УДК 7.05
СПЕЦИФИКА И СПОСОБЫ ИНТЕГРАЦИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ В ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОГО РЕГИОНА
Статья актуализирует проблему самопрезентации регионального пространства посредством культурно-исторического наследия, которое не только выступает механизмом сохранения самобытного наполнения территории, отражает ментальные особенности населения, но и несет в себе культурные и цивилизационные коды нации, определяет содержание территориальных брендов. Музеи, библиотеки, архивы являются хранителями культурно-исторического наследия, они способны сыграть ведущую роль в продвижении территории, в том числе на внутреннем и внешнем рынках туристических услуг, чему способствует развитие культурного и познавательного туризма, включающего комплекс интерактивных программ.
Ключевые слова: культурно-историческое наследие, культурная индустрия, регион, приватизация памятников, девелопмент, интерактивные формы работы, туристический маршрут.
C. fl. BanynuHa S. D. Bakulina
SPECIFICS AND MEANS OF INTEGRATION OF CULTURAL-HISTORICAL HERITAGE IN THE LIFE OF MODERN REGION
The article covers the problem of self-presentation of the regional space by means of cultural-historical heritage that is not only the mechanism of preserving the authenticity of the territory and features mental frames of mind of the population, but also keeps cultural and civilization codes of the nation and defines the content of the territory brands. Museums, libraries, archives are keepers of the cultural-historical heritage and can play a leading role in territory branding in the inner and outer markets of tourism services, and the development of cultural and educational tourism including complex of interactive programs makes it possible.
Keywords: cultural-historical heritage, cultural industry, region, monuments privatization, development, interactive methods of work, tourist route.
Вопрос о роли культурно-исторического наследия в развитии современных регионов не случаен. С одной стороны, современная культурная индустрия как конгломерат критериев развития массовой культуры, закрепленных в региональном пространстве, ориентирует производителя на создание единообразных, стандартизированных продуктов в области искусства, живописи, литературы, использующий методы тиражирования, формирует общество потребления. При этом целью становится прибыль, а созданная иллюзия свободы человека, потребляющего престижное, стандартное, формирует равнодушие к проявлению собственной инициативы и творчества. Параллельно с данным процессом актуализируется потребность человека в развитии творческой индустрии, для которой характерна новационность, авторская оригинальность, штучность и эстетическая значимость; она позволяет уйти от унификации современной жизнедеятельности и определить Место как нечто ценностно и уникально наполненное. В этой связи особое место занимает культурно-историческое наследие, способное определить основу для поддержания региональной идентичности и развивать идею самопрезентации территории в ее уникальных формах.
Согласно федеральному законодательству, специфика культурно-исторического наследия складывается из трех основных составляющих:
1) условий формирования объектов в результате исторических событий;
2) ценностного значения объектов с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства,
искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры;
3) наличия фактов, свидетельствующих о развитии эпох и цивилизаций, являющихся подлинным источником информации о зарождении и развитии культуры [1].
Культурно-историческое наследие (материальное и нематериальное) способно выступить механизмом, поддерживающим тенденцию самопрезентации территории. Сложившись исторически в течение длительного периода с учетом ментальных особенностей населения, оно обладает своеобразным ценностным капиталом, который, не только понятен, а потому принимаем своими жителями, но и привлекает внимание внешних и внутренних туристов, находящихся в поиске новых открытий, ощущений, событий. Современными хранителями культурно-исторического наследия выступают музеи, библиотеки, архивы, они выполняют функции, способные сыграть ведущую роль в продвижении территории, в том числе на внутреннем и внешнем рынках туристических услуг.
На сегодняшний день значение сохранения и регенерации культурно-исторического наследия как для отдельных регионов, так и страны в целом определяется тремя основными тезисами:
- наследие несет в себе культурные и цивилизационные коды нации. На нем основывается идентичность населения. При утрате наследия происходит потеря опоры и корней, без которых невозможно никакое развитие. Вне этой среды нация теряет свой интеллектуальный и творческий потенциал. Для русских сохранение материальных носителей наследия - памятников - особенно
значимо, поскольку наша историческая и культурная память максимально предметна и не существует без привязки к «малой родине»;
- объекты культурно-исторического наследия - это важный актив современных регионов, он может приносить прибыль и существенно влияет на экономическое развитие территории;
- культурное наследие определяет содержание территориальных брендов. Регионы стремятся перераспределить в свою пользу туристические потоки, и культурно-историческое богатство все чаще используется в качестве эффективного инструмента утверждения лидерства, продвижения и региональных, и национальных интересов на международной арене.
