Научная статья на тему 'Qr-коды и туризм. К опыту создания цифрового контента об историко-культурных объектах в контексте развития туристических порталов'

Qr-коды и туризм. К опыту создания цифрового контента об историко-культурных объектах в контексте развития туристических порталов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3476
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
НАВИГАЦИОННО-ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ / QR-КОД / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ТУРИЗМ / ЦИФРОВОЙ КОНТЕНТ / NAVIGATING-TOURIST PORTAL / QR-CODE / OBJECTS OF CULTURAL HERITAGE / TOURISM / DIGITAL CONTENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кирсанова Екатерина Анатольевна

Статья посвящена анализу процессов создания и функционирования российских туристических порталов, объединенных с использованием технологий дополненной реальности (qr-коды). С начала 2012 г. в различных регионах Российской Федерации начался запуск проектов по созданию или модернизации туристических порталов, связанных с применением табличек с qr-кодами на объектах историко-культурного наследия. Анализ сообщений в СМИ о возникновении подобных проектов показывает, что процесс создания удобных информационно-навигационных сервисов с историко-краеведческой тематикой охватил порядка 50 российских городов. В статье анализируется причины возникшего «бума» qr-кодирования историко-культурного наследия, динамика развитиия проектов, связанных с созданием навигационно-туристических порталов, целевые аудитории проектов, влияние проектов на развитие туристской инфраструктуры. Затронуты проблемы стагнации проектов или их закрытия и рассмотрены перспективы дальнейшего развития проектов с рекомендациями по их усовершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Кирсанова Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QR-CODES AND TOURISM. THE EXPERIENCE OF CREATING DIGITAL CONTENT ABOUT HISTORICAL AND CULTURAL SITES IN THE CONTEXT OF TOURISM PORTALS DEVELOPMENT

The paper is devoted to the analysis of the process of creation and functioning of the Russian tourist portals linked with the use of technologies of augmented reality (qr-codes). Since the early 2012 various regions of the Russian Federation have seen the start of the projects on creation or modernization of tourist portals connected with the application of qr-codes plates on the objects of historical and cultural heritage. The analysis of mass-media messages about the emergence of similar projects shows that process of creating convenient information-navigating service on local history and lore has captured about 50 Russian cities. The reasons of the ‘boom' in qr-coding of historical and cultural heritage, the dynamics of progress of the projects connected with making navigating tourist portals, the target audiences of projects, the influence of projects on the progress of tourism infrastructure are analyzed in the paper. Problems of stagnation or closing of projects are mentioned, and prospects of further projects development with recommendations on their improvement are considered.

Текст научной работы на тему «Qr-коды и туризм. К опыту создания цифрового контента об историко-культурных объектах в контексте развития туристических порталов»

УДК 379.85

QR-КОДЫ И ТУРИЗМ. К ОПЫТУ СОЗДАНИЯ ЦИФРОВОГО КОНТЕНТА ОБ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТАХ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОРТАЛОВ

Е. А. Кирсанова

QR-CODES AND TOURISM. THE EXPERIENCE OF CREATING DIGITAL CONTENT ABOUT HISTORICAL AND CULTURAL SITES IN THE CONTEXT OF TOURISM PORTALS DEVELOPMENT

E. A. Kirsanova

Статья посвящена анализу процессов создания и функционирования российских туристических порталов, объединенных с использованием технологий дополненной реальности (qr-коды). С начала 2012 г. в различных регионах Российской Федерации начался запуск проектов по созданию или модернизации туристических порталов, связанных с применением табличек с qr-кодами на объектах историко-культурного наследия. Анализ сообщений в СМИ о возникновении подобных проектов показывает, что процесс создания удобных информационно-навигационных сервисов с историко-краеведческой тематикой охватил порядка 50 российских городов. В статье анализируется причины возникшего «бума» qr-кодирования историко-культурного наследия, динамика развитиия проектов, связанных с созданием навигационно-туристических порталов, целевые аудитории проектов, влияние проектов на развитие туристской инфраструктуры. Затронуты проблемы стагнации проектов или их закрытия и рассмотрены перспективы дальнейшего развития проектов с рекомендациями по их усовершенствованию.

