Научная статья на тему 'Особенности архитектурного формирования объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией'

Особенности архитектурного формирования объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
177
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА / НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / РЕМЕСЛЕННО-КРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕМЕСЛА / ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ / ФОРМИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / ТУРИЗМ / CULTURAL TOURISM OBJECTS / INTANGIBLE CULTURAL HERITAGE / CRAFT AND CREATIVE ACTIVITIES / CRAFTS / CAUSING FACTORS / SHAPING FACTORS / TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Степанчук А. В.

Статья посвящена изучению вопросов архитектурного формирования объектов культурного туризма на базе нематериального культурного наследия с ремесленно-креативной функцией. Рассмотрены обуславливающие и формирующие факторы, определяющие архитектурную организацию объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией. Проанализирован мировой опыт функционирования и проектирования рассматриваемых объектов в аспекте реализации ремесленно-креативной деятельности и выявлены градостроительные, типологические, пространственно-планировочные, объемно-пространственные, функциональные и конструктивные особенности их архитектурного формирования. В статье приводится авторская трактовка термина «культурный туризм», учитывающая архитектурный аспект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Степанчук А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the architectural formation of cultural tourism objects with craft and creative function

The paper is dedicated to the issues of the architectural formation of cultural tourism objects on the basis of the intangible cultural heritage and with craft creative function. The article presents the author's interpretation of the term «cultural tourism», which takes into account the architectural aspect. The paper presents the classification of cultural tourism and were revealed differences in terminology in Russian and foreign scientific literature. Author considered the socio-cultural and socio-economic trends in the field of cultural tourism, identified causing and forming factors that determine the architectural organization of cultural tourism objects with craft and creative function. The caused factors are the following: resource factor; socio-cultural factor; socio-economic factor. The group of the forming factors consists of urban development factor; typological factor; spatial and planning factor; time factor; tourist immersion factor; volumetric and spatial factor; functional factor. Author analyzed the world experience of functioning and design of such objects in the aspect of implementation of the craft and creative activities. The analysis revealed such architectural formation features of cultural tourism objects as urban, typological, spatial and planning design, volumetric and spatial, functional, structural design.

Текст научной работы на тему «Особенности архитектурного формирования объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией»

УДК 727:7

Степанчук А.В. - ассистент

E-mail: [email protected]

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Особенности архитектурного формирования объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией

Аннотация

Статья посвящена изучению вопросов архитектурного формирования объектов культурного туризма на базе нематериального культурного наследия с ремесленно-креативной функцией.

Рассмотрены обуславливающие и формирующие факторы, определяющие архитектурную организацию объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией. Проанализирован мировой опыт функционирования и проектирования рассматриваемых объектов в аспекте реализации ремесленно-креативной деятельности и выявлены градостроительные, типологические, пространственно-планировочные, объемно-пространственные, функциональные и конструктивные особенности их архитектурного формирования.

В статье приводится авторская трактовка термина «культурный туризм», учитывающая архитектурный аспект.

Ключевые слова: объекты культурного туризма, нематериальное культурное наследие, ремесленно-креативная деятельность, ремесла, обуславливающие факторы, формирующие факторы, туризм.

На Международной конференции ЮНЕСКО [1], которая состоялась в 1998 году в Стокгольме (Швеция) была отмечена важная роль туризма в вопросах финансирования мероприятий по сохранению и возрождению культурного наследия. Согласно данным Всемирной туристской организации (ВТО), в последние три десятилетия в мире наибольшее развитие получил культурный туризм [2], как специфический вид туризма и как составляющая других видов туризма (например, научного, делового, религиозного и других видов туризма). Как специфический вид туризма ряд исследователей [2, 3, 4] подразделяет культурный туризм на подвиды: событийный туризм; тематический культурный туризм; туризм наследия (культурно-исторический туризм); обзорный туризм (экскурсионный туризм, культурно-познавательный туризм); арт-туризм; туризм впечатлений; экокультурный туризм; креативный туризм; ремесленный туризм.

