МОРОЗОВ Михаил Анатольевич3, удк / udc 338.27
МОРОЗОВА Наталья Степановна6 doi: 10.22412/1995-0411-2017-11-1-43-49
aФинансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Москва, РФ);
доктор экономических наук, профессор; e-mail: [email protected];
б Российский новый университет (Москва, РФ);
доктор экономических наук, доцент; e-mail: [email protected]
ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИЗМА КАК БАЗИС ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ИНДУСТРИЮ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА
В статье рассматривается понятие и сущность нематериального наследия как части национальной культуры и важной составляющей туристских ресурсов. Возрастает роль и значение нематериального культурного наследия в сфере туризма. В зависимости от степени вовлеченности нематериального культурного наследия в сферу туризма развиваются базирующиеся на нём виды туризма. В статье рассмотрены условия включения нематериального наследия в туристский оборот, расширено и уточнено понятие инфраструктуры туризма за счет включения нематериальной составляющей.
Инфраструктуру туризма предлагается рассматривать как совокупность взаимосвязанных структур, включающих материальную и нематериальную компоненты, которые обеспечивают туристскую деятельность. Степень развитости туристской инфраструктуры влияет на конкурентоспособность туристской дестинации. В статье приводится состав инфраструктуры туризма, который включает общую и специфическую инфраструктуру. В специфическую туристскую инфраструктуру предлагается включать нематериальное культурное наследие как необходимый элемент при обеспечении таких видов туризма, как этнический, исторический, религиозный и другие. К уникальной туристской инфраструктуре, обеспечивающей вовлечение нематериального культурного наследия в туристский оборот, следует отнести разнообразные электронные каталоги объектов нематериального наследия.
В статье показано, что вовлечение нематериального культурного наследия в туристский оборот обеспечивает его актуализацию и сохранность, повышает конкурентоспособность туристской дестинации, привнося в нее специфические черты, способствует более активному вовлечению местного населения в туризм и повышает его лояльность по отношению к туристской деятельности. Активное включение нематериального культурного наследия в сферу туризма должно стать драйвером развития экономики для туристских регионов. Ключевые слова: туризм, нематериальное культурное наследие, инфраструктура туризма, туристский оборот, туристская деятельность.
В современном мире возрастает социально-культурная роль туризма как инструмента формирования толерантности, межкультурного взаимопонимания, взаимного уважения и сохранения основных культурных ценностей. Туристская деятельность способствует выявлению, охране и сохранению нематериального культурного наследия человечества.
В соответствии с «Международной конвенцией об охране нематериального культурного наследия», принятой ЮНЕСКО в 2003 г., нематериальное культурное наследие включает в себя обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инстру-
менты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и в некоторых случаях отдельными лицами в качестве части их культурного наследия1. Как правило, нематериальное культурное наследие передается от поколения к поколению, бережно сохраняется и постоянно воссоздается [2]. Нематериальное культурное наследие представляет собой разнообразное наследие человечества и является наиболее важным средством культурной идентификации [3, 11].
1 Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального
культурного наследия» Париж, 17.10.2003 г. URL:
www.unesco.org/bpi/rus/pdf/03-82-Russe.pdf (Дата
обращения: 10.02.2017).
Нематериальное культурное наследие представляет собой совокупность традиционных для данного сообщества форм культурной деятельности, формирующих у его членов чувство самобытности и преемственности [4]. В научной литературе представлены разные варианты классификации объектов культурного наследия [1, 10]. Объекты культурного наследия включают устное народное творчество, исполнительское искусство, празднично-обрядовую культуру, игровую культуру, техники и технологии. Культурная идентичность неразрывно связана с охраной нематериального культурного наследия, передачей его будущим поколениям, что возможно за счет вовлечения его в систему туризма.