The paper is devoted to the analysis of the process of creation and functioning of the Russian tourist portals linked with the use of technologies of augmented reality (qr-codes). Since the early 2012 various regions of the Russian Federation have seen the start of the projects on creation or modernization of tourist portals connected with the application of qr-codes plates on the objects of historical and cultural heritage. The analysis of mass-media messages about the emergence of similar projects shows that process of creating convenient information-navigating service on local history and lore has captured about 50 Russian cities. The reasons of the 'boom' in qr-coding of historical and cultural heritage, the dynamics of progress of the projects connected with making navigating tourist portals, the target audiences of projects, the influence of projects on the progress of tourism infrastructure are analyzed in the paper. Problems of stagnation or closing of projects are mentioned, and prospects of further projects development with recommendations on their improvement are considered.

Ключевые слова: навигационно-туристический портал, qr-код, объекты культурного наследия, туризм, цифровой контент.

Keywords: navigating-tourist portal, qr-code, objects of cultural heritage, tourism, digital content.

О значимости информационных технологий в развитии туризма было написано немало работ, охватывающих обширный спектр тем - от возможностей интернет-бронирования отелей и авиабилетов до необходимости создания информационных порталов, содействующих развитию внутреннего и въездного туризма на территории Российской Федерации. Последнее особенно существенно в рамках исследования, предлагаемого в представленной статье.

Изучение научной литературы показало, что отдельных работ на русском языке, посвящённых проблемам создания и функционирования туристических порталов, их роли в развитии туристической индустрии, на данный момент не очень много.

Одной из наиболее интересных в этом направлении является монография коллектива авторов Российского государственного университета туризма и сервиса НОЦ изучения туристских ресурсов «Актуальные проблемы изучения туристских ресурсов Российской Федерации на основе применения современных информационных технологий» [1]. В работе описываются проблемы информатизации туризма на региональном уровне, типы электронных туристских ресурсов и правила их создания, а также история разработки и функционирования федерального информационного портала «Живая карта России».

При этом авторы не исследуют другие информационные порталы России, ограничиваясь только описанием собственного опыта и рекомендациями для потенциальных создателей аналогичных проектов на региональном уровне.

Необходимо отметить, что в настоящее время нет не только работ, которые бы комплексно исследовали российские туристические порталы, но даже реестра или списка таких порталов. Также практически отсутствуют публикации, изучающие проекты, объединившие развитие туристических порталов и использование технологий дополненной реальности. В свете этого данная статья, посвящённая анализу подобных проектов, может стать началом для исследования российских туристических порталов.

С начала 2012 г. в различных регионах Российской Федерации начался запуск проектов по созданию или модернизации туристических порталов, объединенных с использованием указателей с qr-кодами на объектах историко-культурного наследия. Данные проекты имели общие установки, но варьировались в зависимости от принадлежности (государственная, частная, частно-государственная, корпоративная) и функционального наполнения ресурсов. Ключевым элементом проектов, позволившим говорить о продолжении развития современных информационных

технологий в российской туристической отрасли, стало использование qr-кодов.

QR-код (от английского quick response, что переводится как «быстрый отклик») - это двухмерный матричный код, предоставляющий информацию для быстрого её распознавания с помощью фотокамеры мобильного телефона или планшета, посредством специальной бесплатной программы, установленной в мобильном устройстве. Разработан QR-код был в 1994 г. японской компанией Denso-Wave для нужд автомобильной промышленности и получил широкое распространение в маркировке товаров и в рекламных буклетах. Но с конца 90-х гг. область применения qr-кодов значительно увеличивается и его начинают использовать в туристической индустрии. Наиболее популярны qr-коды становятся при создании сервисов, связанных с общественным транспортом, сферой гостиничных услуг и общественного питания, а также информирования туристов о местных достопримечательностях.

Использование qr-кодов в проектах по оснащению историко-культурных объектов информационными табличками (с нанесением таких кодов) было обусловлено удобством получения большого объема информации об объекте в реальном городском пространстве, находясь непосредственно перед ним. Чаще всего при считывании кода делается переадресация на страницу о данном объекте на соответствующем ресурсе (портале).

К тому же информация на портале может быть размещена на разных языках и в различных формах -текстовой, визуальной, звуковой. В случае, когда достопримечательности на сайте привязаны к карте с геолокацией (яндекс или разработанные специально для портала) и предлагаются как часть экскурсионного маршрута, можно говорить о производстве нового типа информационно-навигационной системы с элементами дополненной реальности.

