Научная статья на тему 'Угрозы стабильности в российских регионах и возможности использования примирительных процедур в этнобытовых конфликтах (на примере республики Татарстан)'

Угрозы стабильности в российских регионах и возможности использования примирительных процедур в этнобытовых конфликтах (на примере республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
404
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / НЕКОНТРОЛИРУЕМАЯ МИГРАЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-СИЛОВЫЕ РЕСУРСЫ / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ / ЭТНОБЫТОВОЙ КОНФЛИКТ / ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ETNODOMESTIC CONFLICT / REGIONAL PRACTICES / UNCONTROLLED MIGRATION / ADMINISTRATIVE AND POLICE RESOURCES / CONCILIATION / CONFLICT MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Большаков Андрей Георгиевич, Маврин Олег Викторович

В статье рассматриваются этнобытовые конфликты в современных российских регионах. В качестве примера анализируется Республика Татарстан, где власти удачно справляются с существующими проблемами, применяя для этого преимущественного административно-силовые ресурсы и профилактические меры. В других регионах положение не столь благополучно. В настоящее время в практиках российских регионов отсутствует использование примирительных процедур, что позволило бы сделать процесс управления этнобытовыми конфликтами более эффективным, снизить издержки этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Threat to stability in the Russian regions and the possibility of using mediation procedures in etnodomestic conflicts (for example, the Republic of Tatarstan)

This paper discusses etnodomestic conflicts in modern Russian regions. As an example, analyzes the Republic of Tatarstan, where the authorities have successfully cope with the existing problems by applying for this pre-emptive administrative and police resources and preventive measures. In other regions, the situation is not so well. Currently, the practice of Russian regions no use of conciliation procedures, which would make the process of conflict management etnodomestic more efficient, reduce costs of this process.

Текст научной работы на тему «Угрозы стабильности в российских регионах и возможности использования примирительных процедур в этнобытовых конфликтах (на примере республики Татарстан)»

Секция 6. Политология

2. Путин предложил Европе экономический альянс от Владивостока до Лиссабона [Электронный ресурс]. URL: http://lenta.ru/news/2010/П/25/wirtschaft_(дата обращения: 24.08.2014).

3. Судьба континентальной интеграции зависит от России [Электронный ресурс]. URL: http://www.opec. ru/1665844.html (дата обращения: 24.08.2014).

Bolshakov Andrew Gyeorgievich, Doctor of Political Science, Professor, Head of the Department of Conflict Studies

E-mail: bolshakov_andrei@mail.ru Mavrin Oleg Viktorovich, PhD in Sociology, Associate Professor of the Department of Conflict Studies,

Institute Social Sciences and Communications Kazan (Volga Region) Federal University E-mail: mavrin_oleg@mail.ru

Threat to stability in the Russian regions and the possibility of using mediation procedures in etnodomestic conflicts (for example, the Republic of Tatarstan)

Abstract: this paper discusses etnodomestic conflicts in modern Russian regions. As an example, analyzes the Republic of Tatarstan, where the authorities have successfully cope with the existing problems by applying for this pre-emptive administrative and police resources and preventive measures. In other regions, the situation is not so well. Currently, the practice of Russian regions no use of conciliation procedures, which would make the process of conflict management etnodomestic more efficient, reduce costs of this process.

Keywords: etnodomestic conflict, regional practices, uncontrolled migration, administrative and police resources, conciliation, conflict management.

Большаков Андрей Георгиевич, заведующий кафедрой конфликтологии, E-mail: bolshakov_andrei@mail.ru Маврин Олег Викторович доцент кафедры конфликтологии, Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета

E-mail: mavrin_oleg@mail.ru

Угрозы стабильности в российских регионах и возможности использования примирительных процедур в этнобытовых конфликтах (на примере Республики Татарстан)

Аннотация: В статье рассматриваются этнобытовые конфликты в современных российских регионах. В качестве примера анализируется Республика Татарстан, где власти удачно справляются с существующими проблемами, применяя для этого преимущественного административно-силовые ресурсы и профилактические меры. В других регионах положение не столь благополучно. В настоящее время в практиках российских регионов отсутствует использование примирительных процедур, что позволило бы сделать процесс управления этнобытовыми конфликтами более эффективным, снизить издержки этого процесса.

