Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАНИНА В ПЕРИОД ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА'

К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАНИНА В ПЕРИОД ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / ЦИФРОВЫЕ ПРАВА / ЛИЧНЫЕ ПРАВА / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бестаев Тамерлан Эрикович

Поскольку на данный момент происходит глобальное развитие все сфер жизни общества, как следствие происходят также изменения в законодательство. Конституционно-правовой статус личности недостаточно изучен в связи с возникновением цифровых прав. В данной работе автор рассматривает права граждан Российской Федерации, которые он реализует через интернет-ресурсы. Поскольку тема цифровых прав находится на стадии развития, мы можем наблюдать различные трудности в их применении. В данной статье автор предлагает способы их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF REALIZATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHTS OF A CITIZEN IN THE PERIOD OF THE INFORMATION SOCIETY

Since at the moment there is a global development in all spheres of society, as a result, there are also changes in legislation. The constitutional and legal status of the individual has not been sufficiently studied in connection with the emergence of digital rights. In this paper, the author considers the rights of citizens of the Russian Federation, which he implements through Internet resources. Since the topic of digital rights is in its development stage, we can observe various difficulties in their application. In this article, the author suggests ways to eliminate them.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАНИНА В ПЕРИОД ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»

К вопросу реализации конституционных прав гражданина в период информационного

общества

To the question of realization of the constitutional rights of a citizen in the period of the

information society

Бестаев Тамерлан Эрикович

студент 1 курса

(ФГБОУ ВО «Южно - Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»)

г. Ростов-на-Дону

Bestaev Tamerlan Erikovich

1st year student

(FGBOU VO "South - Russian Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation")

Rostov-on-Don

Научный руководитель: Малиненко Эльвира Владимировна,

к.ю.н., доцент

(ФГБОУ ВО «Южно - Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»)

г. Ростов-на-Дону

Supervisor: Malinenko Elvira Vladimirovna,

PhD in Law, Associate Professor

(FGBOU VO "South - Russian Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation")

Rostov-on-Don

Аннотация.

Поскольку на данный момент происходит глобальное развитие все сфер жизни общества, как следствие происходят также изменения в законодательство. Конституционно-правовой статус личности недостаточно изучен в связи с возникновением цифровых прав. В данной работе автор рассматривает права граждан Российской Федерации, которые он реализует через интернет-ресурсы. Поскольку тема цифровых прав находится на стадии развития, мы можем наблюдать различные трудности в их применении. В данной статье автор предлагает способы их устранения.

Annotation.

Since at the moment there is a global development in all spheres of society, as a result, there are also changes in legislation. The constitutional and legal status of the individual has not been sufficiently studied in connection with the emergence of digital rights. In this paper, the author considers the rights of citizens of the Russian Federation, which he implements through Internet resources. Since the topic of digital rights is in its development stage, we can observe various difficulties in their application. In this article, the author suggests ways to eliminate them.

Ключевые слова: конституционно-правовой статус, цифровые права, личные права, политические права, экономические права, социальные права.

Key words: constitutional and legal status, digital rights, personal rights, political rights, economic rights, social

rights.

На данный момент мы можем наблюдать процесс оцифровизации, информатизации общества, который оказывает существенное влияние на все сферы жизнедеятельности людей. Множество своих прав граждане Российской Федерации могут осуществить посредством различных официальных интернет-сайтов органов власти. Такие изменения неразрывно связаны с законодательством государства, как следствие происходит модернизация нормативно-правовых актов. Права и свободы граждан в цифровом обществе увеличиваются в геометрической прогрессии, но не стоит забывать, что «Права и свободы одного человека заканчиваются там, где

начинаются права и свободы другого человека». Граждане Российской Федерации наделены множеством прав и свобод, но в отношении их также установлены обязанности, которые необходимо соблюдать. Таким образом, мы можем говорить о прямой связи прав и обязанностей, которые сопряжены между собой. На современном этапе изучение конституционно-правового статуса личности является актуальным, поскольку действующее законодательство требует изменений в нормах нормативно-правовых актов, необходимых для полной реализации прав и исполнения обязанностей.

