УДК 377.3
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ КАК ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТУРИЗМ»
О.В. Кандыба
В статье рассматриваются особенности и формы представления культурного наследия в рамках общепрофессиональных дисциплин. Автор обосновывает необходимые условия включения интерактивных технологий в образовательную деятельность колледжа.
Ключевые слова: культурное наследие, туризм, электронные ресурсы, интерактивный подход.
Проблема изучения культурного наследия является чрезвычайно актуальной при подготовке специалистов по туризму. Для развития экскурсионно-туристической деятельности, особенно историко-культурной направленности, очень большое значение имеет знание культурного наследия того или иного региона, поскольку одним из наиболее привлекательных туристско-рекреационных ресурсов является историко-культурное наследие. Поэтому идентификация места культурного наследия, его изучение в рамках специальных профессиональных дисциплин при подготовке студентов колледжа, а также разработка методики его изучения определяют актуальность рассматриваемого вопроса.
Понятие культурного наследия постепенно трансформировалось и расширялось вместе с трансформацией понятия культуры от традиционных представлений о ней как о сфере литературы и искусства к более широкой трактовке, включающей разнообразие образов жизни, основные права человека, системы ценностей, традиции и т.д. [2]. В настоящее время в науке сложились следующие основные подходы к трактовке категории «наследие»:
- генетический, определяющий наследие как исторический опыт взаимодействия человека и природы;
- экологический, считающий наследие основой устойчивого развития общества;
- географический, предполагающий определение культурного наследия как основы культурного и природного разнообразия общества.
Ю.В. Веденин [1], анализируя названные подходы, отмечает, что в их основе лежит представление о наследии как о фундаментальной категории, определяющей возможность формирования самобытного, устойчивого и разнообразного культурно-ландшафтного пространства.
Традиционно понятие культурного наследия ассоциируется с такой категорией, как памятники истории и культуры, которые предлагается трактовать как особо ценные объекты материальной и духовной культуры народов в форме отдельных сооружений, их ансамблей и памятных мест, имеющие законодательно установленный режим особой охраны.
Однако, в последнее время в связи с принятием в 2003 г. соответствующей конвенции ЮНЕСКО, всё более популярным становится понятие «нематериальное культурное наследие», которое предлагается трактовать как особо ценные явления духовной культуры народов в форме национальных языков, фольклора, искусства, научных знаний, бытовых навыков, обычаев и традиций этносов и иных социальных групп[6]. Под эгидой ЮНЕСКО введена новая номинация -памятники нематериальной культуры. Это, прежде всего, разнообразные проявления народной традиционной культуры - фольклор, народные художественные промыслы, бытовые традиции и т.д.
[7]
Каждый этнос хранит собственное культурное и помимо культурного у всякого этноса есть свое природное наследие. Именно сочетание этих начал создает индивидуальный образ народов.
Соотношение природного, культурного и социального становится определяющей в современном понимании туризма. Подсистема «культурный ландшафт» органично соединяет отдельные сферы и выполняет собирательную функцию, способствуя сплочению социальных сил и увеличению энергетического потенциала туризма. Именно в переплетении природных и культурных компонентов складывается такой образ культурного ландшафта, который способен привлечь интерес в рамках туристских практик[11].
Туризм следует рассматривать как специфическую подсистему в системно-целостном организме культуры, связанную со многими другими элементами культуры. Выделение культурного наследия региона «как ведущего аттрактора, выступающего направляющим вектором развития туристкой деятельности, выводящего туризм на новый уровень развития, позволяет
формировать различные туристские тематические дестинации» [Там же, с. 4] и программы обслуживания туристов.
Более того, многозначность туризма раскрывается непосредственно в туристкой деятельности. С одной стороны, знакомясь с новым для него регионом, человек постигает фундаментальные основы конкретной культурной среды. С другой стороны, туризм становится источником занятости и профессиональной деятельности для специалистов и местного населения, вовлекаемых в культурное и туристское обслуживание [Там же, с. 10]. Поэтому, объекты культурного наследия, обладая традиционным культурно-историческим предназначением и будучи одним из элементов государственной культурной политики, становятся важным фактором регионального социально-экономического развития [12].
Таким образом, профессиональное освоение культурных ценностей следует рассматривать как одно из перспективных направлений развития туризма, особенно применительно к условиям региона и разработке туристских программ[3].
В связи с этим следует направить педагогические усилия на повышение эффективности профессиональной подготовки специалистов туристской сферы на основе активного использования культурного наследия [4; 9].
Знание особенностей использования природно-исторических ресурсов Российской Федерации, культурных ценностей позволит специалисту в сфере туризма обеспечить разработку программно-методических материалов, правильно организовать собственную рекламу среди всех категорий населения [10].
