Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2016. № 7 (389). Филологическиенауки. Вып. 101. С. 97-103.
УДК 304.4
ББК68
РЯ-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ (на примере продвижения исторической реконструкции как направления коммеморативной репрезентации)
Н. А. Лысова
Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия
Рассматривается РЯ-деятельность в реализации государственной культурной политики РФ в части освоения исторического и культурного наследия мировой культуры. Историческая реконструкция, являясь одной из форм репрезентации материальных и духовных ценностей культуры, выступает мемориализацией коллективного исторического опыта, в частности его ценностного аспекта, требующего увековечения в коллективной памяти.
Ключевые слова: РЯ-деятельность, коммеморация, историческая реконструкция, комме-моративная репрезентация, историческое и культурное наследие.
РЯ в сфере культуры - это специфическая область деятельности, которая вписана в сложившуюся систему ценностей, норм и традиций современного общества. Вопросы сохранения культурного наследия и трансляции культурной памяти являются одними из важнейших в деятельности РЯ как социального института (в данном случае речь идет о позитивном социальном некоммерческом пиаре). При этом принципиально важной оказывается проблема сохранения, трансляции, актуализации и в некоторых случаях реактуализации культурного опыта, культурной памяти и культурного наследия. Следует отметить, что в контексте культурологического аспекта рассмотрения проблемы под культурным наследием будем понимать не только материальные объекты (культурные и исторические памятники, ансамбли и достопримечательные места, имеющие бесспорную историческую, искусствоведческую, научную ценность), но и феномены духовной культуры, «созданные в прошлом и представляющие ценность с эстетической, социально-культурной, исторической, археологической, архитектурной и иных точек зрения...» [9; 11]. А именно «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, произведения литературы, искусства и народного художественного творчества и так далее» [9].
Вопросы сохранения культурной памяти и культурного наследия (объектов как матери-
альной, так и духовной культуры) в современном мире представляются в высшей степени актуальными. Во-первых, как результат унификации национальных и этнических культур в условиях глобализации запущены процессы культурного кризиса, выраженного в «нарушении баланса структурной упорядоченности локальных социокультурных систем» [13. С. 412]. Это проявляется в значительном снижении степени приобщенности людей к духовному и материальному наследию собственной национальной культуры и в той или иной степени выраженной деградации или элиминации традиций с их мощными ценностными и нормативно-регулятивными функциями, что, в свою очередь, влечет за собой «перемены в стереотипах сознания и поведения» [13. С. 412] людей и потерю национальной/этнической самоидентичности. Во-вторых, акты вандализма и прямой экстремистской агрессии, столь частые в последнее время, направленные на уничтожение уникальных образцов культурного наследия, опосредованно запускают процессы коллективного забвения или утраты культурной памяти.
Отчетливо наметившаяся тенденция кризиса в культуре все чаще актуализирует аксиологическую и ментальную стороны традиций, побуждает обращаться к «социально-историческому и культурному опыту, транслятором которого и выступает коллективная память через механизмы коммеморативных практик» [4].
Мы сознательно не акцентируем внимание на вопросах генезиса и на дискурсах представлений о коллективной памяти и феномене коммеморации. Оговоримся лишь, что мы придерживаемся распространенной в гуманитарной науке точки зрения о том, что культурная память и коммеморация, хоть и близкие, но не синонимичные понятия. Культурная память выступает как способ трансляции из прошлого в настоящее неких культурных смыслов с обязательной актуализацией их в современных социокультурных практиках.
Коммеморация, будучи особой формой культурной памяти, обладает рядом характерных признаков: она напрямую задействует семантические, аксиологические и функциональные аспекты культуры; наполнена онтологическим, философским и мировоззренческим потенциалами; прочно коррелирует с ментальными пластами коллективного бессознательного (что, в свою очередь, способствует более прочным связям внутри социальных и исторических общностей); обязательное наличие особых связей между коммеморативным событием и/или «местом памяти», «мемориальным ландшафтом» и коллективной идентичностью коммеморантов (то есть группы, разделяющей ценностно-смысловой аспект той или иной коммеморативной практики); прямая вовлеченность коммеморативных образов в процессы социокультурной действительности.
