Научная статья на тему 'Позитивная природа конфликта и конфлитогенность журналистского текста (Рецензирована)'

Позитивная природа конфликта и конфлитогенность журналистского текста (Рецензирована) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
510
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ / ПРОТИВОРЕЧИЕ / БОРЬБА / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ СПОР / ЖУРНАЛИСТИКА / РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА / СМИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коваленко Дмитрий Александрович

Целью данной статьи является определение взаимосвязей между конфликтогенными факторами журналистского текста, а также выявление особенностей природы лингвистических конфликтов, возникающих в материалах средств массовой информации и являющих собой одну из движущих сил развития журналистского знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Позитивная природа конфликта и конфлитогенность журналистского текста (Рецензирована)»

Журналистика

УДК 316.77 ББК 76.0 К 56

Коваленко Д.А. Позитивная природа конфликта и конфлитогенность журналистского текста

(Рецензирована)

Аннотация:

Целью данной статьи является определение взаимосвязей между конфликтогенными факторами журналистского текста, а также выявление особенностей природы лингвистических конфликтов, возникающих в материалах средств массовой информации и являющих собой одну из движущих сил развития журналистского знания.

Ключевые слова:

Конфликт, конфликтная ситуация, конфликтогенность, противоречие, борьба, лингвистический конфликт, информационный спор, журналистика, разрешение конфликта, СМИ.

Kovalenko D.A. The positive nature of the conflict and conflict - arising factors of the journalistic text

Abstract:

The purpose of this paper is to define interrelations between conflict-arising factors of the journalistic text, as well as to reveal features of the nature of the linguistic conflicts arising in materials of mass media and being one of the motive forces of development of journalistic knowledge.

Keywords:

The conflict, conflict situation, conflict-arising factors, the contradiction, struggle, the linguistic conflict, information dispute, journalism, the resolution of conflict, mass-media.

Одной из центральных категорий современной диалектики является противоречие, которое связано с многообразием элементов единого целого. При этом противоречие представляет собой отношение особого рода между этими элементами целого, возникающее при появлении всякой рассогласованности, несоответствия в структуре целого. А поскольку абсолютно устойчивого соответствия ни в одном реальном предмете нет, постольку противоречие носит универсальный характер, а мир находится в постоянном движении и развитии.

Таким образом, категория противоречия связана с изучением источника всякого движения, изменения и развития, который современная диалектика видит в сущности самих предметов. С универсальностью противоречия связан и всеобщий характер конфликта, выступающего как одно из состояний или свойств противоречия. Конфликт в данной связи может быть представлен как «момент обострения в развитии противоречия, как проявление одного из его состояний или свойств» [1: 3].

Категория борьбы дополняет понятие противоречия, конкретизируя характер взаимоотношений его противоположных сторон. Борьба также является одним из основных понятий диалектики. Его содержание включает в себя не только сам момент борьбы противоположных сил, но и момент их сосуществования, которым и обеспечивается целостность процесса.

Одна из первых попыток рационально обосновать позитивную роль борьбы в процессе общественного развития принадлежит античному философу Гераклиту. Именно он впервые представляет конфликт «как атрибут общественной жизни, непременное и важное условие общественного развития» [2: 8].

Так как противоречия существовали всегда, надо понимать, что конфликты будут возникать постоянно, поэтому важно научиться их прогнозировать и разрешать. Обратимся, прежде всего, к определению дефиниции конфликта. Большой энциклопедический словарь дает наиболее общее определение: «Конфликт (от лат. сопШйш - столкновение) - это столкновение сторон, мнений, сил» [3: 567]. Исходя из понимания конфликта как проявления одного из свойств противоречия, можно представить конфликт как процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из его участников. Таким образом, для возникновения конфликта необходимо наличие ряда факторов, способствующих развитию и вскрытию конфликта, провоцирующих людей на обострение противоречий: наличие проблемы (противоречия), конфликтной ситуации, участников конфликта и инцидента. Заметим, что все эти конфликтогенные факторы находят свое место в журналистских материалах, порождая лингвистические конфликты и провоцируя информационные споры.