В научных работах использование нематериального культурного наследия в сфере туризма рассматривается с точки зрения устойчивого развития туризма, при этом подчеркивается, что нематериальное культурное наследие является туристским активом [12, 14, 15]. В зависимости от степени развития и особенностей организации туристской деятельности в той или иной стране, степень вовлеченности нематериального культурного наследия в сферу туризма может быть разной. Следует подчеркнуть, что чем глубже нематериальное культурное наследие интегрировано в сферу туризма, тем более оно защищено от утраты и забвения. С этих позиций важно понимание того, насколько в той или иной стране развиты виды туризма, базирующиеся на использовании нематериального культурного наследия, и какова его роль в осуществлении туристской деятельности. Нематериальное культурное наследие служит основой для таких видов туризма, как этнический, религиозный, культурный, гастрономический и прочие. Включение нематериального культурного наследия в туристский оборот способствует формированию толерантности населения и туристов [9].
Рассмотрим актуальные трансформационные процессы, происходящие в российском туризме. На современном этапе развития российского туристского рынка происходит его реструктуризация. Туристский рынок начинает переформатироваться от выездного на развитие внутреннего
и въездного туризма. Перераспределение туристских потоков происходит прежде всего из-за сложившейся международной обстановки и тех экономических проблем, которые наличествуют в России. Существуют различные причины снижения выездного российского туристского потока. К основным причинам следует отнести падение в 2014 г. курса национальной валюты (рубля), неблагоприятную политическую ситуацию в мире, ограничение или полную отмену организованного туризма в туристские дестинации, которые пользовались большим спросом у российских туристов (Турция, Египет, Тунис). Эти страны являлись существенными конкурентами как для российских туристских дести-наций, так и многих европейских стран, куда также сократился российский выездной поток. Сложившаяся ситуация объективно способствовала росту внутреннего и въездного туристского потока. В этих условиях для российского туристского бизнеса сложилась благоприятная ситуация для развития внутреннего и въездного туризма. Многие туристские предприятия воспользовались сложившейся ситуацией и следуют общим экономическим законам: увеличение спроса влечет за собой увеличение цены на товары и услуги, другими словами, предприятия туриндустрии просто стали повышать цены, не улучшая при этом ни качество туристского продукта, ни увеличивая его разнообразия.
Международный туристский рынок быстро и грамотно реагирует на сложившуюся ситуацию и начинает активно занимать пустующие ниши в выездном туризме для российских туристов. Одними из популярных направлений для российских туристов стали Вьетнам, Таиланд, Болгария, которые в текущем сезоне показали наилучшую динамику. В этой ситуации для того, чтобы успешно конкурировать на международном рынке туризма и удерживать увеличивающийся внутренний и въездной туристский поток, российскому туризму прежде всего необходимо развивать инфраструктуру туризма, повышать качество туристских услуг, обеспечивать их разнообразие.
Одним из направлений развития внутреннего и особенно въездного туристского
рынка является создание инфраструктуры, связанной с развитием и формированием туристского продукта, основанного на нематериальном культурном наследии Российского государства.
Роль и значение инфраструктуры туризма заключается в обеспечении условий эффективного функционирования туристской индустрии. В качестве традиционных функций инфраструктуры туризма выступают транспортное обеспечение туристов, предоставление проживания и питания туристов, удовлетворение их информационных, культурных, коммуникационных и других потребностей в зависимости от вида туризма и предлагаемого туристского продукта. Для выполнения всего многообразия инфраструктурных задач необходима совокупность предприятий, организаций, разнообразных объектов, входящих в инфраструктуру туризма [7].
Понятие инфраструктуры туризма в научной литературе трактуется неоднозначно, и чаще всего речь идет о производственной туристской инфраструктуре. Обычно под инфраструктурой туризма понимается комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей, в том числе телекоммуникационной связи, дорог, смежных индустрии туризма предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, обеспечение жизнедеятельности предприятий
индустрии туризма и собственно туристов. В понятие инфраструктуры туризма включается только материальная составляющая инфраструктуры и совершенно упускается из вида социальная, институциональная, экологическая и другие компоненты туристской инфраструктуры, в том числе нематериальная составляющая.