Рассматривать феномен коммеморации как особого рода коллективную память в отрыве от термина культурной памяти, думается, невозможно. Если «коммеморация определяется как процесс, который мобилизует разнообразные дискурсы и практики в репрезентации события, содержит в себе социальное и культурное видение памяти о коммеморативном событии, <...> служит выражением солидарности группы» [13; 4], то априори коммеморация обладает выраженным ценностно-смысловым содержанием, как способ скрепления сообщества коммеморантов [8]. Таким образом, коммеморация будет рассматриваться нами как процесс памятования, актуализирующий образы, события и персоналии прошлого, социально и культурно значимые для определенного историко-культурного периода. В этой связи нам представляется допустимым рассматривать коммеморативную практику не только в контексте «овеществленной памяти», то есть не только в общепринятом значении «культурного памятника», но и как реконструируемые явления и события прошлого.
В этом контексте для нас особую значимость обретает высказывание Я. Ассманса, который определяет культурную память как специфическую «форму актуализации ценностей культуры» [2. С. 18], выделяя репрезентативный опыт воссоздания прошлого как один из наиболее значимых. Культурная память способна отбирать, актуализировать и реакту-ализировать какие-либо феномены культуры, наделяя их несколько иным культурным смыслом и в некоторых случаях трансформируя их в коммеморативные практики. Таким образом, коммеморация является одной из форм трансляции культурной памяти, репрезентирующей события, явления, объекты материальной и духовной культуры прошлого в условиях современных реалий.
Те же самые процессы задействованы и в исторической реконструкции.
Дефиниция понятия «историческая реконструкция» достаточно объемна. Это по возможности максимально точное воссоздание (процесс и результат) материальной и духовной культуры какой-либо исторической эпохи конкретного региона: быта, повседневных и праздничных обычаев, традиций, общественных и политических процессов, исторических событий, технологий и пр. При реконструкции используются археологические, изобразительные, письменные и иные наглядные источники, сохранившие историческую информацию [7]. Это сближает историческую реконструкцию с особой областью гуманитарной науки - с публичной историей, занимающейся «проблемами бытования истории в публичной сфере» [1], то есть в таких сферах массовой культуры, как искусство, музейное дело, кино- и медиаинду-стрия, литература, индустрия развлечений и туризма и пр. Также под исторической реконструкцией понимается популярный и активно развивающийся вид хобби - разновидность творческой деятельности, направленной на восстановление различных исторических объектов, событий и пр., и получивший признание среди любителей истории. Сейчас это целое движение, ставящее перед собой цели воссоздания тех или иных исторических событий, в достижении которых используются методы ролевой игры и научного (или приближенного к научному) эксперимента для решения возникающих задач и более глубокого изучения исследуемого вопроса.
Считаем допустимым употребление в данном контексте термина «коммеморация». По-
скольку реконструкция тех или иных образцов культуры становится в сознании групп - как самих реконструкторов, так и потребителей результатов их деятельности - в различной степени выражением памяти по поводу определенных феноменов культуры прошлого с их аксиологическими и семантическими аспектами, актуализированными и/или реактуализи-рованными в современных социокультурных реалиях. В этом случае коммеморация может рассматриваться «как специфическая форма репрезентации прошлого» [4]. При этом под воздействием ряда социокультурных факторов современной реальности (как то политическая, социальная составляющие, мировоззренческая установка и пр.) реконструируемый, актуали-зируемый/реактуализируемый и функционирующий феномен культуры в определенном смысле солидаризирует массы, превращая их из потребителей в коммеморантов.
Вообще историческая реконструкция находит воплощение в различных сферах социокультурной деятельности (указано по убыванию степени представленности): в системе национальной (государственной) идеологии; в музейном деле и искусстве; в СМИ, в сети Интернет, в кино- и медиаиндустрии; в индустрии интеллектуального и эстетического досуга; в индустрии развлечений и туризма и индустрии «субкультуры детства» [13].
