Научная статья на тему 'РОЛЬ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

РОЛЬ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура безопасности / жизнедеятельность / профессиональная подготовка / формирование / здоровьесберегающий / safety culture / vital activity / professional training / formation / health-saving

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокоша Елена Александровна

В статье рассматриваются современные проблемы теории и практики формирования культуры безопасности жизнедеятельности; показано концептуальное видение организации процесса формирования культуры безопасности, направленное на обеспечение профессионально-личностного развития студента; определены посредством учебно-воспитательных возможностей учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» цели и задачи, способствующие активному формированию у будущих специалистов ценностей культуры безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE COURSE ‘SAFETY OF VITAL ACTIVITY’ IN THE FORMATION OF A CULTURE OF SAFETY FOR STUDENTS IN THE PROCESS OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING

The article deals with the modern problems of theory and practice of formation a culture of life safety; it is shown a conceptual vision of the organization of the process of forming a safety culture aimed at ensuring the professional and personal development of a student; by means of the educational and training opportunities of the academic discipline „Safety of vital activity‟ it defined the goals and objectives, which contribute to the active formation of the values of a safety culture for future specialists.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

7. Хажиева А.А. Маркетинговый и культурологический подходы к изучению имиджа региона / А.А. Хажиева // Молодежь в науке и культуре XXI века / материалы Международного научно-творческого форума. 2-3 ноября 2009 г. ЧГАКИ. Челябинск, 2010. -С. 150-152.

8. Музыкант В.Л. Маркетинговыые основы управления коммуникациями [Текст] / В.Л. Музыкант. - М: Эксмо, 2009. - 832 с.

9. Древицкая И.Ю., Клейнер Я.С. Развитие туризма как фактор формирования позитивного имиджа Донбасса / И.Ю. Древицкая, Я.С. Клейнер // Современные проблемы сервиса и туризма. - №11(1), 2017. - С. 97-104.

Кокоша Елена Александровна

старший преподаватель кафедры педагогики ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 614.8:304.2/.44(062.552)

РОЛЬ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У СТУДЕНТОВ В

ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

THE ROLE OF THE COURSE 'SAFETY OF VITAL ACTIVITY' IN THE FORMATION OF A CULTURE OF SAFETY FOR STUDENTS IN THE PROCESS OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING

В статье рассматриваются современные проблемы теории и практики формирования культуры безопасности жизнедеятельности; показано концептуальное видение организации процесса формирования культуры безопасности, направленное на обеспечение профессионально-личностного развития студента; определены посредством учебно-воспитательных возможностей учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» цели и задачи, способствующие активному формированию у будущих специалистов ценностей культуры безопасности.

Ключевые слова: культура безопасности, жизнедеятельность, профессиональная подготовка, формирование, здоровьесберегающий.

The article deals with the modern problems of theory and practice offormation a culture of life safety; it is shown a conceptual vision of the organization of the process of forming a safety culture aimed at ensuring the professional and personal development of a student; by means of the educational and training opportunities of the academic discipline 'Safety of vital activity' it defined the goals and objectives, which contribute to the active formation of the values of a safety culture for future specialists.

Key words: safety culture, vital activity, professional training, formation, health-saving.

Задача по формированию ценностей культуры безопасности жизнедеятельности у будущих специалистов остается одной из самых актуальных в педагогической науке и практике. Особенно остро она встает в современном обществе, для которого характерны кризис духовности, нравственности, падение уровня безопасности жизнедеятельности, снижение показателей продолжительности жизни населения, пренебрежение нормами здорового образа жизни, потеря ориентации на активное и плодотворное долголетие, неспособность людей к самосохранению и т.д.

Сегодняшние студенты, а завтра - служащие образовательных учреждений, руководители структурных подразделений предприятий, самих предприятий - это, прежде всего, интеллектуально мощный, граждански сознательный, психически здоровый, прогрессивно настроенный корпус молодых специалистов. Они должны отличаться ответственным отношением к профессии, пониманием своей общественной роли и миссии. В связи с этим в процессе профессионального становления будущие специалисты в полной мере должны овладеть ценностями культуры безопасности жизнедеятельности, так как в их профессиональные функции всецело будут входить вопросы собственной безопасности, безопасности детей, коллектива, предприятия и т.д.

Осознанная необходимость сохранения здоровья и жизни определяет актуальность поиска новых ресурсов совершенствования системы образования. Мало знать особенности той или иной болезни, закономерности развития катастрофических процессов и их прогнозы, разрабатывать и внедрять механизмы предупреждения болезней, травматизма или стихийных бедствий, надо добиться того, чтобы эти меры были приняты студентами на самоценном уровне, востребованы ими, перешли бы в их повседневную жизнь, находя отражение в психологических установках и ценностях. Отсюда вытекает масштабная задача - формирование массовой культуры безопасности.

Наряду с основной целью высшего профессионального образования -становлением специалиста, способного к активной социальной позиции в обществе, не менее актуальной является и цель формирования у него культуры безопасности жизнедеятельности.

Культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и главное -активной практической деятельностью по снижению уровня опасности.

