DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-1-30-36 УДК 336.744(045) JEL E49
Национальная цифровая валюта как фактор оживления экономики России
В. В. Григорьев
Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-3384-1979
АННОТАЦИЯ
За последнее десятилетие в финансовой сфере произошло резкое усиление роли виртуальной, электронной, цифровой валюты, которая стала выполнять не только функцию меры стоимости товаров и услуг, но и функции инвестирования, хранения и накопления. Таким образом, виртуальная цифровая валюта стала реализовывать все основные функции бумажных денег.
Целью статьи является выдвижение тезиса о целесообразности введения в нашей стране новой виртуальной национальной цифровой валюты, функционирующей на базе технологии блокчейн, что позволит значительно оживить отечественную экономику.
Приводятся определение и отдельные виды виртуальной цифровой валюты, показываются ее достоинства и недостатки, кратко освещается опыт использования данной валюты в России и за рубежом, показывается стоимостная капитализация виртуальной цифровой валюты в настоящее время, дается характеристика правовой базы применения виртуальной цифровой валюты.
Делается вывод, что целесообразно не запрещать криптовалюту, а организовать выпуск и обращение признанного государством вида виртуальной национальной цифровой валюты, использование которой позволило бы дать мощный импульс развитию всех сфер экономики страны.
Особое внимание в статье уделяется механизму функционирования в нашей стране национальной цифровой валюты с участием государственных органов управления. Каждый гражданин сможет в считанные секунды получить зарплату, купить все, что пожелает, инвестировать в любой проект. Записи транзакций в индивидуальном цифровом электронном кошельке пользователя полностью избавят его от бумажной волокиты. Важно отметить, что протоколы блокчейна не позволяют отменять транзакции или менять записи в реестре в принудительном порядке. Это означает, что все операции станут безопасными и анонимными, а анонимность будет нарушаться только в случае осуществления противозаконных операций. Это устроит всех законопослушных граждан страны. Преимущества национальной цифровой валюты позволят обеспечить ее широкое распространение в стране и значительное уменьшение «серого» и «темного» рынков криптовалют, а также оживит отечественную экономику.
Ключевые слова: криптовалюта; виртуальная цифровая валюта; виртуальная валюта; цифровая валюта; рост экономики; биткоин; эфириум; национальный цифровой банк; капитализация криптовалюты; токен; технология блокчейн
Для цитирования: Григорьев В. В. Национальная цифровая валюта как фактор оживления экономики России. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(1):30-36. DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-1-30-36
National Digital Currency as a Factor of the Russia's Economic Revival
V.V. Grigoriev
Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-3384-1979
ABSTRACT
The past decade has highlighted the increasing role of virtual electronic digital currency in the financial sphere. This currency is now performing the functions of investment, storage and accumulation rather than solely the function of measuring the value of goods and services. Thus, the virtual digital currency has come to implement all basic functions of paper money. The purpose of the paper was to put forward the thesis of the feasibility of introduction in Russia of
(CC)]
a new virtual national digital currency operating on the basis of the blockchain technology, which will significantly revitalize the domestic economy. The paper provides the definition of the virtual digital currency and its types, discusses its advantages and disadvantages, gives a brief overview of the experience of using this currency in Russia and abroad, shows the current state of cost capitalization of the virtual digital currency and describes the legal framework for the virtual digital currency application.
The paper concludes that rather than forbidding the crypto currency, there are all the reasons to arrange the issue and circulation of an officially accepted type of a virtual national digital currency that would give a powerful impetus to the development of all spheres of the country's economy. Special attention is paid to the mechanism of the national digital currency operation with the government participation. Every citizen will be able to get a salary in a few seconds, buy everything he wants, invest in any project. Records of transactions in the user's personal digital electronic purse will completely relieve him of paperwork.
It is important to note that blockchain protocols do not allow transaction canceling or compulsory change of ledger entries. This means that all transactions will become safe and anonymous, and anonymity cannot be violated if only by illegal operations. This will suit all law-abiding citizens of the country. The advantages of the national digital currency will ensure its wide circulation in the country and lead to significant shrinking of the "gray" and "dark" cryptocurrency markets and revival of the domestic economy.
