Научная статья на тему 'Туризм и нематериальное культурное наследие: карело-финский эпос «Калевала» как аттрактор в информационном поле дестинации'

Туризм и нематериальное культурное наследие: карело-финский эпос «Калевала» как аттрактор в информационном поле дестинации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
989
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ЭПОС "КАЛЕВАЛА" / РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ / TOURISM ECONOMY / INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE / REGIONAL TOURISM / KALEVALA EPIC POEM / THE REPUBLIC OF KARELIA

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Колесникова Наталья Владимировнаa, Колесников Николай Геннадьевичб, Плотникова Виктория Сергеевна

Статья посвящена исследованию форм и принципов вовлечения объектов нематериального культурного наследия в процесс развития туризма на примере Республики Карелия. Представлены области проявления различных его форм согласно Конвенции ЮНЕСКО по защите нематериального культурного наследия от 2003 г. На конкретных примерах изучены возможности использования нематериального культурного наследия в рамках организации различных видов туризма. Рассмотрен механизм вовлечения наследия в процесс оказания услуг на территории туристской дестинации согласно «стратегии Шахерезады» К. Салмона, состоящей из четырёх пунктов: 1) представление природного и культурного наследия через историю / легенду; 2) рассказ истории / легенды в определенное время; 3) оформление «посыла» туристской дестинации; 4) создание информационного поля в сети Интернет. Авторами статьи уточнен третий пункт и сформулирован как «создание культурных «якорей», которые бы «привязывали» легенду к конкретным местам и объектам, расположенным на территории». Вовлечение объектов нематериального культурного наследия в процесс организации туристских услуг рассмотрено на примере карело-финского эпоса «Калевала». Представлен опыт использования эпоса «Калевала» в туризме: разработка туристских маршрутов, создание и адаптация легенд, развитие событийного и приключенческого туризма. Рассмотрена возможность применения адаптированной авторами «стратегии Шахерезады» на примере эпоса «Калевала». Как результат, предложена новая актуальная форма продвижения эпоса «Калевала» проведение ежегодной ролевой игры «Калевала. Невероятное приключение». Проект разработан студентами и преподавателями кафедры туризма Петрозаводского государственного университета и вошел в «Стратегию малых дел» Калевальского района Республики Карелия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Туризм и нематериальное культурное наследие: карело-финский эпос «Калевала» как аттрактор в информационном поле дестинации»

УДК 338.48 DOI: 10.12737/21109

Колесникова Наталья Владимировна8, Колесников Николай Геннадьевич6, Плотникова Виктория Сергеевнав

Петрозаводский государственный университет (Респ. Карелия, Российская Федерация);

аканд. экон. наук, ст. преп.; e-mail: [email protected];

бканд. экон. наук, доцент, ст. науч. сотр. Института экономики Карельского НЦ РАН;

e-mail: [email protected];

вканд. пед. наук, ст. преп.; e-mail: [email protected]

ТУРИЗМ И НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ: КАРЕЛО-ФИНСКИЙ ЭПОС «КАЛЕВАЛА» КАК АТТРАКТОР В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ ДЕСТИНАЦИИ1

Статья посвящена исследованию форм и принципов вовлечения объектов нематериального культурного наследия в процесс развития туризма на примере Республики Карелия. Представлены области проявления различных его форм согласно Конвенции ЮНЕСКО по защите нематериального культурного наследия от 2003 г. На конкретных примерах изучены возможности использования нематериального культурного наследия в рамках организации различных видов туризма. Рассмотрен механизм вовлечения наследия в процесс оказания услуг на территории туристской дестинации согласно «стратегии Шахерезады» К. Салмона, состоящей из четырёх пунктов: 1) представление природного и культурного наследия через историю /легенду; 2) рассказ истории / легенды в определенное время; 3) оформление «посыла» туристской дестинации; 4) создание информационного поля в сети Интернет. Авторами статьи уточнен третий пункт и сформулирован как «создание культурных «якорей», которые бы «привязывали» легенду к конкретным местам и объектам, расположенным на территории».

