ПЛОТНИКОВА Виктория Сергеевна а, w379.8
ХУУСКОНЕН Нина Михайловна 6 DO1 i0.244ii/i995-04ii-20i8-i0208
Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Респ. Карелия, РФ); акандидат педагогических наук, доцент; e-mail: [email protected]; бкандидат педагогических наук, доцент; e-mail: [email protected]
ПЕРСПЕКТИВЫ РАСШИРЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ
КАРЕЛИЯ
Статья посвящена исследованию возможностей расширения дополнительных услуг в санаторно-курортных учреждениях. Представлены санатории и курорты Республики Карелия. Рассмотрены основные принципы организации и требования к услугам в санаторно-курортном туризме. Определен потенциал досуга и анимации как направления досуговой деятельности, представлены основные зарубежные и российские исследователи в данной области. Описаны возможности использования разнообразных досуговых программ для привлечения внимания потребителей к санаторно-курортному туризму. Уточнены особенности организации досуговой деятельности как дополнительной услуги, которые следует учитывать при составлении анимационной стратегии в санаторно-курортном комплексе. Выделены основные подходы к стратегии анимационной деятельности в санаторно-курортном комплексе на основе использования известныхлитературных и сказочных персонажей, связанных с регионом нахождения туристов; исторических персонажей и событий, связанных с регионом проведения анимационной программы; старых легенд и создания новых; организации на территории традиционно повторяющихся событий; других привлекательных ресурсов региона для создания анимационной программы. На конкретных примерах представлены возможности использования карело-финского эпоса «Калевала» и других источников, связанных с историческими персонажами, литературными и сказочными героями, легендами и событиями, происходившими на территории Карелии. Рассмотрены возможности применения представленных мероприятий в санаторно-курортных учреждениях. Как результат, предложены перспективы расширения дополнительных услуг в санаторно-курортных учреждениях на основе национальных, исторических, этнографических и природных особенностях региона, которые легко адаптировать для любого региона Российской Федерации. Ключевые слова: санаторно-курортные учреждения, санаторно-курортный туризм, дополнительные услуги, досуговая деятельность, анимация, анимационные программы, эпос «Калевала», «Марциальные воды», Республика Карелия.
Актуализация. Санаторно-курортное дело является важной частью системы здравоохранения России. Осуществление профилактики заболеваний, лечение и реабилитация больных на основе использования природных лечебных ресурсов основана на преемственности между медицинскими учреждениями: амбулаторными, стационарными и санаторно-курортными [i2]. Специализацию любого курорта определяют природные ландшаф-тно-климатические факторы: климат, природные грязи, минеральные воды, воздух, лекарственные растения.
Санаторно-курортный туризм подразумевает туры с целью отдыха, профилак-
тики различного рода заболеваний и оздоровления организма после перенесенных операций в курортных центрах. В реабилитационных и рекреационных методиках санаторно-курортного обслуживания приоритет отводится двигательной активности пациентов [5]. Важнейший принцип санаторно-курортного туризма - это комплексный подход к использованию разнообразных природно-лечебных факторов в сочетании с медицинскими услугами, услугами гостеприимства и организацией досуга отдыхающих. Согласно Федеральному закону «О защите прав потребителей» и ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг»,
все предоставленные услуги в санаторно-курортных центрах должны быть безопасными для жизни, здоровья потребителей и окружающей среды, соответствовать цели и классу обслуживания, быть качественными и привлекательными. Для привлечения отдыхающих организаторам санаторно-курортного отдыха необходимо продумать досуговую составляющую отдыха, предложив такие дополнительные услуги, как: проведение театрализованных мероприятий, организацию вечеров отдыха, концертов, киновечеров, игровых, творческихи спортивно-оздоровительных и экскурсионных программ.
Санаторно-курортный комплекс Республики Карелия представлен услугами следующих санаториев: «Марциальные воды», «Дворцы», «Белые ключи», клиники естественного оздоровления «Кивач». Санаторий«Марциальные воды» и санаторий «Дворцы» (рисунок 1) расположены в 55 км от Петрозаводска, неподалеку друг от друга, в долине уникальных железистых минеральных источников, известных с начала XVIII века.
Рисунок 1. - Санаторий «Марциальные воды». Санаторий «(Дворцы»1
Figura 1. - Sanatorium «Marcial Waters». Sanatorium «Palaces»
1 https://yandex.ru/images/search7text .Дата обращения: 15.12.2017
Первый российский курорт «Марциальные воды» был основан 20 марта 1719 года, когда Петр I подписал указ «О целительных водах, открытах на Олонце». С этого момента начинается время использования гидроминеральных ресурсов в России в целебных целях [12] (рисунок 2).
Рисунок 2. - «<Царь Петр в Марциальных водах», художник Б. Акбулатов2.
Figura 2. - «Tsar Peter in Marcial Waters», artist B. Akbulatov.
