Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ'

ЦИФРОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1772
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ / ПРАВА И СВОБОДЫ / ЦИФРОВЫЕ ПРАВА / НАРУШЕНИЕ ПРАВ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / РИСКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соломатина Аксинья Сергеевна

В статье анализируется проблема, связанная с быстрыми темпами становления цифрового общества и созданием необходимых правовых регуляторов. Поднимается тема о переходе многих сфер жизни в цифровой мир и недостаточности законодательной базы для достойной защиты прав. Соответственно, в статье раскрывается необходимость реформирования законодательства в сфере цифровых технологий. Как решение автором предлагается рассмотреть разработку Цифровую Конституция, которая сможет обеспечить эффективное и безопасное киберпространство в Российской Федерации. А впоследствии возможен выход и на международный уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL CONSTITUTION

The article analyzes the problem associated with the rapid development of a digital society and the creation of the necessary legal regulators. The topic is raised about the transition of many spheres of life to the digital world and the inadequacy of the legislative framework for a decent protection of rights. Accordingly, the article reveals the need to reform legislation in the field of digital technologies. As a decision, the author proposes to develop and adopt a Digital Constitution that will be able to ensure effective and safe cyberspace in the Russian Federation. And later, it is possible to enter the international level.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ»

Цифровая конституция Digital Constitution

Соломатина Аксинья Сергеевна

Студент 1 курса

ЮРИУ РАНХиГС Россия, г. Ростов-на-Дону [email protected]

Solomatina Aksinya Sergeevna

Student URIU RANXiGS Russia, Rostov-on-Don [email protected]

Научный руководитель

Малиненко Э.В.

ЮРИУ РАНХиГС Россия, г. Ростов-на-Дону

Scientific director Malinenko E. V.

URIU RANXiGS Russia, Rostov-on-Don

Аннотация.

В статье анализируется проблема, связанная с быстрыми темпами становления цифрового общества и созданием необходимых правовых регуляторов. Поднимается тема о переходе многих сфер жизни в цифровой мир и недостаточности законодательной базы для достойной защиты прав. Соответственно, в статье раскрывается необходимость реформирования законодательства в сфере цифровых технологий. Как решение автором предлагается рассмотреть разработку Цифровую Конституция, которая сможет обеспечить эффективное и безопасное киберпространство в Российской Федерации. А впоследствии возможен выход и на международный уровень.

Annotation.

The article analyzes the problem associated with the rapid development of a digital society and the creation of the necessary legal regulators. The topic is raised about the transition of many spheres of life to the digital world and the inadequacy of the legislative framework for a decent protection of rights. Accordingly, the article reveals the need to reform legislation in the field of digital technologies. As a decision, the author proposes to develop and adopt a Digital Constitution that will be able to ensure effective and safe cyberspace in the Russian Federation. And later, it is possible to enter the international level.

Ключевые слова: цифровая конституция, права и свободы, цифровые права, нарушение прав, сеть Интернет, цифровое общество, риски.

Key words: digital constitution, rights and freedoms, digital rights, violation of rights, the Internet, digital society, risks.

Актуальность темы обусловлена тем, что 26 февраля 2020 г. Президент РФ Владимир Владимирович Путин поддержал предложение о закреплении в Конституции нормы, касающейся обеспечения безопасности личности при применении информационных технологий.

В 21 веке, живя в информационном обществе, нельзя не заметить тенденцию цифровизации. Многие общественные отношения переходят в цифровую среду. Сегодня Интернетом пользуется более 55% населения Земли.

Важно обратить внимания на понятия «электронный» и «цифровой». Отождествлять их никак нельзя. Важно четко понимать значение и разницу этих терминов. Электронный - это форма представления информации, которая использует современные компьютерные технологии. Так мы можем наблюдать широкое использование

электронных источников информации. Сегодня большой популярностью пользуются электронные базы данных «Гарант», «Консультант Плюс». Благодаря им как юрист, так и обыватель сможет быстро ориентироваться в законодательстве, которое меняется буквально каждый день. На данный момент все документы, нормативно -правовые акты, судебная практика содержится не только в печатном виде, но и в электронном.

Цифровая Конституция - это не электронная Конституция, а содержащий нормы, регулирующие права, свободы и обязанности граждан в цифровой среде документ.

