Научная статья на тему 'Основные принципы архитектурной организации объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией'

Основные принципы архитектурной организации объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ АРХИТЕКТУРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА / РЕМЕСЛЕННО-КРЕАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / СТЕПЕНЬ ПОГРУЖЕНИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ / PRINCIPLES OF ARCHITECTURAL FORMATION OF CULTURAL TOURISM OBJECTS / CRAFT AND CREATIVE FUNCTION / DEGREE OF IMMERSION / OPTIMIZATION / FUNCTIONAL MODULE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанчук А.В.

Статья посвящена решению вопросов архитектурного формирования объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией, разработаны принципы их архитектурной организации. Предложенные принципы охватывают особенности функциональной и архитектурно-планировочной организации объектов культурного туризма, реализующих ремесленно-креативную деятельность; отражают взаимосвязь архитектурной организации рассматриваемых объектов, способа представления ремесленно-креативной деятельности (экспозиция, демонстрация, со-производство) и степени погружения туристов в указанный вид деятельности; оптимизируют площади учебнопроизводственных помещений, а также определяют взаимодействие ремесленнокреативной, учебной и торгово-выставочной зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic principles of architectural organization of cultural tourism objects with craft and creative function

The article is devoted to solving the issues of the architectural formation of cultural tourism objects with craft and creative function. There are five principles of architectural organization of these objects which were elaborated in the article: the functionality principle, the principle of immersion, the optimization principle, the principle of universality and the principle of integration. This article contains methods proposed for the implementation of these principles. The proposed principles cover such features of architectural organization of cultural tourism objects with craft and creative functions, as: functional, space-planning, architectural planning features. The principles reflect the relationship between the architectural organization of these cultural tourism objects, ways of representing of crafts and creative activities (exhibition of tools and equipment, demonstration of specific procedure of handicraft process, involving tourists in handicraft production co-production) and the degree of tourists immersion in the craft and creative activity. The principles optimize the floor space of the craft workshops, as well as determine the interaction of craft and creative, educational, trade and exhibition functional zones.

Текст научной работы на тему «Основные принципы архитектурной организации объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией»

УДК 727:7

Степанчук А.В. - ассистент

E-mail: alena.stepanchuk@bk.ru

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Основные принципы архитектурной организации объектов культурного туризма

с ремесленно-креативной функцией

Аннотация

Статья посвящена решению вопросов архитектурного формирования объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией, разработаны принципы их архитектурной организации.

Предложенные принципы охватывают особенности функциональной и архитектурно-планировочной организации объектов культурного туризма, реализующих ремесленно-креативную деятельность; отражают взаимосвязь архитектурной организации рассматриваемых объектов, способа представления ремесленно-креативной деятельности (экспозиция, демонстрация, со-производство) и степени погружения туристов в указанный вид деятельности; оптимизируют площади учебно-производственных помещений, а также определяют взаимодействие ремесленно-креативной, учебной и торгово-выставочной зон.

Ключевые слова: принципы архитектурного формирования, объекты культурного туризма, ремесленно-креативная функция, степень погружения, оптимизация, функциональный модуль.

В исследовании «Туризм и нематериальное культурное наследие», выполненном Всемирной Туристской Организации (UNWTO, 2012 г.) [1], приводятся данные о том, что знакомство с живой культурой, т. е. с нематериальным аспектом культурного наследия, сегодня стало одним из основных мотивов путешествий среди туристов. Современные путешественники стремятся к познанию других народов через погружение в живую культуру территории отдыха [2], обучение традиционным ремеслам, исполнительскому искусству, национальной кухне и другим составляющим нематериального культурного наследия местности.

В ответ на спрос туристов в культурном туризме выделились такие его подвиды, как ремесленный туризм, креативный туризм [3] и экокультурный туризм, специализирующиеся на демонстрации ремесленных традиций территории отдыха, как части нематериального культурного наследия [4]. Эти виды туризма реализуются в объектах культурного туризма с ремесленно-креативной функцией и предполагают активную творческую деятельность туристов - участие в ремесленных, фольклорных мастер-классах, обучение секретам приготовления блюд национальной кухни и т. п. Отсутствие пространств для вовлечения туристов в творческий ремесленный процесс не позволяет в должной степени использовать потенциал этих видов туризма [5, 6]. Вовлечение туристов в производство так важен, что эксперты в области культурного туризма называют этот процесс сопроизводством (co-production) [5], указывая, таким образом, на размытие в туризме границы между потреблением и производством.