В Российской научной литературе [5, 6] в отношении туризма, ориентированного на представление традиционных ремесел и фольклора, как части нематериального культурного наследия [7] местности, часто используется термин «этнографический» или «этнокультурный» туризм. В зарубежные исследованиях и публикациях российских ученых последних лет указывается, что презентация ремесел осуществляется, в основном, в рамках экокультурного, креативного и ремесленного подвидов культурного туризма.

В научной литературе приводятся множество определений термина «культурный туризм» [4, 8, 9, 10]. Автором данной статьи сформулировано определение, учитывающее архитектурный аспект организации культурного туризма: «культурный туризм» - это путешествие за пределы постоянного места жительства, цель которого - знакомство с материальной и нематериальной культурой территорий отдыха, в том числе, посредством обучения традиционным ремеслам, организуемого в специализированных объектах - так называемых объектах культурного туризма с ремесленно-креативной функцией.

В мировой практике реализация ремесленного, креативного и этнокультурного подвидов туризма с акцентом на представление традиционных ремесел осуществляется в объектах культурного туризма, соединяющих в себе и музейно-выставочную деятельность, и практическое освоение навыков ремесел посетителями из числа местных жителей и туристов, и реальную творческую работу мастеров-ремесленников, и передачу ими знаний

и навыков следующим поколениям мастеров. К объектам культурного туризма, реализующим ремесленно-производственную и ремесленно-обучающую деятельность, относится широкий круг объектов, среди которых можно назвать следующие типы:

- частные дома ремесленников с мастерскими;

- частные ремесленные мастерские;

- дома творчества и хобби-студии;

- выделенные пространства (улицы, кварталы и деревни ремесленников);

- объекты «постмузейности» - «этнографические деревни» (ethno village), «деревни наследия» (heritage village), «исторические деревни» (historical village) и другие.

Проведенный автором анализ тенденций в области культурного туризма и мирового опыта архитектурной организации объектов культурного туризма на базе нематериального культурного наследия в аспекте реализации ремесленно-креативной деятельности позволил выявить обуславливающие факторы, предопределяющие формирование объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией, и формирующие факторы, определяющие их типологию и особенности архитектурной организации.

К обуславливающим факторам относятся следующие факторы:

- ресурсный фактор;

- социокультурный фактор;

- социально-экономический фактор.

Ресурсный фактор диктует наличие нематериального культурного потенциала на территориях, предполагающих развитие подвидов культурного туризма, акцентирующих нематериальное культурное наследие, в том числе ремесла. Развитие объектов культурного туризма, работающих на реализацию его ремесленного, креативного и экокультурного подвидов, осуществляется на базе местных ремесленных традиций.

Социокультурный фактор вытекает из современных мировых практик сохранения, популяризации и актуализации ремесел как части нематериального культурного наследия в рамках реализации культурного туризма. Одной из них является формирования образа «креативного города». Так, ЮНЕСКО составило список креативных городов (creative city network) [11], состоящий из 69 городов в 32 странах мира. Ранжирование производилось по семи категориям: ремесла и народное искусство, дизайн, кинематограф, гастрономия, литература, музыка, медиа искусство.

Социально-экономический фактор вытекает из мировых тенденций сближения культуры и экономики, перехода к «креативной экономике», сформированной на основе «креативных индустрий», и финансирования культурного наследия средствами, полученными от культурного туризма. Креативные индустрии - это «синтетическое явление, тесно связавшее культуру, экономику и социальную политику» [12, с. 4]. Они объединяют малые и средние предприятия, работающие в области ремесел, декоративного, изобразительного и исполнительского искусства; моды; дизайна; архитектуры; рекламы; литературы и типографского дела; кино-, видео- и музыкальной индустрий; телевидение, радио, интернет и другие категории творчества. Креативные индустрии размещаются в культурно-креативных кварталах, кластерах и сопряжены, как правило, с другими учреждениями культуры: театрами, галереями, музеями и другими.

Согласно Зеленцовой Е.В., «самый перспективный экономический ресурс для России - не природное сырье, а культура» [12, с. 29]. В России создание объектов культурного туризма, реализующих ремесленно-креативную деятельность способствует решению государством социально-экономических проблем, что закреплено в государственных программах развития туризма и народных художественных ремесел и промыслов [13-16]. Организация объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией формирует источник дополнительного дохода для людей с ограниченными возможностями, способствует актуализации нематериального культурного наследия посредством передачи мастерами-ремесленниками знаний, умений и навыков, связанных с ремеслами, новому поколению мастеров.