Железистая вода названа «марциаль-ной» (от слова Марс - бог войны), отличается особым составом. В ней содержится двухвалентное железо, быстро усваивающееся в организме, которое способствует не только общему укреплению организма, но и применяются при различных заболеваниях. Неподалеку находится озеро Габозеро, богатое лечебными грязями, оказывающими выраженный лечебный эффект при многих заболеваниях. В этой же зоне железосодержащих минеральных источников в лесном массиве располагается клиника естественного оздоровления «Кивач». Санаторно-гостиничный комплекс «Белые ключи» расположен в 8 км от центра Петрозаводска, в лесопарковой зоне, он принимает на оздоровление людей по различным медицинским программам, а также работает как деловой центр и гостиница (рисунок 3).
Анализируя современный санаторно-курортный рынок мы приходим к выводу, что благодаря выбору большинством людей здорового образа жизни и финансовым возможностям возрастает спрос на санаторно-курортные услуги. Сегодня туристский рынок предлагает отдых в оздоровительных центрах разного уровня и класса обслуживания. Возрастает конкуренция среди организаторов данного вида отдыха. Чтобы
2 https://yandex.ru/images/search?text. Дата об-
ращения: 15.12.2017
Рисунок 3. - Клиника естественного оздоровления «Кивач». Санаторий «Дворцы»3
Figura 3. - Clinic of natural healing «Kivach».
Sanatorium «Palaces»
привлечь внимание клиентов, необходимо разработать оптимальный туристский продукт, отвечающий разнообразным запросам потребителей. Особенностью данного вида отдыха является продолжительное пребывание - от 12 до 24 суток. Следовательно, в состав данного туристского продукта должны входить дополнительные услуги, в том числе и связанные с организацией досуга отдыхающих.
Методологический аппарат. Современная пропаганда здорового образа жизни привела к возрастанию количества людей, желающих поддерживать состояние здоровья на курортах. Возможность одновременно отдохнуть и пройти медицинские обследования, профилактическое лечение, восстанавливая физические, духовные и психические силы привлекательна для многих россиян. В настоящее время санаторно-курортные учреждения сохраняя свою лечебную и оздоровительную направленность расширяют ассортимент услуг. Одной из услуг санаторно-курортного
3 https://yandex.ru/images/search?text.Дата обращения: 15.12.2017
учреждения является организация досуга отдыхающих. Для людей, проходящих лечение, досуговые программы при грамотном подборе и использовании могут в значительной мере способствовать процессу выздоровления, повышая эффективность лечебных процедур.
Активное исследование потенциала досуговой деятельности в жизни человека началось еще в 50-х гг. XX века, во Франции, когда социолог и культуролог Жоффр Роже Дюмазедье вводит понятие «социально-культурное лидерство», которое трактует как деятельность в свободное время, направленную на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству через активную деятельность самого человека. Вскоре это понятие заменяется термином «анимация» и рассматривается им как сознательная, преднамеренная, организованная и планируемая аккультуризация человека с целью активного социально-культурного влияния на людей для оптимальной адаптации к техническим и социальным изменениям в обществе через создание условий для приобщения к культуре. Дю-мазедье определяет анимацию как формулу «трех D»: delassiment (расслабление), divertissement (развлечение) и développement (развитие) [8].
Далее начинается научное осмысление анимации, ее структуризация и типо-логизация. Исследования в этой области проводятся не только Ж.Р. Дюмазедье [14, 15], но и П. Бенаром [13], Р. Лабури [16] и другими исследователями. Так, Р. Лабу-ри считает, что в основе анимации лежит собственная активность личности в сфере досуга, а аниматор является носителем культуры, обладающий определенными внутренними качествами, делающими его значимым для окружающих людей, фактором их личного развития [9]. Согласно Американскому словарю наследия4 под анимацией понимается процесс повышения активности, энергичности, бодрости, восторга, энтузиазма. Это результат деятельности организаторов досуга, который при-
4 4American heritage dictionary 2012. Animation. Available: http://ahdictionary.com/word/search. html?q=animation&submit.x=52&submit.y=23
дает интерес к жизни в процессе участия в разнообразных мероприятиях [13].
Российские исследователи также формулируют подходы к понятию анимация: Е.Б. Мамбеков[8], И.И. Булыгина, Т.И. Гальперина, Н.И. Гаранин, Е.М. Приезжева. Так, Елизавета Михайловна Приезжева [12] определяет анимацию как стимулирование жизненных сил человека через вовлечение в активные виды деятельности. Потенциал современной анимационной деятельности используется в разных направлениях, связанных с социально-культурной, педагогической, музейной, туристской деятельностью, и связан с формированием и реализацией мероприятий, отвлекающих отдыхающего от жизненных повседневных проблем, являясь не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни.