При определении понятия инфраструктуры туризма следует применять более широкий интегрированный поход, обеспечивающий функционирование туризма как целостной системы. С учетом специфики современной туристской деятельности в состав инфраструктуры туризма предлагается включать нематериальную компоненту, в частности нематериальное культурное наследие, наличие и использование которого является необходимым условием существования определенных видов туризма. Предлагается следующее уточнение понятия туристской инфраструктуры (инфраструктуры туризма).
Инфраструктура туризма - это совокупность различных взаимосвязанных структурных элементов, материальных и нематериальных туристских ресурсов, направленных на создание благоприятных условий для обеспечения эффективной туристской деятельности. При этом в качестве структурных элементов могут выступать как материальные, так и нематериальные объекты. Состав инфраструктуры туризма представлен на рис. 1.
Инфраструктура туризма
Общая инфраструктура
Производственная инфраструктура
Институциональная инфраструктура
Социальная инфраструктура
Экологическая инфраструктура
Специфическая инфраструктура
Основная
Дополнительная
Транспорт
Средства размещения
Предприятия питания
НДР-
Достопримечательности
Объекты развлечения
Нематериальное
культурное
наследие
и др.
Рис. 1 - Инфраструктура туризма: общая классификация
Fig. 1 - Tourism Infrastructure: general classification
Общая инфраструктура состоит из ряда отдельных обеспечивающих подсистем, к которым относятся производственная, институциональная, социальная, экологическая и другие виды инфраструктуры. Общая инфраструктура включает множество различных организаций, предприятий, объектов и других элементов, которые обслуживают все сферы социально-экономической деятельности, включая туризм. В частности, к общей инфраструктуре относятся автомобильные и железные дороги, аэропорты, электросети, водоснабжение, банки, страховые компании и прочие. Следует подчеркнуть, что в последнее время в компонентах общей инфраструктуры наблюдается тенденция формирования отдельных подструктур, обеспечивающих только сферу туризма. Например, в компонентах институциональной инфраструктуры в страховых компаниях формируются департаменты, обслуживающие только туристскую деятельность. Степень развития инфраструктуры является важным фактором, определяющим уровень конкурентоспособности туристской дестинации [6, 8].
Специфическая инфраструктура включает те элементы, которые являются необходимыми именно для обеспечения туристской деятельности. Следует отметить, что в инфраструктуру туризма входят разнообразные туристские ресурсы, которые являются базой для создания туристского продукта и формирования туристской привлекательности, они создают туристский интерес, обеспечивают мотивацию туристов и повышают конкурентоспособность туристской дестинации [8, 13].
Среди нематериальной инфраструктуры туризма особое место занимает нематериальное культурное наследие, которое для определенных видов туризма является основным туристским ресурсом, объектом показа и фактором привлекательности туристской дестинации.
Туризм включает множество разнообразных видов, для реализации которых требуются различные компоненты специфической инфраструктуры. В связи с этим целесообразно выделять инфраструктуру отдельных видов туризма, которая может существенно различаться по своему соста-
ву в зависимости от создаваемого туристского продукта. Состав инфраструктуры туризма по видам включает общую (неспецифическую) инфраструктуру и специфическую инфраструктуру, характерную именно для данного вида туризма.
Специфическая инфраструктура необходима для реализации отдельных видов туризма. Для каждого вида туризма существуют типичные (традиционные) компоненты инфраструктуры, которые обеспечивают основные потребности в реализации конкретного вида туризма и без которых этот вид туризма невозможно осуществлять. Кроме этого, существуют дополнительные элементы инфраструктуры, которые формируют специфику конкретного туристского продукта и зависят от особенностей и специфики конкретной туристской дестинации (рис. 2).
Инфраструктура вида туризма
Общая инфраструктура Специфическая инфраструктура для данного вида туризма
Типовая инфраструктура для
данного вида туризма
Уникальная (дополнительная)
инфраструктура
Рис. 2 - Состав инфраструктуры по видам туризма
Fig. 2 - Composition of infrastructure by the types of tourism
Типовая инфраструктура обеспечивает создание основного туристского продукта, который обладает потребительскими свойствами, присущими аналогичным туристским продуктам. В то же время на высококонкурентном рынке для привлечения туристов необходимо наличие отличительных уникальных черт туристского продукта, которые позволят обеспечить его дополнительную привлекательность. Для этого может создаваться дополнительная, сопутствующая инфраструктура для определенного вида туризма.