Отсюда и многообразие форм представленности коммеморативных репрезентативных практик в исторической реконструкции (указано по убыванию степени ценностно-смысловой значимости для коммеморантов):
- мероприятия государственного значения, как правило, приуроченные к историческим датам; фестивали исторической и военно-исторической реконструкции, живой истории; детские и молодежные историко-патриотические игры, использующие элементы исторической реконструкции;
- уроки «живой истории»; фестивали народной культуры;
- спортивные турниры исторической направленности; телевизионные проекты-реконструкции.
Продвижение и популяризация исторической реконструкции как направления комме-моративной репрезентации (как особо значимая область социокультурной деятельности) крайне необходимы. Это, на наш взгляд, продиктовано двумя немаловажными факторами: тотальной массовизацией культуры (понимае-
мой как тиражирование результатов духовной и материальной деятельности через каналы массовой коммуникации) со всеми ее позитивными и негативными тенденциями воздействия на потребителя и, как следствие, растерянностью массового потребителя перед хаотичным разнообразием предложений.
Ведущая роль в менеджменте РЯ-деятельности в области культуры в основном принадлежит государству как субъекту, формирующему культурную жизнь общества в целом, и определена государственной культурной политикой (понимаемой и как деятельность государства в области культуры, и как «совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры» [5; 14]), а также регламентирована Законом о культуре РФ. Цели государственной культурной политики РФ сводятся, в том числе, к «укреплению гражданской идентичности; созданию условий для воспитания граждан; сохранению исторического и культурного наследия и его использованию для воспитания и образования; передаче от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения» [10]. Под традиционными для отечественной культуры ценностями понимаются ценности, основанные «на выработанных человечеством и общих для всех мировых религий норм и требований, обеспечивающих полноценную жизнь общества» [11].
Изложенные цели согласуются с целями коммеморативных репрезентаций, имеющих место в феномене исторической реконструкции. Из всего комплекса задач государственной культурной политики в области культурного наследия выделим следующие, которые, на наш взгляд, прямо или косвенно коррелируют с задачами коммеморативных репрезентаций:
- утверждение в общественном сознании ценности накопленного прошлыми поколениями исторического и культурного опыта как необходимого условия для индивидуального и общего развития;
- поддержка общественных инициатив в сфере выявления, сохранения и популяризации культурного наследия;
- совершенствование системы государственной охраны объектов культурного наследия, предметов музейного, архивного <...> фондов;
- создание общероссийской системы сохранения нематериального культурного наследия;
- сохранение этнических культурных традиций и поддержка основанного на них народного творчества, сохранение этнокультурного разнообразия как одного из значимых источников профессиональной культуры и важной составляющей этнонациональной идентичности;
- систематизация, расширение и развитие существующего опыта использования объектов культурного наследия, предметов музейного и архивного фондов, научного и информационного потенциала российских музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе;
- повышение роли объектов культурного наследия, <.. .> создание условий для развития культурно-познавательного туризма;
- поддержка и развитие инициатив граждан по участию в этнографических, краеведческих и археологических экспедициях, в работе по выявлению, изучению и сохранению объектов культурного наследия [10].
Для эффективной реализации обозначенных целей и задач в социально-культурной сфере широко применяется популяризаторская и просветительская деятельность по созданию привлекательного имиджа работы реконструкторов. Историческая реконструкция как форма социокультурной деятельности (даже если речь идет о частном коммерческом проекте)
V/ V/*
действует как часть региональной , национальной и международной** систем по сохранению культурного наследия. Целевой аудиторией РЯ-деятельности в большинстве своем выступает массовый потребитель. Однако феномен исторической реконструкции, будучи весьма популярным в массовой культуре (это замечание верно лишь применительно к результатам, а не процессу этой деятельности), еще нельзя назвать мейнстримом современной культуры.
