehnologij // Vestnik nacion-al'nogo komiteta «Intellektual'nye resursy Ros-sii». 2004. № 1.
22. Komelina E.V., Gusakova T.M. Ispol'zovanie tehnologij Web 2.0 v uchebnom processe vuza // Prepodavanie informacionnyh tehnologij v Ros-sii: otkrytaja Vseros. konf. [Elektronnyj resurs]. URL: http ://www. it-education.ru/2009/reports/
Komelina Gusakova.htm
SOCIAL PEDAGOGICAL PREMISE INFORMATICS TRAINING IN HIGH SCHOOL WITH TECHNOLOGY DISTANCE LEARNING
A.A. Skvortsov Tambov State University named after G.R. Derzhavin Tambov, Russia. e-mail: [email protected]
The article reviews the prerequisites informatics training in high school, using distance learning technologies. We discuss external and internal conditions, analyzes the advantages and disadvantages of the use of distance learning, discusses the features of its use in the training of IT specialists. Identified and substantiates the need for a system of distance learning in the training of IT specialists.
Key words: distance learning, information, intensification, pedagogical preconditions.
УДК 378.12
АСПИРАНТ КАК БУДУЩИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ФУНКЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1
Л.Н. Макарова, Н.Е. Копытова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Россия, г. Тамбов. e-mail: [email protected]
В статье обоснована необходимость изменения образовательного процесса в аспирантуре в связи с новым законом об образовании. Рассмотрены особенности подготовки аспирантов в условиях изменяющейся информационной среды. Проанализирована трансформация функций профессиональной деятельности аспиранта как будущего преподавателя вуза.
Ключевые слова: аспирантура, научно-педагогические кадры, внешняя информационная среда, подготовка, преподаватель вуза, функции профессиональной деятельности.
Согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012, № 273 ФЗ) подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре (докторантуре -в терминологии западного образования) рассматривается как третья ступень образования, которая так же должна строить свою работу на основе его базовых принципов.
1 Исследование выполнено в рамках проекта № 6.2082.2012 госзадания Минобрнауки РФ.
В связи с этим, современное научнопрофессиональное сообщество нуждается в специалистах, свободно ориентирующихся в своей области исследований и всесторонне подготовленных для эффективной профессиональной и социокультурной деятельности в условиях экономики знаний. При этом подразумевается, что выпускники аспирантуры должны обладать не только фундаментальными теоретическими знаниями, но и быть способны к стратегическому мышлению и