Решение подобной задачи, по мнению автора, заключается в предположении, что профессиональная подготовка студентов колледжа, обучающихся по специальности «Туризм», в рамках дисциплин вариативной части основной профессиональной образовательной программы, посвященных изучению культурного наследия, будет более эффективной, если:
- в ходе дисциплины студенты будут не только ознакомлены с объектами материального и нематериального культурного наследия, а на практических примерах рассмотрят место и роль культурных ценностей в туристских программах и продвижении дестинаций на мировом туристском рынке;
- на основе предметно-функционального представления культурных ценностей студентами будут разработаны модели туристских программ, включающие объекты культурного наследия и системно представляющие содержание, структуру, виды деятельности туристов в рамках данных программ;
- активизируется самостоятельная познавательная деятельность студентов по изучению культурного наследия, как личностная потребность, так и профессиональная, развивающая у студентов способность понимания профессиональных задач и формирования профессиональных решений;
- разработана методика обучения дисциплинам, посвященным изучению культурного наследия, с использованием компьютерных технологий и электронных ресурсов, формирующая у студентов единство профессиональных решений с научно обоснованными практическими действиями, понимание вопросов сохранения культурного наследия и его рационального использования в системе туризма;
- в качестве основных компонентов структуры процесса приобщения к культурно-историческим ценностям определены формирование положительного отношения к региональному культурно-историческому потенциалу;
- в процессе обучения применяются интерактивные подходы, а именно: учебный процесс организован таким образом, что обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают, т.е. это означает высокий уровень взаимно направленной активности субъектов.
Изложенное позволяет рассматривать содержание дисциплин «Культурное наследие народов мира» и «Достопримечательности Московского региона» не только в контексте ознакомления с перечнем известных достопримечательностей и объектов туристского интереса, но и рационального использования культуры как ресурса развития туризма, в частности формирования туристских программ, разработки туристских маршрутов, осуществления экскурсионной деятельности, культуры обслуживания и пр. Такой подход обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, акцент на деятельность.
Сегодня в сети Интернет существует большой объем информации различного содержания и качества по теме культурного наследия. Однако, в рамках профессиональных дисциплин необходимо определить те ресурсы, которые будут полезны при изучении, и содержать релевантный контент [5]. При
подготовке методического обучения необходимо учитывать следующее аспекты электронных ресурсов:
1. Электронные ресурсы и проекты, относящиеся к теме культурного наследия для образовательных целей, которые могут использоваться преподавателями и студентами (официальные образовательные порталы, профессиональные педагогические ассоциации и форумы, педагогические интернет-порталы, сайты образовательных организаций и др.);
2. Веб-сайты, предлагающие данные более общего характера по вопросам культурного наследия (государственные и профессиональные организации, занимающиеся вопросами в сфере культурного наследия, сайты туристских офисов и представительств и др).
3. Веб-сайты, содержащие информацию по различным аспектам культурного наследия (профессиональные порталы, посвященные вопросам культурного наследия, сайты учреждений культуры: музеи, театры и др.).
4. Веб-сайты, содержащие информацию о региональном/местном культурном наследии (сайты педагогических и культурно-образовательных проектов, туристические порталы и сайты, сайты туристских офисов и представительств, порталы о культуре, карты, фотографии и др.).
Интересным в рамках данного вопроса представляется зарубежный опыт по использованию электронных ресурсов для изучения культурного наследия. Для этой цели разрабатываются образовательные ресурсы для преподавателей и студентов, а также ссылки на полезные интернет ресурсы. Подобные ресурсы - это не только база данных, содержащая информацию по объектам культурного наследия, карты, фотографии и пр., здесь также собраны материалы для преподавателей, такие как: письменные задания, задания с упражнениями, для самостоятельной работы, презентации, в том числе, и для интерактивной доски и др.
В качестве примера можно привести задание по теме «О чем могут рассказать архитектурные формы?», которое, к примеру, можно использовать, во время работы по теме «Архитектурные стили Москвы», и содержащее в себе элементы интерактивного подхода. При изучении здания/постройки предлагается ряд последовательных действий.
Целями и задачами данного задания являются:
- определить различия в формах, образцах и особенностях декора здания и установить их связь с целевым назначением постройки;
- после наглядного ознакомления с архитектурными формами определить, почему именно эти формы были выбраны при строительстве;
- создать перечень лексических единиц, с помощью которых можно описать архитектурные формы, модели и декор здания.