Правовой базой для более детального изучения данного вопроса, в первую очередь, послужит такой нормативный акт как Конституция Российской Федерации. Основной закон определяет Российскую Федерации как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Ввиду этого права и свободы гражданина обладают высшей ценностью, а обязанностью государства является их признание, соблюдение и защита. В связи с развитием общества расширяются права человека, и наблюдается нарушение их. Именно поэтому происходит изменение законодательства путем внесения определенных поправок для минимизации таких ситуаций.

Изучая вопрос прав и обязанностей гражданина, можно выделить 3 категории прав для удобства их рассмотрения и изучения: личные права и свободы; политические права и свободы; социальные, экономические и культурные права и свободы.

Личные права и свободы являются некой фундаментальной основой, базисом построения правосубъектности личности. Данной категорией прав граждане Российской Федерации обладают с рождения вне зависимости от национальных, религиозных и других характеристик, это является одним из их ключевых особенностей. Право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на свою свободу мысли и слова - данные примеры прав, относятся к категории личных. Осуществить своё право на свободу выражения собственной мысли, мнения в современный период развития общества индивид можно не только в условиях реальной жизни, но и в виртуальной реальности. Существует определенная категория людей, которая проходит регистрацию на различных сайтах социальных сетей, форумах под чужим, выдуманным именем. Так они считают, что обладают способностью высказать мнение не персонифицированно и установить их личность, по их мнению, не предоставляется возможности. Но происходит развитие компьютерных технологий, позволяющих определить -адрес субъекта, отправлявшего то или иное сообщение, либо опубликовавшего различную запись. Таким образом, если гражданин ущемляет права других людей в виртуальной реальности, он в таком же объеме подлежит ответственности за данное деяние, несмотря на то, что она было совершенно не в реальной действительности. При исследовании личных прав и свобод человека, стоит обратить внимание на право забвения, которое законодательно закреплено с 2015 года в связи с развитием информационного общества. Его смысл заключается в возможности гражданина способствовать прекращению оборота каких-либо персональных данных, таким образом, он вправе требовать удаления информации в отношении него с интернет-ресурсов свободного доступа. Данное нововведение способствует реализации государством права человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени.

Технологии информационного общества позволяют гражданам осуществлять тесное взаимодействие с представителями государства. С введением цифровых способов получения информации, используя единый портал государственных и муниципальных услуг, единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) физическое лицо обретает возможность санкционированного доступа к сведениям, содержащимся в государственных и иных информационных системах. Действующее законодательство закрепляет возможность граждан направлять заявление и жалобы в электронном формате в органы государственной власти и местного самоуправления с использованием связи Интернет. Институт выборов является одним из самых важнейших,

поскольку Российская Федерация является демократическом государством, в нем также произошел ряд существенных изменений с применением информационных технологий. В 2021 году мы имели положительный опыт масштабирования дистанционного электронного голосования, которое провели в 7 субъектах. С помощью таких технологий граждане смогли поучаствовать на выборах депутатов в Государственную Думу. Условия принятия участия были довольно просты, необходимо было подать заявку через свой личный кабинет на государственном портале госуслуги, а также на сайте mos.ru для жителей Москвы. При таком голосовании существовали ряд условий: необходимо являться жителем одним из 7 регионов, в которых проходил такой вид голосования, а также обладать избирательным правом. Необходимо обратить внимание на то, что более 90% из всех участников дистанционного электронного голосования приняли участие в нем. По словам председателя ЦИК Эллы Памфиловой, к 2024 году электронное голосование на выборах будет реализовано по всей стране. Вовлечение большинства населения как субъектов информационного социума, положительно отразиться на формирование определенного правосознании граждан в период цифровизации общества. В дальнейшем такжебудет возможно проведение референдума в дистанционной форме, это положительно скажется на практике, так как такой формат менее затратный в материальном плане. Но, к сожалению, на данный момент мы не можем применить такие технологии к референдуму, поскольку существуют определенные правовые барьеры, требующие урегулирования. Статья 46 Конституции Российской Федерации, которая обеспечивает гарантию реализации права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство предусматривает обеспечение реального доступа граждан к правосудию, неукоснительное соблюдение процедуры судебного разбирательства, обеспечение предусмотренных прав и гарантий участников судебного процесса, а также возможности обжалования судебных решений также имеет способы реализации данного права посредством информационных технологий. Гражданин обладает возможностью подачи процессуальных документов в электронном виде через официальный сайт суда, также он может ознакомиться с судебной практикой по схожим судебным спорам.

