УДК 008
ФЕНОМЕН ШЕСТАКОВСКОГО КОМПЛЕКСА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Кудрина Екатерина Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: kudrina@kemguki.ru
Кулемзин Анатолий Михайлович, доктор культурологии, профессор, гл. научный сотрудник НИИ прикладной культурологии, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: kulemzin41@mail.ru
Пономарев Валерий Дмитриевич, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности, проректор по творческой и международной деятельности, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: tvorchestvo@ kemguki.ru
Авторы анализируют роль проектной деятельности по актуализации, реконструкции нематериального культурного наследия на примере Шестаковского историко-культурного комплекса (Чебулин-ский муниципальный район, Кемеровская область) и возрождению традиционной культуры. В статье отражены приоритетные направления проектной деятельности, включающие реализацию научных и творческих проектов на основе партнерства государственных структур и организаций с ведущими специалистами и общественностью, совместно с иностранными партнерами. Дана оценка практике сохранения и возрождения нематериального культурного наследия с использованием методов актуализации и реконструкции, сохранения или восстановления той социально-культурной среды, в которой возникло и функционировало историческое событие или явление, характеризующее традиционную культуру, определены пути по развитию проектной деятельности в регионе. Предметную основу для создания этой социально-культурной среды, по мнению авторов, составляют недвижимые объекты палеонтологии, истории, археологии, биологии, которые и являются как первоисточником подлинной историко-культурной информации, так и становятся естественными подмостками сцены в открытом пространстве. Авторы определяют театрализацию как ведущий метод в области актуализации и реконструкции нематериального культурного наследия. В статье описаны творческие и научные проекты, реализованные в 2015 году на базе Шестаковского историко-культурного комплекса, а также инновационные творческие проекты, осуществление которых планируется осуществить в 2016 году. Проведение фестивалей-реконструкций с участием ведущих ученых, преподавателей вузов, деятелей культуры и искусства (в том числе, зарубежных) на месте исторических событий обеспечивает популяризацию объектов исторического наследия и способствует возрождению традиционной культуры. Творческие проекты, фестивали способствуют реализации инновационного типа социокультурной практики в регионе - «экономики творчества». Подчеркивается экономическая эффективность творческих проектов, которая выражается в возможностях развития туристической отрасли, направлений этнотуризма в де-стинации. Проектная политика по актуализации нематериального культурного наследия направлена на увеличение количества объектов культурного наследия, принятых на государственную охрану и вовлеченных в орбиту познавательного туризма в регионе.
Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, актуализация и реконструкция традиционной культуры, историко-культурный комплекс, социально-культурное проектирование, фестиваль-реконструкция, театрализация, этнотуризм.
THE PHENOMENON OF SHESTAKOV COMPLEX OF CULTURAL HERITAGE AND REVIVAL OF TRADITIONAL CULTURE
Kudrina Ekaterina Leonidovna, Dr of Pedagogical Sciences, Professor, Rector, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: kudrina@kemguki.ru
Kulemzin Anatoly Mikhailovich, Dr of Culturology, Professor, Chief Researcher, Institute of Applied Cultural Studies, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: kulemzin41@mail.ru
Ponomaryov Valery Dmitrievich, Dr of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of Department of Sociocultural Activities, Vice-Rector for Creative and International Activity, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: tvorchestvo@kemguki.ru
The authors analyze the role of project activities on update and reconstruction of the intangible cultural heritage of Shestakov historical and cultural complex as an example (Chebula Municipal District, Kemerovo region) and revival of traditional culture. The article reflects the priorities of project activities, including the implementation of scientific and creative projects based on partnership between state agencies and organizations with the leading experts and public, together with foreign partners. The evaluation is given to practice of preservation and revival of the intangible cultural heritage using the methods of update and reconstruction, preservation or restoration of the socio-cultural environment, which emerged and functioned historical event or phenomenon that characterizes the traditional culture, and ways of development of the project activities in the region. The subject base for the creation of the socio-cultural environment, according to the authors, is constituted by the immovable objects of paleontology, history, archeology, biology, which are the primary source of both, the true historical and cultural information, and become the natural scaffolding scene in the open space. The authors define theatricality as the leading method in the field of updating and renovation of the intangible cultural heritage. The article describes the creative and research projects carried out in 2015 on the basis of Shestakov historical and cultural complex, creative and innovative projects, the implementation of which is planned for 2016. Reconstructions of the festival with the participation of the leading scientists, university professors, workers of culture and art (including foreign) at the site of historical events provide popularization of cultural heritage objects and contribute to the revival of traditional culture. Art projects, festivals contribute to the implementation of an innovative type of social and cultural practices in the region as "creative economy". It emphasizes the cost-effectiveness of creative projects, which is reflected in the capabilities of the tourism industry, in the areas of ethno-tourism destination. The project policies designed to increase the mainstream of the Intangible Cultural Heritage aim to increase the number of objects of cultural heritage adopted by the state protection and involved in the orbit of cultural tourism in the region.
