Научная статья на тему 'ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ'

ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1412
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цвилий-букланова Анна Александровна

Актуальность темы обусловлена совершенствованием деятельности контрольно-надзорных органов, системы государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и аудита, необходимостью повышения эффективности использования бюджетных ассигнований главными администраторами бюджетных средств и выработки мер по нейтрализации угроз экономической безопасности государства. В статье рассматриваются особенности организации внутреннего финансового аудита в органах внутренних дел Российской Федерации, проводится анализ проблем его реализации, формулируются предложения по повышению результативности аудиторских мероприятий и оперативности внедрения в практику федеральных стандартов внутреннего финансового аудита. В результате исследования автор приходит к выводу о целесообразности принятия самостоятельного ведомственного нормативного акта в системе МВД России, принятого для развития вступивших в силу стандартов внутреннего финансового аудита федерального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL FINANCIAL AUDIT IN INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION UNDER CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF FEDERAL STANDARDS OF INTERNAL FINANCIAL AUDIT

The relevance of the topic is due to the improvement of the activities of control and supervisory bodies, the system of state financial control, internal financial control and audit, the need to increase the efficiency of the use of budget allocations by the chief administrators of budget funds and to develop measures to neutralize threats to the economic security of the state. The article considers the peculiarities of the organization of internal financial audit in the internal affairs bodies of the Russian Federation, analyses the problems of its implementation, formulates proposals for improving the effectiveness of audit activities and the speed of implementation into the practice of federal standards of internal financial audit. As a result of the study, the author concludes that it is advisable to adopt an independent departmental regulatory act in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, adopted for decryption and in the development of federal-level internal financial audit standards that have entered into force.

Текст научной работы на тему «ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»

Внутренний финансовый аудит в органах внутренних дел Российской Федерации в условиях реализации федеральных стандартов

Цвилий-Букланова Анна Александровна,

заместитель начальника кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения, кандидат юридических наук, Академия управления МВД России E-mail: [email protected]

Актуальность темы обусловлена совершенствованием деятельности контрольно-надзорных органов, системы государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и аудита, необходимостью повышения эффективности использования бюджетных ассигнований главными администраторами бюджетных средств и выработки мер по нейтрализации угроз экономической безопасности государства. В статье рассматриваются особенности организации внутреннего финансового аудита в органах внутренних дел Российской Федерации, проводится анализ проблем его реализации, формулируются предложения по повышению результативности аудиторских мероприятий и оперативности внедрения в практику федеральных стандартов внутреннего финансового аудита. В результате исследования автор приходит к выводу о целесообразности принятия самостоятельного ведомственного нормативного акта в системе МВД России, принятого для развития вступивших в силу стандартов внутреннего финансового аудита федерального уровня.

Ключевые слова: внутренний финансовый аудит, органы внутренних дел, контрольно-ревизионные подразделения, эффективность использования бюджетных средств, риск-ориентированный подход, федеральные стандарты внутреннего финансового аудита

Задачи, стоящие перед развитием современной российской экономики и обеспечением ее безопасности обуславливают необходимость реформаторского видения на систему контроля за исполнением бюджетных обязательств бюджетными и казенными организациями.

В условиях повышения открытости и прозрачности бюджетного процесса важнейшим направлением совершенствования соблюдения финансовой дисциплины территориальными органами МВД России является совершенствование контроля руководителя за финансово-хозяйственной деятельностью территориального органа МВД России, и методики контрольной деятельности уполномоченных на то субъектов внешнего и внутреннего уровня.

Финансово-хозяйственный контроль способствует повышению эффективности деятельности, соблюдению законности в распределении получаемых денежных средств, максимальной реализации социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.

В условиях объективных ограничений бюджетного финансирования предварительный, текущий и последующий контроль получает все большее значение в комплексе мер по финансовому обеспечению органов внутренних дел Российской Федерации.

