Научная статья на тему 'Основные принципы конституционной экономики в России'

Основные принципы конституционной экономики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4812
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ГАРАНТИИ / СОБСТВЕННОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / РАВНОПРАВИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / РОЛЬ ГОСУДАРСТВА / ПОЛНОМОЧИЯ / КОНСТИТУЦИОННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ / CONSTITUTION / GUARANTEES / OWNERSHIP / CONSTITUTIONAL ECONOMICS / EQUALITY / INSTITUTIONALIZATION / SOCIAL INSTITUTIONS / ROLE OF GOVERNMENT / POWERS / CONSTITUTIONAL OBLIGATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Василий Михайлович

В статье представлены основные конституционные принципы и гарантии, определяющие базовые условия развития рыночной экономики. Конституция РФ относит закрепление экономических гарантий и принципов к основам конституционного строя, и в своей совокупности они представляют такое понятие, как «основы конституционной экономики». Эффективное развитие экономики во многом зависит от реализации конституционных гарантий и принципов как базовых ценностных ориентиров, не реализованных в полной мере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main principles of constitutional economics in Russia

Article presents the main constitutional principles and guarantees governing the basic conditions for the market economy development. The Russian Constitution assigns the economic guarantees and principles to the fundamentals of the constitutional system. Together they form such a notion as “the fundamentals of constitutional economics”. Effective economic development largely depends on the implementation of constitutional guarantees and principles as the basic value guidelines that are not implemented in full.

Текст научной работы на тему «Основные принципы конституционной экономики в России»

УДК 342.417(470 + 571)

Кузнецов Василий Михайлович

кандидат экономических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Юридической школы Дальневосточного федерального университета

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

Kuznetsov Vasiliy Mikhailovich

PhD in Economics, Assistant Professor, Constitutional and Administrative Law Department, School of Law, Far Eastern Federal University

THE MAIN PRINCIPLES OF CONSTITUTIONAL ECONOMICS

IN RUSSIA

Аннотация:

В статье представлены основные конституционные принципы и гарантии, определяющие базовые условия развития рыночной экономики. Конституция РФ относит закрепление экономических гарантий и принципов к основам конституционного строя, и в своей совокупности они представляют такое понятие, как «основы конституционной экономики». Эффективное развитие экономики во многом зависит от реализации конституционных гарантий и принципов как базовых ценностных ориентиров, не реализованных в полной мере.

Ключевые слова:

конституция, гарантии, собственность, конституционная экономика, равноправие, институцио-нализация, социальные институты, роль государства, полномочия, конституционная обязанность.

Summary:

The article presents the main constitutional principles and guarantees governing the basic conditions for the market economy development. The Russian Constitution assigns the economic guarantees and principles to the fundamentals of the constitutional system. Together they form such a notion as "the fundamentals of constitutional economics". Effective economic development largely depends on the implementation of constitutional guarantees and principles as the basic value guidelines that are not implemented in full.

Keywords:

Constitution, guarantees, ownership, constitutional economics, equality, institutionalization, social institutions, role of government, powers, constitutional obligation.

Приближающийся юбилей российской Конституции - важный этап оценки не только ее достижений, но и правовых преобразований на будущие годы, часть из которых Россия может провести в условиях серьезного экономического кризиса.

Число работ, использующих достижения и методологию юридической науки при изучении конституционной экономики, следует признать недостаточным, что негативно сказывается на развитии российской науки [1]. В юридической литературе [2] наиболее часто цитируется следующее определение конституционной экономики: «научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве» [3]. Как отмечает Г.А. Гаджиев, «экономической конституцией» можно именовать совокупность закрепленных в конституции принципов, норм, понятий, связанных между собой сложными логико-правовыми связями и в силу этого составляющих определенное единство [4]. По мнению Г.Н. Андреевой, термин «экономическая конституция» отражает способность конституции задавать определенные рамки рыночной экономике с тем, чтобы она служила в том числе и обществу в целом [5].

Формализованные положения Конституции 1993 г. содержат правовые начала для формирования всей российской правовой системы, в том числе и системы экономического и корпоративного законодательства. Экономические основы закреплены в тексте Конституции РФ не только как гарантии рыночной экономики и современного экономического развития, но и как гарантии прав граждан на реальное обретение ими материального благополучия.

Российская Конституция относит закрепление экономических гарантий и принципов к основам конституционного строя, и в своей совокупности они представляют такое понятие, как «основы конституционной экономики». Данные принципы не определяют экономическое устройство общества, не устанавливают социалистический или капиталистический строй, однако их анализ позволяет сделать вывод, что Конституция РФ утверждает основные принципы именно рыночной экономики. Вся история цивилизованных обществ убеждает, что только разноукладная, социально-рыночная экономика, основанная на демократических институтах, свободном конкурентном рынке и социальных гарантиях, приводит к эффективному экономическому развитию [6].