Keywords: intangible cultural heritage, updating and reconstruction of traditional culture, historical and cultural complex, socio-cultural design, festival reconstruction, staging, ethno-tourism.
Международное сообщество в последние десятилетия обратило особое внимание на необходимость сохранения и возрождения нематериального культурного наследия. Этому были посвящены крупные международные конференции: в Мехико ЮНЕСКО (1982), в Мюнхене -ИКОМОС (2000), в Париже - ЮНЕСКО (2003), в Сеуле - ИКОМ (2004) [1; 6]. Однако, во всех документах этих международных структур нет единства в определении нематериального культурного наследия. Они либо слишком громозд-
ки, либо перегружены перечислением категорий объектов, а не выявлением фундаментальных сущностных характеристик предмета дефиниции. Приведем пример определения нематериального культурного наследия ИКОМом: «Обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное
культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека» [6, с. 51]. Более того, появился термин «дух места»: «Признавая, что дух места передается главным образом людьми, и что передача является важной частью его сохранения, мы заявляем, что его следует использовать и развивать через интерактивные коммуникации и участие заинтересованных общин, которые сохраняют дух места наиболее эффективно» [2].
В своей статье мы придерживаемся следующего определения: «Нематериальное культурное наследие - это производственный социальный и бытовой опыт, духовные ценности и представления людей, зафиксированные в традициях и передаваемые непосредственно от поколения к поколению» [5, с. 184].
Традиционная культура требует актуализации потому, что, как сказал В. В. Путин: «Во-первых, действительно, страна встает на ноги, просыпается чувство национальной гордости, самосознания граждан Российской Федерации, и мы должны ответить на это чувство. Во-вторых, идеологический вакуум, образовавшийся после крушения коммунистической идеологии, заполняется, и он обязательно будет заполнен или экстремизмом, шовинизмом, разрушающим нас национализмом и национальной нетерпимостью, или при нашей с вами активной поддержке - гуманистическими, общечеловеческими ценностями. Для нас с вами важно, чтобы эта работа строилась на нашей традиционной культуре, если мы не хотим утратить своего своеобразия и идентичности в глобальном мире, в условиях глобализации» [9].
В числе приоритетных государственных программ культурной политики Российской Федерации имеют место сохранение объектов культурного наследия и возрождение традиционной культуры [13]. Практика прогрессивных российских музеев показывает, что объединение методик работы этих двух сфер деятельности повышает эффективность и того, и другого. Музейное пространство «оживляет» забытое нематериальное культурное наследие, а театрализация историче-
ского события в музейном пространстве «оживляет» вышедшие из употребления артефакты материальной культуры и недвижимые объекты наследия. Председатель ИКОМа Жак Перо эту мысль выразил следующим образом: «Актуальным является исследование самой природы нематериального наследия. Необходимо найти наилучшие способы его сохранения и передачи последующим поколениям. Эта тема представляет интерес для всех стран мира. Эта миссия возлагается на музеи. Нематериальное культурное наследие надо сделать более зримым и обеспечить ему гармонию и их жизненность» [7].