При изучение вопроса социальных и экономических прав гражданина, стоит обратить внимание на портал государственных услуг, который оказывает существенное воздействие на их реализацию и облегчает жизнь человека. Функционал данной платформы довольно обширный и затрагивает все сферы жизнедеятельности населения. У граждан появляется возможность оформлять ИП через данный сайт, в таком случае субъекту необходимо только предоставить полный пакет документов, пройти подтверждение учётной записи, а также иметь усиленную квалифицированную электронную подпись. С его помощью мы может осуществить свою обязанность - уплата налогов, необходима только регистрация на сайте госуслуг, эта возможность позволяет существенно экономить время. Посредством портала государственных услуг граждане могут произвести запись к врачу, тем самым реализуя своё право на охрану здоровья. Для повышения мотивации обучающихся, реализации принципов доступности и наглядности интерактивных уроков была создана Российская электронная школа, которая позволяет ученикам получать бесплатное качественное общее образование на основе специально разработанных авторских программ (статья 5 Конституции РФ). Дети являются очень уязвимыми и восприимчивы к любой информации, в связи с этим необходим тщательный контроль образовательных сайтов на предмет информации, которая может разрушать детскую психику (различные выплывающие рекламы на тему алкоголя, отношений между взрослыми), следует установить возрастной ценз, который не позволит ребёнку зайти на сайт, содержащий непристойную информацию.

Множество жителей других стран хорошо знакомы с представителя Российской Федерации в сфере творчества, так как их произведения обладают невообразимой красотой. В 2020 году мы можем наглядно наблюдать реализацию культурных прав граждан, несмотря на запреты посещения многолюдных мест в связи с

эпидемиологической обстановкой, многие могли по-прежнему развиваться в сфере культуры. Для просмотра экспозиций Третьяковская галерея, Кремль, Эрмитаж проводили онлайн-экскурсии, этому поспособствовала политика государства, которая направлена на реализацию культурных прав граждан и их всестороннее развитие. С 1 сентября 2021 года граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 22 лет имеют возможность получения «Пушкинской карты» при поддержке программы популяризации культурных мероприятий среди молодёжи. Данная карта имеет определенный номинал, финансируемый из федерального бюджета, для посещения всевозможных музеев, выставок, театров, филармоний. Эта программа направлена не только на осуществление культурных прав, но и реализацию права на образование, поскольку такие мероприятия расширяют кругозор и формируют мировоззрение подрастающего поколения.

Процесс цифровизации Российской Федерации развивается в положительном направлении. Государство пытается создать множество условий для осуществления прав и свобод граждан посредством новшеств информационного общества. Создаются всевозможные специализированные платформы для упрощения жизнедеятельности населения. Но поскольку данный процесс осуществляется относительно недавно и довольно сложный, он сопровождается некоторыми отрицательными аспектами. Необходимо создать законопроект Федерального закона «Цифровые права», где будут четко определены права и обязанности граждан для урегулирования их взаимодействия в виртуальной реальности. К сожалению, мы можем наблюдать, что многие граждане нарушают личные права других граждан, так как считают, что в цифровом пространстве им не грозит никакая ответственность. Именно поэтому необходимо создать модерацию социальных сетей, обработка которых будет проходит через специально учрежденное подразделение в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

