Научная статья на тему 'Конституционно-правовое регулирование информатизации и цифровизации в России'

Конституционно-правовое регулирование информатизации и цифровизации в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
230
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / информатизация / обеспечение безопасности / цифровое мошенничество / цифровые валюты.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михеева Т.Н, Бессонов Н.К.

В статье рассматриваются актуальные проблемы и современное состояние процессов информатизации в России. В настоящее время, несмотря на активно проводимую политику информатизации и цифровизации, возникают вопросы об обеспечении конституционных прав граждан на обеспечение безопасности в данной сфере и использования так называемой цифровой валюты. Проанализировано современное состояние правового регулирования названых аспектов, выявлены соответствующие проблемы, предложены пути решения. Методологический инструментарий исследования включает совокупность методов, которые были востребованы при написании статьи: диалектика, анализ, сравнительно-правовой и формально-правовой методы. Результатом исследования стала выработка законодательных предложений о подготовке правовых норм, которые будут обязывать банковские учреждения создавать такой уровень зашиты данных, чтобы исключить или снизить уровень интернет-мошенничества. Еще одним результатом исследования стало предложение отменить ограничения связанные с использованием цифровой валюты в качестве оплаты товаров, работ и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое регулирование информатизации и цифровизации в России»

МИХЕЕВА Татьяна Николаевна,

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, e-mail: tnmiheeva14@mail.ru SPIN-код: 1737-2382

БЕССОНОВ Никита Константинович,

аспирант кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, e-mail: BNK12rus@yandex.ru

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ В РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы и современное состояние процессов информатизации в России. В настоящее время, несмотря на активно проводимую политику информатизации и цифровизации, возникают вопросы об обеспечении конституционных прав граждан на обеспечение безопасности в данной сфере и использования так называемой цифровой валюты. Проанализировано современное состояние правового регулирования названых аспектов, выявлены соответствующие проблемы, предложены пути решения. Методологический инструментарий исследования включает совокупность методов, которые были востребованы при написании статьи: диалектика, анализ, сравнительно-правовой и формально-правовой методы. Результатом исследования стала выработка законодательных предложений о подготовке правовых норм, которые будут обязывать банковские учреждения создавать такой уровень зашиты данных, чтобы исключить или снизить уровень интернет-мошенничества. Еще одним результатом исследования стало предложение отменить ограничения связанные с использованием цифровой валюты в качестве оплаты товаров, работ и услуг.

Ключевые слова: цифровизация, информатизация, обеспечение безопасности, цифровое мошенничество, цифровые валюты.

MIKHEEVA Tatiana Nikolaevna,

Doctor of Law, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Mari State University.

BESSONOV Nikita Konstantinovich,

postgraduate student of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Mari State University.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF INFORMATIZATION

AND DIGITALIZATION IN RUSSIA

Annotation. The article deals with current problems and the current state of informatization processes in Russia. Currently, despite the actively pursued policy of informatization and digitaliza-tion, in Russia there is a question of ensuring the constitutional rights of citizens to ensure security in this area and the use of the so-called digital currency. The current state of legal regulation of these aspects is analyzed, relevant problems are identified, and solutions are proposed. The methodological tools of the research include a set of methods that helped in writing this article: dialectics, analysis, comparative legal and formal legal methods. The result of the study was the development of legislative proposals for the creation of such legal norms that will oblige banking institutions to create such a level of data protection to exclude or reduce the level of Internet fraud. The next result of the study was a proposal to lift restrictions related to the use of digital currency as payment for goods, works and services.

Key words: digitalization, informatization, security, digital fraud, digital currencies.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

DOI 10.24412/2076-1503-2021 -5-80-83 УДК 342

ББК Х 400 (2 Рос)

В настоящее время в мире идет активный процесс внедрения информационных и цифровых технологий, затрагивающий практически все сферы общественной жизни. В полной мере это касается и России. Можно перечислить следующие направления развития политики информатизации на государственном и частном уровне: государственные и муниципальные услуги; банковские и финансовые услуги; интернет - торговля и иные услуги.

Достижения научно-технического прогресса, стремительное развитие в мире информационно-коммуникационных технологий меняют облик всей человеческой жизни [4, с.24].