Исследовательская часть. Создание дополнительных услуг, которые будут связаны с организацией досуга отдыхающих и удовлетворять их потребности в творчестве, погружении в культуру, в движении, релаксации, общении и познании нового, является конкурентоспособным преимуществом санаторно-курортного учреждения. При создании концепции развития дополнительных услуг, связанных с процессом организации досуга, организаторам необходимо учитывать следующие условия:
- время организации и проведения дополнительных услуг не должно совпадать с основными услугами санаторно-курортного центра;
- проведение программдосуга не должно нарушать общий шумовой режим, чтобы не помешать лечению или покоюот-дыхающих;
- необходимо помнить о несовместимости ряда анимационных программ с другим рядом лечебных процедур и курсов лечения;
- недопустимо перегружать анимационные программы в санаториях спортивными соревнованиями, состязаниями и конкурсами физкультурно-оздоровительного направления;
- необходимо учитывать возрастные и физические возможности отдыхающих;
- программы досуга не должны быть слишком насыщенными, их основная задача - укрепление здоровья;
- организаторам необходимо комплексно применять различные художественно-выразительные средства, используя потенциал творческих программ: мастер-классов, литературных и музыкальных гостиных;
- организаторам досуга важно иметь запас разнообразных настольных игр, привлекательных для разных групп отдыхающих;
- программы должны быть привлекательными, направленными на вовлечение в общение, создание активной ситуации, при которой каждый отдыхающий становится активным участником, а не просто созерцателем;
- мероприятия, связанные с общением и коммуникацией, удобно проводить в релаксационной комнате, оснащенной современным светодиодным оборудованием;
- общая стратегия анимационной деятельности должна учитывать национальный колорит региона, его природные, исторические, этнографические особенности;
- все услуги должны быть безопасными, доступными, привлекательными и отвечать требованиям качества, предъявляемым к услугам;
- перечень дополнительных услуг должен быть доступным по цене, дифференцирован и разнообразен.
К дополнительным услугам, оказываемым в санаторно-курортных учреждениях и связанным с организацией досуга отдыхающих можно определить следующие подходы [1]:
1. Использование известных литературных и сказочных персонажей, связанных с регионом нахождения туристов.
В качестве таких персонажей могут быть герои из карело-финского эпоса «Калевала»: старуха Лоухи, Вяйнемейнен, Ле-минкайнен, Илмарийнен, Айно [6].
Можно предложить проведение настольной игры «Калевала» (рисунок 4), сделанной по подобию легендарной игры «Имаджинариум». Её суть можно описать одним предложением: «Вы должны
придумывать ассоциации на выбранные картинки и угадывать картинки других игроков по их ассоциациям». Картинками служат иллюстрации из эпоса «Калевала». Количество участников - от 4 до 7. В случае большего количества человек аниматор разбивает участников на команды. Но предварительно игроки должны иметь представление об общей сюжетной линии эпоса и ее главных героях.
Рисунок 4. - Вяйнемёйнен и Ильмарийнен, художник Тамара Юфа5
Figura 4. - Väinemöinen and Ilmariinen, artist Tamara Yufa
Отдыхающих привлечет игра «Неуемный Ильмаринен», настольная игра по мотивам игры «Алиас» (скажи иначе). Целью игроков является объяснение загаданного слова напарникам по команде (в некоторых случаях и игрокам противоположной команды) без использования жестов и произнесения загаданного слова и однокорен-ных с ним слов. Игроки делятся на группы, причем количество игроков в каждой группе не обязательно должно быть равным. Игра сочетает в себе дух соперничества, веселые ситуации, возникающие по ходу объяснения сложных слов и словосочетаний.
На улице возможно проведение лабиринт-игры «Мудрый Вяйнемёйнен». Для проведения лабиринт-игры достаточно иметь яркую ленту и колышки. Лабиринт должен выкладываться на местности обширно, его длина может быть от 100 до 500 метров. Двум командам предлагается пройти лабиринт и прочитать части закодированной фразыиз эпоса: «Всех лекарств -
5 https://yandex.ru/images/search?text. Дата обращения: 15.12.2017
вода старее»; «Не сочтут того за мужа, кто с пути назад вернется»; «Всех земель старей -болота»; «Золото - луны ровесник, серебро - ровесник солнцу»; «Лучше лаптем воду черпать у себя, в родной сторонке, чем с стране чужой, далекой мед - сосудом драгоценным». На схеме лабиринта точки пронумерованы (номер означает место буквы в слове или слова в предложении). Выигрывает команда, составившая текст первой.
Героями программ могут быть кинда-совские и пряжинские мужики - герои карельских анекдотов и смешных баек; красавица Насто и злая Сюоятар из карельских сказок; карельские духи - Тапиола, владычица лесных зверей и ее муж Хийси, мифический хозяин леса, водяной Ахто и другие духи.
2. Использование исторических персонажей и событий, связанных с регионом проведения анимационной программы.
Главный исторический персонаж - это, несомненно, Петр Первый, основатель Петровской слободы, ставшей впоследствии городом Петрозаводском, и первого в России курорта «Марциальные воды».
Возможно использование образов соратников и приближенных Петра Первого, например, Вильяма Геннина, коменданта Олонецких заводов, который в 1714 году поддержал создание первого российского курорта «Марциальные воды», организовав его строительство в 1717—1718 годах у источника «На Олонце».