В Сибирском регионе имеются успешные примеры соединения этих двух методов в возрождении традиционной культуры. Так, например, музей-заповедник «Томская писаница» в Кемеровской области, музей-скансен под открытым небом «Тальцы» в Иркутской области. В Омской области - Казахский национально-культурный центр, Сибирский культурный центр русской традиционной культуры. В Тюменской области - музеи возрождения культуры народа ханты «Торум Маа» и «Рода Велла», музейный парк «Лангепас» и другие. Всего же в Сибирском регионе имеется более сорока музеев под открытым небом, занимающихся актуализацией материального и нематериального культурного наследия коренных народов Сибири и переселенцев из различных регионов Евразии: русских, казаков, казахов, башкир, немцев, голландцев и других народов. Подавляющее большинство этих музеев создано по методу скансен-музея, зачастую с использованием метода экомузея. Основу их деятельности составляет выявление и возрождение сохранившихся элементов фольклора - главной составляющей нематериального культурного наследия.
Историко-культурное и природное наследие регионов Российской Федерации представляет собой значимый ресурс социально-экономического развития. Повышение роли объектов культурного и природного наследия, сохранения исторической среды городов и поселений, в том числе, малых городов, способствует созданию условий для развития внутреннего туризма.
Территория Западной Сибири богата объектами историко-культурного и природного наследия. Уникальные археологические и палеонтологические находки в Чебулинском муниципальном
районе Кемеровской области значительно расширяют инновационный социально-экономический потенциал данной территории и создают условия ее туристической привлекательности [8, с. 224].
В настоящей статье мы показываем возможности и перспективы возрождения традиционной культуры в еще не созданном, но проектируемом провинциальном музее под открытым небом на базе комплекса объектов культурного и природного наследия. На северо-востоке Кемеровской области в Чебулинском районе в окрестностях с. Шестаково археологами, палеонтологами и биологами выявлен и частично исследован уникальный феномен в российском предметном потенциале наследия - комплекс памятников истории и культуры и редких объектов природы. Здесь сосредоточены и плотно расположены рядом друг с другом несколько десятков памятников археологии от палеолита до Средневековья, памятников периода Гражданской войны и сталинских репрессий, три местонахождения окаменевших останков динозавров и других животных ранне-мелового периода (130-110 млн лет), реликтовое болото, населенное редкими и исчезающими видами животных и растений.
Этот комплекс, известный далеко за пределами Кемеровской области и России, находится в легкодоступном месте. В последние годы он стал весьма популярен, из-за чего терпит ущерб от «черных» копателей, браконьеров, неорганизованных туристов, а также от непрофессиональной попытки его музеефикации неспециалистами в этой сфере деятельности. В связи с этим Шестаковский комплекс требует принятия незамедлительных мер по его охране и созданию на данной территории полноценного музея-заповедника [4].
Кроме того, в окрестных селах Чебулинско-го района и близлежащих территорий еще сохранились угасающие «реликты» традиционной культуры русских переселенцев из Центральной России. Все вместе это создает благоприятные условия для исторического и культурного просвещения на подлинной исторической основе, экологического воспитания и возрождения национальной традиционной культуры. В настоящее время усилиями профессиональных работников культуры и местным населением возвращается к жизни традиционная культура села. В районном
центре пгт. Верх-Чебула в 1993 году создан хор казачьей песни, руководимый Сергеем Кругло-вым, с 2002 года действует детский фольклорный ансамбль «Друженька» под руководством Л. И. Дрыгиной и Е. Е. Федоровской. Участники ансамбля совершают фольклорные экспедиции по окрестным селам, привозят оттуда новые песни, частушки, наигрыши, танцы. Юные любители русской песни стремятся максимально приблизить свое исполнение к оригиналу [10]. В 2003 году по инициативе Е. В. Ларионовой возник фольклорный коллектив «Разгуляй», получивший звание «народный». В его репертуаре календарные, лирические, шуточные, плясовые и свадебные песни [11]. Под руководством Людмилы Осиповой действует также клуб казачек «Берегиня». В с. Дмитриевке в 1989 году А. В. Васильевой создан фольклорный ансамбль «Сударушка», главной целью которого является возрождение традиций сибирского казачества. Имеются также фольклорные самодеятельные коллективы в селах Курск-Смоленке (руководитель О. Д. Дю-карева) и Чумай (руководитель А. И. Емельянов). Весь этот народный фольклорный потенциал с успехом может быть использован в открытом музейном пространстве и презентован посетителям (туристам) на современном уровне с использованием новых коммуникативных технологий.