Однако процесс развития информационных технологий существенно опережает правовое регулирование в данной сфере. Так, до настоящего времени нет положений, которые в полной мере регулировали бы международную торговлю, осуществляемую в сети Интернет [1, с.23]. Вместе с тем наблюдается достаточно активный рост принятия и разработки нормативных правовых актов, чьей задачей является правовое регулирование процессов цифровизации и информатизации, основы чему были положены еще Конституцией РФ 1993 года. В последующие годы были приняты: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации, Указ Президента РФ от 28.06.1993 N 966 (ред. от 22.03.2005) «О Концепции правовой информатизации России», Указ Президента РФ от 20.01.1994 N 170 (ред. от 09.07.1997) «Об основах государственной политики в сфере информатизации».

Помимо названных правовых актов отдельные положения в рассматриваемой сфере закреплены в Гражданском кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, различных концепциях развития органов государственной власти и т.д.

Между тем, несмотря на обширный перечень правовых актов, остается ряд нерешенных вопросов в данной сфере. Одним из них является обеспечение безопасности в информационной сфере. Например, по данным МВД за 6 месяцев 2020 года выросло количество интернет-мошенничеств по сравнению с 2019 годом. В отдельных регионах России данный рост составил 76% (Москва) и 60 % (Свердловская область) [3. с.65].

При этом, как отмечают специалисты, преступники оперируют реально существующими и действующими базами данных ведущих банков России. С технической точки зрения обеспечение безопасности требует значительных вложений, однако банковские и финансовые учреждения не спешат решать данные проблемы и предпочитают перекладывать ответственность на правоохрани-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

тельные органы. То же относится к компаниям, предоставляющим каналы технической и сотовой связи, и даже более того, получают в итоге значительную прибыль (процент от транкзаций, оформленные кредитные обязательства, которые надлежит выплачивать потерпевшим) [8. с.78].

Это связано, прежде всего, с отсутствием в настоящее время правовых норм, предусматривающих обязанность банковских учреждений по обеспечению соответствующего уровня безопасности и ответственности за их несоблюдение. Кроме этого можно назвать еще ряд факторов:

- отсутствие подготовленных технических специалистов в органах внутренних дел;

- использование не имеющего должного уровня защиты технических средств со стороны банковских и иных финансовых организаций [5. с.67].

Требуется принятие незамедлительных организационных и правовых средств, направленных на обеспечение достаточного уровня безопасности и введения ответственности банковских и финансовых учреждений за уклонение от принятия соответствующих мер, направленных на обеспечение безопасности [6. с.34].

Другой проблемный вопрос возникает в сфере использования так называемых криптова-лют. Наблюдается парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, данные ресурсы с точки зрения государства не признаются в качестве платежных средств и не облагаются налогом, с другой стороны, имеется реальная возможность их использования в качестве таковых. В научной среде идет активное обсуждение этого вопроса и предлагаются различные варианты его решения [2. с.44].

Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» определяет цифровую валюту как совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных. Следовательно, криптовалюта определяется как цифровой код, который используется в качестве платежа и сбережений, а также как инвестиция. Но в России его запрещается использовать для оплаты товаров и услуг [7. с.23].

Таким образом складывается двойственная ситуация, когда с одной стороны, цифровая валюта используется в качестве платежного элемента во всем мире, но в России в определенной части использование криптовалюты законодательно ограничено: прямо установлен полный запрет на оплату цифровой валютой товаров, работ и услуг, который распространяется на действующих на территории России юридических лиц, в том числе филиалы и представительства иностранных и международных компаний, и на граждан, находящихся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Можно выделить несколько подходов к решению данной проблемы. Одним из них выступает введение полного запрета на совершение любых действий с цифровыми валютами, другим является обратное мнение о либерализации данного процесса. На наш взгляд будет целесообразно снять ограничение на оплату цифровой валютой товаров, работ и услуг. В свою очередь это позволит гражданам, которые имеют в собственности криптовалюту потратить ее на то, в чем они нуждаются.

Согласно Федеральному закону «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» разрешается совершение операций и гражданско-правовых сделок с цифровой валютой, а требования ее владельцев подлежат судебной защите, правда, с одной оговоркой - о факте обладания цифровой валютой и совершения с ней сделок необходимо информировать налоговые органы.

Все это предполагает необходимость разработки правовых актов в данной сфере, где бы получили урегулирование выявленные проблемы. Во многих случаях полагаем возможным привести действующие законодательство к нормам и принципам, сложившимся в международном праве.

