Научная статья на тему ' роль кредитно-финансовых институтов в обеспечении эффективного роста экономики РФ'

роль кредитно-финансовых институтов в обеспечении эффективного роста экономики РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
835
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономический рост / кредитно-финансовые институты / экономика России.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему « роль кредитно-финансовых институтов в обеспечении эффективного роста экономики РФ»

Маркина Н.А.

ст. преподаватель Липецкого филиала РАНХиГС

РОЛЬ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОГО РОСТА ЭКОНОМИКИ РФ

Ключевые слова: экономический рост, кредитно-финансовые институты, экономика России.

Увеличение динамики и придание инновационной направленности экономическому росту являются первостепенными задачами для дальнейшего развития экономики России. Однако важно в стремлении достичь количественных показателей роста ВВП учитывать качественные характеристики роста. Способность экономики динамично перестраиваться, переходя на более высокий уровень сбалансирования с наименьшими потерями ресурсов и продукции, — одно из главных проявлений эффективного развития общества. Обеспечение эффективного роста экономики предполагает действие такого механизма, который обеспечивает максимально возможное количество Парето-улучшений или улучшений распределения экономических ресурсов и продуктов в соответствии с компенсационным критерием Кал-дора-Хикса. Несомненно, частью такого механизма является институциональная среда.

Представители институциональных теорий экономического роста (Т. Веблен, У. Митчел, Дж.М. Кларк, Дж. Гелбрейт, Дж. Гобсон, Р. Тони и др.) отмечают особое значение институтов, доказывая, что хорошо развитые институты позволяют экономическим агентам более эффективно взаимодействовать между собой и, таким образом, способствуют экономическому росту и повышают его качество. Чем выше уровень интеграции, кооперации и специализации, тем в более надежных институтах нуждается общество, в таких институтах, которые минимизируют неопределенность по поводу возможности выполнения условий, определяющих экономический рост.

В связи с тем, что основой любого экономического роста является его финансовое обеспечение, особую роль в формировании ресурсов играют кредитно-финансовые институты, существование и эффективное функционирование которых повышает возможность реализации условий эффективности по Парето для развития экономики.

Определим роль кредитно-финансовых институтов в повышении эффективности развития общества и проведем анализ проблем, препятствующих реализации этих функций кредитно-финансовыми институтами России.

Ключевыми функциями институтов кредитования выступают аккумуляция сбережений и трансформация их в инвестиции. Здесь прослеживаются и выделяются следующие подфункции:

а) расширение объема и состава ресурсов, используемых для обеспечения роста посредством аккумулирования временно неиспользуемых (либо неэффективно используемых) сбережений и трансформации их в дополнительный капитал;

б) увеличение количества (производственно-) хозяйственных циклов в течение временного периода, объема производимых продуктов, нормы и величины прибыли за счет ускорения процесса кругооборота ресурсов и оборота капитала.

Если инфраструктура финансового рынка развита, то происходит превращение свободных финансовых ресурсов в капитал, ускоряется его оборачиваемость, реализуются разнообразные способности к управлению доходностью, к созданию дополнительных потребностей в кредитных ресурсах, происходит направление ресурсов в реальный сектор экономики, что способствует экономическому росту. Если же финансовый рынок организован неэффективно, действие финансовых институтов имеет формальное значение, на нем преобладают сделки спекулятивного характера, тогда ресурсы из реального сектора экономики аккумулируются на самом рынке без дальнейшего их использования в обеспечении экономического роста.

Кроме того, хорошо развитые и эффективно функционирующие институты способствуют повышению гибкости и мобильности реального капитала. Данная функция реализуется посредством таких подфункций, как:

а) увеличение материального потенциала роста вследствие ускорения перемещения ресурсов от менее эффективных предприятий, отраслей и секторов экономики в пользу более эффективных (в текущий момент времени при данных обстоятельствах);

б) прямое повышение эффективности экономики, когда при тех же ресурсах степень удовлетворения потребностей потребителей за то же время возрастает - за счет ускорения процесса адаптации производства к изменяющейся системе платежеспособного спроса;

в) ускорение процесса перемещения прав на ресурсы от менее эффективных к более эффективным собственникам.