В историческом обзоре важен образ Ивана Ребоева, крестьянина, сообщившего о целебном источнике с водой: будучи подвержен «сердечной болезни», которой «скорбел многие годы», он выздоровел, попив местной водички.
Интересен образ Гаврила Романовича Державина, первого губернатора Олонецкой губернии и популяризатора водопада Кивач, которому он посвятил одноименную оду .
3. Использование старых легенд и создание новых.
Легенды являются важным нематериальным ресурсом и частью современного «мифологического» туристского пространства. Они включают в себя все разнообра-
зие фольклора - от преданий и легенд до баек и исторических анекдотов, могут опираться как на рациональную, так и эмоциональную интерпретацию информации получаемую от людей, проживающих на данной территории, которые с течением времени интегрируются и обретают свойства туристских легенд [2, 3].
Организатору анимационной программы следует учитывать, что использованная в основе сюжета легенда может только претендовать на достоверность, что ее авторство зачастую невозможно установить. Продумывая игровую легенду, необходимо ее логично и последовательно изложить, выбрав соответствующий стиль изложения информации, в зависимости от цели анимационной программы. На территории санаторно-курортных учреждений Карелии уместны легенды, связанные с именем Петра Первого и вышеупомянутых исторических персонажей, легенды, связанные с созданием курорта «Марциаль-ные воды».
При создании легенды для анимационной программы универсален карело-финский эпос «Калевала». Его руны посвящены описанию взаимоотношений между двумя народами Калевалы и По-хьёлы. Мудрый Вяйнемёйнен, способный делать чудеса силой своего слова, кузнец Ильмарийнен, охотник Лемминкяйнен живут в стране Калевалы. Старуха Лоухисо своей дочкой, живут в Похьеле на крайнем севере. Дочь Лоухи была настоящей красавицей, и когда к ней приехал свататься Лемминкяйнен, то хитрая Лоухи дала ему три задания: поймать лося Хийси, поймать жеребца Хийси и застрелить лебедя Туо-нелы - реки в царстве мертвых. Выполняя последнее задание, герой погиб, но его смогла оживить мать, она и отговорила от идеи жениться на дочке колдуньи. Но тогда Вяйнямёйнен и Ильмаринен поехали свататься. Лоухи больше нравился кузнец, тем более что он изготовил в прошлом чудесную мельницу Сампо, и она отдала ему свою дочь. Лемминкяйнен, разозлившись, приехал в Похьёлу, убил мужа Лоу-хи и бежал, спасаясь от чар разгневанной колдуньи. Дочь Лоухи, будучи красивой, но злой и бессердечной женщиной, погибает.
Кузнец в горе выковал себе золотую жену, которую не смог оживить, решил свататься ко второй дочке Лоухи, но получил отказ. Тогда Ильмаринен, Лемминкяйнен и Вяйнямёйнен решили отобрать у Лоухи мельницу Сампо - источник благополучия Похьёлы. Вяйнемёйнен с помощью волшебных песен усыпил воинов Лоухи, и отважные герои похитили чудо-мельницу, наделенную огромной благодетельной силой, ведь с ее помощью можно получать хлеб, соль. Разгневанная Лоухи пустилась в погоню, превратившись в огромную птицу. В ходе сражения мельница разбилась и утонула. Обозленная Лоухи сначала наслала на Калевалу мор, затем огромного медведя и в завершение украла солнце и луну. Но узнав, что герои снова собираются в Похьёлу войной, Лоухи возвращает светила на место [4].
На основе эпоса «Калевала» можно составить театрализованную анимационную программу любой направленности: в нем представлено и описание традиционных занятий карел, связанных с охотой, рыбалкой, работой с железом, изготовлением кантеле, и свадебная обрядность, и военные хитрости. Название анимационных программ можно сформулировать по-разному: «Праздник калевальских героев», «В стране Калевала», «Калевальские игрища», «Руны Калевы», «Игры древних карел», «Герои Калевы», «Ладожские руны», «Онежские руны», «Сельские руны», «В поисках седьмой руны», «Приключения с Вяйнемёйненом», «В борьбе за мельницу Сампо», «Тайны великана Калевы и его сыновей».
Большой простор для фантазии представляют книги Алексея Попова «Тайны и загадки народов Карелии», в частности «Тайны карельских великанов», «Предания о лабиринтах», «Тайны Белого моря», «Биармия» [10].
4. Организация на территории традиционно повторяющегося события.
Праздник «Петров день», включающий торжественный молебен в церкви апостола Петра, театрализованное представление у исторического павильона «Петровский»: прибытие Петра Великого на Марциальные воды, историческая встреча
императора с крестьянином Иваном Ребо-евым, дегустацией продукции карельских производителей в кафе «Петровская харчевня» и театрализованным шоу «Виват, Марциальные воды!».