К формирующим факторам, определяющим типологию объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией и особенности их архитектурной организации, относятся следующие факторы:

- градостроительный фактор;

- типологический фактор;

- пространственно-планировочный фактор;

- временной фактор;

- фактор погружения;

- объемно-пространственный фактор;

- функциональный фактор.

Градостроительный фактор вытекает из градостроительного расположения объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией. Согласно Мошняга Е.В. [8], традиции нематериальной культуры лучше сохраняются в малых городах и в сельской местности. В больших и крупных городах они изменяются и трансформируются. В результате анализа мирового опыта организации объектов культурного туризма, реализующих ремесленно-креативную деятельность, установлено, что в целом в сельской местности расположен 51 % объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией. Однако 34 % рассматриваемых объектов расположено в больших и крупных городах. При этом размещение рассматриваемых объектов с мастерскими ремесленно-креативной деятельности при любых градостроительных условиях связано с путями рекреации, пешеходными связями и с местами скопления людей.

Типологический фактор определяется степенью аутентичности материальных и нематериальных составляющих объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией. По степени аутентичности материальных и нематериальных составляющих автором выявлены следующие типы объектов культурного туризма, реализующих ремесленно-креативную деятельность:

- объекты культурного туризма в музейной среде, состоящие из аутентичных зданий и сооружений, расположенных на первоначальном месте («in situ») или перемещенных на новое место (транслоцированных);

- объекты культурного туризма в «постмузейной» среде, расположенные или состоящие из неаутентичных стилизованных архитектурных объектов («новоделов»), имитирующих определенную эпоху;

- объекты культурного туризма в живой социокультурной среде, расположенные как в исторических, так и в современных зданиях.

Пространственно-планировочный фактор связан с тенденциями территориального объединения ремесленников для создания творческой атмосферы. Автором выявлены пять типов пространственно-планировочной организации объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией:

- отдельно стоящее здание;

- одностороннее размещение зданий - ремесленно-торговый ряд;

- двустороннее размещение зданий - ремесленно-торговая улица;

- ремесленно-торговый квартал;

- комплекс зданий на выделенной территории.

При этом в сельской местности преобладают такие пространственно-планировочные типы, как «комплекс зданий на выделенной территории» (81 %), «ремесленно-торговая улица» (30 %) и «ремесленно-торговый ряд» (16 %); в средних и малых городах - «отдельно стоящее здание» (64 %) и «комплекс зданий на выделенной территории» (27 %); в больших и крупных городах преобладают «ремесленно-торговый квартал» (32 %) и «отдельно стоящее здание» (32 %).

Временной фактор устанавливает зависимость архитектурной организации объектов культурного туризма от времени функционирования ремесленно-креативной функции. Фактор предполагает следующие варианты организации ремесленно-креативной деятельности в объектах культурного туризма:

- временное размещение ремесленно-креативной деятельности на открытом воздухе в пространстве города или в сельской местности («фестивализация пространства»), а также на прилегающей к рассматриваемым объектам территории;

- постоянное размещение ремесленно-креативной деятельности в пространстве оборудованных мастерских. Вид ремесленно-креативной деятельности и способ ее демонстрации, а также длительность пребывания туристов влияют на архитектурно-планировочную и пространственную организацию объектов культурного туризма с

ремесленно-креативной функцией.

Фактор погружения влияет на архитектурное формирование объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией в зависимости от глубины погружения туристов в ремесленно-креативную деятельность. Этот фактор отражает следующие аспекты, составляющие глубину погружения туристов:

- характер среды, где размещен объект культурного туризма с учетом комплексного представления его материальных и нематериальных составляющих;

- способ представления ремесленного процесса, формирующего архитектурно-планировочные решения объекта культурного туризма: экспозиция; постановочная демонстрация или демонстрация реального ремесленного процесса; «со-производство», т. е. вовлечение посетителей в ремесленно-креативную деятельность

- возможность для туристов обучиться у мастера-ремесленника. В результате анализа мирового опыта организации объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией выявлено, что в 90 % рассмотренных объектов организовано обучение туристов.