Во-первых, благодаря этим видам контроля можно предупредить случаи незаконного и нецелесообразного использования имущества, денежных средств и материальных ценностей, нанесения ущерба государству. При четкой организации предварительного контроля есть возможность охватить им по существу все расходы органов внутренних дел и воздействовать не только на предупреждение, но и на искоренение нарушений финансовой дисциплины.

Эффективность и ценность предварительного и текущего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью заключается в непрерывности осуществления этих видов контроля, т.е. в процесс бюджетно-сметного планирования, при переводе ассигнований, перед принятием решения о распределении и расходовании денежных средств.

Так, применяемый в органах внутренних дел предварительный контроль за направлением средств по защищенным статьям сметы расходов и, в первую очередь, средств, предназначенных на выплату денежного довольствия и заработной платы, позволяет гарантировать своевременность расчетов с личным составом. Важна и другая сторона такого контроля - благодаря ей осуществля-

5 -о

сз

<

ется проверка выполнения распоряжения Министра внутренних дел Российской Федерации о направлении выделяемых бюджетных ассигнований первостепенно для обеспечения расчетов с личным составом по денежному довольствию, заработной плате, пособиям и компенсациям, включая выплаты сотрудникам, увольняемым из органов внутренних дел. Социально-ориентированный характер бюджетных расходов оказывает позитивное воздействие на морально-психологическое состояние личного состава [1].

Во-вторых, постоянный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью положительно сказывается на эффективности использования средств, поскольку проверка предстоящих расходов денежных средств или использования имущества предполагает их оценку, экономический анализ, прогноз результатов, выявление внутренних резервов и выбор оптимальных решений. Текущий контроль позволяет мобильно устранять негативные отклонения от установленных норм, нормативов положенности, тарифов и т.п.

В-третьих, предварительному и текущему финансовому контролю отводится особое место в условиях усиления государственного финансового контроля в рамках стратегии экономической безопасности России до 2030 г. [2].

Особая роль в системе финансового контроля принадлежит последующему контролю. Путем проведения документальных ревизий и тематических проверок на предмет соответствия финансово-хозяйственной деятельности подразделений требованиям действующего законодательства, контрольно-ревизионным подразделением, которое осуществляет последующий финансовый контроль, фиксируются нарушения и недостатки финансово-хозяйственной деятельности, вырабатываются соответствующие предложения по их устранению и берется под контроль выполнение этих предложений.

Однако с каждым годом особый статус в системе финансового контроля приобретает внутренний финансовый аудит (далее - ВФА). Впервые на законодательном уровне этот термин нашел закрепление в 2007 году в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее - БК РФ).

ВФА является деятельностью по формированию и предоставлению уполномоченным законом субъектам «информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий; предложений о повышении качества финансового менеджмента, в том числе о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств; заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента» (См.п. 1 Ст. 160.2-1 Бк РФ.). В развитие положений, касающихся ВФА было принято постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. № 193 (далее - Постановление № 193) [3].

Новые веяния в правовом поле послужили основанием для создания с 2014 года в системе

МВД России нового вида финансового контроля, со своей спецификой и особенностями - ВФА, направленного на значительное повышение эффективности использования финансовых и материальных ресурсов, выделенных, в нашем случае, на правоохранительную деятельность.

В МВД России процедуры ВФА и ведомственного финансового контроля проводятся в соответствии с Приказом МВД России от 12 октября 2015 г. № 980 «Об утверждении Регламента осуществления внутреннего финансового аудита в системе МВД России и Регламента осуществления ведомственного финансового контроля в системе МВД России» (далее - Регламент). Он принят в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением № 193, в целях реализации статьи 160.2.1 БК РФ, а также осуществления эффективного ведомственного финансового контроля за финансово-хозяйственной деятельностью органов внутренних дел, недопущения и своевременного пресечения фактов нецелевого использования бюджетных ассигнований, других денежных средств, ценных бумаг и имущества, обеспечения их сохранности.