Далее предлагаются варианты заданий:
- данная работа может проводиться в контексте изучения материалов, примененных при строительстве;
- задание может быть выполнено до осмотра местных достопримечательностей, а также во время осмотра;
- студентам может быть предложено рассмотрение вопросов на темы: для чего в прошлом требовалось такое количество окон, когда было построено здание и др.;
- во время осмотра объектов студенты могут сфотографировать различные части зданий и построек, различные архитектурные формы, а затем представить коллаж «нового» здания, т.е. выполнить творческое задание.
Последний пункт представляет особый интерес, т.к. под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества. Цель такого задания - найти свое собственное «правильное» решение, основанное на персональном опыте.
Подобный творческий подход к разработке заданий был применен в рамках дисциплин «Культурное наследие народов мира» и «Достопримечательности Московского региона». Студентам предлагается освоение теоретического материала с приведением примеров из профессиональной области, а также варианты заданий, основанных на использовании профессиональных электронных ресурсов с применением полученных результатов в практической деятельности.
Чтобы с первых лекций заинтересовать студентов вопросами изучение культурного наследия, им было предложено рассмотреть:
- Использование фольклорных персонажей в качестве элементов продвижения дестинации на туристском рынке посредством изучения проекта «Сказочная карта России». Сегодня на «Сказочной карте России» обозначены более 20 резиденций, парков, поместий, где «проживают»
Снегурочка, Дед Мороз, Леший, Царь Берендей, Кощей Бессмертный, Колобок и другие герои фольклора. Регионы часто сами предлагают своего героя и создают уникальную сказочную туристическую программу. В проект также активно вовлекаются туроператоры, которые продвигают в регионах своих сказочных персонажей [8]. В рамках практического задания студентам может быть предложено разработать и оформить собственную «карту сказочного туриста».
- Изучение айдентики туристских брендов, связанной с объектами и элементами культурного наследия и достопримечательностями (например, в туристском бренде Перу смысловую и визуальную связующую роль играют аллюзии на рисунки Наска и намеки на национальные узоры в виде линий, которые проходят через весь фирменный стиль). В рамках практического задания студентам может быть предложено разработать собственный историко-культурный бренд региона.
- При изучении роли элементов культуры в формировании туристского интереса предлагается совершить виртуальную экскурсию по музею, рассмотреть на примере программу событийного тура туроператорской компании и составить собственную, разработать фирменный стиль для сувенирной продукции и др.
Подобный формат заданий, хоть и является новым и требует детальной методической проработки, однако является практико-ориентированным, интерактивным и обусловливает овладение общими, профессиональными и дополнительными профессиональными компетенциями в ходе изучения дисциплины.
Среди современных подходов в обучении определенное место занимает творческая проектная деятельность. Так, в результате обобщения различных примеров педагогического опыта, было разработано следующее задание для творческого проекта студентов: составить азбуку-путеводитель для детей по Москве. Были сформулированы цели:
- расположить объекты и элементы культурного наследия в алфавитном порядке, предварительно отобрав их и обосновав свой выбор;
- составить краткое описание объекта.;
- использовать профессиональные электронные ресурсы для работы с информацией;
- выполнить собственный рисунок объекта или элемента культурного наследия и включить его в работу;
- представить проект в виде презентации в формате Powerpoint.
Следует отметить, что сложность данного задания заключалась в адаптации культурологической и исторической информации к уровню знаний дошкольника или школьника определенного возраста. Для этого требовалось использование специальных терминов, грамматических конструкций определенной сложности. Студентам было необходимо переработать научный материал, чтобы изложить его в форме, простой и понятной для ребенка определенного возраста, вызывая при этом интерес к туристическому объекту.
В результате выполнения проекта была составлена «Азбука-путеводитель по Москве для детей и их родителей», представленная в электронном формате, который удобен тем, что содержит ссылки на отобранные профессиональные электронные ресурсы, содержащие более подробную информацию об объектах.
»липой театр
ЛЕЯМ
Й 11 1 1
$33 и
Большой театр
Вся история театральной культуры Москвы на очень многие годы была связана с Большим театром. Ее принято вести с 28 марта 1776 г. Эта дата считается днем основания московского Большого театра. В этот день Екатерина II подписала указ на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Здание Большого уже в течение многих лет воспринимается всеми как одна изглавныхдостопримечательностей Москвы. А Большим он назывался не всегда. Первое его название - Петровский, потому что первое здание театра выходило на улицу Петровка. Петровский театр, который построили очень быстро — меньше, чем за полгода, стал первым построенным в Москве публичным театральным зданием такой величины, красоты и удобства.