Основным противоречием в вопросе сохранения и презентации объектов культурного и исторического наследия, с одной стороны, является необходимость изыскать средства для содержания и реставрации многочисленных памятников, а с другой - интегрировать объекты наследия в хозяйственную жизнь региона и ввести их в экономический оборот.
Сегодня наиболее актуальными способами сохранения культурно-исторического наследия путем интеграции их в жизнь современного региона и введения их в экономический оборот являются приватизация, девелопмент, продажа исторической ауры, развитие культурного и познавательного туризма.
1. Доминирующим способом сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является приватизация памятников с наложением обременения на частных собственников. Согласно охранному обязательству, собственники должны финансировать, организовывать и выполнять работы по сохранению объектов, в том числе их реставрацию, воссоздание, ремонт, приспособление для современного использования или иных необходимых мероприятий. Несмотря на то, что принятый в 2002 г. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия» допускает наряду с государственной собственностью частную собственность на памятники архитектуры, приватизация объектов наследия так и не получила распространения в России, что связано с нераз-деленностью федеральной и муниципальной собственности на памятники и отсутствием в законе однозначного определения предмета охраны. Так, не вполне ясно, на какие именно элементы памятника распространяется охранный режим, например, можно ли вносить изменения в интерьер и внутреннюю планировку. Нередко основанием для приватизации становится неудовлетворительное техническое состояние объекта и отсутствие бюджетных ассигнований на его реконструкцию. Именно по этой причине памятник истории и культуры «Здание бывшей табачной фабрики Г. Я. Серебрякова» в Омске был приватизирован ООО «Вояж», занимающимся организацией грузовых перевозок.
2. По состоянию на сегодняшний день основным способом капитализации объектов наследия, применяемым в России, фактически является девелопмент - придание новой функциональности объекту наследия и приведение
его в соответствие с предъявляемыми рынком недвижимости стандартами: например, стандартами комфортности жилья, стандартами функциональности офисных или торговых помещений. Наиболее широко и успешно деве-лопмент используется для регенерации районов рядовой исторической жилой и промышленной застройки, которая сама по себе не является памятником и самостоятельной культурной и исторической ценности не имеет.
Помимо того, что девелопмент во всем мире представляет собой наименее щадящий способ регенерации объектов наследия, в России ситуация усугубляется тем, что государство не предоставляет инвесторам никаких экономических стимулов к бережному обращению с реконструируемым памятником и к сохранению его подлинности. В этих условиях усилия инвестора, как правило, направлены на поиски путей обхода жестких ограничений, накладываемых российским законодательством об охране памятников.
3. Особым способом интеграции культурно-исторического наследия в социальное пространство современного региона является продажа ауры или бренда места. Спецификой механизма является фактор, при котором привлекательность исторических районов, городов используется для увеличения стоимости новой недвижимости.
4. В современной действительности набирает обороты развитие культурного и познавательного туризма, создание на базе объектов наследия туристических продуктов и брендов. Туризм - это наиболее очевидный и традиционный способ капитализации объектов наследия и обеспечения возврата инвестиций в реконструкцию и содержание памятников. Известно, что с середины 1990-х гг. доля туризма в мировой торговле услугами составляет более 30 %, а ежегодный рост инвестиций в индустрию туризма составляет около 35 %.На сегодняшний день туризм является одним из самых прибыльных видов бизнеса и сегодня использует до 7 % мирового капитала. Для развития данного механизма продвижения информации об объектах культурного наследия как основополагающих в вопросе исследования специфики российских регионов необходима системность и быстрое реагирование на запросы как внешних, так и внутренних туристов. Информация, в свою очередь, активно презентуется виртуальными турами, путеводителями, создающими интригу и позволяющими сделать выбор туриста в пользу того или иного путешествия: Туристические маршруты Омской области [2]; Знакомство с городской культурой Омска [3]; Нескучный путеводитель по Новосибирску [4].
Ни один из этих методов нельзя признать идеальным, каждый из них имеет свои существенные недостатки. Поэтому, если говорить об успешных примерах регенерации объектов наследия, как правило, эти методы применяются в комплексе.
В условиях поиска форм привлечения населения к музейной среде с целью развития культурного и познавательного туризма актуальным сегодня видится комплекс интерактивных программ. Как показывает современная практика, одной из самых успешных и апробированных в последнее время является погружение в среду, под-
Гуманитарные исследования • 2015 • № 2 (6)
77
держиваемую и создаваемую культурно-историческим наследием.