Булатова Е.К. в своем диссертационном исследовании «Формирование архитектурной среды туристского центра для малых и средних городов (на примере Южного Урала)» [7] приводит следующие общие принципы организации архитектурной среды для туризма:

- «принцип пространственной и визуальной связи с зоной памятников»;

- «принцип использования и приспособления памятников для целей туризма»;

- «принцип сюжета»;

- «принцип сценарности»;

- «принцип целостности».

Херувимова И.Ю. [8] в диссертационном исследовании при исследовании центров

народных художественных промыслов в населенных пунктах с действующим или возрождаемым промыслом выявляет основные принципы их проектирования:

- «избирательный принцип выбора объекта проектирования и его местоположения»;

- «принцип функционально-планировочного подхода в определении назначения, состава и объема проектируемого центра»;

- «принцип зонирования в принимаемых структурно-планировочных решениях».

Опираясь на общие принципы архитектурной организации туристкой среды и

принципы проектирования центров народных художественных промыслов предлагаются следующие специфичные принципы архитектурной организации объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией:

1 - принцип функциональности;

2 - принцип погружения;

3 - принцип оптимизации помещений;

4 - принцип универсальности;

5 - принцип интеграции.

Принцип функциональности планировочных элементов объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией обуславливает их архитектурное формирование следующими функциональными модулями:

- музейно-экспозиционного модуля, состоящего из помещений и/или пространств, в которых размещены экспонаты, инструменты, оборудование, информационные щиты, повествующие об истории развития представленного вида ремесленно-креативной деятельности. Все элементы представлены в экспозиции для визуального ознакомления туристами самостоятельно или в сопровождении экскурсовода, а также для осуществления фото- и видеосъемки;

- демонстрационного модуля, сформированного помещениями и/или пространствами для постановочной физической демонстрации выборочных производственных операций ремесленно-креативного процесса, выполняемой мастерами-ремесленниками, либо для интерактивной демонстрации с использование современных технических средств (презентаций, фильмов, 3Б-проекций и т. д.);

- ремесленно-производственного модуля, состоящего из действующих производственных и вспомогательных помещений для осуществления реальной ремесленной деятельности: собственно ремесленная мастерская, склады материалов и готовой продукции, сопутствующие производственные помещения (сушильная, обжиговая и т. п.);

- учебно-производственного модуля, включающего помещения и/или пространства для организации процесса обучения туристов ремесленно-креативной деятельности, а также для передачи мастерами своих знаний, умений и навыков следующим поколениям ремесленников, т. е. для актуализации ремесел, как части нематериального культурного наследия;

- торгово-выставочного модуля, сформированного помещениями для размещения торговой и выставочной функций: выставочными залами, галереями, торговыми залами, торговыми лавками и др.

Принцип реализуется приемами сценарности (обеспечение движения туристов в логической последовательности) и комплексности (формирования объектов культурного туризма на основе различных сочетаний функциональных модулей, дополняющих друг друга).

Принцип погружения отражает степень погружения туристов в ремесленно-креативную деятельность в объектах культурного туризма с ремесленно-креативной функцией. Этот принцип предполагает четыре степени погружения туристов: легкую, среднюю, углубленную и полную.

Легкая степень погружения туристов формируется при поверхностном ознакомлении с основами вида ремесленно-креативной деятельности, который осуществляется в процессе экскурсионного осмотра экспозиции мастерской с представленными материалами, инструментами, оборудованием, примерами готовой продукции и т.д.

Средняя степень погружения подразумевает получение туристами теоретических знаний о ремеслах посредством просмотра демонстрации выборочных операций ремесленного процесса.

Полная степень погружения предполагает получение туристами теоретических знаний о выбранном виде ремесленно-креативной деятельности в результате наблюдения за работой мастера на всех этапах производственного процесса, осуществляемого в действующей мастерской, а также возможность реализации туристами своего творческого потенциала при обучении у мастера.

Углубленная степень погружения обеспечивается расширением теоретических и практических знаний туристов в области выбранного вида ремесленно-креативной деятельности посредством наблюдения за работой мастера, соучастием туристов в производственно-творческом процессе, ознакомлением с ассортиментом выпускаемой продукции и с возможностью приобретения понравившихся изделий.

