УДК 719:72
Степанчук А.В. - ассистент
E-mail: [email protected]
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1
Сохранение, развитие и демонстрация ремесел, как части нематериального культурного наследия в объектах культурного туризма
Аннотация
Статья посвящена изучению проблем сохранения, развития нематериального культурного наследия, а также его взаимосвязи и демонстрации посредством культурного туризма в современных условиях.
Рассмотрена история становления термина «нематериальное культурное наследие», проанализированы связи туризма и нематериального культурного наследия, а также определены подходы к его сохранению и развитию.
В статье приводится авторская трактовка классификации объектов культурного туризма по базовому ресурсу (на базе материального, нематериального культурного наследия и событийного характера), а также авторская классификация объектов культурного туризма на базе нематериального культурного наследия в аспекте степени подлинности входящих в него элементов материальной и нематериальной культуры.
Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, объекты культурного туризма, живое наследие, ремесла, ремесленно-креативная деятельность, туризм, культурные индустрии, коммерциализация нематериального культурного наследия.
Сегодня в мире в культурном наследии принято выделять две составляющие: материальную и нематериальную. Процесс формирования термина «нематериальное культурное наследие» (intangible cultural heritage) начался в конце 1970-х годов прошлого века. В 1989 г. ЮНЕСКО приняло «Рекомендации по сохранению традиционной культуры и фольклора», в которых указывалась потребность охраны «традиционной культуры и фольклора от всех видов опасностей, исходящих от природы и человеческих действий... Сложность предстоящей работы обусловлена хрупкостью и не разработанностью (теоретической и методической) критериев отбора и механизмов охраны и актуализации» [1]. В том же году на конференции «Глобальная оценка рекомендаций о сохранении фольклора», организованной ЮНЕСКО совместно со Смитсоновским университетом, было введено в научный оборот понятие «нематериальное культурное наследие» и отмечалась особая роль носителей этого наследия. Проблема сохранения нематериального культурного наследия и, в частности, сохранения языков, обычаев, традиций, была рассмотрена в Первом Мировом докладе ЮНЕСКО по культуре в 1998 г., отражена во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии (2001 г.) [2]. Окончательное определение понятия «нематериальное культурное наследие» на мировом уровне произошло в 2003 году в Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия, принятой в Париже на тридцать второй Генеральной конференции ЮНЕСКО [1, 2, 3].Согласно Конвенции ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» (2003 г.), нематериальное культурное наследие (НКН) - это «обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, - а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, - признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия» [4]. К нематериальному культурному наследию относятся:
- «устные формы выражения и традиции, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;
- исполнительские искусства;
- обычаи, обряды, празднества;
- знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;
- знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами» [4].
В Конвенции 2003 года подчеркивается, что «охрана» «означает принятие мер с целью обеспечения жизнеспособности нематериального культурного наследия, включая его идентификацию, документирование, исследование, сохранение, защиту, популяризацию, повышение его роли, его передачу, главным образом с помощью формального и неформального образования, а также возрождение различных аспектов такого наследия» [4]. Это отражает одну из отличительных особенностей нематериального культурного наследия - его неосязаемость, передачу традиций, знаний, навыков, опыта в процессе живого общения людей, от поколения поколению и их использование в повседневной жизни. Так, изъятие образцов ремесленных изделий из социокультурной среды, в которой они сформировались, для сохранения в музейных коллекциях превращает их в артефакты, и не способствует сохранению нематериального культурного наследия. Таким образом, охрана знаний и навыков, связанных с ремеслами, как части нематериального культурного наследия, предполагает возрождение, сохранение и передачу ремесленных техник следующим поколениям мастеров, демонстрацию этого наследия, а также активное использование изделий ремесел в повседневной жизни местного населения.
