УДК 342.1
Юрге А.К. студент 3 курса Донгур-оол А.А. студент 3 курса «Экономический факультет» менеджмент «Управление малым бизнесом»
Серээжикпей А.А. преподаватель кафедра экономики и менеджмента Тувинский государственный университет Республика Тыва, г. Кызыл THE ROLE OF CSR IN THE ANTI-CRISIS DEVELOPMENT
ENTERPRISES.
Аннотация: В данной статье рассмотрен роль КСО в антикризисном развитии предприятия, предложены меры по решения этих проблем в целях развития предприятия.
Ключевые слова: Кризис, антикризисное управления, роль КСО, управление антикризисным развитием, характеристика кризисов.
Yurge A.K.
Dongur-ool A.A. students 3 of course, the "Economic Department" Management "small business Management" The Republic of Tuva Kyzyl Se^ezhikpey A.A. Teacher Department of Economics and Management
Tuvan state University The Republic of Tuva Kyzyl РОЛЬ КСО В АНТИКРИЗИСНОМ РАЗВИТИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Annotation: This article examines the role of CSR in the anti-crisis development of the enterprise, proposes measures to address these problems in order to develop the enterprise.
Key words: Crisis, crisis management, the role of CSR, management of anticrisis development, the characteristics of crises.
Концепция социальной ответственности бизнеса коренным образом изменяет роль корпораций в экономике. Бизнес рассматривается не только в качестве основного катализатора экономического роста, но также в качестве института, принимающего активное участие в поддержании социальной стабильности в обществе.
В условиях кризиса бизнес с трудом справляется со своей главнейшей задачей по отношению к обществу, а именно с созданием и сохранением рабочих мест, а также поддержанием конкурентоспособного уровня
заработной платы.
Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде 1.
Причины кризиса могут носить объективный и субъективный характер, быть внешними и внутренними (рис. 1).
В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: выход организации из кризиса в качественно ином состоянии или ее разрушение; оздоровление и обновление или возникновение нового кризиса.
Рис. 1. Причины кризисов Классификация кризисов разнообразна: выделяются соответственно группы экономических, социальных, организационных, психологических и технологических кризисов. Характеристика кризисов и соответствующее влияние КСО на них представлены в табл.2.
Вид кризиса Характеристика кризиса КСО в условиях кризиса
Экономический Данный кризис отражает острые противоречия в экономическом состоянии организации. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений с деловыми партнерами, кризисы неплатежей, банкротства и т.д. Налаживание доверительных отношений с деловыми партнерами может смягчить экономический кризис в организации.
Социальный Возникновение при столкновении интересов различных социальных групп: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, персонала и менеджеров и др. Назначение КСО в том, что именно следование ее принципам позволяет не только избегать противоречий и конфликтов между организаций и ее стейкхолдерами, но и содействует поиску совместных целей для всех участников.
Организационный Проявляются в возникновении неразберихи, деловых конфликтов, безответственности, что парализует организационную деятельность или вызывает неумеренную бюрократию. Не только организация должна быть ответственна по отношению к своим работникам. Сотрудники в социально ответственной компании также склонны доверительно относиться друг к другу, действовать согласованно.
Психологический Проявляется в виде стресса сотрудников, в возникновении чувства неуверенности неудовлетворенности работой и социальным положением. На предотвращение подобного рода кризисов в полном объеме направлены внутренние программы КСО, которые призваны нейтрализовать все перечисленные негативные последствия психологических кризисов.
Таблица.2.
Роль КСО в условиях различных кризисов2
Последствия кризисов теснейшим образом связаны с двумя факторами: 1) причинами, 2) возможностью управления процессами кризисного развития.
Предприятие как циклически развивающаяся система не может полностью избежать кризисов на протяжении всего своего существования. Поэтому важно своевременно предвидеть и прогнозировать кризис, правильно определять его причины и возможные механизмы разрешения или смягчения.
В любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда
кризис не наблюдается, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы. Управление социально-экономической системой преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики3.
Необходимость антикризисного управления определяется целями развития. Например, возникновение кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляет искать и находить новые средства антикризисного управления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии. Так, атомная энергетика — область деятельности с повышенной опасностью кризисных ситуаций. И здесь антикризисное управление выражается в необходимости повышения профессионализма технического персонала, укреплении дисциплины, поиске новых технологий и проч.
Выделяют два вида антикризисного управления (рис. 2):
Антикризисное управление
Управление в условиях кризиса, Цель: выход и} кризисного состояний с наименьшими потерями Управление антикризисным развитием Цель: предотвращение кризиса
> г
Роль КСО
г \Г \г >
Реагирование на уже существующие проблемы с учетом принципов КСО Выстраивание стратегии компании на основе идей социальной ответственности
Рис. 2. Виды антикризисного управления3
1) управление в условиях кризиса. Здесь важно определить, каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды. Тогда развитие данной организации благоприятно повлияет и на экономику, и на общество в целом при условии, что оздоровительные мероприятия должны проводиться с учетом принципов КСО;
2) управление антикризисным развитием. В процессе подобного рода управления определяется, с помощью каких предварительных мер можно сохранить жизнеспособность предприятия и достигнуть намеченных целей. В данном случае реализация идей социальной ответственности способствует формированию конкурентных преимуществ в интересах устойчивого развития организации.
Выделение двух видов антикризисного управления согласуется с моделью КСО, предложенной М. Портером и М. Крамером4. Они выделяют два возможных направления участия корпорации в жизни общества, приводящих к конкурентным преимуществам: "реагирующую КСО" и "стратегическую КСО".
Реагирующая КСО реализуется как реакция на уже существующие
проблемы. Это, в первую очередь, непосредственное смягчение вредных последствий деятельности компании. Она направлена на позиционирование компании в качестве "хорошего корпоративного гражданина" и на поддержание ее репутации в краткосрочной перспективе, что позволяет несколько снизить нефинансовые риски.
Стратегическая КСО подразумевает выстраивание стратегии компании на основе идей социальной ответственности. Она направлена одновременно как на учет интересов населения, так и на получение выгоды; предполагает стратегическую филантропию, улучшающую конкурентную позицию компании в отрасли и технологическую трансформацию цепочки создания прибыли в ходе соответствующих инноваций. Такая линия поведения основана на концепции так называемых совместных интересов и ориентирована на долгосрочные конкурентные преимущества.
Таким образом, осуществление антикризисного управления позволит обеспечить эффективное управление предприятием и его устойчивое развитие.
Использованные источники:
1. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. проф. Э. М. Короткова. М.: Инфра-М, 2010. С. 14.
2. Корпоративная социальная ответственность: Учебник для бакалавров / Э. М. Коротков, О. Н. Александрова, С. А. Антонов и др.; под ред. Э. М. Короткова. М.: Юрайт, 2012. С. 299-300.
3. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. И. К. Ларионова. — М.: ИТК "Дашков и К°", 2015. С. 13.