Научная статья на тему 'РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козлов Сергей Романович

Данная работа посвящена развитию и широкому внедрению информационных технологий в России. Несмотря на активную политику информатизации, конституционные права граждан остаются по-прежнему недостаточно защищенными. Была проведена кропотливая работа по анализу нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу, что помогло выявить ряд соответствующих проблем. Результатом работы стало предложение по отмене ограничений, связанных с осуществлением платежных операций с криптовалютой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION IN THE DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES

This work is devoted to the development and implementation of information technologies in Russia. Despite the active informatization investigator, the constitutional rights of citizens were still insufficiently protected. A painstaking work was carried out to analyze the legal acts regulating the regulation of the action, which helped to solve a number of problems. The result of the work was a proposal to cancel the restrictions that fall into the sale of payment transactions with cryptocurrency.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Роль конституционно-правового регулирования в развитии информационных

технологий

The role of constitutional and legal regulation in the development of information technologies

Козлов Сергей Романович

Студент 1 курса ЮРИУ РАНХиГС Россия, г. Ростов-на-Дону kozlovcr11@yandex. ru

Kozlov Sergey Romanovich

Student URIU RANEPA Russia, Rostov-on-Don kozlovcrl 1 @yandex. ru

Научный руководитель

Малиненко Э.В.

ЮРИУ РАНХиГС Россия, г. Ростов-на-Дону

Scientific director Malinenko E. V.

URIU RANEPA Russia, Rostov-on-Don

Аннотация.

Данная работа посвящена развитию и широкому внедрению информационных технологий в России. Несмотря на активную политику информатизации, конституционные права граждан остаются по-прежнему недостаточно защищенными. Была проведена кропотливая работа по анализу нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу, что помогло выявить ряд соответствующих проблем. Результатом работы стало предложение по отмене ограничений, связанных с осуществлением платежных операций с криптовалютой.

Annotation.

This work is devoted to the development and implementation of information technologies in Russia. Despite the active informatization investigator, the constitutional rights of citizens were still insufficiently protected. A painstaking work was carried out to analyze the legal acts regulating the regulation of the action, which helped to solve a number of problems. The result of the work was a proposal to cancel the restrictions that fall into the sale of payment transactions with cryptocurrency.

Ключевые слова: информатизация, цифровизация, цифровые финансовые активы, цифровая безопасность.

Key words: informatization, digitalization, digital financial assets, digital security.

В современном мире информационные технологии всё больше внедряются во все сферы общества, оказывая влияние на экономику и социальное развитие, государственное управление и жизнь людей в целом. Этот процесс непосредственно касается и Российской Федерации.

За короткий промежуток времени цифровизация всех сфер общественной жизни стала определяющим фактором развития нынешнего общества. Появление и развитие цифровой экономики в XXI веке способствует развитию нового уклада отечественной экономики. В настоящее время наблюдается рост конкуренции среди развитых государств по уровню развития информационно-коммуникационных технологий. Безусловно, IT технологии затрагивают образование людей, их работу, а также взаимодействие государственных органов и создает условия для широкого функционирования гражданского общества. IT технологии являются прямым стимулом развития мировой экономики, позволяя решать важные задачи с разных точек земного шара. Отсюда

следует, что информационные технологии содействуют людям в использовании своих идей и огромного массива знаний, расширяя возможности их реализации.

Развитие 1Т технологий происходит большими темпами, существенно опережая законодательство, регулирующее данную сферу. В связи с этим вопрос о регулировании новых отношений поднимался неоднократно. Так, Президент Российской Федерации в январе 2020 года поручил Генеральной Прокуратуре РФ усовершенствовать судебную практику по уголовным делам, которые были возбуждены на основании публикаций в Сети информации, порочащей честь и достоинства гражданина. Также в послании Федеральному Собранию Президент РФ предложил обеспечить бесплатный доступ к социально значимым общественным сервисам и, как мне кажется, это повлечет за собой правовую конкретизацию в нормах о внедрении социально-значимых ресурсов с последующим формированием перечня. Это все было предложено за период первого месяца 2020 года, что говорит о внедрении множества новых правовых норм в условиях быстрого темпа информационного развития. На данный момент в состав законодательства по поддержанию информационной безопасности входит огромный спектр федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов и субъектов РФ. Следует выделить наиболее значимые нормативно-правовые акты: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-Ф3 «О безопасности»; Федеральный закон от 27.07.2006, г., № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Федеральный закон от 21 июня 1993 № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральные законы от 29 июля 2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (89, 90, 91); Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи» (92); Указ Президента РФ от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно -телекоммуникационных сетей международного информационного обмена»(93).

К числу нормативно-правовых актов, регулирующих информационную безопасность, путем предоставления меры ответственности также относятся Уголовный кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ.

Что касается планово-стратегических документов, то к ним относятся Стратегия национальной безопасности РФ, а также утвержденная в 2014 году государственная программа РФ «Информационное общество», в рамках которой действуют ряд подпрограмм «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе», «Информационная среда», «Безопасность в информационном обществе», «Информационное государство». Важно то, что стратегическое планирование не обошло и регионы. Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. утверждена Концепция региональной информатизации, основными целями последней являются повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий; выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации.

Существуют также правовые акты концептуально-стратегического характера. Они определяют направления государственной политики, формулируют основные информационные угрозы и приоритетные направления борьбы с ними. С 5 декабря 2016 г. была утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646), которая стала основой для формирования государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также для выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности.

Основные векторы реализации внутренней и внешней политики РФ в сфере применения информационных и коммуникационных технологий сформулированы в Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы.