Особый характер нематериального культурного наследия подчеркивается также использованием в отношении него в документах ЮНЕСКО термина «живое наследие» или «живая культура» (living heritage, living culture) [3]. Анализ научной литературы показал отсутствие единого определения термина «живая культура». Так, в исследовании Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей (ICCROM) «Живое наследие: резюме» указывается, что все определения живого наследия так или иначе связаны с сообществом, с преемственностью традиционного использования и традиционных практик, а также с составляющими нематериального культурного наследия [5]. Так, Кулешова М.Е. при исследовании культурных ландшафтов определяет живую культуру как «традиции землепользования, художественные промыслы, народные ремесла и технологии, традиции обустройства своего жизненного пространства и его сакрализация, обрядовые народные и религиозные обычаи, фольклор» [6]. Как видно из приведенных выше определений живой культуры и нематериального культурного наследия, можно говорить о равенстве этих понятий, частью которых являются, в том числе, и традиционные ремесла.
Необходимость сохранения нематериальных аспектов культурного наследия подчеркивается и в других документах ЮНЕСКО, а также Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей (ICCROM), Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS).
Так, в Конвенции ЮНЕСКО «Об охране и поощрении разнообразных форм культурного самовыражения», принятой в 2005 году в дополнение к Конвенции ЮНЕСКО 2003 года, среди основных определений вводится понятие «индустрии культуры» или «культурные индустрии» (cultural industries). В научной литературе встречается также синоним этого определения - «креативные индустрии» (creative industries) [7]. Согласно определению, приведенному в Конвенции 2005 года, это «деятельность и такие товары и услуги, которые... воплощают или несут в себе формы культурного самовыражения, независимо от своей возможной коммерческой ценности. Культурная деятельность может быть самоцелью или может способствовать производству культурных товаров и услуг» [8, с. 5]. К ним относятся: ремесла, изобразительное искусство, дизайн, архитектура, печатные и музыкальные издания, аудио-, видео- и мультимедийное производство, кинематография, театральная деятельность и другие категории творчества. Исследование этого вопроса выявило тенденцию формирования культурно-креативных кварталов, в которых объединяются ремесленные, художественные, театральные, мастерские, студии дизайна, ателье. Вокруг таких культурных кварталов, как правило, есть театры, музеи, галереи и т.д. Они становятся центрами культурной и общественной жизни, как местного населения, так и туристов.
В Квебекской декларации ИКОМОС «О сохранении духа места» (Québec Declaration on the preservation of the spirit of place, 2008 г.) [9] подчеркивается значение нематериальных аспектов при целостном восприятии территории: «духа места» -«материальные и нематериальные, физические и духовные элементы, которые придают территории ее индивидуальный характер, смысл, эмоциональность и таинственность. Дух создает пространство, в то же время пространство создает и структурирует этот дух» [10].Дух места состоит как из природных, так и из социокультурных составляющих, включающих НКН. Сохранение духа места в аспекте сохранения нематериального культурного наследия в границах музеев под открытым небом рассматривается в работах Севан О.Г. [11]. В них описана методика воссоздания духа места через чувственные характеристики среды, звук, запах и т.д. в искусственно создаваемых на новых территориях деревнях, музеях под открытым небом и др. Она применима также к созданию других объектов и комплексов, направленных на сохранение и демонстрацию нематериального культурного наследия, в том числе ремесел.
О сохранении ремесел, как части нематериального культурного наследия, и его роли в решении социо-экономических проблем говорится в Парижской декларации ИКОМОС «О наследии как движущей силе развития» (2011 г.). В документе предлагается «поддерживать сохранение традиционных сельскохозяйственных и ремесленных видов деятельности для сохранения профессиональных навыков и опыта, и создания рабочих мест для местных сообществ» [12]. Это особенно актуально для малых городов и сельской местности, как основных хранителей нематериального культурного наследия: ремесел, фольклора, обрядов и др.
Важность одновременного сохранения и материального, и нематериального аспектов культурного наследия в исторических городах подчеркивается в «Принципах Валлетты по сохранению и управлению историческими городами и урбанизированными территориями» (The Valletta Principles for the Safeguarding and Management of Historic Cities, Towns and Urban Areas, ИКОМОС, 2011 г.), согласно которым сохранению подлежат «культурные традиции, традиционные технологии, дух места и все, что способствует идентичности места» [10, с. 7]. Развитие туризма при этом должно строиться на уважении культуры местного сообщества и «поддержке ... традиционных видов деятельности» [10, с. 9]. Принципы и стратегии, предложенные в документе, направлены не только на охрану, но и на бережное включение материального и нематериального культурного наследия в современную социокультурную и социоэкономическую жизнь.
