Научная статья на тему 'МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА / КВАЛИФИКАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантюк И.В., Деревинская А.А., Антоненко А.Н.

В статье рассматриваются структурные и содержательные аспекты моделей образования по подготовке специалистов в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации и Республике Беларусь. Проведен анализ содержания образовательных программ подготовки специалистов высшей квалификации, дополнительного образования молодежи и взрослого населения. Выявлены структурные особенности в системах подготовки специалистов по формированию ноксологической культуры у населения двух стран. Результаты исследования могут быть использованы в работе по совершенствованию системы образования в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности при организации подготовки педаго- гических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пантюк И.В., Деревинская А.А., Антоненко А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF EDUCATION IN THE FIELD OF FORMATION OF A CULTURE OF LIFE SAFETY IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS

The article discusses structural and substantive aspects of educational models for the training of specialists in the field of the formation of a culture of life safety in the Russian Federation and the Republic of Belarus. An analysis of the content of educational programs for the training of specialists of higher qualifications, additional education for young people and the adult population was carried out. Structural features were revealed in the training systems for specialists in the formation of a noxological culture among the population of two countries. The results of the study can be used in the work on improving the education system in the field of formation of a culture of life safety in the organization of training of pedagogical personnel.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

УДК 37:304-027.45] (470) (476)

И. В. Пантюк1, А. А. Деревинская2, А. Н. Антоненко3

1 Кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой экологии человека, Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь 2Кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры общей биологии и ботаники, УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка», г. Минск, Республика Беларусь 3Кандидат биологических наук, доцент, заместитель декана факультета социокультурных коммуникаций по учебной и научной работе, Белорусский государственный университет,

г. Минск, Республика Беларусь

МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В статье рассматриваются структурные и содержательные аспекты моделей образования по подготовке специалистов в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации и Республике Беларусь. Проведен анализ содержания образовательных программ подготовки специалистов высшей квалификации, дополнительного образования молодежи и взрослого населения. Выявлены структурные особенности в системах подготовки специалистов по формированию ноксологической культуры у населения двух стран. Результаты исследования могут быть использованы в работе по совершенствованию системы образования в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности при организации подготовки педагогических кадров.

Ключевые слова: культура, безопасность, жизнедеятельность, подготовка, квалификация, образование.

Введение

Сложная общественно-политическая обстановка в мире, увеличение числа человеческих жертв от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, социальных проблем в обществе требуют проведения исследований по проблеме обеспечения защиты населения от существующих угроз и формирования культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ) каждого человека независимо от возраста, сферы профессиональной деятельности и места жительства. Ситуация, сложившаяся в обществе из-за пандемии COVID-19, обнажила существующую проблему. Среди ученых и практиков нет единого мнения по структуре и направлениям формирования КБЖ. В большинстве случаев искусственно выделяется ее органическая часть, посвященная вопросам безопасности в чрезвычайных ситуациях (ЧС), в результате нарушается исходная идея учета всех аспектов безопасности и совместных усилий по формированию КБЖ.

Определить степень разработанности проблемы в научных исследованиях можно в основном в статьях и диссертационных работах российских ученых [1]. В настоящее время в педагогической науке активно реализуется тенденция культурологического анализа педагогической реальности Л. Бенин, Е. В. Бондаревская, М. Л. Виленский, Г. И. Гайсина, И. Ф. Исаев, Н. И. Исаева, Н. И. Лифинцева, Е. Г. Силяева, В. А. Сластенин, А. Н. Ходусов, Е. Н. Шиянов и др.). Анализ исследуемого феномена показал, что экономическая, правовая, информационная, компьютерная, географическая, экологическая, валеологическая подготовка, духовное, этическое, эстетическое воспитание будущих специалистов в контексте культурологического подхода нашли свое отражение в работах М. Л. Алферовой, Е. И. Артамоновой, З. П. Баевой, Т. А. Бондаренко, М. В. Владыка, Г. З. Генишер, Л. Ю. Гладышевой, Т. К. Голушко, И. В. Ильиной, Н. А. Коряковцевой, С. А. Кравченко, В. А. Магина, К. Р. Овчинниковой, Т. А. Поляковой, В. В. Сокорева, М. А. Фадеевой, А. В. Фролова, Е. В. Шаманской, Е. В. Шамсутдиновой, Л. B. Шинкаревой, Н. Е. Щурковой и др. Однако степень разработанности проблемы формирования непосредственно культуры безопасности жизнедеятельности студентов вузов является недостаточной. В трудах X. Ахмадулиной, Т. Беспамятных, С. Н. Вольхина, И. В. Лазарева, В. В. Маркова, Л. A. Михайлова, Б. И. Мишина, М. С. Петровой, А. Т. Смирнова