Предметную основу для создания открытых экспозиций будущего музея составят недвижимые объекты палеонтологии, истории, археологии, биологии, которые являются не только первоисточником подлинной историко-культурной информации, но и могут стать естественными подмостками импровизированной и реальной сцены в открытом пространстве (in situ) естественно-исторического ландшафта.
В своей практике сохранения и возрождения нематериального культурного наследия мы используем оправданные методы: актуализации и реконструкции, то есть сохранение или восстановление той среды, в которой возникло и функционировало событие или явления, а также воссоздаются внешние выразительные формы посредством театрализации процессов традиционной культуры.
Примером такой актуализации стало проведение областного фольклорного фестиваля «В гостях у Динозавра» в июле 2015 года в Шестаков-
ском историко-культурном комплексе памятников археологии и палеонтологических местонахождений (с. Шестаково Чебулинского района). На берегу реки Кии, в окружении исторических, палеонтологических и археологических памятников посетители могли стать не только зрителями, но и участниками раскопок, что показало эффективность такой формы привлечения посетителей. На праздник приехали не только жители ближайших сел Чебулинского района, но и население из городов и районов Кемеровской области. Были гости также и из других областей.
Гостей фестиваля встречала группа «первобытных людей» и приглашала на тропу динозавра, где по его «следам» они приближались к огромному яйцу динозавра и, согревая его теплом своих рук, помогали родиться маленькому динозаврику.
По праздничной поляне гуляли «динозавры» (ростовые куклы), которые приветствовали всех участников фестиваля и фотографировались с ними. В центре поляны, на которой проходил фестиваль, возвышалась огромная фигура динозавра, изготовленная из соломы. Поблизости расположился «сельский дворик», где посетители с удовольствием фотографировались в шалаше, у копны сена, там же были расположены тантама-рески с изображением сельской картинки.
В фестивале приняли участие 31 творческий коллектив из 12 городов и районов Кузбасса, 8 спортивных команд и 9 групп в номинации «Стол старинных русских угощений» (более 500 участников).
Творческие коллективы и исполнители в номинациях «Песни в кругу друзей» и «Именинная вечерка» дарили виновнику праздника - Шеста-ковскому динозавру музыкальные подарки и выступления, а спортсмены в номинации «Поляна народных игр» - спортивные достижения в состязаниях любителей гиревого спорта, ходьбе на ходулях и перетягивании каната.
Участники номинация «Стол старинных русских угощений» для выставки-дегустации представили разнообразие традиционных блюд и напитков и щедро угощали ими всех присутствующих.
Участники праздника побывали на ярмарке мастеров «Чебулинские умельцы», где приняли участие в мастер-классах по изготовлению сувениров.
Большой интерес у присутствующих вызывало посещение интерактивной палатки «Шестако-во - родина динозавров» с показом документального фильма о раскопках.
Для всех желающих была организована поездка на прогулочном дилижансе к местам раскопок с посещением музейной комнаты. Дети и подростки с удовольствием принимали участие в театрализованной игровой программе на детской площадке «Путешествие в Динозаврию».
Всего фестиваль собрал около трех тысяч зрителей [12].
Следует отметить, что творческие проекты по актуализации историко-культурного наследия позволяют привлекать в социально-культурную сферу региона альтернативные ресурсы, поддерживать партнерство государственных структур и организаций с ведущими специалистами и общественностью, международными партнерами, в конечном счете - выступают эффективной современной управленческой моделью для реализации инноваций в сфере культуры.
Таким инновационным проектом в актуализации культурного наследия региона в 2016 году выступит Международный фестиваль-реконструкция «Земля Хягас», посвященный 290-летию вхождения Хакасии в состав России и который будет проводиться по инициативе Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Данная инициатива является весьма актуальной, потому как: «Современная педагогическая система образования в сфере культуры и искусства, ориентированная на социокультурную ситуацию XXI века, приобретает инновационный характер новой парадигмы образования -"образование в течение всей жизни". Поэтому вузы культуры и искусств призваны пропагандировать историко-культурное и духовное наследие не только через предметное поле дисциплин, но и посредством формирования интеллектуальной социокультурной среды в вузе, а также в регионе, в стране в целом» [3, с. 68].