Таким образом, современные тенденции сохранения культурного наследия показывают взаимосвязь и единство подходов к сохранению как материальных, так и нематериальных его аспектов. Нематериальное культурное наследие, также как и культура в целом, находится постоянно в развитии. Оно обогащается каждым следующим поколением и представляет собой не только унаследованные традиции из прошлого, но и современные нематериальные аспекты культуры и сельских, и городских территорий. Нематериальное культурное наследие, находящееся под угрозой из-за процессов глобализации, стандартизации, урбанизации, сегодня рассматривается как определяющий фактор для сохранения культурного разнообразия и этнической самобытности, столь важных для развития туризма.
Познание чужой культуры способствует налаживанию межкультурного диалога и взаимопонимания между людьми, воспитывает чувство толерантности. Туризм помогает в решении социокультурных и социо-экономических проблем. Акцентирование туризмом интереса к нематериальному культурному наследию, понимание местными жителями ценности своего нематериального культурного наследия вызывает у них чувство гордости и патриотизма. Доходы от сферы туризма имеют мощный мультипликативный эффект в смежных отраслях экономики, что увеличивает доходы и уровень жизни местного населения, а также обеспечивает финансирование мероприятий по возрождению, сохранению и развитию как материального, так и нематериального культурного наследия. Однако индустрия туризм оказывает не только положительное, но и отрицательное воздействие на культурное наследие. Среди отрицательных последствий воздействия туризма на нематериальное культурное наследие можно выделить явление коммерциализации (commodification) - «процесс превращения культурного наследия в товар, при котором
объекты и явления культуры оцениваются рыночными категориями, исключительно с точки зрения их обменной стоимости, доходности, конкурентоспособности на рынке» [13]. Согласно мнению ряда исследователей [13, 14, 17, 18, 19], прекращение использования изделий традиционных ремесел в повседневной жизни местного населения и их производство в основном для продажи туристам; изготовление сувениров из материалов и в техниках, не соответствующих традиционным; нарушение и упрощение ремесленных традиций, ритуалов, традиций исполнительского искусства; изменения во внешнем виде и одежде местного населения; ориентация только на потребности туристов и т.д. может привести к потере аутентичности нематериального культурного наследия.
В исследовании «Туризм и нематериальное культурное наследие», выполненном Всемирной Туристской Организации (UNWTO, 2012 г.) [14], приводятся данные о том, что знакомство с живой культурой, т. е. с нематериальным аспектом культурного наследия местности, сегодня стало одним из основных мотивов путешествий среди туристов. Согласно анализу источников [7, 14, 16, 17, 18, 19], увеличивается число путешественников, стремящихся к познанию новых культур через погружение в живую культуру территории отдыха и обучение традиционным ремеслам, исполнительскому искусству, национальной кухне и другим составляющим нематериального культурного наследия.
Туристские продукты на базе нематериального культурного наследия (НКН), согласно UNWTO, могут быть сформированы созданием культурных пространств и строительством центров для демонстрации НКН, разработкой новых и использованием существующих экскурсионных маршрутов, схем или сети объектов наследия, использованием и возрождением фестивалей и других мероприятий [14]. Всемирной Туристкой Организацией подчеркивается важность обеспечения баланса между образованием и развлечением при показе нематериального культурного наследия [14], т.к. стремление к излишней интерактивности при организации таких туристских объектов приводит к превращению их в объекты индустрии развлечений, что вредит сохранению подлинности нематериального культурного наследия.