Нематериальная составляющая культурного наследия представляет особый интерес с точки зрения создания уникального туристского продукта. В то же время включение нематериального культурного наследия в туристскую деятельность позволит обеспечить его актуализацию и сохранение. Нематериальное культурное наследие включает в себя обряды, особенности быта, язык, песни, устное народное творчество и др. Уникальные элементы нематериального культурного наследия составляют важную часть туристской инфраструктуры и обеспечивают существование отдельных видов туризма, например, этнического, гастрономического и других видов туризма.
Важнейшим элементом туристской инфраструктуры, обеспечивающим сохранение и актуализацию нематериального культурного наследия, являются музеи [5]. Включение нематериального культурного наследия в музейную деятельность позволяет сформировать новые концептуальные музейные технологии, которые повысят привлекательность музейных экспозиций и дестинации в целом. Поэтому важной задачей является активное вовлечение нематериального культурного наследия в деятельность музеев для формирования новых анимационных и инновационных туристских продуктов.
К уникальной туристской инфраструктуре, обеспечивающей вовлечение нематериального культурного наследия в туристский оборот, следует отнести раз-
нообразные электронные каталоги объектов нематериального наследия2,3.
Наличие уникального нематериального культурного наследия и включение его в туристскую деятельность повышают конкурентоспособность туристской дести-нации, в которой этот ресурс сосредоточен. Взаимопроникновение туризма и нематериального культурного наследия обогащает туризм новыми уникальными туристскими продуктами и обеспечивает актуализацию и сохранение нематериального культурного наследия за счет его активного использования в туристской деятельности.
Важнейшей особенностью нематериального культурного наследия как составляющей части специфической туристской инфраструктуры является то, что его носителями является, как правило, местное население. Включение нематериального культурного наследия в туристский оборот означает не что иное, как активное вовлечение местного населения в туристскую деятельность. Это является важным фактором, повышающим лояльность местного населения к туризму, а также способствует росту экономической активности местного населения путем развития туристской деятельности. Активное включение нематериального культурного наследия в сферу туризма должно стать первостепенной задачей, решаемой в рамках программ развития регионального туризма, стать драйвером развития экономики для туристских регионов.
Список источников:
1. Афанасьев О.Е. Шедевры устного и нематериального культурного наследия человечества: роль и функции в туризме // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. № 3. С. 7-17. DOI: 10.12737/21095.
2. КаргинА.С., КостинаА.В. Сохранение нематериального культурного наследия народов РФ как приоритет культурной политики России в XXI веке // Знание. Понимание. Умение. 2008. Вып. 3. С. 59-71.
3. Киршенблат-Гимблет Б. Нематериальное наследие как метакультурное производство // Вопросы музеелогии. 2013. № 2(8). С. 3-16.
4. Кирюшина Ю.В. Нематериальное культурное наследие - актуальное понятие современности // Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 2-1. С. 244-247.
5. КурьяноваТ.С. Музей и нематериальное культурное наследие // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 36.1. С. 55-57.
2 Электронный каталог объектов нематериального культурного наследия. URL: http://www.culture.ru/objects/ tradition/ (Дата обращения 13.02.2017).
3 Электронный каталог объектов нематериального культурного наследия народов России. URL: http://www. rusfolknasledie.ru/?55842 (Дата обращения 13.02.2017).
6. Морозов М.А., Морозова Н.С. Модель оценки конкурентоспособности туристских дестина-ций // Международная торговля и экономическая политика. 2012. № 11. С. 100-108.
7. Морозов М.А., Морозова Н.С. К вопросу о конкурентоспособности российского туризма // Международная торговля и экономическая политика. 2013. № 4. С. 41.
8. Морозов М.А., Морозова Н.С. Оценка конкурентоспособности туристской дестинации на основе кластерного подхода // Международная торговля и экономическая политика. 2011. № 11. С. 114-124.
