Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА РЕГИОНА КАК ЭЛЕМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА РЕГИОНА КАК ЭЛЕМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имидж региона / аттрактивность / природный потенциал / военные действия / поликультурные традиции / ребрендинг / image of the region / attractivenes / natural potential / military actions / multicultural traditions / rebranding

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Древицкая Инна Валентиновна

В статье приводятся основные подходы к формированию имиджа Донецкой Народной Республики, раскрывается значение этого понятия и механизмы воспитания патриотизма и осознанного отношения к достоинствам и возможностям региона, в том числе в контексте его аттрактивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF A POSITIVE IMAGE OF THE REGION AS AN ELEMENT OF PATRIOTIC EDUCATION

The article «The formation of a positive image of the region as an element of patriot education» presents the main approaches to the formation of the image of the Donetsk people's Republic, reveals the importance of this concept and the mechanisms of education of patriotism and conscious attitude to the advantages and opportunities of the region, including in the context of its attractiveness.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА РЕГИОНА КАК ЭЛЕМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

человека, души, зла и добра [2]. Часто можно услышать, что, с точки зрения современного человека, вооруженного научными знаниями и объяснившего многие явления окружающего мира, религиозное наследие является устаревшим, архаичным и парадоксальным. Однако изучение этого наследия ведет к более глубокому познанию самого человеческого феномена не в меньшей степени, чем изучение культурологии, истории, психологии.

Таким образом, в период обострения мировой социально-экономической ситуации и духовно-нравственного кризиса изучение науки о религии является необходимым. Знание основ различных религиозных направлений повышает культурный уровень человека, расширяет кругозор и сферу интересов, позволяет приобрести навыки ведения мировоззренческого диалога в условиях полиэтнического и поликонфессионального общества, что подтверждает важность и актуальность изучения религиоведения как учебной дисциплины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аринин Е.И. Религиоведение (Введение в основные концепции и термины): учеб. пособие / Е.И. Аринин. М.: Академический проект, 2004. - 407 с.

2. Кулаков А.Е. Как и для чего следует изучать религию в системе общего образования / А.Е. Кулаков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // konstantin-i-elena.ru /kak-i-dlya-chego-sleduet-izuchat.html, свободный доступ. - (дата обращения: 09.04.2018).

3. Мамонтов Виктор, архимандрит. Таинство жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://profilib.net/chtenie/104134/arkhimandrit-viktor-mamontov-tainstvo-zhizni.php, свободный доступ. - (дата обращения: 09.04.2018).

Древицкая Инна Валентиновна

преподаватель комиссии экономических дисциплин ГПОУ «Донецкий электрометаллургический техникум»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 339.38

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА РЕГИОНА КАК ЭЛЕМЕНТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

THE FORMATION OF A POSITIVE IMAGE OF THE REGION AS AN ELEMENT OF PATRIOTIC EDUCATION

В статье приводятся основные подходы к формированию имиджа Донецкой Народной Республики, раскрывается значение этого понятия и механизмы воспитания патриотизма и осознанного отношения к достоинствам и возможностям региона, в том числе в контексте его аттрактивности.

Ключевые слова: имидж региона; аттрактивность; природный потенциал; военные действия; поликультурные традиции; ребрендинг.

251

The article «The formation of a positive image of the region as an element of patriot education» presents the main approaches to the formation of the image of the Donetsk people's Republic, reveals the importance of this concept and the mechanisms of education of patriotism and conscious attitude to the advantages and opportunities of the region, including in the context of its attractiveness.

Key words: image of the region; attractivenes; natural potential; military actions; multicultural traditions; rebranding.

Если проводить аналогию с рыночной системой экономики, в которой важнейшим аспектом является конкуренция хозяйствующих субъектов, то и в отношении регионов можно наблюдать весьма схожие отношения, а фактически конкуренцию регионов.

Одним из наиболее распространенных методов повышения "конкурентоспособности" является создание позитивного имиджа региона. Имидж региона в современном понимании это:

во-первых - результат многофакторной модели регионального исторического развития;

во-вторых - активный инструмент преобразований, повышения статуса и престижа данной территории;

в-третьих - его экономическая и идеологическая ценность.

В рыночных условиях на формирование имиджа региона влияет множество факторов. Влияют производители товаров и услуг, внешние и внутренние инвесторы, другие целевые группы общественности и отношение к ним. Влияет политика, проводимая местной администрацией в отношении рыночных преобразований, и выделяемые ею приоритеты в социально-экономическом развитии. Немаловажное значение имеют позиционирование региона, инвестиционный климат в регионе, финансовая стабильность в регионе, участие деловой элиты в общественно значимых акциях, благотворительность, спонсорство, интеллектуальный и научный потенциал региона.