Сегодня нематериальное культурное наследие сохраняется и демонстрируется в малоизмененной социокультурной среде в сельской местности и в малых городах, где живы традиции. В крупных городах наряду с сохранением происходит развитие нематериального культурного наследия. В результате анализа зарубежной и отечественной практики организации и демонстрации ремесел как части нематериального культурного наследия автором выявлены следующие успешно функционирующие формы. Организуются туры в исторические деревни с действующими мастерскими ремесленников, расположенными в ряде случаев рядом с жилищем мастера. Открыты для посещений ремесленные мастерские при различных учреждениях культуры, таких как дома культуры, дома ремесел, дома творчества. Ремесленные традиции представлены в различных музеях: этнографических музеях, музеях под открытым небом, музеях народного творчества, экомузеях. В мировой практике имеются примеры организации территориально выделенных культурно-креативных пространств - улиц, кварталов, деревень ремесленников, культурных или креативных кварталов (cultural, creative quarters/districts). К популяризованным объектам, демонстрирующим ремесла и названным Малявиным В.В. объектами «постмузейности» [15], можно отнести следующие искусственно созданные объекты, имитирующие определенную эпоху: этнопарки, этнографические деревни (ethno villages), деревни наследия (heritage villages), исторические деревни (historical villages), хижины и приюты. Временная организация ремесленной деятельности, сопряженная, как правило, с традиционными сезонными праздниками, фольклорными фестивалями и с другими культурными событиями представлена передвижными мастерскими и мастер-классами на открытом воздухе по освоению навыков ремесленной деятельности.
В ответ на спрос туристов и диверсификацию объектов культурного туризма, для решения комплекса задач по сохранению, актуализации и популяризации нематериального культурного наследия среди местных жителей, знакомства с НКН туристов, а также для разрешения социокультурных и социо-экономических проблем местного населения автор предлагает организацию объектов культурного туризма (ОКТ) с помещениями для ремесленно-креативной деятельности.
Барри Лорд (Barry Lord) в исследовании культурного туризма в Онтарио в 1998 году (Cultural tourism in Ontario) [20] выделяет три категории продуктов культурного туризма: на базе учреждений культуры (institutions-based), на базе образа жизни/наследия (lifestyle/heritage-based), на базе событий (events-based).
В результате проведенного автором исследования и анализа теоретических работ и международных документов в исследуемой области, исследований и анализа 110 зарубежных и отечественных действующих объектов культурного туризма и проектных предложений объектов культурного туризма, а также натурных обследований действующих ОКТ в аспекте организации ремесленно-креативной деятельности, на основании типологии туристских продуктов, предложенной Барри Лордом, автор предлагает классификацию объектов культурного туризма (ОКТ) по базовому ресурсу:
1. Объекты культурного туризма на базе материального культурного наследия -музеи, галереи, театры, памятники истории и культуры, центры науки и искусств.
2. Объекты культурного туризма на базе нематериального культурного наследия (НКН), демонстрирующие ремесленные традиции и расположенные в объектах культурного наследия, в исторических зданиях, не являющихся объектами культурного наследия, а также в современных зданиях:
- музеи под открытым небом (музеи-заповедники, скансены, экомузеи, живые музеи);
- культурно-креативные пространства (улицы ремесленников, деревни ремесленников, культурно-креативные и культурно-этнические кварталы);
- действующие ремесленные мастерские;
- частные дома ремесленников с мастерскими;
- объекты «постмузейности» (этнографические деревни, центры наследия, деревни наследия, хижины, приюты и т.д.).
3. Объекты культурного туризма событийного характера - фестивали искусств, ярмарки, карнавалы, традиционные и сезонные праздники, выставки, празднование памятных дат, мастер-классы на открытом воздухе по освоению навыков традиционных ремесел.
По признаку аутентичности материальных и нематериальных составляющих ОКТ, опираясь на классификации музеев под открытым небом, разработанные Глушковой П.В. [21], Тихоновым В.В. [22], автор предлагает следующую классификацию объектов культурного туризма на базе нематериального культурного наследия:
- ОКТ на базе НКН, консервирующие и воссоздающие культурную среду -презентация нематериального культурного наследия осуществляется в границах музеев под открытым небом: в аутентичных зданиях и сооружениях, расположенных на историческом месте (музеи-резерваты [22], «in situ» [23]) или в аутентичных зданиях, перемещенных на новое место (музеи-трансляторы [22], «скансен»).