Этот принцип выполняется применением следующих приемов:

1) пространственно-планировочный прием размещения объектов культурного туризма, реализующих ремесленно-креативную деятельность (рис.):

- отдельно стоящее здание;

- ряд ремесленно-торговых зданий;

- ремесленно-торговая улица;

- ремесленно-торговый квартал;

- комплекс зданий на выделенной территории.

а)

б)

в)

г)

д)

Рис. Пространственно-планировочные решения объектов культурного туризма с помещениями для обучения туристов ремесленной деятельности: а) - отдельно стоящее здание ОКТ; б) - одностороннее расположение зданий ОКТ на улице (ряд); в) - двустороннее расположение зданий ОКТ (улица); г) - квартал зданий ОКТ; д) - комплекс зданий ОКТ на выделенной территории

2) Архитектурно-планировочный прием организации пространства рассматриваемых типов объектов в соответствии с выбранным способом представления ремесленно-креативной деятельности:

- экспозиция инструментов и оборудования, организованная в выставочном помещении и/или в пространстве мастерской;

- физическая (производственные операции выполняют мастера-ремесленники) или интерактивная демонстрация отдельных производственных операций, предполагающая расширение пространства экспозиционных помещений и/или ремесленной мастерской;

- реальное производство - действующая ремесленная мастерская с помещениями для осуществления полного цикла ремесленно-производственного процесса.

3) Функционально-планировочный прием реализации потребности туристов в творческом самовыражении:

- организация учебной функции в отдельном помещении;

- интеграция учебной функции в действующую мастерскую;

- временная организация учебной функции на открытом воздухе при организации событий фестивального характера.

Принцип оптимизации предопределяет нормирование площадей помещений ремесленно-креативных мастерских с учетом размещения необходимых мебели, оборудования и функциональных зон для осуществления ремесленно-креативной деятельности.

Принцип реализуется разработкой планировочных нормалей, выполненных на основе эргономических исследований с учетом следующих граничащих условий:

- производственной мощности (тип А - 1 мастер и до 10 туристов; тип В - 3 мастера и до 20 туристов; тип С - 5 мастеров и до 30 туристов);

- общего количества туристов из группы, заинтересованных в обучении ремесленно-креативной деятельности (около 20 %, 50 %, 100 %);

- использования конструктивных шагов (5400 мм, 6000 мм, 7200 мм и др.).

Принцип универсальности обуславливает вариантность архитектурной организации объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией и предусматривает возможность трансформации ремесленно-производственных помещений.

Принцип реализуется использованием следующих архитектурно-планировочных приемов:

- функциональное перепрофилирование ремесленно-креативной деятельности с учетом специализации с частичной или полной заменой оборудования, не затрагивая помещения;

- многопрофильная специализац^ производственных помещений ремесленно-креативной функции с использованием трансформируемых перегородок;

- реконструкция помещений при кардинальной смене вида ремесленно-креативной деятельности.

Принцип интеграции определяет взаимодействие ремесленно-креативной, учебной и торгово-выставочной функциональных зон в объектах культурного туризма с ремесленно-креативной функцией. Принцип предусматривает три степени взаимодействия этих зон в зависимости от технологических особенностей вида ремесленно-креативной деятельности, производственных мощностей объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией и от количества туристов, готовых обучиться ремеслу для реализации своего творческого потенциала.

Принцип реализуется следующими архитектурно-пространственными приемами:

- раздельным проектированием помещений ремесленно-креативной, учебной и торгово-выставочной зон. Этот прием обеспечивает 1 степень интеграции - изоляцию;

- проектированием помещений ремесленно-креативной, учебной и торгово-выставочной зон, функциональных зон, примыкающими друг к другу, что формирует 2 степень интеграции - примыкание;

- проектированием помещений ремесленно-креативной, учебной, торгово-выставочной зон с разной степенью взаимопроникновения и с образованием общих помещений. Этот прием обеспечивает 3 степень интеграции - взаимопроникновение.

Таким образом, следование предложенным принципам функциональности, погружения, оптимизации, универсальности и интеграции, использование приемов сценарности и комплексности, а также применение архитектурно-планировочных, функциональных, пространственно-планировочных приемов приводят к формированию эффективно функционирующих объектов культурного туризма с ремесленно-креативной функцией, способствующих сохранению, презентации и актуализации нематериального культурного наследия местности.