Объемно-пространственный фактор определяет объемно-пространственную структуру объектов культурного туризма, реализующих ремесленно-креативную деятельность. В результате анализа зарубежных и отечественных объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией установлены два варианта их объемно-пространственного решения: здания малой этажности (одно-двухэтажные) и здания средней этажности (до пяти этажей). При этом преобладают малоэтажные здания: одноэтажные здания составляют 68 %, двухэтажные - 29 % от общего числа.

В объемно-планировочных решениях объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией помещения мастерских расположены на 1 этажах более, чем в 80 % случаев. Иногда ремесленно-креативная деятельность организована во дворовой или прилегающей к зданию ОКТ территории (37 %).

В конструктивном отношении большинство зданий рассматриваемых типов объектов культурного туризма выполнены в деревянных конструкциях.

Функциональный фактор формирует структуру объектов культурного туризма на основе сочетания ремесленно-креативной, экспозиционной, учебной, развлекательной, торговой и жилой функций.

Экспозиционная функция присутствует в 95 % рассматриваемых объектов. При этом она может быть организована в отдельном помещении (55 %), совместно с ремесленно-креативной функцией в мастерской (86 %), расположена на прилегающей к зданию или дворовой территории (4 %).

Ремесленно-креативная деятельность может быть представлена несколькими способами, влияющими на архитектурно-планировочные решения объектов культурного туризма: экспозиция инструментов, оборудования; постановочная демонстрация выборочных операций ремесленного процесса; реальное ремесленное производство. Вовлечение туристов в ремесленно-творческий процесс («со-производство») реализуется в рамках учебной функции в 90 % проанализированных объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией.

Культурно-развлекательная функция входит в состав 49 % объектов культурного туризма, реализующих ремесленно-креативную деятельность.

Торговая функция выявлена у 74 % объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией.

В преобладающем количестве объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией (92 %) не предусмотрены жилые помещения для хозяина мастерской. Это позволяет сделать вывод, что в объектах культурного туризма, реализующих ремесленно-креативную деятельность, жилая функция не актуальна.

Таким образом, архитектурное формирование объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией обусловлена двумя группами факторов: обуславливающими и формирующими, позволяющими выявить особенности их архитектурной организации:

- расположение преимущественно в сельской местности, а также в больших и крупных городах;

- разная степень аутентичности материальных и нематериальных составляющих;

- пространственно-планировочная организация в виде отдельно стоящего здания, ремесленно-торгового ряда, ремесленно-торговой улицы, ремесленно-торгового квартала, комплекса зданий на выделенной территории;

- временное и/или постоянное размещение ремесленно-креативной деятельности структуре объектов культурного туризма;

- зависимость архитектурно-планировочных решений рассматриваемых объектов культурного туризма от глубины погружения туристов в ремесленно-креативную деятельность;

- объемно-пространственные решения в виде одно-, двухэтажных зданий, выполненных преимущественно в деревянных конструкциях;

- формирование функциональной структуры на основе сочетания ремесленно-креативной, экспозиционной, учебной, развлекательной, торговой функций.

Список библиографических ссылок

1. Выступление Чрезвычайного и Полномочного Посла, Постоянного представителя России при ЮНЕСКО Э.В. Митрофановой на заседании круглого стола на тему «Общество культуры и религия» в рамках II Всемирного Форума выпускников МГИМО(У) МИД России // официальный сайт Постпредства РФ при ЮНЕСКО. URL: www.russianunesco.ru/static/materials/Выступ/ЭВМ_МГИМО_70.pdf (дата обращения: 12.11.14).

2. Richards Greg, Wilson Julie. Tourism development trajectoires: from culture to creativity? // Tourism, Creativity and Development. - Routledge, 2007. - 323 с.

3. European Travel Commission / World Tourism Organization. City Tourism and Culture: The European Experience. - Madrid: World Tourism Organization, 2005.

