К у льтурология
YAK 130.2 ББК 71.4
С.Д. БАКУЛИНА
S.D. BAKULINA
РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИИ
THE IMPORTANCE OF CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE IN THE DEVELOPMENT OF MODERN CULTURAL INDUSTRIES
Работа дает представление о специфике развития современных культурных инду-стрий, в которых культурно-историческое наследие занимает особую нишу. Автор сосредотачивает внимание на формах сохранения и актуальных способах репрезентации культурно-исторического наследия, востребованных жителями мегаполиса. Интерес к вопросу определяется двунаправленными тенденциями: потребностью в создании типовых культурных образцов и поиском маркеров, определяющих уникальность среды проживания. Если первое направление унифицирует общество, то второе определяет основу для поддержания региональной идентичности и самопрезентации территории в ее самобытных формах.
In the article the author speaks about the cultural industries. Cultural and historical heritage occupies a special niche. The author's attention is focused on the preservation of cultural and historical heritage in the modern metropolis. The problem is defined by two trends. On the one hand, there is a need in the global world in the creation of a single cultural model. On the other hand, it is necessary to find markers that define the unique image of the place. The first direction integrates society while the second one creates a basis for the formation and maintenance of regional identity.
Ключевые слова: культурная индустрия, культурное и историческое наследие, регион, региональная идентичность, культурная память, образ места.
Key words: cultural industries, cultural and historical heritage, region, regional identity, historical memory, the image of place.
Внимание к поиску механизмов сохранения и репрезентации культурно-исторического наследия в современном мире определяется двунаправлено. Потребность социума в создании типовых культурных образцов, выполненных в стандартных формах по стандартным технологиям, удовлетворяет запрос на приобретение продукта масскульта и обеспечивает возможность приобщение к единым стандартизированным формам жизнеустройства. Параллельно с этим актуализируется поиск маркеров, определяющих исключительность среды проживания, что связано с необходимостью решения вопроса, как о формировании региональной идентичности, так и о возможных способах представленности территории в качестве благоприятной среды для инвестиционных вложений. Если первая тенденция унифицирует общество, то вторая определяет основу для поддержания региональной идентичности и самопрезентации территории в ее уникальных формах. Именно этому способствует специфика культурно-исторического наследия, к которому относятся объекты, сложившиеся в результате исторических событий, имеющие аксиологическое значение с точки зрения истории, археологии, архитектуры, гра-
достроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии и являющиеся подлинным источником информации о зарождении и развитии культуры [5].
На протяжении ХХ века понятие «культурная индустрия» наполнялось разным содержанием в зависимости от социокультурной специфики развития общества. Заметим, что в первой половине двадцатого столетия была актуальной формулировка индустрия культуры. Она формировала критерии развития массовой культуры, ориентировала производителя на создание единообразных, стандартизированных продуктов в области искусства, живописи, литературы методами тиражирования, формировала общество потребления. Целью процесса выступала прибыль, создание иллюзии свободы человека, который как бы выбирает, но на самом деле потребляет престижное, стандартное. Потребитель формировался равнодушный к проявлению собственной инициативы и творчества [1].
Со второй половины ХХ века индустрия культуры расширяет свое влияние на формирование социума, и теперь она представлена разными направлениями - культурными индустриями - в числе которых производство общества (социальный порядок и нормы, социальные идеи и принципы, символы и идеологии), производство культурных артефактов (обычаев и нравов, идей, текстов, символов и норм религиозного характера), производство знаний о культуре, а также о человеке и обществе в их культурных проявлениях (актуальная новостная информация и публицистика, гуманитарные науки, описывающие социальное бытие, общественные науки, измеряющие его) [6].
Основными признаками современных культурных индустрий остаются массовость и стандартизированность продукта, результатов труда, которые приводят к стиранию территориального своеобразия. Однако, в отличие от предыдущих десятилетий, данная тенденция порождает потребность в развитии творческой индустрии с характерными признаками новационности, авторской оригинальности, штучности и эстетической значимости. Культурно-историческое наследие способно выступить механизмом, поддерживающим тенденцию репрезентации территории как креативной и уникальной, поскольку, сложившись на протяжении многовековой истории, обладает ценностным капиталом, не только понятным своему жителю, но и привлекающим внимание внешних инвесторов.
