университетские коды компетенций. Но если речь идёт об обозначении компетенций как результативных характеристик образовательного процесса в выпускном документе (Приложении к диплому) возникает необходимость строгого соответствия формулировок государственным стандартам. В этом случае посредством тех же таблиц соответствий (см. табл. 1) может быть произведена обратная операция - декомпозиция обобщённых и укрупнённых формулировок на исходные составляющие, строго соответствующие кодам ОК в стандартах.
Подобный подход не нарушает законодательных требований и является оптимальным для планирования учебного процесса в вузе с большим количеством и разной направленностью образовательных программ.
V.I. Ivanova.
Optimization of approaches to form generally cultural competence while organizing the process of studying at multiprofile high educational establishment.
Necessity to optimize the studying process at multiprofile high educational establishment determines advisability of developing university classifier for generally cultural competence as efficient characteristics of specialists training.
Key words: generally cultural competence, classifier, content transformation, cataloging.
Получено 20.03.2010
УДК [377:378].091.31.016:34
О.А. Лукаш, аспирант, (903) 659-25-84, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НЕЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Рассмотрены вопросы преподавания правовых дисциплин студентам неюридических специальностей и предложены пути решения выявленных в данной сфере проблем.
Ключевые слова: право, проблемы преподавания, правопонимание, правовая подготовка, профессиональная деятельность.
В условиях модернизации образования особая роль отводится вопросам повышения качества подготовки специалистов. При этом формирование в рамках учебно-воспитательного процесса
конкурентоспособной личности, адекватно ориентирующейся в
современном мире, невозможно без овладения ею необходимым комплексом правовых знаний, умений и навыков. Вместе с тем следует
отметить, что восприятие права студентами-юристами и студентами неюридических специальностей заметно отличается. В данной статье рассматриваются проблемы и особенности преподавания правовых дисциплин в неюридических образовательных учреждениях.
С нашей точки зрения, преподавателю следует на самых первых занятиях выявить отношение студентов к праву и его роли в современном обществе. Как показывает практика, некоторые обучающиеся негативно высказываются о праве как о социальном регуляторе, относятся к правовым знаниям как к второстепенным, отвлекающим от обучения их основной специальности, по которой будет выдан диплом. В связи с этим преподавателю очень важно сформировать интерес студентов к изучению правовых дисциплин, обратить внимание на их значимость в дальнейшей профессиональной деятельности выпускника.
Одной из проблем преподавания дисциплин правового цикла является отсутствие единого понимания термина «право». Плюрализм подходов к правопониманию представляет определённую проблему в преподавании юридических дисциплин. В частности, сторонники политологического подхода к праву делают акцент на изучении права как политического института. В данном случае приоритет отдаётся изучению государства, основ конституционного строя. С нашей точки зрения, такой подход к преподаванию дисциплины «Основы права» нельзя считать оптимальным, поскольку при подробном рассмотрении конституционного права почти неизученными остаются такие отрасли, как гражданское, семейное, трудовое право.
Сторонники нормативного подхода к праву определяют его как совокупность юридических норм и делают акцент в преподавании на изучении различных нормативных актов. Такой подход имеет свои достоинства и недостатки. К числу первых относится то, что он позволяет выделить такие важнейшие свойства права, как нормативность, иерархичность, структурность, даёт возможность ознакомиться с различными законами и подзаконными актами, развивает умение их анализировать. Отрицательное же в нормативном подходе проявляется в игнорировании содержательной стороны права: моральности юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития.
Сторонники социологического подхода акцентируют внимание на изучении «живого права», то есть системы правоотношений, поведения людей в сфере пр аа. Этот подход хар ктеризуется моделированием различных социальных ситуаций и их активным обсуждением. Нередко преподаватели-сторонники данного подхода делают уклон в сторону изучения неоднозначных социальных вопросов, по поводу которых в обществе нет единого мнения.
С нашей точки зрения, оптимальным является гармоничное
сочетание указанных подходов к пониманию и преподаванию права. Использование же только одного или двух подходов зачастую не позволяет достичь необходимого уровня правовой подготовки студентов неюридических специальностей.
Анализ Государственных образовательных стандартов и учебных планов образовательных учреждений неюридического профиля позволяет выявить следующую проблему в преподавании правовых дисциплин -недостаточное количество времени для их освоения. В частности, на изучение дисциплины «Основы права» в среднем специальном учебном заведении отводится в соответствии с ГОС СПО 32 - 36 часов. При этом перечень требований к студенту по окончании изучения этой дисциплины является достаточно шир оим и включает в себя знание основных положений Конституции РФ, наличие представления об основных отраслях права РФ, знание прав и свобод человека и гражданина, механизмов их реализации, умение использовать необходимые нормативно-правовые документы [1]. В связи с этим становится актуальным вопрос об отборе преподавателем наиболее эффективных форм и методов работы. Как справедливо отмечает доктор педагогических наук Е. А. Певцова, «преподаватель права - один из важных субъектов обучающего процесса, от которого зависит, насколько грамотно и верно будет организовано правовое обучение и воспитание» [3, с. 164].
Следует отметить, что в Государственные образовательные
стандарты среднего профессионального образования, действующие с 1 сентября 2002 года, введена новая общепрофессиональная дисциплина «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». При несомненном преимуществе введения этой дисциплины, поскольку данный курс имеет выраженную практическую направленность и даёт возможность рассматривать правовую подготовку студента как часть его профессиональной подготовки, необходимо отметить, что учебно-
методическое оснащение дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» как количественно, так и качественно пока оставляет желать лучшего.
Выявленные проблемы и некоторые пути их решения,
предложенные в статье, не являются исчерпывающими и требуют дальнейшего обсуждения этой актуальной темы среди учёных и педагогов-практиков.
Резюмируя изложенное, необходимо отметить, что успешное
решение указанных проблем в немалой степени зависит от педагогического мастерства самого преподавателя, от его умения выявлять и разрешать возникающие в учебно-воспитательном процессе проблемы, находить наиболее эффективные формы и методы работы, способствующие активизации познавательной деятельности студентов.
Список литературы
1. Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по направлению 0500 «Культура и искусство». - М., 2002 // www.edu.ru.
2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
3. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву: учебник. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.
O. A. Lukash.
The problems of teaching ofjural disciplines in educational institutions of non jural specialities.
The article considers with problems of teaching of jural disciplines in educational institutions which have not the jural speciality. The author analyses the questions of teaching of jural disciplines to the students of non jural specialities. The ways of decision of these problems in the given sphere are also illustrated in this article.
Key-words: right, problems of education, legal comprehension, legal training, professional occupation.
Получено 20.03.2010
УДК 378.091.39
Е. А. Раменских, аспирант, (920) 753-63-17 helen [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ ПОИСКОВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Рассмотрены специфические особенности внедрения деловых игр как активного метода обучения в учебный процесса; также преимущества игрового метода обучения.
Ключевые слова: игра, деловая игра, учебный процесс, поисково-творческая деятельность, проблемное обучение.
Игра — это уникальный механизм аккумуляции и передачи социального опыта, как практического — по овладению средствами решения задач, так и этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных ситуациях. Появление игрового метода связано с требованиями повышения эффективности обучения за счет более активного включения слушателей в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний.
Игра — удобная основа для построения имитационной деятельности по разрешению различных (в т. ч. и практических) проблем. В ходе игры