О создании проектов по модернизации или разработке туристических (реже краеведческих) порталов, объединённых с кодированием историко-культурных и природных достопримечательностей, первыми объявили областные города и столицы республик Российской Федерации. В течение 2012 - 2014 гг. география подобных проектов заметно расширялась, охватывая такие небольшие города, как Шуя, Плес или Кореновск.

Можно предположить, что существует комплекс причин, породивших бум qr-кодирования на территории Российской Федерации. К ним можно отнести проблему слабой развитости системы туристической навигации и ориентирующей информации в большинстве территорий нашей страны. В «Методическом пособии по созданию системы дорожных указателей к объектам культурного наследия и иных носителей информации», изданном департаментом туризма и региональной политики министерства культуры Российской Федерации, эта проблема описывается следующим образом: «Экспертами и участниками туристского рынка отмечается недостаточная интеграция объектов культурно-исторического наследия Российской Федерации в туристскую отрасль, прежде всего, за счет отсутствия базовых сервисных функций для

туристов, которые присущи культурно-историческим объектам за рубежом. Во многих учреждениях культуры полностью отсутствует ориентирующая информация для туристов и посетителей, либо она не отвечает современным потребностям потребителя, ее немного и изготовлена она кустарным способом. Исследование, проведенное компанией «ИнтелМедиа», показало, что большинство руководителей региональных органов управления туризмом в целом негативно оценивают существующую Систему навигации и ориентирующей информации для туристов» [7]. Анализ ситуации, сложившейся в ориентационно-навига-ционной системе городов, привел к пониманию необходимости изменений на самом высоком уровне. Владимир Путин 11 октября 2012 г. подписал перечень поручений по итогам заседания Совета по культуре и искусству, состоявшегося 25 сентября 2012 г., где в пункте 4 обязал разработать общероссийскую систему навигации и ориентирующей информации для туристов, предусмотрев при этом создание национального туристического интернет-портала, а также создание на территории субъектов Российской Федерации туристских информационных центров, установку дорожных указателей к объектам культурного наследия и иных носителей информации [9].

Другой важной причиной стало осознание необходимости в создании современного, адекватного молодому поколению россиян информационного контента об историко-культурном наследии и уникальных природных комплексах России. Туризм в данном контексте рассматривался не просто как отдых и развлечение, но и как форма, способствующая развитию патриотизма и пониманию важности сохранения культурного наследия своей страны.

Так, комментируя проект создания универсальной платформы для развития культурного туризма во всех странах мира на основе мобильных технологий (разработчик компания-клиент бизнес-инкубатора МГИ-МО «Рите»), Григорий Орджоникидзе, ответственный секретарь Комиссии по делам ЮНЕСКО Российской Федерации заявил следующее: «Мы поддержали эту инициативу, так как развитие современной информационной среды - лучший способ привлечения внимания подрастающего поколения к объектам культурного наследия и деятельности ЮНЕСКО (...) Особенно приятно, что программа Р1гте инициирована молодежью. А значит в своей работе по пропаганде Всемирного культурного наследия и ценностей ЮНЕСКО, мы нашли ключ к их сердцам» [6].

Первое исследование проектов qr-кодирования историко-культурного наследия, было осуществлено автором данной статьи в 2013 г., в публикации ««РЯ-Томск. История по-новому». К опыту создания современного цифрового контента об историко-культурных объектах города Томска» [4]. Многие заключения остаются актуальными спустя полтора года, в течении которых автор отслеживал вновь появляющиеся проекты.

Так, проекты возникшие в 2014 г., как и прежние, позиционировались как направленные и на внешнего (туристы) потребителя информации о культурно-историческом наследии, и на внутреннего - самих горожан. Также отмечается проблема слабой информиро-

ванности местного населения, и в первую очередь молодежной аудитории, об истории и культуре города. Поэтому проекты рассматриваются как возможность привлечь внимание молодого поколения горожан к историко-культурному наследию городов и регионов через использование современных информационных технологий, популярных в молодежной среде. Кроме того, в отличие от бумажных путеводителей и карт, у данных проектов практически нет ограничений по объему информации, которая может предоставляться туристу, включая и огромное количество дополнительных сервисов - поиск объектов по карте, самостоятельное составление маршрута или экскурсии, прогноз погоды, кросс-ссылки на туристские ресурсы региона и т. д.

«Таким образом, проекты по qr-кодированию исторических объектов рассматриваются их создателями как:

1. Часть процесса создания удобной мобильной туристской информационной инфраструктуры (самостоятельное бесплатное получение путевой экскурсионной информации) в рамках развития местной ту-риндустрии.