Поскольку как для экономики, так и для политики в широком смысле конкурентные отношения являются основной движущей силой развития, они также являются двигателем развития региона. Таким образом, можно сделать вывод, что имидж региона и есть результат этих конкурентных отношений, выраженный в определенной многоаспектной форме. Соответственно, определяя цель формирования имиджа ДНР, можно выразить ее в непосредственном желании всестороннего (экономического, политического и социального) развития региона.

Следует отметить, что в ходе учебного процесса имеется возможность как познавательного, так и эмоционального воздействия на учащихся с целью формирования у обучающихся позитивного отношения ко всем аспектам возможностей и деятельности региона.

Донецкая Народная Республика - государство, сочетающее в себе промышленную мощь, рекреационное богатство, интеллектуальный потенциал, разнообразие природных ресурсов. Известно, что наша Республика насчитывает огромное количество культурных и природных достопримечательностей, а также иных объектов. Буквально все учебные предметы, а также внеклассные мероприятия позволяют конструктивно воздействовать на сознание молодёжи с позиций выработки гордости родным краем, основанной на соответствующих знаниях и убеждениях.

Природа Донецкой Народной Республики представлена разнообразными рекреационными зонами, а историческое прошлое способствовало образованию уникальных заповедников, расположенных на её территории. Так, сегодня на территории Республики насчитывается 42 объекта природно-заповедного фонда.

Посещение студентами различных природных объектов, в том числе такого уникально, как Донецкий ботанический сад, не только расширяет знания об окружающей природе, но и укрепляет чувство гордости за родной край.

Следует отметить, что поликультурные традиции жителей Донецкой Народной Республики также являются благоприятной основой для формирования позитивного имиджа. На территории Донецкой Народной Республики насчитывается более 1000 культурно-исторических объектов, которые представляют собой уникальную ценность для народа Донецкой Народной Республики и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. На территории Республики проживают представители более чем 100 национальностей и народностей. Перспективным направлением патриотического воспитания является формирование толерантности к представителям других народов, формирование интереса к их обычаям и культуре, препятствование любым проявлениям ксенофобии. Можно, например, рекомендовать проведение дней национальных кухонь, музыкальных или литературных фестивалей.

Кроме того, существенным преимуществом ресурсных возможностей Донецкой Народной Республики является доступ к береговой линии Азовского моря, что позволяет развивать не только пляжный туризм, но и проводить оздоровление детей на территории ДНР в летний период с перспективой на круглогодичное обслуживание, а также оздоравливать взрослых.

Следует постоянно информировать студентов, что Донбасс - это не только индустриальный регион, но и территория, имеющая широкие возможности для развития рекреационной деятельности.

Необходимо отметить, что боевые действия, которые проходили на территории ДНР, оказали двоякое воздействие на аттрактивность Донецкой Народной Республики - с одной стороны, в ходе боевых действий было разрушено и повреждено много объектов инфраструктуры, с другой стороны -стойкость духа жителей, защищающих свой выбор, сделали Донецкую Народную Республику известной во всем мире и пробудили живой интерес к нашему государству, формируя его позитивный имидж. Кроме того, возник трагический перечень аттрактивных объектов - Саур-Могила, Донецкий аэропорт, Дебальцево и т.д.

Международный опыт говорит о том, что наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет странам, даже не относящимся к числу наиболее экономически развитых, завоевывать серьезные позиции в плане формирования позитивного имиджа при обязательном условии - проведении активной государственной политики.

Именно в итоге такой политики возможно получить высокоэффективный народнохозяйственный комплекс, который бы соответствовал потребностям населения ДНР и иностранных граждан в разнообразных услугах и служил бы фактором укрепления авторитета Республике на международной арене, налаживанию международных связей нашего государства в различных сферах.

Региональная имиджевая политика в Донецкой Народной Республике должна быть направлена на формирование такого имиджа, который будет исключительно значим для социально-экономического развития региона.

В процессе формирования позитивного имиджа необходим ребрендинг информационно-рекламной деятельности по продвижению Донецкой Народной Республики как аттрактивного региона посредством внедрения высокотехнологичных информационно-коммуникационных разработок и через участие в международных ярмарках и выставках (с формированием собственной экспозиции, представлением выставочного стенда, рекламной информации, сувениров).