Ключевые слова: этнобытовой конфликт, региональные практики, неконтролируемая миграция, административно-силовые ресурсы, примирительные процедуры, управление конфликтом.

Конфликты в постсоветской России являют- происходит изменение характера этнических конфлик-ся нормой общественной жизни. В последние годы тов в современной России. Противоречия статусного

157

Section 6. Political science

характера, территориальные конфликты, языковые противоборства, исторические обиды постепенно отходят на второй план. Основными постепенно становятся этнические конфликты, которые связаны со столкновением интересов старожильческого населения и мигрантов.

Территории, на которых распространены этнические конфликты, постепенно расширяются. Если раньше конфликты были связаны преимущественно с Югом России и, прежде всего, Северным Кавказом, то в настоящее время они характерны для ряда регионов Поволжья, Северо-Запада и Центра России, Москвы, Санкт-Петербурга, точки напряжения и конфликтности присутствуют в ряде субъектов федерации Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Этнические конфликты постоянно расширяют сферу своего распространения, их пока можно отнести к столкновениям малой интенсивности. В них четко выражена бытовая подоплека и относительно часто присутствует криминализация. Этнический, религиозный, бытовой, криминальный факторы очень часто присутствуют одновременно в одном конфликте, поэтому ученые не выработали четкой схемы анализа подобных противоборств. Отсутствует и общепринятая терминология в обозначении данных конфликтов. Их называют: «этническими», «этнорелигиозными», «этнополитическими», «межэтническими» и «криминально-бытовыми» конфликтами. Одним из наиболее адекватных современных названий является понятие — «этнобытовые конфликты». Однако оно пока фактически не введено в научный дискурс.

Интересно, что рост напряженности и конфликтности стал характерен в последние годы для ряда регионов, которые считались до этого спокойными и стабильными. Не стала исключением из этого правила и Республика Татарстан, которая использовала имидж «территории межконфессионального и межэтнического согласия» для получения больших зарубежных и российских инвестиций, денежных трансфертов из ряда федеральных программ. Потенциальная потеря привлекательности за рубежом и в России заставляет власти Республики Татарстан предпринимать активные действия по укреплению стабильности, отражению информационных атак на регион, выявлению угроз безопасности данному субъекту федерации.

Этнические конфликты в Татарстане выступают индикаторами протестов некоторых старожильческих групп населения, которые не встроены в социальноэкономическую модель региона. Нельзя сбрасывать

со счетов и фактор влияния зарубежных исламских государств на развитие ситуации в Татарстане, неконтролируемую миграцию, которая значительно усилилась в последние пять-семь лет и отсутствие рычагов воздействия у республиканских властей на миграционную политику общероссийского масштаба.

Российские регионы фактически оказались заложниками противоречий в миграционной сфере, где России, с одной стороны, необходимо для привлечения союзников либерализировать свою политику по отношению к миграционным потокам ряда постсоветских стран, а, с другой стороны, объемы миграционных потоков (прежде всего, незаконных, нелегальных мигрантов) дестабилизируют внутреннюю обстановку в России, угрожают ее государственной безопасности. Конфликты в Кондопоге, Сагре, Пугачеве, Арзамасе и ряде других населенных пунктов носят исключительно деструктивный характер.

Жесткое противостояние жителей, властей, мигрантов, криминалитета, националистов в Бирюлево продемонстрировало пределы административно-силовых действий властей по разрешению ситуации. Необходим комплекс мер для управления миграционной ситуацией и межэтническими отношениями старожильческого населения и приезжих в России. Стратегия и тактика новых подходов еще только формируется в практиках современного российского общества.