Вовлечение объектов нематериального культурного наследия в процесс организации туристских услуг рассмотрено на примере карело-финского эпоса «Калевала». Представлен опыт использования эпоса «Калевала» в туризме: разработка туристских маршрутов, создание и адаптация легенд, развитие событийного и приключенческого туризма. Рассмотрена возможность применения адаптированной авторами «стратегии Шахерезады» на примере эпоса «Калевала». Как результат, предложена новая актуальная форма продвижения эпоса «Калевала» - проведение ежегодной ролевой игры «Калевала. Невероятное приключение». Проект разработан студентами и преподавателями кафедры туризма Петрозаводского государственного университета и вошел в «Стратегию малых дел» Калевальского района Республики Карелия. Ключевые слова: экономика туризма, нематериальное культурное наследие, региональный туризм, эпос «Калевала», Республика Карелия.

В условиях глобализации наблюдается тенденция к развитию международного туризма, несмотря на многие сдерживающие факторы политического и экономического характера. Многие отечественные и зарубежные исследователи [13, 15, 16 и др.] отмечают, что необходимым условием для международных туристов является возможность познания культуры дестинации в ее различных проявлениях и получение

уникального культурного опыта, что делает впечатление от поездки незабываемым. Проводником культуры туристской дестинации являются объекты материального и нематериального культурного наследия территории. Такие объекты в современной литературе называют аттракторами [3, 10].

Согласно Конвенции ЮНЕСКО по защите нематериального культурного наследия2, принятой в 2003 г., различают 5 его

1 Работа выполнена в рамках реализации научных мероприятий Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012-16гг.

2 Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage. Paris: UNESCO, 2003. URL: http://www. unesco.org/culture/ich/en/convention (Accessed on March 24, 2016).

Таблица 1 - Возможности использования нематериального культурного наследия в туризме

Table 1 - Possibilities of implementing the intangible cultural heritage in tourism

Вид, форма туризма Варианты использования нематериального наследия

Культурно-исторический Посещение памятных мест, связанных с различными событиями, демонстрация предметов быта, обрядов, ремесел

Сельский Занятие традиционными промыслами как форма погружения в сельский образ жизни (сенокос, рыбалка, охота и т.д.)

Событийный Проведение фестивалей, праздников на основе народного календаря, часовенные праздники, и др.

Образовательный Мастер-классы по традиционным ремеслам, танцам, песням

Религиозный Использование легенд о местных святых, верований жителей региона

Военно-исторический Проведение фестивалей, военных реконструкций, квестов на основе литературных произведений, легенд, исторических хроник, эпосов и других объектов нематериального наследия

Лечебный Знакомство с традициями посещения бани (в т.ч. бани «по-черному»), траволечения

Активный Организация активных квестов по мотивам объектов нематериального наследия

Экологический Знакомство с традициями и верованиями, связанными с явлениями природы, растительным и животным миром, с миром неживой природы

Гастрономический Знакомство с национальной кухней, мастер-классы по приготовлению традиционных блюд и напитков

Свадебный Проведение свадебных обрядов с использованием элементов традиционной культуры (костюмы, музыка, песни, игры и т.п.)

форм и областей проявления, каждая из которых успешно используется не только в формате культурно-познавательного или этнографического, но и в рамках других видов туризма (табл. 1).

Также к формам вовлечения нематериального наследия в процесс оказания туруслуг можно отнести знакомство туристов с какой-либо формой нарративного повествования, основанного на исторической традиции устного народного творчества местности, связанной с дестинацией или конкретным объектом туристского интереса. Такие повествования могут принимать форму мифов, легенд, былин, эпосов и др. В рамках настоящей работы для обозначения такого повествования мы будем использовать общепринятый термин «легенда». Несомненно, что легенды играют значительную роль в формировании привлекательных свойств туристской дести-нации [1, 9]. Культурный туризм основан на получении туристами определенного набора впечатлений, поэтому процессом получения впечатлений (в том числе и от туристских легенд) можно и необходимо управлять [14]. Кристиан Салмон предложил четыре условия вовлечения легенды в процесс оказания услуг на территории

туристской дестинации, которые получили название «Стратегия Шахерезады» [12]:

1) репрезентация природного и культурного наследия через историю / повествование / рассказ / легенду, которая должна давать представление об уникальности территории, предлагать некую сюжетную линию;

2) изложение истории / легенды в определенное время, определяя темп и напряженность повествования на протяжении всей экскурсии / путешествия;

3) оформление «посыла» туристской дестинации путем выделения туристских достопримечательностей в качестве основного фактора привлекательности для туристов;

4) создание информационного поля в сети Интернет, которое будет привлекать туристов и формировать рыночный сегмент.