Для реализации долгосрочных стратегий экономического развития большое значение имеют институты, аккумулирующие долгосрочные финансовые ресурсы в экономику и позволяющие перераспределить их более эффективно между различными сферами экономики. Институты инвестиционных вложений способны перемещать ресурсы из отраслей и сфер с меньшей производительностью в те, которые увеличивают производительность их использования. Эффективное перемещение финансовых ресурсов ускоряет процесс адаптации структуры производства к спросу и

потреблению, что приводит к ускорению формирования и реализации Парето-улучшения, повышению степени удовлетворения потребностей общества, а соответственно, к более эффективному социально-экономическому развитию.

Уровень трансакционных издержек, связанных с изменением структуры бизнес-портфеля является серьезным препятствием для свободного и более эффективного перемещения финансовых ресурсов и зависит от степени развитости кредитно-финансовых институтов. Соответственно, чем большее количество кредитно-финансовых институтов действует, тем ниже уровень издержек и тем быстрее и чаще происходит оборачиваемость финансовых средств в различных отраслях и сферах экономики. Высокий уровень трансакционных издержек приводит к застою финансовых активов только в одной зоне и снижению эффективности их использования.

Посредством функционирования различного рода страховых финансовых институтов происходит снижение вероятности и величины некомпенсируемых потерь для участников рынка, что способствует повышению эффективности производства. Реализация функции осуществляется через следующие подфункции:

а) расширение сфер экономической деятельности, в пределах которых соотношение доходности и рисков становится приемлемым для предпринимателей - инвестиции, новые отрасли экономики, сферы НИОКР, инновационного предпринимательства;

б) ускорение процесса формирования равновесия отдельных звеньев, сфер, видов экономической деятельности по соотношению риска и доходности вложений (инвестиций). В этих условиях даже незначительный перепад доходности в отдельных сферах и звеньях экономики при сопоставимом уровне риска вызывает быстрое перемещение капитала в точки роста, где он может использоваться более эффективно, что повышает эффективность функционирования и развития экономики;

в) расширение возможностей отдельных предпринимателей и всего общества в сфере управления (прежде всего некомпенсируемыми) рисками. Сферы бизнеса, изначально рисковые в разной степени, за счет уменьшения неком-пенсируемых рисков постепенно становятся объектами вложения капитала различных групп инвесторов, различающихся по уровню приемлемости к рискам, что способствует усилению притока капитала в сферы повышенного риска, связанные с инновационным предпринимательством. В то время как неразвитость институтов страхования препятствует вложению финансовых средств осторожными и консервативными предпринимателями.

Управление рисками возможно через механизм хеджирования, страхования, венчурного инвестирования. Формирование и развитие институтов и механизмов защиты предпринимателей от коммерческих, финансовых и предпринимательских рисков создает условия для стимулирования накоплений и последующего их инвестирования в более или менее рискованные виды деятельности, что повышает инновационную направленность экономического развития. Совершенствование рыночного механизма и системы управления рисками способствуют общему снижению финансовых рисков, что также способствует повышению и приданию устойчивости экономической динамике.

С участием кредитно-финансовых институтов происходит усиление рыночной конкуренции, ускорение ее воздействия на экономические процессы. Банки и другие кредитные институты проявляют более высокую готовность предоставить кредиты на благоприятных условиях обладателям сравнительных конкурентных преимуществ, выявленных и закрепленных посредством рынка капитала. Наоборот отрицательные сигналы финансового рынка об утрате конкурентных преимуществ приводят к падению курсов акций, ухудшению условий и возможностей кредитования. Таким образом, расширяются возможности быстрой мобилизации ресурсов в точки потенциального роста. Реализация данной функции кредитно-финансовых институтов проявляется в таких подфункциях, как:

