Научная статья на тему 'Роль конфликтов и противоречий в системе государственного управления'

Роль конфликтов и противоречий в системе государственного управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
574
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Боровикова Н. В., Куликова Е. А.

Рассмотрен анализ типичных конфликтных ситуаций, возникающих в системе государственного управления и сущность конфликта с разных теоретических позициях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль конфликтов и противоречий в системе государственного управления»

РОЛЬ КОНФЛИКТОВ И ПРОТИВОРЕЧИЙ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

© Боровикова Н.В.*, Куликова Е.А.*

Филиал Северо-Кавказского федерального университета, г. Пятигорск

Рассмотрен анализ типичных конфликтных ситуаций, возникающих в системе государственного управления и сущность конфликта с разных теоретических позициях.

Конфликты в сфере государственного управления по своей природе представляют собой одну из самых многочисленных разновидностей социально-политических конфликтов, которые возникают из-за различий интересов, соперничества и борьбы всевозможных институтов и государственных структур по поводу перераспределения и реализации публичной власти. Следовательно, объект конфликтов в сфере государственного управления - распоряжение властью, а предметно-содержательную основу образует пересечение политико-правовых, социально-экономических, организационно--административных и других аспектов.

Конфликты в сфере государственного управления представляют собой форму взаимодействия государственно-политических институтов, организаций и лиц, осуществляющих власть в рамках определенной государственной системы, но занимающих в ней различные позиции. Конфликты в сфере государственного управления следует рассматривать как сложную систему, которая изначально заключает в себе целый ряд противоречий. Однако это дает ей возможность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям и развиваться. Поэтому конфликты являются основой механизма адаптации государственно-административной сферы, так как, с одной стороны, они позволяют отследить существующие противоречия, а, с другой, - если умело управлять конфликтами, возможно, добиться повышения эффективности всей системы. Таким образом, конфликты в системе государственного управления могут вести к позитивным изменениям и не быть только деструктивным явлением.

Современная наука о государственном управлении предлагает выработать конструктивную позицию в отношении конфликта, рассматривающую его как норму отношений между людьми, который дает выход социально-психологической напряженности и порождает изменения в деятельности организации.

По мнению российских конфликтологов Ф.М. Бородкина и Н.М. Коряка, конфликт - это деятельность людей, и значит, всегда предполагает преследование цели. Отсюда следует, что конфликтующие стороны обязательно должны быть деятельными субъектами, что позволяет отделить реальных участников конфликта от таких индивидов и групп, которые выступают в

* Ассистент кафедры Государственного и муниципального управления.

* Старший преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления.

182 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ

качестве инструментов, орудий, средств борьбы каких-либо субъектов конфликтного взаимодействия.

Субъектами конфликтного взаимодействия в организации могут выступать отдельные индивиды, социальные группы и подразделения организации государственного управления. В таком случае конфликтология их обозначает как оппонентов.

Конфликт может иметь один основной предмет, который распадается на множество частных предметов. Объектом конфликта может выступать любой предмет материального мира или социальной реальности.

Конфликт - столкновение противоположно направленных интересов, целей, желаний и позиций взаимодействующих субъектов [6, с. 45].

Конфликтная ситуация - это наименьшая целостная неделимая часть конфликта, обладающая всеми его основными свойствами [2, с. 70].

Противоречия между политическими и государственно-административными структурами отражают двоякий характер ориентаций макроуправленче-ской системы. Иными словами, в данном случае мы имеем конфликт принципов и критериев, которые, с одной стороны, ориентируют деятельность государственных институтов на закрепление и стабилизацию политической власти, а с другой - нацелены на макроэкономическое регулирование общественных отношений. Подобные ситуации чаще всего складываются в условиях переходного периода, когда государственная власть подвергается мощному давлению со стороны оппозиционных сил или отдельных государственных структур. (Вспомним, как в 1994 г. глава Госкомимущества РФ открыто выступил против курса Президента и правительства в области приватизации) [2, с. 70].

Если «мятежные» ведомства поддерживает оппозиция или же конфликт имеет место в преддверии очередных выборов, то спор двух уровней государственной власти способен перерасти в открытое политическое противоборство, следствием которого, по крайней мере, теоретически, может стать падение существующего режима. Следует иметь в виду и то, что в настоящее время немало высших и средних чиновников центральных органов государственного управления подолгу службы вынуждены решать не только сугубо административные, но и политические задачи. По сути дела подобные чиновники де-факто исполняют функции политической элиты. Макроэкономические подходы в их деятельности естественным образом переплетены с политическими. В результате в сложноорганизованных обществах объективно складываются механизмы, снижающие вероятность возникновения конфликтов между политическими и государственно-административными субъектами.