Проведение фестивалей, праздников, военных реконструкций, квестов на основе народного календаря, часовенных праздников, литературных произведений, легенд, исторических хроник, эпосов; проведение свадебных обрядов с использованием элементов традиционной культуры (костюмы, музыка, песни, игры и т.п.).
Можно предложить проведение квест-игры по мотивам карело-финского эпоса «Калевала», в основу которой может быть положена следующая игровая легенда: «Злая колдунья Лоухи похитила чудесное Сампо -мельницу счастья. А как быть без счастья? Его нужно вернуть!!!». В путь пускаются три героя: Ильмаринен - кузнец, Вяйнямёйнен -рунопевец и Лемминкяйнен - охотник, которые разными дорогами идут к одной общей цели. Дорога Ильмари ненанелёгкая, придётся выходить на водные просторы, спускаться под землю, любоваться красотами, дрожать от страха. Дорога Вяйнямёйнена -уверенная, рунопевцы добирались до самых отдалённых сёл, селились в местах, куда даже отважные охотники не осмеливались заявиться. Дорога Лемминкяйнена - быстрая и смелая, где охотник, там и лес. Основная задача команд, которые идут под предводительством трех героев - получить ключи, которыми можно открыть замки злой колдуньи и вернуть Сампо. На протяжении всего пути злая колдунья Лоухи преграждает дорогу командам. Маршрутный лист рун: «На распутье», «По одной дороге», «Путь кузнеца», «Путь рунопевца», «Путь охотника», «Колдовское зелье». Команды может проявить себя на каждом этапе и получить дополнительную птицу счастья.
Квест-игра «День карельских традиций». Игра проходит по шести этапам -«полянам». Каждой команде выдается маршрутный лист, согласно которому движутся ребята. На прохождение каждого этапа выделяется определенное время - 20 минут. На последних двух этапах все участники собираются вместе. Маршрутные листы: «Преданья нашей старины»; «Старая
сказка на новый лад»; «Любимые герои карельских сказок»; «Инсценируем сказку»; «Наши таланты»; «Забытые игры?..»
5. Использование других привлекательных ресурсов региона для создания анимационной программы.
Многие отдыхающие и проходящие курс лечения в санаторно-курортных учреждениях являются раздражительными, нервными, быстро устающим, легко возбудимыми. Их накопленная психическая и физическая усталость вызвана не только последствиями однообразной повседневности, но и болезнями, трудностями, связанными с лечением, невниманием близких людей, старостью, одиночеством и отсутствием общения. Поэтому важно интересно организовать вечера отдыха. Примерами таких вечеров могут быть:
1. Литературный вечер, посвященный эпосу «Калевала», который включает в себя живое чтение рун эпоса или их прослушивание с дисков «Струн волшебных звон» - моноопера по мотивам «Калева-лы» (авторы перевода Эйно Киуру и Армас Мишин, исполнитель Евгений Шорохов) под демонстрацию презентации с иллюстрациями карельской художницы Тамары Юфа. Для детей возможен вариант использования музыкальной поэмы «Здравствуй, Калевала» этих же авторов. В качестве угощения можно предложить чай из карельских травяных сборов и калитки - традиционную выпечку карелов и вепсов.
2. Музыкальный вечер «Деревенская основа» с прослушиванием музыки на стихи карельского поэта, народного писателя Республики Карелия Александра Волкова и музыку Евгения Шорохова и демонстрацией фотографий, посвященных карельским деревням, природе, местным жителям.
3. Вечер «Калевалы» с чтением рун. В качестве угощения можно предложить карельские блюда, например, клюквенный морс и рыбник с форелью или капор-ский чай с иван-чаем и калитками. Закончить прослушивание отрывков рун можно игрой «Сундук Ильмаринена» с вручением памятных сувениров победителям.
Также можно предложить организацию тематических дискотек, танцевальных вечеров, вечеров семейных танцев с нацио-
нальным акцентом. Такие программы могут быть посвящены следующим направлениям: «Дабы радость испытать, надо поле притоптать» - знакомство с карело-финскими танцами; «Лапти разбить о пол» - вечер танцев обучающего характера; «Даем волю ногам» -танцевальных вечер под музыку различных направлений, сменяющих друг друга.
Из дневных программ можно предложить тематическую прогулку по мифической деревне жителей страны Калевала, включающая познавательную прогулку с рассказом о быте и верованиях карел. Посещение карельской избы в соседней деревне с раскрытием секретов растопки русской печи и искусства колки дров. По дороге в ходе пешеходной экскурсии аниматор рассказывает историю деревни, ее легенды и тайны. Во дворе избы туристов встречают «местные жители» - актеры в соответствующем образе. После того, как, гости побывали в доме, «хозяин» колет дрова, рассказывает о разных техниках колки дров и секретах растопки русской печи.
В современных санаторно-курортных учреждениях востребованы мастер-классы по традиционным ремеслам, танцам, песням, по приготовлению традиционных блюд и напитков. Можно предложить следующие варианты творческих программ:
1. Мастер-класс по выпеканию калиток (рисунок 5). Ведущий, одетый в национальный костюм, по ходу действия рассказывает участникам о происхождении названий карельских блюд, о вариациях рецептов калиток, начинок, о классическом рецепте калиток В.В. Похлёбкина [11].
