Бондарева Елена Анатольевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права России и зарубежных стран
Воронежского государственного университета
(тел.: + 74732208378)
Роль конституционной экономики в формировании политики современного государства
В статье исследуются предмет и задачи такого научного направления, как конституционная экономика, с точки зрения системного подхода. Автор обосновывает мнение, что предмет конституционной экономики и направления политики государства в данной сфере взаимообусловливают друг друга.
Ключевые слова: конституционная экономика, основы экономического строя, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
E.A. Bondareva, Master of Law, Assistant Professor of the Chair of Constitutional Law of Russia and Foreign Countries of the Voronezh State University; tel.: +74732208378.
Role of the constitutional economy in formation of policy of the modern state
In the article the subject and problems of such scientific direction as the constitutional economy from the point of view of system approach are investigated. The author locates that the subject of the constitutional economy and the directions of policy of the state in this sphere influence at each other.
Key words: constitutional economy, foundations of the economic system, legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation.
Развитие правовых систем России и зарубежных стран в условиях интеграционных и модернизационных процессов позволяет говорить о конституционализации регулирования общественных отношений, а конституционное воздействие на экономические отношения в последнее время все чаще становится предметом научных исследований как в отечественной и зарубежной юриспруденции, так и в экономической науке. Взаимодействие права и экономики в общем, конституционного (государственного) права и экономических основ общества в частности является одним из ключевых и дискуссионных вопросов развития российской государственности.
Правовое обеспечение экономических преобразований играет огромную роль в поддержании основных условий функционирования рыночного хозяйства - экономической свободы и ценовой конкуренции, а также в определении и обеспечении «правил игры» между субъектами рыночных отношений.
Роль конституции в социально-экономическом развитии государства все больше возрастает, и она является не только отображением политической жизни, но и мерилом экономики. Право и экономика развиваются параллельно, взаимно обусловливая и влияя друг на друга.
При этом предмет конституционного (государственного) права любого государства не может быть раз и навсегда абсолютно определенным. Он зависит в первую очередь от содержания самих конституций и других основополагающих документов, действующих в государстве на данном этапе его развития.
Специфичность предмета конституционного (государственного) права заключается в том, что его содержание составляют не только общественные отношения, так сказать, в традиционном понимании, т.е. нормы указанной отрасли права регулируют общественные отношения посредством установления правомочий и обязанностей конкретных субъектов, но и конституционные принципы, определяющие общественный строй, выражающие в общем виде его характерные черты и являющиеся исходными для общественных отношений, регулируемых другими отраслями права.
Конституция России 1993 г. оказала влияние на развитие всей правовой системы российского законодательства, которое обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений. Особенно интенсивно развивалось конституционное, гражданское, административное, финансовое законодательство, что позволило уменьшить
35
сферу деятельности так называемого правового вакуума. Но стремительный темп законотворчества явился одной из причин бессистемности и хаотичности законодательства, в том числе регулирующего вопросы экономики.
Этот процесс осложняется и тем, что происходящее в последние два десятилетия масштабное и стремительное формирование российского законодательства отличается рядом особенностей [1, с. 14-17], в частности отставанием государственно-правовой теории рыночных отношений и института основ экономического строя от потребностей современного российского общества. Только в конце 90-х гг. в России зародилось новое научное направление на стыке права и экономики - конституционная экономика, которое изучает принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве [2, с. 10].
Конституционная экономика, или конституционная политическая экономия, как новое направление экономической мысли возникла в 60-70-е гг. ХХ в. Первыми начали изучать вопросы взаимодействия права и экономики представители экономической науки, а именно Генри Саймонс, Рональд Коуз, Гэри Беккер и Генри Мен [3, с. 30-32]. В качестве самостоятельной концепция конституционной экономики впервые была сформулирована экономистом Дж. Бьюкененом, за что в 1986 г. он получил Нобелевскую премию.
Наряду с англо-саксонской концепцией конституционной экономики, в Европе усилиями ученых Германии, Франции, Польши, Испании, Италии, Португалии создана конституционно-правовая доктрина, получившая наименование «экономическая конституция».
«Экономическая конституция - это не Гражданский кодекс, хотя такая метафора получила распространение с легкой руки цивилистов. Это совокупность конституционных принципов, норм, представляющих собой внутренне согласованную подсистему в системе конституционного права, имеющих общую направленность на правовое регулирование экономических отношений на макроюридическом конституционно-правовом уровне. Экономическая конституция как одно из направлений развития науки конституционного права позволяет рассматривать как единство такие противоположности, как принципы экономической свободы, автономии субъектов частного права и принцип социального государства, неизбежно влекущий госу-
дарственное регулирование и перераспределительные экономические отношения» [4, с. 38-39].