Следует также отметить, что конфликт не существует как вещь, независимо от индивида. С ним нельзя столкнуться, как с другим человеком, на него нельзя натолкнуться, как на стенку, в него нельзя попасть, как в комнату, и т.д. Конфликт - это одна из необходимых атрибутивных характеристик любого взаимодействия: как внешнего - с другим человеком, другими людьми, так и внутреннего - с собой.

Многие исследователи полагают, что любое взаимодействие можно квалифицировать как конфликтное. Все зависит от того, представляет ли какую-либо трудность его осуществление. «Если взаимодействие реализуется по известным схемам и с автоматизированным привлечением имеющегося ресурса, мы не фиксируем его конфликтный аспект. Он просто нуждается во внимании, так как конфликт разрешается как бы сам собой. Точно так же мы не фиксируем операциональный аспект любого действия. Он выступает как условие этого действия. Это ведь не значит, что его нет» [4: 39].

Наиболее широкие толкования понятия «конфликт» довольно часто идентифицируют его как борьбу противоположностей, присущую любому взаимодействию людей. Такую точку зрения подверг резкой критике психолог Ф.М. Бородкин, который предположил, что в этом случае всякую борьбу за свое существование любых живых организмов, начиная с простейших, мы вынуждены будем объявить конфликтом. В то же время приписывание конфликтному взаимодействию категории цели позволяет выделять в качестве конфликтующих сторон только те, которые способны к целесообразному, сознательному поведению, то есть к осознанию своей позиции, позиций других участников конфликта, планированию своих действий, сознательному использованию средств. По мнению Ф.М. Бородкина, «угроза конфликта со стороны «своих» должна быть одним из самых древних и интимных механизмов стимулирования определенного поведения, так же как и поощрение» [5: 40]. При этом избежание конфликта, выступающее во многих случаях мотивом деятельности, может быть как прямым уходом в сторону, покиданием арены борьбы, так и конструктивным устранением самой конфликтной ситуации за счет ее обновления или уничтожения.

Практически все исследователи конфликта, начиная с К. Маркса и Г. Зиммеля, считали, что его главной функцией является «обеспечение единства столкнувшихся сил (действий) в их стремлении к преодолению любого дуализма, даже если оно достигается ценой уничтожения одного из участников взаимодействия» [6: 231]. Однако позитивная функция довольно скоро отошла на второй план, несмотря на постоянные напоминания наиболее последовательных и щепетильных исследователей. Распространение разрушительной, деструктивной функции конфликта является, по сути, попыткой сведения конфликта к психологическим проявлениям противоборства ущемленных в своих

намерениях и интересах, и поэтому испытывающих чувство неудовлетворенности и раздражения в обществе. Примечательно в этом отношении довольно стереотипное противопоставление конфликтов и эффективного общения, которое приводит Е.Н. Иванова. В частности, она пишет: «Конфликты между людьми - явление обычное, а иногда они даже имеют положительное значение» [7: 60].

В общем плане возможность конфликта выступать в конструктивной функции обычно связывается с тем, что конфликт предотвращает «застой» индивидуальной и групповой жизнедеятельности и стимулирует их движение. М. Дойч, автор одного из самых авторитетных на Западе пособий по разрешению конфликтов, например, указывал, что «позитивные последствия конфликта для отдельного человека могут состоять в том, что посредством него будет изжита внутренняя напряженность и канализирована фрустрация». Согласно М. Дойчу, деструктивным конфликт является в том случае, «если его участники недовольны исходом конфликта и чувствуют, что что-то потеряли» [8: 202].

Таким образом, перенося функции конфликта в плоскость лингвоконфликтологии, можно говорить о том, что языковой конфликт будет конструктивным в том случае, если все его участники (автор журналистского материала, его герои и читатели) будут удовлетворены текстом, опубликованным в СМИ. В противном случае журналистский текст может стать поводом для подачи искового заявления и судебного разбирательства. Конфликтогенная ситуация имеет возможность перерасти в конфликт.