Проведение Международного фестиваля с участием ведущих ученых, преподавателей вузов, деятелей культуры и искусства (в том числе, зарубежных) на месте исторических событий более чем двухтысячелетней давности, в окружении археологических памятников будет способствовать популяризации объектов
исторического наследия и бережному к ним отношению, укреплению национального самосознания, формированию культуры толерантности, патриотизма, популяризации туристского потенциала юга Сибири. В качестве участников театрализованных реконструкций планируется привлечение большого количества детей и молодежи -участников творческих коллективов, а также местного населения.
В рамках Фестиваля предполагается проведение:
• театрализованных реконструкций исторических событий, театрализованных обрядов и ритуалов в соответствии с национальными культурными традициями;
• художественных выставок произведений изобразительного искусства, изделий декоративно-прикладного искусства, народных промыслов;
• мастер-классов для детей и молодежи в области народного художественного творчества, национального искусства, изготовлению изделий народных промыслов;
• концертных мероприятий и спортивных состязаний в национальных видах спорта;
• круглого стола по вопросам сохранения материального и нематериального культурного наследия России с привлечением ведущих отечественных и зарубежных ученых.
В фестивале в качестве исполнителей «исторических» реконструкций, участников концертных мероприятий, мастер-классов и спортивных состязаний выступят представители молодежи национальных республик юга Сибири.
На историческом материале будет реконструирован процесс слияния хозяйственно-культурных типов, различных национальных культур и разных социально-политических уровней развития древних народов. На основе использования местного археологического материала будет продемонстрировано взаимопроникновение обрядовой культуры бронзового и раннего железного веков. В «свернутом», сжатом виде будет показан многолетний процесс национально-культурного слияния дружественных народов как духовная основа вхождения в состав России.
Активными участниками фестиваля-реконструкции, реализующими творческий замысел, станут представители молодежи коренных малочисленных народов Южной Сибири: шорцы,
телеуты, сибирские татары, тувинцы и другие. Их участие послужит мотивом для проведения подобных фестивалей-реконструкций и в других регионах Сибири. Проведение красочного массового мероприятия будет способствовать развитию туризма на юге Сибири, привлечет внимание общественности и местной власти к принятию более эффективных мер по сохранению и использованию объектов культурного наследия. Использование элементов народного художественного творчества (национальный фольклор, костюмы, предметы декоративно-прикладного творчества) будет способствовать сохранению нематериального культурного наследия, сохранению и развитию народных художественных промыслов коренных малочисленных народов Южной Сибири.
Данный творческий проект будет способствовать повышению роли культуры и науки в жизни регионов России, позволит создать благоприятные условия для развития и реализации культурного и духовного потенциала. Социальная эффективность проекта определена возможностями презентации культурного наследия народов Сибири, привлечения внимания широкой общественности к проблемам сохранения традиционной культуры. В дальнейшем этот эффект может найти выражение в увеличении количества Всероссийских и Международных культурно-массовых и научных мероприятий, посвящённых сохранению материального и нематериального культурного наследия народов Сибири. Экономическая эффективность творческого проекта связана с возможностями развития туристической отрасли в направлении этнотуризма в регионе.
То есть проектная политика в области актуализации нематериального культурного наследия открывает возможность осуществления инновационного типа социокультурной практики в регионе - «экономики творчества», в которой творчество и проектные технологии сбалансированы с деловой активностью и бизнес-активностью в регионе.
Другим показателем эффективности проектной политики по актуализации нематериального культурного наследия является увеличение количества объектов культурного наследия, принятых на государственную охрану и вовлеченных в использование в познавательном туризме.
Осуществление творческих проектов, фестивалей обращает внимание государства к охране региональных памятников.
На все памятники археологии, истории и уникальные объекты природы в окрестностях с. Шестаково, где будут реализованы творческие или научные события фестиваля-реконструк-
ции, предполагается в дальнейшем установление охранных зон, проведение работы по составлению государственных учетных паспортов на памятники, и создание на их основе музея-заповедника под открытым небом, а также создание на северо-востоке Кемеровской области нового туристического комплекса.