По нашему мнению, в данной стратегии целесообразно уточнить третий пункт и сформулировать его как создание «культурных якорей», которые бы «привязывали» местную легенду или ее отдельные сюжетные эпизоды к конкретным местам и объектам, расположенным на территории туристской дестинации. В качестве «культурных якорей» могут выступать как

природные (озеро, скала, дерево и т.п.), так и культурные (здание, инструмент и т.п.) объекты. Создание и определение таких «якорей» позволит визуализировать объект нематериального культурного наследия и сформировать более полное туристское впечатление о дестинации.

С методологической точки зрения предлагаемая концепция «культурных якорей» получает систематизацию и дополнитель-

Рис. 1 - Элиас Лённрот (1802-84 гг.) -финский лингвист, фольклорист, собиратель и составитель карело-финского эпоса «Калевала»3

Fig. 1 - Elias Lonnrot (1802-84) - Finnish linguist, folklorist, collector and compiler of the Karelian-Finnish epic «Kalevala»

ное обоснование, если принять во внимание когнитивный аспект функционирования туристской дестинации [8]. Реальность и туристские легенды служат основой множества частных подходов к формированию привлекательных свойств дестинаций [1, 5]. В качестве примера, опираясь на изложенные выше замечания и предложения общего характера, рассмотрим более подробно роль карело-финского эпоса «Калевала» в развитии туризма в Республике Карелия.

На территории современной Республики Карелия издавна проживали представители разных народов: саамов, вепсов, карелов, русских. Неоднородный этнический состав населения, а также особенности исторического развития региона способствовали тому, что в современной культуре Карелии сохранились и развиваются различные пласты традиционной нематериальной культуры.

Визитной карточкой Республики Карелия, с точки зрения нематериальной культуры, по праву можно считать карело-финский эпос «Калевала», состоящий из 50 рун (эпических песен). Руны были собраны и впервые опубликованы в 1835 г. финским литературным деятелем, ученым и поэтом, врачом по основной профессии Элиасом Лённротом (рис. 1). Впоследствии Э. Лённрот продолжил собирать «старин-

_— -"^ащ^и

ЩКМЙМри шЯРГ'^Й!«»» ^

«:• пяти- fr.jss»wS»* ' ШЯтП

Рис. 2 - Герои эпоса «Калевала»: рунопевец Вяйнемёйнен (а), кузнец Илмаринен (б) и охотник Лемминкяйнен (в) (худ. Н. Кочергин, иллюстрации к изданию «Калевала» 1967 г. в. [4])

Fig. 2 - Heroes epic «Kalevala»: the rune singers Vyaynemëynen, smith ilmarinen and Hunter Lemminkàinen (painter N. Kochergin, illustrations for the publication «Kalevala», 1967 [4])

Источник фото: http://land-suomi.narod.ru/ (Дата обращения: 24 марта 2016 г.).

Рис. 3 - Памятник рунопевцам в г. Сортавала (фото И. Георгиевского)

Fig. 3 - Monument for rune singers in Sortavala (photo of I. Georgievsky)

ные карельские руны о древних временах финского народа», и в 1849 г. было выпущено в свет полное издание эпоса [11].

В основе «Калевалы» лежит легенда о сотворении мира: «Дева воды и воздуха Илматар, в чреве которой возник по воле ветра сын Вяйнемейнен, взмолилась к верховному богу Укко, чтобы он помог ей родить. Села теплая утка, отложила 7 яиц, яйца упали и разбились, из яйца возникла земля (низ яйца), из верха - небо, из желтка - солнце, из белка - луна». Вяйнемейнен олицетворяет древний образ мифического бога, который все создает с помощью магических слов или рун: камни, лодку, сети, кантеле и пр. (рис. 2а). Еще один герой эпоса - кузнец Илмаринен, выковавший чудесную мельницу Сампо (рис. 2б). Руны об охотнике Лемминкяйне-не отражают охотничьи традиции народа (рис. 2в). Особое место в эпосе занимает история долгой и упорной борьбы народа солнечной страны Калевала с жителями Похьелы - края мрака и холода.

В честь эпоса «Калевала» в Карелии названы муниципальное образование Ка-левальский район и его районный центр п. Калевала (582 км от г. Петрозаводск). В г. Петрозаводск находится кинотеатр «Калевала». Ежегодная международная гонка на собачьих упряжках на короткие и средние дистанции, проводимая в Республике

Рис. 4 - Памятник рунопевцу М. Перттунену в д. Вокнаволок (фото авторов)

Fig. 4 - Monument for the rune singer M. Perttunenu in the village Voknavolok (authors' photo)

Карелия в январе, носит название «По земле Сампо».

