УДК 346.548 (075.8)65.012.7 (075.8) DOI: 10.21779/2500-1930-2022-37-2-7-15
Н.Г. Гаджиев1, С.В. Громов2, Р.А. Корнилович2, С.А. Коноваленко2, М.Н. Трофимов2
Роль контрольно-ревизионных подразделений в системе экономической безопасности органов и подразделений МВД России
1 Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала; ул. М. Гаджиева, 43а; [email protected];
Рязанский филиал Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя; Россия, 390043, г. Рязань, 1-я Красная ул., 18; [email protected]
Нарушения, ошибки и недостатки в организации и осуществлении финансово-хозяйственной деятельности органов и подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации всегда являлись негативными факторами, подрывающими авторитет органов и подразделений МВД России.
В статье раскрываются роль и значение Контрольно-ревизионного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации , а также контрольно-ревизионных подразделений территориальных органов МВД России как инструментария по выработке и реализации государственной политики в сфере внутреннего финансового аудита, ведомственного финансового контроля и ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд в органах внутренних дел Российской Федерации.
Рассматриваются деятельность КРУ МВД России, направленная на формирование эффективного защитного механизма экономической безопасности в системе правоохранительных органов, а также основные направления совершенствования деятельности контрольно-ревизионных подразделений МВД России.
В статье сделан вывод о необходимости системной постоянной и скоординированной работы контрольно-ревизионных подразделений с подразделениями собственной и экономической безопасности, нацеленной на профилактику возникновения грубых нарушений и злоупотреблений ответственных лиц в органах внутренних дел.
Цель научной статьи - определение роли КРУ МВД России, а также КРП терорганов МВД России в системе экономической безопасности органов и подразделений МВД России.
Теоретической и методологической основой исследования послужили материалы российских ученых в сфере контрольно-ревизионной деятельности и бухгалтерского учета, а также накопленный практический опыт в данном направлении.
При написании работы использовались в основном методы документальной проверки учетных документов, монографический (описательный) метод.
Ключевые слова: аудит, контрольно-ревизионная деятельность, финансовый контроль, ведомственный контроль.
1 Далее
2 Далее
3 Далее
- МВД России.
- КРУ МВД России.
- КРП терорганов МВД России.
Введение
В настоящее время основное внимание в системе МВД России уделяется вопросам недопущения хищений, краж, бесхозяйственности, недостач имущества и денежных средств, переплаты денежного довольствия, нарушений в сфере государственных закупок, неэффективных расходов и т. д.
Главными фигурантами в этом направлении выступают КРУ МВД России, а также КРП терорганов МВД России. В соответствии с ч. II приказа МВД России от 18 июля 2011 г. № 844 «Об утверждении Положения о Контрольно-ревизионном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации» основными задачами КРУ МВД России являются:
1. Разработка целостной системы мероприятий по обеспечению ведомственного контроля в сфере государственных закупок;
2. Формирование необходимого инструментария по выявлению и возмещению материального ущерба должностными лицами;
3. Обеспечение соблюдения принципа независимости при осуществлении контрольно-ревизионной деятельности подразделений МВД России;
4. Разработка методического обеспечения для организации ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд в системе МВД России (подготовка и внедрение в практику научной, методической и учебной литературы как в сфере ревизионной деятельности, так и в сфере эффективного бюджетного учета и отчетности) [ 1].
В основном идентичные задачи возложены на КРП терорганов МВД России в соответствии с приказом МВД России от 10.10.2018 № 666 («Об утверждении Типового положения о Контрольно-ревизионном подразделении территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации»).
Организационно-управленческие аспекты деятельности контрольно-ревизионных подразделений в системе экономической безопасности органов и подразделений МВД России
Перед нами стоит логически простой, но при этом важнейший вопрос: как ведомственный финансовый контроль, внутренний финансовый аудит и ведомственный контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг влияют на обеспечение федеральных нужд в системе МВД России?
В соответствии с п. 5 Положения об организации и осуществлении ведомственного финансового контроля в системе МВД России, утвержденного приказом МВД России от 10.01.2022 № 4, ведомственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения эффективного, целевого и экономного использования материальных и финансовых ресурсов, профилактики бесхозяйственности недостач и хищений денежных средств и имущества, формирования достоверной и полной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности объектов ведомственного финансового контроля, к которым относятся:
- подразделения центрального аппарата МВД России;
- территориальные органы МВД России;
- научные, образовательные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России;
- иные организации и подразделения, обеспечивающие соблюдение финансового, бюджетного, трудового законодательства Российской Федерации [2].
