УДК 331.91
РОЛЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМАНДЫ И ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МЕЖУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ
Е. А. Черемных*, Е. В. Сумина
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: cheremnykhel@gmail.com
Статья посвящена актуальному в эпоху глобализации вопросу культурного разнообразия в компаниях. Выявлено положительное влияние международной организации труда, которое может использоваться в различных организациях, включая высокотехнологичные отрасли.
Ключевые слова: корпоративная культура, международная организация труда, культурное разнообразие, международный коллектив, эффективная команда.
THE ROLE OF CORPORATE CULTURE IN ENSURING TEAM EFFECTIVENESS AND INTEGRATION PROCESSES IN INTERNATIONAL BUSINESS
E. A. Cheremnykh*, E. V. Sumina
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: cheremnykhel@gmail.com
The article is devoted to the relevant in the era of globalization issue of cultural diversity in companies. The positive influence of international labour organization, which can be used in different organizations, including high-tech industries, was revealed.
Keywords: corporate culture, international labour organization, cultural diversity, international team, effective team.
В 21 веке глобализация в значительной степени определяет развитие общества, в том числе определяя условия игры для современных компаний. Одним из условий эффективной деятельности организации является приспособление к изменяющимся условиям внешней среды. В недалеком прошлом зародилась общемировая тенденция к стиранию границ между странами с разными культурами, что способствует активному образованию международных трудовых коллективов.
Культура - комплекс систем ценностей, норм, знаний и символов, которые регулируют жизнедеятельность той или иной социальной общности [1]. Стоит понимать, что параметры национальной культуры включают в себя нормы и ценности, общие для группы людей, которые определяют поведение людей внутри и вне организации, влияют на структуру организации и методы управления человеческими ресурсами.
Изучение воздействия национальных культур на организацию труда является сложным процессом по причине охвата вопросов различных сфер общества: антропологии, культурологии, психологии, теории коммуникаций, теории менеджмента.
Американский психолог Эдгар Шейн в своих работах выделил 3 уровня культуры: артефакты, провозглашаемые ценности и базовые представления. Артефакты являются
Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»
видимыми продуктами культурной группы, например искусство, одежда и язык. Характерная особенность данного уровня культуры состоит в том, что его просто наблюдать, но крайне сложно растолковать [2]. К провозглашаемым ценностям относят стратегии, цели и философии. Провозглашаемые ценности могут предопределять, что будет говориться людьми, но не всегда соответствуют их поступкам. Мысли и чувства составляют последний уровень культуры - базовые представления. Базовые представления являются очевидными, они не вызывают у нас возражений или сомнений, поэтому их изменение крайне затруднительно. Сущность культуры группы можно установить только путем базовых представлений, которые являются основой культуры. Поэтому очень важно установить их, чтобы понять проявления данной культуры.
Уровни культуры по Э. Шейну
Все большее количество организаций имеют в своем штате дифференцированную рабочую силу. Примерами являются Mastercard, Johnson & Johnson, Disney, Coca-cola и многие другие известные в мире компании. Противники данного типа организации труда говорят о том, что людям разных национальностей и культур затруднительно работать вместе из-за различий культуры, языка и менталитета. Это может привести к недопониманию и увеличению конфликтов. Однако по результату отчета международной консалтинговой компании McKinsey за 2015 год было установлено, что компании с этническим и расовым разнообразием в системе управления получают прибыль выше среднего в отрасли на 35 % [3].
С 1990-х гг. компания L'Oreal начала нанимать руководителей разных культур для самой важной деятельности: разработки нового продукта [4]. L'Oreal включает в себя 40 команд разработки новых продуктов, каждая из которых работает над разной концепцией. Члены разных команд делят не только один офис, но и делятся идеями между собой.
Компания Johnson & Johnson является мировым лидером в сфере культурного разнообразия персонала. Компания считает, что для того, чтобы по-настоящему понять и удовлетворить потребности своих потребителей и клиентов, ей нужна рабочая сила, которая действительно представляет и ценит разнообразие окружающего нас мира [5]. Более 20000 менеджеров J&J по всему миру посетили семинары, посвященные бессознательным культурным предубеждениям о том, как наше неосознанное восприятие различных социальных групп формирует наше суждение о людях, а также как его смягчить. На официальном сайте предоставлена статистика национального разнообразия.
Хотя работа в международной команде сложнее, она дает лучшие результаты. Ключевым преимуществом таких команд является широкий спектр идей. Люди разных национальностей
смотрят на одну и ту же проблему сквозь призму многообразных культур и опыта. Широкий круг различных точек зрения позволяет достичь целей организации более эффективно и творчески.
Более того, преимуществом является повышение репутации компании и упрощение процесса найма. В настоящее время современное общество обращает особое внимание на вовлеченность людей разных рас, национальностей, возраста, пола, религии и сексуальной ориентации.
Присутствие в трудовом коллективе соответствующей национальности поможет организации при выходе на новый рынок, так как данные сотрудники имеют четкое представление о местных законах, культурных особенностях, языке и конкурентной среде. Компании часто допускают ошибки при проникновении на международный рынок, не понимая специфику местной культуры и не адаптируя продукт для местной целевой аудитории. Используя знания своих сотрудников, организация становится более конкурентоспособной и прибыльной.
Культурно разнообразная организация привлекает талантливых профессионалов, которые ценят возможность личного и профессионального роста. Работа среди сотрудников, относящихся к разным культурам, не может не вдохновлять на новые идеи. Это способствует получению полезного опыта, навыков и профессиональному обогащению.
Таким образом, успех современных корпораций напрямую зависит от способности нанимать и привлекать людей всех возрастов и культур. Однако руководитель должен быть осведомлен о компетенциях, навыках и культурных различиях сотрудников. Только под грамотным руководством и координацией управляющего возможно добиться условий для реализации потенциала работников, избегая культурных недопониманий и конфликтов и извлекая уникальный опыт. Стратегия международной организации труда показывает свою эффективность и может быть использована в компаниях разного профиля деятельности.
Библиографические ссылки
1. Мясоедов С. П., Борисова Л. Г. Кросс-культурный менеджмент: учебник для бакалавриата и магистратуры - 3-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2G15. С. 46
2. Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. - СПб: Питер, 2GG2. С. 36.
3. Rock D., Grant H. Why diverse teams are smarter. Harvard Business Review, 2G16, vol. 1G. [Электронный ресурс]: https://hbr.org/2G16/11/why-diverse-teams-are-smarter?referral=G3759 &cm_vc=rr_item_page.bottom (дата обращения: 15.G3.2G2G).
4. Doz Y., Hong H-J. L'Oreal masters multiculturalism. Harvard Business Review, 2G13, vol. 6. [Электронный ресурс]: https://hbr.org/2G13/G6/loreal-masters-multiculturalism (дата обращения: 16.G3.2G2G).
5. Официальный сайт организации Johnson & Johnson [Электронный ресурс]: https://www.jnj.com/latest-news/how-johnson-johnson-promotes-workplace-diversity-inclusion (дата обращения: 18.G3.2G2G).
О Черемных Е. А., Сумина Е. В., 2G2G