Этнобытовые конфликты в Республике Татарстан и их влияние на стабильность региона

В 2012 году в Татарстане был осуществлен теракт против двух руководителей традиционного ислама в республике, последующие события и спецоперации федералов против боевиков получили большой резонанс в общественном мнении и СМИ. Менее известна ситуация с несколькими конфликтами, которые произошли в 2012-2013 гг. в Рыбно-Слободском, Нурлатском районах, г. Альметьевске Республики Татарстан. Все эти конфликты первоначально возникли на бытовом уровне, имели значительную криминальную составляюшую, позволили группам граждан конструировать в Интернете и СМИ противостояние между старожильческим населением (русскими, татарами, чувашами, марийцами и др.) и мигрантами из Таджикистана, Азербайджана, российского Дагестана на этнической основе.

Все ситуации удалось локализовать, в том числе и с помощью силовых действий властей, но конфликтные противоречия остались. По своей сути данные противостояния стоят в одном ряду с конфликтами

158

Секция 6. Политология

в других регионах России, которые известны не только ученым, но и широкой общественности, стали фактически нарицательными (например, «Кондопога»).

С 2010 года в республике выработалась достаточно четкая схема реагирования силовых структур на деструктивные конфликты, террористические опасности, проявления экстремизма. Предотвращением терактов, захват и уничтожение террористов находятся в ведении ФСБ. Очень часто спецоперации проводят подразделения этого ведомства, вызванные из федерального центра. Проявления экстремизма, массовые драки обычно подавляются силами МВД, прежде всего, ОМОНа. Операции проводятся, как правило, при поддержке вертолетами с воздуха, которые осуществляют патрулирование больших территорий.

После завершения силовых фаз операций органы власти и управления республики используют различные правовые и административные меры для проведения расследования и стабилизации ситуации. Органы государственной власти и управления региона пытались управлять вышеописанными конфликтами и делали это достаточно успешно. Районные руководители различного ранга, которые не справились со своими обязанностями, не могли грамотно действовать в ситуации конфликта, были постепенно отстранены от своих должностей, а в республике стала осуществляться политика «расселения», суть которой сводится к недопущению образования анклавных поселений мигрантов.

Теперь местные власти, по разным основаниям, вынуждены отказывать гражданам в приобретении земли, собственности, если они являются мигрантами и не имеют отношения к старожильческим группам населения. Такая политика достаточно эффективна, является фактически единственно возможной на республиканском уровне, поскольку миграционное законодательство и его регулирование находится в исключительной компетенции федерального центра. Однако нормы закона соблюдаются при такой политике не всегда. Прокуратура Республики Татарстан, УФМС Российской Федерации по Республике Татарстан часто не реагируют на жалобы, и не всегда защищают интересы мигрантов.

Понятно, что эффективность подобной политики достаточно велика, но она не может осуществляться постоянно, оспаривается мигрантами в российских судах. До сих пор не выработаны алгоритмы действий властей по отношению к тем мигрантам, которые уже живут на территории Татарстана. Кроме

того, появление больших общин армян или аварцев в районах (особенно это характерно для юго-востока республики) воспринимается местным населением негативно и может вызвать социальную напряженность, хотя очень многие из этих мигрантов являются гражданами России.

Все методы, которые используются властями Республики Татарстан, носят силовой или административный характер. Они действенны на определенное время, эффективны в ситуации обострения конфликтов, их применение осуществляется без лишней жесткости, при минимальном использовании оружия и специальных средств. Тем не менее, на мой взгляд, весь данный набор средств недостаточен при предупреждении потенциальных столкновений, при регулировании и разрешении конфликтных ситуаций.

Для получения эффективных результатов управления конфликтами, сглаживания последствий террористической и экстремистской деятельности необходима система конфликтологической экспертизы, включающей мониторинг ситуаций социального напряжения, а так же применение комплекса согласительных процедур. Они могут помочь при налаживании коммуникаций, расширить круг потенциальных участников межкультурного диалога, определить технологии взаимодействия между руководителями района, сельских поселений, представителями правоохранительных органов, старожильческих общественных организаций, средств массовой информации, общин мигрантов.

