ленная и скоординированная деятельность образовательной системы колледжа по формированию у обучающихся свойств, присущих гражданину, патриоту.
Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением. Человек, воспитанный в духе гражданственности, — это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.
1. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Российская газета. — 2000. — № 196.
2. Политология. Энциклопедический словарь / под ред. Аверьянова Ю. И. — М.,1993.
3. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. — М.: Эксмо, 2010. — 688 с.
4. Ионов И. О. Российская цивилизация. — М., 2000.
5. Рожков М. И. Гражданин России: материалы к проведению «Урока России-2007» в образовательных учреждениях Ярославской области. — Ярославль, 2007. — 40 с.
РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Н. Я. Колеватова, преподаватель ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж»
Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая и скоординированная деятельность по формированию у молодежи чувства верности своему Отечеству.
Студенческий возраст является наиболее оптимальным для воспитания граждан-ско-патриотических качеств, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Граж-данско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без формирования у него уважительного, трепетного отношения к своим истокам.
Кемеровская область — благодатная, щедро одаренная природными красотами земля, богатая легендарными историческими событиями, уникальными народными традициями, на которых воспитывается поколение за поколением. В Кузбассе всегда бережно хранили великое чувство любви к Родине, чувство гордости за своих земляков, которые внесли
большой вклад в развитие культуры, науки, государства.
В целях реализации государственной Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», а так же в целях обеспечения эффективного функционирования системы патриотического воспитания молодежи в Беловском педагогическом колледже была разработана программа «Формирование социокультурной среды студентов колледжа», одно из направлений которой ориентировано на формирование патриотизма в системе воспитательной работы учреждения. Разработанная программа позволяет сочетать урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанных на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающих историко-культурную специфику края и будущую сферу деятельности студентов.
Немалое значение для реализации направлений программы отводится классному руководству, перед которыми ставятся конкретные цели:
• организовывать участие студентов в решении общественных проблем;
• формировать гражданскую позицию, понимание связи с людьми, живущими в обществе;
• формировать умение противостоять нетерпимости.
Как классный руководитель группы четвертого курса на специальности 44.02.01 Дошкольное образование, понимаю, что профессионально значимым для студентов является умение перенести свою активную гражданскую позицию на сферу деятельности будущего работника дошкольной образовательной организации, ведь именно в дошкольном возрасте происходит формирование духовно-нравственных основ личности ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, именно в это время начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в трудах педагогов-новаторов. В этом направлении работают Н. Я Данилюк [1], Т. А. Касимова [2], И. А. Пашкович [3], Т. С. Буторина [4] и другие.
За основу своей деятельности как классного руководителя взяла программу патриотического воспитания учащихся, кандидата педагогических наук Н. А Салык [5]. В своей работе автор выделяет структурные компоненты патриотического воспитания:
В соответствии со структурой патриотического воспитания осуществляю подбор диагностического материала на выявление уровня сфор-мированности гражданско-патриотических качеств у обучающихся.
Для изучения исходного состояния сформи-рованности патриотизма у студентов своей группы была использована методика Н. Е. Щурко-вой [6] по выявлению нравственной воспитанности обучающихся. На рис. 1 представлен уровень сформированности гражданско-патриоти-ческих качеств у студентов.
С учетом полученных результатов диагностики был определен второй этап — активизация патриотического воспитания через проведение разнообразных форм внеаудиторной деятельности по направлениям (табл. 1).
Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы. На рис. 2 представлен уровень сформирован-ности гражданско-патриотических качеств у студентов группы.
Структура патриотического воспитания
Патриотическое убеждение
(знание)
1
Патриотическое сознание
(отношение)
Патриотическая деятельность
(готовность поступать)
60
50
40
30
20
10
Любовь к Отечеству, к людям
I Высокий уровень
Преданность Отечеству, людям
I Средний уровень
Готовность служить Отечеству
Низкий уровень
Любовь Преданность Готовность
к Отечеству, Отечеству, служить
к людям людям Отечеству
I Высокий уровень ■ Средний уровень I Низкий уровень
Рис. 1. Сформированность гражданско-патриотических качеств у студентов (диагностика на начальном этапе)
Рис. 2. Сформированность гражданско-патриотических качеств у студентов (заключительный этап)
0
Таблица 1
Формы внеаудиторной деятельности по направлениям
Направление деятельности Содержание Формы внеаудиторной деятельности
Изучение политического устройства российского государства, символики Российской Федерации Общее представление о политическом устройстве российского государства, символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России Беседа «Я — россиянин» Беседа «Герб и гимн России как произведения искусства» Классный час «Выборы в моей стране — мой выбор» Беседа «Герб Кемеровской области и города Белово»
Воспитание духовно- нравственной культуры обучающихся на национальных традициях Знакомство с истоками культурного наследия и национальными традициями Формирование у обучающихся чувства любви к Отечеству на основе изучения православных культурных традиций Воспитание чувства национальной гордости Классный час «Я и Мир» Экскурсии в музей колледжа, музей и выставочный зал г Белово Выступление на родительском собрании «Как воспитать патриота?» Дискуссия «Многонациональность в стране: хорошо или плохо?»