В Карелии находятся два известных памятника рунопевцам. Первый из них был установлен в 1935 г. в г. Сортавала в память о рунопевцах Приладожья. Авторами проекта выступили скульптор Алпо Сайло и архитектор Уно Вернер Улберг. Памятник выполнен в виде бронзового старца с кантеле на коленях, сидящего на подстеленной поверх огромного постамента из сердобольского гранита медвежьей шкуре. Прообразом сортавальского памятника «Рунопевец» стал простой карельский крестьянин, охотник и рунопевец Петри Шемейкка (рис. 3) [2].

Второй памятник расположен в д. Вокнаволок Калевальского района. Руно-певческую деревню Вокнаволок посещал Э. Лённрот, когда собирал руны для эпоса. В этих краях проживала семья известных карельских рунопевцев Перттуненов. В честь одного из них, Мийхкали Пертту-нена, в 1991 г. установлен памятник, авторство которого принадлежит скульптору Алпо Сайло (рис. 4).

На сегодняшний день в Республике Карелия накоплен значительный опыт включения эпоса «Калевала» как объекта нематериального культурного наследия в процесс развития туризма в регионе. Рассмотрим его по основным направлениям.

1. Разработка культурных и этнографических туристских маршрутов. В 1930-е гг. в условиях возросшего интереса к калевальской рунопевческой традиции в соседней Финляндии появился популярнейший в то время туристский маршрут по рунопевческим деревням. У рунопевческо-го озера Толвоярви в 1929 г. была установлена памятная плита, надпись на которой гласила: «Странник, остановись! Духи лучших людей твоего племени взывают к тебе из прошлого!» [2]. Сегодня туры по рунопеческим деревням также присутствуют на туристском рынке Карелии. Карельские турфирмы предлагают отправиться в тур «По земле Калевалы» и познакомиться с историей создания эпоса «Калевала», традициями и обычаями северо-карель-ского народа. Программа тура включает в себя трансфер в п. Калевала, посещение этнографического музея рунопевцев, реликтовой сосны Лённрота, мыса Рунопев-цев, Священной рощи, 200-летнего дома карельского типа, исторического здания «Дом Моберга».

2. Создание легенд о туристских объектах. Одним из самых популярных карельских маршрутов является «Край карельский, край лесной», в программу которого входит восхождение на гору Сампо (около 50 км от г. Петрозаводска). Своим необычным названием гора обязана советско-финскому фильму «Сампо», который снимался в этих местах по мотивам эпоса «Калевала» в 1960-е гг. В эпосе Сампо - волшебная ручная мельница, источник изобилия и благополучия. Сампо намалывает столько хлеба, соли и золота, сколько пожелаешь. Она была наделена невиданной силой и приносила своему обладателю неслыханную удачу. Как сказано в «Калевале», Сампо выковал кузнец Илмаринен в качестве свадебного выкупа за дочь старухи Лоухи, хозяйки далекой северной страны Похъёлы. Похищение Сампо из Похъёлы - центральный сюжет Калевалы: мудрый рунопевец Вяйнямёйнен отправляется в Похъёлу в сопровождении кузнеца Илмаринена и охотника Леммин-кяйнена, усыпляет её жителей и добывает Сампо. Он увозит Сампо на лодке, но пробуждающаяся хозяйка Похъёлы настигает

похитителей; во время борьбы чудесная мельница разбивается, обломки тонут в море (поэтому море, согласно народным верованиям, богаче, чем суша). Часть обломков, однако, прибивает к земле, где они благотворно влияют на урожай.

3. Включение эпоса «Калевала» в развитие событийного туризма. Международный день «Калевалы» ежегодно отмечается 28 февраля. В этот день в 1835 г. Элиас Леннрот подписал предисловие к созданной им «Калевале» и сдал в печать рукопись, которая затем вышла двумя книгами в 1835 и 1836 гг. С 20 по 29 февраля в Карелии проводится масштабная культурная акция «Дни Калевалы», целью которой является популяризация этнокультурного наследия Карелии как неотъемлемой части культурного достояния России. По территории всей Карелии в рамках Дней Калевалы проходят выставки, литературные чтения, концерты, спектакли, творческие мастер-классы, круглые столы и конференции. К сожалению, на сегодняшний день аудиторией данного события являются в основном местные жители. Также небольшой процент участников составляют жители Финляндии. Массовый туристский поток на Дни Калевалы в Карелии на сегодняшний день не сформирован [7].