Проведенный анализ коммеморативных репрезентативных практик в области исторической реконструкции демонстрирует, что группы коммеморантов все-таки не столь мас-
* Различные областные учреждения культуры (например, научные и научно-производственные центры по охране культурного наследия, областные центры по сохранению историко-культурного наследия и пр.).
** ЮНЕСКО, ICCROM (англ. - Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей), WMF (англ. - Всемирный фонд памяти).
штабны. К ним относятся, как правило, профессионалы: историки, этнографы, археологи, искусствоведы и так далее - и любители, чья деятельность направлена на восстановление аутентичных образцов материальной и духовной культуры прошлого, а также группы постоянных участников, непосредственно или опосредованно вовлеченных в эту деятельность и разделяющих ее ценностный потенциал.
Для взаимодействия с целевой аудиторией из всего разнообразия коммуникационных каналов, какими располагает РЯ-деятельность, в сфере сопровождения и продвижения коммеморативных практик в исторической реконструкции наиболее эффективными и целесообразными для широкой публики оказались следующие: СМИ, Интернет, массовые мероприятия, праздничные акции. В меньшей степени - вирусный маркетинг в социальных сетях, осуществляемый, как правило, самими реконструкторами и предназначенный для более узкой категории потребителей - для групп реконструкторов (любителей и профессионалов), а также для любителей истории, разделяющих интерес к этому виду деятельности. При этом широкое распространение получают как новостное освещение событий и мероприятий, так и рекламные кампании, нацеленные на привлечение финансирования и на формирование интереса зрительской аудитории.
Как уже было отмечено, государство, реализуя основные функции менеджмента высшего звена, - выражаясь языком бизнеса, функции стратегического менеджмента - делегирует полномочия по разработке, реализации, внедрению и продвижению проектов различным общественным институтам, социальным общностям и отдельным группам (реконструкторам).
Следует отметить, что в вопросе РЯ-сопровождения и продвижения коммеморативных репрезентативных практик в исторической реконструкции не выражено четкого разделения на базисные и технологические субъекты РЯ. Как правило, «релайтерами» могут выступать и сами заказчики (например, в лице методических служб различных учреждений): государственные и общественные организации; учреждения социально-культурной сферы; частные фонды и частные собственники; общественные группы, как правило, в лице любителей истории. Отдельным пунктом можно выделить блогеров - самих организаторов и/или участников исторической реконструкции, целью которых является
популяризация и информационная поддержка своей деятельности.
Итак, повторимся, коллективная память, как любой социокультурный феномен, базируется на актуальных запросах современных реалий. В условиях тотальной глобализации и массо-визации культуры таким запросом является потребность в сохранении культурного наследия и трансляции культурной памяти. Успешность мемориализации культурного наследия прошлого напрямую соотносится с формами и приемами его репрезентации в настоящем. Историческая реконструкция как процесс и результат особой формы социокультурной деятельности фиксирует, транслирует, актуализирует (и/или реактуализирует) ценностный, а потому социально значимый для современности аспект культурного опыта прошлого.
Популяризация исторической реконструкции с ее коммеморативными репрезентативными практиками как необходимый результат РЯ-деятельности оказалась весьма эффективной. В реализации государственной культурной политики РФ в части освоения исторического и культурного наследия РЯ-деятельность по вли-
янию на аудиторию имеет принципиальное социально-культурное значение. Она раскрывает и актуализирует аксиологический и духовно-нравственный потенциал всего комплекса духовного и материального культурного наследия, вовлекая «в мир наследуемой культуры» [12], что неотъемлемо содействует сохранению культурной идентичности в современном мире, восстановлению историко-культурной справедливости в оценке и восприятии многих культурных явлений. Непосредственное или опосредованное погружение в реконструируемую историко-культурную реальность способствует познанию культурных корней своего народа и ознакомлению с культурой иных народов. Через воспроизведение комплекса традиций происходит адаптация (конечно, частичная и кратковременная) к особенностям традиционного быта, и появляется более глубокое понимание картины мира народа, его способа мышления и познания мира, его уникального мировоззрения. А это в полной мере соответствует целям государственной культурной политики.