Воспитание на боевых традициях народа Воспитание студентов в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев Формирование чувства любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, готовности к защите Родины Повышение интереса к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств Поддержка ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих Оформление интернет страницы на сайте группы «Участие группы в митинге, посвященном 70-летию Победы» Исследовательский проект «Детство, опаленное войной» Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о войне Смотр-конкурс патриотической песни Просмотр видеофильмов о войне Обсуждение фильма «А зори здесь тихие» Поздравление ветеранов с праздниками (День пожилого человека, День учителя) Организация встречи с выпускницей колледжа, награжденной Орденом Мужества Л. А. Швытко
Историко- краеведческая работа Формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края Раскрытие связи родного края с Россией, единство истории каждого города, села с историей страны Конкурс рисунков детей «Портрет семьи» Презентация генеалогических древ «Моя родословная» Трудовые и благотворительные акции («Милосердие», «Спешите делать добро») Викторина «Кто лучше знает свой край» Классный час «Знакомство с историко-архитектурными памятниками Кемеровской области» Создание презентации музея национальностей телеутов д. Беково (Беловский район)
Таким образом, комплекс мероприятий по воспитательной работе позволяет сформировать гармоничную личность с высоким уровнем гражданско-патриотических качеств, что является особенно актуальным в контексте подготовки будущих специалистов дошкольных образовательных организаций.
1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников / А. Я Данилюк,
А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Изд. центр «Просвещение», 2011.
2. Касимова Т. Я. Патриотическое воспитание школьников. / Т. Я. Касимова, Д. Е. Яковлев. — М. : Изд. центр «Айрис-пресс », 2005. — 64 с.
3. Пашкевич И. А Патриотическое воспитание. Система работы, конспекты уроков, разработки занятий. — М.: Изд. центр «Учитель», 2005. — 176 с.
4. Буторина Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования. — Режим доступа: www.bookvoed.ru/.
5. Салык Н. А Примерная программа патриотического воспитания учащихся. — Режим доступа: www.tiuu.ru/upload/salik91.doc.
6. Щуркова Н. Е. Тест «Размышляем о жизненном опыте». — Режим доступа: |-|йр:/Л^ро|1а1.ш^11ко1а/.ш/.
7. Воронов В. П. Разнообразие форм воспитательной работы // Классному руководителю. — 2011. — № 1. — С. 21-24.
8. Булгакова Т. В. Программа развития социокультурной среды ГОУ СПО «Беловский педагоги-
ческий колледж»: программа формирования социокультурной среды ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж» на 2013-2017 гг. — Белово, 2013. — 43 с.
9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795). — Режим доступа: http://www.garant.ru/.
СИСТЕМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
И. В. Киселева, преподаватель ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж» Ю. С. Коровкина, преподаватель
Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами к Родине, а человеческое достоинство - силой его патриотизма.
Н. Г. Чернышевский
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности: в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т. д. Содержание и направленность патриотизма определяются прежде всего духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений [1, 2].
Патриотизм понимается как одна из значимых, непреходящих ценностей, которая является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной деятельности, понимании сущности и социальной значимости своей будущей профессии, самореализации на благо Отечества.
В Беловском педагогическом колледже граж-данско-патриотическое воспитание студентов — одно из приоритетных направлений деятельности. На протяжении многих лет в колледже складывалась система гражданско-патрио-тического воспитания, в которой участвуют все структурные подразделения колледжа, в том числе музей и библиотека. У каждого преподавателя, классного руководителя есть целевая ориентация на развитие у студентов чувства преданности и любви к Родине, ответственности за судьбы Отечества и народа.
Лй^
Ю. С. Коровкина
Для целенаправленной и планомерной работы по данному направлению в колледже разработана и реализуется программа граждан-ско-патриотического воспитания. Задача классного руководителя — консолидировать усилия всех педагогов и специалистов колледжа, семьи и общественных организаций с целью формирования установки студентов на потребность в ценностях патриотизма как базового условия воспроизводства мотивов и смыслов защиты и созидания Отечества.
Воспитание патриота России немыслимо без развития его духовно-нравственной культуры. Формирование системы культурно-нравственных ценностей у студентов колледжа реализуется не только через аудиторную деятельность, но и через систему внеурочных мероприятий, посвященных всероссийским праздникам: День России, День города были отмечены участием студентов в городском флешмобе; в День народного единства студенты участвовали в городской акции под девизом «Пока мы
И. В. Киселева