В 2018 году Правительством Российской Федерации были внесены существенные концептуальные изменения в вопросы организации ВФА [4]. Как следствие, зародилось требование проведения аудита на основе риск-ориентированного подхода. В развитие указанного подхода было сформулировано определение бюджетных рисков как действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур с точки зрения вероятности возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур [5].

Специалисты основывали свои проверочные действия с учетом критериев: вероятность - степень возможности наступления события, негативно влияющего на выполнение внутренней бюджетной процедуры; степень влияния - уровень негативного воздействия события на результат выполнения внутренней бюджетной процедуры.

Оценка значения критерия «вероятность» присваивалась с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации бюджетного риска. Значение каждого из указанных критериев оценивалось как низкое, среднее или высокое. Оценка одного критерия по значению «высокое» либо нескольких с отметкой «среднее» позволяло признать бюджетный риск значимым.

В рамках концепции риск-ориентированного подхода при осуществлении ВФА планирование аудиторских проверок стало реализовывать-ся с учетом оценки бюджетных рисков, которые в свою очередь, определялись с учетом нарушений и недостатков, выявленных ревизионными и иными финансовыми проверками, проведенными как внутренними, так и внешними контролирующими органами. При этом существенность бюджетного риска зависела от неоднократности и зна-

чимости допускаемых нарушении и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности.

Кроме того, в ситуации подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России, для определения подлежащих проверке данных и используемых в отношении них методов аудита, осуществлялась оценка рисков искажения бюджетной отчетности в отношении каждого показателя бюджетной отчетности по критериям существенности ошибки и вероятности ее допущения. Таким образом, как справедливо отмечает Е.Н. Михайлова: «внутренний аудит определился в качестве «координатора» мероприятий по повышению надежности внутреннего контроля через систему управления бюджетными рисками» [6].

Работа МВД России в сфере ВФА, основанная на таком принципе, неоднократно положительно оценивалась со стороны внешних контрольных органов: Казначейства России, Счетной Палаты Российской Федерации [7; 8].

После принятых в 2019 году изменений БК РФ ВФА осуществляется согласно утвержденным Минфином России Стандартам. В 2020 году с разной периодичностью вступили в силу следующие федеральные стандарты внутреннего финансового аудита (далее - Стандарты): «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» [9], «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита» [10], «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» [11], «Реализация результатов внутреннего финансового аудита» [12], «Планирование и проведение внутреннего финансового аудита» [13].

Письмо Минфина России от 17 декабря 2019 года № 02-02-05/98727 «Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» не разрешило споров, возникающих на практике при осуществлении ВФА в силовых структурах и ведомствах. С одной стороны, нормативная правовая составляющая в сфере ВФА до конца не утверждена (См., например, проект Приказа Минфина России «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».) и постоянно претерпевает изменения [14]. С другой стороны, до завершения государственной регистрации Стандартов «главные администраторы (администраторы) бюджетных средств вправе продолжить пользоваться своими ведомственными актами, обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита. Ранее изданные

внутренние акты по осуществлению внутреннего финансового аудита подлежат уточнению с учетом положений пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса» [15].

Отсутствие точного перечня Стандартов поставило МВД России в сложную правоприменительную ситуацию. Руководствуясь юридической силой законов России, Стандарты имеют превосходство над ведомственными правовыми актами. Для достижения общей цели аудита ведомственный источник должен быть приведен в соответствие федеральному уровню. Вместе с тем, до вступления в силу новых Стандартов, осуществить это не представилось возможным в виду отсутствия целесообразности.