Попробуем разобраться в природе самой конфликтной ситуации. Дело в том, что в обыденном сознании под ситуацией чаще всего понимают любые обстоятельства. Однако представление о ситуации, введенное Г. Гегелем, уточняет это понятие. «Сами по себе взятые, такие обстоятельства не представляют интереса и получают значение лишь в их связи с человеком, посредством самосознания которого содержание этих духовных сил деятельно переводится в явление. Лишь под этим углом зрения следует рассматривать внешние обстоятельства, так как их значение зависит лишь от того, что они представляют собой для духа, каким способом они осваиваются индивидами и служат для осуществления внутренних духовных потребностей, целей, умонастроений и вообще определенного характера индивидуальных воплощений... В этом общем ситуация представляет собой состояние, которое приобрело частный характер и стало определенным» [9: 207].

Согласно Г. Гегелю, функция ситуации состоит в придании действительности субъективно значимой определенности и частного характера. Это значит, по сути, что никаких объективных ситуаций не бывает. Всякий раз мы имеем дело с субъективным описанием действительности. И, по всей видимости, необходимость описания действительности в ее частной определенности появляется при возникновении затруднений, противоречий и всевозможных препятствий. Таким образом, ситуацией можно назвать такое описание обстоятельств, которое позволяет «увидеть» это самое затруднение (противоречие) в его определенности и детализированном виде.

Для того чтобы описать ситуацию, необходимо, прежде всего, выделить ее ядро, то есть то самое противоречие, которое появилось в деятельности и теперь требует оформления своего разрешения. Затем нужно определить связанные с этим противоречием другие обстоятельства и задать границы ситуации. Иными словами, следует установить, что связано с возникшим противоречием и должно быть учтено при его разрешении, а что не связано и не должно отвлекать внимания. В этом и состоит функция ситуации.

Конфликтный характер придает ситуации такое противоречие, которое интерпретируется субъектом ситуации как столкновение деятельностей (взглядов, позиций, мнений) во внутреннем или внешнем плане. Собственно ситуация получает статус конфликтной, когда ее ядро образует противоречие, связанное со столкновением. Причем для образования конфликтной ситуации совсем не важны некоторые объективные обстоятельства, достаточно такой субъективной интерпретации. Это означает, что для одного из участников конкретная ситуация представляется как конфликтная, а для другого - нет. И такого рода «асимметрии» - довольно распространенное явление.

Приходится говорить о том, что возможна такая интерпретация ситуации, при которой для одной из сторон существует действительность взаимодействия и в этой действительности есть противоречия, связанные с действиями другой стороны, для другой же стороны такой действительности либо не существует вообще, либо она не содержит в себе противоречий. Это означает, что одна из сторон, присвоив «своей» ситуации статус конфликтной, начнет действовать по ее разрешению. Такого рода действия вполне могут стать причиной новой ситуации, интерпретируемой другой стороной как конфликтной. Понятно, что в этом случае у сторон будут весьма различающиеся по содержанию ситуации, носящие конфликтный характер и внешне имеющие вид якобы общей конфликтной ситуации.

Чаще всего подобные противоречия возникают при интерпретации журналистских текстов, которые по природе своей обязаны быть конфликтогенными, вскрывающими социальные пороки, бичующими общественные недуги. Различие интересов, мнений и взглядов участников коммуникативного акта (в том числе одностороннего) нередко приводит к языковым конфликтам, возникновению информационных споров с участием как самих авторов-журналистов, так и средств массовой информации, опубликовавших материалы. Судебные иски к СМИ, в свою очередь, порождают новые конфликты, содействуют появлению встречных исковых требований.

Таким образом, в нынешних условиях профессиональный журналист должен стремиться к тому, чтобы факторы, способствующие возникновению и развитию конфликта, были в максимальной мере нивелированы, острые и проблемные точки в журналистских материалах сглаживались, а спорные моменты решались без судебного вмешательства.

Примечания:

1. Буртовая Е.В. Конфликтология. М., 2002.

2. Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2009.

3. Большой энциклопедический словарь. М., 2001.

4. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры. М., 2008.

5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.

6. Зиммель Г. Избранное. Т. 1. М., 1996.

7. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. Рига; СПб., 1997.

8. Дойч М. Разрешение конфликта (Конструктивные и деструктивные процессы) // Социально-политический журнал. 1997. № 1.

9. Гегель Г. Эстетика. Т. 1. М., 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.