Список литературы
1. Аккерман, Ф. Прикладная история, или Публичное измерение прошлого / Ф. Аккерман, Я. Аккерман, А. Литтке, Ж. Ниссер, Ю. Томанн. - URL: http://magazines.russ.ru/nz/2012/3/a19. html#_ftn1.
2. Ассман, Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман. - М., 2004. -368 с.
3. Васильев, А. Г. Культурная память/забвение и национальная идентичность: теоретические основания анализа / А. Г. Васильев. - М., 2012.- С. 40.
4. Васильева, Е. О. Коммеморация в практиках современной живописи : дис. ... канд. филос. наук / Е. О. Васильева. - Саранск, 2011. - 164 с. - URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/489118.html.
5. Востряков, Л. Е. Культурная политика: концепция, понятия, модели / Л. Е. Востряков // Институт культурной политики. - URL: http://www.cpolicy.ru/analytics/80.html.
6. Данилова, Н. Мемориальная версия Афганской войны / Н. Данилова // Неприкосн. запас. -2005. - № 2-3. - С. 40-41. - URL: http://nebokakcofe.ru/archives/293.
7. Коробейников, А. В. Историческая реконструкция по данным археологии / А. В. Коробейников. - Ижевск, 2005. - 180 с.
8. Мегилл, А. Историческая эпистемология / А. Мегилл. - М., 2007. - 480 с.
9. О культуре. Модель: закон ФР от 04.12.2004 № 24-6 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901937350.
10.Об утверждении Основ государственной культурной политики: Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 // Сайт Президента РФ. - URL: http://state.kremlin.ru/face/21027.
11. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (с изменениями на 28 ноября 2015 года) (редакция, действующая с 1 января 2016 года): закон РФ от 09.10.1992 № 3612-1 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http://docs.cntd. ru/document/9005213.
12.Судакова, Я. А. Социально-культурная деятельность /Я. А. Судакова. -URL: http://reftrend. ru/813816.html.
13.Флиер, А. Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. - М., 2010. - 672 с. 14.Электронный словарь юридических понятий. -URL: http://legal_concepts.academic.ru/1020. 15. Sherman, D. The Construction of Memory in Interwar France / D. Sherman. - Chicago, 1999. -URL: http://magazines.russ.ra/nz/2005/2/dan17.html#_ftnref8.
Сведения об авторе
Лысова Наталья Александровна - кандидат культурологии, старший преподаватель кафедры режиссуры кино и телевидения, Челябинский государственный институт культуры. Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of ChelyabinskState University. 2016. No. 7 (389). Philology Sciences. Issue 101. Pp. 97-103.
PR ACTIVITY IN THE SPHERE OF REALIZATION OF THE STATE
CULTURAL POLICY (The example of the promotion of historical reconstruction as a direction of commemorative representation)
N.A. Lisova
ChelyabinskStatelnstituteof Culture. Chelyabinsk, Russia. Natali02/[email protected]
The article discusses PR activity in realization of the state cultural policy of RF in terms of development of the historical and cultural heritage of national and world culture that directly reflects in the commemorative practices as a form of translation of collective memory. Historical reconstruction, being one of the forms of representation of material and spiritual values of culture, acts as a sort of memorialization of the collective historical experience, in particular, its value aspect, requiring the perpetuation in the collective memory.
The phenomenon of historical reconstruction can't be called the mainstream of modern mass culture, yet it is gaining more popularity in the modern world.
In the article there is an attempt in terms of cultural approach to analyze PR activity in promotion and popularization of historical reconstruction as the commemorative practices directly aimed at perpetuating and development of the historical and cultural heritage in present and future.
Keywords: PR activity, commemoration, historical reconstruction, commemorative representation, historical and cultural heritage.
References
1. Akkerman F., Ackermann J., Littke A., Nisser J., Tomann J. Prikladnaya istoriya, ili Publichnoe izmerenie proshlogo [Public history, or The public dimension of the past]. Available at: http://magazines. russ.ru/nz/2012/3/a19.html#_ftn1, accessed 14.12.2015. (InRuss.).