Следует отметить, что предметом ведомственного финансового контроля выступает сама финансово-хозяйственная деятельность, совершаемая объектами проверок (ревизий), при условии соблюдения законодательства Российской Федерации. Объектами финансового контроля являются осуществляемые хозяйственные операции с имуществом, активами, обязательствами и средствами подведомственных МВД подразделений.
В соответствии с указанными объектами и предметом стоит выделить ряд задач, присущих ведомственному контролю:
- проверка законности и эффективности использования объектом ревизии (проверки) бюджетных и хозяйственных средств, находящихся во временном распоряжении, и имущества (данная задача реализуется в обеспечении КРУ МВД России контроля за своевременностью и правильностью учета активов и обязательств на балансовом и забалансовом учете учреждений);
- проверка выполнения объектом ревизии (проверки) бюджетных обязательств, исполнения бюджетной сметы (данная задача определена принципом эффективности деятельности КРУ МВД России, важно чтобы затраты на содержание подразделений КРУ МВД России были значительно меньше, чем возникающий экономический эффект от их деятельности);
- подготовка указаний по эффективному, экономному расходованию денежных средств и имущества, сокращению непроизводительных расходов и потерь (методическое обеспечение деятельности КРУ МВД России);
- выявление и профилактика хищений и недостач активов учреждений, других негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, разработка мероприятий по их устранению [3];
- проверка правильности документального оформления хозяйственных и финансовых операций (основная контрольная функция, включающая широкий набор как общих, так и специальных методов контрольно-ревизионной деятельности);
- организация работы по возмещению причиненного ущерба (один из приоритетных показателей деятельности КРУ МВД России);
- оказание руководителям объектов ревизии (проверки) практической помощи в организации текущей деятельности, восстановления учета, повышения уровня внутреннего финансового контроля учреждения [4].
При осуществлении ведомственного финансового контроля охватываются (подвергаются ревизии (проверке)) все экономические, финансовые и материальные аспекты «жизнедеятельности» того или иного объекта за определенный ревизуемый (проверяемый) период. При этом предполагаются как тематические, так и комплексные проверки с использованием методов документального и фактического контроля.
Еще одним направлением деятельности КРУ МВД и КРП терорганов МВД России является осуществление внутреннего финансового аудита [5].
Цели внутреннего финансового аудита:
- оценка надежности внутреннего финансового контроля;
- подтверждение достоверности бюджетной отчетности;
- повышение качества финансового менеджмента и управленческой деятельности [6].
В данном случае объектом внутреннего финансового аудита выступают бюджетные процедуры и (или) составляющие эти процедуры операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, выполняемые подразделениями МВД России [7].
Однако не все так просто, как кажется на первый взгляд. Для того чтобы только спланировать проведение внутреннего финансового аудита на следующий финансовый год, ответственными сотрудниками контрольно-ревизионных подразделений того или иного субъекта внутреннего финансового аудита ведется журнал регистрации бюджетных рисков, в который заносится информация из отчетов внутреннего и внешнего финансового контроля объектов ведомственного финансового контроля, из отчетов по результатам проверок, проведенных сторонними организациями, а также из отчетов других проверок, касающихся финансово-хозяйственной деятельности. А уже после проведенного анализа информации данного журнала с учетом риск-ориентированного подхода выявляются наиболее значимые бюджетные риски, которым необходимо уделить особое внимание в первую очередь. После чего с учетом необходимых количественных, качественных, временных и других ресурсов руководством КРП определяются и вносятся предложения с учетом риск-ориентированного подхода (определяются конкретные участки бюджетного учета и отчетности, устанавливаются направления контроля обеспечения сохранности собственности, проводится анализ соблюдения требований нормативно-правовых актов, определяются объекты проверки) в план аудиторских мероприятий на следующий финансовый год для дальнейшего утверждения руководителем того или иного органа либо подразделения МВД России.
