Научная статья на тему 'МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИВ БЕЛАРУСИ И ЗА РУБЕЖОМ'

МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИВ БЕЛАРУСИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пантюк И.В., Антоненко А.Н., Деревинская А.А.

Представлены результаты сравнительного анализа образовательных моделей по формированию культуры безопасности жизнедеятельности человека в странах постсоветского и европейского образовательного пространства: Беларуси, России, Казахстане, Украине, Польше, Испании, Великобритании, Германии. Отмечается наличие в разных странах специализированных учебных заведений, разнообразных образовательных программ, направлений и профилей подготовки специалистов в области безопасности. Выявлены особенности содержания, структуры, уровней ноксологического образования.В постсоветском регионе сохранилась система подготовки, сформированная до 1991 года, через дошкольное, школьное и университетское образование. В странах Европы образование молодежи в области безопасности основана на принципах Болонского процесса через относительно широкую подготовку бакалавров и магистров, которая предполагает более узкую и глубокую специализацию с ориентацией на научно -исследовательскую работу.Разнообразные модели формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека объединяют общую цель - обеспечение личной и общественной безопасности населения от угроз и опасностей современного мира. Педагогический опыт разных стран в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности способствует актуализации проблем воспитания культурных основ поведенческой деятельности, определенного типа сознания и мотивации безопасной жизни молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пантюк И.В., Антоненко А.Н., Деревинская А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF CULTURE FORMATION LIFE SAFETY AND HEALTHY LIFESTYLE IN BELARUS AND ABROAD

The results of a comparative analysis of educational models for the formation of a culture of human life safety in the countries of the post - Soviet and European educational space are presented: Belarus, Russia, Kazakhstan, Ukraine, Poland, Spain, Great Britain and Germany. It is noted that there are specialized educational institutions in different countries, various educational programs, directions and profiles of training specialists in the field of security. The main features of the content, structure, levels of noxological education are revealed.In the post - Soviet region, the training system, formed before 1991, through preschool, school and university education, has been preserved. In Europe, security education of the youth is based on the principles of the Bologna process through a relatively broad training of bachelors and masters, which implies a narrower and deeper specialization with a focus on research work.A variety of models for the formation of life safety culture are united by a common goal to ensure the persona and public safety of the population from the threats and dangers of the modern world. The pedagogical experience of different countries in the field of the formation of life safety culture contributes to the actualization of the problems of raising the cultural bases of behavioral activity, a certain type of consciousness and motivation for the safe life of young people.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИВ БЕЛАРУСИ И ЗА РУБЕЖОМ»

МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В БЕЛАРУСИ И ЗА РУБЕЖОМ

Пантюк И.В.1, Антоненко А.Н.1, Деревинская А.А.2

'Белорусский государственный университет, Минск

белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка,

Минск, Республика Беларусь

Pantiouk I.V.1, Antonenko A.N.1, Derevinskaya A.A.2

'Belarusian State University, Minsk

2Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank, Minsk, Belarus

Models of culture formation Life safety and healthy lifestyle In belarus and abroad

Резюме. Представлены результаты сравнительного анализа образовательных моделей по формированию культуры безопасности жизнедеятельности человека в странах постсоветского и европейского образовательного пространства: Беларуси, России, Казахстане, Украине, Польше, Испании, Великобритании, Германии. Отмечается наличие в разных странах специализированных учебных заведений, разнообразных образовательных программ, направлений и профилей подготовки специалистов в области безопасности. Выявлены особенности содержания, структуры, уровней ноксологического образования.

В постсоветском регионе сохранилась система подготовки, сформированная до '99' года, через дошкольное, школьное и университетское образование. В странах Европы образование молодежи в области безопасности основана на принципах Болонского процесса через относительно широкую подготовку бакалавров и магистров, которая предполагает более узкую и глубокую специализацию с ориентацией на научно-исследовательскую работу.