Проблема: в российском законодательстве нет нормативно-правового акта, который бы регулировал все права и обязанности граждан в цифровой сфере. Но необходимость регулирования этой сферы уже понимают многие. На это указывает то, что отдельные нормы стали постепенно появляться. Так, в 2006 году появился Федеральный закон от 27.07.2006 № 152 -ФЗ «О персональных данных», целью которого является «обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». [1] В 2013 году в трудовом кодексе появилась глава 49, которая регулирует особенности труда дистанционного работника. Также, В 2017 году был принят Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» № 187. А в марте 2019 года в Гражданском кодексе РФ появилась статья 141.1 «Цифровые права». Созданы стратегии, концепции Цифровизации в Российской Федерации.

В цифровое право входят отношения, связанные с IT-проектами, блокчейнами, обработкой персональных данных, искусственным интеллектом, действиями в социальных сетях. И этот список постоянно растет, ведь все больше отношений переходит в цифровой формат. Следует отметить, что в такого рода отношения человек, как правило, вступает ежедневного и неосознанно. Именно поэтому важно уделить этой сфере особое внимание.

Хочется отметить, что в 2017 году появились важные документы - Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы и программа Правительства РФ «Цифровая экономика РФ». Они установили цели по цифровому развитию России, а также установили, что главным приоритетом является защита прав граждан в сети Интернет. Несмотря на большое количество успешных законов данная отрасль все еще имеет простор для законотворчества. Традиционным законом нельзя регулировать деятельность в киберпространстве. Ярким примером может служить безрезультатный запрет социальной сети Telegram в России.

Нарушения прав человека и гражданина в цифровой среде

Общество уже привыкло к рекламе, которая строится на основе персональной информации, в том числе историй поиска в сети, в то время как данная информация обрабатывается без ведома пользователя. Сегодня никто не удивляется спаму в сообщениях на электронную почту, содержание которых утверждает, что человек завладел личными данными компьютера пользователя. В банках учащаются случаи обращений граждан о незаконном списании средств с их банковских карт. Многие становятся жертвами мошенников, которые представляются работниками банков, налоговых служб, владеющие личной информацией. Обычному потребителю сложно в одночасье вычислить мошенника. Множество правонарушений происходит в социальных сетях. Систематически нарушаются авторские права.

Если мы обратимся к судебной практике, то увидим, что в апреле 2016 года Олег Козловский подал иск в ЕСПЧ по поводу взлома своего аккаунта в Telegram. Тем временем, как Измайловский отдел СКР по Москве посчитал, что сообщение заявителя не содержит признаков правонарушения.

Также в декабре 2020 года в Twitter произошла блокировка аккаунта Россотрудничества на пять дней из-за поста в честь Дня российской Конституции. Причём администрация социальной сети так и не дала никаких

пояснений. Это был первый случай в истории сети-Интернет, когда был заблокирован официальный канал органа власти. [2]

Следует сделать вывод о том, что подобного рода правонарушения расследуются медленно, неэффективно. Значит, правовая основа в этой области нуждается в реформировании. Нарушаются конституционные права граждан. Это и статья 22 Конституции РФ, закрепляющая, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, статья 23 Конституции РФ, закрепляющая право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки и тд. Статья 24 Конституции, утверждающая, что сбор, хранение...информации о частной жизни без согласия лица не допускается. И проблемы в неэффективности расследования не столько в работе правоохранительных органов, сколько в отсутствии рабочего законодательства в области цифровизации.

При таком количестве правонарушений в цифровой сфере, «неудобств» как для каждого человека, так и для общества в целом, еще ни одно государство не приняло цифровую конституцию. Значит, у России есть уникальная возможность стать первой в этом вопросе, актуальность которого не вызывает сомнений. Более того, у Российской Федерации есть возможность стать инициатором разработки международного нормативно-правого акта, который бы достойно регулировал этот «пробел» в законодательстве. С помощью этого инструмента Россия сможет повысить авторитет на международной арене и наладить дипломатические отношения с разными странами. Для выхода на международный уровень считаю необходимым показать позитивный законодательный опыт на примере нашей страны.

Проработанность проблемы

В России изучением данного вопроса занимались немногие. В 2018 году была опубликована научная статья в Вестнике российской академии наук, написанная Сергеем Михайловичем Шахраем, заслуженным юристом России. Еще одна научная статья с авторством Ануфриевым Валерием Александровичем была опубликована в 2019 году.

Цифровая Конституция

Важно отметить, что на данный момент не существует идеально подходящего варианта среди предложенных. Цифровизация пришла слишком быстро, поэтому перед нами и появилась новая задача, заключающаяся в разработке нечто нового. Хочется подчеркнуть, что не нужно пытаться поместить в «старую форму» новые правила. Об этом говорила Татьяна Владимировна Шатковская в своих научных трудах. Недостаточно просто закрепить в Гражданском кодексе понятие «цифровые права», и думать, что отношения в этой области урегулированы.