Г.А. Гаджиев отмечает, что конституционно-правовая концепция «экономической конституции» рефлективно отражает в области конституционного права сложившиеся представления о том, какие функции должно выполнять государство в сфере экономики. Основные принципы, образующие эту нормативно-правовую концепцию, должны служить критериями допустимого, с точки зрения Конституции, проникновения государства в предпринимательскую сферу, которая обычно является областью частноправового регулирования [5, с. 5].
Более развернутую характеристику «экономической конституции» дает Г.Н. Андреева, отмечая, что концепция «экономической конституции» не сводится только к вопросам воздействия государства на экономику и установления границ государственного регулирования экономической сферы. Важным компонентом экономической конституции являются экономические права и свободы как в целом, как особая группа прав и свобод, так и особенно свобода экономической деятельности и право собственности, а также вопросы взаимоотношений труда и капитала. Исследование форм их конституционной и в целом правовой защиты, границ прав и свобод, допустимых пределов вторжения государства позволяет конкретизировать эту сторону экономической конституции [6, с. 14].
Создатель Фрайбургской школы В. Ойкен употреблял термин «экономическая конституция» в трех значениях: во-первых, он писал о ней в экономическом смысле как о юридически детерминированной и строгой модели, во-вторых, у него встречаются положения о сотрудничестве между теорией и юридической практикой в реализации экономической конституции, в-третьих, в связи с «тотальным юридико-конституционным и экономическим решением». Разработанная В. Ойкеном теория экономического порядка придавала исследованию проблем конституционного регулирования экономических отношений осмысленность и системность [6, с. 11].
В современной России идеи конституционной экономики начали развиваться примерно с середины 90-х гг. XX в. На этот период пришелся всплеск позитивизма в отечественной экономической науке, и исследователи уделяли внимание в основном прикладным проблемам, связанным с анализом соотношения конституционного права и экономики. В результате в
36
России постепенно сложилось научное направление на стыке институциональной экономики и конституционного права - конституционная экономика.
В качестве основных исследовательских направлений отечественная конституционная экономика называет выявление конституционно-правовых предпосылок эффективного развития экономики; анализ воздействия экономики на государство, в том числе исследование механизмов воздействия экономики на сохранение либо изменение конституционных форм; изучение воздействия экономических кризисов на государство и конституционных кризисов на экономику; исследование влияния глобализации мировой экономики на конституционные процессы в различных странах.
Несмотря на уже имеющийся богатый исследовательский материал и перспективные возможности, которые дает использование инструментария конституционной экономики для анализа взаимосвязей политических, экономических и конституционных процессов, необходимо отметить, что на сегодняшний момент собственно теория конституционной экономики еще не получила в России достаточного развития.
Перед конституционной экономикой стоит широкий круг задач не только теоретического, но и практического плана. К числу практических задач относятся:
выявление конституционно-правовых предпосылок эффективного развития экономики;
анализ воздействия экономики на государство; как показывает исторический опыт, рыночная экономика - это и есть основа существования демократического режима; кроме того, в рамках данного направления исследуются механизмы воздействия экономики на сохранение либо изменение конституционных форм;
изучение воздействия экономических кризисов на государство и конституционных кризисов на экономику;
изучение влияния глобализации мировой экономики на конституционные процессы в конкретных странах.
Исследование конституционной экономики предполагает одновременность работы на конституционно-правовом и экономическом полях. Ведь только на основе сочетания конкретно-исторического подхода, экономического и сравнительно-правового анализа можно вывести исследование за рамки набора стандартных тезисов относительно связи конституции и экономики, демократии и свободного рынка [2, с. 25].
В российской конституционной экономике не сложилось единого подхода к определению ее системы.
В самом общем виде можно выделить четыре основные группы вопросов, регулируемых конституцией и имеющих непосредственное отношение к социально-экономическому развитию страны:
во-первых, принципы основ экономического строя;
во-вторых, собственность, ее формы, структура и гарантии;
в-третьих, социально-экономические права, свободы и гарантии граждан;
в-четвертых, основы правового регулирования налоговых, банковских отношений, а также бюджетного процесса.