Разнообразные модели формирования культуры безопасности жизнедеятельности человека объединяют общую цель - обеспечение личной и общественной безопасности населения от угроз и опасностей современного мира. Педагогический опыт разных стран в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности способствует актуализации проблем воспитания культурных основ поведенческой деятельности, определенного типа сознания и мотивации безопасной жизни молодежи. Ключевые слова: культура, безопасность жизнедеятельности, образовательные программы, образование.

Summary. The results of a comparative analysis of educational models for the formation of a culture of human life safety in the countries of the post-Soviet and European educational space are presented: Belarus, Russia, Kazakhstan, Ukraine, Poland, Spain, Great Britain and Germany. It is noted that there are specialized educational institutions in different countries, various educational programs, directions and profiles of training specialists in the field of security. The main features of the content, structure, levels of nosological education are revealed.

In the post-Soviet region, the training system, formed before '99', through preschool, school and university education, has been preserved. In Europe, security education of the youth is based on the principles of the Bologna process through a relatively broad training of bachelors and masters, which implies a narrower and deeper specialization wtth a focus on research work.

A variety of models for the formation of life safety culture are united by a common goal to ensure the personal 60 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЗОРЫ: клиническая практика и здоровье 2 2021

and public safety of the population from the threats and dangers of the modern world. The pedagogical experience of different countries in the field of the formation of life safety culture contributes to the actualization of the problems of raising the cultural bases of behavioral activity, a certain type of consciousness and motivation for the safe life of young people. Key words: cutture, life safety, educational programs, education.

Современный этап развития общества характеризуется возникновением опасностей глобального масштаба. Специалисты в области безопасности жизнедеятельности человека и общества отмечают рост рисков социальной и экологической катастрофы. В соответствии с потребностями общества перед системой образования ставится задача подготовки человека к безопасной жизнедеятельности через поиск путей и средств формирования культуры безопасности. Культура как общефилософская категория отражает определенные качества творческих сил и способностей людей, их духовный потенциал, уровень развития и самоорганизации человеческого общества. Понятия «культура безопасности» и «безопасность жизнедеятельности» взаимосвязаны: культура безопасности как социальное явление воплощена в различных сферах жизни человека (науке, искусстве, идеологии, религии, спорте), безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина систематизирует и обобщает данные разных наук и отражает законы безопасности человека и общества. Одной из главнейших целей образовательного процесса является формирование у студентов культуры ответственного поведения и мышления, основанного на принципах осознания приоритета безопасности при решении образовательных, профессиональных и личных задач.

В процессе изучения феномена «культуры безопасности» формировался понятийный аппарат. Анализ, множества определений данного понятия показал, что у разных подходов существуют общие основания к пониманию «культуры безопасности» [1]:

- культура безопасной жизнедеятельности личности - составная часть общей культуры, выраженная в синтезе жизненных ценностей, знаний, умений и отношений к безопасности в профессиональной и бытовой деятельности, обеспечивающих не только самосохранение социумов, но их развитие;

- культура безопасности жизнедеятельности - совокупность знаний о безопасности жизнедеятельности человека, нормах и правилах безопасного поведения, осознанном отношении к жизни и здоровью человека, умений и навыков оберегать, поддерживать свою жизнь и здоровье, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях;

- культура безопасности профессиональной деятельности - интегральное качество личности специалиста, характеризующее целостное единство его потребностей, знаний, умений по предотвращению опасных ситуаций, угроз и степени готовности к саморазвитию, основанное на глубоком осознании приоритета безопасности при решении любых профессиональных задач.

Кроме знаний, умений и навыков культура безопасности должна включать мировоззрение, нравственные ценности, интеллектуальный опыт решения проблем безопасности, а также опыт безопасного общения в условиях чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время в педагогической литературе актуальным вопросом для обсуждения, дискуссий, исследований является проблема культурологического анализа феномена «культуры безопасности жизнедеятельности». В XX веке в разных странах мира создавались международные организации, призванные обеспечить безопасность человечества в целом, происходило формирование систем безопасности, включающих силовые структуры, службы спасения от стихийных бедствий и опасных действий людей. В большинстве стран сегодня осуществляется целенаправленная специальная непрерывная подготовка населения в области безопасности жизнедеятельности, в том числе и учащейся молодежи [2].