Keywords: cryptocurrency; virtual digital currency; virtual currency; digital currency; economic growth; bitcoin; ethereum; national digital bank; cryptocurrency capitalization; token; blockchain technology
For citation: Grigoriev V.V. National digital currency as a factor of the Russia's economic revival. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2019;12(1):30-36. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-1-30-36
ВВЕДЕНИЕ
За последние десятилетия в финансовой сфере произошло резкое усиление роли виртуальной цифровой валюты, которая стала выполнять не только функцию меры стоимости товаров и услуг, но и функции инвестирования, хранения и накопления. Таким образом, она стала реализовывать основные функции бумажных денег.
В начале этого процесса электронная валюта была только аналогом бумажных денег, т.е. рубли, доллары, евро и другие валюты принимали вид цифровой информации, хранящейся и передающейся с помощью электронных носителей, Интернета и пластиковых карт. Но с 2009 г. ситуация изменилась: появилась крипто-валюта в виде биткоина, которая не имеет бумажного аналога, но обладает множеством достоинств.
В настоящее время отдельные государства начали отказываться от бумажных и металлических денег. Так, в Индии в 2016 г. вывели из обращения 86% банкнот, Южная Корея сокращает выпуск монет и к 2020 г. планирует отказаться от их чеканки1 [1].
Фиатные деньги заменяются цифровыми деньгами. Этот процесс проходит наиболее активно в Юго-Восточной Азии благодаря двум основным факторам:
1) высокому уровню доверия к онлайн-платежам;
2) высокой скорости транзакций.
1 Доклад «Финансовое развитие Международного валютного фонда за 2016 год». URL: https://www.imf.org/external/ russian/pubs/ft/ar/2016/pdf/ar16_rus.pdf.
Мессенджер WeChat, который является китайским конкурентом мессенджера Facebook, с пользовательской аудиторией в 600 млн человек всего за шесть дней отправил 32 млрд мобильных электронных переводов. Это больше чем у сервиса PayPal за целый год [1].
Криптовалюты быстро распространяются по миру, несмотря на мощное противодействие со стороны большинства национальных властей, не способных пока в полной мере контролировать процесс их производства и реализации. И если за процессом производства криптовалют при желании можно осуществлять надзор в силу потребления значительных объемов электроэнергии, то процессы использования криптовалют как средств инвестирования, платежа и тем более накопления при современных и, главное, финансовых технологиях, которые появятся в ближайшем будущем, отслеживать весьма проблематично.
Неконтролируемость распространения криптовалют становится причиной значительных рисков для существующих национальных и резервных валют, а значит, и для всей мировой финансовой системы.
Однако некоторые государства предпочли разрешить использование цифровых денег «под присмотром». Например, в Японии и Белоруссии криптовалюты были легализированы, в Швейцарии биткоины были приравнены к иностранными валютам. В США операции с криптовалютой обложили налогом. В ряде стран криптовалюта признана биржевым активом
и при обмене облагается налогом. Таким образом, ряд стран уже использует криптовалюту, что обусловило рост стоимости, например, биткоина с 920 долл. США 21 января 2017 г. до 19499 долл. США 16 декабря 2017 г. На момент подготовки статьи к печати стоимость биткоина понизилась до 3816 долл. США вследствие его запрета в Китае и ряда скандалов, вызванных использованием биткоина в криминальных целях.
Легализация и признание криптовалют в ряде стран обусловили увеличение доверия к ним и рост масштабов их использования. Повышение же спроса на криптовалюту порождает тенденцию роста ее стоимости по сравнению с другими валютами, что ведет к еще большей ее популярности. Получается раскручивающийся по спирали механизм, в котором стоимость и масштаб использования валюты становятся все больше и больше.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИПТОВАЛЮТЫ
Криптовалюта — это виртуальная цифровая валюта, не имеющая материального аналога, создающаяся и использующаяся на основе криптографических методов, призванных обеспечить максимальную конфиденциальность и защиту электронных данных.
В настоящее время известно около 2500 различных видов криптовалют, но наибольшую популярность получили пять криптовалют как наиболее надежных, высокоскоростных, с наибольшей степенью конвертируемости.
Виртуальная цифровая валюта, функционирующая на базе технологии блокчейн, обладает множеством достоинств:
• защищает электронные данные пользователей благодаря уникальным кодам шифрования (их нельзя подделать);
• обеспечивает прозрачность сделки для ее участников;
• у нее отсутствует материальный носитель;
• ее использование в бизнесе обеспечивает рост производительности труда в финансовой, производственной и коммуникационной сферах;
• обеспечивает высокие скорости транзакций;
• значительно сокращает транзакционные издержки;
• может «добываться» с помощью электроэнергии и компьютера;
• отсутствует централизованный регулятор;
• не несутся комиссионные издержки транзакций;
• менее сложное документальное оформление транзакций.