Литература
1. Джованни Панна. Музеи и нематериальное наследие // Информ. бюл. ИКОМ России. - М., 2004. - № 3.
2. Квебекская декларация по передаче духа места [Электронный ресурс]. - URL: http://icomos-spb.ru/index.php/ component/joomdoc/2008_%20%20%20%20%20.pdf/download.
3. Кудрина Е. Л. Роль вузов культуры и искусства в пропаганде исторического культурного наследия России // Знание. Понимание. Умение. - 2014. - № 2. - С. 61-73.
4. Кулемзин А. М. Восьмое чудо Кузбасса. Шестаковский музей-заповедник: Концепция создания и развития. -Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств, 2015. - 107 с.
5. Кулемзин А. М. Как лодку назовешь, так она и поплывет (к вопросу об определении понятия «нематериальное культурное наследие») // Академические и вузовские музеи: роль и место в научно-образовательном процессе: мат-лы Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Томск, 7-10 дек. 2008 года / отв. ред. Э. И. Черняк. - Томск: Изд-во Томск. уни-та, 2009. - С. 184.
6. Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия // Информ. бюл. ИКОМ России. - М., 2004. - № 2.
7. Перо Ж. Приветствие ХХ конференции ИКОМ в Сеуле (2 окт. 2004 года) // Инфор. бюл. ИКОМ России. -М., 2004. - № 2. - С. 7.
8. Пономарев В. Д., Юдина А. И., Родионова Д. Д., Мухамедиева С. А., Насонов А. А. Научно-творческий форум с международным участием «Историко-культурное и природное наследие как основа развития внутреннего туризма в регионе» // Вестн. Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. - 2015. - № 31. - С. 223-228.
9. Путин В. В. Выступление на заседании Государственного совета «О государственной поддержке традиционной национальной культуры в России» 26 дек. 2006 года [Электронный ресурс]. - URL: archive.Kremline.ru/ text/appears2/2006/12/26/116109.html.
10. Управление культуры и кино администрации Чебулинского муниципального района [Электронный ресурс]. -URL: http:// chebkult.ucoz.ru/index/folklornyj_ansambl_druzhenka/0-123.
11. Управление культуры и кино администрации Чебулинского муниципального района [Электронный ресурс]. -URL: http://chebkult.ucoz.ru/index/narodnyj_kollektiv_folklornyj_ansambl_razguljaj/0-133.
12. Управление культуры и кино администрации Чебулинского муниципального района [Электронный ресурс]. -URL: http://chebkult.ucoz.ru/news/7page3.
13. Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)»: утв. распоряжением Правительства РФ от 22 февр. 2012 года № 209-р [Электронный ресурс]. - URL: http://fcpkultura.ru/new. php?id=9.
References
1. Dzhovanni Panna. Muzei i nematerial'noe nasledie [Museums and intangible heritage]. Informatsionnyi biulleten' IKOMRossii [Newsletter of ICOMRussia]. Moscow, 2004, no 3. (In Russ.).
2. Kvebekskaia deklaratsiia po peredache dukha mesta [Declaration of Quebec to transfer the spirit of the place]. (In Russ.). Available at: http://icomos-spb.ru/index.php/component/joomdoc/2008_%20%20%20%20%20.pdf/ download.
3. Kudrina E.L. Rol' vuzov kul'tury i iskusstva v propagande istoricheskogo kul'turnogo naslediia Rossii [Role of universities of culture and art in the promotion of the historical heritage of Russia]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Ability], 2014, no 2, pp. 61-73. (In Russ.).
4. Kulemzin A.M. Vos'moe chudo Kuzbassa. Shestakovskii muzei-zapovednik: Kontseptsiia sozdaniia i razviti-ia [Eighth Wonder of the Kuzbass. Shestakovsky Museum-Reserve: The concept of creation and development]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts Publ., 2015. 107 p. (In Russ.).
