Проведенная нами опытно-экспериментальная работа и изучение педагогического опыта по проблеме показали, что при условии систематического контроля за эффективной реализацией механизмов формирования лингвориторической компетенции посредством серии описанных методических приемов и упражнений при обучении будущего переводчика, можно способствовать подготовке квалифицированных кадров в области пере-водоведения, обладающих высокой лингвориторической компетенцией и этической ответственностью за речевые поступки как в родном, так и иностранном языках.
Список литературы
1. Волков А.А. Курс русской риторики М., 2001. 480с.
2. Ворожбитова А.А. Лингвориторическое образование как инновационная педагогическая система: Принципы проектирования и опыт реализации: Дис. ...канд. пед. наук: 13.00.02 М., 2003. 516с.
3. Халеева И.И. Основы теории обучения иноязычной речи (подготовка переводчика) М., 1989. 240с.
J. Lenartovich
Formation of Bilingual Lingvorhetoric Competence during the Training of Future Interpreters
The article focuses on the inventory of subcompetences making up a bilingual lingorhetoric competence and analyses the process of implementing the mechanisms of this competence formation during the training offuture interpreters.
Key words: competence, bilingual lingvorethoric competence, invention mechanism, elocutionary mechanism, reflexive mechanism.
Получено 25.10.2010 г.
УДК 371.334.016:34
О.А. Лукаш, аспирант, (903) 659-25-84,
[email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
РОЛЬ КРЕАТИВНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Рассматриваются возможности использования и значение креативного подхода в процессе преподавания правовых дисциплин. Указываются методы обучения, способствующие формированию правовой компетентности студентов.
Ключевые слова: креативный подход, творчество, правовая компетентность, методы обучения.
На современном этапе общественного развития одной из главных проблем образования является повышение его качества. Социальная зна-
чимость правового образования определяется задачами построения гражданского общества и правового государства. От качества правового образования в стране зависит не только состояние правовой культуры общества в целом, но и результат правовой деятельности, в которой эта культура находит своё отражение. В этой связи формирование правовой культуры будущих специалистов, проявляющееся, прежде всего, в развитии правовой активности и эффективном умении использовать правовые средства для достижения практических результатов, должно стать неотъемлемой частью процесса профессиональной подготовки студентов в средних специальных и высших учебных заведениях различного профиля, необходимым компонентом профессионального становления личности.
Этот процесс приобретает особую актуальность в условиях перехода к компетентностной модели подготовки специалистов, в которой определяющим является опыт деятельности личности, её готовность принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям конкретной ситуации. В материалах модернизации образования компетентностный подход провозглашается как важнейшее концептуальное положение обновления содержания образования. В связи с этим одной из главных задач образования является формирование компетентного специалиста, способного применять свои знания в изменяющихся условиях, основная компетенция которого заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей жизни. Не случайно педагогической концепцией новых Государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный компетентностный подход в обучении.
В преподавании правовых дисциплин необходимость использования компетентностного подхода ощущается особенно остро, так как право представляет собой один из наиболее динамичных регуляторов общественных отношений. В связи с быстрым ростом объёмов правовой информации, изменением тех или иных нормативно-правовых актов ранее полученная информация может потерять свою актуальность и даже стать принципиально неверной. Именно поэтому задачи правовой подготовки не должны сводиться только к получению юридических знаний и изучению действующего законодательства. Правовая компетентность предполагает не только определённый уровень правовых знаний, умений и навыков, но и совокупность качеств, отражающих степень квалификации, готовности и уровень способностей, необходимых для решения правовых вопросов в сфере профессиональной деятельности.
Стремительная динамика происходящих в обществе на современной ступени его развития правовых перемен вызывает необходимость переноса внимания педагогов с процесса передачи готовых юридических знаний на процесс их добывания, то есть на развитие мышления и творческих способностей студентов.
Следует отметить, что важнейшим условием для решения этой проблемы является креативность самого преподавателя, которая определяется как «уровень творческой одарённости, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности» [2, с. 147]. Чтобы развивать творческие способности студентов, преподаватель должен сам быть творческой личностью, стремиться к преодолению в себе силы инерции, шаблона, формальности в преподавании. Как справедливо отмечает доктор юридических наук, профессор М.В. Немытина, «по сути дела учебный процесс складывается из творчества конкретных преподавателей» [4, с. 18].
Креативный подход к формированию правовой компетентности студентов, с нашей точки зрения, является одним из наиболее эффективных, поскольку способствует развитию творческого потенциала личности. Именно творчески ориентированное образование позволяет сформировать нестандартно мыслящих людей, способных эффективно работать в различных сферах. Не случайно креативность образования определяется как одна из ведущих тенденций его развития.
В процессе преподавания правовых дисциплин креативный подход может использоваться при проведении интегрированных занятий, ролевых игр, мозгового штурма, при разработке творческих (проблемных) заданий.