Примирительные процедуры в процессе управления конфликтами

Мировая и российская практики показывают, что использование только административных и силовых мер со стороны различных органов власти или общественных организаций не приводит к желаемым результатам. Эффект может быть достигнут, если включается ресурс гражданского общества во взаимодействии с властью. Примирительные процедуры в таких случаях становятся реалистичным и действенным механизмом досудебного урегулирования споров. Этнические конфликты относятся к категории наиболее ригидных противостояний, которые не снимаются только административными действиями. Примирительные процедуры характеризуются тем, что переводят договоренности на уровень субъектов конфликта с участием доверительной и компетентной третьей стороны.

В центре внимания данной статьи находится, прежде всего, культура посредничества в регулирования

159

Section 6. Political science

этно-бытовых конфликтов. Использование некоторых видов посредничества в регулировании подобных конфликтов может способствовать как снижению социальной напряженности, так и возникновению потенциальных конфликтных ситуаций. В своей деятельности посреднические структуры следуют общепринятому подходу к регулированию межэтнических и межконфессиональных отношений, стратегической целью которых является установление и сохранение социального порядка и согласия в обществе. Порядок ненасильственного разрешения религиозных и этнических конфликтов должен устанавливаться государством. В целом такие конфликты разрешаются: путем посреднических процедур разбирательства или путем рассмотрения судебными или административными органами государственной власти и управления.

Применение этих способов может быть различным; в разных ситуациях они могут заменять либо исключать друг друга, а также осуществляться последовательно. В регулировании этнических конфликтов выделяют два основных метода: судебный и внесудебный. В рамках внесудебного способа регулирования конфликтов выделяется целый ряд посреднических процедур.

Посреднические процедуры принято разделять на несколько составляющих: третейский суд, согласительная процедура, консилиация, медиация, неформальное содействие, экспертная оценка проблемы или консультация. В целом, посредничество может быть принудительным и добровольным. При принудительном посредничестве присутствие сторон конфликта, их участие в процедуре примирения является обязательным. Во втором случае посредничество необязательно, и стороны могут отказаться от него [1, 280]. В данном случае оно будет более результативным, поскольку добровольно соглашаясь на процедуру разрешения спора стороны психологически уже готовы пойти на уступки и договариваться о чем-либо.

Разрешение конфликта на каждой из стадий может быть самостоятельным и исчерпывающим либо осуществляется последовательно. На стадии примирения оппонентов в разбирательство вступает лицо, либо орган, нейтральный по отношению к сторонам конфликта, чтобы помочь субъектам противостояния беспристрастно выработать адекватное соглашение, удовлетворяющее всех участников конфликта. Посредник должен способствовать достижению согласия между ними, его деятельность носит исключительно рекомендательный характер. Окончательное решение по существу спора принимают

сами стороны конфликта, поскольку они являются наилучшими экспертами в нем.

Посредничество может осуществляться как единолично, так и коллегиально. Иногда индивидуальное и коллективное посредничество представляют собой последовательные стадии процесса примирения: при невозможности урегулировать конфликт с помощью индивидуального посредника он передается на рассмотрение коллегии.

В качестве посредника могут выступать как частные, так и должностные лица. Они могут назначаться для рассмотрения данной конкретной конфликтной ситуации, либо действовать постоянно для рассмотрения определенных категорий неурегулированных споров. Однако во всех случаях кандидатуры посредников должны быть согласованы со сторонами конфликтов, что в свою очередь уже будет небольшим положительным шагом в направлении сближения их позиций.

Таким образом, можно предположить, что наиболее распространенным видом посредничества в регулировании этнических конфликтов может выступать согласительная процедура, поскольку ее особенностью является сбор фактов, аргументов, неизвестной оппонентам информации и выработка рекомендаций, необязательных к исполнению, но достаточно значимых, чтобы склонить стороны к принятию соглашения. В данном случае, для дальнейшей проработки исследования перспективно дополнять теоретический материал результатами прикладных данных, подтверждающих обозначаемую здесь гипотезу.