а) снижение относительной зависимости конкурентных способностей отдельных участников рынка от величины капитала и повышение роли накопленных конкурентных преимуществ;

б) более быстрое распространение результатов внедрения различных методов производства, продуктов, технологий, методов организации производства и управления. Ускоряется процесс вовлечения в экономику эффективных новшеств, выявление и прекращение действия неэффективных производств, технологий, методов организации и управления. В итоге уменьшаются потери и увеличиваются выигрыши в масштабах всего общества;

в) устранение барьеров, связанных с отсутствием или недостаточной величиной стартового капитала, для вступления в отрасль с явными конкурентными преимуществами потенциальным предпринимателям;

г) усиление конкурентных преимуществ мелкого и среднего бизнеса на основе повышения гибкости производства, посредством предоставления финансовых возможностей для его осуществления.

Не менее важным является то, что развитая отечественная система кредитно-финансовых институтов снижает потребность экономики в иностранных инвестициях, делает ее более независимой от притока иностранного капитала и менее уязвимой к неблагоприятной ситуации на мировом финансовом рынке.

Однако эффективность воздействия кредитно-финансовых институтов на динамику и устойчивость экономического роста зависит от соответствия этих институтов потребностям экономики на данном этапе развития и наличия условий, при которых эффективность их функционирования повышается: развитая законодательная база, регулирующая операции на финансовом рынке и деятельность финансово-кредитных институтов; значительный объем накопления финансовых ресурсов в экономике; высокая ликвидность и надежность инструментов, функционирующих на финансовом рынке; развитая система защиты интересов продавцов и покупателей финансовых ресурсов. Все это сопряжено с последовательным и комплексным использованием различных инструментов воздействия на экономику, посредством проведения адекватной денежно-кредитной, антимонопольной, промышленной, инвестиционной, бюджетной и социальной политик.

Состояние и развитие российской системы кредитно-финансовых институтов показывает низкие показатели эффективности и ее неспособность удовлетворить всю потребность экономики в финансовых ресурсах. Размещение капитала осуществляется неравномерно и сосредоточено в отраслях и сферах с большей доходностью, в связи с отсут-

ствием равной выгодности вложений капитала, определяемой соотношением доходности и риска вложений. Чрезмерный монополизм и неэффективная для настоящего этапа развития России денежно-кредитная политика консервируют и усиливают проявления структурного неравновесия в экономике. «Структурное равновесие в экономике в вертикальном аспекте означает, что в одной и той же сфере, звене, отрасли экономики существуют равноценные для инвестора варианты комбинирования разнообразных экономических ресурсов»1. В условиях вертикального структурного равновесия вложения капитала и других ресурсов в разные отрасли и сферы экономики обеспечивают примерно одинаковую выгоду по соотношению доходности и рисков. Соответственно, капитал, имея равные возможности выгодного вложения в разных отраслях и сферах, становится высоко чувствительным к повышению доходности выше обычного уровня в результате предпринимательства и инноваций, свободно и быстро перемещается в перспективные сферы вложений. В условиях же структурного неравновесия, тем более долговременного, застойного, как в России, капитал из сферы сверхвыгодного применения в монополизированных сферах, накапливаясь в больших размерах, не вкладывается в расширение собственной сферы, так как это приводит к падению монопольной прибыли, и не направляется в смежные отрасли, так как уровень выгодности вложений там существенно ниже. При относительном избытке капитала в экономике в сферах потенциально перспективного (по меркам международных инвесторов) роста отечественного капитала хронически не хватает. Искусственное ограничение денежного предложения, политика поддержания высоких процентных ставок (при относительно высокой ставке рефинансирования и относительно высокой норме обязательных резервов сравнительно с экономически развитыми странами мира) усиливают неравенство распределения денежного капитала и кредитных ресурсов по отраслям и сферам экономики, консервируя и усиливая проявления структурного неравновесия. Таким образом, «вследствие слабости внутренних механизмов кредитования российская экономика не может самостоятельно развиваться, вынужденно реагируя на динамику внешнего спроса на сырье и на действия иностранных инвесторов»2.