Рисунок 5. - Карельские калитки6
Figura 5. - Karelian kalitki
6 https://yandex.ru/images/search7text. Дата обращения: 15.12.2017
2. Мастер-класс по нанесению рисунка на ткань. Участники выбирают способ нанесения рисунка: фломастер для ткани, контур, краски. Трафарет, через который наносится рисунок, может изобразить силуэт, связанный с природой Карелии.
3. Мастер-класс «Размахнись рука да по струнам бей». Знакомство с карельскими музыкальными инструментами (кантеле, йоухикко, губно-щелевые инструменты).
4. Арт-мастерская. Создание сувенирных открыток в стиле Тамары Юфа.
5. Мастер-класс по карельской вышивке (участницам предоставляются заготовки для вышивания, на которых уже вышита эмблема) и художественной резьбе по дереву (предоставляются заготовки шкатулки, панно или игрушки с вырезанной эмблемой), провести под рассказы, былины и притчи из хрестоматии по фольклору Карелии.
Ведущий мастер-класса может параллельно рассказывать занятиях о традициях карел, карельские анекдоты и легенды, предания и былички. Здесь за основу можно взять работу П.В. Шейна «Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края». В рубрику «Несказочная проза» входят предания и былички. Предания отражают событиях местной истории и являются частью событий общегосударственного масштаба. В них речь идет об освоении и заселении края, об основании деревень и о происхождении их названий, об основании Петрозаводска, об открытии Марциальных вод. Герой многочисленных карельских преданий -Петр Первый. В его образе есть черты не только реального исторического лица, но и признаки мифологических персонажей: вождя, демиурга, культурного героя, мага, основателя селений и т. д. В хрестоматии содержатся и былички о духах - «хозяевах» воды, леса, крестьянского жилища [7].
Из лечебно-физкультурных мероприятий можно предложить следующие соревнования и игры:
• «Олимпийские игры в Карелии» -набор эстафет, в которых как бы пародируются существующие в мире виды спорта. Начать Олимпиаду можно с традиционных ритуальных моментов - парада участников, зажжения огня, клятвы олимпийской
верности и т.д. Можно вести по радио шуточный репортаж. Награды тоже должны быть веселыми и связаны с литературными персонажами Калевалы.
• соревнования «Сыны великана Кале-вы» - снежно-ледяная полоса препятствий.
• подвижные игры на свежем воздухе «Прытко да заводно»: хороводы и карельские игры. В Карелии сейчас возрождается традиционная игра «Куукка» - карельские городки» (рисунок 6).
Игровая площадка состоит из двух квадратов 5 на 5 метров и десятиметрового пространства между ними. На переднюю линию каждого квадрата столбиком выставляется по 40 деревянных чурок «кююккя». На каждую команду выделяется по 8 бит, которые называются «пуаликка». Сначала один или несколько бросков делается с расстояния 15 метров, пока не выбьется хотя бы один городок, это называется «зажечь город». После этого игрок и вся команда переходят к следующей линии, на расстоянии в 10 метров от цели. Женским и детским группам разрешается вставать ближе. Каждый игрок выполняет по 2 броска, его основная задача - выбить чурки за пределы «города». Играют две команды, в каждой - по четыре человека. Побеждает та группа, которая выбьет с площадки как можно больше городков.
Рисунок 6. — Игровой набор для игры в «Kyykka»
Figura 6. — Game setf orp layingin «Kyykka»
Выводы. Санаторно-курортное дело в России имеет большие перспективы развития, а дополнительные услуги постоянно будут востребованы отдыхающими. Существующие услуги санаторно-курортных учреждений в основном
направлены на целевые медицинские процедуры, занимают большую часть времени отдыхающих, поэтому дополнительные услуги должны быть разнообразными, краткосрочными, без особых физических нагрузок на посетителей ку-рортно-оздоровительного центра.
В основе дополнительных услуг можно использовать разнообразные программы рекреационной деятельности, элементы нетрадиционной деятельности разных стран мира: тибетская медицина, йога и аюрведа, цигун. Курортные учреждения России располагают всеми известными в мире типами лечебных вод, грязей, на основе которых возможно создавать лечебно-анимационные программы. Такие программы можно проводить по таким направлениям, как: иппотерапия - верховая езда, апитерапия -лечение пчелами, гирудотерапия - лечение пиявками, ароматерапия - использование ароматических веществ и др.