В реальности конкретный облик общества, его политическая и экономическая основа определяются важнейшими социальными институтами, исторически сложившейся системой традиций, принципов, норм, правил, организационных форм и учреждений, регулирующих совместную

жизнь людей. Поэтому от их форм и содержания, гарантированного укоренения в практическую жизнь общества, законодательного и организационного оформления (институционализации), от своевременной смены быстро устаревающих институтов новыми во многом зависит прогресс общества. При этом чем отлаженнее и совершеннее социальные институты, чем выше их соответствие требованиям современного конституционализма, а также демократический и правовой уровень, тем менее конфликтно и более успешно в своем развитии общество.

Конституционные гарантии, определяющие принципы рыночной экономики, сформулированы в ст. 8 и 9 Конституции РФ. В соответствии со ст. 8 Конституции РФ, экономическая роль государства как одного из важнейших социальных институтов заключается в утверждении и развитии такой системы гарантий, которая могла бы обеспечить единство экономического пространства, свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности.

Единство экономического пространства означает единство правового регулирования и основных правил поведения всех хозяйствующих субъектов на всей территории страны. В условиях федеративного устройства всегда существует опасность разрыва экономических и политических связей внутри государства. Возрастают риски для свободного перемещения товаров, услуг и капиталов, затрудняется экономическая координация товаропроизводителей, нарушаются хозяйственные связи между ними, не обеспечивается равенство правовых, финансовых, инфраструктурных и иных условий для эффективной экономической деятельности.

Неисполнение этого конституционного принципа уже привело к экономическому неравенству субъектов Федерации, их бюджетной недостаточности, инфраструктурной изоляции, инвестиционной непривлекательности и замедлению их экономического развития. Пренебрежение данным принципом порождает определенные социальные проблемы, ведущие к обнищанию населения в целом ряде субъектов Федерации, региональной безработице, неравенству условий жизни и социальному расслоению, создавая условия для роста отчуждения и естественного сепаратизма.

Региональные и социальные перекосы порождают социальную несправедливость, бесправие и бедность, усиливая напряженность в обществе. По итогам первого полугодия 2016 г., как свидетельствует Росстат, уровень бедности в России составил 14,6 % - такова доля населения, денежные доходы которого были ниже величины прожиточного минимума. Если брать этот показатель не в «бездушных» процентах, то получается, что в XXI в. в богатейшей сырьевыми ресурсами стране более 20 млн человек живут за официальным порогом бедности.

Неэффективность социально-экономической политики государства проявляется в деструктивном регулировании системы оплаты труда, нарушении принципа распределения по труду, степени социализации заработной платы. По последним данным, почти половина тех, кто относится к малоимущим слоям населения, заняты в тех или иных секторах экономики. Возникает закономерный вопрос: можно ли ожидать от работника, которому не хватает средств для нормального существования, более интенсивного труда или освоения новой инновационной техники и повышения производительности труда?

Социальные перекосы опасны: незаслуженные доходы людей, так или иначе связанных с властью, раздражают большинство граждан, реальные доходы которых стремительно падают из-за отсутствия действенного механизма урегулирования условий и оплаты труда, роста налоговой нагрузки, инфляции, действия санкций и проявлений коррупции.

Существующая феодально-административная система в сфере трудовых отношений с большой долей экономически зависимых и политически несамостоятельных работников не позволяет провести структурные преобразования в сфере производства, перейти к разноукладной социально-рыночной экономике, основанной на социальном партнерстве, солидарности с обездоленными слоями населения.

Единство экономического пространства обеспечивается обоснованным разграничением полномочий в сфере экономического регулирования в соответствии со ст. 71, 72 и 73 Конституции РФ. Но любые полномочия, передаваемые от федерального центра на уровень субъектов Федерации, должны обеспечиваться адекватными организационными и финансовыми ресурсами, в том числе созданием необходимых условий для реализации другого конституционного принципа - «свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств».

Поддержка свободной конкуренции как принципа конституционной экономики - один из способов развития рыночной экономики. Конкуренция является самым надежным инструментом координации индивидуальных действий свободных товаропроизводителей без принуждения и вмешательства со стороны государства. Именно конкуренция наиболее мощно стимулирует хозяйственную активность, способствует расширению и модернизации производства, привлечению инвестиций, ведет к экономии издержек, снижению цен и оптимальному удовлетворению спроса на те или иные товары.

Поддержка честной конкуренции - конституционная обязанность государства, основа ее экономической политики. Конкуренция тем эффективнее, чем меньше вмешательство государства в экономику и разного рода монополизм, особенно государственный. Монополизм не только ведет к экономическому застою, снижению темпов технологического перевооружения производства, но и представляет опасность для демократического развития общества.

Проблема состоит в том, что до сих пор этот принцип конституционной экономики не реализован, не созданы базовые инструменты конкурентной рыночной экономики, и прежде всего цивилизованный институт ответственной частной собственности, отдельный от административного ресурса власти.

Другим основополагающим принципом рыночной экономики, утверждаемой Конституцией РФ как гарантия, является «свобода экономической деятельности». В сочетании с правом частной собственности данный принцип означает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ).

Право на свободу экономической деятельности включает в себя ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность, свободно вступать в гражданские правовые отношения, приобретать и распоряжаться собственностью и результатами своей деятельности.