В студенческой среде необходима организация работы по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному, физическому, экологическому и трудовому воспитанию населения через краеведение и экскурсионную работу.

Одним из основных элементов патриотического воспитания должен стать календарь событий Донецкой Народной Республики, в формирование которого могут внести вклад и сами студенты, обогащая его памятными событиями

своей малой родины, а также событиями, происшедшими в режиме реального времени.

Для эффективного выстраивания имиджа ДНР разработчикам имиджа целесообразно сделать опору на такие факторы региональной культуры, как природные характеристики региона, его промышленный потенциал и события последних лет и месяцев, заставившие совершенно по-новому переосмыслить определённые положения имиджа и его отдельные элементы.

Для значительного количества людей в странах, как непосредственно граничащих или тесно связанных с Украиной и Донбассом, так и весьма удалённых географически, Донецкая Народная Республика стала символом мужества, умения и стремления строить самостоятельно свою судьбу, своё будущее.

Процесс формирования этого нового имиджа был, как нам хорошо известно, мучительным и трагическим, и та информационная война, которая велась и продолжает вестись против молодой республики, обуславливает необходимость адекватной, объективной и своевременной реакции со стороны средств массовой информации и общественности региона. Естественно, это требует и грамотного, осознанного, эмоционально выверенного отношения молодёжи.

Эта реакция может быть самой различной и по содержанию, и по форме -от газетной статьи до лирических строк, от новостного сюжета до кинофильма.

История региона как элемент региональной культуры также активно должен исследоваться в процессе трансляции имиджа территории. Для ДНР, которая, несмотря на все испытания, славится своим промышленным производством, большое значение в процессе создания имиджа имеют крупные предприятия региона, являющиеся частью региональной культуры. Данные флагманы индустрии чаще всего выступают в качестве региональных брендов, символизирующих территорию. К их числу относятся: шахты региона, в первую очередь, передовые; «Донецксталь»; пищевые предприятия региона; химический комбинат «Стирол» и др. В случае, если это возможно, большой познавательный и воспитательный эффект дают экскурсии на промышленные предприятия. Помимо всего прочего, это может иметь ярко выраженное профориентационное значение.

Памятники истории и культуры характеризуют региональную культуру и одновременно выступают символами территории. Таким символом для ДНР является заповедник «Меотида», ландшафтный парк «Донецкий кряж», усадьбы известных людей и ряд других. Особо нужно сказать о Саур-Могиле: памятник истории, символ несгибаемого мужества в годы Великой

Отечественной и трагический памятник недавней братоубийственной войны. Саур-Могила - это наш Сталинград, Это наша вечная боль и память, и её ещё не раз вспомнят, говоря о непобедимой силе духа защитников Донбасса.

Мужество, сильнейший патриотизм, самоотверженность, вера в победу -это главнейшие черты имиджа молодой республики.

Учреждения образования, науки, культуры и искусства также являются элементами региональной культуры. Образовательным брендом ДНР выступают Донецкий технический университет и Донецкий национальный университет, культурными - Донецкий театр оперы и балета им. А. Соловьяненко и Донецкий украинский музыкально-драматический театр, республиканская филармония, краеведческий и художественный музеи. Для коллектива студентов и преподавателей ДЭМТ доброй традицией стало посещение спектаклей Донецкого музыкально-драматического театра. При этом достигаются как минимум две цели - знакомство с мировой и отечественной драматургией и мастерством актёров, и осознание культурной составляющей имиджа региона.

Регион по праву гордился своими спортивными достижениями - здесь сражались и удивляли болельщиков футбольные клубы «Шахтёр» и «Металлург», хоккейный клуб «Донбасс» и др., но сегодня мы также надеемся на возрождение спортивной славы Донбасса. Практически все приезжие стремятся посетить уникальный стадион «Донбасс-арена», четвёртый по величине в Европе. Здоровый образ жизни, любовь к спорту - неотъемлемый атрибут имиджа молодой республики.

Выбор канала социокультурной коммуникации в процессе трансляции имиджа имеет не меньшее значение, чем выбор сообщения. В зависимости от того, какая аудитория является получателем сообщения, целесообразно использовать тот или иной способ передачи информации. Например, в процессе взаимодействия с инвесторами, которые рассредоточены по всему миру, наиболее эффективным является такой канал коммуникации, как Интернет, который позволяет с минимальными затратами раскрыть инвестиционную привлекательность территории. Поэтому социокультурная коммуникация ДНР с инвесторами должна осуществляться с помощью профильных сайтов министерств ДНР, сайта руководителя Донецой городской администрации, новостных сайтов ДНР. Естественно, существенное значение имеет компьютерная грамотность молодёжи, что налагает ответственность на преподавателей компьютерных дисциплин.