Представленные варианты программ для курортно-санаторных учреждений Карелии разнообразны, однако существуют общие требования к их организации. Необходимо разумное сочетание всех качеств услуги, привлекающих клиента: цена, удобство, уровень обслуживания, привлекательность. При оказании услуг необходимо соблюдать требования к их качеству: соответствие назначению и запросам потребителя, доступность, безопасность, информативность, надежность. Важен профессиональный уровень персонала, оказывающего данные услуги: их индивидуальные качества, этичность, доброжелательность, вежливость, контактность, коммуникабельность; отзывчивость и оперативная реакция на просьбы и запросы клиентов; внимательность и предупредительность в отношениях с отдыхающими в пределах своих должностных обязанностей; незамедлительное и четкое обслуживание; умение создать атмосферу гостеприимства, проявлять терпение, выдержку и обладание способностью избегать конфликтных ситуаций; компетентность и уверенность. Реализация дополнительных услуг, организованных на программной основе, станет хорошим конкурентным преимуществом санаторно-курортного предприятия.
Список источников:
1. Агамирова Е.В., Агамирова Е.В. Создание искусственной мотивации для формирования клиентских потоков в туристские регионы // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т.9. №1. С. 60-67. DOI: 10.12737/7944.
2. Афанасьев О.Е, Афанасьева А.В. Функциональное значение и место туристских легенд в формировании привлекательных свойств туристских дестинаций // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т.9. №1. С. 52-59. DOI: 10.12737/7943.
3. Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. Музеи легенд в современном туристском пространстве // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. №2. С. 38-46. DOI: 10.12737/19502.
4. Калевала: карело-финский эпос / Под ред. М. Шагиняна, В. Казина [пер. с фин. Л.П. Бельского]. СПб.: Азбука-Классика, 2007. 478 с.
5. Кирилина В.М., Колесникова Н.В., Колесников Н.Г. Санаторно-курортный и туристско-рекреацион-ный комплексы региона: методологические аспекты эволюции // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2016. Т.93. №3. С.62-65. DOI: 10.17116/kurort2016362-65.
6. Колесникова Н.В., Колесников Н.Г., Плотникова В.С. Туризм и нематериальное наследие: карело-финский эпос «Калевала» как аттрактор в информационном поле дестинации // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. №3. С. 106-114. DOI: 10.12737/21109.
7. Криничная Н.А. Рецензия на книгу: «На поле-поляне, на море-океане: хрестоматия по русскому фольклору Карелии»: Авт.-сост. С.М. Лойтер // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2010. №1. С. 88-92.
8. Мамбеков Е.Б. Организация досуга во Франции: Анимационная модель. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. СПб.: Гос. ин-т культуры, 1992. 16 с.
9. Плотникова В.С. Основы анимационной деятельности. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015. 74 с.
10. Попов А.М. Таинственный мир Карелии. Петрозаводск: Расея, 2008. 298 с.
11. Похлебкин В.В. Большая энциклопедия кулинарного искусства. Все рецепты В.В. Похлебкина. М.: Центрполиграф, 2008. 976 с.
12. Приезжева Е.М. Анимация в курортном деле. М.: РИБ «Турист», 2007. 158 с.
13. Besnard P.L. Атта^оп socioculturelle. Paris: Press universitaresde France. 1980. Pp. 48.
14. Dumazedier J. Leisure planning and cultural development // Adult Education and leisure in contemporary Europe. Prague: Obris, 1966. Pp. 51-59.
15. Dumazedier J. Ambiguite du loisir et dynamique socio-culturelle // Cahiers internationaux de Sociologie. 1957. №22. Pp. 75-96.
16. Labourie R. De qulquesproblemes de l'Animation et de la formation socio-educative // Cahiees de l'Animation. 1972. №1. Pp. 11.
Viktoria S. PLOTNIKOVA a, Nina M. HUUSKONEN b
Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Rep. of Karelia, Russia); a PhD in Pedagogical, Senior Lecturer; e-mail: [email protected]; bPhD in Pedagogical, Senior Lecturer; e-mail: [email protected]
POSSIBILITY OF ENLARGEMENT ADDITIONAL SERVICES IN HEALTH RESORTS IN REPUBLIC OF KARELIA
The article examines researching possibilities of enlargement additional services in health resorts in Karelia Republic. The authors describe resorts of the Republic of Karelia and consider the main principles of organization and requirements of service in resorts tourism. The authors define leisure and animation potential as a direction of leisure activities and make a review of the main foreign and Russian studying in this area. This article describes possibilities of using various leisure programs to attract customer's attention to resort tourism. The authors clarify particular qualities of leisure organization as an additional service, and these qualities should be taken into consideration in making animation strategy in the resort complex. The authors also identify the main approaches in the strategy of animation activity in the resort complex on the base of famous characters from books and fairy-tales connected with region of tourist visiting; historical and events characters related to the region of the animation program; old legends and the creation of new ones; organization traditionally repeating events; other attractive resources of the region to create an animation program. Using the specific examples, the authors present the possibilities of Karelian-Finnish epos «Kalevala» and other sources that connected with historical characters and fairy-tale heroes, legends and events that took place in Karelia. The article considers the possibilities of proposed measures in resorts. ,4s a result, the authors proposes prospects for expanding additional services in resorts based on national, historical, ethnographic and natural features of the region, which can be easily adapted for every region of the Russian Federation.