4. Включение эпоса «Калевала» в развитие приключенческого туризма. Знакомство с культурным наследием территории может удачно сочетаться с различными активными формами туризма. Например, среди целевой аудитории школьников большой популярностью пользуются экс-курсии-квесты на основе эпоса «Калевала». За определенное время участникам предлагается выполнить ряд заданий, получить руны-подсказки от героев «Калевалы», найти осколки разбитой чудо-мельницы Сам-по» и собрать ее заново.

В целях привлечения дополнительного туристского потока (сформированного из молодежной целевой аудитории) необходимо предложить актуальные формы продвижения нематериального культурного наследия, в частности, эпоса «Калевала». Такой формой может стать, например, ежегодная ролевая игра «Калевала. Невероятное приключение». Её проект разработан студен-

тами и преподавателями кафедры туризма Петрозаводского государственного университета и включён в «Стратегию малых дел» Калевальского района Республики Карелия. Проект представляет собой организацию ролевой игры живого действия по мотивам карело-финского эпоса «Калевала». Ролевая игра (игра живого действия) - коллективная творческая деятельность, вид современного искусства, в котором участники взаимодействуют друг с другом и окружающим миром4. Игры живого действия - это относительно новый вид активного отдыха. На сегодняшний день в Республике Карелия нет полевых ролевых игр живого действия, продвигающих культурное наследие народов Карелии. Мероприятие рассчитано на 3 дня: открытие (народные гуляния, конкурсы, кулинарные и творческие мастер-классы, ярмарка, продажа сувениров и других товаров местных производителей), непосредственно ролевая игра и закрытие мероприятия, которое включает концерт местных коллективов. Место проведения -п. Калевала в Республике Карелия.

Организация ежегодной ролевой игры и сопутствующих мероприятий будет способствовать привлечению в Калевальский район туристов - непосредственных участников и зрителей игры, повышению узнаваемости карело-финского эпоса «Калевала», продвижению культурного наследия народов Карелии, в первую очередь в молодежной среде.

5. Создание этнокультурного центра «KALEVALATALO». Этнокультурный центр «KALEVALATALO», расположенный в п. Калевала Республики Карелия, занимается всеми видами музейной деятельности, организует культурно-массовое и туристско-экскурсионное обслуживание, проводит этнографические экспедиции и исследовательские акции, занимается возрождением и популяризацией ремесел.

Представляется возможным проследить процесс вовлечения эпоса «Калевала» в ходе оказания туристских услуг согласно уточненной авторами «Стратегии Шахерезады».

4 Ролевые игры живого действия. URL: http:// www.rpg.ru/ (Дата обращения: 23 марта 2016 г.).

1. Представление природного и культурного наследия через историю / легенду: герои «Калевалы» странствуют между двумя мифологическими странами - Кале-валой и Похъёлой. Название «Калевала» Э. Леннрот позаимствовал из свадебной песни, где жених был родом из Калевалы. В слове «Калевала» суффикс «ла» означает местность, таким образом, Калевала -местность, где живет род Калева. В рунах и преданиях часто рассказывается о мифических великанах по имени Калева или о «сыновьях Калевы», которые могли передвигать скалы. Вероятно, Леннрот полагал, что Калева - это мифический образ первого поселенца на территории Финляндии, которая заселена была до этого саамами-лопарями, а все карелы и финны являются потомками Калевы [6].

2. Время рассказа истории / легенды: значительный объем эпоса «Калевала» позволяет включать различные его отрывки на разных этапах экскурсии / тура применительно к различным объектам. Например, легенда о «сыновьях Калевы» уместно звучит в начале экскурсии, во время рассказа о заселении территории Карелии, а легенда о чудесной мельнице Сампо - при посещении одноименной горы. Строки из эпоса «Всколыхнулися озера, горы медные дрожали, камни твердые трещали, со скалы скала валилась, раз-дроблялися утесы...» служат иллюстрацией для описания древних землетрясений в Карелии.