О значении сохранения культурно-исторического наследия
На сегодняшний день значение сохранения и регенерации культурно-исторического наследия, как для отдельных регионов, так и для страны в целом, определяется тремя основными тезисами:
1) культурно-историческое наследие несет в себе культурные и ци-вилизационные коды нации, на нем основывается идентичность населения. При утрате наследия происходит потеря опоры и корней, без которых невозможно развитие социума. Вне этой среды нация теряет свой интеллектуальный и творческий потенциал, поскольку историческая и культурная память максимально предметна и не существует без привязки к «малой родине»;
2) объекты культурно-исторического наследия - это важный актив современных регионов, он может приносить прибыль и существенно влиять на экономическое развитие территории;
3) культурное и историческое наследие определяет содержание территориальных брендов. Регионы стремятся перераспределить в свою пользу туристические потоки, и культурно-историческое богатство все чаще используются в качестве эффективного инструмента утверждения лидерства, продвижения и региональных, и национальных интересов на международной арене.
О способах интеграции культурного и исторического наследия в жизнь современного региона
Основным противоречием в вопросе сохранения и репрезентации объектов культурного и исторического наследия является не только изыскание средств для содержания и реставрации многочисленных памятников, но и необходимость находить способы их интеграции в хозяйственную жизнь региона, введения в экономический оборот. К числу наиболее популярных и практико-ориентированных методов относятся следующие:
- приватизация памятников с наложением обременения на частных собственников;
- девелопмент - придание новой функциональности объекту наследия и приведение его в соответствие с предъявляемыми рынком недвижимости стандартами: например, стандартами комфортности жилья, стандартами функциональности офисных или торговых помещений. Наиболее широко и успешно девелопмент используется для регенерации районов рядовой исторической жилой и промышленной застройки, которая сама по себе не является памятником и самостоятельной культурной и исторической ценности не имеет;
- продажа «ауры» культурного и исторического наследия, когда привлекательность исторических городов и отдельных исторических районов используется для увеличения стоимости новой недвижимости;
- развитие культурного и познавательного туризма и создание на базе объектов наследия туристических продуктов и брендов.
Ни один из этих методов нельзя признать идеальным, каждый из них имеет свои существенные недостатки. Поэтому, если говорить об успешных примерах регенерации объектов наследия, как правило, эти методы применяются в комплексе.
О тенденциях приобщения населения к культурно-историческому наследию в российских регионах
Хранителем культурно-историческое наследия, сложившегося на протяжении многовековой историей, а потому обладающего ценностным капиталом, не только понятным своему жителю, но и привлекающим внимание внешних и внутренних туристов, сегодня выступают музеи, библиотеки, архивы. Какие формы взаимодействия музейных коллекций с жителем мегаполиса -продукта и потребителя современных культурных индустрий - являются наиболее востребованными успешными? В поиске ответа на этот вопрос выстраивается деятельность современных культурно-просветительских площадок.
Одним из показателей интереса населения российских регионов к культурному наследию в пространстве государства является рост количества искусствоведческих и краеведческих музеев, увеличение числа музейных посещений в последнее десятилетие (табл.).
Годы Число музеев, включая филиалы В том числе Число посещений музеев, млн
Искусствоведческие Исторические, археологические Краеведческие Естественнонаучные Научно-технические Комплексные Отраслевые, специализированные
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1995 1725 284 378 670 41 17 154 181 75,4
2000 2047 301 465 908 38 10 155 170 73,2
2005 2285 316 492 1085 39 13 179 161 75,6
Окончание табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2006 2368 308 498 1150 40 17 192 163 79,2
2007 2468 311 529 1219 41 19 190 159 78,8
2008 2495 305 539 1249 38 19 187 158 80,8
2009 2539 309 532 1294 39 20 190 155 78,9
2010 2578 320 522 1332 39 21 190 153 81,0
Музеи Российской Федерации в 1995-2010 гг. (по классификации ЮНЕСКО) [4]
Важным шагом в вопросе просвещения населения, безусловно, является форма привлечения. Как показывает современная практика, одной из самых успешных и апробированных в последнее время является интерактивное погружение в среду, создаваемую и поддерживаемую культурно-историческим наследием. Интерактивность в музее может быть, во-первых, ориентирована на современные способы развития творческих возможностей (хенд-мейд, рисунок песком), во-вторых - основана на приобщении к знаменательным датам, судьбам, событиям, информация о которых представлен музейными коллекциям. Отсюда актуальными формами могут выступать интерактивные программы (например, межрегиональный праздник традиционных ремесел «Покровская ярмарка» и народный праздник «Большие троицкие хороводы» в Омской области), интерактивные элементы в экскурсионной программе (например, изготовлении керамических изделий происходит на фоне рассказа о быте и ремесле коренного или переселенческого населения), деятельность в виде интерактивных, в том числе виртуальных экскурсий (например, «Виртуальные прогулки по старинному Тобольску» [2]).