Интерактивность в музее может быть, во-первых, ориентирована на современные способы развития творческих возможностей (хенд-мейд, рисунок песком), во-вторых, основана на привлечении внимания к объектам культурно-исторического наследия (материального и нематериального) как элементам воссоздаваемой аутентичной среды. Отсюда формами интерактивности могут быть интерактивные программы («Покровская ярмарка», «Большие троицкие хороводы»), интерактивные элементы в экскурсионной программе (изготовление керамических изделий в рассказе о быте и ремесле населения), интерактивная деятельность в виде экскурсий. Так, например, особенностью проекта «Виртуальные прогулки по старинному Тобольску» является возможность использования бесплатного приложения для устройств операционной системы Android, iOS или Windows Phone. Приложение автоматически определяет местонахождение пользователя и предлагает познакомиться со старинными фотографиями ближайших к нему исторических объектов, а также использовать функцию «дополненная реальность». Таким образом, при наведении камеры смартфона на здание или улицу можно увидеть архивное изображение поверх современного вида, регулируя прозрачность фотографии. Проект уникален еще и тем, что в нем можно найти и просмотреть редкие архивные изображения зданий, которые не сохранились или были перестроены в процессе развития города [ 5].
Актуальная форма привлечения внимания к уникальной составляющей регионального историко-культурного наследия является разработка сайтов, содержащих виртуальные экскурсии. Так, в рамках выполнения государственной программы «Информационное общество» и в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 создан единый портал популяризации культурного наследия «Культура. РФ». В свободном доступе на портале размещены виртуальные экскурсии по музеям и объектам культурного наследия России, лекции известных деятелей культуры и мастер-классы выдающихся деятелей искусств, создан национальный календарь событий. Начато размещение фильмов режиссеров с мировыми именами из списка «100 фильмов», а также бесплатно предоставленных фильмов Свердловской киностудии. В настоящее время в свободном доступе на портале размещено 33 виртуальных музея; 370 лекций известных деятелей культуры и мастер-классов выдающихся мастеров искусств; 67 художественных и документальных фильмов; 61 видеозапись концертов классической музыки, хореографии [6].
При разработке интерактивных форм работы стоит учитывать тенденцию, поддерживаемую современным туристом: не отдыхать, но узнавать новое, слушать и смотреть. Как показывает практика, заинтересованность
туристов растет особенно в сборных (не корпоративных) турах. Современный турист - это развитый, информированный человек. Нередко он выстраивает свою поездку, связанную с событийными турами. При условиях утраты интереса к привычному маршруту причину стоит искать в устоявшемся формате, который не поддерживает интерес и потому не пользуется популярностью. Отсюда элементы интерактивности, мастер-классы привлекают внимание: человек получает познавательное удовлетворение от самостоятельно сделанного предмета, который является элементов нематериального культурного наследия региона. Этому способствует возможность переключиться от умозрительного постижения к тактильному.
Культурная индустрия - важная форма культурного производства. Она обеспечивает массовое распространение типовых культурных образцов, созданных в стандартных формах и по стандартным технологиям, соответствует стандартным идеологическим задачам. Это черта глобального мироустройства. Положительный результат - обеспечение комфортного существования человека ввиду образования единых экономических связей, транспортных систем, социальных норм, стандартизации и массового распространения наиболее эффективных культурных практик. Однако, с другой стороны, неповторимость, уникальность места, закрепленная в историко-культурном наследии, способны сплотить, объединить вокруг знаковых для территории объектов, выстроить диалог с местом благодаря не только поиску ответов на вопросы, но и открытию для себя нового знания.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Российская газета. 2002. 29 июня. № 116-117.
2. Туристические маршруты Омской области. Путеводитель. Омск: РА «Компаньон», 2014. 120 с.
3. Знакомство с городской культурой Омска: творческий блокнот студента. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. 52 с.
4. Гамалей Т. Ю. Нескучный путеводитель по Новосибирску. Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2014. 144 с.
5. Виртуальные прогулки по старинному Тобольску выходят на международный уровень // Портал «Сиб-Туризм». URL: http://www.sibturizm.ru/index.php/novosti/ virtualnye-progulki-po-starinnomu-tobolsku-vyhodyat-na-mezhdunarodnyy-uroven.html (дата обращения 10.11.2014)
6. Портал культурного наследия России «Культура. РФ». URL: http://www.culture.ru/perfomance/list (дата обращения 18.11.2014).
© Бакулина С. Д., 2015