Кроме того, с момента проведения аудиторских проверок как самостоятельных контрольных мероприятий уже возник ряд проблем и недостатков в организации осуществления ВФА в системе МВД России:

1. Кадровое обеспечение и профессиональная подготовка. На протяжении семи лет в ряде территориальных контрольно-ревизионных подразделениях штатные должности аудиторов до конца не укомплектованы, в отдельных территориальных органах должности аудиторов отсутствуют. При этом результаты проведенных Контрольно-ревизионным управлением МВД России (далее -КРУ МВД России) ревизий и выявленные нарушения свидетельствуют о крайней необходимости осуществления в указанных подразделениях ВФА (В 2019 году контрольно-ревизионной службой МВД России в ходе 104 ревизий и 67 аудиторских проверок установлены нарушения на сумму ущерба 1,2 млрд рублей. Это не полная сумма ущерба, причиненного подразделениям МВД России. Во-первых, установленная периодичность ревизий составляет одна ревизия в 2 года, то есть в течение года проверяется около 50% подразделений. Во-вторых, не все нарушения, в том числе повлекшие ущерб, вскрываются ревизиями и аудиторскими проверками).

Несмотря на функционирование системы ВФА, в подразделениях нет единства мнений в части его определения и сущности, организации работы по выработке конкретных предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств, а также оценке надежности осуществления внутреннего финансового контроля.

2. Информационное обеспечение деятельности ВФА. Повышение эффективности проведения аудиторских проверок напрямую зависит от применения в практической деятельности современного программного обеспечения и системы документооборота. К сожалению, меры, направленные на обеспечение доступа аудиторов к программным продуктам Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД) МВД России, сети «Интернет», программному обеспечению «СПАРК-Маркетинг», позволяющим более эффективно осуществлять контроль-

5 -а

сз

<

ные мероприятия, принимаются руководителями не в том объеме, котором бы желалось. Не осуществляется работа по взаимодействию с финансовыми подразделениями в части использования в работе программного обеспечения, используемого при ведении бюджетного учета.

3. Планирование аудиторских проверок. Аудит подлежит обязательному эффективному планированию. При этом в рамках планирования и с учетом риск-ориентированного подхода необходимо учитывать:

- результаты контрольных мероприятий, проведенных внутренними и внешними контролирующими органами, с осуществлением тщательного анализа выявленных нарушений и недостатков. В случае выявления значимых и систематических нарушений в финансово-хозяйственной деятельности в целях подготовки к аудиту по соответствующему направлению необходимо включать проблемные вопросы в задания на проведение ревизий. При подтверждении фактов нарушений необходимо организовать аудит;

- информацию, полученную в рамках запросов по планированию соответствующих расходов, объеме финансирования на указанные цели, подразделениях, в отношении которых осуществлялись расходы, и о достижении поставленных результатов с учетом их фактического использования в служебной деятельности;

- итоги оценки бюджетных рисков;

- существенность операций, групп однотипных операций объектов аудита, которые могут оказать существенное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность;

- факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций для апробации эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля;

- степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами;

- возможность проведения аудиторских мероприятий в соответствующий период;

- наличие резерва времени для проведения внеплановых аудиторских проверок.

С 2020 года возникло много противоречивых ведомственному Регламенту позиций в процессе планирования аудита. Так, аудиторская проверка по Стандартам именуется в настоящее время аудиторским мероприятием, план внутреннего финансового контроля и программа аудиторской проверки заменены планом проведения аудиторских мероприятий и программой аудиторского мероприятия (по Стандарту № 160н и 196н), итоговым ведомственным документом по аудиту в МВД России является отчет о результатах аудиторской про-„ верки, по новым федеральным требованиям это 2 должно быть аудиторское заключение. ^ 4. Реализация аудиторских мероприятий. еЗ «В рамках осуществления аудита проблемным во-Ц просом является объективность и достоверность

информации, полученной при подготовке к проведению аудита. В целях подтверждения представленной информации, аудитору необходимо проанализировать полученные данные и произвести их проверку, только после чего следует делать соответствующие выводы о наличии (отсутствии) нарушений и недостатков. Не меньше вопросов вызывает выработка конкретных предложений и рекомендаций по более рациональному расходованию выделенных бюджетных ассигнований. Зачастую предложения носят формальный характер и не влияют на более эффективную работу подразделений (учреждений) системы МВД России, что одновременно не позволяет реализовать одну из основных функций аудита в части повышения эффективности расходования средств федерального бюджета» [16]. Данная проблема возникает в результате того, что аудиторами выявленные нарушения не анализируются сквозь призму действующих юридических норм, которые:

- не регламентируют (частично не регламентируют) ряд направлений служебной деятельности;

- содержат нормы, позволяющие реализовать механизмы по более эффективному расходованию бюджетных ассигнований, но при этом закреплены законодательно как право, но не обязанность по их исполнению.

Анализ поступающей в КРУ МВД России информации от отдельных подразделений позволяет констатировать наличие частых предложений от территориальных органов о комплексной проверке финансово-хозяйственной деятельности подразделений либо тематических проверках, затрагивающих конкретную индивидуальную бюджетную процедуру если и с выявляемыми нарушениями, то незначительными по размеру ущерба. Таким образом, отсутствие аудиторских мероприятий по соответствующим тематикам не позволяют реализовать заложенный Минфином риск-ориентированный подход при планировании ВФА. Показателен в данном случае успешный опыт ФНС России, организованный еще с 2007 года при отборе налогоплательщиков для выездных налоговых проверок [17].

С учетом изложенного следует вырабатывать предложения, которые действенно повлияют на эффективность работы объектов системы МВД России. Организация аудиторских мероприятий в системе МВД России стоит на особом контроле у руководства КРУ МВД России и в целом министерства. За последние 4 года прослеживается положительная динамика: принят ряд управленческих решений, направленных на повышение эффективности внутреннего финансового аудита в ведомстве.

1. Кадровое обеспечение и профессиональная подготовка. В рамках служебной подготовки проводится работа по повышению профессионального уровня аудиторов путем изучения законодательства в этой области. При этом особое внимание уделяется изучению нормативной правовой и методической составляющей Счетной па-

латы Российской Федерации и Минфина России, а также результатов их работы - актов проверок финансово-хозяйственной деятельности.

Организовано взаимодействие отдела ВФА с профильными департаментами МВД России: Департаментом по материально-техническому и медицинскому обеспечению, Департаментом по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий, Департамент информационных технологий, связи и защиты информации. Сотрудники отдела принимают участие в совещаниях на базе Минфина России. Налажена работа по представлению профильными департаментами материалов по проведенным внешними контрольными органами проверкам, в том числе Счетной палатой Российской Федерации, с целью изучения фактов нарушений и недостатков в финансовой дисциплине.

2. Информационное обеспечение деятельности ВФА. С 2018 г. отдел ВФА КРУ МВД России наделен правом доступа к сервисам ИСОД МВД России, в частности, к сервисам обеспечения деятельности подразделений материально-технического обеспечения финансовых и правовых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечен ПО «СПАРК-Мар-кетинг», что позволяет максимально эффективно осуществлять аудит на стадиях его планирования и проведения.

3. Планирование аудиторских проверок. В рамках риск-ориентированного подхода принят ряд мер, позволяющих максимально эффективности осуществлять аудиторские мероприятия:

- ОВФА совместно с отделом организационно-аналитической и методической работы КРУ МВД ежеквартально производится анализ результатов ревизий финансово-хозяйственной деятельности, в рамках которого изучаются наиболее значимые и систематические нарушения с определением перспективы проведения соответствующих аудиторских исследований;

- исходя из проведенного анализа поступающей информации, а также с учетом нарушений и недостатков, выявляемых внешними контролирующими органами, в задания на проведение ревизий ФХД вносятся соответствующие корректировки для изучения проблемных вопросов на местах на постоянной основе. После чего определяется перспектива проведения соответствующих аудиторских исследований;

- планирование аудиторских проверок осуществляется с учетом задач, определенных руководством МВД России на текущий финансовый период (решения коллегий, оперативных совещаний и др.).

