Научная статья на тему 'Роль краеведческого образования в воспитании подрастающего поколения'

Роль краеведческого образования в воспитании подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
LOCAL HISTORY EDUCATION / UPBRINGING / MUSEUM / PATRIOTIC WORK / КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / МУЗЕЙ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарохина Светлана Владимировна, Пудовкина Ольга Евгеньевна

В статье отражена роль краеведческого образования, целью которого является формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление гражданской ответственности за состояние окружающей среды через программу «Экология души природа неделимы», которая помогает воспитанникам почувствовать себя личностью, способной многое изменить в лучшую сторону вокруг себя.The article reflects the role of local history education, the purpose of which is the formation of a system of scientific knowledge, views and beliefs that ensure the development of civic responsibility for the environment through the program “Ecology of the soul, nature is indivisible”, which helps students feel like a person who can change a lot for the better side around you.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль краеведческого образования в воспитании подрастающего поколения»

УДК 37.015.31

Психолого-педагогические науки

Шарохина Светлана Владимировна, к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и управления Сызранского филиала ФГБОУ ВО Самарский государственный экономический университет Пудовкина Ольга Евгеньевна, к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и управления Сызранского филиала ФГБОУ ВО Самарский государственный

экономический университет

РОЛЬ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация: В статье отражена роль краеведческого образования, целью которого является формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление гражданской ответственности за состояние окружающей среды через программу «Экология души природа неделимы», которая помогает воспитанникам почувствовать себя личностью, способной многое изменить в лучшую сторону вокруг себя.

Ключевые слова: краеведческое образование, воспитание, музей, патриотическая работа.

Annotation: The article reflects the role of local history education, the purpose of which is the formation of a system of scientific knowledge, views and beliefs that ensure the development of civic responsibility for the environment through the program "Ecology of the soul, nature is indivisible", which helps students feel like a person who can change a lot for the better side around you.

Key words: local history education, upbringing, museum, patriotic work.

В нашей стране вступает в активную творческую жизнь поколение, воспитанное в условиях демократии, строительства гражданского общества. Духовное становление молодежи в период качественного изменения во всех

сферах жизни протекает сложно и противоречиво. В сознание молодежи врывается мощный поток информации, весьма неоднозначной по содержанию. Но именно от этого поколения, его моральных и духовных качеств зависят исторические судьбы России. В этой ситуации именно учитель призван помочь ученику осмыслить знания, полученные из разных источников, научить его рассматривать исторические явления всесторонне.

Среди различных проблем, характерных для современного человека, есть проблема, требующая сегодня категорического осмысления на всех уровнях, от концептуального до индивидуально бытового [3].

Особенно сейчас возрастает роль и значение краеведческого образования в наши дни, когда страна и общество находятся на переломе, когда разрушаются многие стереотипы и концепции, резко повышается роль регионов. Проект модернизации образования инициирован Минобрнауки в 2014 году [1].

Введение краеведческого образования в программу школы не просто расширяет рамки школьного учебника, но и приобщает учащихся к историческому процессу, является школой познания, школой воспитания культурой и историей, школой экологического образования.

Идеологический вакуум, создавшийся в системе образования, после отказа от коммунистического воспитания, явление не столь безобидное, как кажется на первый взгляд.

Он, наряду с вакуумом бездуховности и социально-экономическим кризисом, порождает массовую детскую и подростковую преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид и т.д.

Негативные процессы, происходящие в обществе и в образовании в частности, наиболее жестоки к самым незащищенным слоям его - детям. Детские души, распахнутые миру и ждущие от нас семени «разумного, доброго, вечного», получают ушаты помоев эрзац-культуры Запада и Востока. Эти потоки чужеродной информации, способные дезориентировать взрослого человека, убийственны для детей.

Идет смена одной идеологии на другую. Ценности родной культуры

целенаправленно осмеиваются. Как результат - появления «людей без Родины, без флага», не имеющих опоры в жизни и поэтому легко попадающих в порочный круг таких явлений, о которых говорилось несколько раньше.

Душевная пустота, образовавшаяся из-за утраты духовных ценностей, не заложенных в детстве основ народной нравственности, является причиной тяжелого заболевания общества.

Расширение социальных связей имеет не только очевидное значение в нравственном воспитании, но и благотворно влияющее на развитие воспитанников - серьезная задача педагогики, в решении которой музей принимает посильное участие.

Основной тип программы в рамках краеведческого воспитания «Экология души и природы неделима». Основные направления программы:

- воспитание духовности и культуры;

- формирование гражданственности и патриотизма;

- подготовка детей к ориентации в жизненных ситуациях, к выбору ценностей для их разрешения через изучение истории Отечества, особенно родного края;

- экологическое образование.

Концептуальные основы программы:

- духовность и культура;

- гражданственность и патриотизм;

- экология.

Понимая, что образование является основным инструментом для усиления чувства принадлежности к определенной нации, Отечеству, необходимо, несмотря на реформы в системе образования и политические веяния, необходимо осуществлять работу по духовно - нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию через музей. Для обретения этого, кроме поддержки государства, нужна реабилитация исконных ценностей народов России, которые по выражению Василия Шукшина не подлежат пересмотру: совестливость, трудолюбие, самоуважение, патриотизм.

Применение в образовательной практике психологической науки в сочетании с личностно-ориентированной позицией и гуманистической направленностью педагогических методик и технологий обеспечивают бережное отношение к личности ребенка, позволяют максимально раскрыть его потенциал, что в полной мере соответствует Концепции модернизации российского образования [5].

К большому сожалению, понятие патриотизма или любви к Родине, зачастую приравнивается к национализму и шовинизму, к готовности следовать национальным интересам вне зависимости от того, являются они морально оправданными или нет. Между патриотизмом и этикой всегда существовал определенный конфликт. А в конце 80-х начале 90-х годов двадцатого века он существенно обострился.