- ОКТ на базе НКН, моделирующие/имитирующие традиционную культурную среду - состоят из неаутентичных, стилизованных объектов и формируются как на историческом, так и на новом месте. К этому типу ОКТ можно отнести «музеи-реконструкции» [22] (например, этнопарки) и объекты «постмузейной» практики (например, этнографические деревни, центры наследия, деревни наследия, хижины, приюты и т.д.).
- ОКТ на базе НКН, существующие в живой социокультурной среде -представлены действующими ремесленными мастерскими в городских условиях или в сельской местности: жилые дома мастеров-ремесленников с мастерскими, улицы ремесленников, культурно-креативные кварталы, творческие кластеры и др. К этому типу ОКТ можно отнести также живой музей и экомузей, в которых культурная среда сохраняется не в статичном состоянии, а в динамичном развитии [21].
Таким образом, в ответ на спрос туристов в последние годы в мире появляется большое количество разнообразных объектов культурного туризма (ОКТ) на базе нематериального культурного наследия (НКН). Они существуют либо в живой социокультурной среде, либо в моделируемой, которая носит постановочный характер, либо в среде, консервирующей определенную эпоху.В предлагаемых автором объектах культурного туризма с помещениями для ремесленно-креативной деятельности местные жители и туристы могут узнать об истории возникновения ремесел, понаблюдать за
работой мастера, поучаствовать в мастер-классе по обучению традиционным ремесленным техникам, а также приобрести понравившуюся продукцию.
Учитывая природу нематериального культурного наследия, его эффективнее сохранять в живой социокультурной среде, в которой это наследие сформировалось. «Оно всегда должно оставаться живым в контексте современности, сохранять свой созидательный творческий характер» [1], постоянно практиковаться внутри общества, обеспечивая связь поколений. Расположение ОКТс помещениями для ремесленно-креативной деятельности в живой социокультурной среде способствует включению НКН в повседневную культурную жизнь местного населения, а также формирует целостное впечатление туристов от восприятия нематериального культурного наследия. В такой среде осуществляется естественный процесс актуализации нематериального культурного наследия, т.е. постоянного воспроизводства и передачи его следующим поколениям.
Список библиографических ссылок
1. Кирюшина Ю.В. Нематериальное культурное наследие - актуальное понятие современности // Известия Алтайского государственного университета, 2011, № 2-1 (70). - С. 244-247. URL: http://izvestia.asu.ru/2011/2-1/cult/TheNewsOfASU-2011-2-1-cult-01.pdf (дата обращения: 0S.02.15).
2. Курьянова Т.С. Этнический аспект нематериального культурного наследия: способы сохранения // Вестник Томского государственного университета, № Зб2. -2012. - С. S7-90. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nematerialnoe-nasledie-etapy-stanovleniya-termina-i-yavlenie (дата обращения: 0S.02.15).
3. What is Intangible Cultural Heritage? // UNESCO.ORG: официальный сайт Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). URL: http://www.unesco.org/culture/ich/doc/src/01S51-EN.pdf (дата обращения: 1S.0S.15).
4. Конвенция ЮНЕСКО Об охране нематериального культурного наследия, 2003. // UN.ORG:официальный сайт Организации Объединённых Наций (ООН). URL: http : //www .un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml (дата обращения: 07.01.10).
5. Living Heritage: A Summary // ICCROM.ORG: Официальный сайт Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей(ИККРОМ). URL: http : //www. iccrom .org/wp-content/uploads/PCA_Annexe -1.pdf (дата обращения: 07.10.15).
6. Кулешова М.Е. Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в национальных парках. Дополнительные материалы к стратегии управления национальными парками России, Выпуск б. -М.: Издательство центра охраны дикой природы, 2002. - 14 с.
7. Richards Greg, Wilson Julie. Tourism development trajectories: from culture to creativity? // Tourism, Creativity and Development. - Routledge, 2007. - 323 с.