Системы образования в разных странах имеют свои цели, задачи, особенности по уровням и содержанию подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности и зависят от уровня социально-экономического развития, культурных исторических традиций и социальных условий.

Цель настоящего исследования - провести анализ моделей формирования культуры безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни в Беларуси и за рубежом.

Методология исследования. На основании данных литературы, МетеЬ источников проанализированы структурные и содержательные аспекты образовательных программ по подготовке специалистов в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. Для сравнения условно выделены две группы стран: постсоветского пространства (Беларусь, Россия, Украина, Казахстан) и европейского региона (Польша, Великобритания, Испания. (ермания), где преобладает Болонская система высшего образования.

Использовались следующие методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, формализация.

Особенности формирования культуры безопасности жизнедеятельности в странах постсоветского региона.

В Республике Беларусь изучение основ безопасности жизнедеятельности человека осуществляется в учреждениях общего среднего образования всех видов. Типовым учебным планом общего среднего образования на 2020-2021 учебный год предусмотрено изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» во 11^ классах. В VI-IХ классах обучение учащихся основам безопасности жизнедеятельности может осуществляться за счет часов факультативных занятий. В учреждениях общего среднего образования, расположенных на территории радиационного загрязнения, дополнительно проводятся занятия по радиационной безопасности. Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности человека» в учреждениях высшего образования преподается в рамках компетентностной модели подготовки специалиста и представляет собой интегрированный курс, относящийся к циклу общенаучных и общепрофессиональных дисциплин государственного компонента. Целью учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности человека» является формирование у будущих специалистов культуры безопасности жизнедеятельности, основанной на системе социальных норм, ценностей и установок, обеспечивающих сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях постоянного взаимодействия со средой обитания. Структура учебной дисциплины включает изучение следующих разделов: «Защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций», «Радиационная безопасность», «Основы экологии», «Основы энергосбережения», «Охрана труда» [3].

В Российской Федерации создана многоуровневая система по формированию у населения культуры безопасности жизнедеятельности: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование и четыре уровня профессионального образования (среднее профессиональное, высшее образование - бакалавриат, высшее образование - специалист, магистратура, высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации). Подготовка различных групп населения в области безопасности жизнедеятельности осуществляется в учреждениях общего среднего образования при изучении предметов «Окружающий мир» и «Основы безопасности жизнедеятельности», в учреждениях профессионального образования - на учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» и при подготовке по направлению «Техносферная безопасность»; в процессе повышения квалификации руководителей организаций и органов исполнительной власти, а

также должностных лиц и специалистов гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; через обучение работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной и радиационной безопасности, а также охраны труда; в ходе проведения учений и сборов, а также самостоятельной подготовки всех категорий населения [4].

В Республике Казахстан, как и в Российской Федерации, сформирована многоуровневая модель образования культуры безопасности жизнедеятельности человека: в общеобразовательных школах всех типов проводятся обязательные занятия по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» с 1 по 11 классы по программе 1998 года в объеме 128 часов. В 1-3- х классах уроки проводят учителя, в 4-х - классные руководители, в 5-11-х -преподаватели-организаторы начальной военной подготовки, причем для 10-11-х классов раздел «(ражданская оборона» входит в начальную военную подготовку, учебные занятия по медицинской подготовке осуществляют лица с медицинским образованием, либо прошедшие специальную подготовку [5]. В высших учебных заведениях Казахстана студенты выпускных курсов изучают дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» на профилях гуманитарного направления в объеме не менее 70 часов, на технических и сельскохозяйственных специальностях - не менее 50 часов. В тридцати различных вузах страны можно получить подготовку по специальности «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды», сферами работы такого бакалавра становятся практически все ниши экономики, включая промышленные комплексы, сельское хозяйство, государственные органы и экологические службы [6].