© Пантюк И. В., Деревинская А. А., Антоненко А. Н., 2021

и др., освещающих проблемы подготовки преподавателей безопасности жизнедеятельности, сделан акцент на формирование профессиональной культуры педагога. Необходимость «воспитания культуры безопасности» у школьников рассмотрена Е. Лисиной, Л. Марининой, В. Н. Мошкиным, В. В. Сапроновым и др. [2].

Современные тенденции развития образования в области «Безопасность жизнедеятельности» рассматриваются в научных исследованиях на методологическом уровне: в философско-методологическом (Н. Н. Рыбалкин, М. Ю. Захаров и др.), социологическом (В. Н. Кузнецов, Н. Луман и др.), психологическом (А. К. Сухов, А. Г. Караяни, А. И. Баева и др.) аспектах. В научно-педагогической среде проблемы безопасности жизнедеятельности связаны с появлением в различных социальных и гуманитарных науках таких направлений, как «философия безопасности», «социология безопасности», «психология безопасности» [3].

Впервые дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» начали преподавать в Московском высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана в 1989 году (СССР). Программа обучения для педагогических институтов была составлена на основе рекомендации Научно-методического совета по безопасности жизнедеятельности Госкомобразования СССР. Предмет с таким названием был введен в учебные программы вузов Приказом № 473 Госкомвуза СССР [4]. После распада СССР в России и Беларуси процесс становления безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины начался в 90-х годах XX века.

Термин «культура безопасности» впервые был использован Международной консультационной группой по ядерной безопасности в 1986 г. при анализе причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В частности, было признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин аварии. В 1991 году в докладе INSAG-4 специалисты дали следующее определение: культура безопасности - это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью. В конце ХХ - начале XXI в. сложилось понимание того, что культура безопасности должна относиться не только к персоналу потенциально опасных объектов и сводиться к подготовленности должностных лиц, но и применяться по отношению к каждому человеку в отдельности и обществу в целом [5].

Безопасность жизнедеятельности (БЖ) - это область научных знаний, изучающая общие закономерности появления разного рода опасностей, угрожающих социуму, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях жизни человека. Следует отметить, что данная дисциплина обеспечивает общую грамотность специалистов разных профессий. Теоретические знания и практические умения в области безопасности жизнедеятельности базируются на следующих учебных дисциплинах: «Охрана труда», «Основы экологии и энергосбережения», «Охрана окружающей среды», «Радиационная безопасность» и «Гражданская оборона», не являясь простой компиляцией указанных дисциплин. Одной из целей преподавания БЖ является формирование у студентов ноксологической культуры личности, которая представляет собой систему норм, представлений, установок индивида, характеризующих его отношение ко всему комплексу опасностей, рисков, его взгляд на значимость личной, общественной и национальной безопасности. Модель обеспечения БЖ конкретного человека и общества в целом должна иметь комплексный характер и быть нацелена на формирование КБЖ.

Проведенный нами теоретический анализ литературы не позволил выявить особенности моделей образования в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации и Республике Беларусь, что определило цель исследования.

Цель исследования. Выявить различия моделей подготовки специалистов в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации и Республике Беларусь.

Методы исследования. В ходе проведения исследования использовались теоретические методы: анализ научно-педагогической, методической литературы, нормативной документации; обобщение, сравнение, формализация. Мы не анализировали программы подготовки специалистов специализированных силовых и ведомственных учреждений образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведен анализ систем подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации и Республике Беларусь. В этих странах после распада СССР сложились определенные модели подготовки в области БЖ и формирования культуры здорового образа жизни.