Наряду с множеством достоинств криптовалюты имеют недостатки, в том числе трудность в обеспечении доверия к ним вследствие того, что отсутствует их материальное обеспечение и они не признаны в качестве валюты в большинстве государств.
При рассмотрении процесса обеспечения доверия к криптовалютам важно выделить важный аспект — соблюдение нравственных принципов участниками криптовалютного рынка. Если у инициаторов введения данного (конкурентного) вида криптовалюты будут отсутствовать нравственные принципы (т.е. они будут ставить перед собой безнравственные цели), то им не поможет ни материальное обеспечение сделки, ни государственное регулирование рынка. Виртуальная сфера мало поддается государственному регулированию. При ее применении важным становится профессионально-нравственное регулирование внутри профессионального сообщества: необходимо создавать внутреннюю профессионально-нравственную «религию» и соответствующие «церковные» институты, которые позволили бы вывести крипто-валютный рынок из «серой» и «темной» в «белую» сферу. И здесь без государственного участия в формировании виртуальной цифровой финансовой инфраструктуры обойтись невозможно.
Другими недостатками криптовалют являются их большая волатильность, всевозрастающие проценты конвертируемости в общеизвестные валюты, противодействие их обороту со стороны отдельных государств, возможность хакерских атак на специализированные биржи и организации, а также то, что нельзя изменить код операции после ее проведения, т.е. отозвать платеж.
Недостаток криптовалют заключается в том, что они по разным причинам пока не признаны многими государствами, в том числе в России.
ПРАВОВЫЕ ПОЛОжЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРИПТОВАЛЮТ
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 21.10.2017 № Пр-2132 по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере Минфином России подготовлен проект федерального закона «О цифровых финансовых активах».
Законопроектом изначально предполагалось урегулировать вопросы, связанные с публичным
привлечением денежных средств и криптовалют путем размещения токенов (ICO) по аналогии с регулированием первичного размещения ценных бумаг, а также определить особенности оборота цифровых финансовых активов и придать майнингу статус предпринимательской деятельности, что должно позволить легализовать цифровую валюту и облагать майнера налогом на прибыль.
Предлагаемое законопроектом определение крип-товалюты, являющейся имуществом в электронной форме, а также устанавливаемый законопроектом особый порядок совершения на территории Российской Федерации сделок с криптовалютой только через операторов обмена цифровых финансовых активов, соответствующих специальным требованиям, должны были позволить существенно снизить риски мошенничества, а также способствовать созданию прозрачного налогового режима для операций с криптовалютами и увеличить, таким образом, налоговые поступления в бюджет Российской Федерации.
В настоящее время в Государственной Думе проходят обсуждение:
• законопроект «О цифровых правах», предполагающий внесение в Гражданский кодекс Российской Федерации определения «цифровое право» (ст. 1411), обладателем которого признается лицо, имеющее уникальный доступ к цифровому коду или обозначению, позволяющий совершать действия по распоряжению цифровым правом2, «цифровые деньги» (ст. 1412) и их включение в список гражданских прав;
• законопроект «О цифровых финансовых активах»3, который определит основные понятия виртуальной валюты: токен, цифровой кошелек и др. Токены могут выпускаться на территории России только юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями для привлечения финансирования. Квалифицированные инвесторы смогут обменивать виртуальные деньги на другие активы только через специальный счет, который открывает оператор цифровых активов, владеющий цифровым кошельком. Порядок ведения таких счетов установит Центробанк России. Население же в рамках одного выпуска сможет приобрести токены на сумму не более 50 тыс. руб.
2 Сайт Государственной Думы. URL: http://duma.gov.ru/ news/27029.
3 Сайт Российской газеты. URL: https://rg.ru/2018/01/25/
minfin-rf-opublikoval-zakonoproekt-o-regulirovanii-kriptovaliuty.html
Но 19 сентября 2018 г. стало известно, что законопроект «О цифровых финансовых активах» в его последней версии не содержит понятия «криптова-люта», а майнинг определяется только как выпуск токенов для привлечения инвестиций в капитал. Законопроект не регламентирует сделки с криптовалютами. Теперь предметом регулирования становятся только операции с токенами. Последние могут либо подтверждать права на имущество и участие в капитале компании, либо выполнять техническую роль при покупке и обращении цифровых активов. Вдобавок последняя версия документа не отвечает на вопрос, когда будут легализованы криптовалюты в России. Государство старается нивелировать риски, связанные с криптовалютами, но из-за этого оставляет рынку минимальные возможности для развития4.