В Украине в период с 1991 по 1995 годы шел процесс становления образовательного направления «Безопасность жизнедеятельности», разрабатывались учебники для средней школы и учебные пособия для высших учебных заведений. Государственной программой обучения и повышения уровня знаний работников, населения Украины по вопросам охраны труда на 19962000 годы предполагалось осуществлять подготовку населения по вопросам охраны труда, начиная с дошкольного возраста через сеть учебных заведений всех уровней [7]. В марте 2001 г. была принята Государственная концепция образования по направлению «Безопасность жизни и деятельности человека», в соответствии с которой в общеобразовательных школах изучают предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», а в высших учебных заведениях для всех направлений образования (бакалавров, специали-

стов, магистрантов) - учебная дисциплина «Безопасность жизни и деятельности человека». Более чем в тридцати вузах страны готовят специалистов по гражданской защите. Ведущим университетом в области безопасности в Украине является Львовский государственный университет жизнедеятельности - единственный украинский вуз, который является членом ассоциации высших учебных заведений Европейского Союза, работающих в области безопасности человека - European Fire Service Colleges Association (EFSCA). Данное сотрудничество позволяет глубже использовать опыт стран-членов ЕС по вопросам обеспечения безопасности человека, координации совместных действий между спасательными службами Украины и Европейских государств во время масштабных чрезвычайных ситуаций, разрабатывать общие стандарты и концепции по вопросам обеспечения безопасности, использовать научные наработки, опыт подготовки специалистов [8].

Системы организации безопасности жизни и охраны труда в европейских странах.

В европейском регионе вопросам безопасности уделяется особое внимание при подготовке учащихся и студенческой молодежи к действиям в чрезвычайных ситуациях. Образование осуществляется в рамках Болонского процесса, при этом университеты в своих образовательных программах придерживаются принципов автономии: набор дисциплин в каждом вузе по направлению подготовки различен, вузы самостоятельно определяют вопросы, относящиеся к содержанию образования, методике преподавания, штатному расписанию.

В Польше в старших классах государственных школ преподается курс «Образование для безопасности» в объеме 30 часов, основная цель которого - обучение знаниям в вопросах безопасности и формирование поведения в экстремальных ситуациях. Школьники осваивают универсальную самооборону и гражданскую защиту, их роль в современном государстве; правила работы в случае угрозы для жизни и здоровья; действия в экстремальной ситуации; правила оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях. Кроме этого, в ряде школ Польши учебными планами предусмотрено изучение элективного курса по безопасности «Bezpieczenstwo», на котором учащиеся выпускных классов и гимназий изучают угрозы в мирное и военное время, региональные факторы экологического риска и способы защиты окружающей среды, психологические аспекты чрезвычайных ситуаций и др. [9].

В системе высшего образования Польши ряд вузов готовит специалистов в области безопасности. Одним из первых специализированных универси-

тетов является Высшая школа безопасности в Познани (WSB), где ведется подготовка специалистов для силовых структур по 12 специальностям. На факультете здоровья можно приобрести диплом бакалавра по арт-терапии, биологическому терроризму, безопасности и противопожарной защите, по безопасности питания и пищевых продуктов, эргономики и безопасности труда, психопрофилактике здоровья, трудотерапии и др.; на факультете педагогики - диплом учителя, аниматора, психотерапевта в области безопасности [10]. Подготовка кадров в области государственного управления, экономики, филологии, здоровья, педагогики для органов общественного порядка и безопасности осуществляется в Высшей школе Вшехнице (г. Варшава) [11].

В Испании подготовка молодежи в области безопасности начинается с дошкольных государственных и частных образовательных учреждений. В школах изучаются основы безопасности жизни, проводятся учебные тренировки пожарной, террористической угрозы. Задача школы - научить детей быть взрослыми, подготовить их к профессиональной деятельности и безопасному существованию в социуме. В университетах и колледжах всех направлений преподается предмет «Безопасность и гигиена» объемом 75 часов, программой которого предусмотрено изучение вопросов безопасности в быту и на природе, пожарной и химической безопасности. На гуманитарных специальностях уделяется особое внимание вопросам оказания первой помощи при травмах и сохранения психического здоровья. В технических вузах отводится дополнительно 20 часов на рассмотрение особенностей обеспечения безопасности будущей профессии. Вопросы, связанные с социальной безопасностью, изучаются студентами при непосредственном участии представителей полиции, медиков, а также людей, профессионально занимающихся спортом, политикой, в рамках семинаров, встреч, лекций, экскурсий [2].