2. Новая форма актуализации историко-культурного наследия для местного населения, прежде всего молодого поколения горожан.

Кроме того, qr-кодирование мыслится важным компонентом для создания и развития:

1) новой городской навигации (таблички-указатели, геолокация, мобильные приложения);

2) имиджа города и региона, как современного, инновационного, использующего современные технологии коммуникации (позиционирование и продвижение города с помощью информационных технологий в сети интернет);

3) новых баз цифрового контента для построения виртуального образа города» [4, с. 38].

Большая часть проектов была санкционирована властными структурами на уровне области или муниципалитета. Реже проекты были инициированы университетской общественностью при поддержке оператора сотовой связи «Билайн» (ОАО «Вымпелком») и местных властей.

Самым распространенным вариантом расположения информации о закодированных объектах стало её размещение на официальных туристических порталах городов или областей. Например, qr-коды, расположенные на стенах памятников в Иваново, отсылают на официальный туристический портал Ивановской области [13].

В Екатеринбурге ссылки ведут сразу на два ресурса, т. к. в этом мегаполисе существуют два параллельных проекта, один из которых создан администрацией города ^г-код отсылает на информационный портал сайта администрации города в соответствующие разделы Информационно-туристической службы) [12], а другой - Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (^г-код отсылает на официальный сайт данного министерства) [14].

При таком варианте размещения информации сложно отследить реальное количество закодированных в городе или области объектов, поскольку общее

количество статей о достопримечательностях на сайте может превышать количество оснащённых табличками объектов, а статьи о закодированных памятниках как правило не маркируются специальными пометками на сайте.

Вторым вариантом размещения информации стала разработка специализированных, создаваемых именно под проект, информационных порталов. Коренное отличие данных ресурсов в том, что они монофункциональные - представляют только информацию, связанную с историко-культурными объектами и прочими достопримечательностями, и охватывают только экскурсионную сферу. На данных ресурсах невозможно встретить информацию по размещению, бронированию, питанию и т. д.

Ярким примером подобного ресурса является проект «Узнай Москву», санкционированный Департаментом культурного наследия города совместно с Департаментом по информационной политики. Первоначально проект был ориентирован на размещение информации на основном портале Департамента культурного наследия (проект "Культурные коды Москвы») [10]. Но по мере развития проекта возникла необходимость создания отдельного портала с расширенным функционалом, где присутствовала бы не только информация по объектам, но и возможность выбора маршрутов, карта, поисковые фильтры, загрузка мобильного приложения, обратная связь, страницы авторов, возможности размещения своей статьи (проект стал развиваться по типу Викепедии). Расширение функциональных составляющих проекта логически привело к созданию навигационно-туристи-ческого портала «Узнай Москву» [17].

На данный момент это самый многофункциональный и «живой» портал из специально созданных. Например, администрация вологодской области пошла иным путем, сделав ставку в формировании контента только на специалистов подведомственных структур, что привело к более сдержанной стилистики в изложении информации («сухая» информация) и отсутствию ряда сервисов - экскурсий, обратной связи и т. п. [15]

Такую же ситуацию мы можем наблюдать и в случае проектов, инициированных оператором сотовой связи «Билайн» (ОАО «Вымпелком»). Специально созданные под проект сайты («Кузбасс на ладони» [5], «Омск на ладони» [8], «Владимир на ладони» [2]) не обладают большим набором дополнительных возможностей (существует только привязка объекта к Яндекс-карте), что не позволяет им развиваться ни в направлении масштабного просветительского проекта с развитой экскурсионно-навигационной функцией, ни в сторону полифункционального туристического портала. Данные проекты находятся в состоянии стагнации, не расширяя ни свой функционал, ни количество представленных объектов.

Аналогично ситуация обстоит с порталом «Рите» (разработчик - фирма-резидент «Р1гте» бизнес-инкубатора МГИМО), который анонсировался как платформа для создания единой информационной структуры для развития культурного туризма в Российской Федерации.

Попытка создания на базе проекта по qr-коди-рованию полифункционального портала с навигацией - рядом с культурным объектом высвечивались метки об объектах туристской инфраструктуры (питание, проживание, отдых), расположенных в этой же локации - была предпринята тюменской компанией ООО "ИРИС. Интеграция". Кроме того, рЯ-город был и первым частным, не государственным проектом, позиционировавшимся как социальный межрегиональный проект.