Сегодня разработана государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества [4].

Ценность программы «Экология души» заключается в реальной возможности воспитания нравственно здорового человека, умеющего проектировать свою жизнь, судьбу своего края. Реализация программы потенциально может способствовать ориентации к будущей профессии, построению своей карьеры, достижению поставленных целей, проявлению оригинальности и достижению значимой позиции в обществе [2].

Сильное эмоциональное воздействие на школьников возникает при соприкосновении с подвигом старшего поколения, встречаясь с непосредственными участниками событий, ребята более глубоко познают силу и мужество советских людей в годы войны и послевоенного восстановления

разрушенного народного хозяйства.

Бесспорно, что воспитание гражданина - патриота нужно начинать с раннего возраста. Суть патриотического воспитания в формировании мировоззрения будущего защитника Родины.

Наши дети наследуют славу отцов и дедов, но не как «красивые страницы истории», а как самое ценное достижение жизненного опыта, приобретенного дорогой ценой. Поэтому необходимо, чтобы дети узнавали как можно больше о боевых и трудовых подвигах своих дедов, учились бы на их примере быть мужественными и стойкими, быть настоящими патриотами. Именно с детских лет будущий полноправный член нашего общества должен проникнуться мыслью, что защита Родины от врагов - высший гражданский долг, священная обязанность каждого. Вот некоторые из уроков мужества, которые можно реализовать в рамках краеведческого воспитания в музее: «Дни воинской славы», «Ордена России», «Сыны Отечества - Герои Советского Союза», «Фронтовики, наденьте ордена», «Девочка - легенда», «Наш край в годы войны», «Учителя фронтовики», «Их позвала Родина - мать», «Проволочное детство», «Служить Отечеству», «Дети войны», «Фронт за линией фронта» и другие.

Каска солдата, осколки, письма военных лет, справки о ранении, похоронки, фото военных лет, воспоминания участников войны и участников трудового фронта не позволяют забыть события героического единства советских людей в годы Великой Отечественной войны. Подлинные экспонаты можно использовать во время бесед в музее при проведении уроков мужества и трудовой доблести, уроков патриотизма и гражданственности.

Никого не оставит равнодушным экспонат - политическая карта мира, на которой отмечен путь возвращения солдата В.И. Петрова на Родину из фашистского плена. На этой карте Василий Иванович собственноручно отметил места своего вынужденного временного нахождения в годы Великой Отечественной войны. Украина, где в 1941 году под Харьковом, будучи раненым, солдат попал в плен, затем Германия, Франция, Алжир, Марокко,

Англия, Куба, Южная Америка, Владивосток, Москва...

Трудности военных лет, что пришлось пережить людям старшего поколения в детском возрасте, оказывают большое влияние на формирование нравственных основ и убеждений сегодняшних подростков.

Взаимоотношения личности с обществом, их противостояние и взаимодействие, притяжение и отталкивание - проблема, которая часто оказывается в центре внимания краеведов. В процессе поиска, встреч и дискуссий краеведы узнают, что личность это совокупность социальных и психологических черт человека, личность обладает сознанием, способна управлять своим поведением, формируется в деятельности, в общении и т.д. И, как результат, появляются работы, рассказывающие о наших земляках, оставивших свой след в истории.

Таким образом, для воспитания экологического сознания необходимо сначала приобретение знаний о природе, а затем включение этих знаний в систему ценностей воспитанников, закрепление навыков рационального природопользования, воспитание активной жизненной позиции в области взаимопонимания природы и человека.

Авторы не отделяют экологию от нравственности. Уместно здесь привести слова Д.С. Лихачева «.убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культуры». И в связи с этим считаем необходимым знакомить воспитанников с общечеловеческими ценностями библейской мировой культуры, проверенными практическим опытом человечества.

Одна из специфических задач музея - воспитание исторического сознания школьников. Музей осуществляет связь времен. Он дает уникальную возможность сделать своими союзниками в воспитании молодежи поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры и нравственности. Прошлое не исчезает бесследно, прорастает в настоящее, оставляет тысячи свидетельств своего развития в виде памятников

материальной и духовной культуры, которые бережно хранит и пропагандирует музей.

Использование местных краеведческих материалов развивает гражданские чувства у школьников - любовь к своей Родине, к ее природе, гордость за ратные и трудовые подвиги своих земляков. Это дает ощущение соприкосновения со своей местной историей, а через нее и с историей вообще.

Школьный музей помогает воспитывать исследовательскую активность учащихся, развивает творческое мышление, развивает навыки самостоятельного приобретения знаний.

Библиографический список:

1. Болотов В.А., Рубцов В.В., Фрумин И.Д., Марголис А.А., Каспржак А.Г., Сафронва М.А., Калашников С.П. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» // Психологическая наука и образование. 2015. №5. С.13-28.

2. Каракулова О.В., Богомаз С.А. Оценка реализуемости ценностей в условиях г. Томска с точки зрения гуманитарно-ориентированной и негуманитарно-ориентированной вузовской молодежи //Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. С. 117-120.

3. Лукьянов О.В., Волынец К.В. Инициативность и вовлеченность в экзистенциальном консультировании. Анализ случая // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. С. 277-281.

4. О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" / Правительство Российской Федерации. М.: Постановление от 30 декабря 2015 г. №1493.

5. Рубцов В.И., Дубровина И.В., Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Романова Е.С., Семикин В.В. Концепция развития системы психологического обеспечения (психологической службы) образования в Российской Федерации на период до 2010 года // Психологическая наука и образование. 2007. №1. С.69-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.