Научная статья на тему 'Конституционная экономика и развитие российского конституционализма'

Конституционная экономика и развитие российского конституционализма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
748
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеев Андрей Михайлович

Рассматриваются содержание предмета и основные области исследования конституционной экономики. Подчеркивается значение этого междисциплинарного научного направления для развития российского конституционализма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционная экономика и развитие российского конституционализма»

А. М. Сергеев*

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

Рассматриваются содержание предмета и основные области исследования конституционной экономики. Подчеркивается значение этого междисциплинарного научного направления для развития российского конституционализма.

Ключевые слова: конституция, конституционная экономика, конституционализм

The content of the object and fundamental fields of constitutionai économies research are discussed. The meaning of this interdiscipHnary scientific direction for development of Russian constitutionalism is underiined.

Key words: constitution, constitutional economics, constitutionalism

Конституционная экономика (экономическая теория конституции) представляет собой сравнительно новое междисциплинарное научное направление, одним из основателей которого в последней трети прошлого века стал американский экономист Дж. Бьюкенен, получивший в 1986 г. Нобелевскую премию по экономике с формулировкой «за исследование контрактных и конституционных основ в принятии экономических и политических решений». Теоретические положения конституционной экономики во многом заимствованы из теории общественного выбора, т. е. раздела экономики, изучающего процесс принятия коллективных решений в условиях заданных формальных правил, но предполагают также анализ этих правил, того, как они формируются, каким воздействиям подвержены.

В России сложилась своя школа конституционной экономики, которая базируется на комплексном конституционно-правовом и экономическом анализе обеспечения конституционных прав и свобод граждан, а также проблем экономического развития. В первом отечественном учебнике по конституционной экономике эта дисциплина определяется как научное направление, изучающее принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития, отраженным в нормах конституционного права, регламентирующих экономическую и политическую деятельность в государстве1.

В рамках конституционной экономики рассматриваются: экономическое содержание Конституции РФ, конституционно-правовые предпосылки эффективного функционирования и развития экономики, регламентация вопросов собственности, государственное воздействие на экономику, конституционное регулирование налогообложения и бюджетного процесса, конституционно-правовой статус Банка России и вопросы развития банковской системы. Нетрудно заметить, что российская версия конституционной экономики содержательно напоминает концепцию «экономического конституционализма», которая возникла из-за систематического вмешательства государства в экономику.

Как правило, разработку теоретических основ экономического конституционализма связывают с именем известного экономиста В. Ойкена и немецкой школой ордолиберализма. Это признает самый авторитетный сторонник конституционной экономики

* Сергеев Андрей Михайлович — кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономических теорий Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург). E-mail: asergeev@ k66.ru.

1 Баренбойм П. Д., Гаджиев Г, А., Лафитский В. И., Мау В. А. Конституционная экономика: учеб. для юрид. и эконом. вузов. М., 2006. С. 10.

NOTITIA SCIENTIFICA

П0Т1Т1А БС1ЕПТ1Р1СА

в нашей стране — судья Конституционного Суда РФ профессор Г. А. Гаджиев. Он подчеркивает, что понимание конституционной экономики как «междисциплинарного экономико-правового исследования, направленного на поиск национальной модели конституционного экономического публичного порядка, возможно, и не охватывает всей возможной проблематики этого нового научного направления, но, во всяком случае, оно не совпадает с пониманием задач конституционной экономики у Дж. Бьюкенена»1.

Важными особенностями отечественной школы конституционной экономики можно назвать не только подробные комментарии к основным положениям Конституции РФ, но и развернутый анализ применения конституционных принципов регулирования экономических отношений в постановлениях Конституционного Суда РФ. Выделяют, например, принцип равенства всех перед судом и законом, принцип справедливости, принцип соразмерности, принцип пропорциональности и др.2 В то же время многочисленные социологические и эмпирические экономические исследования показывают, что эти принципы реализуются в хозяйственной и общественной жизни далеко не в полной мере.

В целом российским юристам свойственно трактовать содержание конституционной экономики в узком «экономическом» смысле. Так, С. Э. Несмеянова, проводя различие между «экономической конституцией» и «конституционной экономикой», утверждает, что последняя есть «соответствие реальных экономических отношений нормам конституционного текста (а подчас, в силу абстрактного характера конституционных норм, принципам, основам конституционного строя)»3.