При этом важно отметить, что конституционное признание права на свободу экономической деятельности налагает на государство определенные обязанности, выступающие гарантиями этого права. Исходя из базовых конституционных принципов конституционная экономика предполагает направленность экономической политики государства на создание необходимых условий для развития частного предпринимательства, содействие и помощь бизнесу, защиту его от незаконных посягательств.

К сожалению, в условиях высокого уровня государственной монополизации российской экономики, ее забюрократизированности, отсутствия нормального правого регулирования, независимого суда и прокуратуры утверждение экономических свобод сопряжено с преодолением огромных трудностей. В долгосрочной перспективе для утверждения принципа свободы экономической деятельности не обойтись без глубоких политических и социальных реформ, ликвидации госмонополизма, разгосударствления, приватизации, акционирования и иных гарантий, в том числе и в сфере эффективного функционирования всего правового механизма.

К принципам конституционной экономики относятся и конституционные положения о собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).

Отношение к вопросу о собственности определяет реальный статус свободы личности, ее независимость и уверенность в завтрашнем дне. Правовое государство обязано признать право каждого человека на частную собственность, не отвергая при этом и иные ее формы: государственную и коллективную. Закрепление права частной собственности в Конституции РФ не только важно для утверждения новой концепции прав и свобод личности, но и создает конституционно-правовые основы перехода к рыночной экономике, реализации частной предпринимательской инициативы, формирования гражданского общества.

Проблема заключается в том, что для современного российского общества характерны неполноценность частной собственности и непрозрачность использования государственной собственности. Это происходит по причине отсутствия твердых государственно-правовых гарантий в отношении частной собственности, действенных институтов контроля использования госсобственности со стороны общества, его представительных органов и четкого правового разделения между властью и собственностью. Это происходит тогда, когда собственность на управление (власть) соединена (не разделена законом) с государственной собственностью или даже иногда с частной, чужой собственностью.

Неразделенность властей и собственности неизбежно приводит к господству в экономике бюрократии, к чиновничьему произволу, где властвует не право, а конкретное должностное лицо, что приводит к выгодной для бюрократии административной ренте, неэффективному использованию и разворовыванию ресурсов, запредельной коррупции, «придавленности» частнопредпринимательской деятельности.

В России не успел (и не мог успеть) сформироваться класс социально ответственных, экономически и политически самостоятельных предпринимателей. Этот класс не мог создать ни настоящих политических партий, ни независимых общественных организаций, так как едва образовавшиеся демократические институты и процедуры были подменены формальными, бюрократическими учреждениями. Поэтому на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в России утвердились и затейливо переплелись элементы начального и бюрократического (государственного) «капитализмов».

Бюрократический капитализм предполагает, что экономикой и другими сферами общественной жизни распоряжается государство, то есть прежде всего его бюрократический аппарат,

а госуправление, по точной оценке К. Маркса, «есть частная собственность бюрократии». Однако ответственное, демократическое государство как надклассовая организация обязано строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую жизнь, обеспечивая политические условия и свободу для предпринимательской деятельности людей при безусловном соблюдении и защите конституционных прав на безопасность, собственность и равноправие.

Для реализации конституционных принципов необходима такая конструкция общественных отношений, в которой институт собственности будет иметь твердые правовые гарантии, государство будет ответственно перед гражданским обществом, основу которого составят полноценная частная собственность, предпринимательство и достойно оплачиваемый труд. При этом государство, подчиняясь верховенству права, будет служить средством разрешения противоречий, достижения компромиссов в случае столкновения личных интересов с интересами общества.

Оценивая итоги укоренения конституционных экономических принципов в реальную практику современного экономического развития, следует признать, что эти базовые ценностные ориентиры все еще не реализованы в полной мере. Причины следует искать не в тексте Конституции РФ, а в упрощенном, формальном подходе к ее основным правовым началам, в искажении проводимых политических и экономических преобразований, в том числе и в недооценке конституционного анализа существующих рисков и проблем, в отсутствии экспертизы законности экономических решений государства на предмет их соответствия конституционным требованиям, нормам и принципам.

Ссылки:

1. Зорькин В. Тезисы о правовой реформе в России // Законодательство и экономика. 2004. № 2. С. 20-38.

2. Болдырев О.Ю. Конституционное право и экономика: поиск методологии и бегство от идеологии // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 4. С. 9-14 ; Борисова О.В. Конституционная экономика и правовые позиции Конституционного суда РФ // Право и политика. 2006. № 10. С. 52-59 ; Самигуллин В.К. Экономический потенциал конституции // Конституционное и муниципальное право. 2015. № 4. С. 6-8 ; Соломатина Н.Н. Конституционный аудит как элемент конституционной экономики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2007. № 2 (3). С. 29-37.

3. Баренбойм П.Д., Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная экономика. М., 2002. С. 4.

4. Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики: (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного суда Российской Федерации). М., 2002. С. 59-60.

5. Андреева Г.Н.: 1) О концепции экономической конституции // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 1. С. 6 ; 2) Размышления об особенностях становления российской теории конституционного регулирования экономических отношений // Там же. 2015. № 9. С. 3-11.

6. Мау В.А. Конституционная экономика и история // Законодательство и экономика. 2003. № 12. С. 21-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.