Трансляция имиджа Донецкой Народной Республики для жителей региона осуществляется в первую очередь через такие каналы, как газеты и

телевидение. Однако следует отметить, что влияние печатных СМИ, особенно на молодежную аудиторию, с каждым годом снижается. На смену газетам приходит Интернет.

Одним из условий успешной социокультурной коммуникации является наличие обратной связи. В узком смысле под обратной связью можно рассматривать, например, качество и количество комментариев, оставленных на сайтах властных структур, письма и обращения в печатные СМИ, обсуждения имеющихся проблем и последствий реализации решений в различных телевизионных проектах. В широком смысле - возникновение четких ассоциаций с ключевыми сообщениями, которые транслируются в рамках коммуникации; повышение известности региона; формирование положительного отношения к региону и т.п. Следует сделать вывод, что:

- формирование позитивного имиджа региона в настоящее время является необходимым условием его поступательного развития во всех направлениях, и, в первую очередь, для патриотического воспитания молодёжи;

- социокультурные коммуникации представляют собой процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией, что делает возможным осуществлять не только разработку, но и трансляцию имиджа, и основную роль играет тут деятельность педагогов;

- в ходе осуществления учебного процесса и внеклассной работы определены основные факторы региональной культуры, позволяющие выстроить положительный имидж Донецкой Народной Республики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Замятин Д.Н. Географические образы регионов и политическая культура общества // Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры в России. -М.: МОНФ, 2010. - С. 116-125.

2. Кирюнин А.Е. Имидж региона как интериоризация культуры / А.Е. Кирюнин. - М.: Книжный дом «Университет», 2011. - 144 с.

3. Панкрухин А.П. Муниципальное управление: маркетинг территорий / А.П. Панкрухин -М: Эксмо, 2010. - 257 с.

4. Чумиков А.Н. Измерение эффективности PR-деятельности [Электронный ресурс] Режим доступа : http://pr-club.com/techn 25.htm

5. Рожков И.Я., Кисмерешкин В.Г. От брендинга к бренд-билдингу / И.Я. Рожков, В.Г. Кисмерешкин. - М.: Гелла-Принт, 2009. - 320 с.

6. Добрикова А.А. Имидж региона в пространстве региональной культуры / А.А. Добрикова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011. - № 8 (14): в 4-х ч. 4.IV. - С. 48-50.

7. Хажиева А.А. Маркетинговый и культурологический подходы к изучению имиджа региона / А.А. Хажиева // Молодежь в науке и культуре XXI века / материалы Международного научно-творческого форума. 2-3 ноября 2009 г. ЧГАКИ. Челябинск, 2010. -С. 150-152.

8. Музыкант В.Л. Маркетинговыые основы управления коммуникациями [Текст] / В.Л. Музыкант. - М: Эксмо, 2009. - 832 с.

9. Древицкая И.Ю., Клейнер Я.С. Развитие туризма как фактор формирования позитивного имиджа Донбасса / И.Ю. Древицкая, Я.С. Клейнер // Современные проблемы сервиса и туризма. - №11(1), 2017. - С. 97-104.

Кокоша Елена Александровна

старший преподаватель кафедры педагогики ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 614.8:304.2/.44(062.552)

РОЛЬ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У СТУДЕНТОВ В

ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

THE ROLE OF THE COURSE 'SAFETY OF VITAL ACTIVITY' IN THE FORMATION OF A CULTURE OF SAFETY FOR STUDENTS IN THE PROCESS OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING

В статье рассматриваются современные проблемы теории и практики формирования культуры безопасности жизнедеятельности; показано концептуальное видение организации процесса формирования культуры безопасности, направленное на обеспечение профессионально-личностного развития студента; определены посредством учебно-воспитательных возможностей учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» цели и задачи, способствующие активному формированию у будущих специалистов ценностей культуры безопасности.

Ключевые слова: культура безопасности, жизнедеятельность, профессиональная подготовка, формирование, здоровьесберегающий.

The article deals with the modern problems of theory and practice offormation a culture of life safety; it is shown a conceptual vision of the organization of the process of forming a safety culture aimed at ensuring the professional and personal development of a student; by means of the educational and training opportunities of the academic discipline 'Safety of vital activity' it defined the goals and objectives, which contribute to the active formation of the values of a safety culture for future specialists.

Key words: safety culture, vital activity, professional training, formation, health-saving.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.