3. Создание культурных «якорей»: таковыми на территории Калевальского района, например, являются:

3 этнографический «Музей Руно-певцев» - музей в п. Калевала, в котором представлена экспозиция, отражающая рунопевческую традицию данной территории. Экспозиция расположена в мемориальном доме народной сказительницы Марии Ремшу;

3 реликтовая сосна Лённрота, под которой, согласно преданию, Э. Лённрот слушал калевальских рунопевцев (рис. 5);

3 амбар крестьянина Яманена: в свой второй приезд в Калевалу (в то время - Ухта) в 1836 г. Э. Лённрот остановился на постой у крестьянина Яманена. Усадьба этого зажи-

Рис. 5 - Сосна Лённрота (фото Т. Бердашевой, 2015)5

Fig. 5 - Lönnrot Pine (photo of T. Berdasheva, 2015)

точного ухтинца не сохранилась, но амбар стоит до сих пор.

Дополнительно к вышеперечисленным, на территории Республики Карелия возможно организовать другие культурные «якоря», связанные с эпосом «Калевала» как природного происхождения, так и рукотворные.

Создание информационного поля в сети Интернет, которое будет при-

влекать туристов и формировать рыночный сегмент. Информация об эпосе «Калевала» имеется на сайтах туристской тематики: а) этнокультурных центров Республики Карелия (http://etnokarjala.ru/); б) информационных туристских порталов (ticrk.ru); в) сайтах туроператоров Республики Карелия.

Проблемы использования нематериального культурного наследия в процессе развития туризма в Карелии, с одной стороны, связаны с недостаточной узнаваемостью карело-финского эпоса «Калевала» за пределами Карелии, а с другой - слабым развитием событийного туризма в Карелии и Калевальском районе в частности. Мероприятия, которые проводятся в районе, посещают в основном местные жители, поток туристов очень мал. Осуществление предлагаемой концепции «культурных якорей» создаст новые возможности для продолжения логичного встраивания карело-финского эпоса «Калевала» в живую ткань современности.

В качестве вывода целесообразно отметить, что вовлечение объектов нематериального культурного наследия в процесс организации туризма оказывает влияние на развитие и продвижение туристской дестинации, формирование уникального и востребованного туристского продукта, способного стать брендом территории и способствовать привлечению и росту туристского потока в регион.

Список источников:

1. Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. Функциональное значение и место туристских легенд в формировании привлекательных свойств дестинаций // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т. 9. № 1. С. 52-60. DOI: 10.12737/7943.

2. Борисов И.В., Колесникова С.М. Памятник рунопевцам Приладожья // Региональный музей Северного Приладожья. URL: http://museum-sortavala.ru/public/67-historimonument (Дата обращения: 25 марта 2016 г).

3. Григорьева Д.К. Зарубежный и российский опыт создания туристских продуктов, основанных на концептуальных туристско-рекреационных аттракторах: методические особенности // Петербургский экономический журнал. 2015. № 4. С. 91-97.

4. Калевала. Карело-финский эпос / Пересказ для детей А. Любарской, рисунки Н. Кочергина. Петрозаводск: Карельское книжное изд-во, 1967. 164 с.

5. Кирилина В.М., Колесникова Н.В., Колесников Н.Г. Санаторно-курортный и туристско-рекре-ационный комплексы региона: методологические аспекты эволюции // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2016. №93(3). С. 62-65. DOI: 10.17116/ kurort2016362-65.

5 Источник фото: https://new.vk.com/photo2460165_377445657 (Дата обращения: 24 марта 2016 г.).

6. Красавцева Н. «Калевала» - встреча эпох (интервью с Э. Г. Карху, д. филолог.н., автором книг и статей по истории финской литературы, фольклору и литературе Карелии, лауреатом Государственной премии КАССР) // Газета «Лицей». № 2 (февраль). 1995.

7. Колесников Н.Г., Шевченко В.И., Колесникова Н.В. О стратегии развития событийного туризма в регионе // Актуальные задачи современной науки и образования: теоретические и прикладные аспекты: Сб. науч. трудов по материалам Междунар. научно-практич. конф. Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2015. С. 174-175.

8. Колесникова Н.В. Когнитивный аспект функционирования туристской дестинации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 10-1. С. 174-175.

9. Платонова Н.А., Вапнярская О.И. Построение рейтинга туристской привлекательности субъектов Российской Федерации как инструмент дифференциации развития туризма // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме: Сб. науч. тр. Томск: Нац. Исслед. Томский политехнич. ун-т, 2012. С. 108-111.