Существенный вклад в процесс сохранения и популяризации объектов культурного наследия в регионах Российской Федерации вносят федеральные и региональные культурно-просветительские программы. Так, в рамках выполнения государственной программы «Информационное общество» и в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 создан единый портал популяризации культурного наследия «Культу-ра.рф», где в свободном доступе размещены виртуальные экскурсии по музеям и объектам культурного наследия России, лекции известных деятелей культуры и мастер-классы выдающихся деятелей искусств, создан и размещен национальный календарь событий. Кроме того на сайте начато размещение фильмов режиссеров с мировыми именами из списка «100 фильмов», а также бесплатно предоставленных фильмов Свердловской киностудии. В настоящее время в свободном доступе на портале находятся 33 виртуальных музея; 370 лекций известных деятелей культуры и мастер-классов выдающихся мастеров искусств; 67 художественных и документальных фильмов; 61 видеозапись концертов классической музыки, хореографии [3].
При разработке интерактивных форм работы в сфере внешнего и внутреннего туризма стоит ориентироваться на тенденцию «не отдыхать, но узнавать новое, слушать и смотреть». Как показывает практика, заинтересованность туристов растет особенно в сборных (не корпоративных) турах. Современный турист - это развитый, информированный человек. Нередко он выстраивает свою поездку, связанную с событийными турами - на Масленицу, Ивана Купалу. При условиях утраты интереса причину стоит искать в устоявшемся и привычном формате работы культурно-просветительских площадок, который не поддерживает интерес, а потому не пользуется популярностью. Отсюда элементы интерактивности, мастер-классы привлекая внимание, образовывают, дают представление о тенденциях и особенностях социокультурного развития места.
Подводя итоги сказанному, отметим, что современная культурная индустрия - важная форма культурного производства. Она обеспечивает массовое распространение типовых культурных образцов, созданных в стандартных формах и по стандартным технологиям, соответствуя общепринятым идеологическим задачам. Это черта глобального мироустройства, положительное следствие развития которого заключается в обеспечении комфортного существования человека ввиду стандартизации и массового распространения наиболее эффективных культурных практик. Однако, с другой стороны, неповторимость, уникальность места, закрепленная в историко-культурном наследии, способно сплотить, объединить вокруг знаковых для территории объектов, выстроить диалог с местом благодаря не только поиску ответов на вопросы, но и открытию для себя нового знания.
Литература
1. Адорно, Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты [Текст] / Т. Адорно, М. Хоркхаймер. - М. ; СПб. : Медиум, Ювента, 1997. - 312 с.
2. Виртуальные прогулки по старинному Тобольску выходят на международный уровень // Портал «СибТуризм» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sibturizm.ru/mdex.php/novosti/virtualnye-progulki-po-starm-nomu-tobolsku-vyhodyat-na-mezhdunarodnyy-uroven.html (дата обращения: 27.05.2014).
3. Культура.рф: портал культурного наследия Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://culture.ru/ (дата обращения: 12.06.2014).
4. Российский статистический ежегодник. 2011 [Текст] : стат. сб. / Росстат. -М., 2011. - 795 с. - С. 283.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [Текст] // Российская газета. - 2002. - 29 июня. -№ 116-117 (2985-2985). - С. 2-3.
6. Флиер, А.Я. Культурные индустрии истории и современности: типы технологии [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». - 2012. - № 3 (май-июнь) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Flier_Cultural-Industries/ (дата обращения: 20.05.2014).