S. Конвенция ЮНЕСКО «Об охране и поощрении разнообразных форм культурного самовыражения», 2005 // UNESCO.ORG: официальный сайт Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). URL: http://en.unesco.org/creativity/convention/2005-convention/2005-convention-text (дата обращения: 19.11.14).
9. Квебекская декларация ИКОМОС о сохранении духа места, 200S. // ICOMOS.ORG: официальный сайт Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). URL: http : //www.international. icomos.org/quebec2008/quebec_declaration/pdf/GA16_Quebec_Declaration_Final_EN.p df (дата обращения: 2б.09.15).
10. Принципы Валлетты по сохранению и управлению историческими городами и урбанизированными территориями, 2011 // ICOMOS.ORG: официальный сайт Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). URL: http://www.icomos.org/charters/RUSS_Valletta_principles.pdf (дата обращения: 2б.09.15).
11. Севан О.Г. Дух места: между материальным и нематериальным наследием. // Портал «Культура Архангельской области». URL: http://www.culture29.ru/upload/medialibrary /2c2Z2c256adc999d4d7d072e9aa9a8158c1e.pdf (дата обращения: 28.09.15).
12. Парижская декларация ИКОМОС «О наследии как движущей силе развития», 2011. // ECOVAST.RU: официальный сайт Российского комитета Европейского Совета по селам и малым городам (ЕКОВАСТ). URL: http ://www .ecovast. ru/images %5C2012%5 CDeclaration .pdf (дата обращения: 19.11.14).
13. Мошняга Е.В. Международный культурный туризм как фактор межкультурной коммуникации. // Научные труды Московского гуманитарного университета. -2005, Выпуск 55. - С. 128-147. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/ SCIENTIFICARTICLES/2006/Moshnjaga/ (дата обращения: 18.08.15).
14. UNWTO Study on tourism and intangible cultural heritage. Summary // UNWTO.ORG: официальный сайт Всемирной Туристской Организации. URL: http://ethics.unwto. org/publication/study-tourism-and-intangible-cultural-heritage (дата обращения: 19.11.14).
15. Малявин В.В. Постмузейная эпоха // Русский журнал, 2004. URL: www.russ.ru/columns/poison/20040812.html (дата обращения: 22.03.2014).
16. Csapo Janos. The Role and Importance of Cultural Tourism in Modern Tourism Industry // Strategies for Tourism Industry - Micro and Macro Perspectives. InTech, 2012. -C. 201-232. URL: http://www.intechopen.com/books/strategies-for-tourism-industry-micro-and-macro-perspectives/the-role-and-importance-of-cultural-tourism-in-modern-tourism-industry (дата обращения: 8.11.14).
17. Keitumetse Susan, Nthoi Olivia. Investigating the impact of world heritage site tourism on the intangible heritage of a community: Tsodilo Hills World Heritage site, Botswana // International Journal of Intangible Heritage, Выпуск 4 (2), 2010. - С. 143-150.
18. Rodzi Nur Izzati, Zaki Saniah Ahmad, Subli Syed Mohd Hassan Syed. Betweem tourism and intangible cultural heritage // ASEAN Conference on Environment-Behaviour Studies «Cultural Sustainability in the Built and Natural Environment». - Procedia: Social and Behavioral Sciences, 2013, Выпуск 85. - С. 411-420. URL: http://www. academia.edu/4728196/Between_Tourism_and_Intangible_Cultural_Heritage (дата обращения: 20.08.2014).
19. Musinguzi Dan, Kibirige Israel. The role of cultural and heritage education at Bakoni Malapa Open Air Museum: demonstrations of cultural practices and craftwork techniques // International Journal of Intangible Heritage, Выпуск 4, 2009. - С. 152-158.
20. Lord B. Cultural tourism in Ontario // Cultural tourism. ICOMOS, 1993. - C. 126-131. ICOMOS.ORG: официальный сайт Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). URL: http://www. international.icomos.org/publications/93sy_tou15.pdf (дата обращения: 10.08.14).