10. Севастьянова С.А., Масленникова К.В. Аттракторы как системообразующие факторы туризма // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2007. № 5(18). С. 71-76.

11. Элиас Лённрот: жизнь и творчество / Э.Г. Карху; Рос. Акад. наук, Карел. науч. центр, Ин-т яз., лит. и истории. Петрозаводск: Карелия, 1996. 237 с.

12. Salmon K. Strategija Seherezade. Beograd: Clio, 2011. 110 р.

13. Cadima Ribeiro J., Vareiro L., Remoaldo P.C. The hosttourist interaction in a World Heritage site: the case of Guimaraes // China-USA Business Review. 2012. № 11(3). Pp. 283-297.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Chen C.-F., Chen P.-C. Another look at the heritage tourism experience // Annals of Tourism Research. 2013. №41. Pp. 215-243. DOI: 10.1016/j.annals.2012.12.007.

15. Ritchie J., Hudson S. Understanding and meeting the challenges of consumer/tourist experience research // International Journal of Tourism Research. 2009. № 11(2). Pp. 111-126. DOI: 10.1002/jtr.721.

16. Yankholmes A.K.B., Akyeampong O.A. Tourists' perceptions of heritage tourism development in Danish-Osu, Ghana // International Journal of Tourism Research. 2010. № 12. Pp. 603-616. DOI: 10.1002/jtr.781.

Natalia V. Kolesnikova a, Nikolai G. Kolesnikov b, Viktoria S. Plotnikova c

Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Rep. of Karelia, Russia); a PhD in Economics, Senior Lecturer; e-mail: [email protected]; b PhD in Economics, Associate Professor, Senior Researcher of Institute of Economics of Karelian Research Centre of Russian Academy of Sciences; e-mail: [email protected]; c PhD in Pedagogical, Senior Lecturer; e-mail: [email protected]

TOURISM AND INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE: KARELIAN-FINNISH EPIC POEM «KALEVALA» AS ATTRACTOR IN INFORMATION FIELD OF DESTINATION

The article investigates the forms and principles of involving intangible cultural heritage in tourism development thought the example of the Republic of Karelia. Various forms of intangible cultural heritage are presented according to the UNESCO Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage 2003. Forms of using of intangible cultural heritage in the framework of the various types of tourism organization are explored through the certain examples. The authors consider 4 conditions of legend's involvement in the service process in the territory of tourism destination according to the «Scheherazade strategy» by Christian Salmon: (1) submission of natural and cultural heritage through the history / legend; (2) certain time of story / legend providing; (3)«message» of tourism destinations; (4) creation of information field on the Internet. The authors specify the 3rd point and formulated it as «formation of cultural anchor» that should «tie» specific local legend to places and objects located in the territory.

The intangible cultural heritage involvement in the process of tourist services organization is considered by the example of the Karelian-Finnish epic poem «Kalevala», consisting of 50 runes (the Republic of Karelia). Experience of the «Kalev-ala» epic poem involvement in tourism is considered: tourism routes development, creating and adaptation of legends, development of event and adventure tourism. The possibility of implementing the updated «Scheherazade strategy» by the example of the epic poem «Kalevala» is investigated. ,4s the research result, the authors propose an annual role -playing game «Kalevala. Amazing adventure» as the new actual form of promotion «Kalevala» epic poem. This project was developed by students and lectures of Tourism Department of Petrozavodsk State University and included to the Small Deal Strategy of Kalevala region of the Republic of Karelia.

This article was prepared as part of the scientific activities of the Strategic Development Program of Petrozavodsk State University for 2012-2016.

Keywords: tourism economy, intangible cultural heritage, regional tourism, Kalevala epic poem, the Republic of Karelia.

References:

1. Afanasiev O.E., Afanasieva A.V. The functional significance and place of tourist legends in creating attractive destination properties. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin], 2015, vol.9, No.1, pp. 52-60. DOI: 10.12737/7943. (In Russ.).

2. Borisov I.V., Kolesnikova S.M. Monument rune singers Priladozhje. Regional Museum of Northern Ladoga. URL: http://museum-sortavala.ru/public/67-historimonument (Accessed on March 25, 2016). (In Russ.).