За все время своего существования театр ни раз подвергался пожарам и восстанавливался вновь. Так после одного из пожаров и последовавшего за этим восстановления здания, состоялось торжественное открытие нового Петровского театра — куда большего, чем утраченный старый, и потому названного Большим Петровским. Вот так и стал он называться «Большим». А позже к его названию добавилось важная приставка: «Императорский», которую потом заменили на «Государственный». Вот и несколько лет назад здание театра снова было закрыто на реконструкцию и, открывшись, театр обрел свою былую красоту. Со времени своего рождения Большой театр был и остается крупнейшим центром русской музыки, одним из ведущих театров мира.
ЕЮ
Рис 1. Фрагмент проекта «Азбука-путеводитель по Москве для детей и их родителей»
Таким образом, в современном туризме все большее значение приобретают игровые и активные формы представления культурного богатства. В этом случае турист становится непосредственным участником, познает события и явления изнутри, приобретает новый опыт, испытывает личные переживания, ощущает сопричастность к событиям исторического прошлого [13].
Поэтому в процессе обучения будущего специалиста в сфере туризма должны присутствовать творческие задания, эффективно реализовать которые можно с помощью электронных и интернет ресурсов.
Использование новых форм представления культурного наследия будет способствовать более яркому представлению информации, активизирует создание новых туристических проектов и программ, что в итоге обеспечит высокий профессионализм и компетентность будущих работников туристической отрасли.
This article deals with features and forms of representing cultural heritage within the framework of professional disciplines. The author proves the necessary conditions of including interactive technologies into educational activities of college.
The key words: electronic resources, tourism, e-learning, interactive technologies.
Список литературы
1. Веденин Ю.А. Формирование нового культурно-экологического подхода к сохранению наследия (в контексте истории создания Российского института культурного и природного наследия) // Экология культуры: Альманах Института Наследия «Территория». М., 2000. С. 25-30.
2. Герасименко Т.И., Гладкий И.Ю. Всемирное культурное наследие региона как основа развития историко-культурного туризма [Электронный ресурс] // Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/gerasimenko.htm (дата обращения: 07.02.2014)
3. Дегтяренко, А.В. Культурно-историческое наследие региона в профессиональной подготовке специалистов туристской анимации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Дегтяренко Александр Владимирович. М., 2007. 131 c.
4. Зятева Л.А. К вопросу о формировании социокультурной среды университета // Актуальные проблемы современного образования: Сборник научных трудов XV1 Международной научно-практической конференции. Брянск: Изд-во ГК «Десяточка», 2012. С. 153 - 158.
5. Исакова Г.С. Информационная составляющая интерактивных форм образовательного процесса. Вестник Брянского государственного университета. No1 (2013): Общая педагогика. Профессиональная педагогика. Психология. Частные методики. Брянск: РИО БГУ, 2013. 250 с. С. 39-41.
6. Мазуров, Ю.Л. Концептуальные основы наследиеведения. Доверительное управление культурным и природным наследием в России: прецеденты, аргументы, документы // Отв. ред. А.П. Кудрявцев, Ю.Л. Мазуров. [Электронный ресурс] // URL: http://www.ntrust.ru/public.cms/?eid=689230 (дата обращения: 01.02.2014)
7. Нематериальное культурное наследие [Электронный ресурс] // ВООПИиК. Центральный совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: [сайт]. [2010]. URL: http://www.voopik.ru/our-heritage/kinds-cultural-heritage/non-material/ (дата обращения: 02.02.2014)
8. По «сказочной России» можно будет путешествовать с дисконтной картой // Вести АТОР. 20.12.2013. URL: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/24889.html (дата обращения: 16.01.2014)
9. Рыженко, А.И. Культурное наследие России в подготовке специалистов туристской сферы: автореф. дис. ... кан. пед. наук: 13.00.08 / Рыженко Анна Ивановна. Сходня. 2007. 26 с.
10. Сильченкова, Т.Н. Культурно-историческое наследие и природные ресурсы в профессиональном образовании менеджеров туризма (На примере Смоленской области): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Сильченкова Татьяна Николаевна. М., 2001. 145 c.
11. Сиченко, Н.С. Культурологическая модель развития туризма Ленинградской области: автореф. дис. ... кан. культурологи: 24.00.01 / Сиченко Наталия Степановна. Спб, 2012. 26 с.
12. Соловьев, В. В. Совершенствование регионального механизма управления объектами культурного наследия : на примере Рязанской области : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Соловьев Виктор Владимирович. Рязань, 2010. 152 с.
13. Шарапов, Д.Ю. Культурно-историческое наследие как объект познавательного туризма: на примере Волгоградской области: дис. ... канд. ист. наук : 24.00.01 / Шарапов Дмитрий Юрьевич. - Волгоград, 2009. 165 с.
Об авторе
Кандыба О.В. - аспирант Российского Нового Университета, [email protected]