В Томске проектная инициатива по созданию специализированного портала «рЯ-Томск. История по-новому» принадлежала общественной инициативной группе активистов из сообщества «Странные люди». Запуск проекта состоялся 7 января 2013 г. на деньги гранта «Конкурс на лучшие молодежные социальные проекты Томской области» Департамента по молодежной политике, физической культуре и спорту администрации Томской области. Проект был ориентирован на постепенное развитие того же набора функциональных составляющих, что и московский проект «Узнай Москву» (кроме построения по типу Википедии») и с момента запуска был оснащен картой с геолокацией и возможностью выбора экскурсии. Но отсутствие финансирования проекта, по сути, также привело к его стагнации с начала 2014 г.

Мониторинг проектов в сети интернет за 2013 -2014 гг. показал, что практически у большинства из них в процессе реализации возникли однотипные варианты развития и проблемы. При очень ярком старте, проекты либо прекратили существование (как тюменский проект «рЯ-Город», постепенно расширивший свою территорию до 6 крупных городов РФ), либо находятся в стагнации из-за отсутствия финансирования, стратегии развития и возможности коммерциализации проекта («рпте», «рЯ-Томск. История по-новому») или как уже «отработанные» в рамках рекламных кампаний известных сотовых операторов («Омск на ладони», «Владимир на ладони»). Также организаторы некоторых проектов не реализовали амбициозные обещания закодировать все исторические объекты в своем городе (Екатеринбург, Омск, Томск), фактически расширив информационную базу об историко-культурных объектах незначительно. Кроме того, при отсутствии открытых данных о количестве объектов закодированных при запуске проектов, сложно анализировать через сеть интернет, продолжается ли кодирование объектов в настоящий момент. Информация о закрытии проектов на сайтах департаментов как правило не присутствует. Выяснить данную информацию возможно только путем письменных запросов в администрации городов и регионов, чего автор статьи на этом этапе исследования пока не осуществила. Также сложно судить о востребованности qr-кодов и созданных навигационно-туристических порталов из-за отсутствия открытого мониторинга посещаемости и обратной связи в виде страниц для откликов, форумов или групп в социальных сетях.

Положительная динамика развития есть только у московского проекта «Узнай Москву». По данным Департамента информационных технологий города

Москвы, в день сайт посещают от 1500 до 2600 единичных пользователей, причем заход на сайт через qr-коды составляет от 30 до 67 % [16]. Связано это не только с закладыванием ежегодной статьи расходов на проект, что безусловно дает возможность его стабильного развития, но и с четкой стратегией развития и продвижения проекта.

Во-первых, большой плюс проекта в его открытости и построении по типу Викепедии. При этом статьи проходят экспертную оценку.

Во-вторых, разработана комплексная образовательная программа, сопровождающая проект (программа конкурсов, специальные ознакомительные уроки, посвященные проекту в рамках курса «Моск-воведение», открытые уроки-экскурсии на сайте проекта), а также существуют проект-спутник «Выход в город», бесплатное мобильное приложение, расширение функционала сайта и постоянное пополнение контента и продолжающееся оснащение зданий qr-кодами (более 800 закодированных объектов), обновление и увеличение количества возможных экскурсионных маршрутов, привлечение к проекту известных личностей (экскурсии от Петра Кулешова, Георгия Дронова, Валерия Гаркалина, Петра Налича). Особенно важно и то, что проходит постоянная работа по популяризации технологии qr-кодирования объектов историко-культурного наследия.

Подводя итоги, можно сказать, что 2012 - 2014 гг. стали временем поиска новой городской коммуникации в отношении историко-культурного наследия российских городов. Перспективы соединения интернет технологий с возможностями современных средств связи, которые позволяют любому человеку при наличии соответствующего гаджета получать информацию о различных городских объектах, находясь непосредственно перед ними в городе, породили множество однотипных проектов по qr-кодированию наследия - со схожими целями и задачами (развитие туризма, городской идентичности, навигации, баз цифрового контента, имиджа территорий). Разнятся данные проекты лишь по степени ответственности их организаторов к проблемам нарратива и удобству сайтов или страниц проектов. Наиболее развитым и успешным на данный момент является проект «Узнай Москву», поскольку он обладает высокой степенью информативности своего контента, постоянным финансированием, быстрой наполняемостью сайта за счет независимых добровольных авторов, бесплатным мобильным приложением, расширенным функционалом и продуманной стратегией продвижения.