3. Grigoreva D.K. Foreign and Russian Experience of the Tourist Product Based on Conceptual Tourist and Recreational Attractors Methodical Features. Peterburgskij ekonomicheskij zhurnal [Petersburg Economic Journal], 2015, No.4, pp. 91-97. (In Russ.).

4. Kalevala. Karelian-Finnish epic / Retelling for children A. Lyubarskaya, drawings N. Kochergin. Petrozavodsk: Karelian book publishing house, 1967. 164 p. (In Russ.).

5. Kirilina V.M., Kolesnikova N.V., Kolesnikov N.G. The spa-health resort and touristic-recreational facilities of the region: the methodological aspects of their development. Voprosy kurortologii, fizioterapii i lechebnoy fizicheskoy kul'tury [Problems of Balneology, Physiotherapy, and Exercise Therapy], 2016, No.93(3), pp. 62-65. DOI: 10.17116/ kurort2016362-65. (In Russ.).

6. Krasavtseva N. «Kalevala» - meeting of epochs (interview with E.G. Karhu, PhD, the author of books and articles on the history of Finnish literature, folklore and literature of Karelia, winner of the State Prize of the Karelia ASSR). Newspaper «Lyceum», No.2 (February), 1995. (In Russ.).

7. Kolesnikov N.G., ShevchenkoV.I., Kolesnikova N.V. On the development strategy of event tourism in a region. Aktual'nye zadachi sovremennoj nauki i obrazovanija: teoreticheskie i prikladnye aspekty [Actual problems of modern science and education: theoretical and applied aspects]: Coll. scientific works based on the Intern. scientific-practical. conf. Smolensk: LLC «NOVALENSO», 2015, pp. 174-175. (In Russ.).

8. Kolesnikova N.V. The cognitive aspect of the tourist destination operating. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International journal of applied and fundamental research], 2015, No.10-1, pp. 174-175. (In Russ.).

9. Platonova N.A., Vapnyarskaya O.I. Construction of tourist attractiveness rating of the Russian Federation as a tool for the development of tourism differentiation. Transformacija nauchnyh paradigm i kommunikativnye praktiki v informacionnom sociume [Transformation of scientific paradigms and communication practices in the information society]: Coll. scientific works. Tomsk: National Research Tomsk Polytechnic University, 2012, pp. 108-111. (In Russ.).

10. Sevastyanova S.A., Maslennikova K.V. Attractors as the backbone tourism factors. Vestnik INZhEKONa. Serija: Ekonomika [Bulletin of Saint Petersburg State University of Engineering and Economics. Series: Economics], 2007, No.5(18), pp. 71-76. (In Russ.).

11. Elias Lonnrot: Life and work / E.G. Karhu; Rus. Acad. Sciences, Karel. Scientific Center, Institute of lang., lit. and history. Petrozavodsk: Karelia, 1996. 237 p. (In Russ.).

12. Salmon K. Strategija Seherezade. Beograd: Clio, 2011. 110 p.

13. Cadima Ribeiro J., Vareiro L., Remoaldo P.C. The hosttourist interaction in a World Heritage site: the case of Gui-maraes. China-USA Business Review, 2012, No.11(3), pp. 283-297.

14. Chen C.-F., Chen P.-C. Another look at the heritage tourism experience. Annals of Tourism Research, 2013, No.41, pp. 215-243. DOI: 10.1016/j.annals.2012.12.007.

15. Ritchie J., Hudson S. Understanding and meeting the challenges of consumer/tourist experience research. International Journal of Tourism Research, 2009, No.11(2), pp. 111-126. DOI: 10.1002/jtr.721.

16. Yankholmes A.K.B., Akyeampong O.A. Tourists' perceptions of heritage tourism development in Danish-Osu, Ghana. International Journal of Tourism Research, 2010, No.12, pp. 603-616. DOI: 10.1002/jtr.781.

Колесникова Н.В., Колесников Н.Г., Плотникова В.С. Туризм и нематериальное культурное наследие: карело-финский эпос «Калевала» как аттрактор в информационном поле дестинации // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 3. С. 115-123. DOI: 10.12737/21109. Дата поступления статьи: 29 марта 2016 г.

Kolesnikova N.V., Kolesnikov N.G., PlotnikovaV.S. Tourism and intangible cultural heritage: Karelian-Finnish epic poem «Kalevala» as attractor in information field of destination. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2016, vol.10, No.3, pp. 115-123. DOI: 10.12737/21109. Received 29 March 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.