2. Assman Ya. Kulturnaya pamyat: Pismo, pamyat o proshlom i politicheskaya identichnost v vysokikh kulturakh drevnosti [Cultural memory: Writing, the memory of the past and a political identity in high cultures of antiquity]. Moscow, 2004. 368 p. (In Russ.).
3. Vasilev A.G., Astafiev O.N., Vasiliev A.G., Zolotova T.N. Kulturnaya pamyat/zabvenie i natsionalnaya identichnost: teoreticheskie osnovaniya analiza [Cultural memory/oblivion and national identity: theoretical foundation of analysis]. Moscow, 2012. 40 p. (In Russ.).
4. Vasileva Ye.O. Kommemoratsiya v praktikakh sovremennoy zhivopisi [Commemoration in the practice of contemporary painting]. Saransk, 2011. Available at: http://www.lib.ua-ru.net/diss/ cont/489118.html, accessed 14.12.2015. (InRuss.).
5. Vostryakov L.Ye. Kulturnaya politika: kontseptsiya, ponyatiya, modeli [Cultural policy: conception, definitions, models]. Institut kulturnoy politiki [Institute of cultural policy]. Available at: http://www.cpolicy.ru/analytics/80.html, accessed 16.12.2015. (InRuss.).
6. Danilova N. Memorialnaya versiya Afganskoy voyny [Memorial version of the Afghan war]. Neprikosnovennyy zapas [Inviolable supply], 2005, no. 2-3, pp. 40-41. Available at: http://nebokakcofe. ru/archives/293, accessed 16.12.2015. (InRuss.).
7. Korobeynikov A.V. Istoricheskaya rekonstruktsiya po dannym arkheologii [Historical reconstruction according to archaeological data]. Izhevsk, 2005. 180 p. (In Russ.).
8. Megill A. Istoricheskaya epistemologiya [Historical epistemology]. Moscow, 2007. 480 p. (In Russ.).
9. Kulture. Model: zakon FR ot 04.12.2004 № 24-6 [About culture. Model: the law of the RF from 04.12.2004 № 24-6]. Elektronnyy fondpravovoy i normativno-tekhnicheskoy dokumentatsii [Electronic fund of normative-technical documentation]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/901937350, accessed 16.12.2015. (InRuss.).
10.Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy kulturnoy politiki [For adoption of the foundations of the state cultural policy]. Ukaz Prezidenta RF ot 24.12.2014 № 808 [Decree of the President of the RF from 24.12.2014 № 808]. Sayt Prezidenta RF [Site of the President of the RF]. Available at: http://state. kremlin.ru/face/21027, accessed 16.12.2015. (InRuss.).
11.Osnovy zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii o kulture (s izmeneniyami na 28 noyabrya 2015 goda). Zakon RF ot 09.10.1992 № 3612-1 [Foundations of the Russian Federation legislation on culture. The law of the RF from 09.10.1992 № 3612-1]. Elektronnyy fond pravovoy i normativno-tekhnicheskoy dokumentatsii [Electronic fund of normative-technical documentation]. Available at: http://docs.cntd. ru/document/9005213, accessed 16.12.2015. (InRuss.).
12.Sudakova Ya.A. Sotsialno-kulturnaya deyatelnost [Socio cultural activities]. Available at: http:// reftrend.ru/813816.html, accessed 20.12.2015. (In Russ.).
13.Flier A.Ya. Kulturologiya dlya kulturologov [Cultural science for culture experts]. Moscow, 2010. 672 p. (InRuss.).
14.Elektronnyy slovar yuridicheskikh ponyatiy [Electronic dictionary of juridical definitions]. Available at: http://legal_concepts.academic.ru/1020, accessed 10.01.2016. (InRuss.).
15. Sherman D. The Construction of Memory in Interwar France. Chicago, 1999. Available at: http:// magazines.russ.ru/nz/2005/2/dan17.html#_ftnref8, accessed 20.12.2015.