Таким образом, в настоящее время операции с криптовалютой в России не запрещены, однако пока отсутствуют законодательные положения по регулированию рынка виртуальной цифровой валюты. За рубежом складывается иная ситуация. Первым штатом в США, начавшим регулировать криптовалюту, оказался Нью-Йорк. В июне 2015 г. на сайте Департамента финансов этого штата был опубликован нормативный документ ВШкете, который предусматривал:
• введение так называемого битлицензирования организаций, осуществляющих сделки с криптова-лютой;
• установление стоимости заявки на получение данной лицензии (5000 долл. США);
• обязательное ведение реестра сведений о клиентах организации (имена, адреса, даты, объемы транзакций);
• обязательное проведение аудита финансовых услуг организации со стороны Департамента финансов штата;
• предварительное решение вопросов безопасности информации, в том числе наличие плана аварийного восстановления информации (в случае хищения информации) [3].
Введение данного нормативного документа в штате Нью-Йорк должно было позволить полностью контролировать компании, осуществляющие операции с виртуальной цифровой валютой.
Ряд стран, как было отмечено выше, также признали криптовалюту: Швейцария, Белоруссия, Япония и др.
4 Сайт TADVISER. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Ста-тья: Криптовалюты_в_России.
МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦИФРОВОЙ ВАЛЮТЫ
По нашему мнению, целесообразно не запрещать криптовалюту, а организовывать выпуск и обращение признанного государством вида виртуальной национальной цифровой валюты, использование которой позволило бы дать мощный импульс развитию всех сфер экономики страны. Признание криптовалюты в качестве платежного средства в законодательстве позволило бы поднять доверие к криптовалюте у граждан и, как следствие, увеличить масштабы ее использования.
Если по определенному виду виртуальной цифровой валюты не ограничивать количество токенов и эту виртуальную цифровую валюту признает государство, она бы могла использоваться не только гражданами и предпринимателями той страны, где она создана, но могла бы участвовать в международных расчетах.
Источниками создания такой цифровой национальной валюты могут быть два типа государственных структур:
1) государственные венчурные фонды, которые с помощью государственных токенов, распространяемых среди населения страны, будут финансировать заранее отобранные экспертами инновационные стартапы;
2) государственные фермы по «добыче» токе-нов, часть которых можно размещать на специально созданных под эгидой государства цифровых валютных биржах, доход от которых отправлять в бюджет, а большую часть использовать как средство платежа для населения, предпринимателей и международных расчетов. Вначале эти расчеты можно осуществлять внутри страны, затем в рамках Евразийского экономического пространства, далее в рамках других объединений, а впоследствии эта виртуальная национальная валюта может стать мировой, обеспечив нашей стране экономическое процветание на долгие годы.
Важным условием размещения виртуальных национальных токенов должен быть их обмен на рубли в любое время по текущему курсу на валютной бирже. Это внутри страны. А в межстрановых расчетах обеспечением виртуальной национальной валюты может быть золото либо другие ресурсы (нефть, газ, электроэнергия, лес и др. в зависимости от потребности другой стороны, участвующей в сделке). При выполнении этих важных условий
обеспечения платежей национальные цифровые токены будут пользоваться доверием и спросом у населения и предпринимателей.
И если до настоящего времени главной проблемой криптовалютного рынка является отсутствие контроля за размещением и движением криптовалют со стороны государства, то в предлагаемом нами мегапроекте — выпуске национальной цифровой валюты — такой проблемы нет, так как производство цифровой национальной валюты, ее размещение на валютных биржах и в платежной сфере, в том числе в сфере межстрановых платежей, будут производить государственные органы управления.
Другие проблемы: обеспечение процесса «добычи» национальных цифровых токенов электрическими мощностями, лучшими методами шифрования информации и высокими скоростями передачи информации на основе лучших блокчейн-технологий — вполне решаемы для нашей страны с ее резервными электрическими мощностями и интеллектуальным потенциалом.