Примирительные процедуры в практиках решения региональных конфликтов

Принятие Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в декабре 2012 года повлекло разработку ряда концепций на региональном уровне. Эти документы были скорректированы с целью приведения их в соответствие с российской Стратегией, основной упор в них был сделан другими народами, которые населяют республику.

Для введения в действие положений программных документов федерального и регионального уровня необходима система технологий. В качестве таковых, на мой взгляд, выступают примирительные процедуры: переговоры, медиация, арбитраж, фаси-литация и др. Каждая из них имеет свои возможности и издержки. В настоящее время среди методов регулирования этнобытовых конфликтов преобладают бюрократические практики, силовые меры различного характера, попытки решения проблем

160

Секция 6. Политология

на основе существующего законодательства. Это обеспечивает определенный эффект, но помогает скорее «заморозить» конфликт, чем двигаться к его урегулированию.

Понятно, что примирительные процедуры не всегда эффективны, их применение зависит от конкретной ситуации в конфликте, но постоянный диалог власти, общества, конфликтующих групп необходим. На мой взгляд, примирительные процедуры — это адекватная альтернатива бездействию муниципальных органов власти и управления, силовым методам государства, митинговой анархии, самосуду толпы и т. п. Использование примирительных процедур — это институционализация диалога различных субъектов конфликта, которая в совокупности с уже предпринятыми мерами может существенно изменить ситуацию в сторону уменьшения негативной конфликтности [2, 147-186].

В ряде субъектов Российской Федерации этнические столкновения тесно переплетены с криминально-бытовыми конфликтами. Объективные тенденции в современной России свидетельствуют об усилении этнического самосознания, росте разнообразия этнических общностей и усложнении форм и характера взаимоотношений между ними.

С другой стороны, стремительно нарастает кон-фликтогенность фактора миграции на территориях с большим наплывом вынужденных мигрантов. Массовые драки на этнической почве, противостояние старожильческого населения и приехавших мигрантов стали свидетельствовать о неэффективности государственной политики, делающей основную ставку на административные методы управления в рамках привычных подходов «вертикализации власти». Примеры конфликтов в Бирюлево, Пугачеве, Арзамасе и других населенных пунктов в 2013 году являются нарицательными в этом смысле.

Теряются навыки уважительного отношения к межэтническому диалогу, культуре общежития. Стало проявляться отсутствие целенаправленной всесторонней работы по упреждению и профилактике этнических противоречий, обучению институционализированным процедурам и приемам их регулирования. Упование исключительно на силовые структуры государства в урегулировании конфликтов не приносят должного эффекта, конфликтная напряженность только возрастает, а методы ее регулирования, предупреждения и т. п. не применяются. Очень часто конфликты замалчиваются местными жителями, органами власти, муниципальными СМИ

с надеждой, что о них никто не узнает, а они скоро закончатся сами собой.

Общественные организации России, общественное мнение пока не оказывает действенного влияния на существующие противоречия и конфликты. Их организационный и интеллектуальный потенциал слабо используется органами исполнительной власти.

Требуется осознание очевидного факта, что невозможно снижение этносоциальной напряженности без активного сотрудничества со структурами гражданского общества. Обращение к его ресурсам позволит привить навыки использования механизмов технологий примирительных процедур для предотвращения и урегулирования конфессиональных и этнических конфликтов, даст возможность наметить пути сотрудничества и объединения усилий научного сообщества, некоммерческих организаций, представителей власти, бизнеса, силовых структур.

Основная проблема, на снижение остроты которой должны быть направлены усилия современной конфликтологии, заключается в том, чтобы устранить возникшее противоречие. С одной стороны, имеется богатый прикладной опыт анализа, урегулирования и разрешения этнических и криминально-бытовых конфликтов, а также существуют носители знаний по данному направлению — региональные конфликтологи и медиаторы, но их опыт слабо востребован на практике. С другой стороны, в разрешении нарастающих межэтнических напряжений начинает преобладать силовые методы регулирования конфликтов, что не приводит к ослаблению ситуаций конфронтации, а отодвигает их потенциальное разрешение во времени, усиливая эффект «скороварки», выпуск пара из которой можно привести к разрушительным последствиям.