Следует отметить, что существенным условием результативности аудита является проведение ряда мероприятий на подготовленном этапе (изучение объема финансирования объекта аудита, результатов проведенных проверок, анализ заклю-

ченных государственных контрактов (договоров), запрос информации по исследуемой тематике и др.), что обеспечивает рациональное расходование сил при его проведении и качество аудиторских проверок.

4. Организация проведения аудита. В целях реализации тем аудиторских проверок КРУ МВД России систематизирован порядок запроса, получения и анализа информации от объектов системы МВД России, в рамках которого изучение выбранной проблематики производится на примере ряда подразделений Министерства, что позволяет делать обоснованные выводы о наличии (отсутствии) нарушений и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности, актуальных для МВД России.

По результатам всех аудиторских мероприятий вырабатываются конкретные предложения и рекомендации, направленные на рациональное использование выделенных бюджетных средств.

Принимая во внимание изложенное, приоритетными задачами в развитии ведомственного ВФА следует определить:

- осуществить совместно с заинтересованными службами комплекс мероприятий для реализации в системе МВД России требований Стандартов;

- организовывать и проводить по наиболее актуальным и системным нарушениям тематические аудиторские мероприятия, в том числе внеплановые. Анализировать и обобщать выявленные нарушения, готовить обзоры, указания, направленные на их предупреждение;

- повысить качество проведения проверочных мероприятий и, как следствие, обеспечить их результативность;

- проанализировать каждому руководителю, где сконцентрированы наиболее крупные расходы проверяемых подразделений. По каким направлениям контролирующими органами выявлены нарушения и недостатки, почему ранее они оставались вне поля внимания руководителя;

- организовать эффективную профессиональную подготовку аудиторов, обучение личного состава, привлечение для проведения занятий специалистов служб, ведомств и образовательных организаций.

Выполнение указанных задач существенно повысит результативность и качество аудиторской работы, будет способствовать более эффективному использованию выделенных государством ассигнований, укреплению финансовой и хозяйственной дисциплины в подразделениях внутренних дел Российской Федерации.

На основании изложенного обозначим, ВФА является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий главным администратором бюджетных средств, направленной на повышение качества выполнения внутренних бюджетных проце-

5 -о

сз

<

дур. В ходе ВФА необходимо определить, есть ли системные недостатки, проблемы при исполнении бюджетных процедур, которые необязательно в настоящее время связаны с нарушениями, но что самое главное, в будущем могут привести к серьезным грубым нарушениям и неэффективным расходам. Это так называемая гарантийная функция ВФА.

Исходя из результатов анализа такой надежности внутренних бюджетных процедур, аудитор должен в конечном итоге представить рекомендации о том, что же конкретно необходимо сделать для устранения выявленных нарушений и недостатков, соответственно, это вторая, рекомендательная, консультативная, цель ВФА.

ВФА в системе МВД России еще не вышел на проектную мощность, однако принимаемые меры со стороны ведомства и прямое подчинение КРУ МВД России руководителю предопределяют положительные результаты.

В целях обеспечения единого подхода к организации и проведению ВФА в МВД России, наряду с субъектами, уполномоченными на его осуществление, (которыми являются КРУ МВД России, в структуре которого создан отдел ВФА, а также территориальные контрольно-ревизионные подразделения, где выделены соответствующие должности штатных аудиторов), важен ведомственный нормативный акт, принятый в развитие новых Стандартов, определяющий особенности аудиторских мероприятий в системе МВД России и исключающий противоречия действующих норм федерального масштаба.

Литература

1. Распоряжение Министра внутренних дел Российской Федерации от 15 февраля 2021 г. № 1/1619 «О реализации федерального бюджета МВД России на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

2. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс». (Дата обращения: 10.04.2021).

3. Постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № 193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89» // Доступ из справ.-право-

вой системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения: 11.04.2021).

4. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2018 г. № 325 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. № 193 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения: 05.03.2021).