На данном этапе развития есть несколько предлагаемых и вполне логичных варианта закрепления цифровых прав и обязанностей.

Существует мнение, что Цифровая Конституция не должна заменить действующую, а должна стать лишь своеобразным дополнением, надстройкой над существующим правом. Считаю наиболее оптимальный вариант: включить нормы, касающиеся цифрового права в Конституцию Российской Федерации и сформировать из этих норм отдельную главу. Безусловно, существует много тонкостей и вопросов, которые необходимо продумать. Как отметил С.М. Шахрай, важно понять, как относятся права цифрового гражданина и реального, какой базовый набор прав и свобод человека должен быть обеспечен и тд. [3]

Существует и альтернативный, более умеренный вариант. Его озвучила Наталья Касперская - президент ГК InfoWateh, председатель правления АРПП «Отечественный софт», руководитель группы «Информационная безопасность» национальной программы «Цифровая экономика РФ» в феврале 2020 года. Это было предложение о внесении вопроса информационных технологий и обработки данных в 71 статью Конституции (ведение РФ).

Это позволило бы конституционно закрепить цифровую сферу, а после разрабатывать ФКЗ и ФЗ, что, в свою очередь, позволило бы создать единые законы для всех субъектов Российской Федерации. [4]

Считаю, что необходимо чётко регламентировать для граждан, какой контент в сети может повлечь юридическую ответственность.

Еще одним преимуществом цифровой Конституции станет то, что она сможет обеспечить равенство всех граждан: и обычных пользователей сети-Интернет, и специалистов в сфере компьютерного программирования, и цифровых магнатов. Также важно обеспечить доступность информации об обработке своих личных данных каждому пользователю.

Для разработки Цифровой Конституции и ее эффективного функционирования потребуются совместные усилия лучших ученых и практиков программистов, юристов, социологов. Такое тесное сотрудничество будет способствовать развитию перечисленных и смежных наук в Российской Федерации. Возможно, это станет своеобразным толчком в научной среде. Общая цель и непростые задачи смогут сплотить лучшие умы страны.

Цифровая Конституция сможет стать дополнительными превентивными мерами против экономических преступлений, которые в современном мире совершаются с использованием информационных технологий. Это позволит улучшить экономику страны. За счет «прозрачности» граждан мы сможем избежать уклонения от налогов крупных налогоплательщиков, что позитивно скажется на бюджете России.

Важно понимать, что прогресс не стоит на месте, и юриспруденция - это та наука, которая должна суметь предугадать возможное поведение людей и обеспечить грамотное регулирования всех сфер жизни для упорядочивания общественных отношений.

Возможно, стоит рассмотреть формат Декларации, которая включала бы в себя нормы, касающиеся цифрового мира.

Стоит отметить, что все предложенные варианты имеют крупные недостатки. Во-первых, на данный момент уже принято около 5 000 нормативно-правовых актов, касающиеся цифровизации. Однако не один из этих законов не регулирует эту область должным образом на практике. Это наталкивает на определённые размышления. Во-вторых, не определены пределы оцифровки. В-третьих, общественное сознание находится лишь на этапе осознания потребности в подобной разработке. Должно пройти еще несколько этапов прежде, чем родится достойное решение.

Также важно озвучить, что цифровая модель не меняет сущности правового регулирования. Её цель по-прежнему состоит в «приучении людей к самоограничению их инстинктов и производственных посягательств, к осознанному соблюдению законной формы» - утверждает Татьяна Владимировна Шатковская.

Огромная задача, которая стоит перед юристами сегодняшнего дня - это установление пределов оцифровки. Отсутствие одобренных общественным консенсусом определения целей, методов, пределов тотальной цифровизации может привести к непоправимым последствиям. Создание Цифровой Конституции сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Таким образом, подходим к выводу, что в ближайшее время разработка Цифровой Конституции (как задача) все же будет стоять перед научным сообществом, однако, важно сделать акцент на том, что нужно определить долгосрочную цель создания такого регулятора общественных отношений. Также нужно чётко понимать, что основная фигура, для которой должен быть оказан положительный эффект в качестве результата, это человек, личность, его права и свободы.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152 -ФЗ «О персональных данных»

2. Газета. ш//30.06.2020

3. Шахрай С.М. «Цифровая конституция. Основные права и свободы личности в тотально информационном обществе»//Вестник Российской Академии наук, 2018, том 88, №12, с. 1075-1082

4. Малиненко Э.В.О роли конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации в толковании конституций, уставов субъектов Российской Федерации как источниках конституционного права// Малиненко Э.В. Право и государство: теория и практика. 2018. № 6 (162). С. 46-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.