4. Csapo Janos. The Role and Importance of Cultural Tourism in Modern Tourism Industry // Strategies for Tourism Industry - Micro and Macro Perspectives. InTech, 2012. - C. 201-232. URL: http://www.intechopen.com/books/strategies-for-tourism-industry-micro-and-macro-perspectives/the-role-and-importance-of-cultural-tourism-in-modern-tourism-industry (дата обращения: 08.11.14).

5. Бутузов А.Г. Состояние и перспективы развития этнокультурного туризма в Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом, 2009, №4. - С. 11-15.

6. Святоха Н.Ю., Филимонова И.Ю. Подходы к классификации этнического туризма // Вестник Оренбургского государственного университета, 2014, № 6 (167). - С. 179-183.

7. Конвенция ЮНЕСКО Об охране нематериального культурного наследия, 2003. // UN.ORG: официальный сайт Организации Объединенных Наций (ООН). URL: http : //www .un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml (дата обращения: 07.01.10).

8. Мошняга Е.В. Международный культурный туризм как фактор межкультурной коммуникации. // Научные труды Московского гуманитарного университета, 2005., Выпуск 55. - С. 128-147. URL: http://www .mos gu. ru/nauchnaya/publications/ SCIENTIFICARTICLES/2006/Moshnjaga/ (дата обращения: 18.08.15).

9. Красная С.А. Культурный туризм: просветительская сущность и факторы развития. Автореф. дисс. ... канд. культурологии. - М., 2006.

10. Гордин В.Э., Матецкая М.В. Культурный туризм как стратегия развития города: поиск компромиссов между интересами местного населения и туристов. URL: http : //tourlib.net/statti_tourism/gordin.htm (дата обращения: 18.08.15).

11. Creative city network. // UNESCO.ORG: официальный сайт Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). URL: http://en.unesco.org/creative-cities/ (дата обращения: 11.06.10).

12. Зеленцова Е.В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре: анализ зарубежного опыта: Дисс. ... канд. культурологии. 24.00.01. - М., 2008.

13. Концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 гг. (утверждена приказом Министерства

культуры РФ от 17.12.2008 г. № 267). // MKRF.RU: официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации. URL: http://mkrf.ru/dokumenty/ order/detail.php?ID=120103 (дата обращения: 26.09.15).

14. Экономически значимая региональная программа «Развитие народных художественных промыслов, ремесел, сельского туризма в Республике Татарстан на 2011-2013 гг.» (утверждена постановлением Кабинета Министров РТ от 25.07.2011 г. № 580). URL: agro.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_101412.doc (дата обращения: 05.09.14).

15. Долгосрочная целевая программа «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2013-2016 гг.» (утверждена постановлением Кабинета Министров РТ от 05.02.2013 г. № 72). URL: http://mdms.tatarstan.ru/dolgosrochnaya-tselevaya-programma-razvitie-sferi.htm (дата обращения: 12.08.14).

16. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 гг.» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 г. № 644). // RUSSIATOURISM.RU: официальный сайт Федерального агентства по туризму. URL: http://www.russiatourism.ru/content/2/section/28/detail/28/ (дата обращения: 12.08.14).

Stepanchuk A.V. - assistant E-mail: [email protected]

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Features of the architectural formation of cultural tourism objects with craft and creative function

Resume

The paper is dedicated to the issues of the architectural formation of cultural tourism objects on the basis of the intangible cultural heritage and with craft creative function. The article presents the author's interpretation of the term «cultural tourism», which takes into account the architectural aspect. The paper presents the classification of cultural tourism and were revealed differences in terminology in Russian and foreign scientific literature.

Author considered the socio-cultural and socio-economic trends in the field of cultural tourism, identified causing and forming factors that determine the architectural organization of cultural tourism objects with craft and creative function. The caused factors are the following: resource factor; socio-cultural factor; socio-economic factor. The group of the forming factors consists of urban development factor; typological factor; spatial and planning factor; time factor; tourist immersion factor; volumetric and spatial factor; functional factor.