Список библиографических ссылок

1. UNWTO Study on tourism and intangible cultural heritage. Summary // UNWTO.ORG: официальный сайт Всемирной Туристской Организации. URL: http ://ethics.unwto.org/ publication/study-tourism-and-intangible-cultural-heritage (дата обращения: 19.11.2015).

2. Енин А.Е. Историко-культурная среда - основа для развития региональной сети отдыха и туризма (на примере ЦЧР) // Градостроительство, 2012, № 1 (17). - С. 36-39.

3. Wurzburger R., Pattakos A. Creative Tourism, a Global Conversation. - Santa Fe: Sunstone Press, 2009. - 224 c.

4. Конвенция ЮНЕСКО Об охране нематериального культурного наследия // UN.ORG: официальный сайт Организации Объединенных Наций (ООН). URL: http: //www .un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml (дата обращения: 07.01.2010).

5. Richards G., Wilson J. Tourism development trajectories: from culture to creativity? // Tourism, Creativity and Development. - London: Routledge, 2007. - P. 14-20.

6. Richards G. Developing and Marketing Crafts Tourism: The EUROTEX Project. -Arnhem: ATLAS, 1998. - 124 с. URL: https://www.academia.edu/! 1969096/

Developing_and_Marketing_Crafts_Tourism (дата обращения: 11.03.2014).

7. Булатова Е.К., Ульчицкий О.А. Архитектурно-типологическое формирование туристского центра // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015, № 13. - С. 2146-2150.

8. Херувимова И.Ю. Принципы проектирования центров народных художественных промыслов: автореферат дисс... кандидата архитектуры: 18.00.04. - СПб., 1995. - 21 с.

Stepanchuk A.V. - assistant E-mail: alena.stepanchuk@bk.ru

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Basic principles of architectural organization of cultural tourism objects with craft and creative function

Resume

The article is devoted to solving the issues of the architectural formation of cultural tourism objects with craft and creative function. There are five principles of architectural organization of these objects which were elaborated in the article: the functionality principle, the principle of immersion, the optimization principle, the principle of universality and the principle of integration. This article contains methods proposed for the implementation of these principles.

The proposed principles cover such features of architectural organization of cultural tourism objects with craft and creative functions, as: functional, space-planning, architectural planning features. The principles reflect the relationship between the architectural organization of these cultural tourism objects, ways of representing of crafts and creative activities (exhibition of tools and equipment, demonstration of specific procedure of handicraft process, involving tourists in handicraft production - co-production) and the degree of tourists immersion in the craft and creative activity. The principles optimize the floor space of the craft workshops, as well as determine the interaction of craft and creative, educational, trade and exhibition functional zones.

Keywords: principles of architectural formation of cultural tourism objects, craft and creative function, degree of immersion, optimization, functional module.

Reference list

1. UNWTO Study on tourism and intangible cultural heritage. Summary // UNWTO.ORG: the official website of The World Tourism Organization. URL: http: //ethics .unwto.org/ publication/study-tourism-and-intangible-cultural-heritage (reference date: 19.11.2015).

2. Enin A.E. Historical and cultural environment - the basis for the development of a regional network of leisure and tourism (in the example of the CChR) // Gradostroitel'stvo, 2012, № 1 (17). - С. 36-39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Wurzburger R., Pattakos A. Creative Tourism, a Global Conversation. - Santa Fe: Sunstone Press, 2009. - 224 p.

4. UNESCO Convention for the Safeguarding of the Intangible Cultural Heritage // UN.ORG: the official website of The United Nations. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml (reference date: 07.01.2010).

5. Richards G., Wilson J. Tourism development trajectories: from culture to creativity? // Tourism, Creativity and Development. - London: Routledge, 2007. - P. 14-20.

6. Richards G. Developing and Marketing Crafts Tourism: The EUROTEX Project. -Arnhem: ATLAS, 1998. - 124 p. URL: https://www.academia.edu/! 1969096/ Developing_and_Marketing_Crafts_Tourism (reference date: 11.03.2014).

7. Bulatova E.K., Ulchitsky O.A. Architectural and typological formation of a tourist center // Scientific and methodical electronic journal «Concept», 2015, № 13. - P. 2146-2150. URL: http://e-koncept.ru/2015/85430.htm (reference date: 19.02.2016).

8. Heruvimova I.Yu. Principles of design of folk crafts centers: abstract diss... the candidate of architecture: 18.00.04. - SPb., 1995. - 21 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.