Все эти четыре аспекта так или иначе отражают соотношение прав и возможностей государства и частного лица, а в ряде случаев и прямо определяют экономическую роль государства, возможности и пределы вмешательства власти в хозяйственный процесс.
Без реального экономического базиса не может существовать отдельное государство на любом историческом этапе своего развития. Политико-правовым фундаментом экономической основы государства являются конституционные принципы регулирования данной сферы жизнедеятельности общества. Указанные положения, закрепленные в тексте Основного закона, выражают неразрывное единство политического, экономического и идеологического плюрализма.
Конституционные принципы выступают инструментом не только в выработке направлений политики государства, но и в формулировании приоритетов этой политики в экономической сфере. Иными словами, конституционные принципы основ экономического строя - это своеобразная матрица для органов публичной власти при определении целей и задач в соответствующей сфере, а также при принятии конкретных решений для их достижения и контроля.
Экономические и социальные отношения все в большей степени вовлекаются в сферу конституционного воздействия как путем их прямого конституционно-правового регулирования, так и посредством осуществления конституционного контроля в области рыночного (экономического) и социального законодательства [7, с. 13].
Одновременно развитие экономических и конституционно-правовых отношений характеризуется процессами интеграции и глобализации.
Возникновение и разработка такого научного направления, как конституционная экономика, отражают общую научно-методологическую тенденцию комплексного рассмотрения всех
37
протекающих в мире процессов, осознания их глубинной взаимосвязи и взаимозависимости.
Методология конституционной экономики предполагает оценку эффективности взаимосвязи экономических отношений и конституционных положений [8, с. 66].
Объективная социально-экономическая тенденция усиления роли Российского государства в регулировании экономики и социализации экономических процессов нашла отражение не только в научной литературе, но и в решениях Конституционного Суда России [9, с. 28-36; 10, с. 10-18], правовые позиции которого можно рассматривать как толкование конституционных институтов с использованием метода конституционной экономики [11, с. 130].
По нашему мнению, конституционная экономика в самом общем виде представляет собой систему конституционных принципов государственного регулирования, а также функционирования экономической системы в конкретной стране, закрепленную (с учетом территориального устройства) в конституционном законодательстве государства в целом или его составных частей.
Конституционную экономику предлагается рассматривать, с одной стороны, как научную дисциплину, образовавшуюся на стыке науки конституционного права и экономических наук. В таком случае конституционная экономика -это межотраслевое научное направление, в большей степени относящееся к науке конституционного права, но учитывающее и результаты экономической науки.
С другой стороны, это экономическая сфера жизнедеятельности общества, регулируемая нормами конституционного права.
В первом случае предметом науки является изучение принципов оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность государства.
Во втором случае предмет исследования конституционной экономики - это общественные отношения, возникающие при вмешательстве публичной власти в частную экономическую деятельность.
При этом пределы для регулирования экономических отношений со стороны публичной власти задаются такими важнейшими для конституционного права принципами, как правовое государство, пропорциональность и соразмерность при ограничении прав и др. Результатом деятельности публичной власти по регулированию (и ограничению) экономических прав и
свобод предпринимателей является конституционный экономический публичный порядок. Под последним предлагается понимать состояние экономических отношений в обществе, образуемое в результате целенаправленного воздействия государства путем их законодательного регулирования, в результате которого устанавливаются пределы вмешательства государства, возможности ограничения частных прав в публичных интересах в целях обеспечения экономической безопасности страны.
Сущность предмета конституционной экономики состоит в выработке рациональных правил взаимодействия публичной власти и бизнес-сообщества и выражается в конкретизации и защите принципов основ конституционного строя, обеспечении стабильности сложившихся условий хозяйствования и правовой определенности.
В большей степени система конституционной экономики прослеживается через определение содержания функции государства в исследуемой сфере. Конституционная экономика - область междисциплинарная, чем и обусловлена своеобразная эклектичность при выявлении ее содержания и структуры: сюда подпадают явления как экономической, так и юридической и политической действительности.
Исходя из вышеизложенного, автор видит потребность в детальном исследовании правового регулирования конституционным законодательством России и зарубежных стран основ экономических отношений, его роли в становлении и развитии рыночной системы хозяйствования в конкретном субъекте Федерации или их группе, в стране в целом не только при подготовке юристов, но и при обучении экономистов.
Интерес к праву для экономистов является вполне естественным, т.к. правовые нормы, с одной стороны, зачастую ограничивают возможность принятия и осуществления экономических решений, которые, на их взгляд, являются эффективными и необходимыми, с другой - устанавливают достаточно высокий уровень имущественных обязательств, который не соответствует экономическим возможностям того или иного государства [12, с. 99].