В законопроекте федерального законодательства, который будет направлен на реализацию прав и свобод человека в цифровой реальности, необходимо внести следующие права:

1. Право на доступ к Интернету. Оно выражается в способности каждого индивида иметь доступ к Всемирной сети Интернет для того, чтобы таким способом реализовывать свои права на свободу выражения мнения, поиск, передачу и распространение информации. На данный период времени отсутсвует законодательное закрепление такого права, а также наблюдаются технические сложности, поскольку даже отсутствует регламентация минимальной скорости передачи данных.

2. Право на поиск, получение и передачу информации. В нормах Кодекса этики для информационного общества указывается, что люди имеют право обладать удобными «инструментами», которые позволяют оперативно и эффективно вопроизводить информацию, обмениваться ею и получать доступ к ней.

3. Право на использование, создание и публикацию цифровых произведений. На данный момент действует система Цифрового идентификатора объекта, которая устанавливает некоторые требования для предоставлении информации, касающихся цифровых объектов. С помощью нее происходит регистрация контента, впоследствии присваивается номер, который позволяет отследить условия его использования. Это могут быть различные виды произведений представленные в цифровом формате. Национальный реестр интеллектуальной собственности является российским аналогом данной системы, который регулирует права на объекты интеллектуальной собственности. Система осуществляет работу посредством блокчейна, позволяющего защитить всевозможные виды авторских прав.

4. Право на приватность в Интернете. Сущность его заключается в хранении и передачи какой-либо информации и предоставлении третьим лицам информации кому-либо через Интернет.

5. Право на анонимность. Данное право включает в себя возможность искать информацию по просторах Всемирной сети интернет без определения данных пользователя, также отправлять личные сообщения

посредством почты или социальных сетей без персонификации отправляющего, публиковать информационные посты на различных интернет-ресурсах, осуществлять различные анонимные платежи, а также создавать и распространять произведения.

6. Право на свободу слова.

Список используемой литературы:

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс] - Правовая система Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (дата обращения 14.04.2022).

2. Чунихина Т. Н. Трансформация правового статуса личности в условиях цифровизации общества / Т. Н. Чунихина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2020. - N 2. - С. 199-207.

3. Жадан В. Н. К вопросу о современных актуальных проблемах конституционного права / В. Н. Жадан // Юридическая наука. - 2019. - N 7. - С. 13-18.

4. Как устроено дистанционное электронное голосование в России, и какие у него перспективы [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.tadviser.m/шdex.php/Сraтья:Как устроено дистанционное электронное голосование в России, и какие у него перспективы (дата обращения 16.04.2022).

5. Российская электронная школа о проекте [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://resh.edu.ru/about (дата обращения 17.04.2022).

6 .Малиненко Э.В., Малиненко, Л.К. К вопросу унификации конституций и уставов субъектов РФ и конституций штатов США в части местного самоуправления / Э.В. Малиненко, Л.К. Малиненко //Образование и право.2020. № 8. С.416-421.

7. Малиненко Э.В., Новоселов В.А. Конституционная ответственность в современных реалиях /Э.В. Малиненко, В.А. Новоселов//Право и государство: теория и практика. 2021. № 7 (199). С.67-68.

8. Малиненко Э.В., Тягун Ю.П. К вопросу о конституционных основах системы здравоохранения в Российской Федерации /Э.В. Малиненко, Ю.П. Тягун// Право и государство: теория и практика. 2021. № 7 (199). С.79-80.

9. Малиненко Э.В., Шогенова Э.Р. К вопросу о судебной власти и прокуратуре в Российской Федерации/ Э.В. Малиненко, Э.Р. Шогенова// //Право и государство: теория и практика. 2021. № 7 (199). С.89 -91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.