Цель культуры безопасности - безопасность (состояние среды), достигаемая через совокупность материально-технических, экономических, философских, гражданско-правовых и иных аспектов жизни человека,

достигается данное состояние через формирование личности - носителя специфичных качеств (личности безопасного типа).

Являясь составной частью общей культуры, культура безопасности жизнедеятельности должна носить регулируемый характер, нацеленный на конкретный результат, - обязательное выполнение человеком норм поведения в социуме, что само по себе является категорией нравственности, которая в современном обществе, с его девальвацией ценностей, терпит крах.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов, которые позволили бы сделать более эффективным образование студентов в области безопасного существования в современных условиях.

Поиск решения задач, стоящих перед учебными заведениями, обусловлен следующими противоречиями:

- увеличением опасностей, которые являются следствием интенсивной деятельности человека, и отсутствием культуры безопасного существования социума в окружающей среде (под которой мы понимаем био-, техно- и антропогенную сферу);

- снижением на шкале личностных ценностей ценности здоровой и продолжительной жизни и необходимостью высокого уровня здоровья в современных условиях для создании семьи, профессиональной карьеры, материального обеспечения;

- пониманием необходимости обеспечения безопасности жизнедеятельности и отсутствием общности взглядов на решение этой проблемы, недостаточной разработанностью педагогических технологий формирования культуры безопасной жизнедеятельности.

Различные аспекты культуры безопасности жизнедеятельности изучались представителями философии, психологии, педагогики. В целом исследования проблем культуры безопасной жизнедеятельности рассматриваются в трудах В.Я. Ананчука, А.В. Василенко, Б.В. Григорьева, В.И. Деркача, О.Г. Коломиец, В.Р. Мединского, Ю.Н. Мотина, В.Н. Мошкина, С.А. Проскурина, Б.Г. Путилина, С.В. Смульского и др.; формирование культуры безопасности жизнедеятельности как одного из наиболее эффективных вариантов достижения безопасности - Р.А. Дурнева, М.В. Москвиной и др.

Современные концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности отражены в научных исследованиях Ю.Л. Воробьева, Л.Н. Гориной, А.Л. Михайлова, В.Н. Мошкина, Л.Н. Макаровой, И.Н. Немковой, Н.И. Николаевой, О.Н. Русак и др. На претворение в жизнь механизмов безопасного существования в окружающей среде и более глубокого внедрения культуры безопасности жизнедеятельности направлены

инновационные педагогические технологии Л.Н. Горина, В.Н. Мошкина, И.Н. Немковой и др.

Отдельно следует отметить, что в научном арсенале изучения этой проблемы имеет место большое количество диссертационных исследований. Например, работа А.А. Дронова «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов учреждений среднего профессионального образования» стала важным вкладом в развитие теории культуры безопасности жизнедеятельности. В ходе исследования были расширены существующие в педагогике представления о культуре безопасности жизнедеятельности и способах ее формирования у студентов, разработана модель и выявлены педагогические условия формирования культуры БЖД.

И.М. Немкова в исследовании «Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе» обосновала понятие «культура безопасности жизнедеятельности», осуществила его системное изучение в условиях действующего образовательного учреждения как самостоятельного, целостного явления; выявила теоретико-методологические условия формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Цель статьи - описать концептуальное представление организации процесса формирования культуры безопасности, направленного на обеспечение профессионально-личностного развития студента; определить роль в этом процессе курса «Безопасность жизнедеятельности»; доказать, что культура безопасности является важнейшей составляющей процесса профессионального становления будущих специалистов, что соблюдение ее принципов способствует целесообразной и безопасной жизнедеятельности.

Разрозненные попытки повысить уровень культуры безопасности студентов не всегда дают положительный результат. Для этой цели в роли особой здоровьесберегающей технологии, универсального подхода к организации учебно-воспитательного процесса по формированию личности безопасного типа выступает курс "Безопасность жизнедеятельности", который является неотъемлемой составной частью общей профессиональной подготовки студентов.

Он встроен в учебные планы всех направлений подготовки, поскольку ориентирован на формирование личной культуры здоровья каждого студента. В современных условиях важно формировать ценностные ориентации, вооружая студентов устойчивыми знаниями, умениями и навыками в области безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни, вне зависимости от получаемой специальности и направления подготовки.

При определении роли курса в общей подготовке будущих специалистов мы исходили из следующих положений: главной целью курса «Безопасность жизнедеятельности» является формирование у студентов необходимой теоретической базы в области безопасности жизнедеятельности; знаний, умений, навыков по оказанию первой само- и взаимопомощи при различных видах травм и несчастных случаях; создание условий для формирования представлений и развития знаний о здоровом образе жизни, понимании важности соблюдения правил и норм здорового образа жизни для сохранения здоровья и использования полученных знаний в повседневной жизни.

Основными задачами курса являются:

1. Создание условий для овладения студентами философией доминанты безопасности жизнедеятельности в любых жизненных ситуациях.

2. Обеспечение процесса формирования у студентов необходимой теоретической базы в области безопасности жизнедеятельности.

