Роль конституционно-правового регулирования в развитии информационных
технологий
The role of constitutional and legal regulation in the development of information technologies
Козлов Сергей Романович
Студент 1 курса ЮРИУ РАНХиГС Россия, г. Ростов-на-Дону kozlovcr11@yandex. ru
Kozlov Sergey Romanovich
Student URIU RANEPA Russia, Rostov-on-Don kozlovcrl 1 @yandex. ru
Научный руководитель
Малиненко Э.В.
ЮРИУ РАНХиГС Россия, г. Ростов-на-Дону
Scientific director Malinenko E. V.
URIU RANEPA Russia, Rostov-on-Don
Аннотация.
Данная работа посвящена развитию и широкому внедрению информационных технологий в России. Несмотря на активную политику информатизации, конституционные права граждан остаются по-прежнему недостаточно защищенными. Была проведена кропотливая работа по анализу нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу, что помогло выявить ряд соответствующих проблем. Результатом работы стало предложение по отмене ограничений, связанных с осуществлением платежных операций с криптовалютой.
Annotation.
This work is devoted to the development and implementation of information technologies in Russia. Despite the active informatization investigator, the constitutional rights of citizens were still insufficiently protected. A painstaking work was carried out to analyze the legal acts regulating the regulation of the action, which helped to solve a number of problems. The result of the work was a proposal to cancel the restrictions that fall into the sale of payment transactions with cryptocurrency.
Ключевые слова: информатизация, цифровизация, цифровые финансовые активы, цифровая безопасность.
Key words: informatization, digitalization, digital financial assets, digital security.
В современном мире информационные технологии всё больше внедряются во все сферы общества, оказывая влияние на экономику и социальное развитие, государственное управление и жизнь людей в целом. Этот процесс непосредственно касается и Российской Федерации.
За короткий промежуток времени цифровизация всех сфер общественной жизни стала определяющим фактором развития нынешнего общества. Появление и развитие цифровой экономики в XXI веке способствует развитию нового уклада отечественной экономики. В настоящее время наблюдается рост конкуренции среди развитых государств по уровню развития информационно-коммуникационных технологий. Безусловно, IT технологии затрагивают образование людей, их работу, а также взаимодействие государственных органов и создает условия для широкого функционирования гражданского общества. IT технологии являются прямым стимулом развития мировой экономики, позволяя решать важные задачи с разных точек земного шара. Отсюда
следует, что информационные технологии содействуют людям в использовании своих идей и огромного массива знаний, расширяя возможности их реализации.
Развитие 1Т технологий происходит большими темпами, существенно опережая законодательство, регулирующее данную сферу. В связи с этим вопрос о регулировании новых отношений поднимался неоднократно. Так, Президент Российской Федерации в январе 2020 года поручил Генеральной Прокуратуре РФ усовершенствовать судебную практику по уголовным делам, которые были возбуждены на основании публикаций в Сети информации, порочащей честь и достоинства гражданина. Также в послании Федеральному Собранию Президент РФ предложил обеспечить бесплатный доступ к социально значимым общественным сервисам и, как мне кажется, это повлечет за собой правовую конкретизацию в нормах о внедрении социально-значимых ресурсов с последующим формированием перечня. Это все было предложено за период первого месяца 2020 года, что говорит о внедрении множества новых правовых норм в условиях быстрого темпа информационного развития. На данный момент в состав законодательства по поддержанию информационной безопасности входит огромный спектр федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов и субъектов РФ. Следует выделить наиболее значимые нормативно-правовые акты: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-Ф3 «О безопасности»; Федеральный закон от 27.07.2006, г., № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Федеральный закон от 21 июня 1993 № 5485-1 «О государственной тайне», Федеральные законы от 29 июля 2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» и от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (89, 90, 91); Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи» (92); Указ Президента РФ от 17 марта 2008 г. № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно -телекоммуникационных сетей международного информационного обмена»(93).
К числу нормативно-правовых актов, регулирующих информационную безопасность, путем предоставления меры ответственности также относятся Уголовный кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ.
Что касается планово-стратегических документов, то к ним относятся Стратегия национальной безопасности РФ, а также утвержденная в 2014 году государственная программа РФ «Информационное общество», в рамках которой действуют ряд подпрограмм «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе», «Информационная среда», «Безопасность в информационном обществе», «Информационное государство». Важно то, что стратегическое планирование не обошло и регионы. Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. утверждена Концепция региональной информатизации, основными целями последней являются повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий; выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации.
Существуют также правовые акты концептуально-стратегического характера. Они определяют направления государственной политики, формулируют основные информационные угрозы и приоритетные направления борьбы с ними. С 5 декабря 2016 г. была утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646), которая стала основой для формирования государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также для выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности.
Основные векторы реализации внутренней и внешней политики РФ в сфере применения информационных и коммуникационных технологий сформулированы в Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы.