Во многих странах вопросы, связанные с обеспечением безопасности, выделены в область предметов по охране труда: безопасность на рабочем месте, эргономика, противопожарное дело, опасные вещества, забота о сохранении здоровья и др. Подготовка населения в области охраны труда осуществляется специализированными сообществами, агентствами.

В Германии, Италии, Великобритании в рамках Международной организации труда (ITC ILO) действуют экспертные комиссии специалистов по безопасности, которые обеспечивают несколько видов обучения, адаптированных для специалистов различных агентств ООН, на основе действующих европейских и международных стандартов [12, 13].

Национальный экзаменационный совет по охране труда Великобритании (NEBOSH - National Examination Board of Occupational Safety and Health) с 1979 года является ведущим международным органом по подготовке, аттестации и сертификации специалистов по охране труда, промышленной безопасности и охране окружающей среды. Эксперты NEBOSH проводят аккредитацию образовательных центров по всему миру на проведение своих обучающих курсов и контролируют экзаменационный процесс. Только экзаменаторы NEBOSH оценивают все аттестационные работы вне зависимости от того, где студенты проходят курс и пишут экзамен. Таким образом обеспечивается объективность органа сертификации специалистов. Курсы NEBOSH приобрели большую популярность за пределами Великобритании, в настоящее время существуют помимо национальных курсов непосредственно для жителей туманного Альбиона и международные курсы для специалистов по охране труда, промышленной безопасности, охране окружающей среды, а также для руководителей всех уровней и всех тех, кто несет ответственность и заинтересован в улучшении охраны труда. Сертификаты NEBOSH имеют международное признание. Более 50000 человек ежегодно обучаются на курсах NEBOSH в более чем 600 аккредитованных учебных центрах в 120 странах по всему миру [13].

В Германии действуют Институт по безопасности труда и охране здоровья, Академия по обучению охране труда и управлению, где готовят специалистов в этой области [12]. Знания по производственной безопасности и охране труда специалисты и руководители разного профиля получают в профессиональных товариществах социального страхования. В системе высшего образования готовят специалистов по направлениям: «Безопасность и предотвращение катастроф», «Спасательная техника», «IT-безопасность». Например, по специальности «Безопасность и предотвращение катастроф» студенты в зависимости от направления, приобретают базовые знания в таких областях, как техника безопасности и защита от пожаров; химия; электротехника; основы коммуникации; конфликт и криминалитет в общественных процессах; маркетинг и менеджмент; физика; право и экономика предприятия; самоконтроль и управление конфликтами; охрана окружающей среды; информатика; технологии производственных процессов; психология. Кроме этого можно выбирать одну из специализаций: защита от наводнений; защита от излучения; техника тушения; общественная работа. Программа специальности «Спасательная техника» является междисциплинарной и связывает инженерные, социальные, экономические науки со

специализированными предметами. Образование по ней можно получить в Технической высшей школе Кёльна на уровне бакалавриата и магистратуры и в Институте прикладных наук Гамбурга - только бакалавриата [14].

Заключение. Таким образом, в странах постсоветского и европейского образовательного пространства вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности молодежи занимают значительное место в подготовке подрастающего поколения к взрослой безопасной жизни независимо от места проживания, профессии и социального статуса. Получение знаний в области безопасности во всех странах начинается с общеобразовательных школ, продолжается на уровне профессионального образования и в системе повышения квалификации.

В странах европейского региона ведется целенаправленная и непрерывная подготовка молодежи в области безопасности, основанная на принципах Болонского процесса через относительно широкую подготовку бакалавров и магистратуру, которая предполагает более узкую и глубокую специализацию с ориентацией на научно-исследовательскую работу в области безопасности.