Система образования в области БЖ в Российской Федерации носит многоуровневый характер и охватывает все этапы образовательного процесса: нулевой уровень - приобретение знаний в области защиты от опасностей дошкольниками; первый уровень реализуется в начальных классах (1-4 классы); второй уровень - обучение основам БЖ в 5-11 классах; третий уровень является завершающим для лиц, получивших среднее образование, и содержит полный комплекс знаний о реализации личной, коллективной, региональной и государственной безопасности; четвертый уровень характерен для выпускников средних профессиональных учебных заведений и формирует знания прежде всего по вопросам техногенной безопасности; пятый и шестой уровни - обязательное изучение общепрофессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе; седьмой уровень связан с дальнейшим накоплением и совершенствованием знаний в области безопасности при прохождении курсов повышения квалификации. Восьмой, девятый, десятый уровни охватывают освоение образовательных программ подготовки специалистов (инженер с высшим образованием по конкретному направлению), бакалавров (среднетехническое образование) и магистров в области техносферной безопасности (данный образовательный уровень не носит массового характера и заключается в подготовке ограниченного числа специалистов высшей квалификации, занимающихся вопросами обеспечения охраны и безопасности труда) [6].

В Российской Федерации с 1991 года в общеобразовательных учреждениях изучается курс «Основы безопасности жизнедеятельности». В учебные планы УВО включена дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», учебная программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. «Безопасность жизнедеятельности» относится к разделу «Профессиональный цикл. Базовая часть» и объединяет междисциплинарные проблемы тематики безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов во всех сферах человеческой деятельности, включая защиту от ЧС [4].

Для реализации профессионального уровня образования в России с 1994 года введены новые специальности: «Безопасность жизнедеятельности», «Инженерная защита окружающей среды», «Безопасность технологических процессов и производств», «Защита в чрезвычайных ситуациях», а также направление «Защита окружающей среды». Подготовка кадров по ним ведется более чем в 100 вузах России. Требования к содержанию и уровню подготовки выпускников определены федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, который предусматривает включение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для технических специальностей в объеме 187 часов, для остальных направлений и специальностей - 100 часов. В образовательных учреждениях по специальностям среднего профессионального образования рабочая программа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» рассчитана на 102 часа [7].

В Беларуси исследования проводятся в рамках преподавания в высших учебных заведениях учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека», которая занимает особое место в вопросах формирования КБЖ [8]. Следует отметить, что в Беларуси на первой ступени высшего образования обязательно изучается интегрированный курс «Безопасность жизнедеятельности человека», который относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и включает разделы «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций», «Радиационная безопасность», «Основы экологии», «Основы энергосбережения», «Охрана труда», являющиеся непрофильными для соответствующей специальности. Общий объем данной дисциплины составляет 108 часов, из них 68 аудиторных часов и 40 часов самостоятельной работы студентов, включая время на подготовку к зачету.

Вопросами обеспечения охраны труда на производстве и обучением населения навыкам предотвращения аварийных ситуаций, снижением травматизма работников в Беларуси занимается инженер по промышленной безопасности. Квалификационные требования к этой должности содержатся в первом выпуске Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 [9]. В частности, в данном документе указано, что для назначения на должность у работника должно быть специальное образование, а именно: высшее образование по соответствующему направлению (виду профессиональной деятельности). Высшее образование на сегодняшний день можно получить в Университете гражданской защиты МЧС Беларуси, где обучают инженеров по промышленной и пожарной безопасности, в Белорусском государственном аграрном техническом университете, где готовят инженеров по специальности «Управление охраной труда в сельском хозяйстве».

На базе высшего образования переподготовку специалистов осуществляет Центр охраны труда и промышленной безопасности по специальностям: «Охрана труда в машиностроении и приборостроении», «Охрана труда в строительстве», «Охрана труда в отраслях непроизводственной сферы». Есть возможность пройти переподготовку и получить квалификацию «Специалист по охране труда» в учреждениях образования: Гомельский государственный технический университет им. П. О. Сухого; Белорусский государственный университет транспорта; Республиканский институт переподготовки кадров Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; Полоцкий государственный университет. Для руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, Университет гражданской защиты МЧС Беларуси проводит переподготовку по специальностям: «Промышленная безопасность»; «Инжиниринг безопасности объектов строительства»; «Охрана труда в отраслях непроизводственной сферы»; «Ликвидация чрезвычайных ситуаций и гражданская оборона».