В общем виде в возникновении конфликтов можно выделить две стороны - объективную и субъективную. Значительная часть конфликтов представляет собой результат объективных, не зависящих от воли конфликтующих сторон противоречий.

Объективное начало в возникновении конфликтов связано со сложной, противоречивой ситуацией. Нечеткое разделение полномочий, функций, от-

Конфликты как объект государственного управления

183

ветственности, нехватка ресурсов объективно являются предпосылками для возникновения конфликтных ситуаций. Работа в таких неопределенных условиях, независимо от персональных качеств служащих и отношений в коллективе, увеличивает вероятность возникновения конфликтов. В многоуровневых системах управления со сложными отношениями и связями между элементами системы вероятность конфликтов значительно увеличивается. Отсутствие необходимой нормативной базы или ее несовершенство также вызывает увеличение числа конфликтов.

Объективность конфликтных ситуаций может быть подтверждена тем, что конфликт остается, несмотря на то, что работники на определенных должностях менялись. То есть независимо от конкретных особенностей людей, втянутых в конфликт, суть конфликта определялась той противоречивой ситуацией, в которой оказались его участники.

Устранение конфликтов, вызванных такими причинами, возможно только путем изменения объективной ситуации. В этих случаях конфликты выполняют своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в системе управления. Полное отсутствие конфликтов внутри организации -условие не только невозможное, но и часто нежелательное. Даже в организации, система управления которой построена наиболее эффективным образом, неизбежно будут возникать конфликты по поводу выбора целей и использования ограниченных ресурсов. Важно просто не допускать того, чтобы конфликты приводили к снижению эффективности управления. Рассматривая конфликты в муниципальном образовании с подобной точки зрения, можно отметить следующие положительные стороны конфликтов: получение информации о потребностях и интересах населения; создание и поддержание баланса сил в местном сообществе и в органах местного самоуправления; конфликты дают импульс нормотворчеству; конфликты способствуют созданию новых муниципальных служб, подразделений, реорганизации старых.

Различают внешние и внутренние конфликты. Внешние конфликты порождаются столкновением интересов органов местного самоуправления с другими органами власти и организациями. Внутренние конфликты могут возникать вследствие противоречивости интересов отдельных подразделений, групп или личностей внутри муниципального образования. Причины этих конфликтов разнообразны: недостаточная мотивация, нерациональное распределение власти внутри организации, нарушение чьих-то интересов конкретным управленческим решением и др.

Таким образом, государственная сфера представляет собой весьма неравновесную биполярную систему. С одной стороны, в плоскости структурно закрепленных и нормативно определенных отношений между институтами и структурами управления она отводит конфликту роль вторичного, слабо влияющего на исполнение служащими своих функций источника самодвижения и развития. С другой - будучи структурно и функционально раздробленной системой, сохраняющей свою целостность не только на ос-

184 ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ

новании внутренних норм, процедур и законов, но и с учетом хаотического столкновения воль, интересов и влияний, как собственных элементов, так и взаимодействующих с ними внешних структур (частного сектора, СМИ, общественных организаций и т.д.), она создает дополнительные возможности - для возникновения разнообразных конфликтов и противоречий, самым существенным образом определяющих ее динамику и эволюцию.

Из сказанного следует, что использование государственными структурами законодательно-правовых методов функционирования и типичный для них по преимуществу нормативный характер внешних и внутренних связей позволяет им при урегулировании конфликтов практически всегда избегать тупиковых вариантов как внутри системы, так и в отношениях государства с обществом в целом. Так что сфера макроуправления лишь в редких случаях способна инициировать губительные для государства и социума конфликты. Или, говоря точнее, разрушительные для общества формы конкурентного взаимодействия могут возникать здесь лишь в том случае, если стороны будут отходить от правовых и законодательных средств урегулирования спора (Правомерность подобного утверждения прекрасно иллюстрируют события октября 1993 г. в России) [3, с. 334].

Список литературы:

1. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» (в редакции федеральных законов от 11.11.2003 № 141-ФЗ, 06.07.2006 № 105-ФЗ, от 01.12.2007 №309-ФЗ). - М.: Омега-Л., 2008.

2. Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 года № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской федерации 2009-2013 годы» // Российская газета. - 2009. - № 43.

3. Алексеев О.А. Методологическое введение в основы управления конфликтами // Ядкяр. - 2007. - № 3. - С. 76.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: 2008. - 73 с.

5. Бородкин Ф.М. Коряк Н.М. Внимание: конфликт. - М. «Наука», 2006.

6. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: 2003. - 123 с.

ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

© Шведова С.А.*

Филиал Северо-Кавказского федерального университета, г. Пятигорск

Конфликты в государственно-административной сфере имеют свои особенности и играют чрезвычайно важную роль. Они сигнализируют

* Доцент кафедры Государственного и муниципального управления, кандидат социологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.