5. Kulemzin A.M. Kak lodku nazovesh', tak ona i poplyvet (k voprosu ob opredelenii poniatiia "nematerial' noe kul'turnoe nasledie") [How to call a boat, so it will float (the question of the definition of "intangible cultur-
al heritage")]. Akademicheskie i vuzovskie muzei: rol' i mesto v nauchno-obrazovatel'nom protsesse: materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Tomsk, 7-10 dekabria, 2008 [Academic and university museums: the role and place in the scientific and educational process: Proceedings of the Scientific Conference with international participation. Tomsk, 7-10 December, 2008]. Ed. E.I. Cherniak. Tomsk, Tomsk University Publ., 2009, p. 184. (In Russ.).
6. Mezhdunarodnaia konventsiia ob okhrane nematerial'nogo kul'turnogo naslediia [International Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage]. Informatsionnyi biulleten'IKOMRossii [Newsletter of ICOM Russia]. Moscow, 2004, no 2. (In Russ.).
7. Pero Zh. Privetstvie XX konferentsii IKOM v Seule (2 oktiabria 2004 goda) [Greeting XX Conference of ICOM in Seoul (October 2nd. 2004)]. Informatsionnyi biulleten' IKOM Rossii [Newsletter of ICOM Russia]. Moscow, 2004, no 2, p. 7. (In Russ.).
8. Ponomaryov V.D., Iudina A.I., Rodionova D.D., Mukhamedieva S.A., Nasonov A.A. Nauchno-tvorcheskii forum s mezhdunarodnym uchastiem "Istoriko-kul'turnoe i prirodnoe nasledie kak osnova razvitiia vnutrennego turizma v regione" [Scientific and Creative Forum with International Participation "Historical, Cultural and Natural Heritage as a Basis For Development of Domestic Regional Tourism"]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2015, no 31, pp. 223-228. (In Russ.).
9. Putin V.V. Vystuplenie na zasedanii Gosudarstvennogo soveta "O gosudarstvennoi podderzhke traditsionnoi natsional'noi kul'tury v Rossii" 26 dekabria 2006 goda [Speech at the meeting of the State Council "On state support of traditional national culture in Russia" on December 26, 2006]. (In Russ.) Available at: archive.Kremline.ru/text/ appears2/2006/12/26/116109.html.
10. Upravlenie kul'tury i kino administratsii Chebulinskogo munitsipal'nogo raiona [Department of Culture and Cinema of Chebula Municipal District Administration]. (In Russ.). Available at: http://chebkult.ucoz.ru/index/ folklornyj_ansambl_druzhenka/0-123.
11. Upravlenie kul'tury i kino administratsii Chebulinskogo munitsipal'nogo raiona [Department of Culture and Cinema of Chebula Municipal District Administration]. (In Russ.). Available at: http://chebkult.ucoz.ru/index/ narodnyj_kollektiv_folklornyj_ansambl_razguljaj/0-133.
12. Upravlenie kul'tury i kino administratsii Chebulinskogo munitsipal'nogo raiona [Department of Culture and Cinema of Chebula Municipal District Administration]. (In Russ.). Available at: http://chebkult.ucoz.ru/news/7page2.
13. Federal'naia tselevaia programma "Kul'tura Rossii (2012-2018 gody)": utverzhdena rasporiazheniem Pravitel'stva RF ot 22 fevralia 2012 goda № 209-r [The federal target program "Culture of Russia (2012-2018)": approved by the Federal Government on February 22, 2012, no 209-p]. (In Russ.). Available at: http://fcpkultura.ru/new.php?id=9.
УДК 008
ТЕХНОЛОГИЯ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ПРОСТРАНСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Родионова Дарья Дмитриевна, кандидат философских наук, доцент, магистр музеологии, заведующая кафедрой музейного дела, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: dasha.d.rodionova@yandex.ru
Сергеев Александр Викторович, доцент кафедры дизайна, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail:aleksandr_3571@mail.ru
В статье изложены основные подходы к созданию и применению в музейном пространстве интерактивных технологий, которые представляют собой перспективное направление развития музеев. Одной из таких развивающихся интерактивных технологий является дополненная реальность, которая не может быть создана и существовать без применения современных информационно-коммуникационных технологий. Авторы считают, что дополненная реальность именно в музейной среде смогла бы решить