В целом можно констатировать, что возможность развития проектов и активного использования их продуктов как удобных туристских информационно-навигационных систем в рамках развития туризма на территории Российской Федерации будет завесить от качества их исполнения, вероятности разработки мобильных приложений и дополнительных сервисов, и особенно от популяризации возможностей qr-коди-рования на уровне специальной государственной информационной программы.

Литература

1. Адашова Т. А., Андреева Т. С., Валькова Т. М., Джанджугазова Е. А. Актуальные проблемы изучения туристских ресурсов Российской Федерации на основе применения современных информационных технологий: монография / под ред. Джанджугазоваой Е. А. М.: РГУТиС, НОЦ изучения туристских ресурсов. 2012. 250 с.

2. Владимир на ладони // Информационный культурно-просветительский проект сайт. Режим доступа: http://history33.ru/

3. Гришина С. Диалог с историей через qr-коды. Читать Вологду как открытую книгу: диалог с историей через qr-коды // Туристско-информационный центр Вологодской области сайт. Режим доступа: http://vologdatourinfo.ru/news/dialog-s-istoriey-cherez-qr-kody

4. Кирсанова Е. А. «QR-Томск. История по-новому». К опыту создания современного цифрового контента об историко-культурных объектах города Томска» // Современные проблемы науки и образования. Томск: Изд-во ТПУ. 2013. № 6. С. 37 - 40. Режим доступа: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/c/2013/C26/017.pdf

5. Кузбасс на ладони // Информационный культурно-просветительский проекта к 70-летию Кемеровской области: сайт. Режим доступа: http://www.kuzbass-beeline.ru/

6. Культурное наследие Санкт-Петербурга оборудуют QR-кодами // Rre-port.ru. Режим доступа: http://re-port.ru/pressreleases/Kulturnoe-nasledie-Sankt-Peterburga-oboruduyut-QR-kodami/

7. Методическое пособие по созданию системы дорожных указателей к объектам культурного наследия и иных носителей информации // Министерство культуры Российской Федерации. Режим доступа: http://mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2013/24_07_2013_1.pdf

8. Омск на ладони // Информационный культурно-просветительский проект к 300-летию Омска сайт. Режим доступа: http://www.omskhistory.ru/

9. Перечень поручений по итогам заседания Совета по культуре и искусству от 11 октября 2012 года. сайт. 2013. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/assignments/16661

10. Приказ Мосгорнаследия от 15.05.2012 № 66 "Об организации работ по обеспечению доступа граждан к информации о памятниках истории и культуры города Москвы с использованием QR-кодов" // Департамент культуры города Москвы. Режим доступа: http://dkn.mos.ru/legislation/detail/885064.html

11. Проект "QR-город" станет федеральным? // Новостной портал город Новый Уренгой. Режим доступа: http://prourengoy.ru/2013/03/13/proekt-qr-gorod-stanet-federalnym-2/

12. Раздел «достопримечательности» // Информационно-туристическая служба информационного портал сайта администрации города Екатеринбурга. Сайт. Режим доступа: http://its.ekburg.ru/index.php/ru/luchshie-mesta-2/attractions

13. Раздел «достопримечательности» // Официальный туристический портал Ивановской области. Режим доступа: http://www.visitivanovo.com/ivanovo/sights/?PAGEN_2=4

14. Раздел «Объекты культурного наследия Екатеринбурга» // Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области. Режим доступа: http://mugiso.midural.ru/region/okn/estateekt.php

15. Система информирования об объектах культурного наследия Вологодской области. Режим доступа: http://qr35.ru/

16. Статистика посещаемости порталов Москвы // Департамент информационных технологий города Москвы. Режим доступа: http://dit.mos.ru/stat/?um.mos.ru

17. Узнай Москву // Навигационно-туристический портал. Режим доступа: http://um.mos.ru/

18. «Qirme» // Информационно-туристический портал. Режим доступа: http://qirme.org/ru/content/kak-rabotaet-qirme

19. «QR-Томск. История по-новому» // Информационно-навигационный портал. Режим доступа: http://qrtomsk.ru/ru-RU / (дата обращения: 10.09.2014).

Информация об авторе:

Кирсанова Екатерина Анатольевна - старший преподаватель Национального исследовательского Томского политехнического университета, [email protected].

Ekaterina A. Kirsanova - Senior Lecturer at National Research Tomsk Polytechnic University.

Статья поступила в редколлегию 04.06.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.