Ослабление этого противоречия может быть достигнуто посредством повышения информированности представителей гражданского общества и власти о возможностях примирительных процедур в профилактике и урегулировании межэтнических противостояний, обучения и формирования навыков использования механизмов диалога и примирения конфликтующих сторон, создания переговорных площадок для такой работы.

Примирительные процедуры — альтернатива силовым методам государства, мерам превентивной государственной политики в социальной сфере. Использование примирительных процедур — это институционализация диалога потенциальных или реальных субъектов конфликта. Активизация

161

Section 6. Political science

примирительных процедур, на мой взгляд, содействует становлению прикладной конфликтологии и когорте специалистов-миротворцев, что будет способствовать снижению социальной напряженности в обществе и готовности к управлению новыми конфликтными ситуациями.

Вернемся к этнобытовым конфликтам в Татарстане. Для них характерны локальные территории возникновения и протекания, адекватные административно-силовые меры властей, государственное влияние на контент средств массовой информации, толерантная ментальность старожильческого населения, которое привыкло жить в условиях постоянного межэтнического диалога. Дестабилизировать ситуацию в Республике Татарстан подобные конфликты не в состоянии, но важно постоянно держать ситуацию под контролем и не давать возможностей для роста интенсивности и масштабов локальных противостояний.

В настоящее время существующие официальные институты политической системы в Республике Татарстан не справляются до конца с функцией представительства разнообразных общественных интересов. Институты гражданского общества не вышли из стадии своего формирования, не всегда эффективны для принятия решений, но они усиливают давление на власть в вопросах социальной безопасности, добровольчества, развития некоммерческих проектов общественной значимости. Именно развитое гражданское общество может способствовать предупреждению деструктивной конфликтности и поддержанию межкультурного диалога.

Политическая система Республики Татарстан способна поддерживать постоянную стабильность в обществе, но не может быть интегратором и выразителем всех настроений и интересов социума. Часть граждан выражают свои интересы в волнообразной

протестной активности, у небольшой части граждан она носит противоправный характер и противоречит основам конституционного устройства России. Подобная ситуация может дестабилизировать существующее положение и может закончиться неконтролируемым кризисом регионального сообщества, потерей управляемости общественными и политическими процессами.

Этно бытовые конфликты последних лет носили в целом деструктивный характер, поэтому грамотное управление ими требует дальнейших усилий структур гражданского общества и властей [2, 99-146]. Угрозы терроризма, экстремизма и деструктивной конфликтности должны быть в постоянном фокусе внимания ученых республики. Грамотное и системное противодействие возникающим рискам и угрозам позволит полностью стабилизировать ситуацию, избежать развития событий по «северокавказскому сценарию», интенсивной конфликтности с жертвами, беженцами и материальными разрушениями [3, 126-140].

Таким образом, практики российских регионов в целом и Республики Татарстан, в частности, свидетельствуют, что применяемый арсенал силовых и административных методов управления этническими конфликтами недостаточен. Наиважнейшим институтом, который смог бы корректировать действия государства при регулировании деструктивных конфликтов могли бы стать согласительные процедуры. Их внедрение расширило бы возможности традиционного межкультурного диалога в республики, позволило бы привлечь к позитивной деятельности на благо региона сообщество прикладных конфликтологов, усилило возможности для представительства различных точек зрения на этнорелигиозные проблемы, которые не противоречат нормам законодательства и традициям межкультурного согласия.

Список литературы:

1. Шаленко В. Н. Трудовые конфликты: методология, теория и управление. Монография. - М.: АПК ППРО, - 2008.

2. Зайцев А. В. Диалогика гражданского общества. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, - 2013.

3. Колесник Н. В. Консолидация российского общества: социальные возможности региональных элит//Ус-ловия и возможности консолидации российского общества. Сборник научных трудов СИ РАН/отв. ред.: А. В. Дука, И. И. Елисеева. - СПб.: Нестор-История, - 2010.

162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.