Согласно общепринятому в мировой науке подходу, восходящему, как отмечалось, к идеям Дж. Бьюкенена, конституционная экономика изучает закономерности выбора правил, в рамках которых осуществляется как экономическая, так и политическая деятельность. Экономический анализ конституции направлен «на объяснение особенностей функционирования альтернативных наборов правовых, институциональных и конституционных правил, которые накладывают ограничения на осуществление выбора и деятельность экономических и политических субъектов»4. Таким образом, конституционная экономика предполагает распространение принципов и методов экономического анализа на сферу традиционного применения конституционного права и политологии.

Важнейшим объектом исследования в конституционной экономике являются конституции демократических государств, которые упорядочивают отношения между государством и гражданами и тем самым регулируют индивидуальные права и свободы, полномочия государственных органов и контроль государственной власти. Правила контроля создаются на основе демократических выборов (контроль избирателей) в совокупности с разделением законодательной, исполнительной и судебной власти согласно принципам правового государства. На эти виды контроля и направлена основная критика представителей экономической теории конституции, показывающих несовершенство контроля избирателей и разделения властей.

Несовершенство контроля избирателей в современных конституциях может быть обусловлено рядом причин. Во-первых, низким уровнем информированности избирателей. Во-вторых, значительными трудностями контроля за решениями государственных органов, связанными с конкретными мерами и лицами. В-третьих, невозможностью в некоторых случаях объединить индивидуальные преференции в непротиворечивое решение большинства из-за демократических процедур голосования.

1 Гаджиев Г. А. Цели, предмет и содержание курса «Право и экономика» // Бизнес, Менеджмент и Право. 2011. № 2. С. 14.

2 Конституционная экономика / отв. ред. Г. А. Гаджиев. М., 2010. С. 50—71.

3 Несмеянова С. Э. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в развитии концепции «конституционной экономики» // Бизнес, Менеджмент и Право. 2011. № 2. С. 16.

4 Бьюкенен Дж. М. Конституциональная экономическая теория // Экономическая теория / под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена. М., 2004. С. 167.

6

Конституционная экономика и развитие российского конституционализма

К этому добавляется исторически обусловленная модификация разделения властей, особенно между высшим законодательным органом и правительством. Характерной чертой демократических государств выступает тесный союз правительства и парламентского большинства, при котором интересы последнего направлены не столько на контроль, сколько на сохранение и поддержку правительства. В результате контроль за счет разделения властей фактически низводится до ограниченного контроля оппозиционных партий за правящей.

Кроме того, из-за несовершенного контроля избирателей при определенных конституционных условиях появляется возможность использовать политику (прежде всего экономическую) в интересах отдельных групп избирателей. Соответствующие мероприятия приносят выгоды таким группам и вознаграждаются. Издержки же, напротив, распределяются максимально широко. Следовательно, такие конституционные правила благоприятствуют тому, что экономическая и социальная политика оказывается направлена на удовлетворение частных интересов. Как представляется, такого рода явления характерны для современной российской действительности.

К сфере конституционной экономики также относят проблемы ответственности и стимулирования политиков, выборность должностных лиц, теорию разделения властей, обеспечение эффективности системы сдержек и противовесов, образование коалиций, достоинства и недостатки конституционных норм, коррупцию и многие другие вопросы формирования оптимального конституционного «дизайна».

Конституционная экономика обладает рядом важных и общепризнанных приложений, касающихся формулировки правил определения экономической политики в различных отраслях народного хозяйства. Они относятся, в частности, к ограничению чрезмерных возможностей государства в бюджетной сфере, связанных с наращиванием как объема финансовых ресурсов, так и размеров бюджетного дефицита, ограничению масштабов осуществления перераспределительных мероприятий и т. д.

Область исследования конституционной экономики можно очертить следующими вопросами: «Что мы можем посоветовать самим себе в наших собственных обществах, располагая выгодами сотрудничества, с одной стороны, и перспективами возможных конфликтов — с другой? От каких сторон нашей общественной жизни следовало бы избавиться? Какие правила „общественного порядка“ — то есть институциональные соглашения, управляющие нашими взаимодействиями, — заставляют нас оказывать неблагоприятное влияние друг на друга? Какие силы мы можем мобилизовать в целях достижения гармонии? За сохранение каких правил и институтов стоит бороться?»1 Нет необходимости доказывать, что ответы на данные вопросы очень актуальны для России.

Конституционная экономика позволяет выявить многие проблемы реализации Конституции РФ, сформулировать ряд ключевых задач по развитию российского конституционализма и концептуально наметить способы их решения.

1 Бреннан Дж., Бьюкенен Дж. Причина правил. Конституционная политическая экономия. СПб., 2005. С. 23.

П0Т1Т1А SCIЕNТIFICА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.