9. Морозова Н.С., Макарова Д.Д., Зворыкина Т.И. Развитие туризма в Крыму как способ достижения толерантности и усиления конкурентоспособности региона // Вестник РАЕН. 2015. Т. 15. № 6. С. 130-134.
10. ХаритоноваТ.В. Культурные пространства, сформированные потомками восточных славян в Центральной России, как объекты нематериального наследия и туристского показа // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. № 3. С. 26-32. DOI: 10.12737/21097.
11. Lenzerini F. Intangible Cultural Heritage: The Living Culture of Peoples // The European Journal of International Law. 2011. Vol. 22. No. 1. Pp. 101-120.
12. LovrentjevS. Intangible Cultural Heritage and Tourism: Comparing Croatia and the Czech Republic // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 5. Рр. 522.
13. Morozov M.A., Morozova N.S. Attractive tourist destinations as a factor of its development // Journal of Environmental Management and Tourism. 2016. Vol. 7. № 1(13). Pp. 105-112.
14. Safeguarding Intangible Heritage and Sustainable Cultural Tourism: Opportunities and Challenges. Bangkok: UNESCO Bangkok, 2008. 137 p.
15. Wei L., Dan L. Shenyang Intangible Cultural Heritage Tourism Development Model // Cross-Cultural Communication. 2013. Vol. 9. № 5. Pp. 43-46.
Mikhail A. MOROZOVa, Natalia S. MOROZOVAb
aFinancial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia); PhD (Dr. Sc.) in Economics, Professor; e-mail: [email protected]; bRussian New University (Moscow, Russia); PhD (Dr. Sc.) in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected]
TOURISM INFRASTRUCTURE AS A BASIS FOR THE INVOLVEMENT OF INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE IN TOURISM AND HOSPITALITY INDUSTRY
The article discusses the concept and essence of the intangible heritage as a part of national culture and an important part of tourism resources. The role and significance of intangible cultural heritage in the field of tourism is increasing in importance. Development of tourism and its particular types depends on the degree of involvement of the intangible cultural heritage. The article describes the conditions for the inclusion of intangible heritage in the tourist circuit, expands and clarifies concept of tourism infrastructure through inclusion of non-material component. The authors propose to consider tourism infrastructure as a set of inter-related structures, including tangible and intangible components, which provide tourist activities. The degree of development of tourist infrastructure affects the competitiveness of the tourist destinations. The article describes the composition of tourism infrastructure, which includes general and specific infrastructure. The authors offers to include in specific tourist infrastructure intangible cultural heritage as an essential element in providing such kinds of tourism as an ethnic, historical, religious, and others. The unique tourist infrastructure, ensuring the involvement of the intangible cultural heritage in tourist turnover, should include a variety of electronic catalogs of the intangible heritage.
The article shows that the involvement of intangible cultural heritage in tourism provides its actualization and safety, increases the competitiveness of the tourist destinations, highlighting its specific features, contributes to a more active involvement of local people in tour-ism and growth its loyalty to the tourist activity. Active inclusion of intangible cultural heritage in the sphere of tourism should be the driver of economic development for tourism regions. Keywords: tourism, intangible cultural heritage, tourism infrastructure, tourist turnover, tourist activity.
References
1. Afanasiev, O.E. (2016). Shedevry ustnogo i nematerial'nogo kul'turnogo nasledija chelovechestva: rol' i funkcii v turizme [Masterpieces of the Oral and Intangible Heritage of Humanity: The role and function in tourism]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(3). doi: 10.12737/21095. (In Russ.).
2. Kargin, A.S., & Kostina, A.V. (2008). Sohranenie nematerial'nogo kul'turnogo nasledija narodov RF kak prioritet kul'turnoj politiki Rossii v XXI veke [Intangible cultural heritage of the peoples of the Russian Federation as a priority of Russian cultural policy in the XXI century]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill, (3), 59-71. (In Russ.).