Для Российской Федерации характерной особенностью является наличие подготовки педагогических кадров по специальности «Безопасность жизнедеятельности» для системы среднего образования, которая осуществляется с 2000 года. Срок обучения по данной специальности в очной форме составляет 5 лет, присваивается квалификация «учитель безопасности жизнедеятельности». В требованиях к минимуму содержания данной образовательной программы отведено всего 8884 часа, из них на изучение дисциплин: «Теоретические основы безопасности человека» - 140 часов; «Основы национальной безопасности» - 140 часов; «Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности» - 274 часа; «Опасности социального характера и защита от них» -180 часов; «Криминальные опасности и защита от них» - 220 часов; «Опасности техногенного характера и защита от них» - 200 часов; «Пожарная безопасность» - 140 часов; «Экология и безопасность жизнедеятельности» - 220 часов; «Основы обороны государства и военной службы» -240 часов; «Охрана труда на производстве и учебном процессе» - 120 часов; «Здоровый образ жизни и его составляющие» - 180 часов; «Основы медицинских знаний» - 180 часов [10]. Выпускник, получивший квалификацию учителя безопасности жизнедеятельности, должен способствовать формированию общей культуры личности, социализации, обеспечивать организацию безопасности образовательного учреждения, охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе, в условиях гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Областью профессиональной деятельности данного специалиста являются учреждения образования, детского отдыха и туризма. К видам его профессиональной деятельности относятся: учебно-воспитательная, социально-педагогическая, культурно-просветительная, научно-методическая, организационно-управленческая [10].

Следует отметить, что в Беларуси отсутствует специальность по направлению БЖ, а учебную дисциплину «Безопасность жизнедеятельности человека» на уровне первой ступени высшего образования преподают педагоги, имеющие высшее образование по широкому спектру специальностей: в области медицины, биологии, физического воспитания и спорта, психологии, социальной работы, физики, химии, педагогики и др.

В Российской Федерации подготовку по специальности «Техносферная безопасность» профиля «Инженерная защита окружающей среды» осуществляет Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет [11]. Область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, минимизацию техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования. В содержании преподаваемых дисциплин отражены перспективные виды профессиональной деятельности:

- инженер по вопросам экологии и безопасности жизнедеятельности (охрана труда);

- экологический консультант-аудитор, работник органов государственного экологического надзора и контроля;

- системный аналитик (оценка взаимодействия транспортных систем с природной и социальной средой);

- оператор кросс-логистики, способный оценивать безопасность и экологичность цепей поставок грузов и перевозки пассажиров;

- специалист по анализу, расчету и мониторингу информационных, энергоэкологических, технологических, природных и социальных угроз транспортной деятельности, адаптации объектов транспорта к возможным климатическим изменениям [11].

Основные направления обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации и Республике Беларусь сформулированы в стратегии или концепции национальной безопасности и регламентируют деятельность по ее обеспечению и защите жизненно важных интересов в конкретной сфере жизнедеятельности граждан.

В 2009 г. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая № 537 утверждена «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» [12], согласно которой «национальная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности».

В 2015 г. разработан и утвержден Национальный Стандарт Российской Федерации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях: культура безопасности жизнедеятельности», в соответствии с которым установлены основные положения и направления формирования культуры безопасности жизнедеятельности, требования к организационно-методической работе в области БЖ. В данном документе определены основные цели формирования КБЖ: снижение влияния человеческого фактора на риск ЧС; минимизация количества пострадавших в ЧС; обеспечение безопасности человека, общества и государства; оптимизация затрат при реализации мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. Основными направлениями формирования КБЖ являются: формирование государственной политики в области обеспечения БЖ; подготовка всех групп населения в области БЖ; духовно-нравственное и патриотическое воспитание; контроль и надзор в области обеспечения БЖ; социализация человека в обществе [13].