5. Указание МВД России от 29 ноября 2019 № 1/13618.

6. Михайлова Е.Н. Новая модель финконтроля: предупреждение нарушений - 2019 // Советник бухгалтера бюджетной сферы. 2019. № 21. С.63-78.

7. Доклад о результатах осуществления главными администраторами средств федерального бюджета в 2018 году внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://roskazna.gov.ru/upload/iblock/3f5/doklad. pdf (Дата обращения: 20.04.2021).

8. Аналитический отчет о результатах проведения аналитического мероприятия № 1 по теме «Осуществление главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового аудита в 2019 году» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://roskazna. gov.ru/upload/iblock/eec/analiticheskiy-otchet.pdf (Дата обращения: 20.09.2020).

9. Приказ Минфина России от 21 ноября 2019 г. № 196н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита» // Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения: 15.03.2020).

10. Приказ Минфина России от 21 ноября 2019 г. № 195н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения: 16.08.2020).

11. Приказ Минфина России от 18 декабря 2019 г. № 237н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». (Дата обращения: 20.03.2020).

12. Приказ Минфина России от 22 мая 2020 г. № 91н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Реализация результатов внутреннего финансового аудита» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения: 14.04.2021).

13. Приказ Минфина России от 05 августа 2020 г. № 160н (ред. от 11.11.2020) «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Планирование и проведение внутреннего финансового аудита» // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». (Дата обращения: 14.04.2021).

14. Приказ Минфина России от 23 июля 2020 г. № 150н «О внесении изменений в федеральный стандарт внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. № 237н» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения: 20.04.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Письмо Минфина России от 17 декабря 2019 г. № 02-02-05/98727 «Об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» // Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения: 21.06.2020).

16. Цвилий-Букланова А.А., Цвилий А.В. Проблемы реализации задач государственного финансового контроля в контексте ведомственных мероприятий системы МВД России: Сборник статей Международной научно-практической конференции «Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы». М., 2019. С. 248-253.

17. Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения: 13.01.2021).

INTERNAL FINANCIAL AUDIT IN INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION UNDER CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF FEDERAL STANDARDS OF INTERNAL FINANCIAL AUDIT

Tsviliy-Buklanova A.A.

Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

The relevance of the topic is due to the improvement of the activities of control and supervisory bodies, the system of state financial control, internal financial control and audit, the need to increase the efficiency of the use of budget allocations by the chief administrators of budget funds and to develop measures to neutralize threats to the economic security of the state. The article considers the peculiarities of the organization of internal financial audit in the internal affairs bodies of the Russian Federation, analyses the problems of its implementation, formulates proposals for improving the effectiveness of audit activities and the speed of implementation into the practice of federal standards of internal financial audit. As a result of the study, the author concludes that it is advisable to adopt an independent departmental regulatory act in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, adopted for decryption and in the development of federal-level internal financial audit standards that have entered into force.

Keywords: internal financial audit, internal affairs bodies, control and audit units, efficiency of using budget funds, risk-oriented approach, federal standards of internal financial audit.

References

1. Decree of the Minister of Internal Affairs of the Russian Federation dated February 15, 2021 No. 1/1619 "On the implementation of the federal budget of the Ministry of Internal Affairs of Russia for 2021 and for the planning period 2022 and 2023".

2. Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 No. 208 "On the Strategy for Economic Security of the Russian Federation for the Period Until 2030 "//Access from the legal system" % Plus. " (Case date: 10.04.2021).

3. Decree of the Government of the Russian Federation of March 17, 2014 No. 193 "On Approval of the Rules for Implementation by the Chief Managers (managers) of federal budget funds, chief administrators (administrators) of federal budget revenues, chief administrators (administrators) of sources of financing of the federal budget deficit of internal financial control and internal financial audit and on amending paragraph 1 of the Rules for implementing departmental control in the field of procurement to meet federal needs, approved by Decree of the Government of the Russian Federation of February 10, 2014 No. 89 "//Access from the legal system "% Plus." (Case date: 11.04.2021).