Между тем, несмотря на разнообразие нормативно-правовых актов в сфере информационной безопасности, остается ряд проблемных вопросов в данной сфере. Например, В Российской Федерации статус криптовалют не определен, а оборот вовсе не регулируется. Использование активов на территории страны достаточно популярно. Так, в период с 2016 по 2018 гг. количество держателей криптовалют увеличилось на 1.3 млн. человек. В связи с этим, просто необходимо введение законодательной базы, которая бы: закрепила порядок надзора за операциями с криптовалютой, определила круг лиц и их возраст, для приобретения данной валюты. В настоящее время в России существует Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 N 259-ФЗ, согласно которому цифровые финансовые активы (ЦФА) определяются, как цифровые права, а выпуск и обращение ЦФА возможно только путем внесения записей в информационную систему на основе информационного реестра. Данным законом установлен запрет на оплату товаров и услуг цифровой валютой.
В итоге появляется два варианта решениях проблемы, связанной с криптовалютой. Одним из них выступает полный запрет на совершение любых операций с цифровыми активами. Но целесообразным было бы решение о снятии всех ограничений, связанных с ЦФА. Это позволит людям, у которых имеются данные активы, потратить их на свои нужды, что расширит оборот криптовалюты в стране.
Другим проблемным вопросом является информационное неравенство центров и регионов России. Среди причин информационного неравенства можно выделить следующие:
• Высокая стоимость и низкое качество цифровой инфраструктуры в ряде регионов Российской Федерации.
• Более высокие цены на телефонные тарифы и иную цифровую продукцию в отдельных регионах
страны.
• Огромная протяженность территории страны, что увеличивает затраты на создание телекоммуникационной структуры в отдаленных местностях.
• Недостаточно эффективная нормативно-правовая база, регулирующая данную сферу.
• Несправедливая, сверхвысокая цена в стране на телефонный канал, из которой и складывается структура цены на услуги доступа в интернет.
Выделенные регионам немалые средства для проведения информатизации расходуются крайне неэффективно. Так, для доступа жителей дальних районов к Сети наиболее эффективно использовать технологию "ЩМАХ-сетей, но вместо этого устанавливается огромное количество проводных таксофонов на улицах, на что тратится гораздо больше денежных средств.
Стоит отметить, что важным направлением развития информационного общества является формирование эффективного «электронного правительства». В этом направлении в соответствии с Федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002-2010)», Концепцией формирования в Российской Федерации «электронного правительства» до 2010 года, которая обсуждалась16 августа 2007 года на заседании Правительства Российской Федерации, и в рамках отдельных проектов ведется разработка нормативной правовой базы в сфере правовой охраны межведомственных информационных систем с учетом требований информационной безопасности.
Для России проведение грамотной государственной информационной политики означает:
- развитие гражданского общества;
- обеспечение конструктивного диалога между государством и СМИ и властью и обществом;
- признание презумпции открытости информации для граждан и защиту их информационных прав;
- ориентацию главных компонентов информационного пространства на обеспечение свободного
обращения информации, воплощения в жизнь конституционного права на свободный поиск, получение, производство информации и ее распространение;
- повышение доверия общества к власти;
- налаживание эффективных взаимоотношений России с другими странами и так далее.
На мой взгляд, в список проблем цифровизации можно внести то, что данная тема интересна в большинстве своем частным предприятиям.
В заключении хотелось бы сказать, что процесс информатизации и цифровизации в России в настоящее время имеет тенденцию к широкому распространению. Безусловно, это явление затрагивает все общественной жизни и государственного управления. В данной сфере имеется большое количество нормативно правовых актов, регламентирующих активный процесс информатизации, но, несмотря на это, остаются проблемные вопросы как правового, так и организационного характера, требующие быстрого разрешения. Например, к актуальным проблемам относится недостаточный уровень защиты финансовых операций и граждан от мошеннических действий в интернете, а именно в социальных сетях. Это распространенный вид мошенничества, который требует быстрого принятие правовых актов, обязывающих банковские учреждения и социальные сети отслеживать подозрительную активность. Исходя из всего вышесказанного стало понятно, что конституционно-правовое регулирование в области информационных технологий это весьма сложный механизм, который Российской Федерации еще предстоит сформировать. Вопреки проблемам, отмеченным выше, необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу в данной сфере. Данная работа является очень важной, потому что на сегодняшний день Россия в мировом рейтинге по уровню цифровизации занимает скромные средние позиции, ей не удалось значительно приблизиться к странам-лидерам, в нашей стране проявляется тенденция к стагнации в информационно-коммуникационных технологиях на мировом уровне. Но несмотря на все это, Правительство РФ делает все возможное, чтобы сократить отставание в сфере информационных технологий.
Список используемой литературы:
1. Окинавская Хартия Глобального информационного общества http://www.kremlin.ru/supplement/3170
2. Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.07.2020 N 259-ФЗ
3. А.А. Хлебников. Информационные технологии : учебник / М.: КНОРУС, 2016. — 466 с.
4. Малиненко Э.В., Новоселов В.А. Конституционная ответственность в современных реалиях /Э.В. Малиненко, В.А. Новоселов//Право и государство: теория и практика. 2021. № 7 (199). С.67-68.
5. Малиненко Э.В., Тягун Ю.П. К вопросу о конституционных основах системы здравоохранения в Российской Федерации /Э.В. Малиненко, Ю.П. Тягун// Право и государство: теория и практика. 2021. № 7 (199). С.79-80.
6. Малиненко Э.В., Шогенова Э.Р. К вопросу о судебной власти и прокуратуре в Российской Федерации/ Э.В. Малиненко, Э.Р. Шогенова// //Право и государство: теория и практика. 2021. № 7 (199). С.89-91.