Риск-ориентированный подход является базовым в системе контрольных мероприятий КРУ МВД и КРП терорганов МВД России, так как обеспечивает возможность корректировать объемы проверок в зависимости от состояния бухгалтерского учета, внутреннего контроля и финансовой дисциплины проверяемых учреждений. Вместе с тем данный подход должен сочетаться и с другими прогрессивными подходами, например с индикативным. Индикативный подход основывается на расчете ключевых показателей эффективности учета, контроля, управления в учреждении и сравнении этих показателей с нормативными или пороговыми значениями для определения рисковых зон и проблемных мест в системе финансово-хозяйственной деятельности подразделений.
После вступления в законную силу федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Планирование и проведение внутреннего финансового аудита», утвержденного приказом Минфина России от 05.08.2020 № 160-н, а также Порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита в системе МВД России, утвержденного приказом МВД России от 10.01.2022 № 5, план проведения аудиторских мероприятий должен содержать перечень планируемых мероприятий (план и программы проверок), методы и инструментарий проверки, систему рабочих документов, формы отчетной документации.
Итак, при осуществлении и реализации внутреннего финансового аудита в органах и подразделениях МВД России субъекты в обязательном порядке планируют и проводят аудиторское мероприятие, направленное на подтверждение достоверности бюджетной (сводной) отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета. Остальные аудиторские мероприятия проводятся в соответствии с составленным и утвержденным планом по соответствующим темам в определенных органах и подразделениях системы МВД России.
Еще одним важным аспектом в деятельности контрольно-ревизионных подразделений является осуществление ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд [8]. Данное направление реализуется в соответствии с Регламентом проведения Министерством внутренних дел Российской Федерации
ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденным приказом МВД России от 16.05.2016 № 247. Здесь субъекты и объекты остаются прежними, а предмет - соблюдение Департаментом по материально-техническому и медицинскому обеспечению Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами МВД России, медицинскими (в том числе санаторно-курортными), научными, образовательными организациями системы МВД России, окружными управлениями материально-технического снабжения системы МВД России, иными организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, в т. ч. их контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок, законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В данном направлении ответственными сотрудниками контрольно-ревизионных подразделений проводится работа по недопущению противоречий законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
1. Соблюдения нарушений и запретов, в сфере государственных закупок в соответствии с законами;
2. Соблюдения необходимых норм к обоснованию закупок;
3. Соблюдения требований о нормировании в сфере закупок;
4. Правильности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта [9].
5. Соответствия информации об идентификационных кодах закупок и непревышении объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:
5.1. в планах-графиках закупок;
5.2. в извещениях об осуществлении закупок;
5.3. в протоколах определения поставщиков;
5.4. в условиях проектов, контрактов;
5.5. в реестре контрактов, заключенных заказчиками;
6. Предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта, суммы цен единицы товара, работы, услуги;
7. Соблюдения требований, касающихся участия в закупках субъектов малого предпринимательства;
8. Соблюдения требований по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);
9. Применения заказчиком мер ответственности в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
10. Соответствия поставленного товара, выполненной работы (или оказанной услуги условиям контракта;
11. Своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
12. Соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки [10].
Сотрудники (работники) контрольно-ревизионных подразделений осуществляют анализ закупок, производимых заказчиками (ДТ МВД России, органами и организациями системы МВД России), с помощью мониторинга, систематизации и анализа информации о планировании и осуществлении закупок размещенной в ЕИС в сфере
закупок, или иных системах (например, Rusprofile либо Zakupki.Kontur). По результатам проведенных проверок делаются выводы о соответствии осуществляемых закупок законодательству. При обнаружении фактов нарушений, содержащих признаки правонарушений действующего законодательства, материалы проверки направляются для принятия решения в подразделение собственной безопасности, организующее оперативное обслуживание заказчика.
В свою очередь все нарушения, выявляемые в сфере государственных закупок товаров, работ, услуг, классифицируются исходя из их значимости для бюджетной системы. Наиболее существенными и значительными по количеству выявляемых нарушений являются нарушения правил описания госконтракта требованиям законодательства (64 %). Другой многочисленной категорией нарушений следует считать нарушения, связанные с несоответствием принимаемого товара требованиям государственного контракта (21 %), в сфере приемки товаров, работ, услуг.
К грубым нарушениям в сфере государственных закупок следует отнести:
- несоответствие заявок;
- нарушение государственного оборонного заказа;
- нарушения конкурентных процедур;
- нарушения размещение заказов;
- неправомерное изменение условий контрактов.