21. Глушкова П.В. Классификация музеев под открытым небом в аспекте актуализации нематериального культурного наследия // Вестник Кемеровского государственного университета, № 1 (61), том 1, 2015. - С. 59-63. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-muzeev-pod-otkrytym-nebom-v-aspekte-aktualizatsii -nematerialnogo-kulturnogo-naslediya (дата обращения: 03.09.15).
22. Тихонов В.В. Особенности концептуализации музеефикации архитектурно-этнографических комплексов Предбайкалья: дисс... канд. культурол. наук. -Кемерово, 2004. - 197 с.
23. Севан О.Г. Музеи под открытым небом Европы // ECOVAST.RU: официальный сайт Российского комитета Европейского Совета по селам и малым городам (ЕКОВАСТ). URL: http://www.ecovast.ru/images/europmuseum.pdf (дата обращения: 22.03.14).
Stepanchuk A.V. - assistant E-mail: [email protected]
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1
Preservation, development and demonstration of crafts as a part of the intangible cultural heritage in cultural tourism objects
Resume
The paper is dedicated to the problems of preservation and development of the intangible cultural heritage, as well as its relationship and demonstration through cultural tourism of nowadays.
It is considered the history of formation of the term «intangible cultural heritage», analyzed the relationship between tourism and intangible cultural heritage, and it is also identified approaches to conservation and development of intangible cultural heritage.
The article presents the author's interpretation of classification of cultural tourism objects on basic resources (on the basis of tangible, intangible cultural heritage and event character), as well as the author's classification of cultural tourism objects based on the intangible cultural heritage in terms of the degree for authenticity of its tangible and intangible culture elements.
Keywords: intangible cultural heritage, cultural tourism objects, living heritage, crafts, craft and creative activities, tourism, cultural industries, commodification of intangible cultural heritage.
Reference list
1. Kiryushina Y.V. Intangible cultural heritage - the current concept of modernity. // News of Altai State University, № 2-1 (70), 2011. - P. 244-247. URL: http://izvestia.asu.ru/ 2011/2-1/cult/TheNewsOfASU-2011 -2-1-cult-01.pdf (reference date: 08.02.15).
2. Kuryanova T.S. Ethical aspect of intangible cultural heritage: ways to save. // Bulletin of Tomsk State University, № 362, 2012. - C 87-90. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ nematerialnoe-nasledie-etapy-stanovleniya-termina-i-yavlenie (reference date: 08.02.15).
3. What is Intangible Cultural Heritage? // UNESCO.ORG: the official website ofThe United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO). URL: http: //www .unesco. org/culture/ich/doc/src/01851 -EN .pdf (reference date: 18.08.15).
4. UNESCO Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage, 2003 // UN.ORG: the official website ofThe United Nations. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml (reference date 07.01.10).
5. Living Heritage: A Summary. //ICCROM.ORG:the official website of The Centre for the Study of the Preservation and Restoration of Cultural Property (ICCROM). URL: http:// www. iccrom .org/wp-content/uploads/PCA_Annexe -1.pdf (reference date: 07.10.15).
6. Kuleshova M.E. Management of cultural landscapes and other objects of historical and cultural heritage in national parks. Additional materials to the strategy of the management of national parks in Russia, Issue 6 - M.: Publishing house of the Biodiversity Conservation Center, 2002. - 14 p.
7. Richards Greg, Wilson Julie. Tourism development trajectories: from culture to creativity? // Tourism, Creativity and Development. - Routledge, 2007. - 323 p.
8. UNESCO Convention on the Protection and Promotion of the Diversity of Cultural Expressions, 2005. //UNESCO.ORG: the official website ofThe United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO). URL: http: //en.unesco. org/ creativity/convention/2005-convention/2005-convention-text (reference date: 19.11.14).
9. ICOMOS Québec declaration on the preservation of the spirit of place, 2008. // ICOMOS.ORG: the official website of International Council of Monuments and Sites (ICOMOS). URL: http://www.international.icomos.org/quebec2008/quebec_declaration/ pdf/GA16_Quebec_Declaration_Final_EN.pdf (reference date: 26.09.15).