Комплексный подход к исследованию системы конституционной экономики имеет большое теоретическое и практическое значение. Преподавание экономических дисциплин без учета конституционно-правовых факторов, сложившихся как в отдельном государстве (либо его составных частях), так и в государствах в целом, обедняет анализ экономических процессов.
38
1. Бондарева Е.А. Конституционно-правовое регулирование основ экономических отношений на уровне субъектов Российской Федерации. Воронеж, 2010.
2. Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная экономика: учеб. для юрид. и экон. вузов. М., 2006.
3. Познер Р.А. Экономический анализ права: в 2 т. / пер. с англ. под ред. В.Л. Тамбовцева. СПб., 2004. Т. 1.
4. Гаджиев Г. А. Предмет конституционной экономики // Очерки конституционной экономики, 23 окт. 2009 г. / отв. ред. Г. А. Гаджиев. М., 2009.
5. Гаджиев Г.А. Экономическая конституция. Конституционные гарантии свободы предпринимательской (экономической) деятельности // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения.
2009. № 1.
6. Андреева Г.Н. Концепция «экономической конституции»: Прошлое и настоящее // Концепция «экономической конституции»: Современные исследования: сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН; отв. ред. Г.Н. Андреева. М., 2008.
7. Бондарь Н. С. Конституционализация социально-экономического развития российской государственности (в контексте решений Конституционного Суда РФ). М., 2006.
8. Мазаев В.Д. Метод конституционного права и конституционная экономика // Сравнительное конституционное обозрение.
2010. № 2.
9. Бондарева Е.А. Власть и бизнес: вопросы ответственности в социальном государстве // Вестн. ВГУ. Право. 2012. № 2.
10. Бондарева Е.А. Реализация принципа свободы экономической деятельности в практике Конституционного Суда Российской Федерации // Правовая наука и реформа юридического образования: сб. науч. тр. / под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2013. Вып. 3(26).
11. Мазаев В.Д. Конституционно-правовые и экономические институты: направления взаимодействия и оценки // Институты конституционного права / отв. ред. Л. В. Андри-ченко, А.Е. Постников. М., 2011.
12. Лагутенко К.Е. Система конституционной экономики // Публично-правовые исследования: электрон. журн. 2012. № 1.
1. Bondareva E.A. Constitutional and legal regulation of bases of the economic relations at the level of subjects of the Russian Federation. Voronezh, 2010.
2. Barenboim P.D., Gadzhiyev G.A., Lafitsky V.l., Mau V.A. Constitutional economy: textbook for law and economic higher education institutions. Moscow, 2006.
3. Pozner R.A. Economic analysis of the law: in 2 vol. / transl. from English ed. by V.L. Tam-bovtsev. St. Petersburg, 2004. Vol. 1.
4. Gadzhiyev G.A. Subject of the constitutional economy // Sketches of the constitutional economy, Oct. 23, 2009 / resp. ed. G.A. Gadzhiyev. Moscow, 2009.
5. Gadzhiyev G.A. Economic constitution. Constitutional guarantees of freedom of business (economic) activity // Magazine of the foreign legislation and comparative jurisprudence. 2009. № 1.
6. Andreyeva G.N. Concept of «the economic constitution»: Past and present // Concept of «the economic constitution»: Modern researches: coll. of sci. papers. / Russian Academy of Sciences. INION; resp. ed. G.N. Andreyeva Moscow, 2008.
7. Bondar N.S. Constitutionalization of social and economic development of the Russian statehood (in the context of decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation). Moscow, 2006.
8. Mazayev V.D. Method of a constitutional law and constitutional economy // Comparative constitutional review. 2010. № 2.
9. Bondareva E.A. Power and business: questions of responsibility in the social state // VSU bull. Law. 2012. № 2.
10. Bondareva E.A. Realization of the principle of freedom of economic activity in practice of the Constitutional Court of the Russian Federation // Legal science and reform of legal education: coll. of sci. papers / ed. by Yu.N. Starilov. Voronezh, 2013. Iss. 3(26).
11. Mazayev V.D. Constitutional and legal and economic institutes: directions of interaction and assessment // Institutes of a constitutional right / resp. ed. L.V. Andrichenko, A.E. Postnikov. Moscow, 2011.
12. Lagutenko K.E. System of the constitutional economy // Public researches: electronic J. 2012. № 1.
39