Эффективность работы КРУ МВД России и КРП терорганов МВД России во многом зависит от выявления сумм ущерба от нарушений в финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений. Согласно обзору основных нарушений в финансово-хозяйственной деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России, выявленных ревизиями и проверками КРУ МВД России в 2021 году, от 30.03.2022 № 1/3193 распределение сумм ущерба по видам расходов осуществляется следующим образом:
- капитальное строительство и ремонт - 24 %;
- государственные закупки (товаров, работ, услуг) - 13 %;
- командировки и транспорт - 7 %;
- денежное довольствие сотрудников - 36 %;
- пенсионное и социальное обеспечение - 8 %;
- продовольствие и медикаменты - 2 %;
- эксплуатационные расходы - 3 %;
- прочие виды - 7 % (обеспечение жильем, недостачи и хищения, необоснованное списание дебиторской задолженности и т. д.).
Важно отметить, что все эти нарушения носят коррупционный и латентный характер, а их выявление требует хорошей специальной подготовки сотрудников КРУ МВД России и КРП терорганов МВД России.
Деятельность КРУ МВД России и КРП терорганов МВД России способствует созданию необходимых нормативных и организационных барьеров противодействия нарушениям и злоупотреблениям. Реализация данной функции во многом осуществляется путем участия в разработке методических рекомендаций и действенных нормативно-правовых актов по пресечению возникающих нарушений, а также путем подготовки обзора правонарушений в сфере бюджетного, налогового или бухгалтерского законодательства.
Выводы и предложения
В заключение следует сделать акцент на постоянную и скоординированную работу контрольно-ревизионных подразделений с подразделениями собственной и экономической безопасности. Именно этот постоянно направленный вектор является сдерживающим фактором (от мошеннических действий, злоупотреблений в финансово-экономической сфере, краж, хищений и т. д., подрывающих заслуженный авторитет МВД России) не только для сотрудников органов внутренних дел, но и для сторонних юридических и физических лиц. Данное направление обеспечит более эффективное принятие мер по возмещению причиненного ущерба должностными лицами, ответственными за нарушение законодательства РФ.
Итак, в условиях жестких запретов и ограничений, связанных с новой корона-вирусной инфекцией «COVID-19», в 2021 году КРУ МВД России проведено 3 ревизии, 93 документарные проверки и 20 выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности органов и подразделений системы МВД России. Выявлены многочисленные факты необоснованного и неэффективного использования выделяемых МВД России денежных средств и материальных ценностей, ущерб от допущенных нарушений составил более 719,7 млн руб., неэффективные расходы - 2,1 млрд руб. [11].
Более трети от суммы указанных нарушений (36 %) допущено при расходовании бюджетных средств на обеспечение личного состава денежным довольствием и иными выплатами, четвертая часть (24 %) - на капитальное строительство и ремонт, 13 % - на закупку товаров (работ, услуг), 8 % - на пенсионное обеспечение, 7 % - на обеспечение личного состава жильем и социальными выплатами.
В 2021 году в следственные органы переданы материалы по результатам 22 ревизий и проверок, возбуждено 23 уголовных дела. За допущенные нарушения привлечены к материальной ответственности 510 человек из них 158 руководителей, к дисциплинарной ответственности - 1915 человек.
Несмотря на установленную дисциплинарную, административную, уголовную ответственность выявленные факты свидетельствуют о непринятии руководителями ряда органов и подразделений МВД России должных мер по обеспечению действенного контроля, что подтверждает в очередной раз самую высокую позицию, занимаемую КРУ МВД России и КРП терорганов МВД России, в отношении экономической безопасности и репутации органов внутренних дел [12].
Таким образом, роль контрольно-ревизионных подразделений в системе экономической безопасности органов и подразделений МВД России заключается в следующем:
1. Обеспечение сохранности имущества государства, соблюдение требований в части финансовой и платежной дисциплины, формирование действенной системы бюджетного учета и отчетности, внутреннего контроля и управления в подразделениях МВД России.
2. Совершенствование методического обеспечения контрольно-ревизионной деятельности путем внедрения в свою деятельность современных форм, методов, приемов и инструментов финансового контроля.
3. Неотвратимость наказания для лиц, совершающих противоправные деяния и преступления экономической направленности в подразделениях МВД России.
4. Усиление системы ведомственного финансового контроля на всех уровнях и во всех подразделениях МВД России, создание действенного механизма защиты от
коррупционных и иных негативных проявлений в сфере тылового и финансово-экономического обеспечения на основе имеющейся теории и практики контрольно-ревизионной и аудиторской работы.