Национальная цифровая валюта будет иметь ряд преимуществ по сравнению с существующей крип-товалютой:
• она будет легитимна и доступна для всех, а не для ограниченного количества инвесторов-спекулянтов;
• криптовалюта ничем не обеспечена, в то время как виртуальная цифровая национальная валюта будет обеспеченна рублем, а в межгосударственных операциях — золотом или природными ресурсами;
• доходы от операций с виртуальной национальной валютой, в том числе доходы от налогообложения сделок с ней, будут поступать в бюджет;
• национальная цифровая валюта обеспечит удобство всем пользователям не только в платежной сфере, но и в инвестиционной, инновационной, а также в сфере накопления.
Соответствующая карточка и индивидуальный электронный кошелек — это все, что необходимо для осуществления всех операций. Индивидуальный кошелек позволит пользователю получать зарплату в цифровых деньгах, осуществлять платежи, инвестировать в стартапы и другие инвестпроекты, хранить, обменивать цифровую валюту на рубли и национальные цифровые валюты других стран. Индивидуальный электронный кошелек обладает высоким уровнем защиты от кибератак и взломов.
Регулирование данного финансового сектора — оборот виртуальной национальной цифровой валю-
ты — может осуществлять национальный цифровой банк, который призван способствовать реализации всех основных функций цифровой валюты: платежной, инвестиционно-инновационной, резервной и пр.
Важным преимуществом криптовалюты является анонимность. В случае использования виртуальной национальной цифровой валюты анонимность цифровой валюты можно сохранить, используя механизм двух ключей (публичного, выданного единым национальным банком, и индивидуального, сформулированного пользователем). В этом случае действия пользователя будут анонимными для всех участников сделки (а значит, и для рынка), но будут прозрачными для национального банка. Эта прозрачность сделки для государства, во-первых, обеспечит реализацию интересов общества в налогообложении сделки, во-вторых, обеспечит легитимность сделки, в-третьих, резко повысит степень доверия к национальной цифровой валюте у населения и предпринимателей.
Каждый гражданин сможет в считанные секунды получить зарплату, купить все, что пожелает, инвестировать в любой проект. Записи транзакций в индивидуальном цифровом электронном кошельке пользователя полностью избавят его от бумажной
волокиты. Важно отметить, что протоколы блокчей-на не позволяют отменять транзакции или менять записи в реестре в принудительном порядке. Это означает, что все операции станут безопасными и анонимными, а анонимность будет нарушаться только в случае осуществления противозаконных операций. Это устроит всех законопослушных граждан страны.
Вышеперечисленные преимущества национальной цифровой валюты обеспечат ее широкое распространение в стране, значительное сужение «серого» и «темного» рынков криптовалют и оживление отечественной экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Введение национальной цифровой валюты на основе технологии блокчейн положит начало новой эпохе экономического развития страны: более открытой, более доверительной, более эффективной, чем предыдущие. Предлагаемый нами механизм функционирования национальной цифровой валюты позволяет существенно расширить сферы традиционной и инновационной экономики, а государству мягко контролировать оборот цифровой валюты и реализовывать государственный интерес.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Федорова Г. Азиатский регион: технологии чуда. Стратегия. 2017;27(2):48-50.
2. Колесников П., Бежанова Ю., Крылов Г. Технология Блокчейн. Анализ атак, стратегии защиты. AP Lambert AcademicPuse. 2017:76.
3. Голдман М. Состояние, перспективы рынка криптовалюты. Capital. 2018.
4. Винья П., Кейси М. Эпоха криптовалют. Как биткоин и блокчейн меняют мировой экономический порядок. М.: Манн, Иванов, Фербер; 2017. 432 с.
5. Тапскотт Д., Тапскотт А. Технология блокчейн: то, что движет финансовой революцией сегодня. М.: Эк-смо; 2017. 448 с.
6. Стефанова Н. А., Герасимович А. Л. Криптовалюта как единая мировая децентрализованная валюта. Актуальные вопросы современной экономики. 2017;(3):60-64.
7. Шавина Е., Каленов О., Кукушкин С. Может ли криптовалюта стать альтернативой традиционным валютам? Экономика знаний: теория и практика. 2017;4(4):93-95.
8. Батюк Б. В. Биткоин: станет ли он наднациональной валютой? E-Scio. 2017;12(9):54-61.
9. Фетюхин В. И., Шашнев П. Д., Половой К.А. Биткоин как новая валюта электронной коммерции. Теория и практика современной науки. 2016;7(1):360-365.