В 2010 г. Указом Президента Республики Беларусь № 575 утверждена «Концепция национальной безопасности», в которой отражена совокупность взглядов на сущность и содержание деятельности Республики Беларусь по обеспечению баланса интересов личности, общества, государства и их защите от внутренних и внешних угроз, а также отмечено, что среди внутренних источников угроз национальной безопасности выделяется низкая культура безопасности жизнедеятельности населения. В соответствии с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь определено понятие безопасности как состояние защищенности совокупности потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К числу объектов безопасности отнесены: личность -ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство -его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. В Главе 5 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь к внутренним угрозам в социальной сфере среди прочих отнесены: изменение шкалы жизненных ценностей молодого поколения в сторону ослабления патриотизма и традиционных нравственных ценностей; наличие в обществе криминальных тенденций и проявлений; низкая культура безопасности жизнедеятельности населения [14].

Заключение

Проведенный нами теоретический анализ исследуемой проблемы показал, что существуют общие тенденции и существенные различия моделей подготовки специалистов в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации и Республике Беларусь. В обеих странах в рамках общего, начального и высшего профессионального образования осуществляется непрерывная подготовка молодежи в области безопасности жизнедеятельности, проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности рассматриваются на государственном уровне и основываются на законодательно-нормативных документах.

В Российской Федерации на законодательном уровне определены основные положения, направления деятельности многоуровневой системы образования по формированию КБЖ у населения: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, профессиональное образование (среднее профессиональное, высшее - бакалавриат, высшее - специалист, магистратура, высшее - подготовка кадров высшей квалификации) [4]. Образование населения в области БЖ осуществляется в ходе подготовки специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования по направлению «Техносферная безопасность», повышения квалификации руководителей организаций и органов исполнительной власти, должностных лиц и специалистов гражданской обороны и Российской системы ЧС,

обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС, пожарной и радиационной безопасности, охраны труда, организации и проведения соответствующих тренировок, учений, сборов, самостоятельной подготовки всех категорий населения. Подрастающее поколение изучает предметы «Окружающий мир» и «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в профессиональных образовательных учреждениях.

В Республике Беларусь изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» осуществляется в учреждениях общего среднего образования всех видов: во 11-У классах; в У1-1Х классах обучение учащихся основам безопасности жизнедеятельности предусмотрено за счет часов факультативных занятий. В учреждениях общего среднего образования, расположенных на территории радиационного загрязнения, дополнительно проводятся занятия по радиационной безопасности. В процессе обучения учащихся основам БЖ уделяют внимание формированию у них практических навыков самозащиты и оказания первой помощи окружающим людям. Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека» в учреждениях высшего образования реализуется в рамках компетентностной модели подготовки специалиста и представляет собой интегрированный курс [15].

Модель подготовки высококвалифицированных специалистов в области культуры безопасности жизнедеятельности Республики Беларусь существенно отличается от Российской Федерации, так как отсутствуют образовательные программы для педагогических кадров по преподаванию ноксологических дисциплин («Безопасность жизнедеятельности человека», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.) на уровне общего среднего, среднего специального и высшего образования. Как результат - существование разных педагогических подходов в преподавании БЖ, низкий уровень представлений о КБЖ, ограниченность практических навыков при возникновении экстремальных ситуаций, недостаточное использование совместных образовательных мероприятий с силовыми структурами, службами спасения и пожарной безопасности МЧС. Следовательно, не вызывает сомнений необходимость разработки научно обоснованной модели формирования КБЖ конкретного человека и общества в целом, создание системы подготовки специалистов и педагогических кадров в области БЖ на уровне высшего образования или дополнительного образования взрослых (переподготовки), а также нормативно-правовой базы и инструктивно-методических материалов, регламентирующих работу по указанным направлениям.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гафнер, В. В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.) / В. В. Гафнер. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2013. -200 с.

2. Немкова, И. Н. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / И. Н. Немкова ; Рос. акад. наук, Елецкий гос. ун-т им. И. А. Бунина. - Елец, 2005. - 24 с.