Литература
1. Гаджиев Н.Г., Трофимов М.Н., Коноваленко С.А. Особенности обеспечения экономической безопасности в секторах и отраслях экономики // Аудит. 2021. № 5. -С. 30-34.
2. Сикорская Л.В. Пути повышения эффективности осуществления внутреннего финансового аудита // Экономическая безопасность. 2021. Т. 4, № 4. - С. 1223-1236.
3. Саркисов А.К. Ведомственный финансовый контроль в Российской Федерации: вопросы совершенствования // Вопросы экономики и права. 2012. № 44. -С.193-198.
4. Хребтова Т.П. К вопросу об обеспечении законности финансовой деятельности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации // Альманах мировой науки. 2016. № 4-3 (7). - С. 36-40.
5. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А. Ревизионные и экспертно-аналитические методы выявления нарушений в учете и отчетности организаций: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 218 с.
6. Шакова Ф.М., Шхагошев Р.В., Карданов А.М. Особенности аудита эффективности в системе внутреннего финансового контроля в МВД России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 1. - С. 161-169.
7. Сафохина Е.А. Контроль государственных закупок в системе МВД России // Обеспечение экономической безопасности России в современных условиях. Сборник статей. - М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2018. - С. 346-353.
8. Коноваленко С.А., Трофимов М.Н., Ахмедова Л.Г. Обеспечение экономической безопасности и нейтрализация угроз хозяйственной деятельности как функция МВД РФ // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 3: Общественные науки. 2021. Т. 36, вып. № 1. - С. 81-90.
9. Официальные документы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 15 (351). - С. 54-62.
10. Яковенко Д.А. Ведомственный внутренний финансовый контроль, внутренний финансовый аудит и мониторинг в федеральных органах власти (в общественном секторе экономики) в России на современном этапе // Вестник профессионального бухгалтера. 2017. № 1-3 (196-198). - С. 3-72.
11. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А. и др. Контроль и ревизия: учебное пособие / под общ. ред. проф. Н.Г. Гаджиева. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 321 с.
12. Гаджиев Н.Г., Ивличева Н.А. и др. Бухгалтерский учет: учебник / под общ. ред. проф. Н.Г. Гаджиева. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 581 с.
Поступила в редакцию 4 июня 2022 г.
UDC 346.548 (075.8)65.012.7 (075.8) DOI: 10.21779/2500-1930-2022-37-2-7-15
The Role of Control and Audit Units in the System of Economic Security of Bodies and Units of the Ministry of Internal Affairs of Russia
12 2 2 2 N. G. Gadzhiev , S. V. Gromov , R.A. Kornilovich , S.A. Konovalenko , M.N. Trofimov
1 Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; nazirhan55@mail. ru
2 Ryazan branch of the The Vladimir Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Russia, 390043, Ryazan, 1st Krasnaya st., 18; sergejkonovalenko26@gmail. com
Violations, mistakes and drawbacks in the organization and implementation of the financial and operating performance of the Russian Ministry of Internal Affairs bodies and units have always been regarded as the factors, eroding their credibility.
The article focuses on the role and significance of the control and audit units for the Ministry of Internal Affairs of Russia including the auditing departments for the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia regarded as an instrument for the state policy implementation in the sphere of financial auditing, internal financial control in the sector of merchandise purchasing, work, services aimed at meeting the needs in the Russian Federation internal affairs bodies.
The authors analyze the activity of auditing departments for the Russian Ministry of Internal Affairs aimed at creating an efficient economic security defence mechanism functioning in the system of the law enforcement agencies, including the basic directions of their rationalization.
It is concluded that it is necessary to organize consistent, regular and coordinated work of auditing departments with the subdivisions of economic security to take prophylactic measures against severe violations and power abuse among the Ministry of Internal Affairs authorized executives.
The purpose of the article is to define the role of auditing departments in the Russian Federation Ministry of Internal Affairs, including the auditing departments of territorial subdivisions in the system of economic security of the Ministry of Internal Affairs bodies.
The theoretical and methodological basis of study involves the research works of the Russian scientists in the sphere of auditing activity and accounting alongside the practical experience.
Among the basic methods employed are the method of office audit, descriptive method.
Keywords: audit, auditing activities, financial control, departmental control
Received 4 June 2022