10. The Valletta Principles for the Safeguarding and Management of Historic Cities, Towns and Urban Areas, 2011 //ICOMOS.ORG: the official website of The International Council of Monuments and Sites (ICOMOS). URL: http://www.icomos.org/charters/ RUSS_Valletta_principles.pdf (reference date26.09.15).
11. Sevan O.G. The spirit of the place: between the tangible and intangible heritage. // Portal «Culture of the Arkhangelsk region». URL: http://www.culture29.ru/upload/medialibrary /2c2Z2c256adc999d4d7d072e9aa9a8158c1e.pdf (reference date: 28.09.15).
12. ICOMOS Paris declaration On heritage as a driver of development, 2011. // ECOVAST.RU: the official website of The Russian committee of European Council for the village and small town (ECOVAST). URL: http://www.ecovast.ru/images%5C2012 %5CDeclaration.pdf (reference date: 19.11.14).
13. Mosnyaga E.V. International cultural tourism as a factor of intercultural communication. // Proceedings of the Moscow University for the Humanities, 2005, Volume 55. - P. 128147. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTIFICARTICLES/2006/ Moshnjaga/ (reference date: 18.08.15).
14. UNWTO Study on tourism and intangible cultural heritage. Summary. //UNWTO.ORG:the official website of The World Tourism Organization (UNWTO). URL: http://ethics.unwto.org/publication/study-tourism-and-intangible-cultural-heritage (reference date: 19.11.14).
15. Malyavin V.V. Post Museum era // Russian Journal, 2004. URL: www.russ.ru/columns/ poison/20040812.html (reference date: 22.03.2014).
16. Csapó János. The Role and Importance of Cultural Tourism in Modern Tourism Industry // Strategies for Tourism Industry - Micro and Macro Perspectives. InTech, 2012. - P. 201-232. URL: http://www.intechopen.com/books/strategies-for-tourism-industry-micro-and-macro-perspectives/the-role-and-importance-of-cultural-tourism-in-modern-tourism-industry (reference date: 8.11.14).
17. Keitumetse Susan, Nthoi Olivia. Investigating the impact of world heritage site tourism on the intangible heritage of a community: Tsodilo Hills World Heritage site, Botswana // International Journal of Intangible Heritage, Volume 4 (2), 2010. - P. 143-150.
18. Rodzi Nur Izzati, Zaki Saniah Ahmad, Subli Syed Mohd Hassan Syed. Betweem tourism and intangible cultural heritage. // ASEAN Conference on Environment-Behaviour Studies «Cultural Sustainability in the Built and Natural Environment». - Procedia: Social and Behavioral Sciences, 2013, Volume 85. - P. 411-420. URL: http://www. academia.edu /4728196/Between_Tourism_and_Intangible_Cultural_Heritage (reference date: 20.08.2014).
19. Musinguzi Dan, Kibirige Israel. The role of cultural and heritage education at Bakoni Malapa Open Air Museum: demonstrations of cultural practices and craftwork techniques // International Journal of Intangible Heritage, Volume 4, 2009. - P. 152-158.
20. Lord B. Cultural tourism in Ontario // Cultural tourism. ICOMOS, 1993. - P. 126-131. // ICOMOS.ORG: the official website of International Council of Monuments and Sites (ICOMOS). URL: http://www.international.icomos.org/publications/93sy_tou15.pdf (reference date: 10.08.14).
21. Glushkova P.V. Classification of open-air museums in the actualization aspect of intangible cultural heritage // Vestnik of Kemerovo state university, № 1 (61), vol. 1, 2015. - P. 59-63. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-muzeev-pod-otkrytym-nebom-v-aspekte-aktualizatsii-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya (reference date: 03.09.15).
22. Tikhonov V.V.Conceptualization features of museumification of Architectural-Ethnographic Complex of Predbajkal: diss... PhDof cultural Studies. Kemerovo, 2004. -197 p.
23. Sevan O.G. Open-air museums in Europe. //ECOVAST.RU: the official website of The Russian committee of European Council for the village and small town (ECOVAST). URL: http: //www.ecovast.ru/images/europmuseum .pdf (reference date: 22.03.14).