3. Костенок, П. И. Современные тенденции и проблемы развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» (на примере вузовского обучения) / П. И. Костенок // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. - 2018. - № 4 (39). - С. 51-58.

4. Лежава, С. А. Проблемы формирования ноксологической культуры при преподавании безопасности жизнедеятельности в условиях реформирования высшей школы / С. А. Лежава // Вестн. Сибирского гос. индустриальн. ун-та. - 2015. - № 2 (12). - С.100-102.

5. Куприянова, И. А. Культура безопасности ядерных объектов / И. А. Куприянова // Ядерный контроль. - 2004. - № 2 (72). - С. 45-56.

6. Агашков, А. И. Многоуровневая подготовка дипломированных специалистов по охране и безопасности труда [Электронный ресурс] / А. И. Агашков // Дальневост. гос. технич. ун-т. - Режим доступа: https://textarchive.ru/c-2075941.html. - Дата доступа: 09.01.2021.

7. Рабочая программа дисциплины ОПД.05 «Безопасность жизнедеятельности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.1spbgmu.ru/images/home/Obrazovanie/dogovory_s_bazami/2018/ Безопасность жизнедеятельности_ полностью.pdf. - Дата доступа: 16.04.2021.

8. Антоненко, А. Н. Валеологические дисциплины как обязательный компонент новых программ высшего образования / А. Н. Антоненко // Актуальные проблемы гуманитарного образования : материалы VI междунар. науч.-практ. конф., Минск, 17-18 окт. 2019 г. / редкол.: С. А. Важник (отв. ред.) [и др.]. - Минск : ИВЦ Минфина, 2019. - С. 145-149.

9. Инженер по промышленной безопасности [Электронный ресурс] : Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 N 159 «Об утверждении выпуска 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности» // Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. - Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic46/text668.htm. - Дата доступа: 09.01.2021.

10. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 033300 «Безопасность жизнедеятельности» [Электронный ресурс] / Минобразование РФ редакция от 31.01.2005. - Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId =85561. - Дата доступа: 09.01.2021.

11. Направления подготовки бакалавриата и специалитета «Техносферная безопасность» [Электронный ресурс] / Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет. - Режим доступа: http://www.madi.ru/427-kafedra-tehnosfernaya-bezopasnost-specialnosti.html. - Дата доступа: 12.01.2021.

12. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95521/. - Дата доступа: 12.01.2021.

13. Национальный стандарт Российской Федерации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Культура безопасности жизнедеятельности» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200109440. - Дата доступа: 12.01.2021.

14. Об утверждении концепции национальной безопасности Республики Беларусь : Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 // Комитет государственной безопасности Республики Беларусь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kgb.by/ru/ukaz575/. - Дата доступа: 12.01.2021.

15. Пантюк, И. В. Педагогические модели формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов / И. В. Пантюк // Современные проблемы формирования здорового образа жизни студенческой молодежи : материалы III Междунар. науч.-практ. интернет-конф., 8-9 окт. 2020 г., Минск, Беларусь / БГУ, Фак. социокультурных коммуникаций, Каф. экологии человека ; редкол.: И. В. Пантюк (отв. редактор) [и др.]. - Минск : БГУ, 2020. - С. 131-138.

Поступила в редакцию 04.05.2021

E-mail: pantiouk@bsu.by; derevinskaya.a@mail.ru; antonenko-alexn@mail.ru

I. V. Pantiouk, A. A. Derevinskaya, A. N. Antonenko

MODELS OF EDUCATION IN THE FIELD OF FORMATION OF A CULTURE OF LIFE SAFETY IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF BELARUS

The article discusses structural and substantive aspects of educational models for the training of specialists in the field of the formation of a culture of life safety in the Russian Federation and the Republic of Belarus. An analysis of the content of educational programs for the training of specialists of higher qualifications, additional education for young people and the adult population was carried out. Structural features were revealed in the training systems for specialists in the formation of a noxological culture among the population of two countries. The results of the study can be used in the work on improving the education system in the field of formation of a culture of life safety in the organization of training of pedagogical personnel.

Keywords: culture, safety, life activity, training, qualification, education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.