Author analyzed the world experience of functioning and design of such objects in the aspect of implementation of the craft and creative activities. The analysis revealed such architectural formation features of cultural tourism objects as urban, typological, spatial and planning design, volumetric and spatial, functional, structural design.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: cultural tourism objects, intangible cultural heritage, craft and creative activities, crafts, causing factors, shaping factors, tourism.

Reference list

1. Address by Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary, Permanent Representative of Russia to UNESCO E.V. Mitrofanova at the round table on the theme «Culture Society and Religion» in the framework of the II World Forum of MGIMO (U) Russian MFA // official website of the Permanent Mission of the Russian Federation to UNESCO. URL: www.russianunesco.ru/static/materials/Выступ/ЭВМ_МГИМО_70.pdf (reference date: 12.11.14).

2. Richards Greg, Wilson Julie. Tourism development trajectories: from culture to

creativity? // Tourism, Creativity and Development. - Routledge, 2007. - 323 p.

3. European Travel Commission / World Tourism Organization. City Tourism and Culture: The European Experience. - Madrid: World Tourism Organization, 2005.

4. Csapó János. The Role and Importance of Cultural Tourism in Modern Tourism Industry // Strategies for Tourism Industry - Micro and Macro Perspectives. InTech, 2012. - P. 201-232. URL: http://www.intechopen.com/books/strategies-for-tourism-industry-micro-and-macro-perspectives/the-role-and-importance-of-cultural-tourism-in-modern-tourism-industry (reference date: 08.11.14).

5. Butuzov A.G. Status and prospects of development of ethnic and cultural tourism in the Russian Federation // Service in Russia and abroad, 2009, № 4. - P. 11-15.

6. Svyatokha N.Y., Filimonova I.Y. Approaches to ethnic tourism classification // Bulletin of the Orenburg State University, 2014, № 6 (167). - P. 179-183.

7. UNESCO Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage, 2003 // UN. ORG: the official website of The United Nations. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml (reference date: 07.01.10).

8. Mosnyaga E.V. International cultural tourism as a factor of intercultural communication. // Proceedings of the Moscow University for the Humanities, 2005, Volume 55. - P. 128147. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/SCIENTIFICARTICLES/2006/ Moshnjaga/ (reference date: 18.08.15).

9. Krasnaya S.A. Cultural tourism: educational nature and factors of development: Abstract of the thesis of the candidate of cultural science. - M., 2006.

10. Gordin V.E., Matetskaya M.V. Cultural tourism as a city development strategy: the search for a compromise between the interests of the local population and tourists. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/gordin.htm (reference date: 18.08.15).

11. Creative city network. // UNESCO.ORG: official website of the United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO). URL: http://en.unesco.org/creative-cities/ (reference date: 11.06.10).

12. Zelentsova E.V. Formation and development of creative industries in modern culture: the analysis of foreign experience: Abstract of the thesis of the candidate of cultural science. 24.00.01. - M., 2008.

13. The concept of preservation and development of the intangible cultural heritage of the peoples of the Russian Federation for 2009-2015. (approved by Order of the Ministry of Culture 17.12.2008, № 267). // MKRF.RU: the official website of the Ministry of Culture of Russian Federation. URL: http://mkrf.ru/dokumenty/order/detail.php?ID=120103 (reference date: 26.09.15).

14. The economic importance of the regional program «Development of the folk arts and crafts, crafts, rural tourism in the Republic of Tatarstan for 2011-2013» (approved by the Cabinet of Ministers of RT 25.07.2011 № 580). URL: agro.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_ 101412.doc (reference date: 05.09.14).

15. The long-term target program «Development of tourism in the Republic of Tatarstan for 2013-2016» (approved by the Cabinet of Ministers of RT 05.02.2013 № 72). URL: http://mdms.tatarstan.ru/dolgosrochnaya-tselevaya-programma-razvitie-sferi.htm (reference date: 12.08.14).

16. The federal target program «Development of domestic tourism in the Russian Federation for 2011-2018» (approved by the Russian Government 02.08.2011 r. № 644). // RUSSIATOURISM.RU: the official website of the Federal Tourism Agency. URL: http : //www.russiatourism. ru/content/2/section/28/detail/2 8/ (reference date: 12.08.14).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.