Между тем, несмотря на разнообразие нормативно-правовых актов в сфере информационной безопасности, остается ряд проблемных вопросов в данной сфере. Например, В Российской Федерации статус криптовалют не определен, а оборот вовсе не регулируется. Использование активов на территории страны достаточно популярно. Так, в период с 2016 по 2018 гг. количество держателей криптовалют увеличилось на 1.3 млн. человек. В связи с этим, просто необходимо введение законодательной базы, которая бы: закрепила порядок надзора за операциями с криптовалютой, определила круг лиц и их возраст, для приобретения данной валюты. В настоящее время в России существует Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 N 259-ФЗ, согласно которому цифровые финансовые активы (ЦФА) определяются, как цифровые права, а выпуск и обращение ЦФА возможно только путем внесения записей в информационную систему на основе информационного реестра. Данным законом установлен запрет на оплату товаров и услуг цифровой валютой.

В итоге появляется два варианта решениях проблемы, связанной с криптовалютой. Одним из них выступает полный запрет на совершение любых операций с цифровыми активами. Но целесообразным было бы решение о снятии всех ограничений, связанных с ЦФА. Это позволит людям, у которых имеются данные активы, потратить их на свои нужды, что расширит оборот криптовалюты в стране.

Другим проблемным вопросом является информационное неравенство центров и регионов России. Среди причин информационного неравенства можно выделить следующие:

• Высокая стоимость и низкое качество цифровой инфраструктуры в ряде регионов Российской Федерации.

• Более высокие цены на телефонные тарифы и иную цифровую продукцию в отдельных регионах

страны.

• Огромная протяженность территории страны, что увеличивает затраты на создание телекоммуникационной структуры в отдаленных местностях.

• Недостаточно эффективная нормативно-правовая база, регулирующая данную сферу.

• Несправедливая, сверхвысокая цена в стране на телефонный канал, из которой и складывается структура цены на услуги доступа в интернет.

Выделенные регионам немалые средства для проведения информатизации расходуются крайне неэффективно. Так, для доступа жителей дальних районов к Сети наиболее эффективно использовать технологию "ЩМАХ-сетей, но вместо этого устанавливается огромное количество проводных таксофонов на улицах, на что тратится гораздо больше денежных средств.

Стоит отметить, что важным направлением развития информационного общества является формирование эффективного «электронного правительства». В этом направлении в соответствии с Федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002-2010)», Концепцией формирования в Российской Федерации «электронного правительства» до 2010 года, которая обсуждалась16 августа 2007 года на заседании Правительства Российской Федерации, и в рамках отдельных проектов ведется разработка нормативной правовой базы в сфере правовой охраны межведомственных информационных систем с учетом требований информационной безопасности.

Для России проведение грамотной государственной информационной политики означает:

- развитие гражданского общества;

- обеспечение конструктивного диалога между государством и СМИ и властью и обществом;

- признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав;

- ориентацию главных компонентов информационного пространства на обеспечение свободного

обращения информации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный поиск, получение, производство информации и ее распространение;

- повышение доверия общества к власти;

- налаживание эффективных взаимоотношений России с другими странами и так далее.

На мой взгляд, в список проблем цифровизации можно внести то, что данная тема интересна в большинстве своем частным предприятиям.

В заключении хотелось бы сказать, что процесс информатизации и цифровизации в России в настоящее время имеет тенденцию к широкому распространению. Безусловно, это явление затрагивает все общественной жизни и государственного управления. В данной сфере имеется большое количество нормативно правовых актов, регламентирующих активный процесс информатизации, но, несмотря на это, остаются проблемные вопросы как правового, так и организационного характера, требующие быстрого разрешения. Например, к актуальным проблемам относится недостаточный уровень защиты финансовых операций и граждан от мошеннических действий в интернете, а именно в социальных сетях. Это распространенный вид мошенничества, который требует быстрого принятие правовых актов, обязывающих банковские учреждения и социальные сети отслеживать подозрительную активность. Исходя из всего вышесказанного стало понятно, что конституционно-правовое регулирование в области информационных технологий это весьма сложный механизм, который Российской Федерации еще предстоит сформировать. Вопреки проблемам, отмеченным выше, необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу в данной сфере. Данная работа является очень важной, потому что на сегодняшний день Россия в мировом рейтинге по уровню цифровизации занимает скромные средние позиции, ей не удалось значительно приблизиться к странам-лидерам, в нашей стране проявляется тенденция к стагнации в информационно-коммуникационных технологиях на мировом уровне. Но несмотря на все это, Правительство РФ делает все возможное, чтобы сократить отставание в сфере информационных технологий.

Список используемой литературы:

1. Окинавская Хартия Глобального информационного общества http://www.kremlin.ru/supplement/3170

2. Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.07.2020 N 259-ФЗ

3. А.А. Хлебников. Информационные технологии : учебник / М.: КНОРУС, 2016. — 466 с.

4. Малиненко Э.В., Новоселов В.А. Конституционная ответственность в современных реалиях /Э.В. Малиненко, В.А. Новоселов//Право и государство: теория и практика. 2021. № 7 (199). С.67-68.

5. Малиненко Э.В., Тягун Ю.П. К вопросу о конституционных основах системы здравоохранения в Российской Федерации /Э.В. Малиненко, Ю.П. Тягун// Право и государство: теория и практика. 2021. № 7 (199). С.79-80.

6. Малиненко Э.В., Шогенова Э.Р. К вопросу о судебной власти и прокуратуре в Российской Федерации/ Э.В. Малиненко, Э.Р. Шогенова// //Право и государство: теория и практика. 2021. № 7 (199). С.89-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.