Keywords: sanatorium and resorts enterprises, resort tourism, additional services, leisure activities, animation, animation programs, epos «Kalevala», «Marcial Waters Spa», the Republicof Karelia.
References
1. Agamirova, E. V., & Agamirova, E. V. (2015). Sozdanie iskusstvennoj motivacii dlya formirovaniya klientskih potokov v turistskie region [Creating artificial motivation for forming client flows in tourism regions]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin], 9(1), 60-67. doi: 10.12737/7944. (In Russ.).
2. Afanasiev, O. E., & Afanasieva, A. V. (2015). Funkcional'noe znachenie i mesto turistskih legend v formirovanii privlekatel'nyh svojstv turistskih destinacij [The functional significance and place of tourist legends in creating attractive destination properties]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin], 9(1), 52-59. doi: 10.12737/7943. (In Russ.).
3. Afanasiev, O. E., & Afanasieva, A. V. (2016). Muzei legend v sovremennom turistskom prostranstve [Museums of myths and legends in the global tourism space]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(2), 38-46. doi: 10.12737/19502. (In Russ.).
4. Sрaginyan, M., & Kazin, V. (Ed.). (2007). Kalevala: karelo-finskij epos [Kalevala: Karelian-Finnish Epos]. [Translated from Fin. by L. P. Belsky]. St. Petersburg: Azbuka-Classic. (In Russ.).
5. Kirilina, V. М., Kolesnikova, N. V., & Kolesnikov, N. G. (2016). Sanatorno-kurortnyj i turistsko-rekreacionnyj kompleksy regiona: metodologicheskie aspekty evolyucii [The spa-health resort and touristic-recreational facilities of the region: the methodological aspects of their development]. Voprosy kurortologii, fizioterapii i lechebnoi fizicheskoi kul'tury [Problems of Balneology, Physiotherapy, and Exercise Therapy], 93(3), 62-65. doi: 10.17116/kurort2016362-65. (In Russ.).
6. Kolesnikova, N. V., Kolesnikov, N. G., & Plotnikova, V. S. (2016). Turizm i nematerial'noe nasledie: karelo-finskij epos «Kalevala» kak attraktor v informacionnom pole destinacii [Tourism and intangible cultural heritage: Karelian-Finnish Epic Poem «Kalevala» as attractor in information field of destination]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(3), 106-114. doi: 10.12737/21109. (In Russ.).
7. Krinichnaya, N. A. (2010). Recenziya na knigu: "Na pole-polyane, na more-okeane: hrestomatiya po russkomu fol'kloru Karelii": Avt.-sost. S.M. Lojter [The book review: Anthology of the Russian Folklore in Karelia "On the Meadow Field, on the Ocean Sea"]. Uchyonye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of Petrozavodsk State University. Social Sciences & Humanities], 1, 88-92. (In Russ.).
8. Mambekov, E. B. (1992). Organizaciya dosuga vo Francii: Animacionnaya model' [Organization of leisure in France: Animation model]: Candidate of Pedagogical dissertation: author's abstract. St. Petersburg, State Institute of Culture. (In Russ.).
9. Plotnikova, V. S. (2015). Osnovy animacionnoj deyatel'nosti [Basics of animation activities]. Petrozavodsk: PetrSU Publ. House. (In Russ.).
10. Popov, A. M. (2008). Tainstvennyj mir Karelii [The mysterious world of Karelia]. Petrozavodsk: Raseya. (In Russ.).
11. Pohlebkin, V. V. (2008). Bol'shaya enciklopediya kulinarnogo iskusstva. Vse recepty V. V. Pohlebkina [A great encyclopedia of culinary arts. All recipes of V. V. Pohlebkin]. Moscow: Tsentralpoligraf. (In Russ.).
12. Priezzheva, E. M. (2007). Animaciya v kurortnom dele [Animation in the Health Resort Business]. Moscow: RIB «Tourist». (In Russ.).
13. Besnard, P. L. (1980). Animation socioculturelle. Paris: Press universitaresde France.
14. Dumazedier, J. (1966). Leisure planning and cultural development. In book: Adult Education and leisure in contemporary Europe. Prague: Obris, 51-59.
15. Dumazedier, J. (1957). Ambiguite du loisir et dynamique socio-culturelle. Cahiers internationaux de Sociologie, 22, 75-96.
16. Labourie, R. (1972). De qulquesproblemes de l'Animation et de la formation socio-educative. Cahiees de l'Animation, 1, 11.
Плотникова В.С., Хуусконен Н.М. Перспективы расширения дополнительных услуг в санаторно-курортных учреждениях Республики Карелия // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т.12. №2. С. 95-105. DOI: 10.24411/1995-04112018-10208.
Дата поступления статьи: 30 января 2018 г.
Plotnikova, V. S., & Huuskonen, N. M. (2018). Possibility of enlargement additional services in health resorts in Republic of Karelia. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 12(2), 95-105. doi: 10.24411/19950411-2018-10208. (In Russ.). Received January 30, 2018