С нашей точки зрения, роль интегрированных занятий в учебном процессе достаточно значима, так как именно они способствуют формированию целостного мировоззрения, умения анализировать, систематизировать, обобщать полученные знания, аргументировать собственную точку зрения по тем или иным вопросам. Право, являясь продуктом духовной сферы человеческой деятельности, с давних времён выполняло важную функцию регулирования общественных отношений, оказывая влияние на различные области человеческой жизни. Уже этот факт даёт веские основания для выявления и использования межпредметных связей. При наличии креативного подхода преподавателя к формированию правовой компетентности студентов возможно интегрировать право с литературой, философией, историей, социологией и политологией, экономикой, экологией и другими дисциплинами. Например, при изучении темы «Правонарушения и юридическая ответственность» целесообразно обратиться к таким литературным произведениям, как «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Плаха» Ч. Айтматова и т.д. Возможно проведение занятия в форме суда над литературными героями. Тему «Основы семейного права. Семья и брак в современном обществе» можно рассматривать не только с юридической, но и философской точки зрения, выявляя истоки, функции семьи и т.д. Анализируя то или иное правовое явление, следует учитывать исторический опыт. Например, рассматривая вопрос о суде присяжных, целесообразно изучить историю его возникновения и развития.
Ролевые игры на занятиях по правовым дисциплинам способствуют развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, раскрепощению творческих сил, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях. Например, в ролевой игре, проводимой в форме гражданского судебного процесса, студенты могут выступать в качестве судьи, истца, ответчика, свидетелей по делу и т.д. «Увлекательность игры облегчает процесс усвоения знаний, делает его менее драматичным. Получение новых знаний, осознание того, что в игре получены искомые результаты, вызывает эмоциональный подъём участников» [3, с. 486].
Метод мозгового штурма целесообразно использовать при обсуждении правовых проблем, предполагающих несколько вариантов решений. При этом необходимо соблюдать правила мозгового штурма, заключающиеся в следующем:
- каждый участник может свободно высказывать предложения;
- участники высказываются по очереди, точно и кратко;
- ведущий записывает все предложения;
- запрещается критиковать предложения;
- можно развивать предыдущие идеи.
При проведении мозгового штурма важно правильно сформулировать проблему в виде вопроса, чтобы участники могли генерировать свои предложения, отвечая на данный вопрос (например, «Как снизить уровень преступности?», «Какие доказательства могут быть собраны по конкретному делу?», «Как нужно изменить законодательство, чтобы суд не мог выносить неправосудные решения?» и др.).
Творческие (проблемные) задания, в отличие от традиционных, рассчитанных на репродуктивность, требуют от студентов не простого воспроизводства информации, а творчества, так как содержат в своих условиях элемент неизвестности. Примерами таких заданий могут быть составление и разгадывание кроссвордов по юридической тематике, написание эссе по правовой проблеме, составление авторских задач по темам программы, разработка плана и материалов учебного суда по какому-либо делу, составление документа правового характера (искового заявления, жалобы), поиск и последующий обзор правовых сайтов Интернета, создание и публичная защита учебных презентаций по темам дисциплины. Как показывает наш опыт преподавания правовых дисциплин в Тульском областном колледже культуры и искусства, выполнение творческих заданий студентами стимулирует их познавательную активность, развивает умение работать самостоятельно, способствует приобретению практических навыков, развивает творческое мышление. Доктор юридических и доктор педагогических наук Е.А. Певцова справедливо отмечает: «творческое мышление является общепризнанной ценностью нашей культуры, и его формирование в области правового обучения очень важно; юриспруденция не явля-
ется сухой догматикой, а потому следует создать все необходимые условия для самостоятельной творческой деятельности обучающихся» [5, с. 145].
Подводя итог изложенному, необходимо сделать вывод о том, что креативный подход к формированию правовой компетентности студентов является необходимым условием качественной подготовки специалистов. Использование этого подхода в процессе преподавания правовых дисциплин требует, прежде всего, самосовершенствования педагога, развития собственной креативности, так как «творчество - это необходимое условие становления самого педагога, его самопознания, развития и раскрытия его личности» [1, с. 16]. Происходящие в настоящее время изменения в обществе, существенно влияющие и на сферу правовой подготовки, вызывают необходимость поиска преподавателем форм и методов обучения, содействующих развитию творческих способностей студентов, превращению знаний в потенциал мышления и саморазвития. Реализация преподавателем креативного подхода к формированию правовой компетентности студентов позволяет подготовить специалистов, психологически и функционально адаптированных к современным условиям жизни, способных эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.
Список литературы
1. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
2. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
3. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учебное пособие. М.: Академический Проект, 2004. 2-е изд., испр. и доп. 560 с.
4. Немытина М.В. Эффективные модели обучения праву // Современные формы и методы обучения праву: материалы всерос. науч.-метод. конф. Саратов: Научная книга, 2008. 98 с.
5. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учебник. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.
O. Lukash
The role of creative approach in the forming of jural competence of students.
The author considers possibilities of creative approach and its use in the teaching process of jural disciplines. Author declares methods of teaching, which further jural competence of students.
Key words: creative approach, creativity, jural competence, methods of teaching.
Получено 25.10.2010 г.