Преобладание в формировании инвестиционных средств банковского сектора и значительный удельный вес в их активах краткосрочных средств препятствует осуществлению структурных преобразований в экономике и снижает возможность ее диверсификации. Ряд проблем, присущих банковскому сектору, не позволяет привлекать финансовые ресурсы в экономику в достаточном количестве и распределять их в соответствии с принципами эффективности. Среди них такие, как: недостаточность совокупного капитала банков (75% ВВП, что в 2,5 раза ниже уровня развития европейских банков, активы которых в среднем превышают 200%), низкий уровень ликвидности; недостаточный объем кредитных портфелей; несовершенство механизма предотвращения и снижения кредитных рисков; высокая стоимость кредитных ресурсов; значительные потери в виде объема невозвращаемых кредитов; чрезмерная концентрация усилий на развитие тех направлений банковской деятельности, которые приносят немедленный, в основном спекулятивный доход и недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики, пренебрежение к вопросам освоения перспективных банковских технологий. Слабо развита и конкуренция в банковском секторе. Рынок банковских услуг представлен пятью крупнейшими государственными банками (Сбербанк, ВТБ, ВТБ 24, Газпромбанк, Россельхозбанк), величина активов которых составляет 53,8% общего объема. Следует также отметить и проблему развития региональных банковских систем. Между тем, региональные банки отличает гибкость, оперативность принятия решений, хорошее знание местной экономики, индивидуальный подход к обслуживанию клиентов, установление с ними партнерских отношений, преимущества на местных долговых рынках (например, на рынке муниципальных облигаций), а в кризисных условиях в отличие от федеральных они не склонны выводить деньги из региона. Малые и средние банки, располагая небольшими собственными капиталами, и ограниченные лимитом кредитования на одного заемщика способны успешно функционировать, осуществляя кредитование малого и среднего бизнеса. Решение проблемы обеспечения ликвидности малых и средних региональных банков возможно через институты развития. В России действуют АИЖК и МСП-банк, рефинансирующие малые и средние банки, кредитующие ипотеку и малый бизнес. Но их лимитов крайне не хватает.

Уровень институциональных инвесторов в России существенно ниже, чем коммерческих банков. Кроме того, регулятивно-институциональные барьеры для ускоренного развития институциональных инвесторов обусловливают дефицит источников «длинных денег». Современные финансовые системы характеризуются усилением интеграции моделей регулирования и пруденциального надзора, формированием оптимального баланса между стабильностью финансовой системы и поддержанием справедливой конкуренции между ее участниками. При этом степень интеграции предопределяется уровнем развития экономики и финансовой системы и эффективностью государственного регулирования. Создание же на российском финансовом рынке в 2013 г. мегарегулятора на базе Банка России предполагает переход к высшему уровню интеграции регулирования и надзора без учета особенностей экономического и финансового развития страны, что создает повышенные риски как «избыточного административного давления на еще недостаточные развитые небанковские финансовые организации, так и ослабления конкурентной среды»3. Недостаточно развитая конкуренция определяет высокий уровень трансакционных издержек при формировании инвестиционных портфелей.

1 Лаптев С.В., Филина Ф.В. Финансово-кредитная система как условие и фактор модернизации и перехода российской экономики к инновационной модели развития // Terra Economicus. 2012. - Т. 10, № 4, ч. 2. - С. 29.

2 Глазьев С. Снова к альтернативной системе мер государственной политики модернизации и развития отечественной экономики (предложения на 2013-2014 гг.) // Российский экономический журнал. 2013. - № 3. - С. 20

3 Регулирование финансовых рынков: модели, эволюция, эффективность / А. Абрамов, А. Радыгин, М. Чернова // Вопросы экономики. - М., 2014. - № 2. - С. 47-48.