Подводя краткие итоги исследования необходимо отметить, что процесс цифровизации и информатизации в России в настоящее время имеет тенденцию к широкому распространению. Это явление затрагивает практически все сферы государственного управления и общественной жизни. Несмотря на наличие ряда правовых актов и различных концепций, регламентирующих активный процесс информатизации и цифровиза-ции органов государственной власти, остаются проблемные вопросы как правового, так и организационного характера, которые ожидают своего разрешения. К ним можно отнести проблему несовершенства защиты банковской и финансовой системы и граждан от мошеннических действий в

данной сфере. Здесь необходимо принять такие правовые нормы, которые будут обязывать банковские учреждения создавать уровень зашиты данных, чтобы исключить или снизить случаи интернет-мошенничества.

К другим проблемным вопросам следует отнести оборот так называемой, цифровой валюты на территории России. Как уже отмечалось, Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» запрещает использовать цифровую валюту для расчетов за товары, работы и услуги. В этой части считаем необходимым снятие названных ограничений, что позволит гражданам, которые имеют в собственности криптовалюту, потратить ее на то, в чем они нуждаются. Особое внимание необходимо уделить вопросу о перечне операций, расчеты по которым осуществляются с использованием цифровой валюты, включить в налогооблагаемую базу прибыль от таких операций.

Список литературы:

[1] Гарифуллина Р., Самитов Э.О. Проблемы информатизации экономики России // Colloquium-journal. 2019. №16 (40). C. 23.

[2] Габдрашитов А. М. Криптовалюта в России // Вопросы науки и образования. 2017. №11 (12). - С. 44.

[3] Кузьмин И. Ю. Информатизация российского государства: проблемы, тенденции, перспективы // Вестник ННГУ. 2019. №3. - С.34.

[4] Лолаева А.С. Цифровая (электронная) и традиционная демократия: вопросы соотношения // Конституционное и муниципальное право. 2021. №4 С. 23-26.

[5] Петрова Е.А., Соколов А.Ф. Совершенствование системы государственного управления на основе внедрения концепции электронного правительства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. №18. - С.67.

[6] Сергеев Д. Р., Любименко О. А., Саввате-ева О. В. Мошенничество в сети интернет как угроза экономической безопасности государства // Теоретическая экономика. 2020. №3 (63). -С. 56.

[7] Стась Д. А., Сорокин А. Б. Национальные криптовалюты // E-Scio. 2020. №12 (51). -С. 23.

[8] Старостенко О. А. Природа и способы совершения мошенничества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2020. №4. - С.78.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

Spisok literatury:

[1] Garifullina R., Samitov Е.О. РгоЬ1ету Пог-matizacii ekonomiki Rossii // Со1^шит^оита1. 2019. №16 (40). С. 23.

[2] Gabdrashitov А. М. Кпр^а1у^а V Rossii // Voprosy паи^ i obrazovaniya. 2017. №11 (12). -S. 44.

[3] Kuz'min I. YU. Informatizaciya rossijskogo gosudarstva: ргоЬ1ету, tendencii, perspektivy // Vest-nik NNGU. 2019. №3. - S.34.

[4] Lolaeva A.S. Фй^ауа (elektronnaya) i tradicionnaya demokratiya: voprosy sootnosheniya // Konstitucionnoe i титараГпое pravo. 2021. №4 S. 23-26.

[5] Petrova Е.А., Sokolov АР. Sovershenstvo-vanie sistemy gosudarstvennogo upravleniya па

osnove vnedreniya koncepcii е1еМгопподо pravi-tel'stva // Nacional'nye Не^у: prioritety i bezopas-nost'. 2010. №18. - S.67.

[6] Sergeev D. R., Lyubimenko О. А., Sawa-teeva О. V. Moshennichestvo V seti mtemet kak ugroza ekonomicheskoj bezopasnosti gosudarstva // Teoreticheskaya ekonomika. 2020. №3 (63). -S. 56.

[7] Stas' D. А., Sorokin А. В. №сюпа1'пуе Ыр-tovalyuty // E-Scio. 2020. №12 (51). - S. 23.

[8] Starostenko О. А. Рг^а i sposoby sover-sheniya moshennichestva s ispol'zovaniem Погта-cionno-telekommunikacionnyh tekhnologij // Vestnik Udmur"tskogo universiteta. Seriya «Ekonomika i pravo». 2020. №4. - S.78.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.