3. Обеспечение процесса формирования у студентов общественно значимых и личностно значимых мотивов безопасного поведения в быту, в условиях природной сферы, на рабочем месте и т.д.

4. Создание условий для осознания будущими специалистами личностного смысла активности в самоформировании ценностей культуры безопасности как важнейшей составляющей профессиональной компетентности специалиста.

5. Ориентация студентов на анализ чрезвычайных ситуаций, их вооружение технологиями соответствующего анализа на основе определенных критериев.

6. Обеспечение процесса формирования знаний, умений, навыков по оказанию первой само- и взаимопомощи при различных видах травм и несчастных случаях.

7. Создание условий для формирования представлений и развития знаний о здоровом образе жизни, понимания важности соблюдения правил и норм здорового образа жизни для сохранения здоровья и использования полученных знаний в повседневной жизни.

Целевыми ориентирами курса являются: основы безопасной жизнедеятельности человека; понятие о здоровье, его основных слагаемых: наследственности, окружающей среде, образе жизни и состоянии здравоохранения; об основных правилах и нормах здорового образа жизни, о вреде алкоголя, наркомании, курения; характеристики вредных и опасных факторов окружающей среды и последствия их влияния на организм человека; характеристики очагов поражения, возникающих при ЧС мирного и военного

времени; знания о традиционных и нетрадиционных методах оздоровления, обеспечивающие формирование, сохранение и укрепление здоровья; основы рационального питания, другие подходы в питании (голодание, вегетарианство, сыроедение, раздельное питание), ГМО и консерванты и их влияние на здоровье человека; понятие о стрессе, его фазах, влиянии на здоровье человека; последствия антропогенного влияния на состояние окружающей среды, причины возникновения экологических проблем планетарного значения; о влиянии стрессовых факторов среды обитания на здоровье человека; основные понятия о травмах, видах травм, объеме и последовательности мероприятий первой помощи при различных видах травм; основы эпидемиологии, симптомы клинические проявления, возможные осложнения опасных для здоровья человека инфекций (кишечные инфекции, венерические заболевания, туберкулез, СПИД и др.).

По результатам изучения этой учебной дисциплины будущие специалисты должны уметь: правильно диагностировать и оценивать общее состояние пострадавшего, определять вид и степень тяжести повреждения (травмы), грамотно использовать полученные знания по оказанию первой помощи при различных видах повреждений (травм); соблюдать основные правила и нормы здорового образа жизни; использовать традиционные и нетрадиционные методы оздоровления для формирования, укрепления и сохранения собственного здоровья; осуществлять прогнозы возникновения ЧС, а в случае их возникновения принимать квалифицированные решения по ликвидации негативных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, использования оружия массового поражения; создавать безопасные и безвредные условия жизнедеятельности; организовать аварийно-спасательные работы в очаге поражения.

Они должны владеть: навыками оценки общего состояния пострадавшего, оказания доврачебной само- и взаимопомощи; методами оздоровления в соответствии с потребностями и возможностями собственного организма, организации здорового образа жизни, навыками оказания первой помощи при применении оружия массового поражения и обычных средств поражения.

Таким образом, решение задач учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обеспечит формирование культуры безопасности студентов; ее учебно-воспитательный потенциал в Донецком национальном университете используется в полном объеме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безопасность жизнедеятельности. Культура безопасной жизнедеятельности: учебное пособие / Под ред. И.Г. Кретовой, А.А. Николаевой, В.Ю. Живцова. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2013. - 667 с.

2. Воробьев Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности/ Ю.Л. Воробьев. - М.: Деловой экспресс, 2006. - 316 с.

3. Дронов А. А. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов учреждений среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. наук: 13.00.08 А.А. Дронов. - Воронеж, 2009. - 168 с.

4. Немкова И.Н. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / И.Н. Немкова. - Тамбов, 2005. - 238 с.

Приходченко Екатерина Ильинична

доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный учитель Украины, академик Международной академии наук педагогического образования,

профессор кафедры социологии и политологии ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР)

Маркова Екатерина Алексеевна

ассистент кафедры социально- гуманитарных дисциплин ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК. 371.47.022

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА В НАСЛЕДИИ А.С. МАКАРЕНКО

FEATURES OF THE FORMATION OF THE TEACHING AND EDUCATIONAL TEAM IN THE HERITAGE OF A.S. MAKARENKO

В данной статье рассматривается проблема формирования учебно-воспитательного коллектива в современном мире. Значительное внимание уделяется исторической ретроспективе создания учебно-воспитательного коллектива согласно концепциям А.С. Макаренко. Обобщается практический опыт воплощения принципов единой трудовой школы на практике.

Ключевые слова: А.С. Макаренко, коллектив, личность, учебно-воспитательный коллектив.

In this article, the problem of the formation of an educational and teaching team the modern world is considered. Considerable attention is paid to the historical retrospective of the creation of the teaching and educational team according to the concepts of A.S. Makarenko. The practical experience of translating the principles of a single labor school into practice is generalized.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.