Управление предпринимательскими, тем более инновационными рисками не адекватно потребностям инновационной экономики. Это проявляется в отсутствии критического объема операций институтов, способных обеспечить управление предпринимательскими и инновационными рисками (венчурные, инвестиционные фонды, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и т.п.). Так, доля страхования в ВВП в 2013 г. составила 1,35%. На рынке сохраняется высокая концентрация (доля топ-10 компаний в 2013 г. составила 56,9%)1, общее количество страховых компаний в 2012 г. по сравнению с 2011 г. снизилось на 19,9%, страховых брокеров - на 5%. Доля страхования предпринимательских и финансовых рисков в структуре российского страхового рынка по данным 2012 г. составила 2,5%2. Несмотря на активное увеличение венчурных фондов (так в 2013 г. их число составило 1553), большая часть финансирования проектов осуществляется на более поздних стадиях. Усилия правительства по созданию институтов и организаций, нацеленных на поддержку венчурного рынка, являются нескоординированными, т.к. в некоторой степени одни дублируют функции других. Остается фрагментированным доступ к информации о менторах и центрах компетенций, малодоступна информация о программах государственной поддержки для стартапов, большинство руководителей не осведомлены о налоговых льготах, предоставляемых государством. Существенно различается уровень поддержки в различных регионах. По степени распространенности ПИФов в России в тройке лидеров находятся фонды недвижимости (41%), акций (15%) и смешанные (10%), остальные фонды имеют низкую распространенность4.

На наш взгляд, денежно-кредитная политика Банка России, направленная на сокращение денежной массы в обращении и недопущение инфляционных процессов в экономике усугубляет проблему нехватки финансовых средств. Действительно, с одной стороны, при отсутствии механизмов и институтов, способствующих формированию накоплений и трансформации их инвестиций, инфляционные процессы вследствие увеличения денежного обращения усиливаются, однако при создании условий для эффективного функционирования и развития кредитно-финансовых институтов денежная масса направляется на финансирование стратегически важных для дальнейшего развития экономики проектов и отраслей.

Существующие в России проблемы функционирования внутренних, базовых связей и институтов рынка в целом и финансового рынка в частности, несоответствие базовых элементов организации рыночной системы их внутреннему содержанию делают невозможным эффективное распределение ресурсов и доходов в экономике и их недостаточности для достижения целей развития. Такое несоответствие, выражающееся в нарушении пропорций экономического развития, в несбалансированности отдельных характеристик процесса развития: спроса и предложения, сбережений и инвестиций, доходности и рисков, риска и ответственности, затрудняет развитие кредитно-финансовых институтов и препятствует реализации их функций в финансовом обеспечении экономического роста.

Таким образом, для повышения роли кредитно-финансовых институтов в обеспечении эффективности экономического развития России первоначально следует направить усилия на разрешение существующих противоречий, на совершенствование инструментов налоговой и денежно-кредитной политики для повышения доступности финансовых ресурсов для всех участников экономических отношений, укрепление законодательной базы для защиты прав всех участников инвестиционных процессов, создание условий для развития конкуренции в финансовом секторе и разработку механизмов повышения уровня доверия инвесторов и снижения рисков.

1 По данным директора департамента страхового рынка ЦБ РФ И. Жук. - http://www.finmarket.гu/insurance/?nt=0&id= 3652839

2 По данным Информационно-аналитического портала Страхование. - http://ins.1prime.ru/%7B4B629815-43D3-48A4-BDA9-34ЕБ424636620/<ОТ.^

3 Исследование российского и мирового венчурного рынка за 2007-2013 годы. Компания ЕУ, РВК. - http://www.rusventure. ru/ru/programm/analytics/docs/201402_RVC_EY_venture_markets_RU.pdf

4 По данным Информационного агентства Cbonds.ru - http://pif.investfunds.ru/analitics/statistic/market_profile

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.