10. Сидоренко Э. Л., Семыкина О. И. Виртуальная валюта в России: возможные модели правового регулирования. Обзор Международной научно-практической конференции «Электронная валюта в свете современных правовых и экономических вызовов». Библиотека криминалиста. 2016;28(5):153-158.
11. Гуськов А. Ю., Стерликов Ф. Ф. К вопросу о криптографической валюте. Экономические науки. 2017;(151):7-10.
12. Бакиев Р.М. Цифровая валюта в российской экономике. Экономика и социум. 2017;37(6-1):209-212.
13. Орлова И. А., Кечеджиян К.А. Биткоин: валюта будущего или инструмент отмывания денег? Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике. 2018;141-2):599-604.
36
В. В. Григорьев
14. Трунцевский Ю. В. Цифровая (виртуальная) валюта и противодействие отмыванию денег: правовое регулирование. Банковское право. 2018;(2):18-28.
15. Роженцова Е.В. Криптовалюта как возможная мировая валюта: дискуссионные аспекты. Журнал экономической теории. 2018;15(2):204-212.
REFERENCES
1. Fedorova G. Asian region: technology miracle. Strategiya = Strategy. 2017;27(2):48-50. (In Russ.).
2. Kolesnikov P., Bezhanova Y., Krylov G. Technology Blokchejn. Analysis attacks, protection strategies. AP Lambert AcademicPuse. 2017:76. (In Russ.).
3. Goldman M. State, market prospects kriptovaljuty. Capital. 2018. (In Russ.).
4. Vigna P., Casey M. Era kriptovaljut. As has and blokchejn are changing the world economic order. Moscow: Mann, Ivanov, Ferber; 2017. 432 p. (In Russ.).
5. Tapscott D., Tapscott A. Blokchejn technology: what moves the financial Revolution today. Moscow: Eksmo; 2017. 448 p. (In Russ.).
6. Stefanova N. А., Kuznetsov A. I. Kriptovaljuta as a single world currency decentralized. Aktual'nye voprosy sovremennoi ekonomiki = Actual problems of modern economy. 2017;(3):60-64. (In Russ.).
7. Shavina E., Kalenov O., Kukushkin S. Can the kriptovaljuta be an alternative to the traditional currencies? Ekonomika znanii: teoriya i praktika = Knowledge economy: theory and practice. 2017;4(4):93-95. (In Russ.).
8. Batyuk B. V. Bitcoin: whether it will be a supranational currency? E-Scio. 2017;12(9):54-61. (In Russ.).
9. Fetjuhin V. I., Shashnev P. D., Polevoi K. A. Bitcoin is the new currency e-commerce. Teoriya i praktika sovremennoi nauki = Theory and practice of modern science. 2016;7(1):360-365. (In Russ.).
10. Sidorenko E. L., Semykina O. I. Virtual currency in russia: legal regulation model. Review of international scientific-practical conference "Electronic currency in light of current legal and economic challenges". Biblioteka kriminalista. Nauchnyi zhurnal = Forensic Library Journal. 2016;28(5):153-158. (In Russ.).
11. Guskov A. Yu., Sterlikov F. F. To the question about the cryptographic currency. Ekonomicheskie nauki = Economic sciences. 2017;(151):7-10. (In Russ.).
12. Bakiyev R. M. Digital currency in the russian economy. Ekonomika i sotsium = Economy and society. 2017;37(6-1):209-212. (In Russ.).
13. Orlova I. A., Kechedzhijan K. A. Bitcoin: Currency of the future or money laundering tool? Innovatsionnye tekhnologii v mashinostroenii, obrazovanii i ekonomik = Innovative engineering technologies, education and economy. 2018;141-2):599-604. (In Russ.).
14. Truncevskij Yu. Digital (virtual) currency and countering money-laundering: legal regulation. Bankovskoe parvo = Banking law. 2018;(2):18-28. (In Russ.).
15. Rozhencova E. V. Kriptovaljuta as a possible global currency: discussion aspects. Zhurnal ekonomicheskoi teorii = Journal of economic theory. 2018;15(2):204-212. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Владимир Викторович Григорьев — доктор экономических наук, профессор Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
ABOUTTHE AUTHOR
Grigoriev Vladimir V.— Dr. Sci. (Econ.), Professor, the Corporate Finance and Corporate Governance Department,
Financial University, Moscow, Russia
Статья поступила: 12.11.2018; принята к публикации: 15.01.2019. The article was received 12.11.2018; accepted for publication 15.01.2019. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author read and approved the final version of the manuscript.