3. Kirshenblat-Gimblet, B. (2013). Nematerial'noe nasledie kak metakul'turnoe proizvodstvo [Intangible heritage as metacultural production]. Voprosy muzeelogii [Questions Museum Affair], 2(8), 3-16. (In Russ.).
4. Kirjushina, Yu.V. (2011). Nematerial'noe kul'turnoe nasledie - aktual'noe ponjatie sovremennosti [Intangible cultural heritage - the current concept of modernity]. IzvestijaAltajskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Altay State University], (2-1), 244-247. (In Russ.).
5. Kuryanova, T. S. (2012). Muzej i nematerial'noe kul'turnoe nasledie [Museum and intangible cultural heritage]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Journal], (361), 55-57. (In Russ.).
6. Morozov, M.A., & Morozova, N.S. (2012). Model' ocenki konkurentosposobnosti turistskih destinacij [Model of competitiveness estimation of tourist destinations]. Mezhdunarodnaja torgovlja i ekonomicheskaja politika [International Trade and Economic Policy], (11), 100-108. (In Russ.).
7. Morozov, M.A., & Morozova, N.S. (2013). K voprosu o konkurentosposobnosti rossijskogo turizma [On the question of the competitiveness of Russian tourism]. Mezhdunarodnaja torgovlja i ekonomicheskaja politika [International Trade and Economic Policy], (4), 41 (In Russ.).
8. Morozov, M.A., & Morozova, N.S. (2011). Ocenka konkurentosposobnosti turistskoj destinacii na osnove klasternogo podhoda [Competitiveness estimation of tourist destinations on the basis of cluster approach]. Mezhdunarodnaja torgovlja i ekonomicheskaja politika [International Trade and Economic Policy], (11), 114-124. (In Russ.).
9. Morozov, M.A., Morozova, N.S., & Zvorykina, T.I. (2015). Razvitie turizma v Krymu kak sposob dostizhenija tolerantnosti i usilenija konkurentosposobnosti regiona [The development of tourism in Crimea as a means of achieving tolerance and enhance competitiveness of the region]. Vestnik RAEN [Journal of Academy of Natural Science], 6(15), 130-134. (In Russ.).
10. Kharitonova, T.V. (2016). Kul'turnye prostranstva, sformirovannye potomkami vostochnyh slavjan v Central'noj Rossii, kak ob'ekty nematerial'nogo nasledija i turistskogo pokaza [Cultural spaces formed by the descendants of the Eastern Slavs on the territory of central part of Russia as the intangible cultural heritage and tourist attractions] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(3), 26-32. doi: 10.12737/21097. (In Russ.).
11. Lenzerini, F. (2011). Intangible Cultural Heritage: The Living Culture of Peoples. European Journal of International Law, 22(1), 101-120. doi:10.1093/ejil/chr006.
12. Lovrentjev, S. (2015). Intangible Cultural Heritage and Tourism: Comparing Croatia and the Czech Republic. Mediterranean Journal of Social Sciences, 6(5). doi:10.5901/mjss.2015.v6n5s1p522.
13. Morozov, M.A., & Morozova, N.S. (2016). Attractive tourist destinations as a factor of its development. Journal of Environmental Management and Tourism, 1(13), 105-112.
14. Safeguarding Intangible Heritage and Sustainable Cultural Tourism: Opportunities and Challenges. (2008). Bangkok: UNESCO Bangkok.
15. Wei L., & Dan L. (2013). Shenyang Intangible Cultural Heritage Tourism Development Model. Cross-Cultural Communication, 9(5), 43-46.
Морозов М.А., Морозова Н.С. Инфраструктура туризма как базис вовлечения нематериального культурного наследия в индустрию туризма и гостеприимства // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т.11. № 1. С. 43-49. DOI: 10.22412/1995-0411-2017-11-1-43-49. Дата поступления статьи: 04 августа 2016 г.
Morozov, M.A., & Morozova, N.S. (2017). Tourism infrastructure as a basis for the involvement of intangible cultural heritage in tourism and hospitality industry. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 11(1), 43-49. doi: 10.22412/1995-0411-2017-11-1-43-49. (In Russ.). Received August 4, 2016.