4. Decree of the Government of the Russian Federation of March 24, 2018 No. 325 "On Amending the Decree of the Government of the Russian Federation of March 17, 2014 No. 193 and recognizing as invalid certain provisions of some acts of the Government of the Russian Federation "//Access from the legal system" % Plus. " (Case date: 05.03.2021).

5. Directive of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated November 29, 2019 No. 1/13618.

6. Mikhailova E.N. New model of financial control: prevention of violations - 2019//Adviser to the accountant of the public sector. 2019. № 21. Page 63-78.

7. Report on the results of the implementation by the chief administrators of the federal budget funds in 2018 of internal financial control and internal financial audit [Electronic resource]. - Access mode: https://roskazna.gov.ru/upload/iblock/3f5/doklad. pdf (Case date: 20.04.2021).

8. Analytical report on the results of the analytical event No. 1 on the topic "Implementation of the federal budget funds by the chief administrators of the internal financial audit in 2019" [Electronic resource]. - Access mode: https://roskazna.gov.ru/upload/ iblock/eec/analiticheskiy-otchet.pdf (Case date: 20.09.2020).

9. Order of the Ministry of Finance of Russia dated November 21, 2019 No. 196n "On Approval of the Federal Standard for Internal Financial Audit" Definitions, Principles and Tasks of Internal Financial Audit "//Access from the Legal System "% Plus." (Case date: 15.03.2020).

10. Order of the Ministry of Finance of Russia dated November 21, 2019 No. 195n "On Approval of the Federal Standard for Internal Financial Audit" Rights and Obligations of Officials (Employees) in the Implementation of Internal Financial Audit "//Access from the Legal System "% Plus." (Case date: 16.08.2020).

11. Order of the Ministry of Finance of Russia from December 18, 2019 № 237n "On approval of the federal standard of internal financial audit "The grounds and procedures for the organization, cases and procedures for the transfer of authority to carry out internal financial audit" // Access from the reference system "ConsultantPlus". (Date of reference: March 20, 2020).

12. Order of the Ministry of Finance of Russia dated May 22, 2020. № 91n "On approving the federal standard of internal financial audit "Implementation of the results of internal financial audit" // Access from the reference system "ConsultantPlus". (Date of reference: 14.04.2021).

13. Order of the Ministry of Finance of Russia dated August 5, 2020 № 160n (ed. on 11.11.2020) "On Approval of the Federal Standard of Internal Financial Audit "Planning and Implementation of Internal Financial Audit" // Access from ConsultantPlus Legal System. (Date of reference: 14.04.2021).

14. Order of the Ministry of Finance of Russia from July 23, 2020 № 150n "On amendments to the federal standard of internal financial audit "The grounds and procedure for the organization, cases and procedure for the transfer of authority to carry out internal financial audit", approved by Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation from December 18, 2019 № 237n". // Access from the reference system "ConsultantPlus". (Date of reference: 20.04.2021).

15. Letter of the Ministry of Finance of Russia from December 17, 2019 № 02-02-05/98727 "On the implementation of inter-

5

"O

C3

<

nal financial control and internal financial audit" // Access from ference "Strategic development of the Russian Interior Ministry

the reference system "ConsultantPlus". (Date of reference: system: state, trends, prospects". M., 2019. C. 248-253. 21.06.2020). 17. Order of the Federal Tax Service of Russia from May 30, 2007

16. Tsviliy-Buklanova A.A., Tsviliy A.V. Problems of implementing № MM-3-06/333@ "About the approval of the Concept of plan-

the tasks of state financial control in the context of departmen- ning system of field tax inspections" // Access from the reference

tal activities of the Russian Ministry of Internal Affairs system: system "ConsultantPlus". (Date of reference: 13.01.2021). Collection of articles of the International scientific-practical con-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.