В странах постсоветского региона сохранилась система подготовки, сформированная до 1991 года, через дошкольное, школьное и университетское образование. В учебных заведениях Беларуси, России, Казахстана, Украины основы безопасности жизнедеятельности изучаются с целью формирования у обучающихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности, умений оценивать опасности окружающей среды, навыков защиты и самозащиты, оказания первой помощи окружающим людям в опасных ситуациях. Безопасность жизнедеятельности человека как учебная дисциплина тесно связана с различными образовательными областями, что позволяет наполнять ее содержание вопросами, направленными на раскрытие сущности обучения личности, общества и государства в современных природных, техногенных и социальных условиях.

Следовательно, модели формирования культуры безопасности жизнедеятельности в разных странах характеризуются наличием специализированных учебных заведений, разнообразных образовательных программ, направлений и специализаций подготовки специалистов в области безопасности, отличаются содержанием, структурой, уровнями ноксологического образования, историко-культурными традициями, но имеют общую цель - обеспечение личной и общественной безопасности населения от угроз и опасностей современного мира. В целом педагогический опыт других стран в обла-

сти культуры безопасности жизнедеятельности способствует актуализации проблем воспитания культурного начала поведенческой деятельности, определенного типа сознания и мотивации безопасной жизни молодежи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гафнер, В.В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.) / В.В. Гафнер. - Екатеринбург : ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2013. - 200 с.

2. Михайлов, А.А. Подготовка учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности за рубежом (на примере Израиля и Испании) / А.А. Михайлов // Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2009. - № 4. - С. 301-305.

3. Пантюк, И.В. Педагогические модели формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов. // Материалы III Международной научно-практической интернет-конференции, 8-9 октября 2020 г., Минск, Беларусь / БГУ Фак. социокультурных коммуникаций, Каф. экологии человека ; [ред-кол.: И. В. Пантюк (отв. редактор) и др.]. - Минск : БГУ 2020 г. - С.131-138.

4. Агашков, А.И. Многоуровневая подготовка дипломированных специалистов по охране и безопасности труда [Электронный ресурс] / Дальневосточный государственный технический университет. -Режим доступа: https://textarchive.ru/c-2075941.html. - Дата доступа: 19.02.2021.

5. Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» [Электронный ресурс] / Министерство образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан. - Режим доступа: https://nao.kz/content/ view/2/271. - Дата доступа: 15.02.2021.

6. Специальность 5В073100 - Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды [Электронный ресурс] / Образовательный портал Казахстана. - Режим доступа: https://edu-kz.com/ specialnosti/5v073100-bezopasnost-zhiznedejatelnosti-i-zashhita-okruzhajushhej-sredi. - Дата доступа: 15.07.2021.

7. Лапн В.М. Безпека жипедяльност людини: навч. поЫбник / В.М. Лапин. - К.: Знання, 2007. - 332 с.

8. Львовский государственный университет безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ldubgd.edu.ua/. - Дата доступа: 19.02.2021.

9. Михайлов, А.А. Использование опыта польских школ по вопросам безопасности жизнедеятельности в процессе подготовки будущих учителей ОБЖ / А.А. Михайлов // Научный журнал КубГАУ. -2015. - № 107(03). - С. 3-10.

10. Высшая школа безопасности в Познане [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wsb. net.pl/. - Дата доступа: 19.06.2021.

11. Университет Вшехница польская в Варшаве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. pl-klub.com/. - Дата доступа: 15.06.2021.

12. Обучение по охране труда в Германии [Электронный ресурс] / Охрана труда. - Режим доступа: http://oxpana-tryda.ru/stati-po-oxrane-truda/kak-proisxodit-obuchenie-po-oxrane-truda-v-germanii.html. -Дата доступа: 16.09.2021.

13. Подготовка специалистов по охране труда за рубежом // «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда». - 2017. - № 3. - С. 30-34.

14. Обзор специальности «Безопасность и предотвращение катастроф» (Sicherheit und Gefahrenabwehr), «Спасательная техника» (Rettungsingenieurwesen) [Электронный ресурс] / Учеба в Германии. - Режим доступа: http://euni.ru/informatsiya/napravleniya-i-spetsialnosti/inzhenernye-nauki/bezopasnost-i-ohrana-spasatelnaya-tehnika. - Дата доступа: 16.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.